Анализ произведения булгакова «собачье сердце»

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Жанр, композиция, направление

«Собачье сердце» по структуре и направлению повесть, как написал автор, но если рассуждать о ее своеобразии жанра, то стоит отметить, что она собой представляет социально-философскую сатирическую повесть, имеющую фантастические элементы. Романом ее не назвать, но черты этого жанра в описании изображения персонажей и их действий также присутствуют.

По композиции повесть кольцевая, поскольку история ведет отчет от начала преобразования жизни пса и кончается им. Композиционными элементами рассказа о бренной жизни четвероногого становятся послереволюционное настроение с хмурой погодой, мысли о смысле существования и жизни обычных людей.

Сюжет повести закладывается, когда профессор относит бедного Шарика к себе домой, и пес не чувствует себя таким несчастным, поскольку его лечат, кормят и даже одевают. Булгаков здесь неслучайно выбирает направление рассказа от лица пса, чтобы показать читателю его мысли и чувства после обновления и превращения его в человека.

Превращение точка отчета новой истории, где читатель начинает понимать направление сюжета повести. Теперь главными героями является профессор с Шариком. Это несколько абсолютно разных персонажа, которые пытаются уживаться вместе.

Во время действия эксперимента записки наблюдателя пишет Борменталь соучастник операции над Шариком. Это своего рода композиционный вид элемента, поскольку именно в нем отражаются мелкие детали видоизменения поведения со внешностью собаки.

Характер Шарикова меняется с его знакомством с представителем коммунистов. С ним он начинает ловить бродячих животных, воровать и вскоре решается убить своего бывшего хозяина. Но ему это не удается, и в итоге Шариков становится обратно собакой.

На этом кольцевая композиция заканчивается. Шарик становится обычным спокойным псом с ошейником и хозяином.

История создания

Произведение Булгакова написано в 1925 году. Всего за три месяца родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую откровенно враждебную к существующему политическому строю книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.

После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

для самых рациональных —

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа Шариковых нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20–30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Композиция

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно заметить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

Сочинение-рассуждение по повести «Собачье сердце»

Все материалы с раздела: Сочинения по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Вариант 1

         Михаил Афанасьевич Булгаков имел аристократическое происхождение и поэтому все нововведения послереволюционной России он воспринимал соответственно. Для него, высокообразованного человека, малограмотный в большинстве своем пролетариат был подобен собаке, которую допустили до управления государством. Конечно, произведение “Собачье сердце” является плодом богатого воображения писателя, но во многом оно оказалось пророческим и многое в нем взято из реальной действительности, а прототипом профессора Преображенского послужил собственный дядя-профессор, у которого Булгаков жил некоторое время. Именно в его уста писатель вложил свое отношение к новым порядкам, введенным советской властью.

         Филипп Филиппович крайне возмущен творящейся неразберихой и хаосом, списываемыми современниками на послереволюционную разруху, поэтому главная идея повести — это размышления автора о том, куда могут привести страну бездуховность и люди, которые получив свободу действий, не знают, как правильно применить свои полномочия.

         Суть произведения состоит в том, что профессор, решившись на небывалый эксперимент, пересаживает доброму и умному псу сердце умершего бандита. В то время, о котором идет речь, многие необразованные лодыри и бездельники типа председателя домкома Швондера на гребне революции дорвались до управленческих постов, и переродившийся было в человека пес, попав под подобное влияние, постепенно стал превращаться в бесчеловечного монстра несмотря на то, что профессор своим добрым примером хотел сделать из него нравственную личность. Сначала он становится добровольным и сознательным участником пролетарских преобразований, но, получив достаточно власти, под влиянием новых друзей бывший Шарик стал наглым и неблагодарным хамом, вследствие чего профессор вынужден был вновь вернуть ему прежний облик собаки.

         Я думаю, что повесть “Собачье сердце” направлена на то, что не стоит идти против природы, совершая крутые перевороты, потому что никакие посты и полномочия не помогут стать тем, кем ты по натуре своей не являешься.

Вариант 2Сочинение по повести М. Булгакова «Собачье сердце» по плану

План:

К чему пришел профессор в результате своего эксперимента?

Совпадает ли позиция профессора с мнением автора?

В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наше время?

         В своей книге «Собачье сердце» М. Булгаков поднимает множественные вопросы и проблемы, возникшие в России после революционного переворота 1917 года, а также на примере экспериментальной деятельности профессора Ф.Ф. Преображенского он показывает, что невозможно создать уникального человека нового времени при насильственном вмешательстве в законы природы. Нельзя вторгаться в эволюционное развитие природы, отечественная наука еще не достигла такого уровня.

