Кратчайшее содержание для читательского дневника «Дубровский»
Повествование о том, как дети двух некогда близких соседей и товарищей, рассорившихся однажды, полюбили друг друга. Из-за мести отец девушки выдаёт её замуж за старого нелюбимого господина.
Молодой человек пытается выкрасть Машу из-под венца, но та отказывается нарушать обет, данный жениху.
В результате Дубровский покидает страну в отчаянии.
Сюжет подробнее
Богач и самодур, помещик Троекуров своими выходками держит в страхе весь уезд. Он презрительно относится ко всем, кроме одного человека. Это его сосед и товарищ по службе Андрей Гавриилович Дубровский, который отличался прямым и честным характером.
Как-то раз дерзкое поведение холопа Троекурова послужило причиной для сильной ссоры между помещиками. Троекуров, желая доказать свою правоту, подкупил суд и отсудил у Дубровского деревню Кистеневку.
Дубровский невероятно тяжело переживал это, ведь Кистеневка была его родовым поместьем и была дорога его сердцу. Вскоре он умирает на руках у своего сына, Владимира, который приехал, оставив службу, к умирающему отцу.
Испытывая чувство мщения, Владимир поджигает Кистеневку, в которую приехали приставы для составления необходимых документов. Затем он становится главарем шайки разбойников, держащей в страхе всю округу, а особенно злых и жадных помещиков, угнетающих бедных.
Проникнув в поместье Троекуровых под видом гувернера, Владимир неожиданно для себя влюбляется в Машу Троекурову, которая покорила его своей чистотой и обаянием.
Молодые люди искренне желают связать свою судьбу друг с другом, но их надеждам не дано осуществиться. Кирила Петрович против воли выдает Машу замуж за старого и богатого князя Верейского. всеми силами пытается помешать этому, но безуспешно.
Владимир нападает на свадебную церемонию и освобождает Машу, но она отказывается от его помощи, сказав, что не может нарушить слово, данное Верейскому, как бы он ни был ей немил.
Дубровский, потеряв свою любовь, распускает банду и навсегда уезжает за границу.
Вывод, который следует из произведения, очевиден.Пушкин показал в своем произведении всю низость и продажность государственного аппарата России того времени, когда честь и благородство стали пустым звуком для власть имущих.
Композиция
Каждый из 2-ух томов имеет свою логику развития событий, начало и конец интриги. Том I выстроен как история двух старых приятелей, ставших смертельными врагами, а том II рассказывает о несостоявшемся счастье Дубровского и Маши.
Части романа
Элементы композиции |
Том I История ссоры Троекурова
и Дубровского-старшего. |
Том II Несостоявшееся счастье Маши и Владимира Дубровского. | |
Экспозиция | История жизни и дружбы героев, рассказ о привычках Троекурова. | Гости Троекурова слушают историю Анны Глобовой, читают приметы разбойника. | |
Завязка | Ссора на псарне, отказ Дубровского возвратиться в имение Покровское. | Дубровский грабит Спицына и называет ему свое имя. | |
Развитие действия | Решение Троекурова отнять у Дубровского Кистеневку с помощью Шабашкина. | Открывается тайна: как Дубровский стал Дефоржем
(метод обратной композиции). |
|
Кульминация | Сцена в суде, помешательство Андрея Гавриловича и удар. | Владимир открывает свои чувства и имя Маше. Позже исчезает, избежав ареста. | |
Спад действия | Болезнь героя, приезд его сына и смерть Дубровского-отца. | Появляется Верейский, который сватается к Маше. | |
Развязка | Пожар, гибель чиновников, исчезновение Владимира и части его дворовых людей. | Дубровский опоздал и приехал после венчания. Маша отказалась бежать с ним, а Верейский ранил героя. | |
Постпозиция | В томе I намечается интрига тома II | В округе объявилась шайка разбойников, а в доме Троекурова смелый учитель, убивший медведя и покоривший сердце Марьи Кирилловны, в которую он тоже влюбился. | Бой в лесу закончился временной победой людей Дубровского. Он сам убил офицера и объявил, что уходит. Предположительно, он бежал за границу. Грабежи в уезде прекратились. |
История трагической любви Маши и Владимира
Марья Кирилловна Троекурова – 17-летняя провинциальная барышня. Она была красива,неплохо играла на фортепиано и пела, с увлечением читала романы.Живя в уединении, она была одинока: подруг у нее не было, мать рано умерла, отец то баловал ее, то пугал своим своенравным обращением, сводный брат был слишком мал. Семейные обстоятельства сформировали ее твердый характер и скрытность. Одинок был и Владимир, он тоже вырос без матери и вдали от отца. В детстве Владимир Дубровский и Маша Троекурова были дружны, но в 8 лет мальчика отправили на учебу в Петербург. Теперь же, когда он вернулся, между ними была непреодолимая пропасть: отцы были в ссоре, Дубровский, лишившись последнего своего имения, стал нищим.
Дубровского, появившегося в их доме под видом учителя, Марья Кирилловна, сознавая свое сословное превосходство, сначала воспринимает как прислугу. После Дубровский, хладнокровно убивший разъяренного медведя, вызывает у нее любопытство, его поступок поразил ее романическое воображение. После уроков игры на фортепиано, которые ей давал влюбленный Дубровский, интерес к нему постепенно растет. Маша, не понимая, кто скрывается под маской учителя, согласилась на свидание, но была готова к решительному отказу. Владимир признался девушке, что он русский дворянин, который по вине ее отца лишился «последнего куска хлеба». Теперь, когда его обман будет вскоре раскрыт, он вынужден бежать. Так Маша невольно становится возлюбленной благородного разбойника, который готов прийти к ней на помощь в случае беды. После сватовства Верейского отчаявшаяся Маша подает Дубровскому знак его кольцом. Но Владимир настиг свадебный кортеж только после венчания, обвенчанная Маша отказывается нарушить данную в церкви клятву. Она была готова к незавидной доле возлюбленной разбойника, но после венчания твердо принимает решение остаться с нелюбимым мужем. Мария Кирилловна измену мужу для себя сочла бы бесчестием.Для многих героинь произведений Пушкина чувство долга было превыше личного счастья.
Пушкин планировал продолжение романа. Сохранились наброски, в которых был отражен замысел завершения сюжета: Марья Кирилловна должна была овдоветь, Дубровский, выдавая себя за англичанина, возвратиться из-за границы.
Темы и проблемы
Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.
- Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
- Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
- Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
- Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
- Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
- Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
- Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
- Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
- Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?
Значение романа «Дубровский»
Это произведение Пушкина является и по сей день образцом интересного, захватывающего произведения. В романе отсутствуют навязчивое морализаторство и дидактика, и в то же время он всем ходом повествования утверждает вневременные нравственные ценности и осуждает предательство, подлость, продажность; учит правильно оценивать действия простых людей и наделенных властью; показывает, как омерзительны пресмыкательство, угодничество, человеческая наглость и глупость.
Роман не раз находил интерпретаторов, которые переводили его на язык кино, театрального представления. Например, в 2016 году московской театральной компанией Ecstatic был представлен иммерсивный спектакль по «Дубровскому» под названием «Черный русский» режиссера Максима Диденко. Иммерсивная постановка предполагает отсутствие сцены и приобщение зрителей к сценическому действу.
Тема и идея романа «Дубровский»
Роман «Дубровский» был написан Пушкиным в 1833 году. Сюжет для ее написания подарил автору его друг Павел Нащокин, рассказав о некоем нижегородском помещике Островском, у которого было отнято имение. Несмотря на то, что Россия лесистая страна, лесные разбойники в ней не безобразничали. Каждый подобный факт жестоко пресекался властями. Но Пушкину, ознакомившемуся с произведениями Вальтера Скотта, захотелось перенести сюжет о благородном разбойнике на русскую почву. Только обыграл Пушкин события по-своему. В своем многоплановом произведении Александр Сергеевич разработал несколько одновременных тем:
В романе «Дубровский» красной нитью проходит тема чиновничьего бюрократизма и продажности. Не случайно поговорка «Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло» родилась в России. Троекуров «повернул» закон в свою сторону. Его боялись. Перед ним лебезили и ломали шапку даже те, кто по долгу службы был обязан одернуть его и поставить на место. От него ждали подачки и получали ее.
200 лет прошло. Сменилось несколько общественно-политических формаций, а сознание людей осталось на прежнем уровне. И сейчас можно видеть, как чиновничество, те же прокуратура, суды ломают шапку перед властью денег. Появились новые Троекуровы, завладевшие предприятиями, сельскохозяйственными фермами, и возомнившие себя хозяевами жизни, владельцами целых городов.
Люди не нашли защиты у закона, и потому взялись за топоры и вилы. Достаточно было только одного слова Владимира, и пламя пожара запылало бы в Покровском. Но тут вмешалась любовь.
В этом произведении Пушкин пытается рассмотреть причины появления разбойников, истоки зарождения народных войн. Пушкин в этот период занимался темой Пугачева, и она вскользь отразилась в этом многоплановом произведении. Ведь в Пугачевском бунте тоже участвовали такие же мужики, как кузнец Архип, Степан, кучер Гришка.
Правда, в этом произведении банда разбойников пропала также внезапно, как и появилась, но не стоит забывать, что произведение по некоторым сведениям осталось незавершенным, и какие планы были на своих героев у Пушкина, было только одному автору ведомо.
Идея произведения витала в воздухе – это уничтожения крепостничества. Этого требовала от царя вся прогрессивная общественность. Но царь, считавший себя прогрессистом, колебался. Ведь на крепостничестве держалось дворянское состояние и состоятельность, а дворянство оплотом и надеждой царизма. Нужно было решить вопрос так, чтобы и овцы были целы и волки сыты.
В романе Дубровский показана изнанка крепостничества. Людей, как щенят, могли продавать, сечь за малейшую провинность, за них решали, кому и на ком жениться. Пользуясь своей властью, Троекуров пользовал юных красивых девушек, а потом сам выдавал их замуж за своих крестьян. И попробуй тут не женись. В общем, крепостные крестьяне были не свободны даже в личной жизни. Но Троекуровские крестьяне гордились и бахвалились влиянием своего барина. Они воровали чужой лес, хозяйничали на соседских полях и огородах, зная, что с их барином никто не захочет тягаться, и что барин заступится за них. Крестьяне, родившиеся крепостными, воспринимали свое крепостничество как должное, они не видели иной жизни и не представляли себе, что может быть иначе.
Дубровский, как помещик по-человечески относился к своим крестьянам, не драл с них трех шкур, и понятно, что крестьяне встали горой за своих господ.
Тема любви Владимира к Маше в романе играет не последнюю роль. Любит ли Владимира Маша? Не факт. Возможно, она продолжает относиться к нему как к учителю брата. Она не воспринимает, не может воспринимать Владимира как равного себе, но готова воспользоваться его услугой. Но в ней говорит своенравный характер, стремление доказать всем, что она не ребенок, и не игрушка, а личность. Маша бравирует тем, что грозный Дубровский приедет и спасет ее.
А когда Дубровский приехал после венчания, она отказалась уезжать вместе с ним. В этом поступке кроется не чувство долга перед новоявленным мужем, а протест, теперь уже Владимиру: раз ты опоздал, я твоей никогда не буду. Хотя она свои слова облачает в маску благородства и верности. Она не произнесла слов клятвы, священник объявил ее супругой Верейского, не дождавшись ее ответа. Но в нее вселился демон противоречия. Дубровскому сказала, что она дала клятву.
Критика неоднозначно отнеслась к роману. Анна Ахматова, не разглядев всей многоплановости и объема развитых в произведении социальных проблем, назвала это произведение «неудачей Пушкина», которая могла бы стать великолепным чтивом для своего времени.
Жанр, направление
По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.
Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.
Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.
Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.
Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.
Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.
С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.
Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.
Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.
Богач Верейский сватается к Маше.
Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.
Бунт крестьян
Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского
Владимир, сын мелкопоместного дворянина, с 8 лет был на воспитании в Петербургском Кадетском корпусе, из которого вышел корнетом гвардии. Небогатый Андрей Гаврилович ради «приличного содержания» сына средств не жалел. Юноша рос честолюбивым и расточительным, вел в столице беспечную жизнь: кутил, играл в карты. Узнав о болезни отца и потере единственного имения, 23-летний гвардейский офицер едет домой, но отца застает уже при смерти. Похоронив единственного родного человека, Владимир повелел сжечь родительский дом, который теперь принадлежал врагу, и вместе со своими верными крепостными, не пожелавшими признать хозяином Троекурова, создает разбойничью шайку.
Благородный разбойник Владимир Дубровский – смелый, великодушный и честный человек. Он стал разбойником вследствие общественного разбоя и беззакония. Грабительство власть имущих на «законных» основаниях породило месть оскорбленного гражданина, который ответил на судейский произвол и несправедливость общества стихийным разбойничьим протестом. Пушкин в романе «Дубровский»отразил явления современной ему жизни: самоуправство богатых помещиков-крепостников, бесправие мелкопоместных дворян и крепостных крестьян, беззаконие суда, народный протест против общественной несправедливости.
Возмущение крепостных приговором суда, их несогласие признать хозяином жестокого барина-самодура спровоцировало бунт крестьян Дубровского. Под предводительством своего признанного барина они становятся разбойниками, о которых слагались в народе песни: такие грабят богачей, помогают беднякам. В разбойничестве крестьяне увидели единственную возможность своего протеста.
Кузнец Архип решительно высказался против грабительского решения суда, первым хватается за топор, запирает «окаянных» приказных чиновников в горящем доме, обрекая их на погибель. Но, рискуя жизнью, обгоревший кузнец спасает с полыхающей крыши кошку, которую называет «божьей тварью». Пушкин показал, что русскому крестьянину не чужда любовь ко всему живому, он готов жертвовать своей жизнью, но он нетерпим к несправедливости, готов бунтовать против притеснителей. С особой любовью описана няня Егоровна,которая уходит в лес с взбунтовавшимися крестьянами, не страшась тягот их разбойничьей жизни.
Даже дети крестьян-бунтарей показаны с более достойной стороны, чем дворянские отпрыски. Особенно это проявилось в сцене, когда Саша Троекуров, пряча кольцо в дупло, столкнулся с крестьянским мальчишкой Митей. Струсив перед угрозой наказания, барский сынок рассказывает отцу о просьбе сестры. Митя же своему «новому» барину Троекурову отвечал с достоинством, что он дворовый человек Дубровского. Он не выдал чужой тайны, несмотря на более суровую кару.
Главной целью Владимира Дубровского стало желание отомстить Троекурову за разорение и смерть отца. Волею случая Дубровскому удается попасть в дом своего обидчика в роли учителя Саши. Однако его планам отмщения не суждено было сбыться. Его чувства к Маше оказались сильнее жажды мести.Благородный разбойник Дубровский становится безнадежно влюбленным: он понимает, что союз с ним Марье Кирилловне не сулит ничего хорошего. Лесной атаман разбойников не может ничего,кроме своей защиты, предложить приличной барышне. Оттого Маша, сосватанная за пожилого князя, обращается к нему с просьбой о защите.Но Дубровскому не удалось спасти любимую от ненавистного ей брака. Потеряв надежду на личное счастье, он оставляет шайку и становится странником.
В образе Владимира Дубровского социальный образ «разбойника поневоле» пересекается с традиционным образом благородного разбойника, который широко использовался в произведениях западноевропейских писателей-романтиков. Образы смелых романтических разбойников, протестующих против угнетателей, вызывали сочувствие, их судьбы были необычны и загадочны. Пушкин использовал традиции «разбойничьего» романа: его герой – благородный молодой дворянин, ставший атаманом шайки и борцом за справедливость.Любовь героя-разбойника к дочери своего врага – тоже характерная черта романтических произведений. Пушкин, используя романтические традиции, обратился к русской действительности и создал реалистический роман.
Дубровский
Изображение русского дворянства
Образы Троекурова и Дубровского-старшего. Причины и последствия их ссоры
В романе даны картины дворянской жизни и крестьянского уклада первой половины XIX в. В дворянском сословии существовало расслоение, немаловажную роль играли чины, состояние, титулы, связи дворянина. Образы помещиков в романе «Дубровский» представляют собой два разных типа людей дворянского сословия. Представителем русского барства в романе «Дубровский»показан богатый и знатный помещик Кирила Петрович Троекуров. Он дослужился до генерала-аншефа, владел огромным поместьем, имел более 3 тыс. крепостных душ. Большое состояние, знатность и связи давали ему безграничную власть над людьми.Соседи и губернские чиновники, проявляя рабскую покорность перед влиятельным барином, старались угодить ему во всем. Троекуров не знал ни в чем отказа, считал, что ему все позволено. Избалованный окружением, он не сдерживал порывов своего крутого нрава, давал полную волю своим грубым затеям и потехам, порожденным его «ограниченным умом».
Благородные помыслы «старинного русского барина» Троекурова перемешаны с отвратительными поступками. С одной стороны, он не прирожденный злодей: ценит дружбу с небогатым помещиком Дубровским, его совесть неспокойна после их ссоры, он готов пойти на примирение. Троекуров, несмотря на угрызения совести, с циничной жестокостью отбирает у Дубровского последнюю деревню и землю. Он верит в безграничную силу собственной власти, которая может переступить через закон: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Делает это он не из корыстолюбивых побуждений, а из собственного своенравия,чтобы отомстить человеку, посмевшему дерзить ему и прекословить. Но такая победа над старинным другом не радует его сердце, он понимает, что довел Андрея Гавриловича до умопомешательства и стал причиной его смерти.
Противоречива и родительская любовь Троекурова: он безумно любит свою дочь, души в ней не чает, но выдает замуж против ее воли за старого князя, проявляя свой деспотизм. Он устраивает судьбу дочери вопреки ее счастью, исходя из соображений выгоды такого брака. Он гордый, высокомерный и властолюбивый человек. Безнравственность, самодурство и невежество были отличительными чертами этого барина.
Крепостнические порядки развратили не только помещика Троекурова, но и его крепостных, которые привыкли к своему рабскому положению, покорно сносят наказания, безропотно терпят издевательства своего хозяина. Крепостные Кирилы Петровича тем не менее тщеславно хвалились«богатством и славою своего господина», могли позволить себе высокомерно обращаться к бедным соседям. Совсем иные крепостные люди были у великодушного и доброго барина Дубровского, им не чуждо чувство собственного человеческого достоинства, они могут самостоятельно принимать решения.Характер помещиков Троекурова и Дубровского словно отражается в подвластных крестьянах: троекуровские люди так же спесивы, как их владелец; крепостные Дубровского независимы духом, как их барин. Псарь Парамошка своей спесивой дерзостью бедному другу хозяина спровоцировал ссору Дубровского и Троекурова. Слуга Владимира Дубровского Гриша, отправленный выгнать со двора Троекурова, барское повеление дополнил личным оскорблением: «Вон, старый пес – долой со двора». Няня Егоровна, с удовольствием вспоминая дерзкое обращение своего сына Гриши к влиятельному дворянину, сама непочтительно отозвалась о грозном барине: «Небось, поджал хвост».
Совсем иным был помещик Андрей Гаврилович Дубровский, потомок обедневшего старинного дворянского рода. Он был поручиком в отставке,участником русско-турецкой войны. Все состояние его представляло собой славную родословную, небольшую деревеньку и обостренное чувство чести. Он человек гордый, с чувством собственного достоинства и независимым характером. Он, не стерпев унижения от холопа Троекурова, написал дерзкое письмо хозяину своего обидчика. Когда у него незаконно отнимают последнее имущество, он от бессилия и несправедливости лишается рассудка и умирает. В образе Андрея Гавриловича Дубровского Пушкин показал благородного дворянина, который честно служил своему Отечеству, но был беззаконно ограблен, не получив защиты от государства.
Троекуров и Дубровский-старший
Анализ произведения
В романе повествуется о любви главного героя к Марии Троекуровой. Возлюбленные были детьми двух враждующих помещиков.
Краткое содержание
Кирила Петрович Троекуров — это богатейший помещик, который своими нравом и прихотями держал в страхе всю округу, недолюбливал людей.
Единственный человек, который вызывал у него симпатию, был его сосед Андрей Гаврилович Дубровский. Это честный и неподкупный человек, за что и получил уважение со стороны. Оба мужчины овдовели и воспитывали детей. У Троекурова была дочь Мария, а у Дубровского — сын Владимир. Приятели все чаще поговаривали о женитьбе детей.
Через некоторое время между ними случился конфликт. Троекуров подкупил суд, чтобы доказать свое превосходство над соседом. Он отнял у Андрея Гавриловича его родовое имение Кистеневку. Дубровский не выдержал такого предательства и лишился рассудка. Его сыну Владимиру пришлось оставить службу, чтобы приехать к тяжелобольному отцу.
https://youtube.com/watch?v=LZrWOzzKURw
Молодой человек стал одержим жаждой мести. Он поджег Кистеневку вместе с судебными приставами, которые приехали, чтобы оформить сделку. На Дубровского упали подозрения в поджоге и убийстве чиновников. В этот момент в губернии объявились разбойники, которые грабили помещиков. Лишь поместье Троекурова никто не трогал. Вскоре главный герой стал главарем разбойников. Их банда наводила ужас на помещиков. Причем грабили они только жестоких и жадных богачей.
Через некоторое время Дубровский устроился работать учителем в дом Троекуровых. Там он влюбился в дочь своего врага. И там же он услышал, как помещик с гостями обсуждают главаря грабителей, думают, что это Дубровский. Визитеры рассказывают, как давали ложные показания в суде против его отца. Никто не догадывался, что он все слышит. Владимир признается Марии в любви, раскрывает, кто он есть на самом деле. Он позабыл о мести, простил ее отца. Только Кирила Петрович в тот момент уже знал, что в доме ненастоящий учитель.
Против воли Маши отец выдал ее замуж за старого князя Верейского. Девушка молила родителя не делать этого, но тот не хотел слышать ее. В итоге свадьба состоялась, Владимир не успел вызволить возлюбленную. По дороге из церкви свадебный кортеж был окружен вооруженными людьми Дубровского.
Владимир сказал Марии, что она свободна, только та сообщила, что уже поздно.
https://youtube.com/watch?v=rtOzXHmv7qg
Описание героев и главная мысль
В произведении представлены как основные, так и второстепенные персонажи.
К главным героям относят следующих лиц:
- Андрей Гаврилович Дубровский — бедный, но порядочный, прямолинейный, честный, благородный человек.
- Кирила Петрович Троекуров — богатый, влиятельный, скверный, жестокий, самоуверенный, властный и капризный мужчина.
- Владимир Дубровский — отважный, смелый, решительный, принципиальный молодой человек.
- Маша — прекрасная и романтичная особа, добрая и верная.
В этом романе А. С. Пушкин раскрыл важные проблемы общества, актуальные до сих пор, а именно продажность чиновников и социальное неравенство.
Помимо этого, писатель затронул вопрос покалеченных судеб детей, которые вынуждены подчиняться воле родителей. Произведение учит следующему:
- благородству;
- чести и достоинству;
- милосердию;
- справедливости;
- умению находить компромиссы;
- честности;
- верности;
- избавлению от эгоизма.
Критика
Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.
Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:
Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:
А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:
То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:
Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.