Тема и идея
В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.
Смысл жизни Обломова в романе
Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.
Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.
Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.
История создания
История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.
«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.
Образ Обломова и его значение
Образ Обломова является центральным в романе «Обломов» и имеет глубокое значение. Главный герой, Илья Ильич Обломов, представляет собой типичного представителя российской интеллигенции и дворянства XIX века.
Обломов — это человек, который полностью погружен в свои собственные мысли и фантазии, но не способен претворить их в жизнь. Он живет в мире своих мечтаний и отказывается от реальности. Его лень и бездействие становятся символом праздности и нежелания меняться.
Образ Обломова имеет не только личное значение, но и общественное. Гончаров использует его как критику российской интеллигенции и дворянства своего времени. Обломов является примером того, как некоторые члены общества отказываются от активной жизни и предпочитают погружаться в свои собственные миры.
Образ Обломова также имеет символическое значение. Он представляет собой не только отдельного человека, но и определенный тип личности. Обломов становится символом инертности и стагнации в российском обществе. Его бездействие и отказ от ответственности отражают проблемы, с которыми сталкивалась Россия в то время.
Таким образом, образ Обломова имеет глубокое значение в романе «Обломов». Он является критикой российской интеллигенции и дворянства, символизирует лень и бездействие, а также отражает проблемы, с которыми сталкивалась Россия в XIX веке.
История написания
История создания романа длилась с 1848 г. по 1855 г., в те годы молчала не только литература, но и полностью общество. Этот период ознаменовался усилением цензуры, это стало реакцией государства на активные либеральные выступления интеллигенции.
По всем европейским странам прошли демократические перевороты, потому российские политики решили обезопасить режим репрессиями против печати. Новостей просто не было, и писатели сталкивались с проблемой — не о чем писать. А то, что приходило на ум, полностью уничтожала цензура.
Именно эта ситуация стала результатом той летаргии, которой окутывается весь рассказ. Лучшие люди России в этой удушающей атмосфере почувствовали себя бесполезными, а навязанные государством ценности стали недостойными и мелкими для мещанского дворянства.
Система персонажей
Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.
Мужские персонажи
Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.
Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.
Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества
Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.
Женские персонажи
Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером
Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель
Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.
История создания
«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:
- Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
- Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
- Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.
Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:
Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.
Критика
Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.
Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.
Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.
Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:
Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:
Значение романа «Обломов» для русской литературы признавали даже такие общепризнанные авторитеты, как Л.Н. Толстой:
Своеобразие романа «Обломов» заключается в том, что каждый критик по-своему прав, ведь персонажи произведения неоднозначны и интересны под любым из этих ракурсов.
Главные герои и их характеристика
Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.
- Обломов – главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. Образ Обломова мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
- Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. Образ Штольца мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
- Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. Характеристика Ольги Ильинской тоже стала темой для нашего сочинения.
- Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее женские образы в романе «Обломов» разобраны в эссе.
Темы и идеи, затронутые в романе
Роман «Обломов» И. А. Гончарова затрагивает ряд важных тем и идей, которые актуальны как для его времени, так и для современности. Вот некоторые из них:
Пассивность и бездействие
Одной из главных тем романа является пассивность и бездействие главного героя, Ильи Ильича Обломова. Он представлен как человек, который не способен принимать решения и действовать, всегда откладывает все на потом. Эта тема поднимает вопрос о значимости активности и инициативы в жизни, а также о последствиях бездействия.
Социальные нормы и стереотипы
Роман также затрагивает тему социальных норм и стереотипов. Герои произведения часто подчиняются общепринятым правилам и ожиданиям общества, что ограничивает их свободу и самореализацию. Автор критически относится к этим нормам и стереотипам, показывая, как они могут препятствовать развитию и счастью человека.
Любовь и отношения
Тема любви и отношений также присутствует в романе. Герои сталкиваются с различными формами любви – романтической, семейной, платонической. Автор исследует сложности и проблемы, с которыми сталкиваются герои в своих отношениях, а также показывает, как любовь может влиять на жизнь и судьбу человека.
Критика общества
Роман «Обломов» содержит критику общества своего времени. Автор показывает негативные стороны российской интеллигенции и дворянства, их бездействие, праздность и нежелание меняться. Гончаров высмеивает некоторые социальные явления и нормы, что делает его произведение актуальным и сегодня.
Это лишь некоторые из тем и идей, затронутых в романе «Обломов». Каждая из них помогает автору передать свои мысли и идеи о жизни, обществе и человеческой природе.
Основа жизненной философии Обломова
Если говорить кратко, то Обломов – это олицетворение сказочного персонажа, который живет в грезах.
При этом Илья Ильич не хочет ничего делать, он проживает жизнь «лежа на диване». Своеобразная утопия, деградация.
Так Гончаров характеризует современное общество, которое не готово к переменам. Чрезмерный покой главного героя и не желание что-либо делать — основа сюжета. Штольц, как противоположный персонаж, пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, но все его попытки вразумить друга – тщетны.
Обломов проживает жизнь не в реальном мире, а в мечтаниях, где грезит об идеальном месте, деревне, в которой он родился и рос.
Обломовка представляется герою идеальным местом, ей он придает сакральное значение. Но пока Обломов мечтает, в деревне происходят определенные изменения.
Штольц же видит своим смыслом жизни труд, он его идеализирует, работает не только для себя, но и для Обломова, регулярно спонсируя его, отсылая деньги.
Историко-философский смысл романа Обломов
Роман Гончарова «Обломов» — знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений — западников и славянофилов
Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение. в «старое, самобытное состояние»
Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев — Обломова и Штольца — перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа «Обломов»
в «старое, самобытное состояние». Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев — Обломова и Штольца — перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа «Обломов».
Определение смысла жизни героев
Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка — его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич — классический
русский персонаж с соответствующей ментальностью — знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве. Как и персонаж сказки, он лежит на «печи» и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни — этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.
Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.
Анализ стиля и языка произведения
Стиль и язык произведения «Обломов» И. А. Гончарова отличаются своей особенной художественной выразительностью и глубиной. Автор использует разнообразные литературные приемы и стилистические средства, чтобы передать основные идеи и эмоции своих персонажей.
Описание и детализация
Гончаров отличается особой любовью к детализации и описанию. Он подробно описывает окружающий мир, внешность персонажей, их внутренний мир и эмоции. Это позволяет читателю глубже погрузиться в сюжет и лучше понять переживания героев.
Разнообразие языковых средств
Гончаров использует разнообразные языковые средства, чтобы передать настроение и эмоции персонажей. Он использует метафоры, сравнения, эпитеты, аллегории и другие стилистические приемы. Это делает его тексты богатыми и красочными, а также помогает создать особую атмосферу произведения.
Диалоги и монологи
В романе «Обломов» Гончаров активно использует диалоги и монологи персонажей. Они помогают читателю лучше понять их характеры, мотивы и внутренние конфликты. Диалоги часто являются способом передачи различных точек зрения и идей, а монологи позволяют глубже погрузиться в мысли и чувства героев.
Ирония и сатира
Гончаров часто использует иронию и сатиру, чтобы выразить свое отношение к обществу и некоторым явлениям жизни. Он критически относится к пассивности и бездействию героев, а также к некоторым социальным нормам и стереотипам. Ирония и сатира помогают автору передать свои мысли и идеи с юмором и остротой.
В целом, стиль и язык произведения «Обломов» являются одними из главных средств, с помощью которых Гончаров передает свои идеи и создает особую атмосферу произведения. Они делают тексты живыми, интересными и запоминающимися для читателя.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия
Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта»
Тест по произведению
Общественный смысл романа Смысл названия произведения Смысл Обломовки в романе Смысл жизни Обломова в романе Заключение
Роман Гончарова ” Обломов ” является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа “Обломов” основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает
эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.
Общественный смысл романа
В романе “Обломов” Гончаров впервые ввел понятие “обломовщины” как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, “законсервированным раем”, где не нужно учиться, работать или развиваться.
Изображая Обломова как “лишнего человека”, Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, “городского” типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.
Гончаров осуждает “обломовщину” с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится “растением”, круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).
В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за “обломовщины”, как явления резко негативного и давно отжившего себя, “пропал” Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова “Обломов” состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.
Смысл названия произведения
Смысл названия романа “Обломов” тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением “обломовщина”. Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово “обломов” происходит от слов “обломок”, “обламывать”, “ломать”, обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.