Все об искусстве: виды, произведения и примеры, история жанров и функции

Что такое искусство?   2. что учёные называют художественным образом? 3. каковы отличительные чер - узнавалка.про

Примеры произведений искусства разных видов

Приведем конкретные примеры из общепринятых видов искусства.

Изобразительное искусство

Оно подразделяется на графику, живопись, скульптуру.

Графику считают предшественницей живописи и относят к этому виду такие примеры работ, как рисунки, литографии и гравюры. Суть графики — передача основных очертаний и линейных соотношений предметов и фигур.  

Пример

Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», Рембрандт «Три дерева», Микеланджело «Идеальная голова».

Живопись относят к плоскостным видам изобразительного искусства. Выделяют монументальную и станковую живопись. Примеры монументальной живописи — фреска и мозаика. Примеры станковой живописи — работы, созданные на мольберте.

Примерами жанров живописи выступают:

  • пейзаж;
  • портрет;
  • натюрморт;
  • анимализм;
  • иконопись;
  • бытовой и исторический жанры.

Пример

П.О. Ренуар «Портрет Клода», Диего Веласкес «Сдача Бреды».

Скульптура является частью пространственного изобразительного искусства, при котором пластические образы выступают отражением мира и видения художника. Скульптуру разделяют на несколько видов:

  1. Станковая скульптура — декоративные элементы внутренних убранств, которые необходимо рассматривать вблизи.
  2. Декоративная скульптура — фигурки, мелкая пластика, бытовые предметы утилитарного характера, придающие уют и особый шарм интерьеру.
  3. Монументальная скульптура — мемориалы и памятники, созданные в открытом пространстве и доступные широкой публике.

Пример

Микеланджело «Вакх», «Пьета».

Архитектура

Архитектура — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Любое архитектурное строение образуется через создание объемно-пространственной композиции с учетом природных условий (сейсмичность, ландшафт, климат) и назначения постройки. 

Пример

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Храм Василия Блаженного (Москва).

Декоративно-прикладное искусство

Оно нацелено на создание бытовых предметов, имеющих практическую, художественную и эстетическую ценность. Часто имеет принадлежность к национальности, этносу и территории. В основе ДПИ лежат ремесла и промыслы, распространенные в регионах и имеющие географическую привязку. Яркими примерами декоративно-прикладного искусства являются:

  • вышивка (Золотошвейная, Владимирская);
  • роспись по ткани (Павловопосадские платки, шарфы, шали);
  • вязание из шерсти (Оренбургские пуховые платки);
  • художественная керамика (Гжель, Скопино, Каргопольская и Дымковская игрушки);
  • кружевоплетение (Михайловское, Вологодское);
  • резьба по кости (Тобольская, Холмогорская);
  • резьба по дереву (Абрамцевская, Богородская);
  • роспись по дереву (Хохломская, Мезенская, Полховская, Городецкая);
  • обработка металла (Каслинская ковка, Ростовская финифть).

Литература

Выделяют несколько видов литературы:

  • художественную;
  • историческую;
  • справочную;
  • научную;
  • научно-популярную;
  • учебную;
  • публицистическую литературу.

Литературные произведения могут быть прозаическими и поэтическими.

Примеры жанров литературных произведений:

  • рассказ;
  • повесть;
  • статья;
  • новелла;
  • поэма;
  • эпос;
  • роман;
  • баллада;
  • сказка;
  • миф;
  • былина и др.

Пример

Достоевский «Преступление и наказание», Джордж Оруэлл «1984».

Музыка

Виды музыки:

  • инструментальная;
  • вокальная;
  • вокально-инструментальная.

Самые популярные примеры музыкальных направлений:

  • симфоническая;
  • камерная;
  • театральная;
  • эстрадная;
  • народная.

Пример

Глинка опера «Жизнь за царя».

Театральное искусство

Представляет собой разыгрываемое коллективом или отдельными актерами драматическое действо.

Примеры жанров:

  • комедия;
  • драма;
  • трагедия;
  • мюзикл;
  • опера;
  • балет.

Пример

Мюзикл «Моя прекрасная леди».

Искусство фотографии

Оно объединяет технологический прогресс и творческое начало. 

Примеры жанров:

  • портрет;
  • панорама;
  • природный вид;
  • исторические зарисовки;
  • городские виды;
  • животные;
  • натюрморты. 

Пример

Работы знаменитых фотографов: Эрика Юханссона, Билла Гекаса.

Кинематограф

Жанры кино:

  • документальное;
  • историческое;
  • комедийное;
  • драматическое;
  • фантастическое;
  • триллер;
  • экшн;
  • короткометражное;
  • мультипликационное и др.  

Похожие вопросы

Обществознание 18.04.2018 01:47 10 Кудымова Вероника

1.Что изучают социология, политология ,культурология и экономика? Чем различаются и чем схожи объект

Ответов: 1

Обществознание 30.04.2020 09:29 35 Тимофеева Алина

Пожалуйста помогите с этим заданием! 1. Верны ли высказывания? Ряд ученых связывают происхождение ис

Ответов: 1

Обществознание 16.08.2020 09:18 12 Нефёдов Артём

1. Экономика и ее роль в жизни общества (что такое экономика, производство, уровни производства, при

Ответов: 0

Обществознание 01.05.2021 22:29 41 Савчук Дмитро

Билет №11Экономика и ее роль в жизни общества (что такое экономика, производство, уровни производств

Ответов: 2

Обществознание 20.07.2023 04:10 Талкиг Ваня

Помогите пожалуйста. Билет №11 1. Экономика и ее роль в жизни общества (что такое экономика, произ

Ответов: 2

Обществознание 26.02.2021 07:02 10 Иванов Руслан

Дайте пожалуйста ответы на вопросы даю 50 баллов Билет №1 1. Общество как форма жизнедеятельности

Ответов: 2

Обществознание 27.02.2021 13:38 20 Лис Алина

ДАйте ответ пожалуйста на 10 билетов даю 30 баллов Билет №1 1. Общество как форма жизнедеятельност

Ответов: 2

Обществознание 01.10.2023 18:44 7 Викторов Максим

*2-Тапсырма* *Сұрақтарға жауап беріңіз?* Жыныссыз көбеюдің қандай түрлері бар?Жыныссыз к

Ответов: 1

Обществознание 02.06.2020 21:07 23 Кузнецов Михаил

1. Дайте определение понятию «общество». Охарактеризуйте сферы общественной жизни. 2. Раскройте поня

Ответов: 1

Обществознание 17.06.2023 20:56 19 Белоглазов Коля

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Прочитайте текст и выполните задания. Итак, жизнь — самая большая ценность, к

Ответов: 1

Реализм

Направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное
по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней. Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический. Любимый объект
для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел.Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято
в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. В этом смысле движение отражает прогрессивный и весьма влиятельный сдвиг в определении значения искусства в целом.

Документ

Фрагмент работы испанского философа X. Ортеги-и- Гассета.

Если новое искусство понятно не всем, это значит, что средства его не являются общечеловеческими. Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и не значительнее других, но явно не похожи на других. Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, «нравится» ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни… Новое искусство — это чисто художественное искусство… Анализируя новый стиль, можно заметить в нём определённые взаимосвязанные тенденции, а именно: 1) тенденцию к дегуманизации искусства… 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства; 4) стремление понимать искусство как игру, и только… Вопросы и задания к документу 1. Для кого, по мнению автора, предназначен новый стиль современного искусства? 2. В каком случае массовому зрителю может понравиться произведение искусства? 3. Используя текст параграфа и документ, объясните фразу: «Новое искусство — это чисто художественное искусство». 4. Как вы понимаете термин «дегуманизация искусства»? 5. Объясните, почему выявленные автором тенденции нового стиля ограничивают число его зрителей.

История искусства

Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.

Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:

  • Египетской.
  • Греческой.
  • Римской.
  • Китайской.
  • Аравийской.
  • Персидской
  • Месопотамской.
  • Индийской.

Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.

Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.

Кино

Кино — это искусство синтетическое, пространственно-временное, звукозрительное, объединяющее на технической основе в одно качественно новое художественное целое выразительные возможности многих искусств

Синтетическое, потому что тут вам и музыка, и динамическая картинка. Кино — очень молодое искусство — ему чуть более ста лет. Однако за 100 лет оно превратилось без малого в ключевой вид искусства. Люди убивают время смотря многосезонные сериалы, полнометражные фильмы разных жанров: от документальных до художественных.

Понятно, что кино сегодня стало примером массовой культуры.

Поделиться в соц. сетях

Функции искусства

Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.

Искусство выполняет следующие функции:

  • Познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;
  • Мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;
  • Воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
  • Эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;
  • Гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
  • Коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
  • Прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения;
  • Медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
  • Компенсаторную. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

Задания

1. Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788—1860) писал: «Науку может всякий изучить — один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать». В каком смысле автор употребляет здесь понятие «наука»? Объясните суждение автора об искусстве. Приведите три-четыре аргумента в поддержку мнения автора.

2. Прочитайте размышления П. А. Флоренского и назовите рассмотренные автором специфические черты искусства: «Предмет искусства, хотя и называется вещью, отнюдь не есть вещь, не есть неподвижная, стоячая, мёртвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем как никогда не иссякающая, вечно бьющая струя самого творчества, как живая пульсирующая деятельность творца, хотя и отодвинутая от него временем и пространством, но всё ещё переливающаяся и играющая цветами жизни. Художественное произведение… отвлечённое от конкретных условий своего художественного бытия… умирает или, по крайней мере, переходит в состояние анабиоза».

3. Существует мнение, что произведения искусства должны обязательно нести в себе ценности любви, добра и красоты. Может ли произведение искусства быть ценностно нейтральным? Своё мнение поясните.

4. Известно, что массовое искусство постепенно вытесняет народное. Используя материалы СМИ, Интернета, составьте краткую справку о том, как различные государства мира решают эту проблему. Какие меры по сохранению народного искусства вы считаете наиболее эффективными?

5. Подготовьте компьютерные презентации о современных направлениях западного искусства; о выдающихся представителях современного отечественного искусства.

6. Важнейшей тенденцией развития современного искусства является синтез видов и стилей. Приведите несколько конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предположения о причинах появления данной тенденции.

Задания

  1. Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788—1860) писал: «Науку может всякий изучить — один с большим, другой с меньшим трудом. Но от искусства получает каждый столько, сколько он сам в состоянии дать». В каком смысле автор употребляет здесь понятие «наука»? Объясните суждение автора об искусстве. Приведите три-четыре аргумента в поддержку мнения автора.
  2. Прочитайте размышления П. А. Флоренского и назовите рассмотренные автором специфические черты искусства: «Предмет искусства, хотя и называется вещью, отнюдь не есть вещь, не есть неподвижная, стоячая, мёртвая мумия художественной деятельности, но должен быть понимаем как никогда не иссякающая, вечно бьющая струя самого творчества, как живая пульсирующая деятельность творца, хотя и отодвинутая от него временем и пространством, но всё ещё переливающаяся и играющая цветами жизни. Художественное произведение… отвлечённое от конкретных условий своего художественного бытия… умирает или, по крайней мере, переходит в состояние анабиоза».
  3. Существует мнение, что произведения искусства должны обязательно нести в себе ценности любви, добра и красоты. Может ли произведение искусства быть ценностно нейтральным? Своё мнение поясните.
  4. Известно, что массовое искусство постепенно вытесняет народное. Используя материалы СМИ, Интернета, составьте краткую справку о том, как различные государства мира решают эту проблему. Какие меры по сохранению народного искусства вы считаете наиболее эффективными?
  5. Подготовьте компьютерные презентации о современных направлениях западного искусства; о выдающихся представителях современного отечественного искусства.
  6. Важнейшей тенденцией развития современного искусства является синтез видов и стилей. Приведите несколько конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предположения о причинах появления данной тенденции.

Цели

Определением целей искусства занимаются теоретики на протяжении столетий

Существует множество определений и концепций, которые акцентируют внимание на разных фактах. В общем все цели можно разделить на две большие категории: немотивированные и мотивированные.Немотивированными называют те, что не получится использовать для достижения конкретной другой цели

К таким относят:

  • стремление к гармонии;
  • стремление к загадочности (связи со вселенной);
  • реализация воображения;
  • обращение к огромной аудитории;
  • символические.


Рис. 4. Первый в России публичный профессиональный театр. Ярославль. 1750 годМотивированные цели — это такие, которые автор специально ставит перед собой, приступая к творчеству. К таким относят:

  • способ коммуникации, донесения информации;
  • развлечение;
  • политические изменения;
  • психотерапия;
  • социальный протест.

Используя разные виды и инструменты, искусство отражает определенную сторону реальности, но все вместе они создают огромную прекрасную картину мира. Чем выше культурное развитие личности, тем сильнее в ней проявляется тяга к творчеству или наслаждении предметами искусства. Это один из основополагающих признаков, который отличает нас от животных.Искусство является основополагающей частью духовной жизни социума, его формой познания и отражения окружающего мира. По потенциалу изменения мира искусство стоит наравне с наукой.Ниже мы предлагаем вам видео про виды и жанры искусства. Ознакомьтесь с ним для более широкого раскрытия темы.

Катарсис

Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.

Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.

Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.

По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.

Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.

Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.

Функции искусства

Творчество играет огромную роль в обществе и жизни человека.

Важнейшие функции искусства:

  • Познание. Любое произведение отражает время, настроение в обществе, духовные ценности. Оно показывает, как люди жили раньше, их обычаи, традиции, стиль одежды. Передает чувственное восприятие мира.
  • Воспитание. Творческие произведения несут в себе назидательный посыл. Учат нравственности, передают духовный опыт поколений, переживаний.
  • Эстетика. Доставляет удовольствие зрителю, радость от созерцания прекрасного. Мы пропускаем через себя объекты искусства и даем им эстетическую оценку.

Функции подразделяют на несколько видов:

  • Экспрессивную, глубокое воздействие на эмоции человека.
  • Художественно-концептуальную, помогает анализировать окружающий мир.
  • Социальную, общественную, преобразование общества.
  • Компенсаторную, помогает в решении психологических трудностей.
  • Прогностическую, ее назначение: предугадывать будущее.

Произведения могут выполнять несколько функций.

Функции

  • эстетическая — формирует вкус к красоте, способность отличить прекрасное;
  • социальная — имея идейное воздействие на социум, оно может преобразовать реальность для него;
  • компенсаторная — дает возможность человеку восстановить равновесие в душе, избавиться от психологических проблем, расслабиться;
  • гедонистическая — человек получает удовольствие от искусства;
  • познавательная — дает шанс узнать реальность, проанализировать ее через художественные образы;
  • прогностическая — замечено, что очень часто искусство может предсказывать будущее;
  • воспитательная — влияет на формирование личности.

Функции

Будучи важнейшей частью жизни общества, искусство выполняет для него ряд функций:

  • эстетическая  — формирует вкус к красоте, способность отличить прекрасное;
  • социальная — имея идейное воздействие на социум, оно может преобразовать реальность для него;
  • компенсаторная — дает возможность человеку восстановить равновесие в душе, избавиться от психологических проблем, расслабиться;
  • гедонистическая — человек получает удовольствие от искусства;
  • познавательная — дает шанс узнать реальность, проанализировать ее через художественные образы;
  • прогностическая — замечено, что очень часто искусство может предсказывать будущее;
  • воспитательная — влияет на формирование личности.


Рис. 2. Функции искусства

Виды искусства

Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.

В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.

Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.

Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.

Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.

Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.

Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.

Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.

↑ Понятие «искусство»

Теории происхождения искусства
Биологическая теория Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
Игровая теория Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
Магическая теория Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
Трудовая теория Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство — результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме — чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство — это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Художественный образ — это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ — это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.

Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.

Специфика искусства

  • образность и наглядность;
  • особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
  • субъективное отношение к миру;
  • эмоциональное воздействие на человека.

Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.

Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой.

В обществе существуют разные взгляды на искусство.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: