Разработка родительского собрания для 3 класса «Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей»
Задачи:
1. Определить выбор оптимального стиля воспитания в совместной работе учителя и родителей.
2. Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребенка.
Ход собрания
Подготовительный этап
1. Составление памятки родителям по теме собрания.
2. Подготовка экспресс-анкеты для родителей.
3. Разработка сценария собрания.
Организационный этап.
Размещение родителей в классе по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика и садятся за стол, где есть такое же изображение.
Проведение педагогического всеобуча
1. Вступительная беседа:
■ Объявление темы и причины, побудившие провести родительское собрание по данной теме.
■ Использование методического приема «Метафора в рисунке». Рисунок «Губка».
2. Классификация типов семейного воспитания и их краткая характеристика:
■ Авторитетный стиль. Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ребенком оставляют право на саморазвитие. Родители трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах они готовы пересматривать свои позиции.
■ Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Ребенку порой неуютно под таким контролем.
■ Либеральный стиль. Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Они легко общаются с ребенком, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
■ Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. Хотя он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей.
Далее проводится экспресс-анкетирование «Стили воспитания в семье», чтобы каждый родитель мог самостоятельно определить свой стиль воспитания.
3. Родительский практикум. Рассмотрение ситуаций и определение описанного в ситуации стиля воспитания.
■ Ситуация 1. Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т.д.), хотя реально ничего такого у ребенка не наблюдалось.
■ Ситуация 2. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу и лучшее решение любых проблем, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
■ Ситуация 3. Родители считают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.
■ Ситуация 4. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи
Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и сиюминутно удовлетворяются
4. Рекомендации родителям. Памятка «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования» (на основе советов Д. Карнеги).
Памятка «Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2
Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
5. Давайте возможность человеку спасти свое лицо.
6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
Подведение итогов. Заполнение протокола родительского собрания. Для подведения итогов можно использовать методический прием «Все у меня в руках».
Слайд 11ПравилаПравило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать – исполнение Оценка должна
иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его
личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачамиНе надо сравнивать ребенка с успехами другого. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.Правило шестое: не скупитесь на похвалуНет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Слайд 12ПравилаПравило седьмое: техника оценочной безопасностиОценивать детский труд надо очень дробно,
дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды
очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные целиТогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Протокол родительского собрания.docx — Конспект родительского собрания по теме …
2Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическоевзросление сопровождается социальным взрослением: расширяется круг друзей и в этоткруг входят ребята не только этого возраста, но и те, кто постарше. Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своихсверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают иобижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливаютболь, обиду, агрессию. Почему у одних из ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а удругих сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями. Об этом нашсегодняшний разговор.Возрастные особенности 3классниковИменно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанноотноситься к учению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинаютанализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаютсяполучить больше «свободы». Ребята учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способыпредотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию.В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Яплохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. Внаиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая осебе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детейзакрепляются социальные страхи: сделать чтото не так, допустить ошибку. Это приводитк снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитииучащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формированиемыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е.мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятсяоснованием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия,внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебнойчетверти, после длительных заболеваний.Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать своинепосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолеватьтрудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению квзрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе. Появляетсяспособность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок можетобосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детейнаблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности егореализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Детиучатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Вэтот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок,некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье,оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его неудовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает.Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.Ни для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем большепроговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаемему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этотребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.
Протокол родительского собрания в 3 классе
ПРОТОКОЛ №2
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Дата проведения:
«____» __________ 20___ г.
Тема собрания: «Атмосфера в семье»
Повестка дня:
1.Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся.
2.Анализ успеваемости класса.
3.Новогодний праздник в школе
4. Разное.
Присутствовали 16 человек.
Отсутствовали 1 человек
Представители школы:
- Классный руководитель Халилова Р.И.
- Психолог школы Карима Рамазановна
Выступили:
Классный руководитель Халилова Р.И. — Рассказала о значении общения ребенка в семье. Проанализировала различные педагогические ситуации. Дала рекомендации по созданию благоприятной для ребенка семейной атмосферы. Познакомила с состоянием учебной работы в классе на текущий период. Сообщила о положительных результатах. Выразила тревогу о низкой успеваемости по русскому языку и математике. Назвала возможные причины такого положения дел.
Психолог школы Магомедова К.Р. — Познакомила с результатами анкетирования учащихся «Мой дом – моя крепость», «Радости моего дома».
Постановили (решение собрания):
1.Воспользоваться советами классного руководителя и психолога по созданию благоприятной для ребенка семейной атмосферы.
2.Пригласить на следующее родительское собрание учителей английского языка и аварского языка.
3.Провести новогодний огонек учащихся совместно с родителями.
Классный руководитель _______________ Халилова Раисат И.
подпись ФИО
Секретарь собрания _______________ Закарьялова Раисат
подпись ФИО
Слайд 10ПравилаПравило первое: не бей лежачего. “Двойка” — достаточное наказание, и
не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Протокол родительского собрания в 3 классе 1 четверть
ПРОТОКОЛ №1
Родительское собрание от 01.09.2017
Тема: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Присутствовали: 13 человек
Отсутствовали: 0
План собрания:
1. План работы школы на новый учебный год.
2. Выбор родительского комитета.
3. Разные вопросы.
4. Решения собрания.
По первому вопросу заслушали учителя Соколову Ирину Исаевну, которая рассказала о плане работы школы на новый учебный год.
Учитель обратил внимание родителей на требования учебной программы и основные задачи обучения и воспитания 1 четверти. Классный руководитель ознакомил родителей с условиями входной диагностики обучающихся 3 класса в форме теста, промежуточной диагностики в декабре и диагностикой в апреле
.
Учитель оповестил о льготном питании (завтраки), а так же обратилась к родителями с просьбой о доплате до 2-х и 3-х разового питания.
По второму вопросу: выбрали родительский комитет в лице: Рагимовой О.А.,., Тельновой Н.В.
Родительский комитет составил план работы на1 четверть, предложили свою помощь . Учитель поблагодарил родителей за оказанную помощь в ремонте класса к новому учебному году.
По третьему вопросу заслушали учителя, который познакомил родителей с расписанием уроков на учебный год и расписанием внеурочной деятельности, которая осуществляется во второй половине учебного дня. Родители познакомились с деятельностью кружков и секций по интересам в начальной школе.
Разное.
Учитель ответил на интересующие вопросы родителей по обучению и воспитанию детей.
Родители участвовали в прениях по вопросам учебно-воспитательной работы детского коллектива на 1 полугодие, были одобрены темы предложенных экскурсий.
Решение собрания:
-
Выбрать родительский комитет:
2. Согласиться с темами предложенных учителем экскурсий.
3. Одобрить план работы школы и класса на 2017-2018 уч. год.
Секретарь _____________________/Шахметова И.В./
Кл. руководитель _____________________/Соколова И.И./
Протоколы родительских собраний в 3 классе
1.Слушали: Кравченко Е.В.., классного руководителя. Елена Владимировна провела анализ воспитательной работы класса за 2015-2016 учебный год. Она рассказала об участии и результативности детей в мероприятиях и конкурсах различного уровня. Елена Владимировна познакомила с планом воспитательной работы класса на новый учебный год.2.Слушали: Сидорову О.Н., члена родительского комитета. Она представила отчет о работе родительского комитета в 2015 — 2016 учебном году.
Сидорова О.Н. предложила считать работу родительского комитета удовлетворительной и оставить родительский комитет в том же составе.Решили: оставить родительский комитет в том же составе: Сидорова О.Н .
3.Слушали: Кравченко Е. В., классного руководителя. Елена Владимировна сказала, что в школе ведется контроль посещаемости занятий учащимися. Родители обязаны до начала первого урока информировать классного руководителя о причине отсутствия своего ребенка. Если ребенок отсутствовал по болезни, своевременно предоставлять справки о болезни. Основанием для пропуска уроков по уважительной причине является приказ образовательного учреждения об освобождении обучающегося от занятий, изданный на основании заявления родителей. Решили: информировать классного руководителя о причине отсутствия своего ребенка до начала первого урока, своевременно предоставлять справки о болезни, писать заявления на освобождение обучающегося от занятий.
4.Слушали: Кравченко Е. В., классного руководителя. Елена Владимировна сообщила, что внеурочная деятельность обучающихся 3 класса ведется по тем же направлениям, что и в прошлом году, представила родителям расписание кружков, предусмотренных ФГОС.
5.Слушали: классного руководителя Кравченко Е. В., которая напомнила о правилах поведения в школе, на улицах, на ж/дорогах.
Решили: 1. Принять информацию к сведению. Провести дома беседы с детьми по соблюдению ПДД.2.Составить с детьми безопасный маршрут и вклеить его в дневник.
Председатель Сидорова О.НКл. руководитель Кравченко Е.В.
ПРОТОКОЛ № 2 родительского собрания в 3 классе от 9 октября 2016года.Присутствовало: 11 чел.Отсутствовало: 5 чел Тема: «Развитие творческих способностей детей в семье»Повестка дня:1.Беседа по теме собрания.2.__Утепление класса.3. Беседа по ТБ по профилактике детского травматизма..4. Беседа по вопросам.По первому вопросу слушали кл. рук Кравченко Е.В.. по теме: «Развитие творческих способностей детей в семье». Одна из главнейших причин равнодушия детей к учёбе – это отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Не в каждой семье родители заботятся об этом. В лучшем случае пытаются, иногда вопреки желаниям и способностям, обучать своего ребёнка рисованию, музыке.Детский рисунок – это творчество, духовная жизнь ребёнка. Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой души твоих детей, – дай свободную тему для рисования. Рисунок покажет, как ребёнок воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык. Рисунок является одним из видов