Структура социально-психологических свойств личности
Определение 2
Социально-психологические свойства личности – это комплекс присущих личности особенностей, каждая из которых имеет свою внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.
Внутренняя структура социально-психологических свойств личности:
- Психологическая сторона личности – отражает специфику функционирования психических свойств, процессов и состояний конкретной личности.
- Психические процессы – это определенные психические явления, которые направлены на обеспечение первичного осознания и отражения личностью воздействия на нее окружающей действительности.
- Психические свойства – представляют собой наиболее постоянные и устойчивые особенности личности, которые обеспечивают ей необходимый уровень поведения, поступков и деятельности, свойственных другим членам общества. Психические свойства личности соответствуют установленным в конкретном обществе нормам и правилам.
Замечание 2
Основными сторонами личности являются: мировоззренческая сторона и социально-психологическая сторона.
Мировоззренческая сторона личности направлена на отражение человеком общественно значимых особенностей и качеств, которые позволяют ему занимать достойное место в отдельной группе и обществе в целом.
Социально-психологическая сторона личности направлена на отражение основных характеристик и качеств, которые позволяют человеку выполнять определенные социальные роли и занимать положение среди иных членов общества.
Гагинтская подвесная люстра из карты
Вы не увлекаетесь географией и не любитель просматривать эти карты в атласе? Потому, найдите им лучшее применение – создайте уникальный подвесной светильник. Для этого нужно лишь вырезать карты и сложить в определенную форму, после чего, начните клеить. Особенно шикарно светильник выглядит при включенном свете. А разместить его можно в детской комнате для школьника мальчика, особенности обустройства которой можно посмотреть здесь. Ребята увлекаются изучением мира, да и в целом, это будет креативно. В результате, такие необычные люстры из бумаги легко можно сделать своими руками!
Деятельность по Рубинштейну
Такой взгляд на проблему мешал психологии стать наукой. До сих пор она сводилась к философским размышлениям, которые невозможно было обосновать. Но, когда Рубинштейн заявил, что физическое и психическое — это две стороны одного процесса, он открыл советской психологии научные методы. Ведь за поведением человека можно наблюдать и делать выводы о его психике. Поэтому ученый поставил во главу своего принципа единства понятие деятельности.
Деятельность по Рубинштейну — это действие и занятие, которым человек преобразует действительность. Например, труд, учеба или игра. По теории Рубинштейна психика и деятельность не находятся в равноправных отношениях. Вторая из них первичнее. Конечно, мышление, воображение и чувства человека влияют на его взгляд на мир. Но они, в свою очередь, формируются в результате его действий.
Чтобы узнать больше о психических процессах, можно наблюдать за поведением людей в определенных условиях. Такие опыты уже ставились за рубежом. Например, ученый Генри Ругер в 1910 году изучал то, как испытуемые разгадывают механическую головоломку. Участники эксперимента сначала явно пытались решить задачу наугад. Но после каждого нечаянного успеха они осмысляли его и допускали все меньше лишних движений. Такое переплетение и взаимодействие случайных и сознательных попыток характерно для образования навыка у человека.
Так, навык — это действие, которое переносится с одной ситуации на другую. Но также и мыслительный процесс, потому что его выработка требует обобщения.
Наука психология уже долгое время изучает личность. На сегодняшний день ученым так и не удалось в полной мере раскрыть данную тему, создавая личностный психологический портрет. Многогранность личности продолжают активно изучать и сейчас. В этой статье вы узнаете о психологической и социальной структуре личности.
Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.
Формирование
личности— это процесс освоения
специальной сферы общественного опыта,
но совершенно особый, отличный от
освоения знаний, умений и пр. Ведь в
результате этого освоения происходит
формирование новых мотивов и потребностей,
их преобразование и соподчинение.
Достичь этого простым усвоением
невозможно — это были бы мотивы знаемые,
но не реально действующие. Новые
потребности и мотивы, их соподчинение
возникают не при усвоении, а при
переживании или проживании: этот процесс
происходит только в реальной жизни,
всегда — эмоционально насыщенный, часто
— субъективно творческий.
Развитие
личности — процесс
закономерного изменения личности как
системного качества индивида в результате
его социализации. Обладая природными
анатомо-физиологическими предпосылками
к становлению личности, в процессе
социализации ребенок вступает во
взаимодействие с окружающим миром,
овладевая достижениями человечества.
Складывающиеся в ходе этого процесса
способности и функции воспроизводят в
личности исторически сформировавшиеся
человеческие качества. Овладение
действительностью у ребенка осуществляется
в его деятельности при посредстве
взрослых: тем самым процесс воспитания
является ведущим в развитии его личности.
На
формирование и развитие личности
человека большое значение оказывают
биологические факторы: наследственность,
физиологические особенности пребывания
в среде обитания, образа жизни. Однако
все же человек личностью не рождается,
а становится. Если предположить, что —
к примеру — Михайло Ломоносов родился
бы в восемнадцатом веке до нашей эры,
он был бы, скорее всего, простым рыболовом
(охотником, земледельцем), который не
оставил никакого следа в истории. Может
быть и так, что никому не известный
человек, родись он в другое время и в
другом месте, мог бы своей славой затмить
и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона.
Данное разумное соображение всем
понятно, и подавляющее большинство
современных психологов согласно с тем,
что личностью человек именно становится.
Однако существуют различные точки
зрения на то, как реализуется сам механизм
формирования и развития личности. Эти
расхождения вызваны различным пониманием
значения общества и социальных групп
для развития личности, а также
закономерностей и этапов развития,
кризисов развития личности, возможностей
ускорения процесса развития и других
вопросов.Теории
личности: Психодинамическая
теория: Ни
одно из направлений теории личности не
приобрело такую громкую известность
за приделами психологической науки,
как фрейдизм (классический психоанализ).
Его основоположником был австрийский
ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший
главным источником развития личности
врожденные биологические факторы
(инстинкты), порождающие энергию либидо
(влечение, желание). Эта биологическая
энергия направлена как на продолжение
рода (сексуальное влечение), так и на
разрушение (агрессия). По Фрейду,
происходит сложное динамическое
взаимодействие между инстинктами и
влечениями, с одной стороны, и мотивами,
сознанием, морально-этическими
императивами – с другой. Это взаимодействие
и регулирует поведение человека, причем
главенствующая роль принадлежит
бессознательному. Такое объяснение
послужило основанием для обозначения
целого направления в теории личности
– психодинамического (психоанализ).
Психоаналитическая
теория: Щвейцарский
психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906
по 1913 год сотрудничал с Зигмундом
Фрейдом, но в последствии создал свой
вариант психоаналитического учения –
аналитическую психологию.Структура личности,
по мнению Карла Юнга, состоит из трех
частей: индивидуального бессознательного,
коллективного бессознательного и
сознания.
Индивидуальная
теория: Целостность
и уникальность личности, ее неповторимая
индивидуальность – краеугольный камень
и кредо индивидуальной психологии,
основоположником которой считается
австрийский психиатр и психолог
еврейского происхождения Альфред Адлер
(1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты,
а чувство общности с другими людьми,
ориентация на них определяет все их
поступки и поведение. Поведенческая
теория, Гуманистическая теория,
Мотивационное направление (Маслоу),
Когнитивная теория, Деятельностная
теория и тд.
Структура личности по Юнгу
Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.
В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми
С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами
Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне
С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.
Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.
Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.
Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.
Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.
Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.
Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.
Соционические типы личности в психологии.
Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.
Аналитики:
- INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
- INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
- ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
- ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.
Дипломаты:
- INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
- INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
- ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
- ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.
Хранители:
- ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
- ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
- ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
- ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.
Искатели:
- ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
- ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
- ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
- ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.
Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.
Дополнительная информация:
Как изменить характер? 5 шагов и 3 ловушки
Что такое сильная личность? 15 признаков
Скверный характер — причины и как он проявляется?
Женские и мужские качества характера — важность соблюдения баланса
Особенности характера как критерий оценки человека
Что такое черты характера и их роль?
Каким может быть характер у человека?
Что такое характер человека и его деление на типы
Что такое бихевиоризм или наука о поведении личности
Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
Потребности – побудительная сила деятельности личности.
- Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
- Мотив – опредмеченная потребность.
- Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.
Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.
Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:
- в эстетическом наслаждении;
- в труде;
- в общественной деятельности;
- в общении.
Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.
Структура личности
Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие, которых отражает ее существо и многообразие.
Рассмотрим поподробнее все три структуры.
ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З. Фрейд «Я и Оно»).
Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».
Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.
9 стр., 4398 слов
З. Фрейд о структуре личности
… и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях. Эту сферу Фрейд считал главенствующей … большой силы и либидозной свободы, и сразу на это откликается потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую он …
Первичные процессы — нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура — эго.
ЭГО. (Лат. «ego» — «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.
Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… Следует очень подумать над неумолимой ответственностью человека за свои мысли. Психическая энергия совершенно необходима при переходе или смене … ночные работы и посещения с целью оказания помощи часто совершенно незнакомым нам людям Земли. Дальнейшей фазой будет уже … Тонкого Мира неполезно, если оно не преследует определенной цели познавания и изучения действительности. Эти явления допустимы, но …
Некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.
Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.
Социальная структура личности
При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.
Структура личности в социологии кратко. Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.
Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.
В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.
Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.
Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.
Структура личности по Леонтьеву
Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.
Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.
Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.
Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.
Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.
Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.
Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.
Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.
А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.
Послесловие
Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.
- Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
- Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
- Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?
В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.