Групповые социальные нормы поведения и ценности: кто и как их определяет

Понимаем основные виды социальных ценностей: определения и примеры

Виды социальных норм

Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:

  • Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
  • Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха…»? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
  • Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
  • Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
  • Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
  • Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
  • Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
  • Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.

Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.

Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.

Важность личных ценностей

Ценности – это в психологии личности фундаментальный аспект формирования сущности человека.

Не менее важным является факт, что независимо от того, осознает человек собственные ценности или нет, они выражают значимость его поступков, определяют надежность решений человека, формируют механизмы взаимосвязи с другими людьми, а также – являются основой для самореализации.

Ценности в психологии играют важную роль в становлении индивидуальных черт характера человека. Более того, ценности – это результат взаимодействия индивида и среды, в которой он живет.

На их развитие влияет постоянная взаимосвязь между воздействием субъективного восприятия и факторов внешней среды:

  • семейный компонент как фундаментальный аспект, неосознанного копирования норм поведения в обществе и когнитивных моделей восприятия информации;
  • влияние СМИ;
  • групповые ценности (религиозные, национальные, молодежные и политические)
  • социальный статус человека, его семьи;
  • карьерные успехи;
  • учебная деятельность (школа, университет, профессиональное образование и хобби);
  • уровень личностного развития, успешность дифференциации и взросления человека.

Ценности – это в психологии человека также хорошее объяснение его социального, культурного и политического поведения: в каждой важной для человека области, ценности выполняют конкретную функцию деятельности, которая помогает воплотить в реальность желаемое и избежать неприемлемого. Устойчивые индивидуальные ценности имеют сильное влияние на такие аспекты личности как:

Устойчивые индивидуальные ценности имеют сильное влияние на такие аспекты личности как:

  • самосознание и стрессоустойчивость;
  • понимание собственных сильных и слабых сторон, их развитие;
  • понимание общественной ценности собственных действий;
  • обеспечение высокого уровня коммуникации и командной деятельности;
  • стратегическое планирование, воплощение задуманного в реальность;
  • адекватный анализ происходящего;
  • саморефлексия и готовность меняться.

Таким образом, усвоение тех или иных ценностей, происходит с раннего детского возраста, но из-за активного переосмысления жизненного опыта ценности каждого человека могут меняться.

Главным катализатором к таким изменениям являются новый жизненный опыт, процесс активного переосмысления происходящего, изменение потребностей и субъективного восприятия человека.

Таким образом, на уровне индивидуального сознания ценности управляют жизнью и деятельностью человека, лежат в основании любых оценок и восприятий, а также влияют на окончательные решения.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

2 – Правосудие

Справедливость – это довольно широкое понятие, основанное на этике, морали, рациональности, религии и законе.

Справедливость предполагает ценность равенства, поскольку людей следует судить на равных условиях; Однако это отходит от равенства в том, что касается результата, поскольку не предполагается, что люди достигают одинаковых результатов, но что каждый человек получает то, что он заслуживает.

Например, возьмем посылку «каждый имеет право на получение вознаграждения за оказанные услуги». При почасовой работе справедливо, что люди, которые работают дольше, получают больше денег.

Понятие ценностей в психологии

Понятие ценностей в психологии имеет двойственное объяснение: прежде всего, они обусловлены обществом, в котором человек формируется, но с другой стороны они являются неповторимым личностным восприятием мира.

Ценности – это основа для формирования субъективных убеждений и мировоззрения, которые определяются через личностный опыт каждого человека.

Ценности – это в психологии важный аспект для понимания базовых факторов, влияющих на действия, стремления и ориентиры человека:

  • они создают стиль жизни;
  • обозначают приоритеты и страхи;
  • определяют критерии развития на каждой стадии жизни.

Система ценностей развивается на протяжении всей жизни, поэтапно, и охватывает все уровни развития человека. Так, например, критическим периодом для успешной социализации ребенка в школе, очень важен дошкольный возраст.

В это время у ребенка формируются базовые ценности, внутренняя основа личности, возникают первые признаки когнитивного изменения и развития причинно-следственных связей.

Все, что в будущем сформирует стойкие убеждения и моральные суждения об таких понятиях как добро и зло, уважение и труд, собственное предназначение.

Таким образом, на основании процесса социализации личности и успешного удовлетворения собственных потребностей, у человека формируется собственные ценности, идеи о том, как существует общество, какими средствами можно достичь желаемого и как выстраивать отношения с другими.

Ценности – это в психологии неотъемлемая часть мировоззрения, которая формирует убеждений каждого человека. Личностные ценности являются главным катализатором к действиям, оценкам событий и самореализации.

Проблема ценностей всегда актуальна и многогранная – с ее помощью в психологии можно анализировать, почему личность формируется тем или иным способом, или же изучать непосредственное влияние внешней среды как одного из ключевых факторов, решающего судьбу индивида.

Традиции, ритуалы, наследие предков

Безусловным примером групповых ценностей можно назвать религиозные каноны, семейные и клановые традиции, священные ритуалы, напутствия старших поколений младшим. Вокруг всё течет и всё меняется, но по-прежнему группы матерей растят и воспитывают детей по неким единым правилам делать так, чтобы потомство было здоровым и счастливым.

Выучившиеся в течение многих лет эскулапы, врачуют тела и души по медицинским учебникам и методикам старших наставников. Какой-нибудь старинный кондитерский завод всё также колдует над отменным шоколадом, не смея добавлять к полезным какао-продуктам суррогаты и химические добавки пищевого свойства, которые испортят качество.


Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels

Мы с тобой сейчас невольно подошли к вопросу твоей личной свободы в эпицентре групповых ценностей, создававшихся годами другими людьми. Мы почему-то твёрдо уверены, что окажись ты в рядах врачей, ты будешь свято соблюдать норму: не навреди.

Надев на себя белоснежный колпак кондитера, не отправишься в цех, чтобы поменять ванилин на его эрзац в рецептуре, а став счастливой мамочкой, тоже захочешь доброй и теплой стабильности, будешь ворковать над малышом, петь ему колыбельные, говорить ласковые слова, а не кинешься его обижать и делать ему больно.

Групповые ценности или хочешь, называй их нормами, не всегда навязывают насильно, заставляя им слепо следовать. Многие из них человек впитывает «с молоком матери», проходит становление в семье на примере старших родственников, не стремится рушить стабильность в родных пенатах, в альма-матер, куда пришел учиться, в коллективе, частью коего стал волей судьбы.   

Ты можешь нам сейчас возразить: а как же террористы, без разбора отправляющие на смерть невольных жертв, преступники, живущие по своим невнятным жестоким правилам и нормам, изгои общества, создающие группы с непонятными целями и посылами к кровавым действиям. Оправданы ли их групповые ценности/нормы, тоже базирующиеся на своих стабильных правилах, целостности, схожем поведении.

Первый ответ, который появился у нас по сему поводу, были строчки знаменитого стихотворения Юрия Левитанского: каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку.


Фото автора Markus Spiske: Pexels

Ведь последнему тоже можно служить, по мнению террористов, уничтожая неверных, а можно принимать другие ценности, так называемые столпы ислама:

  • шахада  о том, что Бог един, а Мухаммеду отведена роль его пророка;
  • намаз, сводящийся к 5-ти ежедневным молитвам;
  • ураза – обязанность соблюдать пост в эру священного месяца Рамадан;
  • закят – посыл делиться хлебом насущным с бедными людьми;
  • хадж – наказ совершить паломничество в величественную Мекку.

Разве ты видишь в этих древнейших групповых ценностях, определенных тысячелетиями назад, нечто коварное или дурное? Это наш современный мир вмешивается в святые дела предков, переиначивает нормы на свой выгодный лад в угоду денежному тельцу, пытается сделать религию наставницей в злых житейских делах.

Так что то, как ты поведешь себя, столкнувшись в реальности с обязательными или надуманными, для тебя совсем чужими групповыми нормами, целиком и полностью зависит только от тебя. Подумай над этим на досуге. Ну а то, что преступать официальный закон никогда не стоит, мы тебе и напоминать не будем. Сама уже давно взрослая девочка.

Духовные ценности

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и про-тивоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности — нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя:

  • форму единообразия поступков (инвариант);
  • запрет на другие варианты поведения;
  • оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец);
  • оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы.

Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.

Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал — представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, ПОЗВОЛЯЮЩИМ определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ совершенства и завершенности не имеет аналога в эмпирически наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей.

Система ценностей у мужчин и женщин

Споры о гендерных различиях в настоящее время ведутся очень активно. Но сложно отрицать влияние исторических и биологических факторов на формирование ценностных представлений. По статистике, стремление в первую очередь построить карьеру, обрести высокий социальный статус и материальное благосостояние свойственно мужской части человечества. Женская физиология и психология подразумевает вынесение на передний план желания реализовать себя, как мать, жену.

Однако, если говорить не в общем, а в частности, все, что касается внутренних убеждений – вопросы сугубо индивидуальные.

Понятие «ценности»

Что называется ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что в данном случае мы говорим о ценностях, которые относятся к элементам культуры и являются одними из регуляторов общественной жизни людей. Такие ценности называются по-разному: «ценности культуры», «культурные ценности», «духовные ценности», «социальные ценности»

Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо.

Примеры ценностей: семейные ценности (ценность семьи), религиозные ценности (ценности религиозных обрядов, молитв и пр.), ценности здоровья (ценность здорового образа жизни) и так далее.В основе ценностей лежит идейная или абстрактная природа значений.

Другими словами, ценность сама по себе не всегда должна иметь предметное выражение, тогда как обязательно должна указывать на идею или понятие, которое выражает эта ценность. Приведем пример: семейные ценности могут быть отражаться в виде гармонии между любящими людьми, во взаимной любви и поддержке.

Не всегда эти ценности можно увидеть в предметном мире, хотя мы можем подтвердить их материально или в виде действия (примером могут быть символической подарок или поцелуй).

Сущность ценности состоит в ее значимости, приоритетности для человека или общества. Если данное понятие, принцип, смысл имеет социальную значимость, следовательно, он чаще всего может называться ценностью

Важно для понимания сущности ценности отметит и тот факт, что сама ценность нередко идеализируется в качестве социального идеала, к которому стремятся люди

Чтобы человек смог определить свои ценности, мы можем задаться вопросом – «для чего/зачем я поступаю именно так»? Особенно если данный поступок для человека является сложным или является результатом какого-то нравственного выбора

Люди обращаются к ценностям тогда, когда им нужно совершить выбор, принять жизненно важное решение

Однако ценности не напрямую указывают — как надо поступить, а скорее предоставляют людям духовную шкалу для оценки ситуации, поведения человека, события, процесса.Ценностью называется только такая значимость, которая имеет социальную природу, т.е. она существует только если разделяется сообществом людей относительно того что считать важным, ценным, значимым.

При этом ценности выражают значимость людей, явлений, предметов, событий, процессов окружающей действительности на основе их соответствия интересам данного сообщества или отдельного человека. От ценностей зависят и те цели, к которым стремятся социальные группы или отдельный человек.

Свойства ценностей:

  • ценности носят идеальный характер;
  • ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека;
  • ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию);
  • ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.);
  • ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей);
  • ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.

Ценности не возникли сами по себе, они стали результатом духовного развития человечества, или стали ответом людей на нравственные и эстетические вызовы истории. Поэтому сегодня мы видим многообразие ценностей в разных сообществах людей.

Список основных признаков

Важность – личность дорожит установками и следует правилам, в противном случае развивается депрессия от неудовлетворённых желаний.

Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно.

Предприимчивостьисамодостаточность – установки применяются на деле без противоречивых советов окружения.

Позитивный настрой – с ним любые проблемы будут восприниматься проще, позволяя активировать внутренние резервы на преодоление сложностей и выполнения неприятных обязанностей.

Поэтому всё чаще можно встретить различного рода менторов, обещающих помочь в развитии личности, так как идёт активный запрос общества на яркие индивидуальности.

Пять общечеловеческих ценностей

Какие же человеческие качества стоит ценить в людях всегда, вне зависимости от того, какого рода отношения хочется построить?

Те качества, которые сами по себе являются общечеловеческими ценностями:

Честность.

Человек честный, искренний, открытый, порядочный – это надежный партнер. Он очень редко прибегает ко лжи и обману и только в тех случаях, когда это нужно для блага. Кристально чистого человека сложно встретить, но честность и порядочность ценится везде: на работе, в семье, в любви и дружбе.

Моральные потрясения, которые постоянно приходится переживать при обнаружении лжи, не что иное, как психологическая травма. Вспомнить хотя бы явление, которое рушит семьи и судьбы – супружескую измену.

Вступая в отношения с четным человеком, можно быть уверенным в том, что время с ним не будет упущено понапрасну, это будут искренние чувства и отношения, а не притворная игра. Искренний человек не будет манипулировать, провоцировать, использовать другого в своих корыстных целях.

Доброта.

Так же как и честность – не слишком частное явления в наши дни, особенно если доброта бескорыстна. Добрый человек не причиняет вред умышленно, не держит зла, умеет прощать.

В их поступках видны уважение и любовь к людям. Они способны на самоотверженность и героизм ради других, так как не эгоистичны.

Эмпатия.

Чуткость, умение выслушать и услышать, посочувствовать, поддержать, утешить, дать мудрый совет, быть рядом в трудную минуту – невероятно ценные качества и поступки.

Ум.

В это понятие можно включить такие качества личности как: разумность, рассудительность, образованность, интеллигентность, проницательность и мудрость.

Умный человек, как правило, хорошо воспитанный, ответственный, сдержанный, философски смотрит на жизнь, не принимает необдуманных решений, не совершает безумных поступков, выбирает мирные пути разрешения конфликтов.

Оптимизм.

На первый взгляд, не самое главное человеческое качество (в конце концов, каждый волен сам выбирать позитивно или негативно смотреть на мир), однако люди-пессимисты тянут себя и свое окружение «на дно», а оптимисты в любой сложной ситуации верят в лучшее и не сдаются, а значит, способны большего добиться.

С людьми доброжелательными, жизнерадостными, неунывающими проще и легче жить. Оптимизм предполагает активность и целеустремленность. Рядом с таким человеком будет хотеться расти и развиваться как личность.

Проблемы в ценностно-смысловой сфере

Если в ценностно-смысловой сфере личности не все в порядке, будут страдать и другие структуры психики. А самое главное – существенно понизится качество жизни. Давайте рассмотрим возможные проблемы.

Конфликт нескольких ценностей

Бывают ситуации, когда жизненные приоритеты приходят в противоречие друг с другом. Это может привести к острому внутриличностному конфликту, который будет истощать человека.

Например, у молодого человека есть два жизненных приоритета: любовь и творчество. Он играет в рок-группе и состоит в отношениях с любимой и любящей девушкой. Но возникает ситуация, в которой ему приходится делать выбор между ними. Парню предлагают пятилетний контракт в другой стране с большими перспективами, но его девушка не может поехать с ним. Выбор для него будет очень сложным и мучительным.

Реализация чужих ценностей

Выше я писала, что человек сначала усваивает коллективную систему ценностей, а затем на основе нее формирует свою

Очень важно, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. То есть личные не должны идти вразрез с коллективными, а коллективные не должны подавлять личные. Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам

Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях

Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам. Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях.

Деструктивные способы реализации ценностей

Способы, с помощью которых человек реализует свои приоритеты, не должны идти вразрез с законом и нормами морали, а также не должны приносить вред самому человеку, другим людям и природе.

Например, реализовывать ценность “материальный достаток” нельзя с помощью кражи, ценность “удовольствия и развлечения” – с помощью приема наркотиков.

Когда нормы группового поведения обязательны для всех

Наглядным примером обязательных норм поведения в той или иной ситуации являются юридические законы, регулирующие жизнь общества в целом. Более мелкими на этом фоне выглядят своды корпоративных правил в коллективе, типа режима работы, графиков деятельности отдельных смен, цехов, отделов. Промышленников заставляют поступать так, а не иначе разработанные и утвержденные технологии производств.

Повара вынужденно варят борщ из пресловутого «овощного набора» на мясном бульоне, о цене на который сейчас то и дело рассказывают все СМИ, лишь потому, что таковы стандарты «Сборника рецептур». Отельеры принимают постояльцев в гостиничных комплексах с 14-00 и разрешают располагаться в номере до 12-00, если таков порядок размещения в этом заведении.

Каждый день, да что там каждую секунду где-то появляется временная группа, вынужденная придерживаться установленных норм поведения, а потом также хаотично распадается, отпуская «на волю» одних участников и «порабощая» других им на смену.

Основа основ стабильности этой системы – социальный контроль, чем-то напоминающий совершенный часовой механизм в динамике. Смазаны «колёсики прогресса», вертятся «изящные шестерёнки правил», всё и всегда находится под контролём «вожаков и главарей групп», иногда появляющихся стихийно и никем не назначаемых, но всеми волшебным образом признанных.

Чаще же имеющих статус и облаченных реальной властью: начальник, директор, глава политической партии, шеф подразделения, учитель класса, преподаватель студенческой группы.

Чтобы ничему не навредить, выполняются психологические законы воздействия на массы:

  • любой ценой сохранять целостность группы;
  • всячески одобрять и поощрять стремление к стабильности;
  • не чураться и не осуждать однообразие поведения членов «сообщества».


Фото Anh Tuan To on Unsplash

Важное знание для тебя, о котором ты должна всегда помнить, подчиняясь повелению большинства: нормы группового поведения предусматривают общие правила для важных, значимых для всех ситуаций и могут не работать при смене обстоятельств. Всё в этом мире относительно, изменчиво, подчинено диалектике, как, например: переход количественных изменений в качественно новые результаты или единство и борьба противоположностей, впрочем, мы, пожалуй, отвлеклись, вернемся к моделированному варианту стабильности групповых ценностей. 

Всё в этом мире относительно, изменчиво, подчинено диалектике, как, например: переход количественных изменений в качественно новые результаты или единство и борьба противоположностей, впрочем, мы, пожалуй, отвлеклись, вернемся к моделированному варианту стабильности групповых ценностей. 

Что такое система ценностей и поведенческих установок

Система ценностей и поведенческих установок представляет собой сложную совокупность ценностей, которыми руководствуются члены определенной социальной группы. Она определяет набор норм и правил поведения, а также установки и привычки, которые формируются в процессе взаимодействия людей внутри этой группы.

Ценности являются основными принципами и идеями, которые имеют целостную и ценностно-ориентированную структуру. Они служат ориентиром для людей при принятии решений и определении правильности своих действий. Ценности могут быть различными: материальными и духовными, индивидуальными и коллективными, но они всегда отражают важные для группы и ее членов цели и идеалы.

Поведенческие установки являются результатом системы ценностей и представляют собой стереотипы поведения, которые формируются под влиянием социокультурных факторов. Они определяют, каким образом люди внутри группы ведут себя и как они ожидают, что будут вести себя другие люди.

Система ценностей и поведенческих установок является важной составляющей социокультурного контекста и определяет особенности и специфику определенной социальной группы. Она формируется в течение длительного времени и может изменяться под влиянием различных факторов, таких как исторические события, технологический прогресс или культурные изменения

Система ценностей Поведенческие установки
Основные принципы и идеи Стереотипы поведения
Ориентир при принятии решений Ожидания относительно поведения других
Нацелена на цели и идеалы группы Формируются под влиянием социокультурных факторов

Последние заданные вопросы в категории Обществознание

Обществознание 20.10.2023 06:10 23 Коновалов Дмитрий

Что такое редут уланы драгуны

Ответов: 1

Обществознание 20.10.2023 04:45 19 Фарихова Алина

Какие памятные места знаки символы связанные с именем выдающигося полководца Александра Невского

Ответов: 1

Обществознание 20.10.2023 00:04 23 Пиджакова Лера

Как определить спрос на услугу фотографа ?

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 23:11 29 Грицан Дарина

Знакомы ли вы с людьми которые за свой труд удостоились общественного признания?

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 23:00 14 Ожгибесова Ксеничка

В чём выражается право и мораль каковы последствия права и морали как поддерживаются право и морал

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 22:23 29 Ростовский Ренат

Какими методами государственный механизм регулирует неравенства доходов?

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 19:31 15 Жижева Даша

Какова причина безработицы

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 19:27 24 Хрусталева Кристина

Какие вредные привычки пагубно влияют на жизнь подростка

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 17:09 20 Тарбаев Аян

Установите соответствие и запишите последовательность буквы в таблицу : 1)человек активно преобраз

Ответов: 2

Обществознание 19.10.2023 16:20 24 Калганова Рита

Ребята, пожалуйста, помогите!!! Нужно эссе срочно!!!! Тема: К родителям относись так, как бы жела

Ответов: 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: