Причины крещения Руси
Прежде чем приступить к описанию самого события, нужно сказать о них. В основе принятого князем Владимиром судьбоносного решения, предопределившего историческое и культурное развитие России на многие века вперед, лежали весьма глубокие причины.
К концу 10 века Киевская Русь была государством, где развивались феодальные отношения. Киевский князь еще не обладал достаточно прочной властью, он мог удерживать ее исключительно с помощью военной силы.
По мере укрепления княжеской власти все более ощущалась необходимость в создании централизованного государства. Объединению племен в единый этнос в числе прочего препятствовала и пестрота верований. Первую попытку создать общегосударственную религию предпринял Владимир Святославович.
После того как он победил своих противников и утвердился на великокняжеском престоле, он приказал идолы главнейших славянских божеств установить в Киеве. Во главе пантеона находился Перун. Его деревянная статуя имела серебряную голову и золотой ус. Богам приносились жертвы, среди которых якобы были и человеческие.
Однако, несмотря на официальное установление общей религии, союз славянских племен продолжал распадаться. И Владимир хорошо осознавал, что необходима новая, более мощная религия.
Вот ряд предпосылок для крещения Руси.
- Необходимо было объединять страну и вводить общегосударственную идеологию.
- Окружавшие Древнюю Русь сильные соседи уже выбрали государственную религию.
- Следовало повышать авторитет Киевской Руси, чтобы выделить ее среди других «варварских» народов.
- Требовалось установить более тесные и прочные контакты с христианскими государствами.
Почему Владимир обратился именно к византийской вере? Этот выбор был не случайным. Вкратце о причинах можно сказать следующее:
- Среди славян постепенно увеличивалось число людей, принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил с Константинополем мирный договор, в котором есть упоминание о «русских христианах» и тех, кто «принял крещение».
- Как уже было сказано выше, в 957 году его бабка, княгиня Ольга уже приняла крещение.
- В христианскую веру перешли многие люди из ближайшего княжеского окружения.
- Византия оказывала огромное культурное влияние на Русь.
- Киев с Константинополем связывали давние дипломатические и торговые связи.
- Тесное взаимодействие с могущественной державой могло содействовать укреплению власти великого князя и авторитета Руси.
Таким образом, не возможность употребления вина, как это хотят представить некоторые противники России, а серьезные исторические предпосылки повлияли на решение князя Владимира.
Популярные сегодня темы
-
Московский Кремль
Основным общественно-политическим и историко-художественным комплексом российской столицы является крепость, расположенная в центре Москвы и названая Кремлем.
-
Луна
Луна – единственный естественный спутник Земли, расположенный от неё на расстоянии в среднем 384 467 км. Земля поместилась бы в это расстояние 30 раз, а свет достигает Луны за 1.255 секунды
-
Подснежник
Подснежник, научное название «галантус», является многолетним луковичным растением из семейства Амариллисовых, ранее их называли Лилейными. Период вегетации растения очень короткий и чаще все
-
Фиалка
Фиалка — маленький сине-фиолетовый цветок, иногда с жёлтыми пятнами. Известно более 500 разновидностей этих растений и расположены они преимущественно в Северном полушарии.
-
Профессия строитель
Издавна люди старались что-то строить, поэтому профессия строитель является очень древней. Именно руины древних построек позволяют изучать историю. Сегодня в мире сохранилось множество тысяче
-
Самое удивительное растение в мире
Много прекрасных цветов, огромных деревьев, интересных трав произрастает на планете Земля, но самым удивительным растением является Виктория-регия.
Политические последствия крещения Руси
Принятие православия в качестве государственной религии сделало Киевскую Русь естественным союзником Византии, так как Константинополь был центром православного мира. Но не все политические последствия крещения Руси князем Владимиром были положительны – так, отношения с исламскими и католическими странами ухудшились.
- Обострились отношения с кочевниками. В дальнейшем это сыграло свою роль в противостоянии с Золотой Ордой, представители которой в массе своей исповедовали тенгрианство (культ поклонения небу), хотя в начале XIV века официальной религией Орды стал ислам. Также ислам был религией независимых ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды.
- Были заложены предпосылки для противостояния со странами Запада и Востока. После падения Византии могучая Османская империя, захватившая её территории, стала основным соперником Русского государства на юге. На протяжении столетий Россия и Османская империя вели многочисленные войны. А на западных границах Руси развернулась борьба католиков и православных, причём католические страны Европы даже предпринимали крестовые походы на православных славян.
- Русское государство стало центром православного мира. Не сразу, конечно, но это было одним из важнейших политических последствий крещения Руси, так как после падения Византии она стала главным православным центром, и Москва стала претендовать на звание «третьего Рима» (Константинополь, захваченный турками-османами и переименованный ими в Стамбул, был «вторым Римом»). Тем самым Русское государство заявляло о своей преемственности от Византийской империи.
Таблица событий Смутного времени в России в 17 веке
Экономика СССР после войны. Восстановление.
Этапы крещения Руси
Нельзя сказать, что принять христианство людям было легко. Процесс этот проходил не так гладко, как описывается в церковных источниках, и растянулся он на столетия. Происходил он в несколько этапов:
- Крещение Киева.
- Крещение Новгорода.
- Крещение периферии.
Крещение Киева и учреждение митрополии
Киев отреагировал на нововведение относительно мирно, как следует из описаний и картинок в книгах. Сперва были крещены сыновья князя и его окружение, а затем народ пригласили к Днепру. Часть подданных не пошла — сказалась верность своим богам. Другие же согласились, решив, что раз уж князь с сыновьями крестились и ничего страшного не случилось, значит, и им можно.
Языческих идолов Владимир снес и сбросил в Днепр. Вот и все краткое содержание процесса крещения киевлян.
Для окормления новообращенных в городе была учреждена митрополия, куда в качестве иерарха прислали Михаила из Византии. Присланы были священники и мастера, которые могли строить церкви. Первой церковью, возведенной при Владимире, была Десятинная, которая до наших времен не сохранилась.
Киевская митрополия просуществовала в составе Константинопольского патриархата до 1299 года, после чего была перенесена во Владимир, а позже — в Москву. Статус Киевских сохраняли за собой митрополиты западной Руси во времена вхождения ее в состав Великого княжества Литовского, а позднее — Речи Посполитой. После падения Византии под ударами турок Москва становится патриархатом.
«Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём»
Крещение Новгорода проходило не так гладко и заняло два года. В 990 году в Новгород был отправлен отряд Добрыни — дяди Владимира по матери. Зная характер новгородцев, миссия была усилена отрядом Путяты. В качестве иерарха был послан по одним источникам митрополит Михаил, по другим — епископ Иоаким.
В первый год были крещены часть новгородцев, но в целом горожане отрицательно отнеслись к процедуре. В 991 году городское вече решило не пускать в город войско Добрыни. Сопротивление возглавили тысяцкий Угоняй и волхв Богомил. Добрыня остановился на Торговой стороне города, после чего язычники разрушили мост и приступили к активным действиям.
Непонятно, на чьей стороне был бы перевес, если бы Добрыня не обезглавил восстание язычников. В городе развернулась настоящая война, в результате которой сперва крестилась часть горожан, а остальных пришлось загонять в реку Волхов.
Принятие новой веры не было искренним. Это очень ярко проявилось в тот момент, когда разрушали капище Перуна в Перыни (сейчас там скит Юрьева монастыря). У горожан был траур. Новгородцы еще долго помнили эти события, несмотря на то, что прямая историческая память не живет дольше трех поколений.
Нельзя сказать, что христианство было противно новгородцам как таковое. Христиане существовали в городе и ранее. Скорее, у подобного противостояния были политические причины, которые и привели позже Новгород к самостоятельности
А пока именно крещение Новгорода было важно князю — так замыкалась центральная магистраль страны, путь из варяг в греки
Другие города Русской земли
Крещение Руси князем Владимиром часто носило характер принуждения и еще чаще было формальным. Распространение шло медленно. Окончательно этот процесс закончился в городах восточной Руси в XIII веке, а пережитки язычества так и остались нашей национальной чертой.
Во времена Владимира были учреждены епископские кафедры в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском, Переяславле, Полоцке, Чернигове.
Крещение имело не столько религиозную цель, сколько политическую. Единая вера рассматривалась как фактор, делающий Русь единой. Это понимали и сами язычники, оказывавшие сопротивление не столько миссионерам, сколько Киеву.
Последствия крещения Руси
Крещение Руси имело множество последствий, которые оказали значительное влияние на историю и культуру России. Вот некоторые из них:
Распространение христианства
Крещение Руси привело к широкому распространению христианства среди населения. Христианская вера стала основой для формирования русской культуры и идентичности. Церковь стала центром образования и культурного развития, а христианские ценности и нормы поведения стали основой для моральных и этических принципов общества.
Укрепление государственности
Крещение Руси способствовало укреплению государственности. Церковь стала важным институтом, который объединял народ и поддерживал власть князей. Церковные деятели играли важную роль в политической жизни страны, советуя князей и участвуя в принятии решений. Крещение Руси также способствовало укреплению связей с другими христианскими государствами и установлению дипломатических отношений.
Развитие письменности и образования
Крещение Руси привело к развитию письменности и образования. Церковь стала центром образования, где монахи и священники занимались копированием и сохранением древних текстов. Благодаря этому, в Руси появились первые письменные источники, которые помогли сохранить историю и культуру народа. Кроме того, церковь стала местом обучения детей и молодежи, где они изучали не только религию, но и различные науки и искусства.
Развитие архитектуры и искусства
Крещение Руси также способствовало развитию архитектуры и искусства. Постройка христианских храмов и монастырей стала важным направлением в архитектуре. Храмы были украшены иконами, фресками и резьбой, которые являлись произведениями искусства и символами веры. Кроме того, церковные праздники и обряды стали поводом для создания музыкальных произведений и народных песен, которые до сих пор являются частью русской культуры.
Таким образом, крещение Руси оказало глубокое влияние на историю и культуру России. Оно привело к распространению христианства, укреплению государственности, развитию письменности и образования, а также развитию архитектуры и искусства.
Крещение Новгорода.
В конце X века Новгород был одним из важнейших городов Руси, главным политическим, ремесленным и торговым центром Русского Севера, оплотом славянской языческой религии. Новгородская земля представляла собой обширный край, богатый пушниной, лесом, рыбой, залежами железной руды. Её население выплачивало дани и поставляло великим русским князьям воинов для походов. Ответственную задачу крещения новгородских земель Владимир Святославич поручил своему ближайшему советнику — воеводе Добрыне, а также приставленному к нему для усиления воеводе Путяте.
У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Узнав о приближении Добрыни со значительными силами к городу, язычники собрали вече, на котором постановили — не пускать христианское войско в город и «не дать идолов опровергнуть».
В связи с численным перевесом новгородцы имели хороший шанс прогнать Добрыню из города, но в определённый момент противостояния Добрыня приказал поджечь дома на западной стороне Новгорода. Пламя быстро расходилось по деревянному городу и затронуло жилища многих жителей. Большая часть новгородцев бросилось спасать своё имущество, семью, где ещё можно было — дома.
Согласившиеся на прекращение боевых действий под угрозой новых поджогов, новгородцы разрешили проповедовать христианство и строить церкви в городе, но креститься упорно не желали. Последовал категорический приказ Добрыни крестить насильно..
Кроме того, для полного искоренения язычества и создания условий, чтобы новая вера прижилась, необходимо было разрушить капища, и прежде всего главную святыню новгородцев — храм Перуна. Воины киевского воеводы подвергли капище разорению, а статую Перуна, так же как в Киеве, сняли со своего места и поволокли к реке, при этом ударяя палками. Участь главного места поклонения Перуну разделили и другие языческие святилища.
Позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём».
Дальнейшее распространение христианства на Руси
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны. Сопротивление крещению было также одним из факторов, усиливающих славянскую колонизацию Северо-Восточной Руси, в которую переселялись стойкие приверженцы язычества.
Последствия крещения Руси
О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.
Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.
Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.
И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.
О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.
Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.
В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.
Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.
Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.
Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре. Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов
До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов
Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.
Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.
Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.
В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.
Историю пишут победители
Детали хронологии — на каком именно этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или в Корсуне, одновременно ли крестился Владимир и его народ — были неясны уже во времена составления «Повести временных лет» в начале XII в. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Обычно датой Крещения Руси считают 988 год, но аргументированно предлагались также и другие даты — практически все годы в диапазоне от 987 до 992 года. В крещении Владимир принял имя Василий (в честь византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).
Вместе с православными миссионерами на Русь чрезвычайно рано проникали и сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса явствует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.
Как пишет официальная история в течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы. А поскольку историографию писали победители в тех распрях, то можно смело сказать, что с 988 по 1237 год на Руси шла гражданская война, которую впоследствии, не имея возможности скрыть, обозначили в истории как княжеские междоусобицы. В этом свете «установление татаро-монгольского ига» может иначе — как временная победа над христианами союза тех, кто не принимал новое вероучение и кочевников-степняков — то есть тех самых язычников. Вот как об этом намекнул Владимир Путин, говоря о Куликовском сражении:
После крещения для информационной обработки населения начали появляться монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции — своего рода идеологические центры. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей — Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени, так называемого, «татаро-монгольского нашествия» монастыри были почти в каждом городе. Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.
Церковь постепенно забирала себе функции, которые ранее несли волхвы. Постепенно она стала играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. При этом князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды, поскольку статуса сакральности церковь обрести не сумела.
Популярное за 7 дней
О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48
Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36
Митр. Антоний (Паканич): Любовь земная не должна заслонять любовь Божественную
27.09.21 21:35
Крещение Владимира
Крещение Владимира и его ближайшего окружения произошло в 988 году в греческом городе Корсуне. Данное событие было несколько форсировано ходом сложных дипломатических взаимоотношений и договоренностей между Русью и Византией. Русского князя не устраивало христианство по византийскому образцу, поскольку в этом случае русичи попадали в прямую зависимость от империи. Однако опыт Болгарской державы, располагавшей независимым патриаршеством, вдохновил Владимира на реализацию собственного замысла: породниться с византийскими правителями.
В 987 году для устранения грозного мятежника Варды Фоки, восхотевшего занять византийский трон, император Василий II просил помощи у русского князя, не скупясь на обещания ответной благодарности. По записям арабского историка XI столетия, отслеживающего время и события того периода, когда принято христианство на Руси, между двумя правителями состоялся договор, где главным условием выступала женитьба Владимира на принцессе Анне, сестре императора. Вторым немаловажным пунктом этого соглашения стало обязательное крещение русского князя и его народа.
Бунт у соседей благодаря вмешательству княжеской дружины был успешно подавлен, а его зачинщик Варда Фока устранен. Тем не менее византийский император не спешил исполнить своих обещаний Владимиру. Тогда тот решил сам напомнить о себе и захватил город Корсунь, послав соответствующую весточку византийскому престолу. Угрозе пришлось внять и смириться: русский князь получил крещение и сочетался с принцессой Анной.
Предыстория
Ряд авторов считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду. В византийских источниках описывается момент крещения руссов в период 842-867 гг, по другим источникам во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).
«Когда этот епископ прибыл в столицу руссов, — повествуют, наконец, третьи, — царь руссов поспешил собрать вече. Тут присутствовало великое множество простого народа, а председательствовал сам царь со своими вельможами и сенаторами, которые по долгой привычке к язычеству более других были к нему привержены. Начали рассуждать о вере своей и христианской; пригласили архипастыря и спросили его, чему он намерен учить их. Епископ разверз Евангелие и стал благовествовать пред ними о Спасителе и Его чудесах, упоминая вместе о многоразличных знамениях, совершенных Богом в Ветхом Завете. Руссы, слушая благовестника, сказали ему: «Если и мы не увидим чего-либо подобного, особенно подобного тому, что, по словам твоим, случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить». Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14); веруяй в Мя, дела, яже Аэ творю, и той сотворит (Ин. 14, 12), разумеется, в том случае, когда это просится не для тщеславия, а для спасения душ, смело отвечал язычникам: «Хотя и не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнит по вашей вере, как мы ни ничтожны пред Его величием». Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ, возведши очи и руки свои горе, воззвал велегласно: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прослави и ныне святое имя Твое пред очию сего народа», — и вверг священную книгу Завета в пылающий костер. Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься». |
В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.
Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника.
Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и христианство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.