Содержание
-
Слайд 1
ГБОУ школа № 483
Учитель начальных классов
Лаврентьева М.Г. -
Слайд 2
Цель урока: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.
-
Слайд 3
Слайды
Тетрадь
Учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев
Песнопение «С нами БОГ» -
Слайд 4
ТЕЛО
ДУША
СВОБОДА
ЛЮБОВЬ
РАЗУМ
ТВОРЧЕСТВО
Внутренний мир человека -
Слайд 5
— Выберите слова, которые обозначают предметы и явления, близкие душе:
Рубрика «Сначала размышляем сами» -
Слайд 6
еда
тихая песня
журчание ручья
отчий дом
шелест листьев
телевизор
шумные подростки в автобусе
ссора
материнская ласка
компьютер -
Слайд 7
«чистая душа»
«падшая душа» -
Слайд 8
-
Слайд 9
Душа монахини
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Кто сотворил мир и человека?
-
Слайд 13
«И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так…»
-
Слайд 14
Душа – дух, дышать, дыхание. Есть дыхание – есть жизнь.
Нет дыхания – нет жизни.Душа человека
-
Слайд 15
Боль в душе
-
Слайд 16
Душа становится богаче, когда она больше отдаёт.
Доброта -
Слайд 17
Душа обязана трудиться
-
Слайд 18
-
Слайд 19
Бог сам свободен – и людям Он подарил свободу.
-
Слайд 20
Бог есть любовь –и людям Он подарил любовь.
-
Слайд 21
Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить.
-
Слайд 22
Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.
-
Слайд 23
Внутренний мир человека.-Бог Сам свободен – и людям Он подарил свободу.- Бог есть Любовь – и людям Он подарил любовь.- Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить.- Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.
-
Слайд 24
Образ БОГА в человеке
разум
любовь
свобода
творчество -
Слайд 25
Где бы сердце вам жить не велело –В шумном свете иль в сельской тиши,Расточайте без счёта и смелоНе ищите, не ждите возврата,Не смущайтесь насмешкою злой.Человечество всё же богатоЛишь порукой добра круговой.
-
Слайд 26
Православная молитва: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши!»
-
Слайд 27
Человек становится выше, оттого , что тянется вверх
Подумай о душе -
Слайд 28
-
Слайд 29
— Болела ли у тебя когда-нибудь душа? Смог ли ты понять, чем была вызвана эта боль?- Вспомни любимых тобою людей. Вспомни, как они проявляли по отношению к тебе и к другим людям душевную теплоту или какой стойкой была их душа, когда проявляли душевную твёрдость?- Как ты думаешь, откуда душа человека знает, как надо поступать правильно, по совести?
-
Слайд 30
Вопросы и задания.… Есть в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?… Как вы понимаете выражение «Внутренний мир человека»?… Как Библия рассказывает о происхождении души человека?… Как вы думаете, какие мысли надо отгонять от себя и почему?
Посмотреть все слайды
Слайд 11- Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не
скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство!
— А откуда мы можем знать, что Бог любит нас?
— Все, что касается любви, не объяснить одними словами. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим и храним Богом – он бы и к собаке не решился подойти. Правда, Вань?
Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал. Похоже, что и котенка он унес с собою.
Слайд 16Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он
Дух. Но я верю, что Он существует, видит все, знает все, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.
Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.
В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, не смотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.
Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». К.Д.Ушинский.
Слайд 18 Рассказ- загадка «Чудный домик» К.Д.Ушинский Прочитай рассказ и выполни задание Чудный
я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью он не засыпает: все тук да тук- и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питье или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днем отпираются. В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдет хозяйка из дома, и все замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда ,откуда пришла,- на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Слайд 9Учитель ответил по ученому: — Под словом Бог понимается Творец, который создал
весь наш мир и человеческий род. Миру он дал законы природы. Человеку он дал законы добра.
Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна.
Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? Человек, делающий добро по приказу, похож на палку, с помощью которой Ваня отогнал собаку. Для котенка и для Вани это хорошо. Но палка-то разве стала от этого лучше? Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку Бог дал ещё и свободу.Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому ещё людям даны совесть, доброта, любовь.Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог – это свободный и разумный Творец, Который создал мир и любит Свое творение. Поэтому Его ещё называют Творцом.Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе:
Слайд 15«Размышление маленького христианина о человеке» К.Д. Ушинский «Я теперь не очень велик
и силен. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придется умереть. Но душа моя не умрет никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растет, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Слайд 8Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах
у всех спас от собаки:
— А тебе не страшно было?
— Поначалу было…
— А потом?
— А потом я кое-что вспомнил…
— Вспомнил? Что? О чем? Кого? – наперебой загалдели друзья.
— Вспомнил, что с Богом бояться не надо.
Ребята в недоумении замолчали.
Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:
— Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!
Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:- В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…
Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:
— Ну не смогу я этого описать. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно что-то чувствую…
Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!»
Презентации и конспекты уроков по ОРКСЭ в 4 классе
Альманах
Альтруизм и эгоизм – карта урока
Береги землю родимую, как мать любимую
Бережное отношение к природе – конспект урока
Буддизм
Буддизм – древнейшая мировая религия
Буддизм – древнейшая мировая религия – презентация
Буддизм – древнейшая мировая религия
Будь щедрым, довольствуйся малым
Внутреннее строение и убранство храма – урок
Все профессии важны- все профессии нужны – знакомство с темой
Всероссийский Батюшка Иоанн Кронштадтский – классный час
Гордость и гордыня
Гордость и гордыня
Девочка, которая стала Храмом
День православной книги
Десять заповедей
Джентльмен и леди – конспект урока
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ к урокам ОРКСЭ
Добро и зло
Добро и Зло – конспект
Добро и зло
Добро и зло
Добро и зло – карта урока
Добро и зло
Добро и зло – ответы
Добро и зло
Добро и зло – конспект урока
Добро и зло
Добро и зло – презентация
Добро и зло
Добродетели и пороки
Доброта и вежливость
Долг, свобода, ответственность, учение и труд
Дружба
Дружба
Дружба
Дружба
Дружба
Дружба и взаимопомощь
Дружба и порядочность
Духовно-нравственное воспитание на занятиях кружка ОПК и уроках курса ОРКСЭ
Духовные ценности человечества. Культура. Религии – конспект урока
Душа обязана трудиться
Жизнь ратными подвигами полна
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Заповеди – опк
Зачем творить добро
Зачем творить добро? Будь милосерден и добр
Защита Отечества
Защита Отечества
Защитники Отечества
Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности – презентация
Золотое правило нравственности
Золотое правило этики
Идти дорогою добра
Икона – методическая разработка урока
Искусство в религиозной культуре
Ислам детям – внеклассное мероприятие
История религий в России
Иудаизм – яһүдләрнең борынгы дине – конспект урока
Как вести себя в православном храме
Как князь Владимир веру выбирал – внеклассное зантяие
Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними – урок нравственности
Католическая церковь
Клубные часы в группе продлённого дня
Конспект урока
Крещение в лесу – сказка
Крещение Руси – урок
Культура и мораль – карта урока
Любовь и уважение к Отечеству
Любовь и уважение к Отечеству
Малая Родина
Масленица в школе
Милосердие
Милосердие
Милосердие – технологическая карта урока
Милосердие и сострадание
Милосердие и сострадание
Милосердие и сострадание – план конспект урока
Милосердие и сострадание – разработка урока
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Милосердие, сострадание, взаимопомощь и взаимовыручка – конспект урока
Мой край родной
Монастырь
Монастырь – разработка урока
Наша Родина – Россия
Нравственный поступок
Нравственный поступок
Обычаи и обряды русского народа
Основы мировых религиозных культур – урок
Особенности морали
От добрых правил – добрые слова и поступки
Отношение христиан к природе
Отношение христианина к природе
Пасха
Пасха
Пасха
Пасха – совместный проект
Пасха
Пасха. Светлое Христово Воскресенье
Подвиг
Подвиг – презентация урока
Подвиг
Православие в Московской Руси
Православная культура – конспект урока
Православный храм
Праздник Пасха
Праздник Святой Пасхи
Праздники в религиях мира – урок
Праздники и календари
Представление о Боге в иудаизме
Притчи Христа