         В основе повести лежит грандиозный научный эксперимент, на который профессор Ф.Ф, Преображенский возлагал большие надежды. Его результат мог быть фантастическим прорывом в науке, важнейшим открытием. Преображенский думал, что он сможет для достижения наиболее ярковыраженного эффекта омоложения пересаживать людям мозговые железы. Но результат эксперимента не оправдал его надежд, оказался неожиданным и обернулся множеством неприятных последствий для самого профессора и его соседей по дому. Человека достойного и высоконравственного во всех отношениях из пса при пересаживании ему гипофиза алкоголика и дебошира Клима Чугункина не получилось. Он безобразно, по-хамски себя вел, матерился, воровал, пьянствовал, никого не уважал, даже посягнул на жилплощадь самого профессора. В итоге, потеряв надежду и всякое терпение, Преображенский со своим помощником превращают Шарикова снова в дворового пса Шарика. Профессор понял, что такие эксперименты не нужны и даже вредны.

         Мнение автора с позицией профессора во многом совпадает, он на примере своей повести выразил свое отношение к революции и показал, что поспешные и радикальные преобразования в государстве ни к чему хорошему не приведут.

         Проблемы, поднимаемые в повести «Собачье сердце», актуальны во все времена. Ведь в любом обществе всегда были «шариковы» — невежественные, эгоистичные, трусливые люди, которые, дорвавшись до власти, попирали трудолюбивых, интеллигентных образованных людей, не умеющих постоять за себя и дать отпор. Есть такие «шариковы» и сейчас.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

О чем книга «Собачье сердце» М.А. Булгакова

События повести «Собачье сердце» переносят читателей в 1924 год. Действия происходят в Москве. В центре истории — профессор Филипп Филиппович Преображенский, которому удалось достигнуть выдающихся результатов в своей деятельности. Хирург занимается исследованием процесса омоложения. Персонаж решил провести неожиданный эксперимент. По задумке хирурга бездомной собаке необходимо пересадить человеческие семенники и гипофиз. В этой непростой операции ассистировать Филиппу Преображенскому стал доктор Иван Борменталь.

Объект для эксперимента был выбран быстро. Им оказался беспородный бездомный пес по кличке Шарик. Операция прошла успешно, и уже вскоре врачи оценили результаты своих трудов. Постепенно пес стал принимать человеческий облик. Донором пересаженных органов являлся пьяница и грубиян. Это наложило свой отпечаток на персонажа.

Вскоре об этом эксперименте стало известно обществу, ведь эту историю опубликовали в бульварной прессе. Личностью профессора стали интересоваться окружающие. Однако выдающийся хирург ожидал не таких результатов операции, которые получил. Профессор осознавал, что в Шарике проявляются совсем не те черты характера, какие он бы хотел в нем видеть.

Спустя некоторое время персонаж знакомится со Швондером, который настраивает его против Филиппа Филипповича. Шарику даже удается получить документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Теперь герой повести может устроиться на работу, что он и делает. В обязанности Шарикова входит отлов и уничтожение бездомных животных. Швондер настоял, чтобы профессор оформил персонажу официальную прописку в своей квартире.

Шариков быстро поднимается по карьерной лестнице, и вскоре он уже занимает должность начальника. Попав под влияние Швондера, персонаж начинает нелестно отзываться о Филиппе Преображенском, грубить ему, неприлично вести себя в его квартире. Выдающийся хирург дальше уже не мог терпеть такого унижения. Вместе с доктором Борменталем Преображенский пытается выгнать Шарикова из своего дома. С каждым днем атмосфера между героями истории накалялась. И доктор с профессором приняли единственно верное для себя решение. Они вновь провели операцию. Только теперь Шарикову был пересажен собачий гипофиз. Персонаж вновь начал превращаться в собаку.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения
    не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Смысл повести Собачье сердце

Произведение «Собачье сердце» Булгаковым было написано в середине двадцатых годов прошлого столетия. В нем отражается жизнь того времени. Писатель в ироничной и сатирической форме показал, до чего могут дойти люди малограмотные и не образованные.

Нам на суд представлены не просто жители города, а те, кто стоит у власти. Еще недавно им не только не давали управлять, но и высказываться. Теперь же получив власть, они наслаждаются ею. Обычные работяги возможно никогда не державшие книги в руках теперь презирают ученых, интеллигенцию и тех, кто не разделяет их взглядов.

Через профессора и его помощника, и непосредственно главного героя собаки превращенной в человека писатель пытается донести до всего человечества, что есть вещи, которые нам не подвластны и не стоит бездумно и грубо вторгаться в нее и тем более пытаться изменить.

В повести общество разделено на две части. Первую представляет интеллигент в лице профессора и вторую — пролетариата представителями, которого являются такие, как товарищ Шариков, Швондер и другие. Действие происходит во время гражданской войны, это такое время, когда невозможно доверять ни родным, ни тем более знакомым. Люди в такое время становятся жестокими, завистливыми, ненавистными. Они готовы выполнять любые даже самые бредовые приказы верха.

Старая система дала трещину и медленно разваливается, а строить новую некому. Власть захватили люди в основном, такие как Шариков. Не умеющие самостоятельно думать отвечать за свои поступки, принимать важные и нужные решения.

Профессор Преображенский доказал, что можно сделать из животного человека, но только внешне. Душа, сердце останется в нем по-прежнему собачьей. Такого человека невозможно обучить, воспитать. Он будет до конца жизни все воспринимать и внести себя как животное. Причем, таких, как Шариков и без операции много, они без труда находят друг друга и продолжают существовать за счет других, готовы оклеветать друг друга из-за ничтожной выгоды.

Как не обидно было, но профессор смог признать, что ошибся. И исправил положение, он не стал мучить Шарикова, а вернул ему его состояние. Не всегда и не все могут признавать, что ошиблись. Тем более если пришлось над этим работать долго и упорно. Для профессора главным стало доказательство, что против природы идти нельзя. Надо под нее подстраиваться, идти с ней в ногу. В противном случае будут непоправимые последствия.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Краткое изложение сюжета

Сколько глав в «Собачьем сердце» — вместе с эпилогом 10. Действие произведения происходит в Москве в начале зимы 1924 года.

Краткое содержание повести:

  1. Сначала описывается монолог собаки, в котором пес предстает умным, наблюдательным, одиноким и благодарным тому, кто накормил.
  2. Собака чувствует, как болит ее избитое тело, вспоминает как ее били и поливали кипятком дворники. Собаке жаль всех этих бедных людей, но себя больше. Как подкармливали жалостливые женщины и прохожие.
  3. Мимо проходящий господин (профессор Преображенский) угощает ее краковской – хорошей вареной колбасой и зовет за собой. Пес идет покорно.
  4. Далее рассказывается о том, как пес Шарик приобрел свои способности. А знает собака очень много – цвета, некоторые буквы. В квартире Преображенский вызывает помощника доктора Борменталя, и пес чувствует, что снова попал в ловушку.
  5. Все попытки отбиться не дают результата и наступает помрачение. Все же животное очнулось, хоть и перебинтованное. Шарик слышит, как профессор учит относиться к нему ласково и заботливо, хорошо кормить.

Собака очнулась

Сытого и подобревшего пса Преображенский забирает с собой на прием. Тут Шарик видит пациентов: старичок с зелеными волосами, чувствующий себя снова молодым мужчиной, старуха, влюбленная в шулера и просящая пересадить ей яичники обезьяны и много-много кого. Неожиданно пришли четверо посетителей из управления дома, все в кожанках, сапогах и недовольные тем, сколько комнат было в квартире профессора. После звонка и разговора с неизвестным они смущенно уходят.

Дальнейшие события:

  1. Описывается обед профессора Преображенского и доктора. За едой ученый рассуждает о том, что революция принесла лишь разрушения и лишения. Калоши крадут, в квартирах не топят, комнаты отбирают. Пес же счастлив, потому что сыт, в тепле, у него ничего не болит. Неожиданно утром после звонка пса снова повели в смотровую и усыпили.
  2. Описывается операция по пересадке Шарику семенных желез и гипофиза от уголовника и буяна, убитого при задержании.
  3. Приводятся выдержки из дневника, который ведет Иван Арнольдович Борменталь. Доктор описывает, как собака постепенно становится человеком: встает на задние лапы, потом ноги, начинает читать и говорить.
  4. Обстановка в квартире меняется. Люди ходят угнетенные, везде следы беспорядка. Играет балайка. В квартире поселился бывший шарик – низкий, грубый, агрессивный человечек, который требует паспорт и придумывает себе имя — Полиграф Полиграфович Шариков. Его не смущает прошлое и плевать на всех. Больше всего Полиграф ненавидит котов.
  5. Снова описывается обед. Шариков изменил все – профессор ругается и отказывается принимать пациентов. Полиграфа быстро взяли в оборот коммунисты и обучили своим идеалам, которые оказались ему близки.
  6. Шариков требует признать его наследником, выделить часть в квартире профессора Преображенского и оформить прописку. Затем пытается изнасиловать кухарку профессора.
  7. Шариков устраивается на работу по отлову бродячих животных. По его словам, из котов будут делать «польты». Шантажом принуждает машинистку жить с ним, но ее спасает доктор. Профессор хочет выгнать Шарикова, но тот угрожаем пистолетом. Его скручивают и наступает тишина.
  8. Комиссия, пришедшая вызволять Шарикова, находит полусобаку- получеловека. Вскоре Шарик снова спит у стола профессора и радуется своей удаче.

Шариков

В чем своеобразие повести

Оригинальность повести состоит в ведении рассказа не от общего к частному, а наоборот. От отдельной истории к глобальному художественному обобщению. Фантастика играет в произведении  вспомогательную роль. Абсурдность эксперимента выявляет абсурд в обществе, в котором после исторических перемен поменялись местами понятия нормального и ненормального. 

Рассказчик в повествовании непостоянен. Изложение событий ведется поочередно от лица всех основных персонажей (Шарика, Преображенского, Борменталя, Шарикова, Швондера). Голос самого Булгакова сливается с мыслями Шарика или профессора. 

Прием вербальной трансформации выражается в чтении задом наперед слов Шариком. «Главрыба» он читает как «Абырвалг». Восприятие мира Шариковым такое же перевернутое. 

Булгаков изобразил моральную и нравственную трансформацию общества своего времени.

Проблемы

Проблематика повести «Собачье сердце» стала роковой для Булгакова. Подняв острые социальные и политические проблемы, он попал в опалу и лишился многих источников своего дохода:

  1. Разруха после Гражданской войны – страна в повести Булгакова представляет из себя плачевное зрелище. Тёмные улицы, засыпанные снегом, мрачные усталые люди и ветхие дома окружают героев. Но в упадке не только быт, но и сами люди, потерявшие жизненные ориентиры и не понимающие, как им обустроить жизнь. Именно об этом устами профессора Преображенского и говорит писатель.
  2. Бюрократия – в лице Швондера писатель показал зарождающегося советского бюрократа – исполнительного человека, одержимого формализмом и заинтересованного лишь в выполнении воли государства. Такой человек вызывает у Булгакова явную неприязнь, в нём он видит своего прямого врага.
  3. Травля инакомыслия – между профессором и домоуправлением при первой же встрече устанавливаются крайне враждебные отношения. Убеждённые коммунисты понимают, что Преображенский обладает мировоззрением, которое прямо противоречит их собственным взглядам. Одно только это возбуждает в них антипатию и желание навредить Филиппу Филипповичу, которого спасают только его связи. Писатель с осуждением смотрит на попытку коммунистов вторгнуться в личную жизнь человека и попытку насильно изменить чьи-либо убеждения.
  4. Облава на интеллигенцию – в повести показана нетипичная ситуация, когда антисоветски настроенный интеллигент не только избегает репрессивной машины государства, но использует её в своих целях. Однако и ему приходится постоянно быть на стороже, ожидая какой-нибудь подлости от ненавистников. Для Булгакова, как для интеллигента, такая ситуация кажется недопустимой и абсурдной.
  5. Неспособность новой власти организовать жизнь – устами Преображенского Булгаков высказывает претензии новой власти за бардак и беззаконие, царящие в стране. По его мнению, стране и народу необходима сильная рука, которая наконец-то заставит людей работать и исполнять обязанности, а не только требовать права.
  6. Отрицательные последствия научных открытий – в первой половине двадцатого века по всему миру всё больше и больше распространялись убеждения, гласившие, что неконтролируемый технический прогресс опасен для человечества. Эти взгляды наши свой отклик в творчестве Булгакова и образе Преображенского, который сам создал то, что едва его не погубило.
  7. Жестокость по отношению к животным – Булгаков отдельно подчёркивает то зло, которое люди причиняют бездомной собаке Шарику, начиная с повара, обливающего его кипятком, заканчивая профессором, который использует собаку для своего эксперимента. По мнению писателя, если люди жестоки по отношению к безобидной собаке, то друг к другу они безжалостны вдвойне.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

«Собачье сердце» — образец для вдохновения

Произведение М. А. Булгакова легло в основу фильма Владимира Бортко с одноимённым названием «Собачье сердце». Фильм, снятый в 1988 году, поражает великолепной игрой актёров и точной передачей содержания произведения. Главные роли исполнили:

  1. Евгений Евстигнеев — профессор Преображенский.
  2. Борис Плотников — доктор Борменталь.
  3. Владимир Толоконников — Шариков.
  4. Роман Карцев — Швондер.

Владимир Бортко смог уловить и точно передать в своём фильме «Собачье сердце» смысл произведения.

Повесть включена в школьную программу. Не одно поколение школьников писало и ещё напишет краткие эссе и сочинения-рассуждения о «Собачьем сердце».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: