Музыка и музыкальные инструменты
Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Многие росписи содержат картины, изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).
Интересно, что в росписях, относящихся к Древнему царству, преобладают ударные инструменты: бубны и барабаны. Во времена Среднего царства музыкальные ансамбли изображались с преобладанием духовых инструментов. В эпоху Нового царства к ним прибавляются щипковые инструменты: лютни, арфы и лиры.
Стоит отметить, что обучение музыке и вокалу в Древнем Египте входило в обязательные предметы в школах. Каждый уважающий себя человек, тем более состоятельный, должен был уметь играть на всех видах музыкальных инструментов: ударных, духовых и щипковых. Не обошли эти правила фараона и его членов семьи. Именно поэтому в гробницах археологами часто обнаруживаются миниатюрные музыкальные инструменты из драгоценных металлов.
Выразительное искусство
В древнеегипетском искусстве также активно развивались:
- Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
- Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
- Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
- Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.
Что мы узнали?
Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Виды ювелирных украшений Древнего Египта
История египетского общества в целом, и искусство в частности проходило несколько стадий, получивших названия царств. Однако если говорить об изменениях, происходивших в искусстве за этот период нужно признать, что условность диктовавшая «правила поведения» на протяжении всего периода развития, отразилась и на ювелирном искусстве. Несмотря на тот вклад, который Египет произвел на дальнейшее развитие античного общества, его обособленность и консерватизм привели к весьма незначительным изменениям собственных форм и стиля искусства.
Ювелирные украшения (как и декоративное оформление в целом) было подчинено религиозным реалиям. Так, изделия украшались цветками лотосов, как символом места рождения бога Гора, атрибутами Осириса и Исиды. Порой именно замысловатость символов и их количество определяло стоимость украшений. Например, на пекторали, найденной в гробнице Тутанхамона (1332—1323 годах до н.э.), символами обозначено его тронное имя – «Владыка превращений Солнца», или Неб Хепру Ра. Нижняя часть круга под лапками скарабея обозначает иероглиф «neb» (владыка), три вертикальные прямые «хепру» (превращение), а солнечный диск бога Ра (бога Солнца).
Если в архитектуре основными формами были пирамида, пилон и колонна, то в ювелирном искусстве столпами были головное украшение (тиара), нагрудное украшение (пектораль, воротник-ожерелье) и пояс.
Маштабы и пирамиды
Заметную роль в культуре Древнего Египта сыграла архитектура, связанная с ритуальными и погребальными мероприятиями. Во многом причиной известности этого культурного направления являются поражающие воображение размеры объектов, которые возводили древние египтяне. Явно господствующим принципом в этой области была монументальность, которая символизировала величие фараона и незыблемость государственного строя.
Главенствующей формой ритуальной архитектуры было строение в форме усечённой пирамиды. Такое сооружение называлось мастаба. Она представляет собой гробницу, имеющую погребальное помещение, расположенное глубоко под землёй. Позднее, с наступлением периода Древнего Царства, появилась другая, более известная архитектурная форма.
Самое первое архитектурное сооружение пирамидальной формы было построено зодчим по имени Имхотеп в Саккаре. Пирамида была предназначена для фараона Джосера, являвшегося основателем династии. Сооружение состояло из 6 мастаб, поставленных друг на друга, размеры которых уменьшались по направлению снизу вверх.
От традиционной мастабы пирамиду Джосера отличала особенность: её элементы были сложены из каменных блоков — тёсаного известняка. Основанием здания является прямоугольник, имеющий размер 140х118 м, а высота пирамиды — около 60 м. В истории архитектуры Древнего Египта эта пирамида стала самым первым гигантским архитектурным сооружением.
По назначению пирамида Джосера представляет собой огромный комплекс ритуальных заупокойных сооружений. В нее входит целый ряд помещений:
- гробницы;
- святилища;
- молельни;
- заупокойный храм.
Снаружи весь комплекс был обнесён двухкилометровой стеной, а внутри пирамиды располагалась погребальная камера, содержавшая, как саркофаг фараона. Имелись и другие помещения, соединённые между собой коридорами, напоминающими лабиринт.
Возведение самой первой пирамиды и положило начало появлению в Саккаре масштабного некрополя. На протяжении царствования 3, 4, 5 и 6 династий египетские правители возводили там пирамиды, а приближённая к ним знать — величественные мастабы.
По мере укрепления позиций знати и социальных верхов мастабы постепенно превращались настоящие ритуальные дворцы, имеющие множество помещений, предназначенных для совершения различных обрядов. При взгляде со значительного расстояния скопление таких ритуальных сооружений выглядит своеобразным и необычным архитектурным ансамблем.
Это выражалось в приобретении сооружениями следующих особенностей:
- стены выравнивались;
- грани становились более чёткими.
В результате строения приобретали всё большую геометрическую точность. Крупнейшие пирамиды Древнего Египта были возведены во времена правления 4 династии фараонами Хефреном, Хеопсом и Микерином. Они были построены на западном берегу Нила в Гизе. Эти сооружения имеют квадратное основание, их грани представляют собой равнобедренные треугольники.
В верхней части граней пирамиды Хефрена сохранилась облицовка в виде отполированных до идеально гладкого состояния плит белого известняка. Это позволило учёным сделать предположение, что когда-то все эти сооружения были облицованы подобным образом.
Наиболее масштабным представителем древнеегипетской архитектуры является пирамида Хеопса. Сооружение поистине грандиозное: сторона основания составляет 230 м, высота — 147 м. Пирамида была построена из огромных блоков золотистого известняка, которые имели массу от 2 до 30 тонн, уложенных таким образом, что зазор между ними не превышает половины миллиметра. На месте эти каменные глыбы удерживает их же собственная масса. По свидетельствам Геродота, строительство этого сооружения длилось 30 лет. Вход в погребальное сооружение располагается на северной стороне пирамиды.
Вариант №2
В этой статье будет представлена общая характеристика искусства, созданного в Древнем Египте.
- Египетские пирамиды. Это одни из самых древнейших построек Египта. На данный момент, было насчитано более 150 пирамид. Раннее, они использовались как гробницы для различных фараонов Древнего Египта.
- Большой сфинкс. Одна из самых древнейших скульптур, до сих пор находящихся в Египте с древних времен. Была сделана из монолитной скалы в виде огромного льва, грациозно лежащего на песке, а лицо его имело сходство с фараоном. У народа Древнего Египта была вера в то, что сфинкс влияет на уровень разлива Нила – самой величественной реки. Также, сфинкс был талисманом плодородности полей.
- Пирамида Хеопса. Хеопс – второй фараон четвертой династии. Всем жителям, он запомнился жестким и никого не щадящим правителем. Пирамида, построенная в его честь – главная заслуга. Это одно из семи чудес света, сохранившихся на нашей планете.
Архитектура времен Древнего Египта
В древние времена, в Египте, правителем считался сын Бога Ра. Это повлияло на основные сооружения – гробницы. Создание их превысило отметку в количестве ста единиц, над которыми старались не только рабы, но даже и крестьяне. Создание пирамид в Древнем Египте свидетельствует о том, что на высоком уровне было развито архитектурное направление и точная наука.
Живопись Древнего Египта
Все скульптурные постройки Древнего Египта имели яркую и символическую раскраску. Таким образом, на гробницах, создавались особые картины, которые могли означать путешествие в мир, находящийся под нами – ад. Изображения наносились с помощью особой краски, созданной руками египтян. Сверху изделие покрывалась смолой для того, чтобы рисунок мог прослужить долгое время. Картины создавались для того, чтобы покойнику легче жилось в загробном мире. Также, разукрашивались и различные статуэтки, малых и больших размеров.
5, 8 класс кратко
Музыка и театр
Музыка в древнеегипетском царстве тоже присутствовала, однако в основном в качестве аккомпанемента к песням
Внимание сосредотачивалось на певце, музыканты лишь аккомпанировали ему. Однако в период правления 18 династии музыка стала оформляться в самостоятельный вид искусства
Использовался целый ряд музыкальных инструментов:
- Арфа. Родиной этого музыкального инструмента считается Египет. Обычно на арфе играли женщины, аккомпанирующие мужчинам-певцам.
- Флейта.
- Систр — основной музыкальный инструмент при исполнении духовной музыки.
- Мената — ещё один инструмент для исполнения музыкальных произведений, имеющих духовную тему. В сочетании с систром ее звучание имитировало шорох зарослей папируса при порывах ветра.
- Тамбурин — ударный музыкальный инструмент.
Доклад о видах и жанрах древнеегипетского искусства не будет полным, если не упомянуть в нём о зачатках драматического театрального действа. Примечательно, что театр в Египте представлен не был, но именно здесь зародился прообраз театрального искусства. Им послужили своеобразные фестивали, которые начинают упоминаться в письменной истории с 2600 года до нашей эры.
Действие заключалось в том, что из храмов выносили скульптуры богов. Процессия обходила весь город и возвращалась в храм. Празднества продолжались несколько дней, в течение которых на площадях разыгрывались различные сцены на мифологические темы.
Новое Царство, 1550-1069 до н.э.
Эпоха Нового Царства начинается примерно в то время, когда Ахмос I воссоединил Египет вокруг 17-й династии. Поскольку мы сосредоточены на искусстве в этой статье, а не на всей истории Египта, достаточно сказать, что это привело к третьей великой культурной эре Египта.
Эта эпоха отличается тем, что время, в которое королевские семьи были довольно экстравагантными. К счастью для мира искусства, когда у богатых есть фантазия, фантастические произведения искусства, как правило, создаются. Какой лучший способ показать богатство или почитать живых и мертвых, чем с картинами, скульптурами и т. д.?
Рельеф королевской пары в стиле Амарны. Изображение Андреаса Прафека.
Период Амарны в конце восемнадцатой династии видел изменение общего художественного стиля. Фигуры были более андрогинными и выразительными, чем раньше. Пальцы были длинными и стройными, лица были вытянуты, а желудки, бедра и груди были более толстыми, чем раньше. Раньше фигуры показывали, что у них две правые ноги или две левые ноги, в то время как в стиле Амарны у них была каждая правая и левая нога.
Около 1200 г. до н. Э. Рамсес и последующие, сосредоточились на больших работах, в том числе рельефных, где рисунки были вырезаны на камне, а не на заднем фоне. Поскольку эти куски были большими, они не так подробно описаны как более мелкие работы, которые им предшествовали.
На протяжении всего Нового Царства мертвые погребались с Книгой Мертвых. Коллекция текстов, состоящая из заклинаний, предназначенных для содействия путешествию человека в загробную жизнь, была написана на папирусе и похоронена с ними в гробу. Эта традиция перешла из этой эпохи в следующую.
Часть Книги Мертвых. Изображение Wikimedia Commons.
Люди, которые заказывали эти тексты для себя или для близких, были богаты, так как папирус был дорогим, и создание такой «книги» могло бы занять полгода. Интересно, что можно было приобрести предварительно изготовленные коллекции, позволяя покупателям добавить имя мертвого человека, помещенное в текст при покупке. Папирус Ани является примером одной из таких «книг».
Другие виды ювелирных украшений
Во времена среднего царства консерватизм, распространенный в египетском искусстве, уступил место более легкому отношению к формам ювелирных украшений. В обществе появляются различные формы изделий: набедренные цепочки, кольца, браслеты различных сюжетов, серьги с подвесками и без, шпильки для волос и бусины, вплетаемые в косы. Кроме того большое развитие получает обувь из драгоценных металлов или с обилием украшений.
Важным элементом костюма древних египтян был так же пояс. И если люди без особых титулов подпоясывались узкими кожаными ремешками, то фараоны носили пояс из золота. Пояса изготавливались из золотых пластин, которые стремились от талии к ногам. Пояса также украшали золотыми вставками или бусинами из стекла и камней. Излюбленным мотивом, применяемым на египетских поясах, были декоративные подвески Уреи.
В декоративном плане ювелирное искусство Древнего Египта несло в себе условность характерную для всего искусства в целом. Основной особенностью искусства остается защитная, а не декоративная функция. Композиции в изделиях скованны рамками, уравновешены, но статичны. Цветовые сочетания имеют ярко выраженное преобладание открытых цветов, без использования полутонов. Но в то же время египетская цивилизация за годы существования смогла не просто создать свой уникальный стиль в ювелирном искусстве, но и произвести ряд инновационных открытий.
египет#исторические драгоценности#
- ← Готическое ювелирное искусство
- Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники →
Египетские темы в искусстве современных ювелиров
16 апреля 2019
Статьи
Египетское государство, как и египетское искусство до сих пор скрывают много тайн. До конца расшифровать…
ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ
Ювелирное искусство Древнего Египта по царствам
11 февраля 2019
Статьи
Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества, как и вся жизнь египтян.…
ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ
Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники
20 августа 2018
Статьи
Египтяне умело применяли различные металлы для производства ювелирных украшений. Основным металлом было…
Стили рисования
Пройдя обзор времени, я хотел немного отдохнуть, чтобы поболтать о картинах, найденных во всем древнем Египте. Часто, когда я думаю об искусстве этих эпох, на ум приходят картины или разрисованные носители (рельеф, скульптура и т. д.).
Поверхности, которые были окрашены, вероятно, были подготовлены со слоями белил и/или грунтовкой. Предполагается, что минералы использовались с неизвестным связующим (возможно, яичная темпера). Говорят, что египтяне были строгими в отношении живописи. Они использовали шесть цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Небольшая коробка с краской, найденная в гробнице Тутанхамона, содержала эти шесть цветов.
Пример палитры писца. Изображение Harrogate Museums and Arts.
Начиная с 4000 г. до н. Э. в живописи использовались цвета. Было обнаружено, что первые применения синего пигмента относятся к 3000 г. до н.э. Позже они использовали растительные красители в дополнение к минеральным пигментам и впервые в истории создали «лаковые пигменты». Лак — это пигмент, который был нерастворимым, в результате смешивания его с танином, металлической солью или каким-либо другим соединением. Этот вид пигмента использовался в течение тысяч лет после этого периода, позволяя создавать более широкий диапазон пигментов.
Египетская женщина на стене, держащая Систрум. Изображение Wikimedia Commons.
Помимо их вклада в пигменты и краски, у египтян был классический стиль, используемый в течение тысяч лет (до периода Амарны), который состоял из фигур, изображенных с головами в профиль, тела, обращенные вперед, и ноги в профиль (часто показаны как два левые ноги или две правые ноги).
Кроме того, если в этих картинах не были показаны дети или боги, все человеческие фигуры были показаны в одинаковых пропорциях (18 кулаков в высоту). Жесткость этих фигур немного контрастирует с выразительным периодом Амарны, о котором я писал выше.
Декоративно-прикладное искусство
В Египте уже с начала неолита была известна глиняная посуда, а фаянсовые изделия — произведения художественных ремёсел. В древних захоронениях знатных особ обнаружены бусы и небольшие игорные столики из фаянса. Из этого же материала изготавливали декоративные архитектурные элементы, предметы бытового назначения: ожерелья, статуэтки, чаши, кубки, сосуды для благовоний.
Египтяне — первые производители стекла. Для изделий из данного материала характерны яркие краски, гармоничность форм, свежесть. Однако прозрачности материала египтяне никогда не стремились добиться в своих изделиях.
К числу художественных ремёсел Египта с давних времён принадлежали изготовление украшений и ювелирное дело, в чём египтяне достигли большого совершенства. Ими применялись литьё, ковка, паяние, формовка. Для нанесения орнаментов использовались техники гравировки, насечки, тиснения, инкрустации, золочения штамповкой, травления, зерни, окраски.
Основным текстильным сырьём являлся лён. Из дерева изготавливали мебель.
Слайд 6АрхитектураЕгипетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из
«семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Древнее Царство, 2686-2181 годы до нашей эры
Эпоха Древнего Царства начинается с Третьей династии Египта. Это совпадает с Джосером, который правил в течение нескольких десятилетий где-то около 2691-2625 гг. До Н. Э. (Другие источники говорят 2686-2613). Джосер приказал построить ступенчатую пирамиду в Саккаре под названием «Пирамида Джосера». На протяжении всей эпохи Древнего Царства были созданы первые пирамиды Египта.
Пирамида Джосера. Изображение от Charlesjsharp.
Кроме того, во время правления Джосера мы получаем его визиря, Имхотепа, которого вы можете узнать в имени дурацкого, голодного некроманта из серии фильмов «Мумия». В действительности Имхотеп был архитектором, инженером и врачом. Он разработал Пирамиду Джосера, и, возможно, он отвечал за первое известное использование каменных колонн в Древнем Египте. Позже его почитали как поэта и философа благодаря божественному статусу, который он получил после смерти (около 2000 лет после его смерти).
Еще одна довольно заметная пирамида, построенная во времена Древнего царства, — Великая пирамида в Гизе. Предполагается, что она была заказана Хуфу во время Четвертой династии. Самая старая и самая большая из трех пирамид в Гизе, считается одним из семи чудес древнего мира.
Великая пирамида в Гизе. Изображение Нины.
Вероятно, построенная в течении десятилетия (или более), пирамида состоит из известняка, гранита и раствора. Известняк использовался для обсадной колонны. Обсадные камни — это наклонные камни с плоским верхом, которые создают лицевую часть пирамиды. Чтобы вырезать камень, как известняк и графит, египтяне забивали деревянные клинья в камень, пропитывали клинья водой, и, когда клинья расширились от воды, они разрушали скалу, разрешив обрезать или разбить куски.
Камни отправлялись на строительную площадку на лодках по реке Нил, где они были затем встроены в пирамиду, которая до сих пор стоит. Что касается того, как была построена пирамида, существует так много теорий, в том числе рабский труд, квалифицированные рабочие, и многое другое.
Статуя Яиба и его жены Чуаут, Гиза, 4 династия Изображение от Einsamer Schütze.
Другой художественный вклад Древнего Царства в Египет включает в себя первые статуи в натуральную величину, созданные из дерева, меди и камня, а также портреты людей, которые мы видим довольно часто в последующие столетия. Структуры и объекты были украшены рельефными рисунками, на которых изображены пейзажи, растения, животные и многое другое.
Работы были сосредоточены вокруг загробной жизни, хотя я всегда удивляюсь, сколько всего не хватает, поскольку многие из них происходят из древних гробниц. В общем, Древнее Царство состоит из четырех династий в течении 500 лет или около того.
Пирамиды и древние храмы
Древние тексты, мифы, географические опыты свидетельствуют о том, что архитектура Египта всегда была притягательной для путешественников. Колонны и стены, сохраняющиеся на протяжении многих веков, гигантские статуи, опустевшие гробницы никого не оставляют равнодушным. Сколь бы древними ни считались пирамиды, сегодня их можно потрогать рукой.
Представление о Египте у многих связано с мистикой и приключениями. Этот образ отображается в многочисленных книгах и фильмах об этой стране.
Искусство Египта отражает влияние и смешение всех культур, нашедших возможность осесть на данной земле. Экскурсоводы показывают туристам гробницы, на стены которых нанесены христианские фрески, и исламские мечети над обломками языческих храмов. Проезжая по стране, можно увидеть и античные руины, и статуи богов со звериными головами, а то и состарившиеся особняки в европейском духе.
Среднее Царство, 2000-1700 годы до нашей эры
Затем мы переходим к Среднему Царству. Эта эпоха принесла нам блочную статую, которая была мемориальной скульптурой, изображающей фигуру, сидящую на корточках или сидящую с руками, лежащими на коленях. Часто фигура носит плащ, придавая телу блочную форму. В этом жанре есть два типа статуй: с плащом, который покрывает ноги и с непокрытыми ногами.
Блочная статуя Сенемута. Изображение Андреаса Прафека.
Знать также оказывалась в бюстах и других статуях. Это, в отличие от многих произведений искусства до него, включало изображения женщин в контексте, который не имеет никакого отношения к тому, чтобы быть статуей плодовитости или богиней.
Голова и торс женщины ок. 1844-1837 B.C.E. Изображение Фонда Чарльза Эдвина Уилбора.
Интересно, что эти статуи смогли показать стандарты красоты, макияж и прически временного периода в самой резьбе.
Поздний период (664-332 года до н. Э.) и далее
Через какое-то время после Нового Царства приходит поздний период. Масштабы художественных работ уменьшились по сравнению с эпохами, которые были раньше. Бронзовые фигуры стали более распространены в это время и были перенесены в последующий период Птолемеев. Животные, особенно такие фигуры, как Бастет и Апис, были показаны в бронзе в течение позднего периода.
Гайер-Андерсон кошка, считается перевоплощением Бастета. Изображение от Einsamer Schütze.
После позднего периода Египет был захвачен персами, греками и римлянами (в этом порядке). Александр Великий завоевал персов, чтобы создать Птолемеевское царство (332-30 г. до н. Э.), а позже Октавий победил Марка Антония, избавился от Клеопатры и присоединил Египет во имя Римской империи (30 г. до н.э. до 4-го века).
Наши следующие две статьи будут посвящены Древней Греции и Риму соответственно, поэтому понимание тех культурных и художественных влияний на регион лучше всего сохранить до самого конца.
Нагрудные украшения
Сухой климат Египта позволил археологам и ученым получить большое количество артефактов, представляющих большой интерес при анализе развития ювелирного мастерства Древнего Египта.
Пектораль
Лоб – не единственное место, которое украшали египтяне. Священным местом для них являлась и грудь, в глобальном положении как защитница сердца. Первоочередную роль сердца легко проследить по записям «Книги мертвых», где оно называется отцом и матерью египтянина. Самым распространенным видом нагрудных украшений были пекторали. Пекторали имели многофигурную и многоярусную композицию схожую с декоративными рисунками на колоннах храмов древних египтян. Большинство композиций выстраивалось по принципу перпендикулярной проекции. Наиболее важным символом, изображаемым на пекторалях, который египтяне связывали с сердцем, был жук-скарабей. Скарабея связывали с солнцем, траектория его движения с запада на восток схоже с движением солнца по небосводу. Это главный символ возрождения в загробной жизни. Мотивы, изображенные на пекторалях, имеют устойчивое постоянство. Бог Гор, один из обязательных изображенных на пекторалях, сын Осириса и Исиды. На земле его воплощением считали фараона, символа государственности, неба и солнца. Лотос – символ Верхнего и Нижнего Египта, циклической смены времени суток. Ладья – средство передвижения Ра по небу. Ни один амулет в древнем Египте не обходился без иероглифа способного защитить фараона от всех болезней и «дурного глаза». Таким образом, все изображения собранные на пекторали, так или иначе, отражали царственность и привилегированность его владельца. Пекторали были золотыми из сборных пластин или литого золота. Техника перегородчатой эмали или инкрустации тут получает небывалый расцвет. Между тончайших золотых проволок помещались стеклянные краски или самоцветы. Тело жука скарабея, как правило, выполнялось из темно-синих эмалей или камня ляписа. Тела Гора и диск солнца из сердолика или яшмы. Ладья имела небесно-голубой цвет лазурита и бирюзы.
Ускх
Еще одним нагрудным украшением, но допустимым к ношению не только фараоном были разнообразные воротники-ожерелья. Ускх – воротник-ожерелье из нескольких рядов бусин. Форма бусины из полудрагоценных камней еще одно изобретение египтян, и, конечно же, круг символизирует солнце. Форма этого вида ювелирного украшения имела преимущественно разомкнутый круг в основе. Ускх собирали из цветных камней или золотых бусин. Форма подвесок и размер бисера были различными. Кроме круглых бусин в состав ожерелья входили различные подвески в форме лотосов, скарабеев, дисков солнца. Нагрудное украшение могло иметь декоративную форму цветных или золотых полос или же стилизовать форму крыла сокола. Воротником такие украшения были названы по причине плотного заполнения формы ожерелья или потому, что для удобства крепились на подкладку из кожи или ткани.