Презентация на тему литературное чтение в 3 классе — урок 4 «устное народное творчество — русские народные песни»

Презентация на тему: "русские народные песни. музыка любой страны обладает неповторимыми чертами. особенно ярко выражены они в народном творчестве, которое щедро расцвело задолго.". скачать бесплатно и без регистрации.

Окрасился месяц багрянцем

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/okrasilsya-mesyac-bagryancem.mp3Окрасился месяц багрянцем
Где волны шумели у скал
Поедем, красотка, кататься
Давно я тебя поджидал
Я еду с тобою охотно
Я волны морские люблю
Дай парусу полную волю
Сама же я сяду к рулю
Ты правишь в открытое море
Где с бурей не справиться нам
В такую шальную погоду
Нельзя доверяться волнам
Нельзя? Почему ж, дорогой мой?
А в прошлой, минувшей судьбе
Ты помнишь, изменник коварный
Как я доверялась тебе?
И это сказавши, вонзила
В грудь ножик булатный ему
Сама с обессиленным сердцем
Нырнула в морскую волну

Пойду ль я, выйду ль я…

Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во дол, во долинушку, да,
Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я, да,
Сорву ль я, вырву ль я, да,
С винограда ягодку, да,
С винограда винную.

То ли мне не ягодка, да,
То ли мне не винная, да,
Я цветочек сорвала, да,
Я веночек совила.

Кинуся, брошуся, да,
Кинуся, брошуся, да,
Ко молодцу на колени,
Ко молодцу на колени.

Я у молодца сижу, да,
Я на молодца гляжу, да,
Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет?

Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет? – да,
«Я любить-то не люблю, да,
Наглядеться не могу!»

Златые горы

«Когда б имел златые горы
И реки полные вина,
Все отдал бы за ласки, взоры,
Чтоб ты владела мной одна».

«Не упрекай несправедливо,
Скажи всю правду ты отцу –
Тогда свободно и счастливо
С молитвой мы пойдем к венцу».

«Не раз, Мария, твою руку
Просил я у отца, не раз.
Отец не понял моей руки,
Жестокий сердцу дал отказ».

Тогда бежать я с ним решилась,
Поверив клятве роковой,
На божий храм перекрестилась,
В слезах взглянув на дом родной.

Умчались мы в страну чужую,
А через год он изменил,
Забыл он клятву ту святую,
А сам другую полюбил.

А мне сказал, стыдясь измены:
«Ступай обратно в дом отца.
Оставь, Мария, мои стены,
Я провожу тебя с крыльца.

За речи, ласки огневые
Я награжу тебя конем.
Уздечку, хлыстик золотые
Седельце шито жемчугом».

«Не надо мне твоей уздечки,
Не надо мне твово коня,
Ты пропил горы золотые
И реки полные вина».

Солдатушки

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/soldatushki.mp3Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто же ваши деды?
Наши деды — славные победы,
Вот где наши деды!
Наши деды — славные победы,
Вот кто наши деды!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши матки?
Наши матки — белые палатки,
Вот кто наши матки!
Наши матки — белые палатки,
Вот кто наши матки!Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто же ваши жены?
Наши жены — ружья заряжены,
Вот кто наши жены!
Наши жены — ружья заряжены,
Вот кто наши жены!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши сестры?
Наши сестры — штыки, сабли остры,
Вот кто наши сестры!
Наши сестры — штыки, сабли остры,
Вот кто наши сестры!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши детки?
Наши детки — пули наши метки,
Вот кто наши детки!
Наши детки — пули наши метки,
Вот кто наши детки!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши отцы?
Наши отцы — русские полководцы,
Вот кто наши отцы!
Наши отцы — русские полководцы,
Вот кто наши отцы!

Вдоль по Питерской

Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской,
Да, ох, ой, по Тверской-Ямской да с колокольчиком
Эх, едет миленький сам на троечке,
Ох, едет лапушка да по просёлочкам.

Эх, я в пирушке была, во беседушке,
Ох, я не мёд пила, сладку водочку,
Ох, сладку водочку со наливочкой,
Да, эх, я пила, молода, из полуведра.

Ой ой ой ой
Эх, не лёд трещит, не комар пищит,
Это кум до кумы судака тащит.
Ох ох ох ох
Ой, кумушка, да ты, голубушка,
Свари куму судака, чтобы юшка была.
Ох ох ох ох
Ой, юшечка да с петрушечкой,
Поцелуй ты меня, кума-душечка

Ох, поцелуй, поцелуй, кума-душечка.

Из-за острова на стержень

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам весёлый и хмельной.

Позади их слышен ропот —
Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал.

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.

А она, потупя очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.

Ой, то не вечер

Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.

Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.

А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать,
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.

Как налетели ветры злые
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.

Ой, то не вечер. то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось,
Ох, да во сне привиделось.

Калинка-Малинка

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосенушка ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

При лужке

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

Эй, ты, гуляй, гуляй, мой конь,
Пока не споймаю,
Как споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

Вот споймал парень коня,
Зануздал уздою,
Вдарил шпоры под бока,
Конь летел стрелою.

Ты, лети, лети, мой конь,
Лети. торопися,
Возле Сашиного двора,
Конь, остановися.

Конь остановился,
Вдарил копытами,
Чтобы вышла красна девка
С чёрными бровями, эх.

Но не вышла красна девка,
Вышла её мати,
Здравствуй, здравствуй, милый зять,
Пожалуйте в хату.

А я в хату не пойду,
Пойду во светлицу,
Разбужу я крепким сном
Спящую девицу.

А девица не спала,
Друга поджидала,
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал.
Идти дальше нет уже мочи –
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит,
Про Родину что-то поёт.

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здоров ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Землею засыпан лежит,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит».

Коробейники

«Ой, полна, полна моя коробушка,
Есть и ситец, и парча,
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!

Пойду выйду в рожь высокую,
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую –
Все товары разложу».

Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец:
«Чу! Идет, пришла моя желанная!»
Продает товар купец.

Катя бережно торгуется,
Все боится передать,
Парень с девицей целуется,
Просит цены набавлять:

«Цены сам платил немалые,
Не торгуйся, не скупись,
Подставляй-ка губки алые,
Ближе к молодцу садись!..»

Знала только ночка темная,
Как поладили они.
Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани!

Ой, легка, легка коробушка,
Плеч не режет ремешок,
А всего взяла зазнобушка
Бирюзовый перстенек.

Дал ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок – рубашку белую
Подпоясать в сенокос…

Все поклала ненаглядная
В короб, кроме перстенька:
«Не хочу ходить нарядная
Без сердечного дружка!».

Сама садик я садила

Сама садик я садила,
Сама буду поливать.
Сама милого любила,
Сама буду забывать.

Ах, что это за садочек,
За зелененький такой?
Ах, что это за мальчишка,
Разбессовестный такой?

Пустил славушку худую
Все соседи говорят.
За глаза меня ругают,
А в глаза меня хвалят.

При гулянье, при народе
Стал он девку целовать,
А девчонке стыдно стало,
Стала плакать и рыдать.

И мальчишке жалко стало,
Стал ее он утешать,
Купил шелковый платочек,
Начал слёзы утирать.

«Ты не плачь, не плачь, девица,
Не плачь, девица-душа,
Только призыв я отбуду,
Возьму замуж за себя».

«Тебе, мальчик, не жениться,
Меня, девицу, не взять:
Твой папашенька богатый
Не позволит меня взять».

Презентация — Литературное чтение в 3 классе — Урок 4 «Устное народное творчество

1
Устное народное
творчество
Русские народные песни
Урок литературного
чтения

3 класс
Урок 4

Слайд 2

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

Как хорошо уметь читать.Самое великое чудо на свете

Проверка домашнего заданияТ. с. 4 — 8

Слайд 5

Речевая разминкаКоляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок, или вилы в бок.

Прочитайте медленно, жужжащим способом.
А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
Прочитаем с ускорением. Начнём медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость

Слайд 6

Актуализация знаний. Постановка целей урока
Колядка, или колядная песня, –
Новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

Слайд 7

Песни, которые исполнялись на Руси назывались по разному. На юге-колядки, в центральных областях-овсень, на севере-виноградье.

народное, + ное =устное+ ное =(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчествоФОЛЬКЛОР

9Устное
Народное
творчествозагадкипословицыскороговоркипотешкибылинысказкинебылицы

В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.Русские народные песни:

Работа по теме урока. с. 14 Прочитайте текст — Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?

Работа по теме урока. с. 14 — 15 — — Как понимаете значение слова «закличка»

Словарная работа Лукошко —

На зарядку солнышко
Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз.» А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде «два.» Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде «три». На «четыре» и на «пять» Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

Слушание и обсуждение колядок

Песни-колядки начинались
поздравлением с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце песни требовали подарки. А сейчас в исполнении ансамбля «Веретёнце» звучит песня-колядка «Коляда ходя, бродя…»

Весенние песни, летние песниЗакличка-веснянка «Ой, жаворонки, жаворонушки» и троицкие песни призывают приход весны и приветствуют наступление лета.

Покосные песни (осенние )Покосные песни хоть и связаны с народным календарём (заготовкой сена, покосом травы) являются трудовыми песнями. Они исполнялись во время коллективного труда или после его окончания.

Жили у бабуси, два весёлых гуся
Один серый, другой белый два весёлых гуся.
Вытянули шеи у кого длиннее –
Один серый, другой белый у кого длиннее
Мыли гуси лапки в луже у канавки –
Один серый, другой белый спрятались в канавке
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –
Один серый, другой белый гуси мои гуси!»
Выходили гуси, кланялись бабусе –
Один серый, другой белый кланялись бабусе.

Слайд 20

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Некому берёзку заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.
Я пойду во поле погуляю,
Белую берёзу заломаю,
Люли, люли заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Колыбельные песенки

Слайд 22

Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
Первые записи народных песен относятся к XVII в.
Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.
Русские народные песни:

Сегодня на уроке
я узнал …Сегодня на уроке
мне было трудно …Сегодня на уроке
мне было легко …

Домашнее заданиес. 14 – 17 – наизусть,
Т. с. 17

Черный ворон

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ж ты вьёшься надо мной,
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.

Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Ты добычу себе чаешь,
Чёрный ворон, я не твой.

Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за Родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой Любушке моей,
Ты скажи, она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху стройну
В чистом поле под кустом.
Обвенчальна была сваха
Сабля острая моя.

Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Чую, смерть моя подходит,
Чёрный ворон, весь я твой.
Чую, смерть моя подходит,
Чёрный ворон, весь я твой.

По Дону гуляет казак молодой

По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой.
По Дону гуляет казак молодой.

А дева там плачет, а дева там плачет,
А дева там плачет над быстрой рекой.
А дева там плачет над быстрой рекой.

О чем дева плачешь, о чем дева плачешь,
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?

А как мне не плакать, а как мне не плакать,
А как мне не плакать, слез горьких не лить?
А как мне не плакать, слез горьких не лить?

Цыганка гадала, цыганка гадала,
Цыганка гадала, за ручку брала.
Цыганка гадала, за ручку брала.

Не быть тебе дома, не быть тебе дома,
Не быть тебе дома замужней женой.
Не быть тебе дома замужней женой.

Потонешь девица, потонешь девица,
Потонешь девица в день свадьбы своей.
Потонешь девица в день свадьбы своей.

Не верь дорогая, не верь никому,
Поверь дорогая лишь мне одному.
Поверь дорогая лишь мне одному.

Поедем венчаться, я выстрою мост
Я выстрою мост на тысячу верст.
Я выстрою мост на тысячу верст.

Вот слышу-послышу мосточки гудут,
Наверно, наверно невесту везут.
Наверно, наверно невесту везут.

Вот конь спотыкнулся и сшибся с моста,
Невеста упала в круты берега.
Невеста упала в круты берега.

Сперва закричала: «Прощай, мать, отец».
Второй раз вскричала: «Прощай белый свет».
Второй раз вскричала: «Прощай белый свет».

И в третий вскричала: «Прощай, милый мой,
Наверно, наверно, не жить нам с тобой.
Наверно, наверно, не жить нам с тобой.»

Валенки

Валенки, да, валенки, ой
Да не подшиты стареньки
Нельзя валенки носить
Hе в чем к миленькой сходить

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Ой, ты Коля, Николай
Сиди дома, не гуляй
Hе ходи на тот конец
Ох, не носи девкам колец

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки

Чем подарочки носить
Лучше б валенки подшить

Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Суди, люди, суди, бог
Как же я любила
По морозу босиком
К милому ходила

Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки.

Посею лебеду

Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Матушка, во поле пыльно

— Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
— Дитятко милое, кони разыгралися.

— Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…

— Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

— Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка… Меня благословляют…
— Дитятко милое, Господь с тобою!

Публикация «„Музыка моего народа“, Конспект музыкального занятия в 3 классе» размещена в разделах

  • Музыка. Конспекты уроков
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 3 класс
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

•Способствовать формированию духовных ценностей, эстетического вкуса и чувства прекрасного.

•Побуждать детей к творческой деятельности.

•Формировать творческие умения детей, способность к самовыражению.

•Воспитание в школьниках уважение к историческому и культурному прошлому своего народа.

Почитание его традиций и обычаев.

Используемое оборудование:

компьютер, проектор, музыка в формате mp3

Используемые ЦОР:

слайдовая презентация

Урок «Музыка моего народа»

Цели урока:

• Проверить усвоенные знания обучающихся

• Закрепить пройденный материал;

Задачи урока:

• Содействовать развитию познавательных интересов учащихся.

• Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

• Способствовать формированию духовных ценностей, эстетитеского вкуса и чувства прекрасного.

• Побуждать детей к творческой деятельности.

• Формировать творческие умения детей, способность к самовыражению.

• Воспитание в школьниках уважение к историческому и культурному прошлому своего народа.

Тип урока: урок обобщение.

Хас-Булат молодой

Хас-Булат удалой
Бедна сакля твоя
Золотою казной
Я усыплю тебя.

Дам коня, дам кинжал,
Дам винтовку свою,
А за это за все
Ты отдай мне жену.

Ты уж стар, ты уж сед,
Ей с тобой не житье,
На заре юных лет
Ты погубишь ее.

Под чинарой густой
Мы сидели вдвоем,
Месяц плыл золотой,
Всё молчало кругом.

Лишь играла река
Перекатной волной,
И скользила рука
По груди молодой.

Она мне отдалась
До последнего дня
И Аллахом клялась,
Что не любит тебя

Князь, рассказ ясен твой,
Но напрасно ты рёк —
Вас с женой молодой
Я вчера подстерег.

Ты невестой своей
Полюбуйся поди —
Она в сакле моей
Спит с кинжалом в груди.

Я глаза ей закрыл,
Утопая в слезах,
Поцелуй мой застыл
У нее на устах.

Тут рассерженный князь
Саблю выхватил вдруг…
Голова старика
Покатилась на луг.

Барыня-рассыпуха

Пошла плясать по соломочке,
Отойдите рябятёж ка стороночке
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Я пою да все пою, а плясать стесняюся
Зато Коля за троих Одна управляюся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

непереводимая игра трудно различимых старорусских слов

А маво у Ванечки да ва кармане прянички
Да меня Ваня целовать, а я прянечки жевать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Проводил меня миленок и хотел поцеловать
Мать в окошко увидала, гражданин не баловать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Ах чтож ты стоишь улыбаешься
Подойди ты ко мне да повидаемся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Рассыпчатая, раззгарчивая хоть наличико некрасива,
Но приманчивая
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Я читать частушки петь кончаю
И сажусь в решето,
До свидания, уплываю за частушками еще
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Ход урока:

Организация учащихся на урок

Дети входят в класс под русскую народную песню «Калинка-малинка».

Музыкальное приветствие детей.

Учитель: Ребята, у нас в классе есть 4 угла, я предлагаю выбрать тот угол, который вам нравиться больше:

• ЛИРИЧЕСКИЙ

• ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ

• ОБРЯДОВЫЙ

• ЭПИЧЕСКИЙ (исторический)

Ученики распределились в разных углах в зависимости от выбранного ими варианта.

— Кто хочет поделиться, почему он выбрал этот угол?

Ответы детей: люблю танцевать; у меня лирическое настроение; обряд-это весело и т. д.

Учитель: В культуре какого народа можно услышать такие жанры?

Ответы детей: русского, татарского, чувашского, украинского и т. д.

МОЛОДЦЫ, спасибо! Прошу вас занять свои места.

Учитель: Вы сейчас выбирали углы, объяснили почему. Как думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Слайд: карта Татарстана.

Ответ детей: О музыке народов нашей республики.

Учитель: правильно, тема нашего урока «МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»

Учитель : Сегодня мы отправляемся с вами в необычное музыкальное путешествие. Многие песни слагались в далёкие от нас времена, сочиняли их талантливые люди, самоучки, любители пения и игры на музыкальных инструментах. Как вы думаете, о какой музыке пойдёт речь?

Дети : о народной музыке

Учитель: Какие особенности у русской народной песни?

Дети: распевание слогов, напевность, повторы.

Учитель: Песню дружно запоём, хороводом в пляс пойдём. Музыка народная, песенно-хороводная. Ребята, давайте исполним русскую нарордную песню «Во поле берёза стояла».

Исполнение.

Учитель: Русская народная песня — душа народа. В ней выражены переживания людей,красота родной природы. Пение у народа сопровождается музыкальными инструментами.

Вашим домашним заданием было — найти сообщение о народных инструментах. Данил Чугунов подготовил презентацию, давайте посмотрим. Какие инструменты вам уже знакомы, возможно вы увидите те, которые вам ещещ не встречались.

Просмотр презентации с музыкуальным сопровождением : русская народная песня «Ах, утушка луговая».

Учитель: Автор презентации-МОЛОДЕЦ! Какие же инструменты вы увидели?

Ответы детей: Знакомые тнструменты: балалайка, ложки, гусли, бубен. Не знакомые: трещетка.

Учитель: А сейчас я предлагаю всем вместе повеселиться!

Эй,ребята и девчушки,вы пропойте нам частушки!

Исполнение частушек по желанию детей.

Учитель: Мы говорили о русском народном творчестве, обратите еще раз на карту нашей республики. Какие народы проживают в РТ?

Ответы детей: русские, татары, мордва,чуваши.

Учитель: Правильно. Послушайте музыкальный фрагмент. Музыка какого народа прозвучала?

Звучит татарская лирическая песня «Соловушка».

Ответы детей: татарская,лирическая.

Учитель: Давайте попробуем спеть один куплет это песни.

Исполнение учениками татарской народной песни «Соловей».

Молодцы!

Звучит татарская плясовая «АПИПА»

Учитель: какая музыка звучит?

Дети: танцевальная.

Учитель: Ребята, предлагаю вам дослушать это произведение и исполнить всем месте танцевальные движения, которые нам покажут: Артём, Алина, Разиль, Самира.

Слушание песни с исполнением танцевальных движений.

Учитель: а что общего между частушками и татарской плясовой?

Ответ детей: весёлый,задорный характер.

Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о музыке нашего народа. Народная музыка всегда играла и продолжает играть огромную роль в жизни людей, песня и танец сближают людей, объединяют их.

Итог урока: Заканчивая 3 четверть мы подвели итог нашей большой темы»МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА». Через народное искусство мы познаем традиции, обычаи, особенности жизни не только своего народа. Мы понимаем характер музыки любого народа и с помощью музыки можем приобщаемся к культуре любого народа.

Учитель: «Еще неделя пролетит и март капелью зазвенит.

За ним апрель в цветах придёт,

И землю солнышко зальёт!»

О чём мы споём песню?

Дети: о весне!

Исполнение песни «Весенняя капель».

Учитель: Урок окончен, спасибо всем за работу, до новых встреч!

Вот мчится тройка почтовая

Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой,
Ямщик, уныло напевая,
Качает буйной головой.

«О чем задумался, детина? –
Седок приветливо спросил. –
Какая на сердце кручина,
Скажи, тебя кто огорчил?»

«Ах, барин, барин, добрый барин,
Уж скоро год, как я люблю,
А нехристь-староста, татарин,
Меня журит, а я терплю.

Ах, барин, барин, скоро святки,
А ей не быть уже моей,
Богатый выбрал, да постылый –
Ей не видать отрадных дней…»

Ямщик умолк и кнут ременный
С досадой за пояс заткнул.
«Родные, стой! Неугомонны! –
Сказал, сам горестно вздохнул. –

По мне лошадушки взгрустнутся,
Расставшись, борзые, со мной,
А мне уж больше не промчаться
По Волге-матушке зимой!»

Воспой в саду, соловейка

Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.

Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Ох, мово голосу не стало,
Ох, мово голосу не стало.

Потерял, растерял я свой голосочек,
Потерял, растерял я свой голосочек.
Ох, по чужим садам летая,
Ох, по чужим садам летая.

По чужим по садам, по садам летая,
По чужим по садам, по садам летая.
Ох, горьку ягоду всё клевал,
Ох, горьку ягоду всё клевал.

Горькую ягоду, ягоду калину,
Горькую ягоду, ягоду калину.
Ох, сладкую малину,
Ох, сладкую малину.

Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: