Возраст и внешность
На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.
Характеристика личности
Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена. Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение. Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.
Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость. Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа. Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.
Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.
Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.
Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».
Жизнь Матрены до замужества
Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».
Замужество и первые горести
Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой. По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее. Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.
Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.
Отношения с мужем
Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.
В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.
Дети Матрены
Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи. Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор. Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.
На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться. Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома. К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.
Судьба Матрёны в чужой семье
Судьбу девушки, выданной замуж в чужую семью, Матрёна пропевает слушателям-крестьянам в народных песнях. В семье мужа Матрёне жилось, как в аду. Она должна была прислуживать старшей золовке Марфе, приглядывать за свёкром, чтобы не ушёл в кабак, сносить ругань свекрови. Муж советовал Матрёне молчать и терпеть. Зато с ним были «лады». Матрёна признаётся, что муж ударил её только один раз, и не видит в этом ничего зазорного: жене негоже считать мужнины побои.
Но обычно муж заступался за Матрёну, как в голодный год, когда свекровь обвиняла невестку в голоде, потому что в Рождество она надела чистую рубаху (суеверие).
Сочинение Матрена в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика) Некрасова
Глава «Крестьянка» раскрывает перед нами реалистичный и яркий образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Простая русская крестьянка Матрена предстала в поэме неким собирательным образом всех крестьянских женщин Руси.
В ее образе чудесным образом сочетается сильный характер, трудолюбие, ум, смекалка, здравый смысл и честность. Матрена была родом из большой крестьянской семьи. Судьба ее сложилась довольно печально и лишь детские годы она вспоминает как самое счастливое и беспечное время, время полное родительской заботы и любви. Детство у крестьянских детей заканчивается быстрее, чему всех остальных, они рано начинают помогать родителям по хозяйству и на смену детским играм приходят взрослые заботы.
В юности Матрена была девушкой видной, и парни часто на нее заглядывались. И вот настал момент замужества, а значит вольная жизнь девушки осталась в прошлом, теперь ей предстоит жить в чужой семье, где ее ждут первые разочарования. Новая родня была настроена враждебно. Матрена с тоской вспоминала родительский дом, но пути назад не было. В семье мужа к ней относились скорее, как к прислуге, чем как к невестке. Вставала она ни свет ни заря, а ложилась позже всех. Отношения с мужем также носили своеобразный характер, он мог спокойно поднять на нее руку, если его что – то не устраивало. Она считала своего мужа в сравнении со многими другими мужьями не самым плохим.
С рождением ребенка жизнь Матрены изменилась. На смену серым и унылым дням пришла радость, озлобленность сменилась любовью, которую она вложила в малыша. Но радость была недолгой, ведь все заботы по дому по – прежнему были на ее плечах. Поначалу она брала ребенка с собой на работу в поле, но из – за постоянных придирок свекрови ей пришлось оставлять ребенка у деда Савелия. Но однажды он не усмотрел за ребенком и тот погиб.
Смерть единственного ребенка стала для Матрены горьким испытанием. Но беда не приходит одна и ее обвиняют в гибели собственного ребенка. Она умоляет похоронить ребенка не вскрывая, ведь это надругательство над его телом, но ее никто не слушает. Едва не сойдя с ума от всех навалившихся бед, она тем не менее не сломалась. Через какое – то время у нее год за годом рождаются дети и жизнь входит в привычное русло. Ей приходится совмещать воспитание детей с тяжелой работой. Она на все готова, чтобы уберечь своих детей, даже понести незаслуженное наказание. Матрена не раз жертвует собой ради близких. Она также спасает мужа от рекрутчины.
Матрена одновременно терпеливая и выносливая, заботливая и нежная женщина. Несмотря на то, что ее жизнь постоянная борьба она умеет ей радоваться.
Непростые отношения с мужем и его родственниками
Делится Матрена Тимофеевна горестными раздумьями. Совсем не желала он менять вольную жизнь в родном доме на незнакомую, чужую семью. Поняла эта героиня уже с первых дней проживания в новой обстановке, как тяжело придется ей теперь.
Очень непросто складывались отношения с золовками, свекровью и свекром. Матрене в новой семье приходилось усердно работать, при этом не слыша доброго слова в свой адрес. Но даже в этой нелегкой жизни у крестьянки находились простые, немудреные радости: муж подарил ей шелковый платок, прокатил на санях…
Вовсе не безоблачно складывались отношения между интересующей нас героиней и ее супругом. Муж в то время имел право избивать жену, если что-то в ее поведении не устраивает его. Никто при этом не встанет на сторону девушки, наоборот, в семье супруга все родственники будут лишь рады посмотреть на страдания Матрены Тимофеевны.
Образ и характеристика Корчагиной
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», поэт использовал множество образов. Одним из самых ярких и запоминающихся, является образ Матрены Корчагиной, простой русской крестьянки. В ее нелегкой судьбе отражается доля всех русских женщин, испытавших все тяготы жизни крестьянского народа.
Самое счастливое время для нее было тогда, когда она, без печали и забот, жила при родителях, которые любили и холили Матрену. Хотя ей, как и всем крестьянским детям, с детства приходилось трудиться, помогать своим родителям, это была самая счастливая пора ее жизни.
Время шло, и Матрену выдали замуж. Хорошо хоть, за любимого человека. В чужой семье ей пришлось несладко. Любил ее только муж, а его родители и сестры только и знали, что унижать и оскорблять безропотную девушку.
Тут ей приходилось работать с утра до ночи, и никогда она не слышала доброго слова. Всегда ее попрекали куском хлеба, не давая ни минуты отдыха. Матрена света белого не видела, все гнула спину на семью своего мужа. Только дед Савелий относился к ней по-человечески, жалел ее, помогал, как мог.
Наконец, у Матрены родился ребенок, как она была счастлива! Но не долго продлилось это материнское счастье, Матрене все так же приходилось трудиться в поле, а за ребенком присматривал дед Савелий. Однажды, старик уснул, и не доглядел за ребеночком, его съели свиньи.
Убивалась молодая мать, горько плакал Савелий, винясь перед Матреной, ушел в монастырь, лишь бы вымолить материнское прощение. Тяжело и горько стало Матрене, и ребенка она потеряла, и единственный человек, который ей сочувствовал ей, ушел из дома.
Несмотря ни на что, Матрене никто не давал отдыха, и она продолжала вкалывать, не видя ни ласки, ни сочувствия. Такова была судьба всех русских крестьянок, не имеющих ни право голоса, ни собственного мнения. Матрене еще повезло, Филипп любил свою жену, и не занимался рукоприкладством. Он ударил Матрену только раз, и то по велению своей матушки. Это было в диковинку, побои мужа были в порядке вещей, и все женщины молча сносили их.
Нелегкая судьба Матрены. Но она не склонилась и выстояла, и продолжает жить. Это и есть образ России, униженной и оскорбленной, но не сломленной, гордой и великой.
В жизни Матрены было много несчастий, иногда бывали счастливые минуты, это и есть жизнь человеческая. Матрена живет, и надеется, что впереди – счастливая жизнь, что и на ее долю выпадет доброе, светлое счастье.
Сочинение про Матрену Тимофеевну
Некрасов написал огромное количество разных произведений, в которых описывает непростую жизнь простой женщины – труженицы. Именно поэтому она и кажется более реалистичной, чем все остальные герои.
Матрена Тимофеевна родилась и выросла в крестьянской семье и была этому очень даже рада. Она всегда вспоминает с радостью свое детство. Вот только детства у нее практически не было, а все потому что как только она немного подросла, то стала во всем помогать своим родителям и многие заботы взяла на свои хрупкие плечи.
А поскольку она была очень красивая, то за ней постоянно бегало огромное количество парней. И вот однажды родители сообщили ей о том, что совсем скоро она выйдет замуж и переедет от них. И когда она перебралась к мужу, вся ее юность закончилась, и настали совсем другие времена.
Теперь здесь ей нужно было работать не только за себя, но и за своего мужа, да и помогать ему нужно было очень много. Кроме этого родителям мужа она сразу же не понравилась, и поэтому они издевались над ней и заставляли работать сверхмеры. Но, не смотря на это, Матрена никогда ни на кого не обижалась и даже в такие суровые будни всегда находила место для радости и веселья.
Конечно, муж старался сделать все для того чтобы жена была счастливой. И вот однажды он подарил ей платок, который был соткан из шелка. А потом прокатил на санях. Этот момент радости Матрена никогда не забудет, и будет всегда хранить у себя в сердце.
Конечно, были моменты, когда ей очень сильно доставалось от мужа и родственники мужа всегда находились на стороне мужа. Но не было такого, чтобы об этом узнали ее родители, ведь она ни с кем ничем никогда не делилась и все держала в себе. Немного погодя у них родился сын, и Матрена была этому моменту очень рада.
Каждый день она находилась рядом с ним. Даже когда ей нужно было отправляться в поле, она брала своего ребенка с собой. И за это ей частенько попадало от свекрови, которая хотела сама заботиться о внуке, но невестка никак не хотела его у них оставлять.
И вот однажды наша главная героиня оставила ребенка и пошла, работать в поле, но когда вернулась домой, то услышала грустную весть. Оказывается, пока ее не было ребенок заболел и умер. А свекровь не смогла вовремя оказать ему помощь.
Немного погодя к ним в деревню приехала милиция. Они были уверены в том, что Матрена специально избавилась от сына, ведь он мешал ей трудиться, и требовал постоянно заботы.
Спустя еще некоторое время у них родились еще дети, и женщина их также сильно любила. Конечно, дети также проказничали, и отец был зол на них. Но вместо того чтобы бить их, Матрена всегда просила бить ее, но детей ее не трогать.
Из всего вышесказанного нельзя сказать точно, кому же на Руси жилось хорошо, ведь у каждого человека были и хорошие моменты и плохие. Да и Матрена не очень-то была несчастна. Ведь рядом с ней находились всегда ее дети, которые радовали ее и приносили счастье.
Внешность женщины
Некрасов описывает Матрену с любовью. Он признает ее красоту и удивительную привлекательность. Одни черты для современного читателя не свойственны красоте, но это только подтверждает, как изменилось отношение к внешности за века:
- «осанистая» фигура;
- «широкая» спина;
- «плотная» телом;
- корова холмогорская.
Большинство характеристик – это проявление нежности автора. Красивые темные волосы с проседью, крупные выразительные глаза с «богатейшими» пышными ресницами, смуглая кожа. Румяные щеки и ясные очи. Какие яркие эпитеты подбирают окружающие для Матрены:
- «писаная кралечка»;
- «наливная ягодка»;
- «хорошая…пригожая»;
- «бело личико».
- Женщина опрятна в одежде: белая ситцевая рубаха, короткий вышитой сарафан.
Характер Матрены Тимофеевны
Лучшей из черт Матрёны автор описывает трудолюбие. С самого раннего возраста Матрёна любит трудится. Она и стога ставит, и лён треплет и других полевых работ не гнушается. Силу, полученную от Бога, отдаёт работе в поле и по хозяйству, и никогда не жалуется.
Автор представляет читателю и другие её привлекательные качества характера:
Откровенность: Матрёна рассказывает путникам историю своей непростой жизни, ничего не скрывает, и не приукрашивает.
Искренность: Корчагина даже своими переживаниями поделилась с совершенно чужим ей людям, рассказав, как жила в молодости, и какая участь у неё сейчас в семье мужниной.
Свободолюбие: женщина сохранила желание жить свободной и вольной жизнью, но судьба заставила её скрывать свои истинные желания.
Смелость: временами Матрёне приходится дерзить, что и ей перепадает наказание, но это не убивает в ней спесь, и она не становится безропотной женой, готовой к унижению.
Верность: Матрёна безгранично предана своему мужу, она проявляет к нему верность в любых ситуациях, всегда честна с супругом.
Честность: Матрёна и сама женщина честная, и детей воспитывает такими же, запрещает им обманывать других, строго убеждает, чтобы не воровали.
Матрёна очень верующая. В молитве к Богу и разговорах с Матерью Божьей она находит истинное утешение.
Образ и характеристика Корчагиной
Самое счастливое время для нее было тогда, когда она, без печали и забот, жила при родителях, которые любили и холили Матрену. Хотя ей, как и всем крестьянским детям, с детства приходилось трудиться, помогать своим родителям, это была самая счастливая пора ее жизни.
Время шло, и Матрену выдали замуж. Хорошо хоть, за любимого человека. В чужой семье ей пришлось несладко. Любил ее только муж, а его родители и сестры только и знали, что унижать и оскорблять безропотную девушку.
Тут ей приходилось работать с утра до ночи, и никогда она не слышала доброго слова. Всегда ее попрекали куском хлеба, не давая ни минуты отдыха. Матрена света белого не видела, все гнула спину на семью своего мужа. Только дед Савелий относился к ней по-человечески, жалел ее, помогал, как мог.
Наконец, у Матрены родился ребенок, как она была счастлива! Но не долго продлилось это материнское счастье, Матрене все так же приходилось трудиться в поле, а за ребенком присматривал дед Савелий. Однажды, старик уснул, и не доглядел за ребеночком, его съели свиньи.
Убивалась молодая мать, горько плакал Савелий, винясь перед Матреной, ушел в монастырь, лишь бы вымолить материнское прощение. Тяжело и горько стало Матрене, и ребенка она потеряла, и единственный человек, который ей сочувствовал ей, ушел из дома.
Несмотря ни на что, Матрене никто не давал отдыха, и она продолжала вкалывать, не видя ни ласки, ни сочувствия. Такова была судьба всех русских крестьянок, не имеющих ни право голоса, ни собственного мнения. Матрене еще повезло, Филипп любил свою жену, и не занимался рукоприкладством. Он ударил Матрену только раз, и то по велению своей матушки. Это было в диковинку, побои мужа были в порядке вещей, и все женщины молча сносили их.
Нелегкая судьба Матрены. Но она не склонилась и выстояла, и продолжает жить. Это и есть образ России, униженной и оскорбленной, но не сломленной, гордой и великой.
В жизни Матрены было много несчастий, иногда бывали счастливые минуты, это и есть жизнь человеческая. Матрена живет, и надеется, что впереди – счастливая жизнь, что и на ее долю выпадет доброе, светлое счастье.
Несколько интересных сочинений
- Подвиг Тимохина в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Л.Н. Толстова мы может наблюдать эпизод Шенграбенского сражения, когда русские войска, под давлением превосходящих сил противника, начинают паническое отступление. Шенграбенское сражение было одним из ключевых этапов войны 1805 года
Современный человек живет активной и очень динамичной жизнью. Люди все время куда-то спешат, ведь окружающий мир так быстро меняется. Приходится адаптироваться, приспосабливаться, не сбавлять скоростей.
Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение
В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.
Сочинение Люби и охраняй природу (охрана природы) 7 класс
Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины
Мисс Жаксон в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение
Одной из второстепенных героинь произведения является мисс Жаксон, представленная писателем в образе гувернантки единственной наследницы помещика Муромского, Лизы, ключевого персонажа повести.
История Матрены
История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.
Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился — однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его — недаром же спасает от воинской службы.
Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости — и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках — все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок — истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны — это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.
Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь — родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко — а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни — хоть и редко.
Характеристика Матрёны, её жизненная философия
У Матрёны тимофеевны пятеро детей, она готова отдать жизнь за каждого из них. Когда случилась беда – младший сын недосмотрел вверенное ему стадо овец, она пришла к барину вместо сына, чтобы избавить ребёнка от порки плетьми. Самый первый сынок – Дёмушка погиб, когда был совсем маленьким, его поручили смотреть деду Савелию, но тут уснул. Ребёнок попал в загон, где были свиньи, они съели его живьём. Власти настояли на вскрытии, обвинив Матрёну в сговоре с дедом-каторжником в убийстве ребёнка. Женщине пришлось пережить чудовищное зрелище, которое она никогда не забудет. Муж Филипп любит Матрёну, но иногда всё же распускает руки. Когда он привозит ей подарок и катает на санях, героиня вновь чувствует себя счастливой. Она знает, что многим женщинам досталась судьба ещё более трудная, чем её: “Не дело – между бабами счастливую искать…”, “Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого. ”. Матрёна откровенна со странниками, она нашла своё бабье счастье в детях, в работе. Суровая свекровь, плохое отношение родственников мужа привели к тому, что в её душе накопилось много боли, обид и тоски: “Во мне нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой, кровинки нет непорченой…”
Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.
В нашей статье собраны цитаты Матрёны Тимофеевны, которые характеризуют её образ наиболее ярко. Материал будет полезен при анализе поэмы и написании творческих работ по теме.
Матрена Тимофеевна Корчагина – не является главным героем произведения, но ей отводится важная роль. Узнаем, какая, рассмотрев образ и характеристику Матрены Корчагиной.
Корчагина Матрена Тимофеевна
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО Поэма (1863—1877, незаконч.)
Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна/ Осанистая женщина, / Широкая и плотная,/ Лет тридцати осьми. / Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо »; Слава счастливицы приводит к ней странников. М. соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов, в том числе «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» (1861). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивают типичность судьбы М.: это обычная судьба русской женщины, убедительно свидетельствующая о том, что странники «затеяли / Не дело — между бабами / Счастливую искать». В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, М. жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна работать, как раба. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за М. некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.
Долгое время К. не может простить Савелию его непоправимой, оплошности. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда / Ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем и новорожденным Лиодо-рушкой героиня возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «Дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» Часть критики (В. Г. Авсеенко, В. П. Буренин, Н. Ф. Павлов) встретила «Крестьянку» в штыки, Некрасова обвиняли в неправдоподобных преувеличениях, фальшивом, деланном простонародничанье. Однако даже недоброжелатели отмечали отдельные удачные эпизоды. Встречались и отзывы об этой главе как, лучшей части поэмы.
Все характеристики по алфавиту:
Героев в поэме «Кому на Руси жить хорошо» много. Часть из них проходят мимо. Про них сказано вскользь. Для других автор не пожалел места и времени. Они представлены подробно и всесторонне.
Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо» – это один из таких персонажей. Женское счастье – вот что хотели найти в Матрене странники.
Сочинение про Матрену
Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе. Однако крестьянка предстает перед нами не только замученной тяжелым трудом, но и в образе «величавой славянки», обладающей высокими нравственными качествами, стойко переносившей жизненные неурядицы и любящей свою семью. Таковой является Матрена Тимофеевна Корчагина.
Добросердечие, приятная внешность, смекалка, слава счастливицы присущи этой женщине. Мы видим, как Некрасов показывает жизнь Матрены с детских лет и до встречи с искателями счастливой судьбы. Интересно, как автор изображает ее мысли и чувства, а также душевные потрясения, оставленные большой след в ее жизни. Особенно тяжело ей было после смерти первого сына Демушки.
В начале поэмы, где говорится о трагической кончине ребенка, описан образ птицы, которая безутешно плачет о своих птенцах,погибших во время грозы. Он помогает т читателю понять трагедию матери-крестьянки. Однако, когда вскрывают труп Демушки, Матрена Тимофеевна оказывается во власти безысходности и ярости. В ее проклятиях злодеям и палачам у нее созрел план отмщения. И поэтому, предвидя такую ситуацию, становой велит связать мать.
Спасая младшенького Федотошку, от незаслуженного наказания она сама легла под розги, даже не вымаливая прощения у старосты. Она с гордо поднятой головой вынесла позорное наказание. Лишь только вечером у реки женщина смогла выплакать всю боль своих страданий. Матрена переживает, когда узнает, что ее мужа отдают в солдаты. Видя, как супруга избивают палками по приказу полковника Шалашникова, а ее ребятишки просят подаяние, она идет икать заступничество.
Ночью идет она в город, обращаясь с молитвой к небесной заступнице. В отличие от других героинь произведений поэта, ей выпало счастье, так как она попросила помощи у губернаторши, которая ей и помогла. И вот, крестьянка возвращается домой с мужем, которого освободили от воинской повинности и с младенцем Лиодорушкой. Ее сердце было переполнено радостью, благодарностью и любовью. В таком состоянии и окружающий мир ей видится лучше. Матрена идет и любуется природными красотами, присутствующими в начале весны. Но, при всей своей удачливости и природной одаренности Матрена не стала счастливой. Прощаясь с искателями счастливого, она говорит, что ключи от женского счастья затеряны, и вряд ли найдутся.
Матрена Тимофеевна (часть «Крестьянка»)., По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
«Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия:
Легко вздохнули странники:
Им после дворни ноющей
Красива показалася
Здоровая, поющая
Толпа жнецов и жниц…
В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает перед странниками Матрена Тимофеевна:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства. Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим для народной эпопеи законам эпического повествования. «Крестьянка»,- замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.
Уже первая глава «До замужества» — не просто повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки «По избам снаряжаются», «Спасибо жаркой баенке», «Велел родимый батюшка» и другие основаны на подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве.
Вторая же глава прямо названа «Песни». И песни, которые здесь поются, опять-таки песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой. Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.
Матрена Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволили Некрасову «прибавить о положении солдатки».
Действительно, образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина».
Так достигает Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной из них, часто развертывается в другой. В начале «Крестьянки» раскрывается заявленная в «Помещике» тема дворянского оскудения. Обозначенный в монологе попа рассказ о том, «какой ценой поповичем священство покупается», подхватывается в описании детских и юношеских лет Григория Добросклонова в «Пире — на весь мир».