Профили обучения

Прием в 10 классы

Кому подходит естественно-научный профиль

Если вы с интересом изучаете в школе такие предметы, как химия, физика, биология, а также не лишены математических способностей (что для некоторых направлений естественных наук важно, а для других — не имеет большого значения), вам следует обратить внимание на естественно-научный профиль при выборе будущей профессии. Подойдет это направление тем, кто умеет обрабатывать большие массивы информации, обладает аналитическим складом ума и исследовательским интересом, любит практические опыты и испытания

Подойдет это направление тем, кто умеет обрабатывать большие массивы информации, обладает аналитическим складом ума и исследовательским интересом, любит практические опыты и испытания.

Однако этого недостаточно, чтобы выбрать подходящую профессию.

Вам также может быть интересно:

  • Уровень Зарплат Выпускников Вузов России >>
  • Топ 5 самых высокооплачиваемых профессий в Германии >>
  • Профориентация: топ 5 причин ее пройти пока еще не поздно >>

Дело не только в том, что мы не всегда адекватно оцениваем собственные способности; сегодня грамотный выбор профессии подразумевает знания о том, какие профессии есть вообще (постоянно появляются новые), какие из них перспективны, востребованы, хорошо оплачиваются. Необходимо проанализировать, есть ли насыщенность рынка представителями определенной специальности, и прогнозируется ли она лет через 10

Вообще нужно ориентироваться даже не столько на нынешний день, сколько на будущее через 10–20 лет, ведь именно тогда нынешние школьники будут строить свои карьеры, и важно, чтобы выбранная профессия соответствовала ситуации на рынке труда в конкретно взятой стране

Но машины времени у нас пока нет.

Остается ориентироваться на прогнозы специалистов, и вот тут становится понятно, зачем нужна профориентация.

Процедура карьерного планирования (ориентирования) способна учесть все нюансы будущего трудоустройства, поскольку это не просто несколько тестов на профориентацию, а комплексная услуга.

Например, наши специалисты по карьерному планированию ориентируются на немецкий рынок труда, как наиболее развитый и перспективный в Европе. Поэтому вы сможете получить совет не только по выбору актуальной и перспективной профессии, но и по подбору подходящей программы обучения, вузов, в которых эта программа представлена, и которые подходят вам по требованиям.

Даже если вы в принципе не планируете учебу и будущую работу в Германии и других странах Европы, вам будет интересно получить такую консультацию, больше узнать о себе и о своих перспективах.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля: 

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике; 
  • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий; 
  • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий. 

Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас: 

  • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы; 
  • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота. 

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.

Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Индивидуальный учебный проект

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

Выполнение индивидуального учебного проекта

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

Предметы для углубленного изучения:

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

Индивидуальный учебный проект

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Куда можно поступить

Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях. 

Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах — призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.

Варианты, куда поступить, варьируются в зависимости от окончательного набора предметов ЕГЭ. Список вузов и специальностей можно посмотреть на информационном портале mos.ru. Вот некоторые варианты, которые считаются топовыми:

  • МГУ: для поступления на биологический факультет понадобится комбинация из химии, биологии и профильной математики. Ученица 11 класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Маша Журавлёва недавно делилась опытом подготовки. 
  • МГМУ им. И.М. Сеченова: пользуются популярностью фармацевтический, педиатрический, лечебный, стоматологический и другие естественно-научные факультеты. 
  • МФТИ: физика требуется на большинство специальностей. 
  • РНИМУ им. Пирогова: один из ведущих «медов» России, «конкурент» Сеченовки. 
  • НИУ ВШЭ: хотя университет известен экономической подготовкой, здесь есть факультет физики, факультет химии и факультет биологии и биотехнологии. Студенты ведут исследования на базе институтов РАН. 
  • МГТУ им. Баумана: ведущий вуз для технарей, особенно физиков. 

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором. 

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них. 

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам. 

Какие специальности в вузах основываются на естественных науках?

В  о перечне направлений подготовки высшего образования можно найти очень много направлений, которые доступны поступающим в бакалавриат: 

Первый раздел — математика и естественные науки. В нем большая группа специальностей под названием: физика и астрономия. В нее входят: 

  • Прикладные математика и физика (03.03.01)
  • Физика (03.03.02)
  • Радиофизика (03.03.03)

В этом же разделе есть химия, куда входят: 

  • Химия (04.03.01)
  • Химия, физика и механика материалов (04.03.02)

Здесь же находятся и науки о земле:

  • Геология (05.03.01)
  • География (05.03.02)
  • Картография и геоинформатика (05.03.03)
  • Гидрометеорология (05.03.04)
  • Прикладная гидрометеорология (05.03.05)
  • Экология и природопользование (05.03.06)

Биологические науки:

  • Биология (06.03.01)
  • Почвоведение (06.03.02)

Следующий отдел, связанный с естественными науками — сельское, лесное и рыбное хозяйство. В него входят:

  • Лесное дело (35.03.01)
  • Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (35.03.02)
  • Агрохимия и агропочвоведение (35.03.03)
  • Агрономия (35.03.04)
  • Садоводство (35.03.05)
  • Агроинженерия (35.03.06)
  • Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (35.03.07)
  • Водные биоресурсы и аквакультура (35.03.08)
  • Промышленное рыболовство (35.03.09)
  • Ландшафтная архитектура (35.03.10)
  • Гидромелиорация (35.03.11)       

Конечно, к естественным наукам относят и те, которые связаны с животным миром. Здесь будут интересны направления, которые входят в раздел ветеринарии и зоотехнии:

  • Ветеринарно-санитарная экспертиза (36.03.01)
  • Зоотехния (36.03.02)

На стыке естественных и точных наук находятся некоторые направления, которые входят в большой блок специальностей: инженерное дело, технологии и технические науки. Здесь особенно интересны:

Электроника, радиотехника и системы связи:

  • Радиотехника (11.03.01)
  • Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.03.02)
  • Конструирование и технология электронных средств (11.03.03)
  • Электроника и наноэлектроника (11.03.04)

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии:

  • Приборостроение (12.03.01)
  • Оптотехника (12.03.02)
  • Фотоника и оптоинформатика (12.03.03)
  • Биотехнические системы и технологии (12.03.04)
  • Лазерная техника и лазерные технологии (12.03.05)  

Ядерная энергетика и технологии:

  • Ядерная энергетика и теплофизика (14.03.01)
  • Ядерные физика и технологии (14.03.02)

Физико-технические науки и технологии:

  • Техническая физика (16.03.01)
  • Высокотехнологические плазменные и энергетические установки (16.03.02)
  • Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения (16.03.03)

Химические технологии:

  • Химическая технология (18.03.01)
  • Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (18.03.02)

Промышленная экология и биотехнологии:

  • Биотехнология (19.03.01)
  • Продукты питания из растительного сырья (19.03.02)
  • Продукты питания животного происхождения (19.03.03)   
  • Технология продукции и организация общественного питания (19.03.04)

Таким образом, на данный момент представлено очень много интересных специальностей в разных сферах. Какие-то из очень узконаправленные, а какие-то совмещают в себе сразу несколько естественных наук. К примеру, физику и химию.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Предмет ОГЭ

Проходной балл в профильный 10 класс

Максимум за экзамен

На тройку

Русский

26

33

15

Математика

19 – на физико-математический

7 из них – за геометрию

32

8

18 – на экономику

5 из них – за геометрию

18 – на естественные науки

6 из них – за геометрию

Информатика

14

19

4

Химия

27

40

10

Биология

23

31

12

Физика

30

43

11

Обществознание

28

35

14

Иностранные языки

55

68

29

География

23

31

12

Литература

26

39

14

История

24

34

10

В пятибалльной системе проходной балл в профильный класс – это примерно твердая четверка с плюсом, то есть 4,5. Также при отборе учитывается портфолио ученика – все его достижения: аттестат за 9-й класс с отличием, похвальные грамоты, победы в олимпиадах, конкурсах.

В течение учебного года в 10 классе можно изменить профиль обучения. Для этого надо, чтобы не было задолженностей на уже пройденной программе, и придется досдать разницу по предметам нового профиля. В 11 классе можно перейти на универсальный профиль – тоже если за прошлый год нет академических задолженностей.

Важное направление в педагогическом профиле

Учитель, занимающийся формированием личностных качеств, должен быть не только знатоком своего предмета, но и иметь хорошую психологическую компетенцию. Он должен уметь налаживать доверительные отношения с учащимися, быть внимательным и эмпатичным.

Важное направление в работе педагога — это развитие коммуникативных навыков учащихся. Ученикам необходимо научиться слушать и слышать друг друга, уметь конструктивно высказываться, аргументировать свою точку зрения и уважать точку зрения другого человека

Одним из важных личностных качеств, которым учитель должен обладать, является эмоциональная устойчивость. Учитель должен быть способен сохранять спокойствие и даже в трудных ситуациях поддерживать диалог с учащимися. Адекватная реакция на эмоциональные проявления учеников поможет объективно решить возникшие проблемы и улучшить навыки самоконтроля учеников.

Важное направление в педагогическом профиле — развитие творческого мышления у учащихся. Учитель должен поощрять их к творческому и нестандартному мышлению, стимулировать развитие их творческого потенциала

Наконец, учитель должен стимулировать учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог должен помочь ученикам осознать свои сильные и слабые стороны, поставить перед собой цели и достигать их, проводить рефлексию и делать выводы из своего опыта.

Может ли школа вообще не открывать 10 общеобразовательный класс и вести набор только на профильное обучение?

Ответ на этот вопрос не такой однозначный. 

Школа может вести прием только на профильное обучение, если совсем нет желающих учиться в общеобразовательном классе, если в классы на профильное обучение принимают без индивидуального отбора и фактически дают возможность выбора профиля или базы по разным предметам. Школа может совсем отказаться от набора в 10 класс, если не будет набрано минимальное число учащихся, необходимое для открытия класса. Но эти случаи относятся скорее к исключениям из общего правила.

Общее правило — девятиклассники, желающие продолжить обучение в данной школе должны иметь такую возможность. 

Школа также должна предоставить возможность выбора обучения не только профильного, но и базового. Учащийся имеет право отказаться от профильного обучения и перевестись на базовое и продолжить обучение в общеобразовательном классе.

Поэтому в идеале в школе, гимназии, лицее — могут открываться профильные классы, в которых идет набор по конкурсу, но вместе с этим должны быть общеобразовательные классы для тех, кто по конкурсу не проходит и просто желает продолжить обучение. Получение аттестата об окончании 9 классов — это не основание для отчисления, если учащийся заявил о желании продолжить дальнейшее обучение в этой школе. 

На практике могут возникнуть дополнительные сложности. 

Строго говоря решение о количестве мест в 10 общеобразовательном классе и об открытии профильных классов принимает даже не школа, а учредитель, на основании данных, которые подает школа. Муниципалитет формирует муниципальное задание с учетом ожидаемого количества учащихся в 10 классе. 

По закону именно органы местного самоуправления отвечают за то, чтобы каждый выпускник девятых классов получил возможность продолжить обучение в школе, независимо от успеваемости. Но этот вопрос они могут решить предоставив учащемуся место в другой школе. Место предоставить должны обязательно, в какой именно школе закон не уточняет.

Есть региональные и муниципальные особенности организации приема в 10 классы, поскольку этот вопрос может регулироваться на региональном и местном уровне по разному. 

В некоторых случаях муниципалитет дает добро на то, чтобы в школе были только профильные классы и школа начинает принимать учащихся только по конкурсу. Менее успешным учащимся предлагается искать другую школу.

В таких случаях ситуацию возможно переломить, если родители объединятся и будут активными. Если есть группа желающих продолжить обучение в 10 общеобразовательном классе достаточная для комплектования полноценного класса — родители могут требовать от школы и муниципалитета открыть класс и дать возможность продолжить получение образования.

Если в школе создан и действует Управляющий совет — родители могут выступить с инициативой о рассмотрении вопроса на управляющем совете. Если Управляющего совета нет — родители в соответствии могут инициировать создание Совета родителей и обратиться с требованиями и предложениями от имени Совета родителей. Администрация не может игнорировать такое обращение.

Так в соответствии с п.6  В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации: 1) создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

Основные предметы педагогического профиля

Одним из основных предметов педагогического профиля является психология. Изучение психологии позволяет понять особенности развития и поведения детей и подростков, а также освоить методы взаимодействия с ними, что является неотъемлемой частью педагогической работы.

Еще одним важным предметом педагогического профиля является дидактика – наука о методах обучения и воспитания. Изучение дидактики помогает понять, как эффективно организовать учебный процесс, правильно выбирать и применять различные методы обучения.

Кроме того, в рамках педагогического профиля изучаются такие предметы, как социология, педагогика, методика преподавания отдельных предметов, организация и планирование учебной работы и многое другое.

Все эти предметы способствуют формированию комплексных знаний и навыков, необходимых для успешной работы педагога. Они помогают развить педагогическую грамотность, глубокое понимание процессов обучения и воспитания, а также способности адаптироваться к изменяющимся требованиям школьного образования.

Науки о Земле

Науки о Земле охватывают очень большое количество самых разных специальностей, которые изучают историю и будущее Земли, климатические изменения, экологические проблемы, обеспечение населения продуктами, водой и энергией, сохранение природных ресурсов и многое другое.

Самыми динамично развивающимися направлениями здесь являются менеджмент в энергетике и утилизации отходов, а также устойчивое развитие. Перечисление отраслей, в которых могут работать геологи, географы, экологи и другие смежные специалисты, отнимет немало времени. Достаточно лишь сказать, что такой список начинается авиацией и археологией и заканчивается ядерной физикой. Можно также перечислить наиболее важные задачи, которые сегодня решают специалисты в области наук о Земле:

  • развитие использования возобновляемых источников энергии – Солнца, ветра, воды и др.
  • прогноз развития планетарных систем;
  • поиск новых месторождений природных ресурсов (вода, нефть и металлы);
  • сохранение почв и сельскохозяйственной продуктивности;
  • сохранение качества водных ресурсов;
  • уменьшение последствий природных катастроф (извержения вулканов, землетрясения, наводнения, ураганы, сели и цунами);
  • определение баланса между общественными нуждами и сохранением экосистем;
  • понимание и предсказание поведения климатических систем.

Геология

Геология – одна из основных наук о Земле. Геологи работают с материалами, из которых состоит наша планета, изучают ее структуру и процессы. Геологи также изучают изменения, происходившие на Земле в разные эпохи. Геологи занимаются поиском природных ресурсов, изучают катастрофические явления.

Метеорология

Метеорологи изучают атмосферу и влияние процессов в ней на изменение погоды и климата. Это сугубо практическая наука, изучающая также влияние деятельности человека на климат.

Океанология

Океанологи изучают строение, состав, развитие и процессы, происходящие в Мировом океане. Океаны покрывают большую часть планеты и являются источником многих ресурсов, в том числе и энергетических. Океаны также оказывают решающее влияние на климат.

Отдельным направлением наук о Земле являются экологические специальности, лежащие на стыке многих дисциплин и переживающие сегодня небывалый подъем. Хороший эколог должен разбираться в химии, физике, биологии и геологии, а часто также и в экономике, социальных и политических науках.

Почему профилизация необходима

Детям

Один из основных вопросов, который волнует ученика на пороге 10-11 класса, это «Чем бы я хотел заниматься дальше во взрослой жизни?». И это нормально, когда в 15 лет ребенок не представляет, кто он. Если думает, что знает, это, скорее всего, влияние его семьи или круга общения, подмена выбора.

Поэтому задача старшей школы — дать ребенку самостоятельно попробовать себя в близкой профобласти, чтобы к концу обучения он смог осознанно выбрать вуз. Профилизация — естественный способ это сделать.

Противники профильного обучения обычно сетуют, что этого недостаточно — нет фундаментальности. Но все предметы углубленно изучать невозможно — в старшей школе их может быть около 15-ти. С такой нагрузкой велика вероятность, что школьник переутомится и перестанет спать. Поэтому логично, что ребенку следует выбрать одну наиболее интересную на данный момент область знания и изучать ее серьезнее, чем остальные.

Школе

Старшая школа находится в очень серьезной конкуренции с альтернативным образованием. Количество старшеклассников из крупных городов, которые уходят на семейное обучение, экстернат и т. д. растет с каждым годом. Пандемия показала семьям, что дистанционно заниматься возможно и недорого: средний чек на дополнительное онлайн-образование — примерно 2,5 тысячи рублей в месяц. И если школа в будущем не позволит старшеклассникам самим влиять на траекторию обучения, они из нее уйдут.

Выиграть в этой конкуренции получится, если ввести профили. Разнообразить их, дать детям возможность реализовать индивидуальный учебный план, перевыбирать направления. и т. д. Тогда они в школу придут и там останутся.

Например, в последние несколько лет в 9-е и 10-е классы Лицея НИУ ВШЭ стабильно хотят поступить около 4000 московских старшеклассников. Эти ребята не находят чего-то в своих школах и хотят перейти в другую, потому что видят там больше возможностей, вариативности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: