Материалы для станковой скульптуры
Одним из самых распространенных материалов для станковой скульптуры является глина. Глина обладает пластичностью и легко поддается формированию, что позволяет художнику свободно выражать свои идеи. Глина также прекрасно держит форму после обжига, что позволяет создавать долговечные скульптуры.
Дерево – еще один популярный материал для станковой скульптуры. Деревянная скульптура имеет свой неповторимый шарм и натуральность. Дерево обладает теплой текстурой и может быть обработано в различных техниках, таких как резьба, тончайшая моделировка или склеивание.
Металл также часто используется в станковой скульптуре. От чугуна и бронзы до нержавеющей стали и алюминия – металл дает художнику широкие возможности для творчества. Станковая скульптура из металла может быть монументальной и прочной, а также позволяет создавать абстрактные формы и экспериментировать с пространством.
Керамика – еще один материал, выбираемый для станковой скульптуры. Керамическая скульптура после обжига может быть окрашена и украшена глазурью, что позволяет художнику создавать насыщенные по цвету и выразительные произведения искусства. Керамика обладает особым очарованием и может стать настоящим украшением пространства.
Основные материалы для станковой скульптуры – это глина, дерево, металл и керамика. Однако художник может использовать и другие материалы, такие как камень, стекло, пластик или даже бумагу. Каждый материал имеет свои особенности и самобытность, что позволяет художнику реализовать свои творческие задумки и создать уникальные скульптуры.
Техники и материалы, используемые в станковой скульптуре
- Глина: глина является одним из самых популярных материалов в станковой скульптуре. Она обладает пластичностью и позволяет скульптору легко моделировать и изменять форму.
- Мрамор: мрамор — это камень, который часто используется в станковой скульптуре. Он имеет прочную текстуру и красивые природные узоры, которые придают произведению элегантность и изящество.
- Бронза: бронза является одним из наиболее долговечных материалов в станковой скульптуре. Она обладает высокой прочностью и может быть легко отлита в различные формы.
- Дерево: дерево — это еще один популярный материал в станковой скульптуре. Различные виды дерева обладают разными текстурами и цветами, что позволяет скульптору создавать уникальные произведения искусства.
- Гипс: гипс используется в станковой скульптуре в качестве временного материала для создания модели. Он может быть легко моделирован и изменен, что позволяет скульптору исправлять ошибки и экспериментировать с формой.
Комбинируя различные техники и материалы, скульпторы в станковой скульптуре могут создавать уникальные произведения искусства, которые являются выражением их творческого видения и мастерства.
Определение станковой скульптуры
Основное отличие станковой скульптуры от других видов скульптуры заключается в способе создания произведения. В станковой скульптуре художник фиксирует материал на станке, чтобы иметь возможность работать с ним вокруг своей оси, создавая форму и объем.
Станковая скульптура имеет свою историю, которая началась еще в древнем мире, когда мастера использовали станки для создания своих произведений. С течением времени, станковая скульптура развивалась и улучшалась, приобретая новые способы и техники работы.
Станковая скульптура может быть выполнена в различных стилях и направлениях искусства. Она может быть реалистичной, абстрактной или символичной, отражая внутренний мир художника и его взгляд на окружающую реальность.
Станковая скульптура играет важную роль в современном искусстве, она является одной из форм самовыражения художников и способом передачи идей и чувств зрителю. Она также часто становится частью общественного пространства, украшая парки, скверы и другие общественные места.
Краткий обзор истории станковой скульптуры
Первые упоминания о станковой скульптуре встречаются в исторических источниках средневековья. В то время мастера использовали станки для создания различных скульптурных элементов, таких как колонны, капители и украшения для зданий и храмов.
Однако настоящий расцвет станковой скульптура пережила в эпоху Возрождения. В этот период мастера стали все более умелыми в использовании станков и создании сложных скульптурных произведений, таких как памятники, барельефы и скульптурные группы.
С развитием индустриальной революции в XIX веке станко-складочная скульптура стала еще более распространенной. В это время мастера начали использовать новые технологии и материалы, такие как металл и бетон, для создания скульптурных произведений на станках. Это позволило им создавать большие и сложные скульптуры, которые раньше было трудно реализовать.
Сегодня станковая скульптура продолжает развиваться и привлекать внимание мастеров и художников со всего мира. Она является важным компонентом современной искусствоведческой практики и представляет собой уникальное выражение художественного творчества
Значение станковой скульптуры: определение простыми словами
Процесс создания станковой скульптуры начинается с моделирования материала на специальном станке. Художник использует различные инструменты, чтобы дать форму и текстуру будущей скульптуре. Затем происходит обработка и отделка скульптуры, чтобы достичь желаемого вида и эффекта.
Станковая скульптура является продуктом художественного выражения и может иметь различные темы и стили. Она может быть абстрактной или реалистичной, современной или классической. Каждая скульптура уникальна и имеет свое особое значение и смысл, который автор пытается передать зрителю.
Станковая скульптура имеет долгую историю и тесную связь с другими видами искусства, такими как живопись и архитектура. Она играет важную роль в культурной и художественной сферах, помогая нам понять и воспринять мир через прекрасные и уникальные формы искусства.
Памятник зодчим Казанского кремля, г. Казань
Мифологический. Скульптура в мифологическом жанре отражает народные предания и популярные сюжеты из мифологии разных стран. Для такого жанра характерны динамичность, проработка деталей, а также естественность и реалистичность изображения героев
Важно, чтобы зрителю было легко распознать фигуру и идентифицировать сюжет, поэтому при создании скульптур и скульптурных композиций в мифологическом жанре художники уделяют особое внимание характерным предметам и элементам окружающей среды
Портретный. Портретный жанр изображает не только исторических личностей, великих деятелей культуры, искусства и политики, но и обычных людей, ставших музами или моделями для скульпторов. Главное в портретном жанре – с точностью передать историческую достоверность и тонкие детали, черты лица и иногда – одежды или обмундирования изображаемого человека. Скульпторы, работающие в портретном жанре, изображают людей в полный рост, либо воссоздают бюсты, а также изображают отдельные части тела (торс, голову и т. д.).
История станковой скульптуры: от древности до современности
Станковая скульптура имеет древние корни и свои особенности, которые прослеживаются на протяжении веков. Она развивалась в разных культурах и временных периодах, от древних цивилизаций до современности.
Одним из первых примеров станковой скульптуры можно назвать древнегреческие архаические курганы, где находились статуи и рельефы, созданные на специальных станках. Скульпторы использовали различные материалы, такие как мрамор, бронза и глина, чтобы воплотить свои идеи в жизнь.
В средние века станковая скульптура также нашла свое место. Мастера создавали изображения святых и богато украшали алтари скульптурами, созданными на станках. Отличительной особенностью станковой скульптуры в этот период было то, что она была создана для религиозных целей и играла важную роль в культовой практике.
Со временем станковая скульптура стала использоваться не только в религиозных целях, но и в сфере искусства. В эпоху Возрождения европейские скульпторы возвращаются к технике станковой скульптуры, делая ставку на тщательность и проработку деталей. Они создавали памятники с использованием мрамора и бронзы, которые стали настоящими шедеврами мирового искусства.
В XX веке станковая скульптура претерпела революцию с появлением новых материалов и технологий. Мастера начали использовать металл, стекло, пластик и даже компьютерные технологии для создания своих произведений. Скульптуры стала более экспериментальными и абстрактными, отражая современные тенденции и идеи.
Сегодня станковая скульптура продолжает привлекать внимание художников и публики. Мастера различных национальностей и культур создают удивительные скульптуры, используя различные материалы и станковую технику
Она стала неотъемлемой частью современного мирового искусства и продолжает эволюционировать вместе с развитием технологий и творческими идеями.
Скульпторы и их вклад в развитие станковой скульптуры
Скульпторы, занимающиеся станковой скульптурой, с помощью инструментов и материалов создают удивительные и запоминающиеся произведения искусства. Их вклад в развитие этого направления искусства неоценим.
Скульпторы разрабатывают собственные методы и техники работы с материалами, создания и детализации формы, а также осуществляют выбор самых подходящих материалов для своих произведений. Они работают со множеством различных материалов, включая дерево, камень, металл и другие.
Станковая скульптура предоставляет скульпторам свободу самовыражения и экспериментирования с формой и материалом. Благодаря этому, скульпторы создают уникальные и оригинальные произведения искусства, которые отражают их внутренний мир и эстетические представления.
Развитие станковой скульптуры в значительной степени зависит от работ и творческих достижений скульпторов. Их вклад в это искусство, позволяет нам наслаждаться шедеврами станковой скульптуры и вдохновляет на новые идеи и сюжеты для будущих произведений.
Определение станковой скульптуры
Станковая скульптура представляет собой форму искусства, которая создается с помощью станков, инструментов и материалов, таких как дерево, камень, металл и глина. Она относится к классу трехмерного искусства, где скульптор создает фигуры, формы и прочие конструкции, используя технику резьбы, лепки или сварки.
В отличие от вольной скульптуры, где художник может свободно работать без ограничений, станковая скульптура обычно требует использования специальных инструментов и оборудования, таких как токарные станки, фрезерные станки и паяльные лампы.
Станковая скульптура может быть выполнена в различных стилях и техниках, от классической резьбы по дереву до современной сварки металла. Это многообразие позволяет художникам выражать свои идеи и эмоции через трехмерные формы и создавать уникальные произведения искусства.
Принципы создания станковой скульптуры: форма и материалы
Основные принципы создания станковой скульптуры связаны с выбором формы и материалов. Форма произведения может быть абстрактной или реалистичной, геометрической или органической. Это зависит от творческого задума художника и его эстетических предпочтений
Важно, чтобы форма была четко выражена и имела гармоничную композицию
В выборе материалов для станковой скульптуры художник может придерживаться своего вкуса и предпочтений. Однако, при этом необходимо учитывать особенности каждого материала и его возможности. Чаще всего для создания станковой скульптуры используются металл, дерево, камень, стекло, глина и другие. Каждый материал имеет свои особенности в обработке и визуальной составляющей, поэтому выбор материала зависит от технических и художественных задач художника.
Материал | Особенности |
---|---|
Металл | Изготовление металлической станковой скульптуры требует строгого соблюдения техники выполнения. Металл может быть подвержен окислению, поэтому часто используется покрытие, чтобы сохранить его внешний вид. Металл может быть гибким или жестким, и это позволяет художнику создавать различные формы и текстуры. |
Дерево | Дерево является одним из наиболее доступных материалов для создания скульптуры. Оно имеет естественное тепло и текстуру, что придает произведению особое очарование. Художники могут использовать различные деревянные породы, каждая из которых имеет свои особенности в обработке и визуальном эффекте. |
Камень | Камень является прочным и долговечным материалом, который может быть обработан в различных стилях. Он может быть установлен как внутри помещения, так и на открытом воздухе. Камень обладает естественной красотой и текстурой, которые добавляют произведению выразительности. |
Стекло | Стекло является прозрачным материалом, который обладает уникальными свойствами в отражении света. Оно может быть использовано для создания игры света и тени, что придает произведению особую динамику и хрупкость. |
Глина | Глина – это пластичный материал, который высушивается и обжигается, чтобы стать прочным. Глиняная скульптура может быть расписана или покрыта эмалевыми красками для получения желаемого визуального эффекта. |
Станковая скульптура: описание, особенности, примеры
Станковая скульптура представляет собой вид скульптуры, который создается на основе работы художника с материалом на специальном станке. Этот вид скульптуры характеризуется тем, что художник создает произведение, находящееся в одной плоскости, используя различные инструменты и техники.
Основная особенность станковой скульптуры заключается в том, что художник получает возможность создавать произведения из множества материалов, включая дерево, камень, глину, металл и другие. Благодаря применению станка художник может точно вырезать, отлить или сформировать материал, чтобы создать конкретное изображение или форму.
В станковой скульптуре часто встречаются такие приемы, как резьба по дереву, литье, моделирование, гравировка и другие. Художники активно экспериментируют с формами, текстурами и оттенками материалов, чтобы создать уникальные произведения и передать определенные эмоции и идеи.
Примерами известных станковых скульпторов являются:
- Майкл Анджело — итальянский художник, создавший такие известные произведения, как «Давид» и «Пиета».
- Александр Календаров — русский скульптор, известный своими работами в жанре станковой скульптуры.
- Камилль Клодель — французская скульпторка, создавшая такие произведения, как «Поцелуй» и «Бюст Родена».
- Марьян Жупанчич — современный скульптор, работающий в станковой технике, известный своими скульптурами «Танец» и «Движение».
Станковая скульптура отличается своей точностью, детализацией и высоким мастерством исполнения. Она позволяет художнику оживить материал, создавая прекрасные произведения и передавая свои мысли и чувства через скульптурную форму.
Круглая скульптура
Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
К станковой скульптуре относятся:
Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. |
|
Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки. |
|
Скульптурная группа |
|
Статуэтка — вид мелкой пластики — статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. |
|
Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. |
|
Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией. |
Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
К монументальной скульптуре относятся:
Мемориал | |
Монумент — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п. | |
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). | |
Статуя — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники | |
Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением. | |
Обелиск — четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды. | |
Ростральная колонна — отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей | |
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна — торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. |
Что представляет собой станковая скульптура
Станковая скульптура может быть выполнена из разных материалов, таких как дерево, камень, глина или металл. В процессе работы скульптор может использовать различные инструменты, такие как обсадная пила, ножницы, долото, кисти и другие.
Основная цель станковой скульптуры заключается в создании трехмерной фигуры или композиции, которые могут быть изображены с разных ракурсов. В процессе работы скульптор может вносить различные изменения в свою работу, добавлять или удалять детали, чтобы достичь желаемого эффекта и выразительности.
Станковая скульптура является одним из важных направлений в скульптуре, позволяющим скульптору полностью погрузиться в процесс творчества и полностью контролировать создание скульптуры. Этот вид скульптуры имеет свои особенности и техники, которые скульпторы могут использовать для достижения желаемого результата.
Преимущества станковой скульптуры | Недостатки станковой скульптуры |
---|---|
Позволяет скульптору полностью контролировать процесс создания скульптуры | Ограничивает движение скульптора и его возможности работы с материалом |
Позволяет скульптору работать над деталями и создавать сложные композиции | Требует наличие станка или подставки для работы |
Дает возможность скульптору работать с разными материалами и инструментами | Может быть ограничено пространством для работы |
Терминология
Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.
Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.
Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.
Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.
Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.
Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.
Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание. Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди
Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди.
Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.
Бюст — погрудное изображение человека.
Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.
Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.
Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.
Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.
Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.
Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.
Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.
Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).
Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.
Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.
Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.
Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.
Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.
Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.
Стека — инструмент для работы над скульптурой.
Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.
Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).
Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.
Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.
Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями
Литры
- Одноралов, Н. В. Скульптура и скульптурные материалы . Пособие для худ. Вузов/ Н. В. Одноралов. — М.: 1982.
- Полякова, Н. И. Скульптура и пространство . Учебное пособие/ Н. И. Полякова. — М.: Сов. Художник, 1982.
- Светлов, И. Е. О современной скульптуре . Учебное пособие/ И. Е. — М.: Сов. Художник, 1982.
- И. Ланг. Скульптура. Энциклопедия художника
- Скульптура. – М.: Творчество, 1982.
История
Первые скульптуры, известные человечеству, относятся к эпохе палеолита. Во времена Древнего Египта скульптуру активно использовали для декорирования храмов и гробниц. Для ее изготовления нужны были такие материалы, как базальт, песчаник, дерево, гранит, диорит, известняк. Они использовались для создания рельефов, а также стоящей статуи, сидящей статуи, статуи писца или сфинкса. Рельеф и монументальная скульптура были частым элементом декорирования дворцов в Древней Персии и Ассирии. В Древней Греции скульптурный декор храмов включал в себя фронтонные композиции. Для древнегреческих храмов часто изготавливали статуи в технике хрисоэлефантинной скульптуры. До наших времен сохранились работы скульпторов Фидия, Мирона, Скопоса, Лисиппа, Поликлета. В тот период стала развиваться танагрская коропластика, а в Древнем Риме – жанр портрета, активно создавались статуи и бюсты императоров и частных лиц. Рельефы с повествовательными и историческими сюжетами использовались для украшения алтарей. Изготавливались триумфальные колонны и триумфальные арки. В этот период свое развитие получил тип конного памятника и квадриги. Пример сохранившегося конного памятника – бронзовая статуя Марка Аврелия. В период 2-3 века рельефы стали использоваться для украшения саркофагов. С развитием христианства скульптуру в храмах заменила живопись.
Монументальная скульптура стала играть более значительную роль с развитием романского стиля. Рельеф стал применяться для украшения порталов, епископских тронов, крещальных купелей, пристенных надгробий и
Скульптура Родена «Мыслитель» |
надгробных плит. Рельефом украшали сидения хоров. В искусстве готики скульптура и витражи часто использовались при декорировании храма. В европейских соборах начали появляться статуи-колонны, спустя время широкое распространение получили полноценные статуи. Такие статуи в итальянских соборах часто располагались в нишах. В эпоху Возрождения в Италии центром развития скульптуры стала Флоренция. Именно во Флоренции опять начало применяться монументальное фигурное литье из бронзы и терракотовой пластики. Свое развитие получило создание скульптур из майолики. В итальянской провинции Феррара стало развиваться медальерное искусство. Мастера начинают вновь изготавливать портретные бюсты, круглую статую, появились новые особенности в пластике надгробий.
С появлением техники сплющенного рельефа стала развиваться рельеф-картина. Сплющенный рельеф представляет собой разновидность живописного рельефа. Он появился в эпоху Раннего Возрождения. Сплющенный рельеф был разработан итальянским скульптором Донателло. Особенностью сплющенного рельефа стало то, что специальные графические средства даже при его небольшой высоте позволяли создать иллюзию глубокого пространства. Для изготовления такого рельефа использовалась и бронза и мрамор. Над созданием сплющенных рельефов активно работали Дезидерио да Сеттиньяно, Л. Гиберти, Микеланджело.
Мастера при создании скульптуры часто использовали мифологические сюжеты. Итальянский скульптор Микеланджело работал над расширением драматических возможностей скульптуры и создал тип «змеевидной фигуры». Он проводил новые опыты и эксперименты с фактурами. Благодаря деятельности Микеланджело была несколько изменена организация работы в мастерской, и самую примитивную и рутинную работу стали выполнять ассистенты.
В средневековье скульптура получает свое распространение в странах Дальнего и Среднего Востока, а также в странах Юго-Восточной Азии.
Известные мастера скульптуры в эпоху барокко: французы А. Куазевокс, П. Пюже, Ф. Жирардон, итальянец Дж. Л. Бернини и немецкий скульптор А. Шлютер. А конце 19-начале 20 века появляется абстрактная скульптура. Большое влияние на европейских мастеров оказало творчество О. Родена, который смог изменить отношение к пространству, фактуре и объему. Крупнейшими мастерами скульптуры второй половины 20 века называют Н. де Сен-Фаль, Ж. Тенгели и Ф. Ботеро.