Краткое содержание
Действие горьковской пьесы происходит в костылевской ночлежке. Содержат её сам господин Костылев и его жена Василиса. Этот заброшенный дом находится на пустыре. В нём проживают бедняки, которых судьба выбросила из жизни, и теперь они бедствуют. Каждый из обитателей ночлежки имеет своё прошлое, в котором они не смогли сберечь то, что имели, но вот только будущего у них нет.
В ночлежке царит уныние и жестокость. Василиса бьёт свою сестру Наталью из-за того, что она нравится Ваське Пеплу. А ведь этот вор был её любовником. Их дядя, зная о побоях Василисы, ничего не хочет менять. Он полицейский, но зная, что Костылевы покупают у Васьки всё, что он ворует, спокойно к этому относится и ничего не предпринимает.
Старец Лука рассказывает Актёру о том, что существует бесплатная клиника для алкоголиков, но когда тот узнаёт, что это неправда, то в конце пьесы вешается на пустыре. Наталью он уговаривает выйти замуж за Ваську, а больной Анне обещает райскую жизнь после смерти. Ложь Луки приводит к тому, что однажды Васька Пепел дерётся с Костылевым и убивает его.
Горький «На дне» очень краткое содержание
Краткое содержание На дне Горький для читательского дневника в 11 классе:
Действие пьесы происходит в конце XIX — начале XX века.
Господин Костылев и его жена Василиса содержат в своем доме ночлежку для бедных. В ночлежке живет множество бедняков: вор Васька Пепел, бывший чиновник Барон, шулер Сатин, слесарь Клещ и его больная жена Анна, спившийся Актер и другие.
Злые, подлые Костылевы создают в ночлежке тяжелую атмосферу. 26-летняя Василиса обманывает своего 54-летнего мужа с вором Васькой Пеплом. Однако Пепел охладевает к ней и начинает ухаживать за ее 20-летней сестрой Наташей, доброй и милой девушкой. Василиса из ревности избивает сестру время от времени.
Дядя девушек, полицейский Медведев, хорошо знает о зверствах Василисы, но ничего не предпринимает. Также дядя знает, что супруги Костылевы скупают краденое у вора Пепла, но прикрывает их “темные дела”.
Однажды в ночлежке поселяется новый жилец – старик Лука, беглый каторжник. Старик жалеет несчастных обитателей ночлежки и не говорит им жестокой правды об их жизни. Вместо этого старик дает соседям якобы мудрые советы, которые на самом деле только сбивают с толку. (Так например, Лука лжет Актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков; старик убеждает Наташу стать женой вора Пепла и т.д.).
В конце концов советы Луки приводят к печальным последствиям: однажды в ночлежке происходит драка, в которой Васька Пепел убивает Костылева. После этого Пепел и Василиса попадают в тюрьму, изувеченная Наташа оказывается в больнице и пропадает без вести.
Сам Лука бесследно исчезает сразу после трагедии. Пьяница Актер кончает жизнь самоубийством, так и не узнав от Луки адрес лечебницы. Остальные герои продолжают жить в ночлежке.
Это интересно: Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал свой рассказ.
Список героев с характеристикой
Костылев (Михаил Иванович Костылев) – владелец ночлежки для бедных. Ему 54 года, женат на Василисе Карповне. Жадный, подлый. Наводчик, скупщик краденого у Васьки Пепла. Притворяется верующим. Оскорбляет жену («нищая», «свинья»), ее сестру Наташу бьет и держит за служанку, дармоедку. Убит в драке Васькой Пеплом.
Василиса Карповна – 26-летняя красивая жена Костылева, любовница Васьки Пепла. Участвует в сбыте краденого. Подговаривает Ваську убить мужа-«клопа». Хитрая, гордая, жестокая, корыстная. Брошенная Васькой ради Наташи, избивает сестру. Попадает в тюрьму как заказчица убийства мужа.
Васька Пепел – 28-летний жилец ночлежки, вор, сын вора, судимый. В доле с Костылевым по кражам, любовник Василисы Карповны. Хочет начать новую жизнь с Наташей в Сибири, решительный, неплохой парень, грамотный. Отказавшись убивать Костылева по заказу Василисы, случайно убивает его в драке за Наташу. Попадает в тюрьму и выдает злую Василису за заказчицу. Наташа отказывает ему, думает, что сговор с сестрой был.
Актер (Сверчков-Заволжский) – жилец ночлежки, бывший актер лет 40. От пьянства потерял работу (не может запомнить текст). Пьет за чужой счет (с Сатиным, Васькой Пеплом). Незлой (выводит Анну на воздух), верит Луке, что еще не поздно начать жизнь с нуля, вылечиться от алкоголизма в больнице. Сатин высмеивает его планы. После ухода Луки Актер, потеряв надежду, вешается.
Сатин (Константин) – жилец ночлежки, бывший телеграфист, эрудит, шулер, пьяница лет 40. Образованный, неглупый, судим за то, что случайно «убил подлеца» за честь сестры. Работа для него рабство. Любит необычные словечки. Пьет с Актером. Готов идти в свидетели, чтобы защитить Ваську Пепла, обвиненного в убийстве.
Барон – жилец ночлежки, разоренный и судимый за растрату дворянин, ему 33 года. Образованный, иногда строит из себя барина. Пытается стать шулером, помогает за гроши торговке Квашне, берет деньги у сожительницы Насти, которую высмеивает за романтичность.
Настя – обитательница ночлежки, видимо, проститутка. Ей 24 года. Барон – ее сожитель. Добрая, наивная, верит в любовь, читает дамские романы. Сочиняет, что у нее есть достойный жених. Умеет постоять за себя. Хочет уйти из ночлежки. Разочарована в жизни.
Бубнов – жилец ночлежки, бывший скорняк, теперь пьяница и шьет шапки, ему 45 лет. Хотел убить изменницу-жену, но потом просто ушел, бросив мастерскую (она на жену оформлена). Как и многие жильцы, должник Костылевых.
Клещ (Андрей Дмитриевич Клещ) – слесарь, ему 38 лет, есть чахоточная жена Анна. В ночлежке недавно, верит, что он, рабочий человек, не вор и шулер, выкарабкается. Груб с женой, раньше бил ее. Продает инструмент, чтобы похоронить жену. Ему страшна «правда» жизни, уверен, что придется помирать с голоду, потом свыкается.
Лука – 60-летний странник. Гуманный, мудрый человек, который пытается поддержать всех в ночлежке в хороших делах: чтобы Актер не пил, Наташа – вышла за Ваську Пепла и проч. Вероятно, бывший каторжник без документов. Однажды тайком уходит из ночлежки. Оценка персонажа двоякая: он жалостливый, говорит правильные вещи, но на деле никого не спас. Автор считал, что человек должен бунтовать, а не смиряться.
Квашня – обитательница ночлежки, торговка на базаре, ей лет 40. Вдова после мужа, который ее бил. С независимым характером. В итоге выходит за Медведева, думает, что он будет ей помощник, но он ленится, раз она даже поколотила его. Жалеет больную Анну.
Наташа – сестра Василисы Карповны, 20 лет. Хорошая, порядочная, с душой, безответная. Костылев бьет ее, сестра – тоже (из ревности, из-за того, что Васька Пепел ее бросил ради Наташи). По совету Луки готова выйти за Ваську. После побоев от Костылевых попадает в больницу, Пеплу уже не верит.
Анна – жена Клеща, чахоточная, умирающая. Вся жизнь ее прошла в нужде и побоях. Добрая, смиренная. Жалеет себя за горькую долю, готова отдать еду мажу, так как он «работник». Клещ хоронит ее.
Медведев (Абрам) – 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Делает вид, что не в курсе, что Костылев с Васькой Пеплом занимаются сбытом краденого. Женится на Квашне, уходит в запой, когда жена его отлупила.
Алешка – жилец ночлежки, пьяница и гармонист, ему 20 лет. Махнул на себя рукой, ничего не хочет от жизни. Лука жалеет его. Алешка выдал всем, что Квашня побила мужа.
Татарин и Кривой Зоб – обитатели ночлежки, крючники (грузчики). Если первый осуждает шулера Сатина, второй считает, что выживать можно и так.
Основные персонажи драмы
Главные герои:
- Костылев Михаил, 54‑х лет, хозяин ночлежного дома.
- Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.
- Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
- Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.
- Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
- Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.
- Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
- Барон – бывший аристократ 33‑х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
- Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
- Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
Другие персонажи:
- Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно».
- Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
- Алешка – сапожник, 20 лет.
- Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
- Настя, девица легкого поведения, 24‑х лет, мечтает о настоящей любви.
- Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.
Особенность образа
Клещ – нелюдимый и замкнутый жилец. Он редко говорит, чаще бурчит или злится. Отношение к людям у персонажа резко отрицательное. Все находящиеся рядом с ним чувствуют эту антипатию, сторонятся его или осуждают. Чем объясняется такое положение? Клещ гордится умением работать, у него есть мастерство. Андрей Митрич ставит себя на ступень выше остальных постояльцев. Он – рабочий человек, они – отбросы общества. Причем, нет у Клеща деления на близких и чужих (неродных). Удивительно, что воры, картежники, разбойники стоят в стороне от рабочего. Не находят с ним общих тем и бывшие дворяне, артисты. Человек без сострадания и души не может быть кому-то другом.
Клещ и жена
Анна терпит от мужа побои. Женщина, еще достаточно молодая, превращается рядом с Клещом в разбитую старуху. Болезнь съедает молодость, но не изменяет мужчину. Он продолжает быть грубым, жадным и жестоким. Мужу жалко для жены глотка свежего воздуха. Он боится за себя, вдруг простудится, думать о ближних — не в его правилах. Нет в мужчине любви и ласки. Создается впечатление, что ему все в тягость. Он ждет, что не станет жены и все изменится. Он найдет себе новое место, но судьба распоряжается по-другому. На похороны Клещ продает инструменты и остается без сил, без работы и без семьи, которую не ценил.
Акт 2
Постояльцы продолжают разговаривать, играть в карты и шашки. Старый Лука подходит к умирающей Анне и утешает её, говорит, что она попадёт в рай после смерти.
Актёр наблюдает за Лукой и хочет спеть ему куплеты, но вдруг понимает: он забыл все слова. Актёр говорит, что это от пьянства, а Лука советует лечиться. Он уверен: человек может всё.
Приходит Пепел и узнаёт: Василиса избила Наташу. Дядя сестёр Медведев намекает, что он не в курсе и не собирается вмешиваться. Тогда Пепел обещает пойти в полицию и рассказать: он не сам ворует, на это его подбивает хозяин и его жена. Лука вмешивается в их разговор и говорит Пеплу, чтобы тот шёл в Сибирь. Там его ждёт хорошая жизнь.
Приходит Василиса и идёт к Пеплу, но он признаётся женщине, что она ему уже надоела. Василиса хочет, чтобы он убил её мужа. И в этот момент входит сам хозяин, он ссорится с Пеплом и завязывается драка. Вмешивается Лука и говорит Пеплу срочно уходить из ночлежки с Наташей.
Акт 4
Весна в той же ночлежке. Жители рассуждают, куда пропал Лука. Все сходятся во мнении, что он был хорошим человеком, который всех жалел и никому не желал зла. Только один Барон сказал, что Странник не кто иной, как шарлатан.
Настя говорит, что тоже готова уйти незаметно, как Лука, чтобы её никто не видел. Сатин не хочет, чтобы говорили о Страннике. Тот говорил правду, но жалел людей. Далее зашёл разговор об убийстве Костылёва. Все считают, что Василисе ничего не будет, а вот Пеплу тюрьмы не избежать. Также никто не знает, где делась Наташа. Она пропала после того, как вышла из больницы. Внезапно Актёр, лежавший на печи, вскочил и выбежал во двор. Вскоре раздались крики Бубнова и Медведева. Они сообщили, что Актёр висит на пустыре.
Вы прочитали краткое содержание пьесы На дне. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.
Вариант 2
Горький написал очень много разных произведений, которые изучаются в школе и являются популярными. Одним из главных героев в произведении «На дне» является Клещ. Если раньше они жили счастливо и хорошо, то теперь на них навязалась настоящая беда. Оказывается, жена очень сильно заболела, и никто не мог ему помочь, хотя старались сделать все, что от них зависит.
Больше всего на свете Клещ ненавидит людей, которые находятся рядом с ним. И ему хочется остаться однажды в одиночестве, и только тогда он будет чувствовать себя превосходно. У него практически нет друзей, и все свои проблемы он решает сам. Не было ни разу так, чтобы он кого-то пожалел или подсказал, что тому нужно делать или как выпутаться из той или иной сложной ситуации.
Они живут в одном доме и муж старается сделать все для того чтобы вылечить или облегчить болезнь своей жены. Недавно жена заразилась чахоткой и с тех пор никто не может ее вылечить. Раньше он всегда унижал и оскорблял свою жену и если он этого не делал, то жизнь становилась скучной и однообразной. Кроме этого иногда доходило и до того, что жена получала и кулаками.
Он постоянно думает о том, что вскоре ему предложат хорошую работу. Он прекрасно умеет создавать различные предметы при помощи металла и потом их выгодно и дорого продавать. Рядом с ним живет семья, вот только за людей он их не считает, ведь они отбросы, а с ними нельзя общаться. Клещ постоянно думает, да и говорит открыто про то, что все человечество оказалось на самом дне и ничего не делают для того чтобы с него подняться.
Конечно же, соседям это совсем не нравится и в итоге между ними возникают различные скандалы. Больше всего на свете ему хочется избавиться от жены и стать свободным человеком. А жене хочется, чтобы он хотя бы сейчас проявил к ней уважение и любовь, но муж только отмахивается от этого. Также Анна постоянно просит, чтобы он немного нежнее разговаривал со своими соседями и не ругался с ними, но мужчина ничего не хотел слушать и считал, что все делает правильно. Жена уже давно не выходит на улицу, а свежий воздух ей нужен и поэтому частенько она просит мужа открыть окно, но муж считает, что ей совсем это не нужно и это просто ее прихоть, которую он выполнять не собирается.
Он не знает, что делать когда жена умрет, а ведь на нее нужно тратить деньги и это больше всего его пугает. Немного позже он понимает, что лучшей жизни у него никогда не будет. И на этом фоне он вместе со своими соседями начинает очень много пить водки. И своим поведением катиться только вниз, и никто не может его остановить. А когда напьется, то рассказывает всем о своей жизни. И ничего не может помочь кроме как водка, которую он и пьет каждый день.
Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.
Особенности образа
Автор также показывает читателю, чем постоянно занимается Клещ — изготовлением каких-то железных деталей. Он надеется, что когда-нибудь сможет их продать. Анализ образа этого героя позволяет понять, что Горький специально вводит предметы, которые хорошо характеризуют Андрея Митрича:
Рядом с его наковальней всегда лежат ключи, которые он иногда берёт в руки. Но зачем они ему? Какие двери он может ими открыть? Максим Горький показывает связку ключей рядом со своим героем. Так, слесарь мог бы найти работу, помогая людям, но он закрылся от всех на замок, поэтому эти ключи могут быть от его чёрствой души, и теперь они уже никому не нужны.
Постепенно он начинает рассуждать о своей ненужности в мире и понимает, что он не выше тех, кто находится в ночлежке. Обладая мастерством, он не смог выдержать реальную жизнь, поэтому и будущее его беспросветно.
Клещ. «На дне». Характеристика
Клещ находится в ночлежке не один, у него жена, совсем обессиленная, лежит в кровати и вот-вот умрет от чахотки. Она практически не встает и сильно мучается, задыхаясь от кашля.
К теме «Клещ: «На дне», характеристика» надо добавить, что этот герой очень замкнутый и нелюдимый, кровушки у своей жены он попил вдоволь, он же своим невниманием и постоянными избиениями и довел ее до такого жуткого состояния. У него совершенно нет чувства сострадания и жалости к ней
Однако лично для себя Клещ хочет возвращения к нормальной жизни и постоянно точит какие-то железные детали в надежде, что их купят. Но в скором времени и он начинает понимать, что его труд абсолютно бесполезен и никому не нужен.
Характеристика Клеща из пьесы «На дне» М. Горького говорит о том, что он очень злой человек, ненавидит людей, особенно из-за этой проклятой ночлежки. Этот герой гордо противопоставляет себя окружающим и верит, что все его проблемы временные, и скоро он обязательно найдет работу. Клещ постоянно со всеми ссорится и на просьбы жены не кричать он отвечает нервной репликой: «Заныла!». А когда Анна задыхается и просит отвести ее в сени, он отказывает ей, так как боится сам простудиться на холоде. Прошло совсем немного времени, и Анна, конечно, умерла, и, кроме сердобольного Луки, бедняжку и пожалеть было некому.
Характеристика героя
Если внимательно изучить произведение, то становится понятно, что этот человек не только имеет профессию, но и много работает. В ночлежке он находится всего лишь несколько месяцев, а в прошлом он слесарил, хотя и не жил богато. Но после того как его жена Анна заболела, им пришлось совсем туго, поэтому-то они и оказались в ночлежке.
Но Андрей Митрич и сам виноват в болезни жены, так как он её постоянно избивал, не жалел. Кажется, что он ненавидит всех вокруг. Характер этого героя, его реплики указывают на то, что он замкнутый человек. Говорит он мало и постоянно зол. Поэтому и отношение к нему отрицательное у всех обитателей ночлежки. Его либо сторонятся, либо осуждают.
В описании этого героя, в его речи можно увидеть, что Клещ ставит себя выше остальных, так как он человек, который умеет работать, и у него всегда есть чем заняться. Как постоянно говорит Андрей Митрич, он вылезет из ночлежки, и если надо будет кожу содрать, то сдерёт, но всё-таки выберется. Но после смерти Анны он привыкает к этой жизни, начинает пить и перестаёт работать. Будущего у него нет.
Клещ и работа
Труд должен, по мнению классика, приносить удовлетворение. Клещ занят изготовлением каких-то железных деталей. Он верит, что им найдется хозяин. Слесарь сможет вернуться к нормальному существованию, покинуть ночлежку. Но в это верит только он один. Зритель и читатель чувствуют, что Клещу здесь место — на дне, в темном подвале. Он не сможет больше причинить вреда и горя, которое доставил жене, доброй слабой характером Анне. Клещ будет бездельничать, пить, драться вместе с другими постояльцами.
Клещ держит в руках ключи, и рядом с наковальней лежит связка ключей. Классик не зря дает ему в руки именно ключи. Какие двери мог бы открыть слесарь, скольким людям помочь? Вопрос становится философским. Не всякий труд, оказывается, способен изменить человека. Клещ закрылся на замок от всех и стал ненужным, жестоким и злым.
Еще один предмет, который находится рядом с персонажем – самовар. Символ русского добродушия исковеркан и разбит. Так и Андрей Митрич. Он не стал тем, кто объединил бы вокруг себя, создал артель, а тот, кто разбивает и разрушает. Созидательный характер труда исчезает.
Постановка «На дне»
Театральная постановка была разрешена только во МХАТе. Ее успешный дебют под руководством режиссера Станиславского состоялся 18 декабря 1902 года. Он же сыграл одного из центральных персонажей — Сатина. В 1904 году пьеса «На дне» удостоилась Грибоедовской премии.
На императорской сцене постановка этой пьесы была запрещена, однако в 1903 году в дворянском собрании и в доме Н. П. Карабчевского петербургские актеры принимали участие в двух чтениях «в лицах». До 1905 года только с согласия местных властей разрешалось ставить пьесу, но только с большими поправками. В центре сюжета — две противоборствующие идеологии: жестокая правда и «возвышенная ложь».
Особенность образа
Клещ – нелюдимый и замкнутый жилец. Он редко говорит, чаще бурчит или злится. Отношение к людям у персонажа резко отрицательное. Все находящиеся рядом с ним чувствуют эту антипатию, сторонятся его или осуждают. Чем объясняется такое положение? Клещ гордится умением работать, у него есть мастерство. Андрей Митрич ставит себя на ступень выше остальных постояльцев. Он – рабочий человек, они – отбросы общества. Причем, нет у Клеща деления на близких и чужих (неродных). Удивительно, что воры, картежники, разбойники стоят в стороне от рабочего. Не находят с ним общих тем и бывшие дворяне, артисты. Человек без сострадания и души не может быть кому-то другом.
В ночлежке, принадлежащей Костылеву, обитают люди, которых можно назвать не иначе как отбросы общества: пьяницы, карточные шулеры, воры всех мастей, проститутки и даже убийцы. Некоторые из них еще живут надеждой на лучшее, а другие совсем опускают руки и не желают бороться за свое место под солнцем и живут по волчьим законам. Поэтому там и происходят постоянные склоки и драки.
Один из них, Васька Пепел — вор, влюбленный в Наташу, сестру супруги Костылева Василису, Сатин — картежный шулер и приверженец истины, считающий, что человека надо уважать, а не жалеть, старик Лука – добрый странник, который каждому сострадает и находит нужные слова для утешения, даже если это вынужденная ложь. Барон – обедневший дворянин, промотавший все свое состояние, и Клещ — безработный рабочий-слесарь с женой Анной. Вот о нем дальше, собственно, и пойдет речь.
Акт третий
Постояльцы беседуют на заднем дворе ночлежки, пустыре. Настя излагает свою историю любви с французом, и сама в нее верит. Барон высмеивает ее. Наташа поддерживает Настю: она тоже мечтает о хорошем, несбыточном. Ей кажется, что всем людям живется несладко. Клещ ожесточен, ему обиднее всего, что у некоторых людей есть все, а у других – ничего. И безысходную правду о себе он знать не хочет, и надеяться не на что, и работы нет для него. Вступается за Настю и Лука. Наташа называет его добрым дедушкой. Он отвечает, что «жалеть людей надо». Как всех жалел Христос. Он добавляет, что скоро уйдет из ночлежки.
Пепел зовет с собой Наташу в новую жизнь, хотя бы и в Сибирь, жить и работать. Он боится ему поверить. Приходит Костылев и с неприязнью выспрашивает у Луки, куда собрался и зачем. Слово за слово, и Костылев гонит его из ночлежки, как какого-нибудь беглого каторжника.
Актер не пьет и по-прежнему горит идеей ехать в город, где его могут излечить от тяги к выпивке. Сатин считает это пустой затеей. Выясняется, как он попал на это «дно»: вступился за честь сестры, убил негодяя. После тюрьмы остался не у дел. Из квартиры Костылевых слышится крик Наташи: «Убивают!». Она побита, а ноги обварены кипятком. Начинается суматоха, общая драка. Вбегает Пепел, видит, в каком состоянии Наташа, и с ходу бьет Костылева. Тот умирает. Василиса указывает на Пепла как на убийцу. Наташа не доверяет уже никому, думает, что сестра с Пеплом задумали убить и Костылева, и ее. Зовут полицейских.
Очень краткий пересказ
В очень краткое содержание были добавлены только основные действия пьесы.
Странник Лука попадает в ночлежку, похожую на пещеру, в которой живут сразу несколько людей. В прошлом у них всех была другая жизнь, однако теперь они все потеряли и опустились «на дно». Лука сочувствует каждому из них и не стыдится говорить успокоительную ложь, если это поможет человеку измениться.
Все жильцы ночлежки собрались в одной комнате
Так он сказал Актеру, что в каком-то городе, название которого он забыл, есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Анну, находящуюся при смерти, он утешал рассказами о спокойной жизни на небесах. Вору Пеплу, в свою очередь, он посоветовал идти в Сибирь, потому что там он нашел бы свой путь.
У Пепла раньше был роман с Василисой, однако теперь он влюбился в Наташу и хочет ее добиться.
Однажды Бубнов заявил, что не любит врать и предпочитает говорить только правду. На это возразил Лука, рассказав поучительную историю о том, как человек стал счастлив, поверив в ложь.
Наташа соглашается уйти с Пеплом, если тот бросит воровство. Позже Василиса роняет на ее ноги самовар с кипятком. Васька в ярости толкнул Костылева и убил его. Все в ночлежке обсуждают убийство Костылева. Настя убеждена, что Василиса спасется хитростью, а вот Васька сядет надолго.
Лука ушел, в той или иной степени повлияв на всех постояльцев.
Особенность образа
Клещ – нелюдимый и замкнутый жилец. Он редко говорит, чаще бурчит или злится. Отношение к людям у персонажа резко отрицательное. Все находящиеся рядом с ним чувствуют эту антипатию, сторонятся его или осуждают. Чем объясняется такое положение? Клещ гордится умением работать, у него есть мастерство. Андрей Митрич ставит себя на ступень выше остальных постояльцев. Он – рабочий человек, они – отбросы общества. Причем, нет у Клеща деления на близких и чужих (неродных). Удивительно, что воры, картежники, разбойники стоят в стороне от рабочего. Не находят с ним общих тем и бывшие дворяне, артисты. Человек без сострадания и души не может быть кому-то другом.
Клещ и жена
Анна терпит от мужа побои. Женщина, еще достаточно молодая, превращается рядом с Клещом в разбитую старуху. Болезнь съедает молодость, но не изменяет мужчину. Он продолжает быть грубым, жадным и жестоким. Мужу жалко для жены глотка свежего воздуха. Он боится за себя, вдруг простудится, думать о ближних — не в его правилах. Нет в мужчине любви и ласки. Создается впечатление, что ему все в тягость. Он ждет, что не станет жены и все изменится. Он найдет себе новое место, но судьба распоряжается по-другому. На похороны Клещ продает инструменты и остается без сил, без работы и без семьи, которую не ценил.