Главы 8-14
Солнцев долго бродил по разным дорогам пока не нашел штаб какой-то воинской части. Во время этого путешествия он встретил «роскошного мальчика», который был одет в гвардейскую форму и служил при некоем майоре Вознесенском связным. Эта встреча оказалась судьбоносной, ведь с этого момента Ваня стал бредить мыслью вернуться к разведчикам, о чем он решил попросить «главного командира» после того, как найдет его.
Так как Ваня не видел в лицо Енакиева, то, приняв его за «важного начальника», начал жаловаться на строгого капитана, который не пожелал сделать его «сыном полка». Енакиев решает взять мальчика к разведчикам, которые очень обрадовались его возвращению. «Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время»
«Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».
Разведчики Горбунов и Биденко берут Солнцева с собой на задание, не доложив об этом командиру батареи. Мальчик отлично знал местность и мог послужить им прекрасным проводником. Тем более что он еще не был снабжен обмундированием и в своей ветхой одежде был очень похож «настоящего деревенского пастушка».
Во время задания Ваня отправился вперед, чтобы узнать дорогу. Однако во время его зарисовок на полях букваря плана местности он был схвачен немцами, которые арестовали его и поместили в темный блиндаж. После того, как через несколько часов к месту встречи вернулась лишь одна лошадь, Биденко отправился в часть сообщить о случившемся происшествии.
Допрос Вани производился немкой, которая располагала очевидными уликами в виде компаса и чертежей в букваре. Однако мальчик проявил твердость и стойкость, ничего не сообщив врагу.
Главы 15-21
Маленький герой слышит в блиндаже оглушительный звук артиллерийской атаки наших войск. Вдруг двери темницы разносятся вдребезги от прямого попадания снаряда. Немцы отступают, и вскоре появляются советские бойцы.
После того, как Ваня снова возвращается к разведчикам, они его сводили в баню, подстригли и снабдили полным обмундированием, поставив на полное довольствие.
Капитан Енакиев, узнав об опасном задании, в котором участвовал «сын полка», устроил выволочку своим бойцам, которые, по его мнению, любили юного героя «слишком весело». После этого он вызвал к себе Ваню и официально назначил его своим связным.
После назначения Солнцев стал жить вместе с капитаном в его блиндаже. Енакиев решил лично заняться воспитанием мальчика и «прикомандировал его к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера». Сначала «сын полка» начал скучать по своим друзьям-разведчикам, но вскоре привык к новым условиям и понял, что эта «семья» была ничем не хуже старой.
Так случилось, что, беседуя с наводчиком орудия Ковалевым, капитан поделился с ним своими планами усыновить после войны Ваню. Вдруг начали наступать немецкие войска, которые окружили советские пехотные части.
Очень краткий пересказ повести «Сын полка»
Главного героя — Ваню Солнцева обнаружили разведчики, когда пробирались через чащу. Военные наткнулись на овраг и приглядевшись, увидели в нем спящего исхудавшего мальчишку. Сержант Егоров убедил мальчика в том, что он в безопасности и предложил пойти с ними.
Разведчикам Ваня поведал о своей судьбе: его отец погиб практически сразу послу ухода на фронт, мать застрелили враги, а бабушка и сестренка не смогли пережить голод, так главный герой оказался в детском доме, пережил тиф и чахотку, и в итоге сбежал.
После побега Ваня два года провел в лесах, в надежде попасть к советским солдатам. Мальчик был таким худым, что на вид ему нельзя было дать больше девяти лет, хотя сам он заявил, что ему исполнилось двенадцать.
Капитан Енакиев сразу решил отправить мальчишку в тыл. Смотря на него, он вспоминал о своих погибших родных. Тем временем Ваня наслаждался сухой палаткой и великолепным ужином — картофелем с луком и консервами из свинины — Ваня уже и не помнил, когда в последний раз ел нечто подобное.
В палатке, в которую подселили мальчишку, жили Василий Биденко и Кузьма Горбунков. Сослуживцы знали их как закадычных друзей. Товарищам понравился новый сосед, они дали ему прозвище — Пастушонок.
Ваня ужасно расстроился, когда узнал о том, какое решение принял капитан. Доставить парнишку в тыл должен был Биденко. Спустя сутки ефрейтор вернулся обратно, пребывая в расстроенных чувствах, ему пришлось признаться, что мальчик дважды совершил побег.
Долго скитаясь, Ваня наткнулся на избу, в которой, как он думал, точно жил какой-нибудь высокопоставленный генерал. Которому под силу приказать Енакиеву принять Ваню в полк. Сидя неподалеку, мальчик ждал, когда же этот генерал выйдет на улицу. И действительно вышел: но по великой случайности им оказался Енакиев.
Даже не догадываясь, с кем он разговаривает, Ваня поведал капитану свою историю. Тогда Енакиев решил дать парнишке шанс и отвез его в блиндаж разведчиков.
Чтобы отправиться на свое первое настоящее задание, Ваня долго упрашивал Биденко и Горбунова взять его с собой. Мальчишке пришлось покинуть штаб втайне от капитана
Обмундирование Пастушку еще не выдали, но так как Ваня отлично ориентировался в местах, которые необходимо было разведать и ему поручили важное задание: указывать товарищам дорогу, но стоило товарищам немного отвлечься, как мальчишка исчез. Ваня принялся чертить план местности в своей азбуке, за этим занятием его и обнаружили немцы
Биденко возвратился в часть и доложил о пропаже, а Горбунков пошел на поиски Вани. Услышав от ефрейтора о том, что произошло, Енакиев страшно разозлился и собрался послать на поиски отряд, но Ваню спасся совершенно случайно: красная армия перешла в наступление, и немцы принялись за оборону, бросив юного шпиона. Тогда он смог вернуться к своим.
Как бой закончился, и разведчики с Ваней вернулись в штаб, было решено официально принять мальчишку в ряды красной армии. Ему вручили обмундирование и поставили на довольствие. Енакиев принял решение назначить мальчишку связным, а также приставил запасным к орудию.
В орудийном расчете служил опытнейший наводчик Ковалев, Герой СССР. Он рассказал Ване, что советские войска подступают к немецкой границе.
В это время дивизия подготавливалась к атаке. Енакиев предположил, что у врага могут быть запасные части, но не мог доказать этого. Поэтому капитану пришлось принять утвержденный план командира стрелкового батальона Ахунбаева. Перед боем Енакиев признался одному из наводчиков, что намерен стать приемным отцом для Вани.
Как и полагал Енакиев, у немцев были резервные силы, которые без труда окружили пехоту. Капитан дал первому взводу указание продвинуться вперед. Самостоятельно примкнув к расчету орудия, Енакиев, опасаясь за своего подопечного — Ваню, который сражался в этом же расчете, хитростью отправил его в командный пункт дивизиона вручил Ване письмо и велел доставить начальнику штаба.
Как можно скорее, Ваня отнес записку и побежал обратно. Он и не подозревал, что все закончилось — немцы не прекращали наступление, а весь расчет первого орудия погиб, в том числе и капитан Енакиев.
Прежде, чем отправиться в бой, Енакиев написал записку. В нем капитан попросил, чтобы его похоронили на Родине и позаботились о Ване – обеспечили мальчишке достойное будущее, на сколько это возможно.
Просьба капитана была выполнена — как только Енакиева похоронили, Биденко доставил Ваню в училище имени Суворова.
Отзыв
Данная повесть произвела на меня сильное впечатление и не оставила равнодушной. На протяжении всех глав сильно переживаешь за судьбу каждого героя – станет ли Ваня сыном полка, усыновит ли его капитан Енакиев, чем вообще всё закончится?
За короткое время разведчики превратили двенадцатилетнего Ваню Солнцева из мальчишки в настоящего мужчину, полюбили его всем сердцем и стали для него настоящей семьёй. Но при этом ребенок не становится орудием в руках военных. Они добиваются его зачисления в кадетский корпус и не допускают того, чтобы он стал случайной жертвой очередной операции. Солдаты отнеслись к детству бережно и сделали все возможное, чтобы его защитить.
Да, финал не такой положительный, как хотелось бы – многие полюбившиеся герои погибли, но, с другой стороны, это заставляет нас задуматься и ещё раз вспомнить о том, какой же ценой дались победа и светлое небо над головой.
Читательский дневник по повести «Сын полка» Валентина Катаева
Название: «Сын полка».
Число страниц: 224.
Жанр: повесть о войне.
Главные герои: Ваня, Егоров, Енакиев, Биденко.
Второстепенные герои: Ахунбаев, Горбунов.
Характеристика главных героев:
Ваня Солнцев — мальчик-сирота.
Смелый и отважный.
Решительный и добрый.
Егоров — сержант-разведчик. Друг Вани.
Енакиев — капитан. Хотел усыновить Ваню.
Биденко — разведчик. Считал себя самым хитрым.
Характеристика второстепенных героев:
Ахунбаев — капитан, друг Енакиева.
Горбунов — сильный и весёлый разведчик.
Краткое содержание повести «Сын полка»
Однажды разведчики подобрали в лесу спящего мальчика. Им оказался Ваня Солнцев.
Малец понравился разведчикам и они хотели бы его оставить у себя. Но капитан Енакиев велел отправить ребёнка в тыл.
Ваню повёз опытный сержант Биденко, но мальчик обманул разведчика и сбежал.
Он встретил другого мальчика в кавалерийской форме, сына полка. А потом нашёл капитана Енакиева и тронул сердце военного.
Капитан разрешил Ване остаться у разведчиков.
Однажды в рейде Ваня чуть не погиб и попал в плен. Его спасли, но после этого Енакиев отправил мальца к артиллеристам.
Немцы напали на батарею превосходящими силами и Енакиев отправил Ваню в тыл с донесением.
Мальчик выжил и Биденко отвёз его в город, в суворовское училище.
План повести:
- Ребёнок в окопе.
- Два капитана.
- Знакомство с Ваней.
- Неприятный приказ.
- В дороге.
- Побег.
- Сын полка.
- Встреча с Енакиевым.
- У разведчиков.
- В плену.
- Спасение.
- Артиллерист.
- Последний бой.
- В училище!
Главная мысль повести в том, что война не для детей.
Основная идея повести в том, что войны должны прекратиться.
Чему учит повесть
Учит ценить мирное время, не стремиться решать конфликты силой.
Учит состраданию и милосердию.
Учит смелости, патриотизму, взаимовыручке.
Краткий отзыв по повести «Сын полка» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я подумала о том, что дети никогда не должны видеть ужасы войны.
Война — это всегда несправедливость, боль, слёзы, несчастья.
Это очень интересная книга о войне и судьбе мальчика в это суровое время.
Автору удалось написать историю, основанную на реальных фактах. Ведь многие дети в годы войны становились сиротами и подбирались воинскими частями.
Мне понравился Ваня, добрый и решительный мальчик, который готов был умереть за свободу Родины. И мне понравился Енакиев, умный и милосердный, который стремился защитить мальчика даже во время боя.
Я всем советую прочитать эту книгу и подумать о том, как сделать мир счастливей, без войн и насилия.
Пословицы к произведению:
- У войны не детское лицо.
- Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.
- Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
- С войной и огнём не играют.
- Родина — мать, умей за неё постоять.
Словарь неизвестных слов
- Штабель — ровно расположенный ряд.
- Блиндаж — укреплённая боевая точка.
- Целлулоид — пластмасса.
- Тесёмки — завязки.
- Конфуз — смущение, неприятность.
Библиотека произведений автора пополняется.
Главные герои «Сын полка» характеристика персонажей произведения Катаева для читательского дневника
В произведении Катаева «Сын полка», использованы многочисленные истории, имевшие место во время войны, когда военные брали в свои части найденных детей, осиротевших в суровое военное время. Мальчишки становились равноправными солдатами, и, наравне со своими старшими товарищами, несли военную службу. Катаев не раз слышал подобные рассказы бойцов, которые и стали основой его повести. В его произведении, главный герой «Сына полка», Ваня Солнцев, является собирательным образом всех мальчишек, ставших в ряды бойцов, защищать свою Родину от фашистских захватчиков.
Ваня Солнцев
Двенадцатилетний мальчишка, потеряв всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный мальчик, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нем своих детей и мирную жизнь. Ваня Солнцев стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата. Это отзывчивый, воспитанный мальчик, который уважает своих старших собратьев по оружию, ответственно относится к возложенным на него обязанностям. По последнему желанию капитана Енакиева, решившего усыновить мальчика, Ваня становится воспитанником суворовского училища.
Капитан Енакиев
Командир батареи, настоящий боевой офицер, справедливый и мужественный командир. Немцы убили его семью, в том числе, и маленького сына, и Енакиев решает усыновить Ваню. Ему с первого раза приглянулся боевой мальчишка, и капитан мечтает вырастить из него достойного офицера. Енакиев – требовательный и строгий командир не только к своим бойцам, но и к себе
Он отважно сражается с фашистами, мужественно защищая свою родную землю. В решительный момент, капитан вызывает огонь противника на себя, не забыв о мальчике, которого успевает отослать с донесением в штаб, и сам геройски погибает
Биденко
Бывший донбасский шахтер, а теперь – разведчик. Огромный великан, получивший от остряков- друзей прозвище «шкелет». Справедливый и честный боец, отличный разведчик. Всем сердцем привязался к Ване, названному разведчиками «пастушком». Не смог довести мальчика до штаба фронта, Ваня сумел сбежать от него. Втайне гордится смекалкой мальчика, друзья над ним подшучивают, что такой прославленный разведчик упустил маленького «пастушка».
Горбунов
В «Сыне полка» герои остаются настоящими людьми и во время войны, не теряют своего человеческого облика, и разведчик Горбунов – тому пример. Это добродушный и гостеприимный человек, хлебосольный и общительный собеседник. Хозяйственный, аккуратный, он и в боевых условиях старается максимально обустроить солдатский быт, навести порядок. Закадычный друг Биденко. Гордится званием разведчика, в нем живет доброе тщеславие: Горбунов любит прихвастнуть особым положением в отряде. Надежный друг, готовый всегда прийти на помощь.
Ковалев
Знаменитый на весь фронт наводчик артиллерийского орудия, заслуживший почетное звание Героя Советского Союза. Имея полное право не ходить на фронт по возрасту, бывший артиллерист первой мировой войны, он и в 1941 году не стал оставаться в стороне от защиты родной земли, и уже в первый день войны, добровольцем ушел на фронт защищать родную землю. Ковалев – настоящий герой, беззаветно любящий свою родину, и люто ненавидевший врагов. Трепетно и с любовью относится к своему орудию, содержит его в идеальном порядке. Мужественный, храбрый, и волевой герой.
Это была краткая характеристика главных героев повести Катаева «Сын полка», может быть использована для читательского дневника.
«Сын полка» (главные герои)
Повесть «Сын полка» В.П. Катаев написал в 1944 году, в бытность свою военным корреспондентом на фронте. Катаев знал о войне не понаслышке, нередко оказывался в самой гуще боевых событий. Поэтому описания боев, быт солдат у него очень яркие, реалистичные, правдивые.
Главные герои повести «Сын Полка»:
Егоров – сержант. Молодой человек лет двадцати двух. Несмотря на его молодость, молодые считали его бывалым солдатом. Товарищи его уважали, но вместе с тем побаивались.
Енакиев – капитан, командир батареи. Он был рассудителен, отличался расчетливостью и сдержанностью. В начале войны его семья погибла. Он не мог примириться с гибелью сына, часто видел его живым. Судьба Вани, его характер, Решил заняться воспитанием Вани Солнцева по собственной программе. А потом он принял решение усыновить мальчика. Вызвав огонь на себя, и понимая, что Ваня может погибнуть, капитан отправил подростка в штаб.
Ахунбаев – капитан. Начальник боевого участка, командир стрелкового батальона. Он был темпераментный, нетерпеливый. Его храбрость доходила до дерзости.
Седых – лейтенант, командовавший разведчиками.
Ваня Солнцев – мальчик, которого нашли разведчики. Сирота. Ожесточился против немцев. Всегда носит с собой гвоздь отточенный, чтобы им убить фрица и азбуку, чтобы не забить буквы. Мать убили немцы, а бабка и сестренка умерли с голоду. Мальчишка, смышленый, шустрый. Два раза за один день сбежал от Биденко. При родителях получил хорошее крестьянское воспитание. Был аккуратен, вежлив. Он был хорошим учеником, все схватывал на лету. Ваню любили и разведчики, и артиллеристы. Попав в плен немцам, он, конечно, испугался, но своих разведчиков не выдал. Разыгрывал из себя непонимающего «дурачка». И даже побои его не испугали.
Капитан Енакиев подал прошение об усыновлении мальчика. Катаев несколько раз подчеркивал, что мальчик спал беспокойно, тревожно. Слишком многое ему пришлось пережить, и эти переживания отражались в его снах. В конце повести Ваня был зачислен в Суворовское училище, где таких сирот, было немало.
Биденко – ефрейтор. Высокий, костистый великан. До войны был шахтером на Донбассе. Очень переживал из-за того, что Ваня убежал от него два раза. Это был одни из лучших разведчиков, один из «профессоров».
Горбунов Здоровяк, из Сибири, гладкий, упитанный, круглолицый. С калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлыми жесткими волосами. Работал лесорубом в Забайкалье. Он был весь такой светлый, березовый, что казалось, будто от него до сих пор пахнет березами. Не лишен тщеславия. Когда он на свой страх и риск взял с собой в разведку Ваню, и тот попался немцам, горбунов переживал за мальчика, не столько, опасаясь нагоняя со стороны командования, сколько его мучало беспокойство за судьбу ребенка и угрызения совести, что не смог уберечь мальчика.
Ефрейтор Вознесенский – сын полка, подросток 14 лет. Был награжден медалью. Он гордился своим положением и не прочь был похвастаться перед незнакомым мальчишкой.
Ковалев – артиллерист, наводчик. Ване годился в дедушки. Герой Советского Союза. Мужчина в зрелом возрасте. На фронт призвался добровольцем, хотя по возрасту не подлежал призыву. Участвовал в первой мировой войне. До войны был заведующим птицеводческой фермой. Внешне он был весь такой домашний, невоенный, что артиллеристы поначалу относились к нему с недоверием. Но Коваленко был гениальным наводчиком. О немцах он говорил так: «Я их хорошо знаю: это сволочи. С ними у нас может быть только один разговор беглым огнем. Другого они не понимают». Ему неоднократно предлагали командирскую должность, но он отказывался, просил оставить его наводчиком при орудии.
Повесть заканчивается тем, что Ваню привезли в Суворовское училище, где он должен был учиться, чтобы в будущем стать офицером Советской армии. Капитан Енакиев погиб, вызвав огонь на себя. Тяжелая танковая атака немцев была отбита с большими потерями для батареи.
Образы героев в повести Катаева «Сын пока» собирательны. Многих мальчишек-сирот во время войны подбирали солдаты на фронте, и они становились детьми полка. Этих детей берегли. Но благодарные мальчишки, и девчонки, как и Ваня, старались помогать солдатам и офицерам, выполняли поручения. Кто-то из них был связными при офицерах, как мальчик Вознесенский. Кто-то, как Ваня, собирал гильзы, участвовал в разведывательных операциях. Немало среди сынов полка и геройски погибших.
Глава 16
— Ну, пастушок, кончено твое дело. Погулял — и будет. Сейчас мы из тебя настоящего солдата сделаем.
С такими словами ефрейтор Биденко бросил на койку объемистый сверток с обмундированием. Он расстегнул новенький кожаный пояс, которым был туго стянут этот сверток. Вещи распустились, и Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастерку с погонами, бязевое белье, портянки, вещевой мешок, противогаз, шинельку, цигейковую треуховую шапку с красной звездой, а главное — сапоги. Превосходные маленькие юфтовые сапоги на кожаных подметках со светлыми точками деревянных гвоздей, аккуратно сточенных рашпилем.
Главные герои
Главным героем произведения является двенадцатилетний мальчишка по имени Ваня Солнцев, рано потерявший своих родителей. Его отыскали военные посреди густого леса без сознания, после чего забрали к себе. Оказалось, что всю семью героя убили в ходе сражения, а он во время скитаний угодил в изолятор, где чуть не распрощался с жизнью. Ваня был простым, непривередливым, честным и отважным ребенком, который желал защищать страну и бороться со всеми обидчиками, а также обладал умом и смекалкой, поэтому и понравился бойцам. Он умел с уважением и должным почтением относиться к старшим товарищам, добросовестно исполнял данные приказы, стараясь не подводить тех, кто на него положился, будучи воспитанным юношей. Ваня поступает в Суворовское училище, ведь именно этого и хотел капитан, однажды приютивший его.
Капитан Енакиев соответствовал образу русского офицера. Он был бесстрашным, храбрым и справедливым бойцом, готовым на всю ради победы над врагом. История мужчины включает в себя довольно прискорбный факт: всю его семью в свое время лишили жизни немцы, поэтому когда герой встречается с Ваней, то невольно вспоминает о родных, принимая решение забрать мальчика и вырастить из него хорошего и достойного бойца. Енакиев достаточно строг и суров со своими подчиненными, но слабины он не дает и себе, всегда оставаясь начеку в случае наступление противника
Он готов погибнуть за Отчизну, что и делает, специально переводя все внимание на себя, дабы спасти остальных. Последним желанием героя становится поступление Вани, заменившего родного сына, в Суворовское училище.
Выводы и актуальность проблематики в современном обществе
Проблематика, затрагиваемая произведением «Сын полка», по-прежнему остается актуальной в современном обществе. Несмотря на то, что само произведение освещает события времен Великой Отечественной войны, многие его аспекты применимы и сегодня. Оно позволяет провести параллели с современностью, выявить проблемы, которые по-прежнему тревожат нас.
С одной стороны, проблема детей, оказавшихся на войне, остается актуальной и в современном обществе. Во многих странах военные конфликты продолжаются, и это приводит к тому, что дети становятся жертвами войны. Они теряют своих родных, оказываются вынужденными самостоятельно справляться с тяжелыми ситуациями. Это вызывает огромное волнение и требует внимания со стороны общества. Кроме того, с точки зрения психологического и эмоционального развития, ребенок, испытавший ужасы войны, может претерпеть серьезные последствия, которые сопровождают его в дальнейшей жизни.
- Проблема детей, оказавшихся на войне, по-прежнему актуальна в современном обществе;
- Она требует внимания со стороны общества и институтов власти;
- Последствия войны для детей могут оказывать серьезное влияние на их психологическое и эмоциональное развитие.
С другой стороны, произведение «Сын полка» позволяет задуматься о проблемах, которые сопровождают детей-сирот в современном обществе. В наше время увеличивается число беженцев и разлученных семей, что оставляет детей без родительской опеки. Они сталкиваются с острым недостатком заботы и любви, вынуждены самостоятельно справляться с проблемами и строить свою жизнь. Это тревожит общество и требует мер по социальной поддержке этих детей
Важно помнить, что их будущее лежит в наших руках, и они нуждаются в нашей заботе и помощи для успешной адаптации и развития
- Проблема детей-сирот в современном обществе остается актуальной;
- Увеличение числа беженцев и разлученных семей приводит к увеличению числа детей-сирот;
- Общество должно предпринять меры по социальной поддержке и интеграции этих детей в общество.
Таким образом, проблематика, затронутая произведением «Сын полка», остается актуальной и в современном обществе
Важно помнить о несчастных детях, которые в результате войны или других тяжелых ситуаций лишаются родителей и оказываются вынужденными сталкиваться с серьезными проблемами. Это требует сочувствия, поддержки и активного участия общества в решении этих проблем для обеспечения благополучия и успешного развития этих детей