Что такое диалог культур кратко

Доклад диалог культур сообщение (описание для детей)

Типы, уровни, принципы межкультурного диалога

Механизм взаимодействия культур носит сложный, многосторонний и многоуровневый характер. Типы межкультурного диалога:

  • Взаимодействия субкультур, образующих данную культуру: светской и религиозной, художественной и научной, массовой и элитарной, профессиональной и народной.
  • Диалог культуры с самой собой или с другой культурой, представляющими разные эпохи (в произведениях литературы, искусства).
  • Диалогические связи между этническими, национальными, региональными культурами – взаимный обмен культурным опытом между социальными группами.
  • Диалог локальной культуры с мировой – определение ее как части общечеловеческого достояния, взгляд на самое себя извне.

Культура составляет содержание внутреннего, духовного мира человека. Межкультурные взаимодействия осуществляются через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. Они происходят на 4 уровнях:

  1. Личностном – формирование или трансформация личности индивида под воздействием культурных традиций, «внешних» по отношению к его естественной культурной среде.
  2. Этническом – возникающем между различными локальными культурными общностями, часто в рамках одного социума.
  3. Национальном– культурное взаимодействие обществ и политических элит различных государств.
  4. Цивилизационном – соприкосновение различных типов социальности, систем ценностей, форм культуротворчества.

Диалог культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Он предполагает сопоставление национальных ценностей, взаимное уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального. Диалогические отношения культур строятся на принципах:

  1. Открытости – размыкании границ между культурами, готовности к восприятию воздействий извне.
  2. Процессуальности– диалог это не средство, не цель, а действие, развертывающееся во времени.
  3. Симметрии – внутренние изменения во взаимодействующих культурах происходят равномерно с обеих сторон, одна не подавляет другую.

Диалог культур – необходимое условие их мирного сосуществования и развития. Замкнутость, изолированность культуры ведет к деградации, а открытость – напротив – способствует ее обогащению.

Сообщение другой вариант

Диалог культур — это процесс обмена и взаимодействия между представителями различных культур, направленный на расширение знаний и понимания друг друга. Это необходимо для того, чтобы уважать и ценить культуру других народов, снижать конфликтность и повышать эффективность взаимодействия.

Один из ключевых аспектов диалога культур — это уважение к различиям в культуре. Люди имеют разные ценности, обычаи, религиозные убеждения, и все они должны быть уважаемы

Кроме того, важно осознавать, что наши собственные представления о правильности и неправильности могут отличаться от тех, которые приняты в других культурах

Для успешного диалога культур необходимо умение слушать и понимать друг друга

Важно помнить, что каждый человек имеет свой уникальный опыт и точку зрения, и необходимо проявлять интерес к этому опыту. Нужно стараться видеть мир глазами другого человека и понимать его мотивы

Кроме того, для установления диалога культур часто используются различные способы коммуникации, такие как специальные программы обмена, языковые курсы и т.д. Они помогают людям понимать друг друга и снижать культурные барьеры.

Для успешного диалога культур необходимо умение преодолевать многие препятствия, такие как языковые и культурные различия, стереотипы и предубеждения. Но в результате этого процесса можно достичь глубокого взаимопонимания и уважения друг к другу, что может повысить качество жизни и повысить эффективность взаимодействия между различными культурами.

Взаимодействие, взаимообогащение, взаимосвязь культур

Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур. Она становится основой конкретного отражения объективной реальности, реальности. Духовная культура, отражая и осваивая конкретную реальность, тем самым постигает внутренний смысл явлений жизни. Отражение жизни — основа взаимодействия культур. Национальная культура не может полностью существовать вне взаимодействия с другими культурами. Изоляция культуры от ближних и дальних соседей всегда негативно сказывается на собственном национальном достоинстве и престиже. Взаимодействие приводит к умножению опыта не только собственной национальной культуры, но и других культур, показывает возможность бесконечного и неисчерпаемого знания и художественного воплощения реальности. Взаимодействие направляет и способствует творческому поиску художника, оно является не только условием проявления таланта, но и условием его становления.

В Философской энциклопедии взаимодействие определяется как «универсальная форма общения и явления, которые протекают во взаимном изменении». В 1987 году была опубликована диссертация А.Деревянченко «Методологические проблемы изучения взаимодействия культур». Автор рассматривает взаимодействие и диалог как путь развития культуры. Взаимодействие — это процесс обмена

Важной работой на эту тему является монография С. Арутюнова «Народы и культуры

Развитие и взаимодействие». Здесь автор детально анализирует взаимодействия через призму рассмотрения плотности информационной сети конкретной культуры: чем «плотнее» сеть, тем дольше культура «помнит» новшество и идентифицирует его как инновацию. В 1991 году в Новосибирске была издана коллективная монография С. Ларченко и С. Это крупный труд на тему культурного взаимодействия.

В. Шапинский предлагает использовать теорию маржинальности в культуре, установленную Делезом и Гваттери, когда взаимодействие происходит именно на маргинальном уровне, который является общим для всех культурных групп. Эта парадигма, т.е. выявление общего и особенного в отдельных различаемых культурах, является основным направлением исследователей в проблеме взаимодействия культур в современной науке. В противном случае проблема интерпретируется как идентификация ядра и периферии культуры.

До конца 1980-х годов основным направлением взаимодействия культур был их синтез; с 1990-х годов доминирующим направлением является культурный плюрализм, признание реального разнообразия культурно-исторических систем и диалогических принципов их взаимодействия. Однако концепция этноплюрализма учитывает интересы и права народов как этнокультурных сообществ, а не как индивидуумов, как это типично для либерального подхода. В целом процессы взаимодействия культур сложнее, чем это понималось ранее, когда предполагалось, что происходит прямая «накачка» достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что логически приводило к выводу о взаимодействии культур как источнике прогресса. В настоящее время активно исследуется вопрос о границах культуры, ее ядре и периферии.

С. Ларченко и С. Еремин делят все взаимодействия на три типа: 1. прямые межкультурные взаимодействия; 2. промежуточные взаимодействия; 3. взаимодействия социальных организмов, находящихся на разных стадиях формообразующего развития. Это приводит к выводу о том, что социально-экономические основы не лежат в основе уникальности культур, но их особенности следует искать не извне, а внутри культур, исследуя процессы их формирования и функционирования. Н. Коновалова в своей диссертационной работе «Диалог Востока и Запада как творческое сосуществование культур (историко-методологический анализ)» утверждает, что в основе межличностного взаимодействия всегда лежат социокультурные основы. Межкультурное взаимодействие не может происходить иначе, чем через взаимодействие отдельных мировоззрений. Такой вывод делает А. Аблажей в своей диссертации «Методологический анализ проблемы взаимодействия культур», защищенной в 1994 г. в Новосибирске.

Проблемы диалогических отношений

Древнегреческие философы — софисты, Сократ, Платон, Аристотель и философы эллинистического периода — занимались проблемами диалога. Пространство диалога было создано ими на основе интеллектуальной культуры, которая основана на признании плюрализма мнений, равенства точек зрения, признании универсальных принципов, свободы и ценности личности и общества в целом. В средние века диалог использовался главным образом в моральных целях. Философский трактат Абеляра «Да и нет» (1122) носит диалогический характер. В своей другой работе «Диалог философа, еврея и христианина» он предвосхитил не только диалог конфессий, но и диалог культур.

Хотя диалог как форма межличностного общения существует с очень далеких времен, немецкие философы И. Кант, И. Фихте и Ф. Шеллинг считали проблемы диалогических отношений реальными примерно 200 лет назад, когда они занимались проблемами субъекта и его возможностями познания, субъективными и межсубъективными отношениями. Развивая идеи Фихте об одинаковости и взаимозависимости «я» и «другого», Л. Фейербах дал импульс изучению диалога в начале 20 века. Дж. Хердер видел во взаимодействии культур способ сохранения культурного разнообразия. Культурная изолированность приводит к гибели культуры. Однако он считает, и это правильно, что изменения не должны затрагивать «ядро» культуры. Современные культуры сформировались в результате многих и долгосрочных культурных взаимодействий. Исторически призыв к диалогу всегда был свидетельством сдвигов в научной парадигме. Появление диалога в древнем мире было показателем того, что мифическое сознание сметалось философским дискурсивным критическим сознанием. Диалоги эпохи Возрождения показывают, что появляется новая парадигма, новый тип сознания. Современная культура также начинает смещаться в сторону нового способа бытия человека в культуре. В XX веке культура перемещается в эпицентр человеческого бытия, которое происходит во всех сферах жизни. Диалог культур — это общение многих уникальных и универсальных личностей, и его доминирующей чертой является не признание, а взаимопонимание. Мышление и бытие друг друга не только углубляется в каждом из нас, это другое мышление, другое сознание, которое внутренне необходимо для нашего существа». В современном мире диалог культур усложнился в силу ряда обстоятельств. Современные проявления фундаментальных проблем связаны с взаимодействием культур разных народов. Специфика решения этих проблем лежит в рамках системного диалога культур, а не в рамках одной культуры, даже если она успешна. «Решение этих проблем предполагает такую глобализацию взаимодействия культур в пространстве и времени, когда реальность становится самореализацией всех и каждой культуры через взаимодействие всех и каждой со всеми. Таким образом, проблематизируется сам механизм взаимодействия культур». И далее А. Гордиенко справедливо полагает: «Потому что глобализация межкультурных взаимодействий предполагает такую полноту семантического мира участвующих в ней индивидов, которая проявляется только на пересечении всех культурных образов, индивид выходит за пределы индивидуальных, частных границ в культурный космос, в фундаментально бесконечное общение, а значит, и в бесконечное переосмысление того, что он сам есть». Этот процесс формирует «прямую» перспективу человеческой истории».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Первые представления о прочности
  2. Современная китайская философия
  3. Экзистенциализм. Философия экзистенциализма
  4. Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций
  5. Границы гносеологии
  6. С. Боэций и формирование средневековой философии
  7. Возникновение науки и стадии ее развития
  8. Проблема единства и многообразия бытия
  9. Структурная организация бытия
  10. Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева

Популярные сегодня темы

  • Сердце человека

    Человеческое сердце – мышца, которая выполняет непрестанную работу и перекачивает по организму кровь. Этот орган связан с кругами кровообращения всех кровеносной, а также дыхательной системой

  • Хлопок

    Хлопок — это растение, выращиваемое в жарких странах, плод которого используется для создания тканей. Человечество использует хлопок уже на протяжении 5000 лет, сейчас насчитывается около 43

  • Созвездие Весы

    Весы относится к созвездиям, которых легко различить на звёздном небе. Наилучшая пора для того, чтобы наблюдать его являются последние месяцы весны. Полностью весы можно увидеть в центральной

  • Город Одесса

    Знаменитый город Одесса один из крупных городов Украины расположен на побережье Черного моря. Его территория населена людьми разных национальностей: украинцами, русскими

  • Оползни, сели и обвалы

    Оползнем называются горные породы, которые движутся с большой скоростью вниз. Проблема в том, что грунт становиться рыхлым и поэтому не может выдерживать любого рода давление и даже свой вес.

  • Судебная система

    Судебной системой называется вся совокупность государственных органов, осуществляющих правосудие – т.е. деятельность по рассмотрению и разрешению (вынесению решения, постановления, приговора

Определение

Диалог культур — означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой культуры.

При этом носителем обычно является человек, личность, выросшая в рамках данной системы ценностей. Межкультурное взаимодействие может происходить на разных уровнях, с помощью разного инструментария.

Самый простой такой диалог — это когда вы, россиянин, общаетесь с человеком, выросшим в Германии, Англии, США или Японии. Если у вас есть общий язык общения, то вы, осознавая или нет, будете транслировать ценности той культуры, в которой выросли сами. К примеру, задав вопрос иностранцу, есть ли у них в стране уличный жаргон, вы можете узнать много нового об уличной культуре другой страны, и сравнить ее с вашей.

Другим интересным каналом межкультурной коммуникации может служить искусство. Например, когда вы смотрите любое голливудское семейное или вообще любое другое кино, то вам может показаться странным (даже в дубляже), когда, к примеру, мать семейства говорит отцу: “Майк! Ты почему не свозил сына в выходные на бейсбол?! Ты же обещал!”. При этом отец семейства, краснеет, бледнеет и вообще ведет себя с нашей точки зрения весьма странно. Ведь российский отец просто скажет: “Не срослось!” или “Не мы такие, жизнь — такая” — и уйдет восвояси по своим делам.

Также любые формы массового взаимодействия будут являться примерами такого диалога.

Понятие и виды

Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению. Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:

  • стремлением представителей разных культур к общению, их желанием лучше узнать и понять друг друга;
  • потребностью культур во взаимодействии и взаимообогащении, необходимых для преодоления своей односторонности и ограниченности;
  • поиском новой, универсальной системы ценностей для глобального мирового сообщества.

Диалог культур – это добровольное общение, построенное на основе равенства и взаимного уважения, стремления сторон к взаимопониманию. Он предполагает культуру отношения к другой культуре, понимание ее самобытности и самостоятельности. Диалог – это показатель широты, открытости, свободы культуры и общества, признание ценности единства культур. Межкультурный диалог бывает 2 видов:

  1. Внешний– выражается в обмене готовыми ценностями, результатами творческой деятельности культур. Его результатом становится взаимное обогащение культур, дополнение их частностями, но не со-изменение культур.
  2. Внутренний – творческое взаимосозидание культур, выражающееся в формировании новых общих целей, идей, идеалов, слиянии разных культур в одну общую.

В диалог культур вовлечено, как правило, несколько участников, что связано с этнической и культурной неоднородностью любого современного общества. Возможность контактов и взаимодействий между культурами обусловлена наличием общих точек соприкосновения, которыми могут стать мифология, язык, религия, искусство, наука.

Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Определяющее значение имеет этническая культура взаимодействующих сторон, господствующие ценности, психология народов. Наличие в обществе межэтнического напряжения, конфликтов затрудняет диалог между культурами, взаимодействие носит ограниченный характер. Диалог же способен снять это напряжение, предупредить возникновение конфликта, примирить стороны, создать обстановку доверия и взаимного уважения.

Уровни культурного диалога

Существует всего три уровня такого взаимодействия.

  • Первый уровень этнический, который происходит на уровне этносов, читай народов. Как раз пример, когда вы общаетесь с иностранцем будет пример такого взаимодействия.
  • Второй уровень национальный. По правде, выделять его особо не очень верно, потому как нация тоже является этносом. Лучше говорить — государственный уровень. Такой диалог происходит, когда на государственном уровне выстраивается какой-то культурный диалог. К примеру, в Россию приезжают студенты по обмену из стран ближнего и дальнего зарубежья. В то время как российские студенты отправляются на учебу за границу.
  • Третий уровень — цивилизационный. Что такое цивилизация, смотрите в этой статье. А в этой вы можете ознакомиться с цивилизационным подходом в истории.

Такое взаимодействие возможно вследствие каких цивилизационных процессов. Например вследствие распада СССР многие государства сделали свой цивилизационный выбор. Многие интегрировались в западноевропейскую цивилизацию. Другие стали развиваться самобытно. Примеры, думаю, сами сможете привести, если подумаете.

Кроме этого, можно выделить следующие формы культурного диалога, которые могут проявляться на его уровнях.

Культурная ассимиляция — это такая форма взаимодействия, при которой одни одни ценности уничтожаются, а на смену им приходят другие. К примеру, в СССР были человеческие ценности: дружбы, уважения и пр., что транслировалось в фильмах, мультфильмах (“Ребята! Давайте жить дружно!”). С распадом Союза на смену советским ценностям пришли другие — капиталистические: деньги, карьера, человек человеку волк и все в таком духе. Плюс компьютерные игры, в которых жестокость порой выше, чем на улице, в самом криминальном районе города.

Интеграция — это такая форма, при которой одна система ценностей становится частью другой системы ценностей, возникает как бы взаимопроникновение культур.

К примеру, современная Россия страна — многонациональная, поликультурная, и поликонфессиональная. В такой стране, как наша, не может быть доминирующей культуры, поскольку все они объединены одним государством.

Дивергенция — очень упрощенно, когда одна система ценностей растворяется в другой, и влияет на нее. Например, сквозь территорию нашей страны прокладывали себе путь многие кочевые орды: хазары, печенеги, половцы, и все они осели здесь, и в конце концов растворились в местной системе ценностей, оставив в ней свой вклад. К примеру, словом “диван” изначально назывался малый совет ханов в империи чингизидов, а теперь это просто предмет мебели. Но слово-то сохранилось!

Понятно, что в этом небольшом посте, мы не сможем раскрыть все грани, необходимые для сдачи егэ по обществознанию на высокие баллы. Поэтому приглашаю вас на наши курсы подготовки, на которых мы детально раскрываем все темы и раздела обществознания, а также работаем над разбором тестов. Наши курсы — это полноценная возможность сдать егэ на 100 баллов и поступить в вуз на бюджет!

Идея диалога культур

Идея диалога между культурами основывается на приоритете общечеловеческих ценностей. Культура не терпит единогласия и единообразия, она диалогична по своей природе и самой своей сущности. Известно, что К. Леви-Стросс всегда яростно выступал против всего, что могло привести к разрушению различий между людьми, между культурами, к нарушению их разнообразия и уникальности. Он выступал за сохранение уникальных особенностей каждой культуры. Леви-Стросс в книге «Раса и культура» (1983) утверждал, что «…целостная коммуникация с другой культурой убивает… творческую оригинальность обеих сторон». Диалог является важнейшим методологическим принципом понимания культуры. Через диалог к знаниям. Основные характеристики культуры проявляются в диалоге. В более широком смысле диалог также можно рассматривать как характеристику исторического процесса. Диалог — это универсальный принцип, обеспечивающий саморазвитие культуры. Все культурные и исторические явления являются продуктами взаимодействия и коммуникации. В процессе диалога людей и культур пришли к формированию языковых форм и развитию творческого мышления. Диалог происходит в пространстве и времени и пронизывает культуры по вертикали и горизонтали.

В самом факте культуры лежит суть человека и его практики. Всё. Больше ничего нет. Столкновение цивилизаций всегда, по сути, является столкновением разных видов духовности или даже разных реальностей. Полная встреча подразумевает диалог. Для того чтобы вступить в достойный диалог с представителями неевропейских культур, необходимо знать и понимать эти культуры. По мнению Мирчи Элиаде, «диалог с «другими» — с представителями традиционной, азиатской и «примитивной» культур — рано или поздно должен начинаться не на современном эмпирическом и утилитарном языке (который может выражать только социальные, экономические, политические, медицинские реалии и т.д.), а на языке культуры, способном выражать человеческие реалии и духовные ценности». Такой диалог неизбежен, он вписывается в судьбу истории. Было бы трагическим наивным полагать, что это может продолжаться бесконечно на ментальном уровне, как это происходит сейчас.

По мнению Хантингтона, разнообразие культур по своей природе подразумевает их изолированность и требует диалога. Местная культурная изолированность может быть разорвана посредством диалога с другой культурой через философию. Философия привносит универсальность в диалог культур и дает каждой культуре возможность делегировать свои лучшие достижения в Универсальный фонд. Культура — это богатство всего человечества, как исторический результат взаимодействия народов. Диалог является подлинной формой международной коммуникации, которая предполагает как взаимное обогащение национальных культур, так и сохранение их самобытности. Универсальная культура похожа на дерево с множеством ветвей. Культура народа может процветать только в том случае, если процветает универсальная культура. Поэтому, заботясь о национальной этнической культуре, необходимо также заботиться об уровне общечеловеческой культуры, которая является единой и разнообразной. Объединенные в смысле включения разнообразия исторических и национальных культур. Каждая национальная культура оригинальна и неповторима. Его вклад в универсальный фонд культуры уникален и неповторим. Ядро каждой культуры — ее идеал. Исторический процесс возникновения и развития культуры не может быть правильно понят без учета взаимодействия, взаимного влияния, взаимного обогащения культур.

Диалог культур в современном мире. Традиции и новации в динамике культуры

Обмен знаниями, опытом, оценкой является необходимым условием существования культуры. В создании культурной объективности человек «трансформирует свои умственные способности и способности в объект». И в процессе освоения культурного богатства человек «распределяет», раскрывает духовное содержание культурной объективности и делает ее своей собственностью. Поэтому существование культуры возможно только в диалоге между теми, кто создал это культурное явление, и теми, кто его воспринимает. Диалог культур является формой взаимодействия, понимания и оценки культурной объективности и находится в центре культурного процесса.

Концепция диалога в культурном процессе имеет широкое значение. Она включает в себя как диалог создателей и потребителей культурных ценностей, так и диалог поколений, а также диалог культур как форму взаимодействия и взаимопонимания между народами. С ростом торговли и миграции людей взаимодействие между культурами неизбежно усиливается. Это источник их взаимного обогащения и развития.

Наиболее продуктивным и безболезненным является взаимодействие между культурами, существующими в рамках общей цивилизации. Взаимодействие между европейскими и неевропейскими культурами может происходить различными способами. Это может принять форму поглощения западной цивилизацией Восточной цивилизации, проникновения западной цивилизации в Восточную, сосуществования обеих цивилизаций. Стремительное развитие науки и техники в европейских странах, необходимость создания нормальных условий жизни для населения мира, обострили проблему модернизации традиционных цивилизаций. Однако попытки модернизации имели катастрофические последствия для традиционных исламских цивилизаций.

Однако это не означает, что диалог цивилизаций в принципе невозможен или что модернизация традиционных цивилизаций приносит населению лишь путаницу ценностей и тотальный кризис мировоззрения. При проведении диалога необходимо избавиться от идеи, что европейская цивилизация должна быть стандартом мирового культурного процесса. Но не следует абсолютизировать специфику различных культур. Каждая культура сохраняет свое культурное ядро, но постоянно подвергается внешним воздействиям и приспосабливается к ним по-разному. Свидетельствами конвергенции различных культур являются: интенсивные культурные обмены, развитие образовательных и культурных учреждений, распространение медицинской помощи, распространение передовых технологий, обеспечение людей необходимыми материальными благами, защита прав человека.

Любой культурный феномен понимается людьми в контексте современного состояния общества, что может сильно изменить его смысл. Культура сохраняет только свою внешнюю сторону относительно неизменной, в то время как ее духовное богатство содержит в себе возможность бесконечного развития. Эта возможность реализуется через деятельность человека, который способен обогатить и актуализировать те уникальные значения, которые он открывает в феноменах культуры. Это свидетельствует о постоянном обновлении в процессе культурного динамизма.

В то же время культура характеризуется целостностью всех ее структурных элементов, что обеспечивается ее системностью, наличием иерархии и подчиненностью ценностей. Традиция является основным интеграционным механизмом культуры. Само понятие культуры предполагает наличие традиции как «памяти», утрата которой равносильна разрушению общества. Концепция традиции включает такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика и культурное наследие. Стержнем культуры является система принципов, гарантирующих ее относительную стабильность и воспроизводимость. Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство определяется сочетанием внутренних принципов. Оригинальность отражает оригинальность и неповторимость, обусловленную относительной самостоятельностью и изолированностью культурного развития. Специфика представляет собой наличие характеристик, присущих культуре как особому явлению общественной жизни. Культурное наследие включает в себя комплекс ценностей, которые были созданы предыдущими поколениями и вовлечены в социально-культурный процесс любого общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: