7 главных русских богатырей

Доклад о богатырях 5 класс однкнр

Доклад №2

Согласно былинам, богатырь славился не только физической силой, но и был не обделен умом, знал 12 языков, в том числе – язык птичий. Добрыню часто называют «змееборцем», и количество его подвигов намного больше, нежели известная всем история со Змеем Горынычем. Из 53 былин данный герой указывается минимум в шести, причем в большинстве из них ему приписывается борьба именно со всевозможного рода змеями.

Отдельного внимания заслуживает поединок Добрыни с Ильей Муромцем, а также Дунаем Ивановичем.  Нередко данный герой сравнивается с вышеупомянутыми персонажами, а также выносится в знаменитой «тройке» богатырей, включающей в себя самого Добрыню, вышеупомянутого Илью Муромца и Алешу Поповича.

Что касается прообраза, большинство источников склоняются к тому, что Добрыня писан с  родственника князя Владимира Святославовича, что имеет под собой логическую и историческую подоплеку. Мало того, что богатырь является бесстрашным и искусным воином, в некоторых участниках он описывается как хороший сват, однако каких-либо весомых подтверждений этому нет.

Мало кто знает, но в честь богатыря Добрыни Никитича даже названы гора и остров, также он является героем нескольких опер, а также фильмов, мультфильмов, последний из которых вышел относительно недавно, в 2017-году. Нередко образ этого богатыря характеризуется с мощью, смелостью и отвагой, а также с недюжинной физической силой, коей обладали представители сего сословия.

В произведениях Добрыня нередко отправляется по поручениям батюшки – князя, но впоследствии обстоятельства разворачиваются так, что герой находит гораздо большее количество приключений, нежели предполагалось поначалу. Многие люди считают, что человек, очень сильный физически, неспособен к какому- либо внятному и логическому мышлению, однако в случае с Добрыней это не так – эпос воспевает не только его физические достоинства, но и острый ум, благодаря которому он и является «любимчиком» князя.

Не суть важно, существовал ли богатырь в реальности либо это все вымысел, ведь наверняка существовало множество прообразов, которые, сплетаясь в один, образуют незыблемую стать отважного воина и защитника нашего народа. 5 класс

5 класс

ОБРАЗ БОГАТЫРЯ

Алёша Попович столь же необычен в своем характере, сколь и Добрыня Никитич. Все-таки в большинстве своем удалые молодцы славились недюжинной мощью, а невежеством, как Добрыня. Так что уж говорить о тех чертах, которые приписывают Алексею Леонтьевичу…

Этот богатырь не только не имеет какой-либо особой силы — напротив, в некоторых былинах говорится о том, что он хром, а оттого слаб. Зато Алёша хитер, сметлив, находчив. Можно ли это считать качествами, достойными восхваления? Сложно судить.

В своем увлечении прекрасным полом Алёша Попович не гнушается и откровенной, неприглядной ложью. Пока крестный брат его Добрыня Никитич совершает ратные подвиги, он рассказывает жене его Настасье Микулишне, что видел в поле труп Добрыни. Этим он пытается склонить красну девицу к замужеству.

Алёша лукав, кичлив и хвастлив, а в шутках его больше коварства, чем безобидного смеха. Другие богатыри то и дело порицают его за это.

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против.

Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, взяв богатое приданое.

Рязанский княжич

Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Многие исследователи считают, что этот богатырь был княжеского рода. Его отец Никита Романович был «князем без удела», умер в возрасте 60 лет, оставив молодую жену и малолетнего сына. Мать Амелфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он поспевал быстрее сверстников, в возрасте 12 (в некоторых вариантах — 15) лет освоил ратные премудрости. Владимир Пропп писал:

Народ, создавший такого героя, явно осознавал себя как высококультурную нацию. Киевская Русь переживала расцвет культуры в XI–XII веках; в Новгороде XI–XIV веков практически все население, включая женщин, было грамотным. В это время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

Если вычислять дату рождения богатыря по дате основания Рязани, то она приведет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упомянута под 1096 годом, но историки считают, что поселение появилось за 30–35 лет до этого. Но был в истории и настоящий Добрыня.

Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и занял киевский престол, и, по мнению историков, за этим поступком стоял Добрыня. Он же убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом для былинного князя Владимира Красное Солнышко был богатырь Добрыня. Эпический Добрыня победил Змея с помощью «шапки земли греческой» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер увидел в этом параллель с крещением Руси: реальный воевода Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.

В XIII веке в Норвегии была записана «Сага о Тидреке Бернском», тогда же в Южной Германии появилась героическая поэма «Ортнид». В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Ilias König von Riuzen — Илиас, король Русский. Вероятно, так в представлении европейцев слились в одну фигуры двух богатырей — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

История богатырей на Руси

Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.

Многие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри — это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.

Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри – олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.

Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру – христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли. Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников. Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.

Никита Кожемяка

Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.

Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Был ли женат Илья Муромец?

Документальных источников, подтверждающих, что легендарный богатырь был женат и имел детей, нет. Да и времени обзаводиться семьей у него было не так много. Тем не менее в былинах встречаются детали, указывающие на то, что и Илье Муромцу ничто человеческое было не чуждо.

В ряде текстов упомянута богатырша Савишна, которая трижды вызывала Илью на бой. Только в третьей схватке богатырю удалось победить ее, после чего он женился на побежденной, тронутый ее красотой. Но Савишне больше нравилось не заниматься домом, а участвовать в богатырских поединках. И однажды она заменила Илью в бою с Тугарином-змеем.

Кроме Савишны былины рассказывают и о другой женщине богатырской силы – Златогорке, в которую Илья был влюблен некоторое время. Она родила ему сына Сокольника (по другой версии – дочь). Об этом пишет Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь». В сборнике Николая Ончукова «Печорские былины» вместо Златогорки в качестве матери Сокольника упоминается уже некая «вдова калачница» из «земли Тальянской».  Сам же Сокольник разыскивает Илью, чтобы отомстить отцу, оставившему мать. Богатырь едва не убивает своего сына, прежде чем узнает его.

Василий Буслаев


Богатырь был персонажем новгородских былин. Он обладал несокрушимой молодецкой удалью и силой. С младых лет герой имел собственное мнение, об этом свидетельствует его раздор с новгородской общиной.

Чтобы доказать свое превосходство, он набирает дружину таких же молодцев и буйствует в городе, спасает новгородцев мать богатыря, только она может вразумить его.

В зрелом возрасте герой осознает свои ошибки молодости и желает отмолить их, отправляется в Иерусалим. Но поездка не меняет характер Василия, на обратном пути он забывает все обеты и погибает, пытаясь в очередной раз доказать свою удаль.

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты былинного героя. Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику русских святых.

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев – столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Доклад №2

Богат фольклор русский на героев, и звались воины – русичи, герои сказаний давних, отважными богатырями. Одним из них был Добрыня Никитич,  одаренный, образованный и не лишенный смекалки, сын рязанского воеводы Никиты. Считается, что у Добрыни были реальные прототипы, в том числе и дядя князя Владимира, однако данный факт довольно сложно подтвердить.

Согласно былинам, богатырь славился не только физической силой, но и был не обделен умом, знал 12 языков, в том числе – язык птичий. Добрыню часто называют «змееборцем», и количество его подвигов намного больше, нежели известная всем история со Змеем Горынычем. Из 53 былин данный герой указывается минимум в шести, причем в большинстве из них ему приписывается борьба именно со всевозможного рода змеями.

Отдельного внимания заслуживает поединок Добрыни с Ильей Муромцем, а также Дунаем Ивановичем.  Нередко данный герой сравнивается с вышеупомянутыми персонажами, а также выносится в знаменитой «тройке» богатырей, включающей в себя самого Добрыню, вышеупомянутого Илью Муромца и Алешу Поповича.

Что касается прообраза, большинство источников склоняются к тому, что Добрыня писан с  родственника князя Владимира Святославовича, что имеет под собой логическую и историческую подоплеку. Мало того, что богатырь является бесстрашным и искусным воином, в некоторых участниках он описывается как хороший сват, однако каких-либо весомых подтверждений этому нет.

Мало кто знает, но в честь богатыря Добрыни Никитича даже названы гора и остров, также он является героем нескольких опер, а также фильмов, мультфильмов, последний из которых вышел относительно недавно, в 2017-году. Нередко образ этого богатыря характеризуется с мощью, смелостью и отвагой, а также с недюжинной физической силой, коей обладали представители сего сословия.

В произведениях Добрыня нередко отправляется по поручениям батюшки – князя, но впоследствии обстоятельства разворачиваются так, что герой находит гораздо большее количество приключений, нежели предполагалось поначалу. Многие люди считают, что человек, очень сильный физически, неспособен к какому- либо внятному и логическому мышлению, однако в случае с Добрыней это не так – эпос воспевает не только его физические достоинства, но и острый ум, благодаря которому он и является «любимчиком» князя.

Не суть важно, существовал ли богатырь в реальности либо это все вымысел, ведь наверняка существовало множество прообразов, которые, сплетаясь в один, образуют незыблемую стать отважного воина и защитника нашего народа. 5 класс

5 класс

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.

Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.

ДунаДунай Ивановичй Иванович

Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Популярные сегодня темы

  • Первый паровоз

    Первый паровоз был создан в 19 веке. В этой истории имеется большое количество интересных нюансов. Мало кто знает, что первый паровоз выглядел как деревянная телега. Колеса этой телеги крутил

  • Система образования

    Несомненно, самым основополагающим фактором в быстром и правильном развитии общества, является система образования. Чем качественнее оно будет организовано, тем больше перспектив преуспеть

  • Заповедники России

    В России существует около 100 заповедников. Заповедник – уникальное место природы (водное или земное), которое находится под государственной охраной. В зависимости от занимаемой территории за

  • Животные тропических лесов

    В тропических лесах обитает около 70% существующих видов животных. Зоны тропических лесов характерны для Центральной и Южной Америки, Центральной Африки, Азии, Австралии и Океании.

  • Художественные символы народов мира

    На данный момент в мире насчитывается 251 признанное государство, более 2000 национальностей и огромное количество небольших народов. Многие из них имеют своё уникальную

  • Алтайский край

    Алтай одно из самых удивительных мест в России. Сюда приезжают люди со всех уголков мира, что полюбоваться и насладиться первозданной, чистой и довольно загадочной природой. Место, в котором

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Сухман Одихмантьевич

Былины как жанр народного творчества, особенности изучения былин

Кратко:

Былина — жанр русских народных героических поэм о подвигах богатырей во имя родины и торжества справедливости. Например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула Селянинович» и др.

По содержанию различают былины богатырские (о воинских подвигах Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича и др.) и историко-бытовые (о жизни народных героев — Святогоре, Садко, Василии Буслаеве и т.п.). В былинах поэтически слиты мир реальный — Древняя Русь IX — XIII вв. (Киев, Новгород, Чернигов и т.д.) — и фантастический вымысел (Садко попадает к морскому царю, Соловей-разбойник посвистом губит все вокруг).

Сложены былины особым былинным (напевным) стихом без рифмы с тремя или двумя ударениями.

К художественным особенностям былин следует отнести замедленное действие, «общие места» (повторяющиеся описания), повторы, постоянные эпитеты и проч.

Былины послужили источником многочисленных литературных стилизаций и подражаний. Например, «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова; глава «Савелий, богатырь святорусский» (из третьей части «Крестьянка») в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Подробно:

Сложившись в период расцвета Древнерусского государства, былина выполняла функцию передачи исторических знаний, формировала патриотическое сознание. Герои ранних произведений имели явные мифологические черты, в частности обладали способностью перевоплощения (Вольга, или Волх Всеславьевич), в поздних образцах такие черты приписывались главным образом антагонистам героя (Соловей-разбойник, Змей), хотя все чаще встречалась персонификация сил, представлявших угрозу государству, а не отдельному лицу. Основанием для такой трансформации художественного сознания послужило монголо-татарское нашествие. Былины киевского цикла, на первый взгляд, отражали идеологию дружинного сословия, но по существу в них была заложена общенациональная идея. В монументальных образах «трех богатырей» — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, представлявших три основных сословия, нашли воплощение героические традиции русского народа.

Вместе с тем известны былины — апофеоз крестьянского труда. Так, Микула Селянинович противопоставляется князю Вольге и его «дружинушке хороброй»: не могут они с места сдвинуть его сошку, а крестьянский богатырь Микула забрасывает ее в кусты одной рукой. Полна глубокого философского смысла былина о Святогоре и сумочке с «тягой земной». Могучий богатырь Святогор ушел в землю, пытаясь сдвинуть с места «сумочку», а пахарь Микула легко несет «тягу земную». Еще один своеобразный цикл былин сгруппировался вокруг героев, принадлежавших к новгородской вольнице (Василий Буслаев, Садко).

Знакомство с русским героическим эпосом, без сомнения, полезно для подрастающего поколения. Идеи бескорыстного служения отечеству и народу имеют непреходящую воспитательную ценность. Однако язык и стиль подлинника трудны для детского восприятия, непонятны многие моменты содержания. Кроме того, публикация в известной степени разрушает целостность жанра, лишая эпические песни живого звучания. Не надо забывать о синкретизме фольклорного искусства, для которого характерно особое интонирование поэтической речи, даже в прозаических жанрах, не говоря уже о песенных.

Попытки сделать былинное повествование доступным широкому читателю предпринимались неоднократно, начиная с XIX столетия (А. К. Толстой). В советское время также осуществлялись пересказы былин, которые считались обязательной составляющей детского чтения. Одна из первых таких публикаций относится к 1949 г. И.В. Карнаухова пересказала ритмизованной прозой сюжеты о наиболее известных русских богатырях. Сохранив героическую природу эпоса, писательница освободила его язык от архаики, приблизив к детскому восприятию. Опыт оказался удачным, сборник неоднократно переиздавался.

Издания, предназначенные для взрослого читателя, как правило, снабжены соответствующими комментариями. Дети еще не умеют правильно пользоваться справочным аппаратом, поэтому целесообразно включать необходимые пояснения непосредственно в текст произведения. Этот принцип использован, в частности, Н.П. Колпаковой. Фольклорист, неутомимый собиратель и популяризатор народного творчества, Н.П. Колпакова дала былины в свободном пересказе, следуя за развитием сюжета (Л., 1960; М.,1973).

Возвращение былин в общеобразовательный курс литературы, безусловно, положительный факт, но он предъявляет строгие требования к учителю, поскольку формальное отношение к делу способно нанести только вред.

Самые интересные факты о Добрыне Никитиче

  1. Добрыня Никитич — главный герой многих русских былин.
  2. Он часто изображается как рыцарь, сочетающий в себе силу, мудрость и благородство.
  3. Считается племянником князя Владимира Красное Солнышко.
  4. Считается, что он лично крестил племянника — князя Игоря.
  5. Добрыня участвовал в походах против половцев.
  6. Он был известен своей умелостью владеть мечом и луком.
  7. Во время боев, Добрыня часто вдохновлял своих товарищей на подвиги.
  8. Добрыня не раз спасал князя Владимира от различных опасностей.
  9. Он также помогал князю в судебных делах, давая мудрые советы.
  10. В былинах упоминается его верный конь, который всегда был рядом с героем в бою.
  11. Добрыня показал пример настоящей мужественности, противостоя искушениям и ложи.
  12. Он часто становился мостом между князем и простым народом, помогая разрешать споры.
  13. Считается, что Добрыня был также талантливым певцом и музыкантом.

  14. Он часто выступал в роли посланника между разными княжествами Руси.
  15. В некоторых историях Добрыня помогает своим друзьям-богатырям в их подвигах.
  16. Он изображается как человек глубокой веры и почитания Бога.
  17. Добрыня не только воин, но и защитник слабых и обездоленных.
  18. Он противостоял колдунам и колдуньям, защищая Русь от темных сил.
  19. Считается, что он мог общаться с животными, понимая их язык.
  20. Его смелость и умение договариваться с оппонентами делали его неоценимым советником князя.
  21. Он учил молодежь боевым искусствам и мудрости жизни.
  22. По некоторым версиям, у Добрыни была сестра, которая также отличалась храбростью.
  23. Добрыня стал прототипом для многих персонажей русской литературы и кино.
  24. В некоторых былинах говорится о его участии в строительстве и основании городов и крепостей.
  25. Добрыня неоднократно сталкивался с предательством, но всегда оставался верен своим принципам.
  26. На основе его историй было создано множество произведений искусства: картины, статуи и музыкальные композиции.
  27. Его имя стало символом храбрости и верности на Руси.
  28. Считается, что он ушел из этой жизни, совершив героический подвиг ради своего народа.

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Дюк Степанович

Еще:

  • Как зовут сестру Несси и где она обитает? 8 интересных фактов о мифологии
  • Кем был Гермафродит
  • Кто такие гении

Муромский крестьянин

Илья Муромец, «сын Иванович», — крестьянин, плоть от плоти своего народа. Ему посвящено 18 разнообразных сюжетов, это рекорд для русского эпоса.

Былинная биография Ильи достаточно подробна. Он родился в селе Карачарове под Муромом, до 30 лет не владел ни руками, ни ногами, был парализован. Однажды, когда вся семья работала в поле, а Илья лежал на печи, в дом постучали калики перехожие. Странники попросили чарочку водицы, Илья ответил, что не может принести воды. Калики стали уговаривать его подняться, и случилось чудо: Илья пошел. Когда он принес каликам воды, они предложили выпить и ему, после чего у богатыря появилась невиданная сила. Исцеленный герой поспешил на помощь родственникам, выкорчёвывавшим деревья. Увидев, как Илья легко выворачивает дубы с корнем, родители поняли, что его призвание не крестьянский труд, а защита Отечества.

Образ Ильи, по мнению исследователей, стал вершиной русского эпоса. Он сформировался позже, чем образы Алеши и Добрыни. Илья — зрелый воин, убеленный сединами, терпеливый, держащий себя с достоинством. Исследователь былин Александр Гильфердинг охарактеризовал его силу как «скромную, чуждую всякой аффектации и хвастовства, но требующую к себе уважения».

Один из центральных сюжетов о подвигах Ильи Муромца — его победа над Идолищем поганым. Богатырь пробрался в захваченный врагом Киев в одежде странника и стал просить милостыню под окнами дворца. Идолище, запрещавшее просить во имя Христа, тут же приказало привести неизвестного и стало расспрашивать его о прославленном герое:

Услышав, что «ест Илейко по калачику, пьет Илейко по стаканчику», Идолище заключило, что такой соперник ему не страшен, и тогда Илья убил его ударом шелепуги — выменянного у калики кнута.

В образе Идолища явно отразились черты монголо-татарских завоевателей XIII–XV веков, а войско, окружившее Киев, в сознании народа слилось с татарскими захватчиками. Это подтверждает гипотезу о более позднем формировании образа Ильи в русском эпосе, хотя само имя героя могло быть известно уже в XII веке.

В некоторых былинах Муромца называли Муравленином. Это дало повод предположить, что родиной богатыря мог быть Моровийск (ныне Моровск) под Черниговом.

Традиционно былинного Илью соотносят с преподобным Илией Печерским, иноком Киево-Печерской лавры. До принятия пострига он прославился как воин по прозвищу Чоботок, то есть Сапожок: предание гласит, что однажды Илья отбился от врага сапогом. Он умер в 1188 году и был канонизирован в 1643 году. Его мощи по сей день хранятся в пещерах лавры.

В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. Она показала, что при жизни Илия Печерский был исключительно сильным человеком, ростом около 177 сантиметров, и по меркам Средневековья считался вполне высоким. У него обнаружились признаки заболевания позвоночника, а причиной смерти ученые назвали рану, нанесенную острым оружием в грудь. На момент гибели воину было 40–55 лет. В Киево-Печерском патерике — сборнике о ранней истории монастыря — нет жития этого преподобного. Это косвенно подтверждает, что в монашестве Илия провел недолгое время. Предполагается, что он принял постриг уже после полученного в бою смертельного ранения.

Фольклорист Владимир Пропп писал: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя. При всем их отличии они объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей родине; за нее они всегда готовы отдать свою жизнь».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: