Государственный строй германии

Особенности осуществления исполнительной власти в зарубежных странах; германия презентация, доклад, проект

Бундеспрезидент

На должность президента Германии избирается путём совместного голосования делегатов Бундесрата и депутатов Бундестага — Федеральное Собрание — Bundesversammlung.

Обычно должность занимает заслуженный политик с выдающейся репутацией, который в основном занимается представительством страны в международной сфере.

Важнейшая функция президента — предложить свежеизбранному парламенту кандидатуры канцлеров. Как правило, круг лиц известен до выборов и ограничивается главами партий.

Если предложение президента не принимается в течение двух недель с момента формирования коалиции, Бундестаг вправе самостоятельно избрать канцлера и без помощи президента.

Также президент одобряет кандидатуры федеральных министров, предложенных канцлером. Например, производит проверку наличия немецкого гражданства.

Как правило, канцлер и президент в Германии живут дружно и не допускают особых разногласий. По традиции, при малейшем намёке на несогласие с действиями правительства Бундеспрезидент сам подаёт в отставку.

02-01-2020, Степан Бабкин

Государственный строй Германии

Немецкая политическая система. Как устроена немецкая власть. Федеративное устройство страны — муниципалитеты, земли, федеральное правительство.

Ходят слухи, что при построении концепции управления ФРГ создатели думали о предотвращении сценария начала прошлого века, когда к власти вполне демократическим путём пришли нацисты. Поэтому в политической системе Германии разобраться непросто. Ничего общего с “вертикалью власти”.

Годом основания ФРГ считается 24 мая 1949. Но реально теперешняя Германия возникла 3 октября 1990, когда ГДР вошла в состав ФРГ. Дата является государственным праздником Днём Германского Единства.

В действительности же даже Монтескье вовсе не выступал за абсолютное разделение властей; он писал о том, что они скрещиваются и взаимодействуют друг с другом

Судебная власть

Законодательные органы, парламенты занимают важное место в механизме государственного управления. Оно ведет к принятию обязательных для всех правил и процедур решения государственных проблем, нуждающихся в регулировании.

Возможно, именно репрезентативные функции, критика и контроль за исполнительной властью сегодня относятся к наиважнейшим функциям парламента. При этом очевидно, что правительство, исполнительная власть сохраняют ведущие позиции. Власть переместилась от парламента к главе правительства, главе государства. Германия — парламентская федеративная республика. Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту — бундестагу (Bundestag).

Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент — ландтаг. Однако государственное устройство Германии — не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней.

Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: бундестаг – нижняя палата, бундесрат – верхняя палата. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе.

Кандидат на этот пост должен быть старше 40 лет, и для избрания ему необходимо набрать 2/3 голосов Федерального собрания. Если бундестаг не может прийти к согласию по кандидатуре канцлера (три голосования не выявляют победителя), то федеральный президент может распустить бундестаг и назначить новые выборы.

Тогда назначаются новые выборы и по их результатам формируется новая правящая коалиция и избирается новый канцлер. 2016. Политический атлас современности. Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции.

Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Законодательная власть играет определяющую роль в процессе правотворчества и принятия решений. Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США1787 года.

§ Конституционный суд Германии

Конституционный суд Германии

Конституционный суд Германии (нем. Bundesverfassungsgericht) — самая высокая судебная инстанция в стране. Данный суд занимается случаями, когда под сомнение ставится согласованность какого-либо закона Германии с Конституцией страны. В конституционный суд обращаются другие суды страны, чтобы удостовериться, что тот или иной закон страны согласуются с Конституцией. Также Федеральное правительство и правительства земель могут сделать запрос на проверку закона. Также конституционный суд занимается случаями спора между органами власти по вопросу их прав и обязанностей. Любой гражданин Германии может обратиться к Конституционный суд, если он считает, что были нарушены его Конституционные права; нарушение может исходить от суда, закона или какого-либо государственного учреждения. 16 судей Конституционного суда избираются Бундесратом и Бундестагом сроком на 12 лет. Суд поделен на 2 части, 2 сената (сенат по конституционным правам и сенат по спорам между органами власти), во главе первого находится Председатель суда, во главе второго — его заместитель.

  • Защита основных прав людей в Германии.
  • Принятие окончательных решений по судебным делам.
  • Проверка законов страны на соответствие конституции Германии.

§ Федеральный президент, глава государства Германии; канцелярия Федерального президента

Федеральный президент ФРГ (нем. Bundespräsident) — глава государства Германии. В противоположность многим другим странам, федеральный президент не является главным политиком страны, его деятельность остается в рамках повседневной политики, а также исполнения представительных функций, как например, прием иностранных политиков или представительство страны за рубежом. Президент Германии утверждает законы, принятые Бундестагом. Федеральный президент выбирается Федеральным собранием сроком на 5 лет. Его заместителем в случае необходимости является Председатель Бундесрата. В выполнении заданий, президент пользуется поддержкой своей канцелярии, которая называется Канцелярия федерального президента (нем. Bundespräsidialamt). Канцелярия предоставляет Президенту консультации, информирует о политических событиях, занимается подготовкой его поездок и визитов и выполняет разные поручения Президента.

Президентом Германии может быть выбран гражданин страны, старше 40 лет. Он не должен заниматься другой работой или иметь другую политическую должность и активно участвовать в деятельности какой-либо политической партии.

Название на немецком Bundespräsident
Вид власти Исполнительная власть
Состав Федеральный президент; Канцелярия федерального президента
Цели и задачи
  • Представляет государство в разных ситуациях внутри страны, например: посещение мероприятий, поздравления, награждения, произнесение речей, поддержка различных организаций.
  • Представляет свое государство за рубежом, а также принимает у себя представителей других стран.
  • Предлагает Бундестагу кандидата для назначения Федеральным канцлером.
  • Назначает министров по предложению Федерального канцлера.
  • Назначает федеральных судей и других должностных лиц.
  • Подписывает все принятые Бундестагом и Бундесратом законы.
  • Дает разрешение послам из других государств находиться и работать в Германии.
Местонахождение Дворец Бельвю (Schloss Bellevue), БерлинВилла Хаммершмидта (Villa Hammerschmidt), Бонн
Веб-сайт

Президент Германии

Главой государства ФРГ является президент. Он избирается Федеральным собранием на 5 лет. Федеральное собрание состоит из всех членов Бундестага и равного числа лиц, избранных парламентами земель, и собирается только для этой цели.
Обязанности федерального президента носят в основном представительский характер: заключать договоры с иностранными государствами, принимать послов, назначать и освобождать от должности федеральных судей и министров по представлению канцлера.
Также по предложению федерального президента немецкий бундестаг избирает федерального канцлера, который, в свою очередь, назначает министров и формирует кабинет министров.

Топик «Бундеспрезидент Германии»

§ Бундестаг, федеральный парламент Германии

Зал пленарного заседания Бундестага в Рейхстаге, Берлин

Бундестаг (нем. Bundestag) или федеральный парламент — это законодательный орган Германии, он состоит из примерно 600-700 депутатов, избираемых гражданами страны сроком на 4 года. Депутаты являются представителями народа и свободно принимают решение при рассмотрении и принятии законов. Депутаты в Бундестаге, имеющие схожие политические цели и интересы образуют фракции или объединения депутатов. Также в Бундестаге действуют постоянные комитеты, выполняющие определенные задания, а также комитеты федеральных министерств; во главе каждого комитета находится председатель комитета. В Бундестаге проходят заседания для обсуждения и принятия новых законов, которые принимаются большинством голосов. Депутаты Бундестага выбирают председателя Бундестага (нем. Präsident) и его заместителей. Обсуждения в Бундестаге являются общедоступными, каждый может наблюдать за ними по телевизору, Интернету или с трибуны в здании, где проходят заседания. После принятия нового закона или изменений к закону, данный законопроект должен одобрить Бундесрат, а также подписать Федеральный канцлер, один из министров и Президент Германии.

Бундесканцлер

Итогом переговоров является прежде всего утверждение кандидатуры Бундесканцлера — главного человека в стране. Как вы знаете, начиная с ноября 2005 бессменный канцлер ФРГ — Ангела Доротея Меркель.

Рекорд пребывания в должности принадлежит Гельмуту Колю — более 16 лет или 5870 дней или 5 легислатурных периодов.

Канцлер назначает, с формального одобрения президента, министров в правительство. Места в правительстве и являются основной разменной монетой при формировании большинства.

Количество министров, кандидатов и направление деятельности канцлер определяет самостоятельно. Но указывать какие решения принимать правительству глава государства права не имеет. Всё решается в ходе совещаний — вносится предложение, министерство обсуждает вопрос и предлагает решение. Дальше Бундестаг работает над изменением законов и далее по цепочке.

Канцлеры Германии
Имя Срок
Конрад Аденауэр 15.09.1949 — 16.10.1963
Людвиг Эрхард 16.10.1963 — 01.12.1966
Курт Георг Кизингер 01.12.1966 — 21.10.1969
Вилли Брандт 21.10.1969 — 07.05.1974
Гельмут Шмидт 16.05.1974 — 01.10.1982
Гельмут Коль 01.10.1982 — 27.10.1998
Герхард Шрёдер 27.10.1998 — 22.11.2005
Ангела Меркель 22.11.2005 — и сейчас

Основной закон (конституция) ФРГ

Основной закон определил
Федеративную Республику Германию как . ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй
которых должен соответствовать основным принципам республиканского,
демократического и социального правового государства. Положения Основного
закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации
на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены
при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие
специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

Основной закон содержит
перечень прав и свобод человека, провозглашая их обязательность для
законодательной, исполнительной власти и правосудия в качестве . Однако конституция предусматривает и возможность лишения
Федеральным конституционным судом основных прав тех, кто злоупотребляет
свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки,
почтовой и телесвязи, собственностью или правом убежища . На этом же основании могут быть
запрещены и политические партии (в частности. Конституционный суд запрещал как
неконституционные Коммунистическую партию Германки и неонацистские организации;
позднее они воссоздавались под другими названиями).

На содержании Основного
закона ФРГ отразилось желание его составителей избежать ошибок, которые, по их
мнению, были допущены Веймарской конституцией 1919г. и способствовали приходу к
власти национал-социалистов. Помимо введения возможности запрещения партий,
признанных неконституционными, Основной закон отказался от всенародных выборов
президента и существенно ограничил его полномочия, отказался от проведения
референдумов на федеральном уровне (сохранив их на уровне отдельных земель),
ввел механизм , призванного не допускать
затяжного правительственного кризиса.

В 1968 г., в условиях
, в Основной закон был включен ряд статей так называемого
чрезвычайного законодательства (о состоянии напряженности, состоянии обороны и
др.) на случай возникновения угрозы существованию или демократическому строю
Федерации или одной из ее земель.

Согласно Основному закону,
система органов государственной власти ФРГ базируется на принципе разделения властей.

§ Федеральный президент, глава государства Германии; канцелярия Федерального президента

Дворец Бельвю, Берлин — официальная резиденция федерального президента Германии

Федеральный президент ФРГ (нем. Bundespräsident) — глава государства Германии. В противоположность многим другим странам, федеральный президент не является главным политиком страны, его деятельность остается в рамках повседневной политики, а также исполнения представительных функций, как например, прием иностранных политиков или представительство страны за рубежом. Президент Германии утверждает законы, принятые Бундестагом. Федеральный президент выбирается Федеральным собранием сроком на 5 лет. Его заместителем в случае необходимости является Председатель Бундесрата. В выполнении заданий, президент пользуется поддержкой своей канцелярии, которая называется Канцелярия федерального президента (нем. Bundespräsidialamt). Канцелярия предоставляет Президенту консультации, информирует о политических событиях, занимается подготовкой его поездок и визитов и выполняет разные поручения Президента.

Президентом Германии может быть выбран гражданин страны, старше 40 лет. Он не должен заниматься другой работой или иметь другую политическую должность и активно участвовать в деятельности какой-либо политической партии.

  • Представляет государство в разных ситуациях внутри страны, например: посещение мероприятий, поздравления, награждения, произнесение речей, поддержка различных организаций.
  • Представляет свое государство за рубежом, а также принимает у себя представителей других стран.
  • Предлагает Бундестагу кандидата для назначения Федеральным канцлером.
  • Назначает министров по предложению Федерального канцлера.
  • Назначает федеральных судей и других должностных лиц.
  • Подписывает все принятые Бундестагом и Бундесратом законы.
  • Дает разрешение послам из других государств находиться и работать в Германии.

Органы судебной власти и конституционного надзора

Важнейшим органом судебной
власти в Германии является Федеральный конституционный суд (ФКС),
находящийся в городе Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). ФКС — блюститель
Основного закона, самостоятельный и независимый федеральный орган власти,
имеющий равные права с другими федеральными органами. Впервые судебный орган с
подобными полномочиями был создан в 1949 г.

ФКС состоит из двух сенатов,
каждый из которых обладает строго определенными полномочиями: 1) рассматривает конституционные жалобы и принимает решения по
процедуре контроля за действием применяемых норм; 2) принимает решения по вопросам государственной организации. Деятельность
суда и его сенатов регламентируется специальным законодательством о ФКС.

Судьи обоих сенатов
избираются наполовину бундестагом и наполовину бундесратом и назначаются на
должность Федеральным президентом. Они должны быть не моложе 40 лет и иметь
соответствующую квалификацию. Они не имеют права быть одновременно членами
бундесрата или бундестага, Федерального правительства или правительства
земельного уровня. В каждый сенат избирается по 8 человек на срок 12 лет (без
права повторного выбора).

ФКС принимает решения
относительно толкования Основного закона в случае возникновения споров о
компетенции высших федеральных органов. Он решает, действуют ли высшие органы
законодательной и исполнительной власти в рамках функций и полномочий,
предписанных им Основным законом. ФКС осуществляет правовой контроль за
выявлением степени соответствия конституции принятых парламентом страны или
какой-либо земли законов. Контроль проводится по запросу Федерального
правительства, земельного правительства, либо одной трети членов бундестага.
ФКС решает также споры между Федерацией и землями по вопросам разграничения
полномочий в области законодательства.

Подавляющее ‘большинство
дел, рассматриваемых ФКС, составляют так называемые конституционные жалобы,
поступающие от граждан в связи с нарушением их конституционных прав. Подавать
такие жалобы могут и юридические лица, в том числе общины и объединения общин,
в связи с нарушением их права на самоуправление. Прежде чем подавать жалобу в
конституционный суд, заявитель должен использовать все другие способы правовой
защиты. Чтобы избежать перегрузки ФКС и затягивания принятия решений, при обоих
сенатах созданы палаты, правомочные рассматривать конституционные жалобы.
Решения в палатах должны приниматься единогласно.

Решения ФКС обязательны к
исполнению конституционными органами Федерации и земель, всеми судами и ведомствами.
Решения же, касающиеся проверки соответствия принимаемых законов Основному
закону, сами имеют силу закона и публикуются в .

В целом Федеральный конституционный
суд призван обеспечить равновесие трех властей: законодательной, исполнительной
и судебной, равновесие между государством и гражданином.

Кроме ФКС, к судебной власти
на уровне Федерации относятся также федеральные суды, занимающиеся специальными
вопросами:

Федеральный верховный суд (по гражданским и
уголовным делам); Федеральный финансовый суд; Федеральный административный
суд; федеральный суд по трудовым делам; Федеральный суд по социальным делам.

Их задачи заключаются главным образом в обеспечении единства всей судебной
практики в ФРГ, кроме того, они являются высшими судебными инстанциями для
каждой сферы судебного производства. Земли создают суды первой и второй
(апелляционной) инстанции.

§ Бундесрат или Федеральный совет Германии, представительство Федеральных земель

Здание Бундесрата Германии, Берлин

Бундесрат (нем. Bundesrat) или Федеральный совет — это представительство федеральных земель Германии на федеральном уровне власти, он состоит из членов правительства каждой федеральной земли. Благодаря этому органу, все земли страны участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти страны. Примерно 1 раз в месяц проходят пленарные заседания (или заседания всех членов совета) Бундесрата, на эти заседания приезжают представители Правительств всех земель Германии. Бундесрат избирает своего председателя (нем. Präsident) сроком на 1 год. Федеральное правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Бундесрат проверяет и одобряет законы, принятые Бундестагом; законы, касающиеся вопросов, относящиеся к компетенции земель, не могут вступить в силу без одобрения Бундесрата. В Бундесрате существуют 16 комитетов, состоящих из профессионалов в определенной области, например, комитеты по финансам, здравоохранению, обороне и т.д. Данные комитеты дают членам Бундесрата свои рекомендации по поводу обсуждаемых законов.

  • Обсуждения новых законов и поправок к существующим законам,
  • проверка и одобрение законов, принятых Бундестагом,
  • согласование нормативных актов Федерального правительства,
  • участие в делах, касающихся Европейского Союза,
  • выбор половины судей Федерального конституционного суда,
  • определенные законом действия в чрезвычайных положениях в государстве.

Концепция государственной власти в ФРГ

Кратко: Германия — демократическое федеративное государство. Демократичность основывается на партийных выборах. Немцы голосуют за партии, которые отправляют депутатов в немецкий парламент — Бундестаг. А федеративность определяется концепцией федеральных земель — 13 “областей” и 3 “свободных городов”, которые имеют собственные органы управления и механизмы общения с центральным правительством.

Народ выбирает партии, представители которых попадают в Бундестаг. Депутаты выбирают канцлера — главное лицо государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику. Канцлер назначает министров в правительство.

Распределение власти между федеральным центром и землями осуществляется согласно Основному Закону — Grundgesetz — аналог Конституции. За соблюдением Закона следит Конституционный суд — Bundesverfassungsgericht.

Земли отправляют собственных представителей в центральный орган защиты своих интересов на уровне государства — Совет Федераций — Bundesrat. Бундесрат участвует в принятии законов, как совещательный орган.

Депутаты Бундестага и заседатели Бундесрата выбирают Федерального Президента — лицо не обладающее реальной властью и исполняющие представительские функции.

Политические партии Германии

В Германии существует несколько политических партий. Их количество относительно стабильно и практически не менялось с момента их основания. Основными партиями Германии являются:

  • Христианско-демократический союз Германии (ХДС),
  • Социал-демократическая партия Германии (СДПГ),
  • Свободная демократическая партия (СДПГ),
  • Христианско-социальный союз (ХСС),
  • Партия демократического социализма (ПДС),
  • Альянс 90/ Зеленые.

В выборах в Бундестаг в 2021 году приняли участие 47 партий. Из них 40 участвовали в выборах по государственным спискам, 7 — только по прямым кандидатурам. Для того, чтобы пройти в Бундестаг, как большие, так и малые партии должны получить не менее пяти процентов голосов избирателей или завоевать не менее трех прямых мандатов.
В 2021 году выборы в Бундестаг выиграла Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) во главе с Олафом Шольцем (на момент выборов занимал должность министра финансов), набравшая 25,7 процента голосов.
Блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) показал худший результат в истории консервативного блока и занял второе место, набрав менее 25 процентов голосов. Третье место заняли «Зеленые», набрав 14,8 процента голосов, четвертое место — Свободная демократической партии (11,5 процента), пятое — «Альтернатива для Германии» (10,3 процента).
Крупнейшая фракция у социал-демократов — 206 депутатов. Блок ХДС/ ХСС будет состоит из 196 представителей, фракция «Зеленых» — из 118, «Свободных демократов» — из 92, «Альтернативы для Германии» — из 83. «Левые» представлены 39 депутатами.
 

Материал готовилаАмина Ямалиева, команда Deutsch OnlineВ статье использованы фото с официального сайта Бундестага www.bundestag.de.

15.02.2016 19.05.2015 10.03.2022 15.12.2022
11.03.2021 10.01.2021 25.01.2016 10.06.2011
12.07.2016 29.06.2021 07.08.2023 01.12.2014
05.10.2015 01.11.2013 21.10.2021 20.07.2014
20.11.2019 20.10.2019 21.11.2020 10.10.2023
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: