Композиция и интерпретация
Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.
Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.
Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.
Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.
Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.
Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.
В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.
Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества
Немного теологии: кто изображен на иконе
Перед нами изображение Пресвятой Троицы, как правило, насквозь символичное. Каждый художник-иконописец транслировал зрителю свое видение визуализированного догмата христианства. Если на некоторых изображениях зрителю часто понятно, кто есть кто из божественных персонажей, то на других различия между ними стираются.
Далеко не на каждом изображении Троицы мы видим персонифицированность всех трех ипостасей Бога. Зачастую вместо человеческих фигур на иконах изображаются языки пламени или голубь, символизирующий Святой Дух. Неизменно в человеческом обличии на большинстве икон отображен лишь Иисус Христос.
Святая Троица. Греция. Конец XII в.
Посему наиболее старые из дошедших до нас изображений Троицы (а это фрески II века нашей эры) относятся к типу ветхозаветных икон, то есть, изображают троих мужчин. Чуть позже Божественное триединство стало отображаться в виде трех ангелов, а после XVI столетия его изображение стало более символизированным и бессюжетным.
История написания иконы
Согласно одной из гипотез, создателем иконы был неизвестный итальянский иконописец. Это доказывает анализ иконы, при котором явно заметно влияние итальянской школы живописи. Якобы привез этот образ в Лавру сам Иоанн Грозный. Однако согласно официальной версии, благодаря монарху икона лишь получила роскошную ризу.
Дело было в монастыре, позже получившем название Троице-Сергиевой Лавры. А образ предназначался для нового Троицкого храма, возведенного взамен одноименной сгоревшей деревянной церкви.
И только в начале прошлого века, после снятия ризы и нескольких раскрытий (освобождения от более поздних слоев краски) перед восхищенными зрителями предстал шедевр Андрея Рублева таким, каким его задумывал гений.
Где находится оригинал иконы
После революции икону национализировали и изъяли из закрытой Троице-Сергиевой Лавры. Она поступила сначала в музей, организованный в одном из зданий бывшего монастыря, а затем – в фонд Третьяковской галереи. Там рублевская Троица пребывает постоянно, за исключением ее вынужденной эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Оригинальная икона помещена в специальный киот и хранится в особых условиях: для нее создан оптимальный режим температуры и влажности. И лишь раз в год, на Троицу, ее невообразимо бережно выносят в храм-музей при Третьяковке.
Где находится Троица Рублева? Символика иконы.
Чем же привлекает «Троица», являющаяся ныне самым большим сокровищем Государственной Третьяковской галереи? Всем. И музыкальными ритмами композиционного построения, позволяющими не только видеть, но как бы и слышать икону. И необыкновенной чистотой и красотой линий, формирующих этот ритмический узор и рекомендующих автора как рисовальщика, равного которому Россия с тех пор не знала. И чарующей красотой цветовой гаммы, где драгоценным сапфиром сияет голубец. Но главное — глубиной мысли и чувства, выражением которых служат все компоненты мастерства блистательного живописца.
Я уже говорил, что Рублеву удалось решить почти неразрешимую художественную задачу — показать трех ангелов, явившихся старцу Аврааму и его жене Сарре с вестью о скором рождении у них сына Исаака, как Троицу и как Единицу. Чтобы показать неразрывную связь ангелов, он, подобно некоторым раннехристианским мастерам, воспользовался идеей круга, который с ранних времен был символом Бога, только круг у Рублева незрим. Он виден не чувственными, а «разумными» очами, мысленным взором. Ибо образован силуэтами ангелов. В этом направлении он и вел свой творческий поиск: перерабатывал заимствованную у византийцев иконографическую схему, подчинял позы ангелов круговой теме
При этом, что очень важно, незримый круг в «Троице» не статичен. Он осознается как круговое движение, поскольку формируется живыми, мягко склоняющимися друг к другу в промыслительной беседе существами
И движение это так мощно и неодолимо, что вовлекает в свою орбиту и неодушевленные предметы, заставляя изгибаться не только дерево, но и гору. Объединяя ангелов круговой связью, вне которой они не могут пребывать, мастер показывает Троицу как Единицу, то есть как единосущную и нераздельную. Наделяя каждого из ангелов присущей лишь ему цветовой и линейной характеристикой, он подчеркивает их ипостасные различия, то есть богословствует в красках о неслиянной Троице в Единице
Сосредотачивая внимание на круговой теме в иконе, говорит о Троице животворящей. Как все просто и ясно
Да, Рублев прост, как и автор первой храмовой иконы Троицкого иконостаса. Только это простота гения.
Празднование дня иконы
К сожалению, икона Троицы так и не получила собственного праздника. Скорее всего, это связано с неоднозначным отношением православного духовенства к этому графическому отображению Божественного триединства.
Однако существует большой церковный праздник – День Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда и альтернативное название – Пятидесятница).
Считается, что в этот день человечеству открылась истина о триединстве Бога. Правда, связывают его не с ветхозаветным, а евангельским событием. В этот день произошло сошествие Святого Духа на апостолов.
Как расшифровывается Святая Троица?
Святая Троица — так именуют христиане Единого Бога. Столь парадоксальное именование не взято из книг Ветхого или Нового Завета, где слово «Троица» применительно к Богу не встречается. Однако, именно христианам через Откровение открыто то, что было недоступно прор. Моисею, другим великим угодникам Божиих ветхозаветных времен. Согласно церковному учению, Единый Бог имеет три Ипостаси:
- Отец – от Него рождается Сын, исходит Дух Святой, поэтому это Лицо Троицы считается первым;
- Сын – рожденный от Отца, Он воплотился на земле, избавил людей от власти греха, почему именуется Христом, по-гречески Спасителем; ныне же Он пребывает «одесную Отца» – и, как Бог, с верующими «все дни до скончания века»;
- Дух – Он всегда пребывал среди людей, доносил волю Божию через пророков, но со всей силой открыт людям после Сошествия на Апостолов, через 10 дней по Вознесении Христа (через 50 дней после Пасхи православные отмечают праздник Троица)
Такова Троица, «Святой» же Ее именуют потому, что слово это значит неотмирность, иноприродность миру материальному.
Троица. Фрагмент иконы прп. Андрея
Действительно:
- Бог – Дух, не связанный ни временем, ни определенным местом;
- в отличие от людей, их Создатель – всемогущ, всеведущ, абсолютно благ, как Бог, не имея недостатка или нужды.
В чем помогают христианам священные образы и куда их вешать в доме
Господь есть Создатель всего сущего, к нему обращаются в любой потребности. Не должно отмежевывать определенный тип проблем и думать, что именно в их разрешении помогает Святая Троица. Можно лишь не сомневаться, что молитвы перед святым образом будут услышаны прежде самого прошения.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви. Успения с Парома. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 91 см, ширина 72 см. Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. Справа от центрального ангела изображены предстоящие Авраам и Сарра. Инв. № 1416. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 135. С. 404-406
Приобретая икону Троицы в церковной лавке, необходимо помнить, что только канонические изображения будут освящены. Для их расположения в доме идеально подходит восточная стена, потому что в православии есть обычай молиться лицом к востоку. Символический смысл этого обычая раскрывается в Священном Писании. В Евангелии от Луки Спаситель назван Востоком (Лк.1:78). Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет» (1Ин.1:5), а свет приходит с востока. Вот, кстати, почему алтари наших храмов смотрят на восток.
Однако не всегда есть возможность поместить икону именно на восточной стороне дома. В этом случае, образ размещается, так сказать, по удобству, то есть в месте, где к нему можно свободно подойти и помолиться. Это может быть полочка или специальный шкафчик, изголовье кровати или стена, не заставленная мебелью
Не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее, насколько искренно человек будет перед ней молиться
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Икона – это окно в божественный мир. Природа Троицы непознаваема и сокровенна. Но иконописец приоткрывает нам завесу этой тайны, дает возможность предстать перед самим Богом и увидеть незримое, пусть оно и сокрыто от нашего ума. Необычайная религиозная поэтика заключена в «Троице» преподобного Андрея Рублева: каждый, кто подходит к этой иконе, словно причащается чувству гармонии и великой любви, написанных красками на полотне.
О чем рассказывают старинные иконы и где хранятся
Помимо богословского содержания, древние образы хранят память о связанных с ними исторических событиях, эпоха, когда они созданы, обстановка, часто влияют на особенности изображаемого…
История создания и краткое описание
В России наиболее известны изображения Троицы письма Феофана Грека, прп. Андрея Рублева, иконописцев позднейшего времени – например, Симона Ушакова. Иногда же создателями икон выступали монахи, священники, даже архиереи, как свт. Стефан Пермский.
Троица Рублева
Ее Стоглавый собор определил как своего рода образец для других иконописцев. Именно поэтому существуют многочисленные копии, распространенные по всей стране.
Какое историческое событие послужило мотивом для создания образа
Считается, что Троица — икона, написанная как похвала прп. Сергию Радонежскому (скончался в 1392 г.) по благословению его ученика, преемника на игуменстве Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиевой лавры), а разместить святыню предполагалось во вновь возводимом Троицком соборе обители.
Год создания Троицы Андреем Рублёвым
Так как Троицкий собор строился в 1411 г. деревянным, а около 1425-27 гг. был отстоен каменным, неизвестно, к какой из этих двух дат относится написание иконы.
Андрей Рублёв«Троица». 1411 год или 1425—1427дерево, темпера. 142 × 114 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва
Что в чаше?
На иконе «Троица» кисти прп. Андрея чаша наполнена вином, которым Авраам угощал Странников. Его можно также интерпретировать не только исторически: очевидно, вино здесь также Кровь Христова, проливаемая ради людей. На копиях иногда можно видеть другой многозначный символ – главу агнца. Он также отражает историческую реальность – тельца, которого предложил Гостям праотец, но также – символ жертвующего Собой Агнца Божия, Христа.
Троица — икона прп. Андрея Рублева. фрагмент
Фреска Феофана Грека
Икона Троица Феофаном Греком была написана для церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода, в 1378 г. К настоящему времени полностью не сохранилась, однако, очевидно, что это – сюжет «Гостеприимства Авраама»: сохранилась фигура св. Сарры. Характерная особенность фрески – крылья среднего Ангела, заметно большие, как бы покрывающие других двух его спутников.
«Зырянская» Троица Стефана Пермского
Ещё одна Троица — икона, относящаяся к XIV в., написанная монахом-миссионером (позже – епископом Пермским), свт. Стефаном. На ней представлен традиционный сюжет «Гостеприимства Авраама». Особенность здесь – надписания, сделанные на пермском языке. Образ был предназначен, конечно, для пермской паствы святого, хранился при построенном по его благословению храме.
Святая Троица (Зырянская Троица). свт. Стефан Пермский 1379—1400 г.дерево, темпера. 119,5 × 74 смВГИАХМЗ, Вологда
После революции его забрали музейщики Вологды, но 26 апреля 1996 г. Патриарх Алексий II освятил сделанную современными иконописцами копию, которую передал, как дар, народу коми.
Троица Симона Ушакова
Она также имеет множество списков, разных вариаций. Создание относят ко 2 пол. XVII в. Композиционно «Троица» восходит к образу Рублева, однако, имеет ряд отличий, причем серьезных.
Среди них:
- цвет одежд Ангелов; на разных версиях иконы он может быть даже розовым (цвет, несущий эстетический, а не богословский смысл, в иконописи до этого времени не употреблялся);
- стол изображается уставленным кушаньями, что отражает только историческую реальность, но не делает акцента на духовном смысле трапезы;
- задний план может изображать дворец, сад, даже море.
Все это – проявления не только духовного кризиса времени, но – выделения из иконописи чисто светской живописи, которое произойдет с XVIII в.
Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. 1671 год. Иконописец: Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович. Происхождение: из Церкви Воздвижения Креста в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 123 см, ширина 89,2 см. Изображение Ветхозаветной Троицы. Русский музей, Санкт-Петербург
- первые лишь приписываются тому или иному мастеру на основании предания, иных косвенных признаков; до середины XVII в. не принято было указывать имя мастера, так как образ считался боговдохновенным;
- а вот изображения авторства Симона Ушаков, его современников, хорошо известны именно по надписаниям (обычно на оборотной стороне, иногда – даже внизу самого изображения); ну а сами иконы несут немало «от своего ума» или даже фантазии художника.
Создание Троицы Андрея Рублева
В популярных изданиях до сих пор рассказывают легенду о том, как игумен Никон, ученик Сергия, «повелел» Андрею Рублеву написать эту икону для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. На самом деле она попала в Сергиеву обитель много позже; в 60-х или начале 70-х годов XVI века, ее подарил монастырю царь Иван Грозный. А до этого «Троица» Рублева, по моему мнению, находилась в иконостасе Успенского собора на Городке в Звенигороде. Образ же, изначально входивший в состав Троицкого иконостаса, экспонируется сейчас в лаврском музее. Если сравнивать его с рублевским, занявшим его место в иконостасе в XVI веке, он, конечно, сильно проиграет. Но если не «поднимать планку» так высоко, то мы увидим перед собой икону, написанную достаточно умелой рукой и, главное, согретую искренним чувством, теплой молитвой к человеку, открывшему людям, то великое, чего они до него не знали, — значение в их жизни Троицы.
Автор того, первоначального образа Троицкого иконостаса непосильных задач перед собой не ставил. Он добросовестно скопировал наиновейшую для его времени византийскую иконографическую схему, несколько русифицировав ее. А именно: вместо обычного для византийцев двучленного пейзажного плана (палаты и деревьев) он изобразил трехчленный, введя в дополнение к мамврийскому дубу и жилищу Авраама горку. Пейзаж такого типа хотя и известен в русской иконописи еще с XIV века, однако приобрел широчайшую популярность, стал каноническим лишь после работ Рублева и, может быть, свидетельствует о знакомстве безвестного иконописца с его творчеством.
Великого художника Руси подобное построение кулис привлекало своей обобщенностью, отчетливым символизмом. Ведь это был «идеальный пейзаж», фон, на котором развертывалось действо и ветхозаветной, и евангельской, да и всей последующей человеческой истории. Вспомните, например, праздничные сюжеты любого древнерусского иконостаса. В каждой сцене события происходят на фоне одного или двух элементов такого пейзажа. Тем самым подчеркивались космическая всеохватность, пространственная и временная беспредельность, сопряженные с образом Троицы. Вряд ли, конечно, создатель древнейшей сохранившейся лаврской иконы задумывался над подобными вещами. Он «списывал» — что в средневековом искусстве не только не осуждалось, но, напротив, всячески поощрялось.
Осуждалось же «самомыслие», дозволение на которое получали лишь «заморские» да самые почитаемые мастера. Поэтому нет смысла искать в произведении троицкого иконописца отклонений от иконографической традиции, отражающих его собственные духовные искания. Он всецело доверился богословской мудрости и иконографическому совершенству «образца», который воспроизводил, повторив до мелочей едва ли не весь передний план византийских композиций: позы ангелов и склоненных между ними Авраама и его жены Сарры, салфетки на столе, которые русские иконописцы скоро перестали изображать. Но его теплая, простодушная классическая палитра, его любовь к локальным, несмешанным цветам, заполняющим крупные плоскости, к упрощенным и тяжеловатым формам «аксессуаров» выдают в нем отечественного художника, воспитанного в достаточно патриархальных традициях. И как выразительны лики его ангелов! Сколько нежности, открытости и благородства в их чертах! Такое увидишь не на каждой иконе.
Икона Андрея Рублева святая Троица.
Обратите внимание на левого ангела. Его лик обращен к молящемуся, глаза смотрят на него в упор
Благословляя рукой одну из чаш, ангел как бы внушает зрителю, что трапеза, которую он лицезреет, не подобна человеческой, что это таинство. Такое откровенное назидание, такое бесхитростное общение со зрителем было в традициях народной культуры. Андрей Рублев тоже отдал дань подражанию византийским образцам. Сохранилась поздняя копия с его утраченной иконы, так называемая «Затьмацкая Троица». Константинопольская иконография там едва начала подвергаться переосмыслению. Мастер искал и одновременно отстаивал само свое право на поиск. Уже на другой сохранившейся копии — с его фрески на столпе Троицкого собора лавры — можно видеть результаты многолетнего интеллектуального и творческого труда. Эта композиция во многом близка к счастливо уцелевшей в бурях столетий знаменитой иконе.
Ветхозаветная и Новозаветная иконография Святой Троицы
Как же изобразить Существо, не похожее на что бы то ни было в этом мире? Возможно ли это?
Во времена ветхозаветных праотцев, пророков считалось, что не только невозможно, но – крайне кощунственно, ведь всякое изображение Бога Невидимого уподобляет Его твари, оскорбляя Божество. Все стало по-другому, когда на земле воплотилось Второе Лицо Троицы – Христос, ставший человеком, а потому – могущий быть изображенным.
Христос – Человек, потому возможно написать человеческий облик. Как же показать Невидимого Бога? «Живописать» «от своего ума», фантазии – было глубоко чуждо первым христианам. Так возникли особые иконы Троицы – где Бог изображен не непосредственно, но – под видом символов.
Почему изображены Ангелы на иконе Живоначальная Троица?
Самым древним из таких изображений стала Троица — икона под видом Ангелов.
Явление Святой Троицы Аврааму у дуба
Основанием стало глубокое христианское осмысление эпизода Ветхого Завета, когда праотцу Аврааму являются Три Мужа-странника близ дубравы Мамвре. Духовный человек, Авраам сразу понимает, что пред ним – не люди, но небесное видение (Быт.18:1-16). Впрочем, так как сама Книга Бытия не содержит каких-либо объяснений явления, святые отцы издавна не были едины, толкуя его:
- святой Иоанн Златоуст полагал, что Господа олицетворял лишь один из Ангелов;
- другие отцы считали, однако, что то было уникальное во всей человеческой истории явление именно Бога как Троицы – открывающего Себя настолько, насколько может воспринять ум человека.
Именно поэтому Троицу первые века Церкви изображали под видом Трех Мужей, облаченных белыми одеждами. Таковы древнейшие образы:
- IV в. – в римских катакомбах Виа Латина; это простой, безыскусный образ трех Странников, без нимбов, крыльев, явившихся Аврааму, который тоже показан на этой фреске; крылья, нимбы Ангелам, святым, даже Христу тогда не писали, считая их атрибутами изображений языческих божеств;
- V в. – на мозаике знаменитой римской церкви Санта Мария Маджоре мы видим уже более сложную композицию, именуемую «гостеприимством Авраама»: наверху – праотец, встречающий Странников, ниже – те же гости за его трапезой; на них – неизменные белые одежды, но вокруг глав уже – нимбы, а средний Ангел окружен мандорлой– особым нимбом, охватывающим всю фигуру; возможно, создатель мозаики вдохновлялся толкованием эпизода Библии свт. Иоанном Златоустом, или, может быть, церковного историка Евсевия Кесарийского, который также считал олицетворением Бога только одного из Явившихся.
Во всяком случае, то, что Бог показан под видом Ангелов вполне очевидно вызвано тем, что исторически именно так Он благоволил открыться Аврааму, а чрез Него – человечеству.
Эпизод, получивший название «Гостеприимство Авраама», имел разные варианты:
- с предстоящими Авраамом, Саррой, отроком, готовящим Гостям тельца;
- с теми же лицами, но находящимися на некотором отдалении, иногда даже выглядывающими из дома;
- вообще без героев праотца, его супруги, других лиц – только Ангелы.
Именно к третьему типу принадлежит творение прп. Андрея Рублева.
Другие символические образы
Они появляются во времена иконоборческой ереси, когда запрещались любые антропоморфные изображения, тем паче – Бога. Поэтому начинаются попытки показать Божество при помощи иных символов. Так, довольно известной мозаикой была находившаяся во храме Успения Богородицы Никеи: здесь Отца символизирует престол, Сына (именуемого также Словом Божиим) – лежащее на престоле Евангелие; а вверху композиции – символ Духа, белый парящий голубь.
Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме
По православным традициям следует вешать иконы по восточной стороне жилища, но если места там недостаточно, можно разместить домашний алтарь и на любой другой стене. Лучше, если рядом не будет бытовой техники, мирских книг и картин.
В домашнем иконостасе «Троицу» обычно размещают над центральным образом Спасителя. При желании можно приобрести иконку для автомобиля или личного пользования. А можно купить браслет или кулон с изображением Животворящей.
Тексты молитв
Существует множество канонических молитв Святой Троице, как просящих, так и благодарственных. Учить их наизусть не обязательно (хоть и желательно), можно внимательно и почтительно читать текст с листа или брошюры.
Конечно, Бог слышит и искренние молитвы, произнесенные своими словами, однако ими лучше не заменять, а дополнять канонические тексты.
Молитва об исполнении желаний
Следует помнить, что икона Троицы – это не картина и не оберег. Это священная реликвия, предназначенная для общения с Богом. Ее точно не стоит вешать на стену просто для красоты, да и чудеса святой образ будет являть только тогда, когда молящийся глубоко и беззаветно верует в Бога!
Особенности изображения Новозаветной
Основанием для создания иконописного типа послужили слова Христа: «Я и Отец одно». Божественные ипостаси явлены в виде убеленного сединами Старца, то есть Бога Отца; Христа, то есть Бога Сына; Святого Духа в виде небесной голубя. Выделяют два основных варианта написания Новозаветной Троицы: «Сопрестолие» и «Отечество».
Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XVII в. 1696 г. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: из Спасской церкви Толгского монастыря под Ярославлем. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 39 см, ширина 31,5 см. В центре иконы помещено изображение Троицы Новозаветной: Бог-Сын, Бог-Отец и Святой Дух. Триипостасное Божество среди огненных херувимов. По углам расположены фигуры евангелистов с их символами
В первом варианте центральные фигуры изображены восседающими на престоле; во втором – сидящий Бог Отец держит на коленях Сына (Спаса Эммануила), сжимающего в руках лазурную сияющую сферу. Внутри шара заключен голубь – образ Святого Духа. В отличие от Ветхозаветной Троицы, здесь ни о каком равноправии речь не идет. «Отечество» выражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец — начало Троицы, Родитель Сына и Изводитель Духа. Сын, как предвечно рождающийся из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух в некоторых вариациях изображен исходящим из уст Отца.
Кроме того, к Новозаветной Троице относят целый ряд икон: «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Шестоднев», «Всевидящее око» и др.
Иконография: Всевидящее Око Божие. Датировки: XX в. Начало XX века. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи. Материал: дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы: высота 26,7 см, ширина 22,3 см. В центральном круге, от которого исходят четыре луча, помещено поясное изображение благословляющего Христа Эммануила со свитком в руках. Во втором круге — схематично изображенное лицо с двумя парами глаз. В круглых медальонах, опоясывающих внешний круг, вписаны символы евангелистов, Господа Саваофа и Богоматери Оранты. Инв. № ГМПИ 3611. ДИ-396-И. Государственный музей Палехского искусства
О правомочности воспроизведения подобных сюжетов постоянно ведутся споры. Любопытно, что противоречия исходят от различий в трактовках Евангелия. Одни богословы утверждают, что Бога Отца изображать невозможно, ибо это нарушает утверждение о Его безначалии и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда». Оппоненты возражают, ссылаясь на то же Евангелие, но уже на слова Самого Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Стоит отметить, что большинство икон Новозаветной Троицы появились после XVI века, то есть сравнительно поздно.
Описание иконы
Ангелы одеты в простые одежды, за их спинами — крылья, в руках — тонкие посохи, вокруг голов — светящиеся ореолы. На изображении присутствуют не только божественные странники. На фоне просматривается вход в дом Авраама, а также отчетливо заметен силуэт древа познания. Присматриваясь внимательнее, получится увидеть аналог Голгофы, на которую со своим крестом восходил Иисус. Все образы лаконичны, уместно вписаны в общую композицию. Рассматривая это произведение искусства подробнее, можно отметить, что все здесь вписано в круговую структуру, символизирующую триединство, а также вечность, бесконечность.
А. Рублев Троица
Сочетание цветов на картине гармоничное, оттенки мягкие. К сожалению, можно только догадываться, насколько красочной икона была к моменту своего написания (известно, что художник использовал яркие краски): цвета со временем поблекли, а реставраторы на протяжении нескольких сотен лет подгоняли изображение под собственное видение. Фигуры ангелов также стали более воздушно тонкими благодаря вмешательству других художников.
Святая Троица Рублева написана по библейскому сюжету из Ветхого Завета, по которому к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у него родится сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Но она объединяет собой не только этот сюжет. Есть здесь множество важных отсылок ко всем ключевым библейским моментам. Картина воплощает собой многое, оставаясь достаточно простой.
Так чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует страдания Христа — внутри собрана кровь, капавшая из его ран, когда он был распят на кресте. Силуэт дерева может означать древо познания из сада Эдема, одновременно с этим — дуб, под которым отдыхал Авраам. А здание — церковь либо вход в авраамов дом. Гора же, расположенная в правом верхнем углу, становится символом Голгофы.
Трое ангелов — воплощение единого Бога. На это указывает ряд важных символов. Неспроста они одеты в лазурные одеяния — это символизирует их неземную сущность. Прообразом Отца является ангел, сидящий посередине. На это указывают его царственные пурпурные одежды. Но так как скипетры власти есть у каждого из странников, можно говорить о триединстве.
Бога Сына здесь символизирует ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. Пусть по сюжету истории, использованной Рублевым, Иисус еще не родился, его приход предрешен. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа.
Круговая композиция
Итальянские художники тех времен также вписывали группы ангельских сущностей в круговую композицию для большей символичности. Но рублевская композиция разительно отличается от ставшей классической. Круг здесь уместен, незаметен с первого взгляда.
Круговая композиция
За все время транспортировок икона оказалась повреждена. Сегодня она хранится в особом киоте в Третьяковской галерее. Вернуть ее в Троице-Сергиевскую лавру не представляется возможным без невосполнимого ущерба. Доска с иконой стабильна, пусть и не совершенна. Но если ее перевозить, имеющиеся повреждения станут более отчетливыми, а краски быстрее отойдут.
-
Спортивная карьера федора емельяненко кратко
-
Литература на стройках пятилетки кратко
-
Где используют алмазы кратко
-
Алхимия эпохи возрождения кратко
- Кратко о windows server 2019
Иконография
Приведем краткое описание Троицы в том виде, в каком нам показал ее Андрей Рублев. Сюжет иконы говорит о ветхозаветной истории, положившей начало одному из основных догматов православия.
Согласно тексту из Ветхого Завета, к Аврааму как-то пожаловали три таинственных путника. Он усадил их за стол и угостил разными яствами, за что и был удостоен откровения о рождении Исаака. Два путника вскоре удалились (согласно преданию – наказывать город грешников Содом), а один остался беседовать с будущим родоначальником еврейского народа.
На наиболее древних версиях иконы изображены мужчины-путники в реалистичном виде. На изображениях присутствуют фигуры Авраама и жены его Сары, документально передан антураж действа.
Икона Рублева выглядит несколько иначе. Художник изобразил Троицу в виде ангелов, подобных по обличью, а образов Авраама и жены его Сары в композиции нет.
Ангелы сидят за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного животного – отсылка к жертве Христа во имя человечества. Ангелы абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого изображен персональный фон.
За спиной центрального ангела написано дерево (Древо Жизни, аллегорическое изображение потерянного рая). Обычно этот образ отождествляется с Богом-Отцом. За спиной ангела, сидящего слева – храм (символ Святого духа), восседающего справа – гора (символ Голгофы и подвига Иисуса Христа). Тем не менее существуют и другие трактовки глубочайшей символики образа.
Таким образом получается, что за столом изображены не персонифицированные Отец, Сын и Святой Дух, а символизирующие их ангелы. Художник дает визуальные подсказки, но зрителю предлагается понять самостоятельно, кто есть кто из этих ангелов.