Матросская тишина
А. Галич
• Драма в одном действии • Театр п/р О. Табакова
Премьера – 21 Ноября 1991 г. • Роль: Давид Шварц
Режиссер постановщик: О. Табаков
Сценография: А. Боровский
В ролях: В. Машков, Е. Миронов
Начало работы над пьесой «Матросская тишина» датируется самим Александром Галичем весной 1945 года. Однако наступившие вскоре после Победы мрачные годы «борьбы с космополитизмом», менее всего способствовавшие появлению на свет драмы, главные герои которой – евреи, заставили автора отложить этот замысел. Он вернулся к нему лишь с наступлением «оттепели», после ХХ съезда КПСС.
Пьеса, заметно выделяющаяся своими характерами, языком, проблематикой на фоне подавляющего большинства драматургических сочинений того времени, вошедшего в историю русской сцены под названием «период бесконфликтности», была окончательно завершена в 1956 году
Сюжет, повествующий о короткой жизни юноши из городка Тульчин Давида Шварца, рожденного стать выдающимся музыкантом, но безвременно окончившего свои дни в санитарном эшелоне за линией одного из фронтов Великой Отечественной, привлек внимание многих людей театра. Не будучи напечатанной, драма Галича была принята к постановке сразу несколькими труппами, и в том числе коллективом будущего «Современника», а тогда еще «Студии молодых актеров», в репертуаре которой «Матросская тишина» должна была стать вторым, вслед за триумфальными «Вечно живыми», спектаклем.
По свидетельству немногочисленных очевидцев, спектакль, созданный Олегом Ефремовым и его товарищами-артистами, обещал стать подлинным событием в театральной жизни страны
Обещал… но, увы! – не стал. Он был сыгран только единожды – на так называемой «сдаче», после которой был запрещен к показу тогдашними «командирами искусства». Позднее, в своей документальной книге «Генеральная репетиция», автор пьесы привел слова, сказанные ему в ту пору одной начальственной дамой в высоком кабинете: «Вы что же хотите, товарищ Галич, чтобы в центре Москвы, в молодом столичном театре шел спектакль, в котором рассказывается, как евреи войну выиграли?!»
Один из участников несостоявшейся премьеры, Олег Табаков, в течение долгих лет вел борьбу за реабилитацию «Матросской тишины»: с начала семидесятых, став директором «Современника», он неоднократно обращался в различные инстанции с предложением вернуться к работе над пьесой, предпринимал попытки создания телевизионного спектакля. Но все его стремления были в тот исторический период заранее обречены.
«Матросская тишина» смогла, наконец, обрести свою жизнь на сцене лишь в наши дни. Сначала – в качестве дипломного спектакля актерского курса, руководимого О. Табаковым в Школе-студии МХАТ (1989), а затем – и в маленьком зале на улице Чаплыгина. Премьера постановки, вызволившей драму Александра Галича «из плена лет» состоялась здесь в ноябре 1990 года. «Матросская тишина» меньше всего была похожа на архивное изыскание актера и режиссера. История талантливого молодого скрипача, выходца из еврейского местечка (Евгений Миронов), судьба его родных, друзей, его любви – это судьба нескольких поколений, драма времени. Все просто в этой житейской истории – простая жизнь, простая любовь и простая смерть на войне. Двенадцать лет спектакль шел при неизменных аншлагах и с огромным успехом гастролировал в Америке. Абрам Шварц – лучшая сценическая работа известного актера и режиссера Владимира Машкова. Спектакль стал своеобразной школой, через которую прошли два поколения артистов Табакерки.
Спектакль идёт:
нет.
Гастролирует:
нет.
Читать рецензииЧитать статьиЧитать прессу из архиваЧитать рецензии на английском языкеЧитать статьи на английском языке
tabakov.jpg
В спектакле должны были принимать участие Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков. Но в самый последний момент случилось непредвиденное: пьесу запретили к показу (согласно одной из версий, потому что Галич в ней преувеличил роль евреев в Великой Отечественной войне). Коллектив театра оказался в безвыходном положении. Решили играть пьесу Розова «В поисках радости». Запрет пьесы «Матросская тишина» стал личной трагедией для каждого, кто был причастен к ее постановке. Для Галича. Для Ефремова. И конечно, для Олега Табакова. С тех самых пор он мечтал поставить «Матросскую тишину».
Прошло тридцать лет. Олег Павлович преподавал в Школе-студии МХАТ. В 1988 году он решается на постановку спектакля по пьесе, затронувшей его душу в глубокой молодости, и отдает роль старого еврея Абрама Шварца тогда еще совсем молодому Владимиру Машкову. Если честно, я не могу понять, как, каким образом Олегу Павловичу пришло в голову это феноменальное решение. Пожалуй, все дело в том, что он был гениальным педагогом. Он разглядел в своем студенте яркого, характерного актера. Поначалу Машков был в шоке. Ведь как можно в двадцать четыре года, когда в самую пору играть молодых, красивых и дерзких героев, вживаться в роль комичного, малоприятного старика? Но Машков вжился. Потрясающе. Фантастически. Истово. Всей душой. Со временем его увлек не только сам образ Абрама Шварца, но и подбор костюмов, грима, работа над движениями и речью. Олег Павлович с удовольствием принимал участие в процессе удивительного перевоплощения и был невероятно рад успехам своего ученика. Он в него верил.
Спектакль прошел на ура и, спустя пару лет, в тысяча девятьсот девяностом году, перекочевал в уютное театральное пространство на Чаплыгина. Разумеется, роль Абрама Шварца осталась за Машковым. К тому моменту было очевидно, что вряд ли кто-то будет играть ее более рьяно и страстно.
Именно с ролью Абрама Шварца взошла звезда Владимира Машкова. И, пожалуй, именно этот образ вдохновил его на постановку таких вещей, как «Звездный час по местному времени», «Смертельный номер» и «Страсти по Бумбарашу». Роль Абрама Шварца стала для Машкова судьбоносной. Впрочем, и сам спектакль открыл новую веху в истории «Табакерки». Он стал звездным часом (по всемирному времени) не только для Владимира Львовича, но и для всех других, задействованных в спектакле актеров. Яркую и колоритную роль Розы Гуревич мастерски, виртуозно сыграла актриса Ольга Блок-Миримская. Александр Марин предстал в образе молодого, искреннего, немного наивного Давида Шварца (впоследствии его заменил Евгений Миронов). Эпизодическую роль Мити Жучкова великолепно и красочно исполнил Сергей Беляев. Михаил Хомяков был очень убедителен в образе Мейера Вольфа. За всю историю существования спектакля в нем играли десятки артистов (в том числе сам Табаков), и каждый вложил в эту удивительную феерию частичку себя.
С постановки «Матросской тишины» «Театральный подвал» зажил новой жизнью. Случилось чудо. Настоящее театральное чудо. Трудные времена сменил неиссякаемый праздник. Зрители спешили на премьеры, критики писали восторженные статьи, актеры проживали жизни своих героев, с каждым годом Олег Павлович открывал для себя новые имена.
Спектакль играли девять лет. Каждый показ был исполнен энергии, силы, волнения и удивительной теплоты. Зрители теряли дар речи, смеялись и плакали. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Спектакль сняли с репертуара. Он остался главным событием в истории театра и превратился в легенду. Впоследствии Олег Павлович как-то написал: «Наша «Матросская тишина» явно заслуживает жизни, а не забвения». И эта его фраза удивительно точно характеризует судьбу спектакля.
Был и промежуточный вариант «Матросской тишины, где играли Федор Лавров и Павел Табаков, он был довольно живым и органичным, но как-то быстро сошёл со сцены.
«Матросская Тишина» — спектакль про бесконечную жизнь
Московский театр Олега Табакова возвращает на сцену спектакль «Матросская Тишина» с обновлённым актёрским составом.
Пьеса Александра Галича «Матросская Тишина» состоит из трёх актов, спектакль идёт всего полтора часа, в которых уместилась вся жизнь Давида Шварца, молодого человека из еврейского местечка. В этом многослойном пироге есть и первая любовь, и конфликт поколений, и война, и Холокост. Не случайно премьера обновлённой постановки назначена на 27 января — день освобождения Освенцима, провозглашённый ООН Международным днём памяти жертв Холокоста. А в советские годы «Матросская Тишина» была запрещена по идеологическим мотивам.
Некоторые современные исполнители ролей в этом спектакле ещё не родились, когда «Матросская Тишина» впервые была показана студентами в Театре-Студии Олега Табакова. Пьеса Александра Галича оказалась актуальной и в девяностые годы, и остаётся таковой в наши дни. В возрождённом спектакле заняты актёры разных поколений: Владимир Машков, Сергей Беляев, Сергей Угрюмов, Андрей Смоляков, Владислав Миллер, Яна Сексте, Арина Автушенко, Ангелина Пахомова, Никита Уфимцев и совсем юные Ростислав Бакланов и Алина Петрова. По признанию актёров, играть в таком искреннем и честном спектакле — это счастье. И дань памяти, и поклон учителю — Олегу Павловичу Табакову.
Владимиру Машкову было 23 года, когда он начал репетировать с Табаковым роль Абрама Шварца: «Когда-то некоторые вещи были для меня непостижимы, но я стал на тридцать лет старше, приближаюсь к возрасту любимого мною Абрама Ильича Шварца и жизненный опыт даёт о себе знать. Некоторые знания мои умножили печали, но осталось самое главное — радость и счастье жизни. Я очень хочу, чтобы спектакль продолжал жить, мы планируем подготовить ещё один состав актёров. Мы очень плотно работали, чтобы добиться правды жизни человеческого духа. В театре каждый спектакль, каждая встреча со зрителями уникальна и в этой пьесе мы сделали немало открытий.
Тема любви и прощения, история блудного сына мучает людей с момента осознания, что они люди. Всегда будет большая битва поколений и большое открытие, что есть люди, любящие нас ни за что, просто любящие. Несмотря на всю тяжесть этой истории и желание драматурга Александра Галича вызвать сострадание, мы хотели бы рассказать о светлом, о непобедимости человеческого духа ни при каких обстоятельствах. Человек смертен и смертен внезапно, но это не останавливает нашу жизнь, только память и любовь к близким людям будет двигать нас вперёд. «Матросская Тишина» это очень оптимистическая история, это родник свободы.
Театр — это место, требующее от тебя полной реализации здесь и сейчас, в эту минуту, в эту секунду. Я не могу ничего поправить, не могу вмешаться, я должен жить. Жить вместе с вами, со зрителями. Это школа переживаний — секрет, который открыл Константин Станиславский. Наш театр строится вокруг актёра, мы идём по пути открытия собственных талантов и дарований. У нас самое раннее профессиональное театральное образование — набираем курс в нашу школу, поедем проводить отбор девятиклассников сначала в Тулу, потом в Кемерово, Новокузнецк, Владивосток, Санкт-Петербург, Севастополь.
Олег Табаков был невероятно требовательным, он мечтал чтобы наш, как он говорил, Маленький театр, был живым. И всегда надо ставить высокие амбициозные задачи и даже если что-то не удастся, во всяком случае будем движение. Помимо премьеры спектакля «Матросская Тишина», готовим ещё несколько премьер и с нетерпением их жду. Хочу, чтобы на нашу сцену вернулся уникальный спектакль «Ревизор» по классической и невероятно современной пьесе».
Спектакль идёт в новом здании Московского театра Олега Табакова на Сухаревской площади. С афишей можно ознакомиться на сайте.
Текст и фото: Евгений Чесноков
Все началось с уборки
В 1990 году «Табакерке» было всего 12 лет. Молодой театр был главным детищем Олега Табакова, его обожали как актера, уважали как педагога Школы-студии МХАТ, заслушивались его голосом, который он подарил коту Матроскину в мультфильмах про Простоквашино.
Когда под театр ему выдали подвальчик на улице Чаплыгина, он, засучив рукава, самолично приступил к уборке в компании верных учеников. Привести в порядок бывший угольный склад — дело нешуточное, но они с этим справились. А 29 октября 1978 года в чистое и очень уютное помещение с деревянными лавками со спинками позвали первых гостей — на спектакль «…И с весной я вернусь к тебе…». Театралы были впечатлены. За Театром-студией под руководством Олега Табакова закрепилось прозвище «Табакерка».
Деятельность коллектива некоторое время была под запретом — немилость заслужила одна из постановок, но артисты продолжали держаться вместе, репетировали в свободное время. В 1986 году ситуация улучшилась, и замминистра культуры подписал приказ о создании Театра-студии под руководством Олега Табакова. Официальный статус он получил в первый день весны 1987 года. Событие отпраздновали премьерой спектакля «Кресло» по повести Юрия Полякова. Получение званий народных артистов, премий «Золотая маска», появление одной сцены на Сухаревской — все это было еще впереди.
Матросская Тишина16+
Длительность: 1 час 40 минут
Жанр: Драма
Театр Олега Табакова второй раз за свою историю обращается к «Матросской Тишине» Александра Галича — одному из шедевров советской драматургии. Когда-то эта пьеса могла открыть театр «Современник», но была запрещена. Более двадцати лет она по цензурным соображениям была недоступна ни режиссерам, ни актерам, ни зрителям.
Молчание «Матросской Тишины» прервал Олег Табаков, поставив в 1990 году в подвале на улице Чаплыгина спектакль, который сразу стал «хитом» театральной Москвы. «Матросская Тишина» в режиссуре Олега Табакова и оформлении Александра Боровского побывала на гастролях в двух десятках городов России и десятке городов мира, всегда вызывая горячий отклик зрителей. В ней играли все «звезды» «Табакерки» 90-х: Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Александр Марин — и сам Олег Табаков.
«Матросская Тишина» — капитальное возобновление постановки 1990 года. Снова история отца и сына — Абрама и Давида Шварцев — попадает в самый центр проблем современной жизни.
Спектакль Олега Табакова — не об истории или политике. В первую очередь это история человеческих судеб. Безграничная любовь Абрама Шварца к своему сыну, из которого он мечтает вырастить великого скрипача. Блистательный мир консерватории, в котором нет места несчастному старику из маленького города Тульчина. Санитарный поезд, в котором сыну в последний раз в его жизни предстанет образ отца.
«Матросская Тишина» Театра Олега Табакова — гимн великой, беспредельной отцовской любви.
С этой книгой читают
ТишинаАристофан
Комедия была поставлена на Великих Дионисиях 421 г. до н. э. и удостоилась второй награды. В «Мире» нашла отражение военно-политическая обстановка, сложившаяся в Греции…
5
(4)
«Матросская тишина»Седов Б. К.
Старый враг Киржач подставил Грека и засадил его по ложному обвинению в тюрьму. Ни в чем не повинный парень оказался на нарах в «Матросской тишине», где купленные…
4.4
(4)
В тишине, перед громомЛукин Александр Александрович, Ишимов Владимир Николаевич
В основе повести Владимира Ишимова и Александра Лукина, лежат реальные события: в 1933-1934 годах в городе Николаеве органами госбезопасности была раскрыта и…
4.33
(6)
ТишинаБондарев Юрий Васильевич
Действие романа «Тишина» развертывается в послевоенные годы, в обстоятельствах драматических, которые являются для главных персонажей произведения, вчерашних…
4.6
(4)
Тишина говоритТолле Экхарт
Книга «Power of Now» («Живи сейчас!», или «Сила настоящего») — всего лишь за год с небольшим стала мировым бестселлером. И вот перед вами — вторая книга Экхарта…
3.04
(5)
В пьянящей тишинеПиньоль Альберт Санчес
На богом забытый остров в Антарктике приезжает новый метеоролог. И обнаруживает, что его предшественник бесследно исчез. Единственный обитатель острова — смотритель маяка…
3.5
(8)
Мертвая тишинаСоболева Ульяна
«Парадокс, пока она спала, свернувшись калачиком, я мог сидеть возле неё часами, зажмурившись и слушая тихое дыхание. Иногда в такие моменты в голове вспыхивали эпизоды…
5
(2)
Гнев. Счастье внутренней тишины.Хан Тит Нат, Сумедо Аджан
Перед вами легко и понятно написанная книга о том, как привнести в свою жизнь осознательность. Авторы, опытные буддийские учителя медитации, рассказывают о своих…
4.43
(7)
О книге
В течение дня современный человек сталкивается с различными стрессовыми нагрузками, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Именно поэтому необходимо уметь отвлекаться от реальности и восполнять баланс положительных эмоций. Среди наиболее действенных способов — чтение книг. Благодаря волшебной способности книг переносить читателя в другие миры, появляется прекрасная возможность забыться о деловых неурядицах и личных проблемах.
Книга «Матросская тишина» Галича Александра Аркадьевича даст возможность насладиться великолепным творчеством истинного художника слова, произведение написано в жанре драматургия. Рассматривая в своей работе актуальные вопросы современности, автор целиком и полностью погружает нас в мир главных героев. Основной сюжет произведения, главные герои, описание обстановки и диалоги между персонажами — всё детально продумано и проработано автором, что непременно завлечет читателя.