Историческое значение принятия христианства
Принятие христианства имеет свое историческое значение, а именно:
христианская религия укрепила власть государства и способствовала единству территорий Киевской Руси. Государь («Божий слуга») стал во внутренних государственных делах справедливым судьей, а во внешних выступал как доблестный защитник границ своей державы;
изменился статус Руси в сфере международных отношений. Киевское государство стало цивилизованным субъектом, соблюдающее общепризнанные нормы и правила поведения;
произошел расцвет Киевской Руси и распространение новой культуры, это выразилось в строительстве церквей и развитии письменности. Образованные болгары, бежавшие в Киевскую Русь после покорения их страны Византией, передавали свои знания. Старославянский язык становился почитаемым всеми и в религиозной литературе тоже. Сочетание этого языка и восточнославянского дало начало развитию древнерусского языка, на нем позже были написаны летописи и литературные произведения. Открывались школы в монастырях. Монахи становились врачами и учителями;
произошло смягчение нравов, если раньше грабеж и убийство считались признаками доблести, то после принятия православия — величайшим грехом;
так как христианство было принято на Руси в византийском варианте (позже получившее наименование «православие»), то оно помогало человеку духовно преображаться, что оказывало большое влияние на развитие общественного сознания (менталитета) древнерусского общества;
появилось православное миропонимание, выражающееся в стремлении к осознанию смысла жизни во внутреннем духовном единстве, а не в мирском богатстве
Традиции русского народа получили свое одобрение в христианстве (внимание к больным, нищим и убогим, в помощи людям, попавшим в беду).
Выбор киевской Русью государственной религии византийского православия целиком определил дальнейшее развитие российской цивилизации. В стране постепенно формировались экономические, политические и культурные обычаи, аналогичные византийским.
Однако Русь пассивным дополнением византийской культуры не стала. Приобретя византийское наследство, она сама оказала большое влияние на политический миропорядок.
Велико цивилизационное значение крещения киевской Руси. Филолог В.Н.Топоров свою оценку значения принятия христианства для русской цивилизации выразил так:
Эти два события – принятие христианства Русью и Литвой, сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера.
Внутренняя политика Ярослава Мудрого
Правление Ярослава Мудрого нередко называют периодом расцвета Древнерусского государства. Почему?
- За счет принятия христианства происходило активное храмовое строительство. Подробнее о храмовом строительстве при Ярославе и других князьях вы можете почитать в статье «Культура русских земель до конца XV века».
- Началось создание первого единого сборника законов — Русская правда.
- Было упорядочено социальное строение общества. В чем это выражалось? Население было разделено на категории: высшие сословия и низшие сословия.
- Была установлена лествичная система престолонаследия, по которой престол передавался старшему мужчине в роду. Обо всех этих нововведениях вы можете прочитать в статье «Русская правда. Категории населения».
Итоги внутренней политики Ярослава Мудрого:
Развитие культуры. Во время правления Ярослава Мудрого активно строились новые города, школы, храмы. Например, после победы над печенегами, был построен Софийский собор в Киеве.
Начало устройства правовой системы
Законы – это очень важно. Ярослав Мудрый начал создание первого сборника законов – Русской правды, после чего она будет дополняться следующими правителями.
Установление определенного порядка наследования престола
Из-за лествичной системы престолонаследия будут происходить многие междоусобицы.
Правление Владимира и Ярослава часто встречаются в заданиях ЕГЭ и ОГЭ, поэтому предлагаем вам попрактиковаться, чтобы точно ничего не забыть. Рассмотрим один из возможных вариантов задания №5 ОГЭ:Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с Владимиром I и Ярославом Мудрым. Выберите термин, «выпадающий» из списка.1) Династические браки2) Письменный свод законов3) Междоусобицы4) Борьба с монголами5) Языческая реформаРешение:1. Династические браки – да, они впервые на Руси заключались при Ярославе Мудром.2. Письменный свод законов – да, Ярослав Мудрый издает первый письменный свод законов.3. Междоусобицы – да, оба князя пришли к власти в результате междоусобиц.4. Борьба с монголами – нет, она начнется только в XIII веке.5. Языческая реформа – да, Владимир I проводил языческую реформу в 980 году.Так как в задании нас просят найти термин, «выпадающий» из списка, ответом будет только борьба с монголами.Ответ: 4
На этом мы завершаем изучение темы правления Владимира I и Ярослава Мудрого, которые провели многие важнейшие преобразования в Древнерусском государстве. В следующей статье мы узнаем, как будет складываться история Руси дальше: рассмотрим один из сложнейших периодов – правление Ярославичей, а также правление Владимира Мономаха, о котором мы упоминали выше. Приглашаем вас в статью «Древнерусское государство в 1054–1132 гг.».
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение князя Владимира
Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).
“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.
Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.
Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.
Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.
Основные причины принятия христианской веры
К предпосылкам принятия христианства русским народом принадлежали разъединенность племен, постоянные локальные конфликты, необразованность населения. Единой вере предстояло поспособствовать прекращению междоусобиц, созданию устойчивой обстановки в государстве, развитию письменности.
Современные историки выделяют 5 основных причин крещения Руси:
Потребность в сплочении русского народа
Важной задачей для князя Владимира стало объединение славян, проживающих на территории Киевской Руси. Такая политика соответствовала государственным интересам, позволяла создать общую духовную основу для всего населения.
Укрепление княжеской власти
Христианство подчеркивало важную роль правителя. Русь взяла пример с византийского устройства в государстве, что предусматривало полное и беспрекословное подчинение князю не только народа, но и духовенства.
Необходимость в большей просвещенности населения. Христианство способствовало распространению письменности. Повышение уровня грамотности позволяло общаться с представителями других культур, заниматься изучением собственной истории, с пользой применять накопленный национальный опыт.
Стремление сблизиться с Византией, отличавшейся в то время высоким уровнем развития. Греческая империя была для славян главным соседом, поэтому русские правители старались поддерживать с ней доброжелательные отношения.
Необходимость развития связей с европейскими странами. Христианство было принято в большей части Европы, а язычество рассматривалось как пережиток прошлого. Приняв православие с учетом политической причины, Киевская Русь стала устанавливать продуктивные отношения с другими государствами.
Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822 г.
При выборе религии для русского государства Владимир Святославич склонялся в пользу православного христианства и по другим причинам. В 957 г. его бабушка княгиня Ольга официально покрестилась, затем стала организовывать мероприятия по пропаганде новой веры по всей Руси. Окончательный выбор в пользу православия был сделан после посещения Константинополя русскими послами, которые очень красноречиво описали киевскому правителю небывалую красоту и величие храмовых богослужений.
Святой князь Владимир помогал нищим больным и сирым за это Владимира называли красное солнышко
После принятия христианства и крещения Руси святой князь Владимир преобразился. От его коварной жестокости не осталось и следа. Владимир стал помогать больным и нищим. После того как князь Владимир принял православие с центром в Византии крестил Русь он помогал больным и нищим был милосердным за это Владимира называли Красное Солнышко.
Святого князя Владимира называли красное солнышко он регулярно делал подаяния больным и сирым. Устраивал пира и раздавал гривны беднякам. Владимир отдал наказ нищим и бедным, чтобы приходили к нему за княжеский стол и брали все что пожелают, в том числе и деньги. Богатые были обязаны кормить и поить бедняков. Многие которым помогал Владимир увидели свет и озарение для себя и детей в княжеской милости. За доброту помощь больным и нищим заботу о простом народе Владимира полюбили киевляне.
Вся дальнейшая жизнь святого Владимира была посвящена помощи бедным и больным, нищим и сирым. К этому приучил своих детей, в том числе сына Ярослава Мудрого который неуклонно выполнял заветы отца, сделал обязанностью помогать сирым больным и нищим. После принятие православного христианства и крещения Руси Владимир стал милосердным в Киеве им построена церковь Богородицы, ставшая главной в Киевской Руси.
В киевской церкви Успения проведено захоронение мощей княгини Ольги и жены святого Владимира Анны. Святого Владимира прославил народ о Владимире ходят легенды.
Предпосылки принятия Христианства
Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.
Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.
В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.
В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.
В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью.
Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.
Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.
Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.
Последствия крещения Руси
О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.
Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.
Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.
И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.
О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.
Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.
В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.
Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.
Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.
Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре. Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов
До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов
Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.
Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.
Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.
В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.
Православный князь Владимир и его семья
После долгих размышлений князь Владимир решился и принял православную веру Византии в обмен на женитьбу на дочери императора Византии Анне. Божественные книги Кирилла и Мефодия послужили распространению христианства на Руси. Толчком для принятия христианства Владимиром стал случай при осаде Херсонеса в Крыму. Киевский церковный иерарх помог Владимиру овладеть городом убедив что это сделал Христос. После этого князь дал зарок начать креститься, но не торопился.
Для укрепления веры и приобретения могущественного союзника Владимир решил жениться на дочери императора Византии Анне с условием принять христианство. Когда Анна прибыла к Владимиру в Херсонес, князь в это время ослеп. Тогда Анна убедила его, что это наказание господа за то, что он до сих пор не принял крещение, поэтому не станет зрячим, пока не крестится. Действительно после крещения князь Владимир прозрел. После этого сомнения Владимира в принятии православной веры как в Византии исчезли. При крещении князя Владимира нарекли Василием.
После принятия христианства настала очередь всей Руси. Всю жизнь князь Владимир приобщал свой народ к новой религии христианству. Крестил крестом и мечом. Ниспровергал и рубил идолов. Годом принятия христианства Россией считается 989. Немало подданных не желавших принимать христианства пострадало от его руки. Киевлян крестил в речных водах Печайны, впадающей в Днепр. Не одно десятилетие Русь принимала христианство.
Противниками крещения Руси были волхвы, с которыми князь Владимир жестоко расправлялся. Для всеобщего крещения Руси потребовались не десятилетия, а столетия. Отстаивать православную веру пришлось даже Ярославу Мудрому в 1024.когда восстание подняли волхвы в Новгороде. Дольше других отказывались принимать христианство вятичи. Только в 12 веке они стали православными.
Последствия для русского государства
Подводя итоги, можно сказать, что принятие христианства позволило Киевской Руси получить немало преимуществ. Будучи объединенным единой религией, русский народ стал более сплоченным, сумел повысить уровень своей духовности. Многие люди приобщились к наукам, получили ранее недоступные знания, отказались от устаревшего мировоззрения. В обществе появилось понятие о христианской морали и чистоте души.
У христианской Руси значительно возрос престиж на международной арене. Государство начало вести перспективную внешнюю политику. Чтобы укрепить отношения с другими странами, русские князья стали отдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Во времена язычества это не представлялось возможным, поскольку при заключении династических браков вероисповеданию придавалось первостепенное значение.
Поиск новой религии
Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.
К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:
- мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
- католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
- православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.
Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.
Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:
- огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
- давние торговые и дипломатические контакты;
- могущество Византийской империи.
Внешняя политика Владимира
Главной целью Владимира было расширение государства. Рассмотрим схему, в которой приведены все основные направления внешней политики Владимира:
Теперь кратко обсудим основные события:
- Походы на Волжскую Булгарию. В 985–986 годах Владимир совершил поход на Волжскую Булгарию и хазар, итогом которого стало выгодное торговое соглашение.
- Войны с печенегами. Для борьбы с печенегами на границах были построены , а также города-крепости, которые помогали обороняться от врагов. В 992 году происходит битва на Трубеже, в которой войско Владимира победило печенегов. Итогом битвы стало строительство города Переяславля.
- Отношения с Византией. Князь удачно укрепил связь с Византией благодаря принятию христианства и женитьбе на сестре императора.
- Присоединения на Западе. Произошло удачное военное столкновение с Польшей за Червенские города, а также были организованы походы на племена ятвягов и белых хорватов. Кроме того, Владимир покоряет племена вятичей и радимичей.
На данной карте вы можете увидеть, где располагались упомянутые народы и где проходили основные военные действия. Красными стрелками обозначены походы Владимира на Западе в 981–983 годах, розовыми — походы с целью подчинения вятичей и радимичей. Словами-маркерами являются: Перемышль, который был присоединен после столкновения с Польшей, и Херсонес – место, где произошло крещение Руси.
Карта по правлению Владимира может встретиться вам на экзамене в задании №12 ЕГЭ, поэтому давайте немного попрактикуемся в работе с ней.Рассмотрите схему (карта выше) и выберите верные суждения.1) Правитель, совершивший походы, которые стрелками обозначены на карте, принял христианство.2) При правителе, совершившем походы, Русь попадает под татаро-монгольскую зависимость.3) В результате походов, обозначенных на карте стрелками, к Руси были присоединены Червенские города.4) Правитель, чьи походы изображены на карте, был убит печенегами.5) На карте обозначен город, в котором произошло крещение Руси.6) Правитель, чьи походы изображены на карте, подчинил вятичей и радимичей.Решение.На карте обозначены походы Владимира I.1. Правитель, совершивший походы, которые стрелками обозначены на карте, принял христианство – да, Владимир принял христианство в 988 году.2. При правителе, совершившем походы, Русь попадает под татаро-монгольскую зависимость – нет, Русь попадает под зависимость только в XIII веке.3. В результате походов, обозначенных на карте стрелками, к Руси были присоединены Червенские города – да, в результате столкновения с Польшей Владимир присоединил Червенские города.4. Правитель, чьи походы изображены на карте, был убит печенегами – нет, печенегами был убит князь Святослав.5. На карте обозначен город, в котором произошло крещение Руси – да, на карте отмечен Херсонес.6. Правитель, чьи походы изображены на карте, подчинил вятичей и радимичей – да, в результате походов были подчинены вятичи и радимичи.Ответ: 1356
Итоги внешней политики Владимира:
- Расширение территории государства. При Владимире присоединились Червенские города, покорено несколько племен, что положительно сказалось на развитии государства.
- Усиление обороноспособности страны. Создание засечных черт для борьбы с печенегами помогло обороняться от врагов, что делало государство более защищенным.
- Укрепление международных связей. Принятие христианства укрепило связи Руси с христианскими странами, в частности, с Византией, таким образом, повысился авторитет государства на международной арене.
Для князей того времени, как и для многих людей сейчас, важно было не только оставить после себя какое-то наследие, но и передать власть в надежные руки. Удалось ли это сделать князю Владимиру?
Зачем понадобилась религия Руси?
Для дальнейшего становления Киевской Руси как державы потребовались и преобразования в религиозной сфере. Нужна была новая государственная религия. Сам же Владимир по вероисповеданию был язычником, по некоторым данным, у него было 5 жен и множество наложниц.
Владимир долго и мучительно выбирал религию, которую планировал сделать государственной. Об этом свидетельствуют летописи. В «Повести временных лет» в записях, соответствующих 986 году, упоминается о том, как к князю приходили болгары магометанской веры, иноземцы из Рима и хозарские евреи.
Всех внимательно выслушивал князь, ведь ему предстояло сделать важнейший выбор. Но тронул его сердце рассказ о христианстве, поведанный греческим философом. Христианство на то время было государственной религией Византии.
Из истории:
- В 980 г. князь Владимир предпринял проведение первой религиозной реформы . Цель: создание в Киеве пантеона богов, которым бы поклонялись все племена. Из множества богов он хотел оставить 6.Это Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Макошь. Однако реформа не была поддержана, вызвана неудовольствие тех, чьи боги не становились обязательными для всех.
- Сам процесс принятия христианства происходил следующим образом. Владимир сватался к византийской принцессе Анне.
- В это время в самой Византии происходил внутриполитический кризис. Императоры Константин и Василий II попросили у Владимира помощи в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Владимир обещал помочь, но при условии женитьбы на Анны. Императоры в свою очередь дали согласие, но с условием — крещение князя Владимира.
- Владимир помог усмирить мятежника. Но императоры не спешили выполнять своё условие. Тогда Владимир захватил город Херсонес (Корсунь) и грозился, что пойдёт на Константинополь.
- Владимир крестился в Херсонесе, а затем крестил киевлян в реке Почайне, приказав уничтожить все идолы. А статуя Перуна была привязана к хвосту коня и сброшена в Днепр.
- Реформа 988 года по-разному воспринималась на Руси. Не вызывала она сопротивления на юге и западе, так как жители этих районов привыкли жизнь по соседству с иноверцами.
- Большое сопротивление принятие христианства вызвало на севере, особенно в Новгороде. В 991 году в город был направлен епископ Иоаким, который открыто высмеивал языческие верования. Это вызвало гнев новгородцев. Владимир вынужден был усмирять их «Добрыня мечом, а Путята огнём». Он посла отряды, которые возглавлял Добрыня ( дядя Владимира по матери). Путята – тысяцкий. Он поджёг несколько домов левее кремля, народ бросился тушить пожар, чем и воспользовались войска князя, войдя в Новгород.
- Сопротивлялись и жители Мурома. Отказавшись пускать Глеба- сына Владимира. Конфликты были в Новгородской и Ростовской землях.
- Существует легенда о выборе Владимиром религии. Ислам он отверг из-за запрета на спиртное, иудаизм — так как его исповедовали евреи, лишившиеся своего государства. Православие он предпочёл католицизму, так как здесь более пышные убранства храмов, богослужения, молитвы читаются на родном языке. Кроме того, православие укрепляло связи с сильным государством Византией.
- Интересен факт, что с христианством на Русь пришло и изменение огородничества, появились овощи, которых ранее не было на Руси, они были заимствованы из Византии, например, капуста, свёкла.
- Долгое время на Руси сохранялись двоеверие: христианство сочеталось с верой в языческих богов. Церковь даже оставили некоторые языческие праздники, чтобы не доводить до серьёзных конфликтов ( праздник начала лета — Ивана Купала, поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, проводы зимы — Масленица)