Каким должно быть освещение в школе

Разрешено ли освещение лампами холодного спектра излучения электромагнитное излучение

Естественное освещение – обязательно

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.

Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО). Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.

Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:

  • для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций — расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • в остальных помещениях жилых и общественных зданий — расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.

Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.

При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.

Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.

Говоря более понятным языком, это особенности естественного света в данной местности — ведь даже не профессионалу понятно, что в Краснодарском крае и Мурманской области они не одинаковы.

Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).

Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.

Цветовая температура монитора

Как уже было рассмотрено выше, цветовая температура может повлиять на психоэмоциональное состояние человека. Устанавливается эта величина и на компьютере. Она важна для мягкой адаптации глаза при переводе взгляда с экрана на другие предметы и обратно. Специалисты рекомендуют устанавливать цветовую температуру следующим образом:

Независимо от яркости экрана, уровня освещения в комнате, важно соблюдать ряд правил при работе за компьютером, которые позволят избежать проблем со зрением. В числе этих предписаний:

  • располагайтесь от монитора на расстоянии вытянутой руки;
  • центр монитора должен находиться чуть ниже уровня глаз;
  • не ставьте монитор напротив окна;
  • свет от лампы не должен падать на экран, также она не должна светить прямо в глаза;
  • не работайте за компьютером в темноте.

Периодически необходимо делать перерывы в работе, во время которых офтальмологи советуют выполнять упражнения для глаз. Если Вы носите контактные линзы, подбирайте модели с высокими показателями влагосодержания или используйте увлажняющие капли.

Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»

Правда о безвредных дешёвых китайских светодиодных ламп Её даже нельзя сравнивать с воздействием обычного телевизора, а микроволновки и телефоны опасны в большей степени, они источники излучений с более опасной частотой. Спрашивайте, я на связи!

Освещение в школе: требования, нормы СанПиН

Планируя освещение школы в 2022 году мы можем руководствоваться Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. Срок действия Постановления с 01. Итак, какие требования предъявляются к освещению школ согласно этому постановлению? Соответствие системы освещения гигиеническим нормативам п.

Для больших помещений учебных классов: при глубине учебных помещений аудиторий, классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет не ниже 2,2 метра от пола со стороны стены противоположной светонесущей. Предотвращение неравномерности освещения и бликов на экранах при проведении ЭСО п. Цветовая температура света: белый, тепло-белый, естественно-белый п. Там же запрет на использование светильников разной температуры в одном помещении 7.

Освещенность: игровые дошкольные помещения — 400 люкс, учебные классы — 300 люкс, мастерские, кабинеты рисования — 300 люкс, кабинеты труда — 400 люкс. Рассеивающий экран в помещениях: защитный в помещениях для спортивных занятий, влагозащитный в помещениях душевых, пищеблока и прачечных.

По оформлению поверхностей в помещениях для обеспечения равномерного освещения: коэффициент отражения от стен не менее 0,55; от потолка, верхней части стен и оконных откосов — не менее 0,7; от мебели — не менее — 0,45.

Дежурное освещение в спальных корпусах и кабинетах п. В кабинетах, где используются ЭСО должны быть установлены светорегулирующие устройства окон. Отменено: 13. Ограничение на использование светодиодных светильников в кабинетах с компьютерами отм.

Уточнение по освещению школ из новых гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания утв.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. Равномерность освещения в учебных кабинетах черчения и рисования — не менее 0,7. Для искусственного освещения следует использовать энергоэффективные источники света, отдавая предпочтение при равной мощности источникам света с наибольшими световой отдачей и сроком службы, с учетом требований к цветоразличению.

Нельзя использовать светильники с открытыми светодиодами для общего освещения помещений. В помещениях отдыха и игр, учебных занятий для слабовидящих детей уровни искусственного освещения должны быть не менее 600 лк, для детей, страдающих светобоязнью, — не более 300 лк. Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Этот процесс не остановить и за ним радостно наблюдать.

Оптимальная система интерьерного освещения школ будет построена на светильниках, имеющих в своей конструкции опаловый рассеивающий экран. Термины и определения» и его пункту 4. Этот факт сразу решает проблему с требованием по минимальному защитному углу. Кроме того, такие светильники создают комфортную, рассеянную световую среду

При освещении интерьеров светильниками со светодиодами повышенной цветопередачи не только повышается качество световой среды, важной для эффективной учебы и работы, но и преображается интерьер

Чем выше цветопередача света, тем «правильнее», натуральнее выглядят цвета интерьера. Использование систем управления светом помогут настраивать световую среду в зависимости от условий естественного освещения, режима использования помещения и специальных нужд. Например, в кабинетах, где используются проекторы очень полезно наличие функции управления светом, наравне с функцией управления оконными шторами.

Обе эти задачи могут решать даже самыми простыми система управления

Что важно, система управления освещением, полностью избавляет от последствий ошибок, допущенных при проектировании, монтаже системы освещения, а также других этапов проекта

Если при эксплуатации помещения выяснится, что света «слишком много» или светильники расположены не так, как нужно, то большую часть проблем можно решить путем настройки освещения. Специальные решения для школ.

19106

Освещение в школе-Кабинеты.

В классных комнатах должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, способствующие обучению и предотвращающие усталость глаз.
Кроме того, чтобы избежать отражения света на доске, должна быть соответствующая система освещения, такая как настройка вертикального освещения 500 люкс. Во все времена светильники должны легко управляться регулировать яркость, чтобы учитель или ученики могли уменьшить интенсивность света или выключить систему освещения в соответствии с действиями, которые возникают, например, перед экраном компьютера, во время взаимодействия между учениками или когда используется проектор.

Освещение в школе с использованием датчиков движения. Чтобы обеспечить интеллектуальное управление светильниками, а также экономию энергии, в этих помещениях настоятельно рекомендуется использовать датчики присутствия; свет выключится, когда класс занят больше не занят (например, во время перерыва или перерыва между классами).

Максимизация использования естественного света – идеальная формула: она помогает создать наилучший климат и ведет к значительной экономии энергии. Кроме того, поскольку естественный свет дня влияет на биологический ритм людей, он также улучшает их самочувствие, их продуктивность, а также их способность концентрироваться.

Датчики освещенности позволяют пользователю регулировать интенсивность светильников в течение дня в зависимости от количества естественного света, который фильтруется в класс. Таким образом, области, которые ближе всего к окнам, получают меньше искусственного света, чем остальная часть комнаты, и, как таковое, являются, по сути, интеллектуальным освещением.
В классных комнатах, где учащиеся выполняют ручную и художественную работу, требуется специальная система освещения, которая дает ученикам очень четкое представление об их объектах. Благодаря постоянному вертикальному освещению, обеспечивающему превосходную цветопередачу, можно добиться соответствующей степени яркости . В этой среде светильники также должны выдерживать чрезмерное количество пыли. Художественные классы или промышленные чертежные помещения должны быть оборудованы освещением, равным или превышающим 750 люкс.

Освещение в школьных коридорах

По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.

Освещение в школьном коридоре

Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.

Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.

Нормы и требования к освещению в школе

Требования к естественному и искусственному свету в общеобразовательных учреждениях прописаны на законодательном уровне. Основные нормы освещенности в школе указаны в следующих документах:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения».
  • СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к освещению жилых и общественных зданий».
  • Письмо Руководителю Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».
  • СНиП 23-05-95 о естественном и искусственном освещении.

Для общих классов и помещений уровень освещенности следующий:

Название помещения

Е в лк

UGR

Неравномерность освещения

Ra

КП %

Наличие регулировки яркости света

Класс, комната преподавателя

300

19

0,6

80

15

+

Помещения для вечернего обучения

500

19

0,6

80

10

+

Залы для лекций

500

19

0,6

80

10

+

Зона возле черной классной доски

500

19

0,7

80

10

Не допускается направленное отражение

Демонстрационные столы

500

19

0,7

80

10

Классы ИЗО

500

19

0,6

80

10

Классы для черчения

750

16

0,7

80

10

Кабинеты с лабораториями и классы трудов

500

19

0,6

80

10

Компьютерные классы и помещения для музыкальных занятий

300

19

0,6

80

10

Вестибюли и холлы

200

22

0,4

80

Библиотеки в зоне с полками

200

19

0,6

80

20

Библиотеки в зонах для чтения

500

19

0,6

80

10

Спортзалы и бассейны

300

22

0,6

80

20

Только специальные лампы EN 12193

При проектировании обязательно учитывается нужный уровень освещенности в учебных помещениях с учетом их целевого применения. И поэтому нельзя совмещать классы для трудов и простых занятий или ставить лампы из спортзала в коридор.

Особенности организации образовательных учреждений

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Помещение школы

Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:

  • пишут и читают;
  • занимаются изобразительным искусством и трудов;
  • занимаются спортом;
  • отдыхают на переменках;
  • кушают в столовой;
  • проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.

Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов.
Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Нормы уровня освещенности для школ

В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.

По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:

  • учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
  • коридора;
  • столовой;
  • спортзала;
  • лабораторных кабинетов и т.д.

Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.

Освещение актового и спортивного зала

Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой

Освещение школьного спортзала

И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений.
Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.

Освещение в актовом зале

Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов. Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы.
Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию. Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.

Освещение в школе-Спортзалы.

Благодаря широкому спектру спортивных и физических упражнений, практикуемых в этом пространстве, он должен быть оснащен гибкой и настраиваемой системой освещения. Интеллектуальное решение для освещения, которое позволяет пользователям регулировать уровень освещенности в соответствии с назначенной деятельностью, безусловно, будет поддерживать требования безопасности в пространстве. Кроме того, не должно быть ослепляющего эффекта, когда участники смотрят на потолок. Светильники должны быть прочными, чтобы выдерживать повреждения, вызванные объектами или оборудованием, которые могли бы приземлиться на них. Для получения дополнительной информации о требованиях к освещению спортивных сооружений, ознакомьтесь с требованиями к специальному освещению в спортивных сооружениях.

Освещение по зонам

Интенсивность освещенности классов корректируется по типу занятий: общие уроки, труды, ИЗО, информатика, физкультура и другие. Коридоры и столовые оборудуются более мягкими дневными светильниками, чтобы глаза школьников отдыхали на переменах.

Необходимость зонирования видна и из общих требований, норм освещения в школе:

  • Равномерное освещение для каждого ученика, вне зависимости насколько далеко он сидит от доски или окна.
  • Отсутствие мерцания, плохо влияющего на зрение.

В спортивном и актовом зале допускается менее интенсивный свет, так как в этих помещениях не требуется вести записи, читать книги.

Рассмотрим каждое учебное помещение подробнее.

Учебные кабинеты

Уровень освещенности в учебных помещениях контролируется строже всего. Устанавливаются только высококачественные осветительные приборы, создающие оптимальный уровень света для повышенной концентрации внимания учащихся.

Недопустимо наличие отсвечивания (отражения) световых лучей от классной доски. Все световые лучи направлены строго вертикально с показателями в 500 Люкс.

Светильники должны управляться по яркости, чтобы можно было снизить или повысить уровень освещенности в зависимости от деятельности. Например, при демонстрации презентаций и учебных материалов через проектор общий уровень света снижается.

Современные школы часто оборудуются датчиками движения. Умные светильники экономят электроэнергию, не включая свет в помещениях, которые не задействованы в учебном процессе.

Дополнительно в умные системы встраивают датчики освещенности. Они реагируют на уровень естественного освещения в школе в разное время и подстраивают светодиодные светильники под полученные данные.

Спортивный зал

Залы для физкультуры не оборудуются большими окнами. Это связано с техникой безопасности учеников во время занятия спорта. Недопустимо попадание мяча или другого предмета в стеклянные конструкции. Поэтому в спортивном зале главную роль для комфорта школьников играет искусственное освещение.

Спортзалы оборудуются потолочными светильниками с вертикальным светом. Размещение осветительных приборов на торцевых стенах недопустимо.

Каждый источник света обязательно закрывается дополнительной металлической решеткой. Это необходимо для защиты от случайных механических повреждений.

Коридоры

Коридоры и лестничные пролеты должны хорошо освещаться в разное время суток. Для этого холлы также проектируются с большими панорамными окнами, чтобы пропускать максимум солнечного света днем.

Интенсивный искусственный свет требуется в темное время суток, причем не только школьникам, но и техническому персоналу, который работает до позднего вечера. Поэтому коридоры оснащаются мощными потолочными светильниками.

Дополнительно по правилам безопасности все коридоры, лестницы и выходы оборудуются аварийным освещением. Оно включается в чрезвычайных ситуациях и работает вне зависимости от электроэнергии в здании. Именно корректное аварийное освещение помогает выйти из задымленного помещения.

Актовый зал

Естественное освещение в школе в актовом зале также играет большую роль. Солнечный свет — возможность экономить электроэнергию в большую часть учебного дня.

В темное время или непогоду за освещение актового зала отвечают потолочные и настенные светильники. Они имеют регулировку по яркости, чтобы приглушить свет при необходимости.

Если в актовом зале есть сцена, она оборудуется дополнительной подсветкой — прожекторами. Они нужны для нацеленного света и акцентирования внимания на выступающем.

Школьная столовая

Столовая — спокойное место, где дети обедают и нередко проводят перемены. В таком помещении допустимы потолочные, настенные светильники. Предпочтение отдают приборам с теплым дневным светом, которые располагает к отдыху.

Библиотека

Освещение библиотеки делится на две зоны:

  • Хранение книг. Книжные полки освещаются с показателем в 200 люкс.
  • Читальный зал с интенсивным светом в 500 люкс.

В местах чтения книг качество освещения должно быть таким же, как в учебных классах, чтобы школьники могли спокойно конспектировать или читать книги, учебники.

Учительские и рабочие кабинеты

В учительских не допускается мерцание света. Показателя интенсивности достаточно в 300 люкс. При таком искусственном свете можно читать, делать рабочие записи и отдыхать между уроками.

Дополнительно можно устанавливать настольные лампы или торшеры с приглушенным светом, если в учительской есть диван для отдыха преподавателей между уроками.

Влияние на биосинтез мелатонина

Мелатонин – биологически активное вещество (гормон), вырабатывающееся в эндокринной железе, расположенной в голове человека. Влияет на обменные процессы и физиологические функции организма.

Ученые доказали, что любые яркие источники света подавляют секрецию мелатонина. Но большее воздействие оказывает именно интенсивный свет синего спектра, присутствующий в люминесцентных и светодиодных лампах.

В связи с этим, был разработан ряд рекомендаций, призванный уменьшить вред, получаемый при использовании энергосберегающих источников освещения. Ученые советуют:

  • для квартир использовать лампы накаливания, особенно в люстрах, располагающихся в спальнях;
  • за 2-3 часа до сна избегать влияния на зрение любых ярких источников;
  • работая за компьютером в темное время суток, применять специальные очки, не пропускающие синий спектр излучения;
  • для ночной подсветки в домах применять освещение красного цвета;
  • использовать продукцию только положительно зарекомендовавших себя, известных фирм-производителей;
  • применять светодиодные лампы только в светильниках, специально для них предназначенных.

При этом для работы в офисе предпочтительнее именно холодный спектр освещения, тонизирующий и повышающий работоспособность человека.

Чем опасны светодиодные лампы для здоровья человека и окружающей среды

Оценка спектров испускания с помощью COMSOL Multiphysics

Спектры испускания естественного дневного света, а также ламп накаливания, люминесцентных и светодиодных ламп приведены ниже. Как вы увидите, спектры искусственных источников очень разные, и ни один из них не может полностью воспроизвести естественный свет.

Естественный дневной свет

Слева: Световой колодец у входа на железнодорожный вокзал в Берлине. Изображение предоставлено Dabbelju — собственная работа. Доступно по лицензии CC BY-SA 3.0из Wikimedia Commons. Справа: Оптический волнопровод пропускает свет в подземный зал станции. Изображение предоставлено Till — Krech Flickr. Доступно по лицензии CC BY 2.0из Wikimedia Commons.

Световой колодец создает более естественное освещение железнодорожного вокзала в течение дня. Очевидным недостатком является тот факт, что он не будет работать в ночное время, создавая необходимость в реализации искусственного освещения, имитирующего естественный дневной свет.

Спектр испускания естественного света обычно соответствует распределению Планка в видимой части спектра, визуализацию которого мы можем видеть на графике ниже. Ни один цвет не является резко предпочтительным по сравнению с другим, хотя интенсивность наиболее высока в светло-голубой области, около длины волны 460 нм.

Люминесцентные лампы

Видимый свет создается двумя механизмами: оптическим излучением непосредственно из разряда или возбуждением люминофоров на поверхности трубки. Флуоресцентные лампы часто вызывают проблемы у людей, страдающих расстройством зрения, называемым синдромом Ирлен. Кроме того, люди часто жалуются на головные боли и мигрени при длительном воздействии флуоресцентных ламп.

Промокоды со скидками на светильники

Светодиодные лампы (LED)

Как показано на графике ниже, спектры светодиодов с желтым люминофором приближаются к спектру естественного дневного света. В нем больше интенсивность синего света, чем в лампе накаливания, и почти вся мощность испускается в видимом спектре.

Комбинирование источников света

Для сравнения различные спектры испускания выведены на один сводный график ниже. Хотя ни одна из ламп точно не воспроизводит естественный дневной свет, но светодиодная лампа явно является лучшим из возможных приближений. Спектр ограничен видимым диапазоном, что делает устройство очень эффективным.

Как правило, лампы накаливания и люминесцентные лампы имеют фиксированный оптический выход. Светодиодные лампы с фиксированным спектром испускания также доступны. На основе построенных спектров испускания для различных источников света, мы можем сделать вывод, что светодиодные лампы наиболее точно воспроизводят естественный дневной свет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: