Физическое воспитание: определение процесса, основные понятия и цели

Глава 1. задачи физической культуры. задачи физической культуры и спорта - контрольная работа

Уровни физического воспитания

Физическое воспитание включает несколько уровней. Комплексный образовательный процесс состоит из теории, практики и контрольного этапа. Содержание каждого блока формируется с помощью определенных методик, которые могут несколько отличаться в зависимости от техники преподавания. На каждом уровне достигаются поставленные цели и решаются задачи, направленные на конкретный результат.

Физическая культура включает теоретический раздел. Полезные материалы на этом уровне предоставляются учащимся в форме структурированных лекций с последовательным изложением информации. Наличие теоретического пласта знаний служит основой для выполнения физических упражнений.

Физические упражнения – это осознанные двигательные действия человека. Основной целью процедур является решение конкретных задач в процессе физического воспитания.

Практический уровень состоит из двух блоков:

  • методико-практический;
  • учебно-тренировочный.

Практические знания методической и учебно-тренировочной направленности преподаются в форме законченного модуля, включенного в образовательную программу физкультуры. По итогам прохождения практики предусмотрена аттестация, демонстрирующая успешность усвоения учащимися материалов по теме физического воспитания. Основные разделы контрольных занятий:

  • проверка теоретических и методических знаний;
  • степень физической и спортивно-технической подготовки;
  • уровень владения жизненно-необходимыми умениями и навыками, направленными на укрепление организма и формирование здорового образа жизни.

Допускается отступления от категорического подхода к образовательному процессу. В зависимости от специфики применяемых методик и организации физического воспитания, уровни обучения могут чередоваться и совмещаться. К примеру, нередко теоретические курсы объединяют с практикой и контролем знаний:

  • устное изложение материала по теме физического воспитания, включая правильность выполнения, цели и эффект упражнений;
  • наглядная демонстрация выполнения физкультурных упражнений;
  • освоение умений и навыков учащимися на практике под контролем преподавателя.

Разделение образовательного процесса на уровни позволяет систематизировать знания, четко сформировать и отработать систему физического воспитания. От правильности и эффективности прохождения каждого блока зависит результат образовательного процесса.

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

Цели и задачи физической культуры

Физическая культура имеет ряд целей и задач, которые направлены на развитие физических, психических и социальных качеств человека. Основные цели и задачи физической культуры включают:

Физическое развитие

Одной из основных целей физической культуры является развитие физических качеств человека. Это включает укрепление мышц, улучшение гибкости, выносливости, координации движений и общей физической подготовки. Физическое развитие помогает улучшить работоспособность организма, повысить уровень энергии и устойчивость к физическим нагрузкам.

Здоровье и профилактика заболеваний

Физическая культура играет важную роль в поддержании и укреплении здоровья. Регулярные физические упражнения способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, улучшению работы дыхательной системы, укреплению костей и суставов, а также улучшению обмена веществ и иммунной системы. Физическая активность также помогает предотвратить развитие многих заболеваний, таких как ожирение, диабет, артериальная гипертензия и др.

Формирование навыков и умений

Физическая культура помогает развить навыки и умения, необходимые для активной жизни и достижения успеха в спорте. Это включает развитие координации движений, гибкости, силы, выносливости, а также улучшение баланса и реакции. Физическая культура также способствует развитию таких качеств, как выносливость, смелость, настойчивость, дисциплина и умение работать в команде.

Психическое благополучие

Физическая культура имеет положительное влияние на психическое состояние человека. Регулярные физические упражнения способствуют выработке эндорфинов – гормонов счастья, которые улучшают настроение и снижают уровень стресса и тревожности

Физическая активность также способствует улучшению когнитивных функций, таких как память, внимание и концентрация

Формирование здорового образа жизни

Физическая культура играет важную роль в формировании здорового образа жизни. Она помогает сформировать привычку к регулярным физическим упражнениям, правильному питанию, отказу от вредных привычек и поддержанию активного образа жизни. Физическая культура также способствует развитию осознанности о своем здоровье и ответственности за него.

В целом, физическая культура играет важную роль в развитии и поддержании физического и психического здоровья, формировании навыков и умений, а также в создании здорового образа жизни.

Средства физического воспитания

Методы физического воспитания реализуются с помощью определенных средств. Комплексный подход к обучению способствует достижению высоких результатов. К основным мероприятиям, демонстрирующим эффективность на практике, относятся физические упражнения и процедуры, занятия гимнастикой, спортивные и развивающие игры, соблюдение режима дня.

Природные условия

Успешность физического воспитания в большой степени определяется природными факторами. Среди часто используемых средств можно выделить:

  • прием солнечных ванн;
  • плавание;
  • обтирание;
  • контрастный душ и прочие занятия.

Физкультура проводится с помощью прогулок, экскурсий, туристических походов. В результате такие средства физического воспитания способствуют улучшению общего самочувствия, физической закалки, расширению кругозора. В процессе обучения человек, используя эффективные средства, получает навыки взаимодействия с природными факторами и их правильного применения для оздоровления организма.

Режим питания

Занятия физкультурой демонстрируют высокую эффективность при соблюдении режима дня. Одним из главных условий данного средства физического воспитания является правильное питание. Употребление в пищу продуктов и питья с содержанием витаминов, минералов, питательных веществ, соответствующих норме, благоприятно сказывается на здоровье человека:

  • повышение иммунитета;
  • налаживание внутренних процессов в организме;
  • сбалансированный обмен веществ;
  • улучшение самочувствия;
  • восполнение энергетического потенциала;
  • укрепление мышц, костей, суставов.

Прием пищи в определенное время позволяет наладить внутренние процессы в организме. Состояние здоровья человека оказывает прямое влияние на результативность физического воспитания.

Утренняя гимнастика

Гимнастикой называется комплекс разнообразных физических упражнений. Занятия подобного характера благоприятно и разносторонне воздействуют на человеческий организм.

Результаты многочисленных практических наблюдений доказывают повышенную эффективность занятий гимнастикой по утрам. Это связано с особенностью биологических часов и ритмом человеческого организма. Гимнастические упражнения отличаются по времени и объему физических нагрузок:

  • базовый комплекс;
  • спорт;
  • акробатика;
  • художественная гимнастика;
  • гигиеническая гимнастика;
  • лечебные процедуры.

Важным средством физического воспитания является гигиеническая гимнастика. Данный тип занятий включает зарядку по утрам, выполнение упражнений в перерывах между другими делами, физкультминутки. Подобные меры позволяют сохранять стабильность важных жизненных показателей организма в норме, а также снижать утомляемость на протяжении дня.

Уроки физической культуры

Базовая гимнастика играет главную роль в физическом воспитании молодежи. Уроки физкультуры предусмотрены на всех этапах обучения человека:

  • детский сад;
  • развивающие центры;
  • школа;
  • техникум;
  • институт.

Благодаря упражнениям из курса по физкультуре, стабилизируется общее физическое состояние человека, формируются навыки труда, быта. С помощью занятий вырабатывается сила, выносливость, быстрота.

Основные свойства физической культуры

Физическая культура имеет ряд основных свойств, которые определяют ее сущность и влияние на организм человека. Рассмотрим эти свойства подробнее:

Физическая активность

Физическая культура предполагает активное участие организма в различных физических упражнениях и тренировках. Она способствует развитию физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость и координация движений.

Здоровье и физическое благополучие

Физическая культура направлена на поддержание и улучшение здоровья человека. Регулярные физические упражнения способствуют укреплению иммунной системы, улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также повышению общей физической выносливости.

Развитие физических качеств

Физическая культура помогает развивать и улучшать различные физические качества, такие как сила, выносливость, гибкость, координация движений и быстрота реакции

Это особенно важно для спортсменов и людей, занимающихся активными видами спорта

Психологическое благополучие

Физическая культура оказывает положительное влияние на психическое состояние человека. Регулярные физические упражнения способствуют выработке эндорфинов – гормонов счастья, которые повышают настроение и снижают уровень стресса и тревожности.

Социальное взаимодействие

Физическая культура предоставляет возможность для социального взаимодействия и командной работы. Занятия спортом и физическими упражнениями могут проводиться в группах или командах, что способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и достижению общих целей.

Все эти свойства физической культуры делают ее неотъемлемой частью здорового образа жизни и способствуют общему физическому и психологическому развитию человека.

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели: 

  1. физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  2. развитие у них самостоятельности,
  3. развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  1. обучить занимающихся доступным их возрасту знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  2. обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого.

Кроме того, решаются следующие оздоровительные задачи:

  1. общее укрепление здоровья,
  2. формирование правильной осанки,
  3. профилактика и исправление плоскостопия,
  4. профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  5. всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

Как проходит физкультура в начальной школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития.

Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями. Можно сказать, что урок физкультуры в школе – сезонный урок

Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Если есть возможность, занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично

Можно сказать, что урок физкультуры в школе – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Если есть возможность, занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы:

  • новый материал,
  • закрепление изученного,
  • контроль.

Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.

Результаты физического воспитания молодежи

Целенаправленный педагогический процесс физического воспитания направлен на полное осуществление образовательных и развивающих функций физической культуры. Эффективные методики позволяют реализовать главную цель обучения, которая заключается в формировании физической культуры личности. Результатами данного процесса являются:

  • всестороннее развитие личностных качеств и подготовка человека к профессиональной деятельности;
  • освоение научно-практических тезисов физкультуры;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • мотивационно-ценностное отношение к физической культуре;
  • стремление к физическому самосовершенствованию и самовоспитанию;
  • формирование потребности в физических упражнениях и спорте;
  • знание принципов для укрепления психического и физического здоровья организма;
  • совершенствование психофизических способностей и личных качеств.

Физическая подготовленность позволяет молодежи быстро адаптироваться к взрослой жизни и профессиональной деятельности. Опыт творческого использования принципов физического воспитания позволяет достигать жизненные цели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: