Петровские реформы 1696-1725 годов

Метрологическая реформа петра 1 цель и задачи кратко

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

  • Административные: включают реформу государственного управления, областную (губернскую), городскую. Создание новых органов власти (Сенат, 13 коллегий, Святейший Синод, Главный Магистрат); изменение территориального устройства (деление России на 8 губерний и 50 провинций) для более эффективного управления;
  • Судебная реформа: также касалась реорганизации власти, но выделена отдельно, поскольку её главная задача – прекратить влияние администрации на судей;
  • Церковная реформа: лишение церкви независимости, подчинение воле правителя;
  • Военная реформа: создание флота, регулярной армии благодаря введению рекрутской повинности, их полноценное обеспечение;
  • Финансовые: включают денежную и налоговую реформы. Введение новых денежных единиц, снижение веса монет, замена главного налога подушной податью;
  • Промышленная и торговая реформы: добыча ископаемых, создание мануфактур, использование крепостных крестьян для удешевления рабочей силы (таких крестьян называли посессионными), господдержка национальных производств, снижение импорта, увеличение экспорта;
  • Социальные: сословные реформы (новые повинности для всех сословий), образовательные (обязательное начальное обучение, создание специализированных школ), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек, обучение врачей). Также к ним относятся просветительские реформы и изменения в сфере науки (создание Академии Наук, типографий, публичной библиотеки, выпуск газеты), в том числе метрологическая (введение английских единиц измерений, создание эталонов);
  • Культурные: новое летоисчисление и календарь (год начинается с 1 января), создание государственного театра, организация «ассамблей» (обязательные культурные мероприятия для дворян), ограничения в ношении бород (вводились бородовые деньги для тех, кто желал оставить бороду), европейские требования к одежде, разрешение табакокурения.

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

Здание Сената в Санкт-Петербурге

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Таблица реформ Петра Великого

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Ответ эксперта

Появление вещественных мер (в виде линеек, гирь и т.п.) сделало возможным воспроизведение большого количества одинаковых мер (в том числе дольных и кратных), что открывало путь к использованию математических действий и создавало необходимые предпосылки для выделения метрологии как науки из наличной совокупности знаний.
Осуществление поставленной Петром I задачи «прорубить окно в Европу», повлекшее за собой чрезвычайное расширение культурных, научных, производственных и торговых связей с Западом, отразилось на метрологии как петровской, так и послепетровской эпохи.
Процесс технического перевооружения России Петр I связывал с получением точных количественных сведений, касавшихся обороны, строительства, промышленности, картографии, торговли, и пр. Для выполнения этой работы, требовавшей многочисленных измерений, следовало подготовить новые квалифицированные кадры, для чего необходимо было учредить различные учебные заведения и издать соответствующие руководства, а также следовало оснастить страну мерами и измерительными приборами, улучшить измерительную базу.
Метрологической реформой Петра 1 к обращению в России были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении — футы и дюймы. Для облегчения вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами. Начинают выделяться некоторые метрологические центры. Коммерц-коллегия занималась вопросами единства мер и метрологического обслуживания в области торговли. Адмиралтейств-коллегия заботилась о правильном применении угломерных приборов, компасов и соответствующих мер. Берг-коллегия опекала измерительное хозяйство горных рудников, заводов и монетных дворов. Основанная в 1725 году Петербургская академия наук занялась воспроизведением угловых единиц, единиц времени и температуры. Она имела в своем распоряжении образцовые меры и копии эталонов туаза и фунта. Так, наряду с учебными заведениями общего типа были основаны специальные учебные заведения: в 1711 г. инженерная школа в Москве и артиллерийская школа в Петербурге, в 1715 г. Морская академия в Петербурге, горные школы и пр.
В первой четверти ХVII века появились ремонтно-юстировочные мастерские, а затем и мастерские для изготовления некоторых приборов: при «навигацкой» школе, при дворе Петра I, при Морской академии и др. В конце ХVII века Петром I был организован ввоз различных измерительных приборов (угломерных, оптических и др.), требовавшихся для армии и флота. Решительный характер Петра 1 проявился в его Наказе «О сборе в Московской Большой таможне пошлин» (1698 г.): «за найденные непрямые, воровские весы лавки опечатать, товары отобрать и семьей сослать».

Проведение реформы

После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.

Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:

  • из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
  • в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
  • монахам запрещалось владеть земельными участками;
  • запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.

Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:

  1. Император.
  2. Синод.
  3. Митрополиты и епископы.
  4. Священники.
  5. Диаконы.

Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.

Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Сословные реформы Петра I

Московское царство очень долго страдало от старинного недуга — местничества, принципа продвижения по службе в зависимости от знатности происхождения человека, а не от его заслуг или способностей. Пётр с этим покончил и вместо родового боярства стал опираться на дворянство. Всякий дворянин обязан был служить — в армии или в государственном аппарате, причём с самых нижних ступеней служебной иерархии. Занять высокое положение, не побывав «внизу», было немыслимо, а продвинуться по службе можно было благодаря заслугам. «Знатное дворянство по годности считать», — говорил царь.

Для упорядочения служебной системы Пётр ввёл в 1722 г. Табель о рангах — систему военных и гражданских чинов из 14 ступеней. Подданный любого сословия, дослужившийся до 8 ранга на гражданской службе (коллежский асессор), становился потомственным дворянином, что позволило царю набирать талантливых людей в госучреждения, а дворян на военной службе — мотивировать к достижениям ради карьерного роста.

Борьба с психологией местничества потребовала от Петра не только законодательных нововведений, но и огромной работы по перевоспитанию знати. Он и сам считал, что служит государству — просто на посту царя, и требовал такого же подхода от других. Чтобы подать пример служения государству, Пётр сам работал плотником (при этом слушался начальства Адмиралтейства), инженером, токарем, кузнецом и пушкарём, сам служил на флоте и в армии, постепенно получая одно звание за другим, пока не стал генералом и адмиралом. Это сработало — ведь ежели сам царь не пользуется своим положением, то и другим не пристало пытаться, иначе можно и гнев на себя навлечь, а Пётр в гневе был страшен. Секретарь прусского посольства И. Фоккеродт писал: «Это (…) имело то действие, что дворяне из самых знатных фамилий, хотя и не покидая и предрассудка о достоинстве своего происхождения… однако ж оставались с ним на службе и стыдились заявлять такие притязания, которые могли показать, будто бы они думают быть лучше их государя».


Табель о рангах. (commons.wikimedia.org)

Так Пётр, по выражению историка Е. В. Анисимова, «организовал дворянство», создал его как сословие заново, резко ограничив его права по сравнению с 17-м в. Жизнь дворянина отныне в значительно большей степени контролировалась государством: кто не служил без уважительной причины, легко мог расстаться и с имением, и со своим сословным статусом.

Из записок английского посла Ч. Уитворта 1705 г.: «Царь, находясь при своей армии, до сих пор не является её начальником, он состоит только капитаном бомбардирской роты и несёт все обязанности этого звания. Это, вероятно, делается с целью подать пример высшему дворянству, чтобы и оно трудом домогалось знакомства с военным делом, не воображая, как, по-видимому, воображало себе прежде, что можно родиться полководцем, как родишься дворянином или князем».

Табель о рангах

  1. Фельдмаршал / Канцлер
  2. Генерал от артиллерии, инфантерии и кавалерии / Действительный тайный советник
  3. Генерал-лейтенант / Тайный советник
  4. Генерал-майор / Действительный статский советник
  5. Бригадир / Статский советник
  6. Полковник / Коллежский советник
  7. Подполковник / Надворный советник
  8. Майор / Коллежский асессор
  9. Капитан / Титулярный советник
  10. Штабс-капитан / Коллежский секретарь
  11. — / Сенатский секретарь
  12. Поручик / Губернский секретарь
  13. Подпоручик / Сенатский регистратор
  14. Прапорщик / Коллежский регистратор

С Табелью о рангах в полном виде, а также с правилами, «каким образом с оными рангами каждому поступать надлежит», можно познакомиться здесь.

«Когда государь повинуется закону, не дерзнёт никто противиться оному»

4.1 Главная палата мер и весов

Процесс разработки, согласования и окончательного утверждения документов, подготовленных Д. И. Менделеевым для преобразования Депо образцовых мер и весов в научный метрологический центр — Главную палату мер и весов, занял около полугода. Положение о Главной палате мер и весов и ее штатное расписание были Высочайше утверждены 8 июня 1893 г. Д. И. Менделеев стал управляющим Палатой, в задачи которой входило:

1. Хранение основных образцов (прототипов) единиц веса и меры.

2. Хранение копий с образцов иностранных единиц веса и меры.

3. Изготовление точных копий с основных образцов для поверочных учреждений и периодическая поверка этих копий.

4. Производство по особому разрешению Министерства финансов испытаний и выверки разного рода специальных измерительных приборов.

5. Составление сравнительных таблиц русских и иностранных мер.

6. Установление наибольшей погрешности для разного уровня мер, составление инструкций для метрологических и поверочных работ.

  • Кратко опишите особенности восстановительных процессов после тренировочных нагрузок и соревнований

      

  • Интеграционные процессы на постсоветском пространстве кратко

      

  • Европейская модель социальной работы кратко

      

  • Оценка кандидатов при приеме на работу кратко

      

  • Внешняя политика финляндии кратко

Культурные реформы

Целью всех культурных преобразований Петра I было:

  • европеизация жизни русского общества,
  • уход от старомосковских традиций.

Культурные реформы – это целый комплекс мероприятий; они проходили сразу в нескольких направлениях; период их проведения – с 1697 по 1725 год (самые важные преобразования указаны в таблице ниже).

Основное направление Преобразования Год реформы (нововведения)
Образование Появление новых учебников (например, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого) 1703
Закон о запрете на женитьбу тем дворянам, кто не получил базового образования 1714
Открытие новых школ (Навигацкой, Горных, Гарнизонных, Цифирных) 1715
Наука Начало издания газеты «Ведомости» и введение гражданского шрифта 1702-1703, 1708
Организация Кунсткамеры – первого русского музея естественных наук 1714
Организация первой государственной библиотеки в Санкт-Петербурге 1714
Открытие Академии Наук 1725 год
Искусство Организация «Комедиальной храмины» в Москве 1702-1707
Строительство Санкт-Петербурга и зарождение «петровского барокко» С 1703
Появление светской живописи (И. Никитин, А. Матвеев) С 1700
Открытие Академии художеств при АН 1725

Административные реформы

Административные реформы – это целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление российской государственности и реорганизацию административного управления страны: образование новых территориальных единиц, систематизация управления этими новыми единицами и подчинение местных органов власти вновь образованным центральным.

Реформы центрального управления

Реформы центрального управления, важнейшие для государственности, начались со следующих преобразований:

  • 1699 год – организация Ближней канцелярии;
  • 1704 год – упразднение Боярской Думы;
  • 1708 год – реорганизация Ближней канцелярии в Консилию министров.

Основными же, главными мероприятиями, какие провел Петр Алексеевич в этой области можно считать следующие (таблица).

Год Новый орган (органы) центрального управления Его характеристика
1711 Правительствующий Сенат Высший коллегиальный орган законодательной, административной и судебной власти российского государства, члены которого назначались царем и подчинялись ему лично (управлял государством в период отсутствия государя)
1718-1726 12 Коллегий Органы исполнительной власти Российской Империи.
1721 Правительствующий Синод Орган церковной власти, полностью подчиненный государству и императору.

В результате всех преобразований, получилась следующая схема управления государством.

Император
Правительствующий Сенат во главе с генерал-прокурорами и генерал-фискалом
Коллегии и Генеральный Магистрат во главе с президентами

Святейший Синод несколько «выпадал» из общей схемы управления, но также был подконтролен лично императору, а во время его отсутствия – Сенату.

Для упорядочения работы всей государственной машины Петром Первым в 1720 году был составлен и опубликован Государственный регламент, согласно которому действовала вся вновь созданная армия чиновников.

Реформы местного управления

Основной причиной реформы было упорядочение системы налогообложения на местах и выстраивание новой вертикали власти, при которой центральная опирается на местную. Петр Великий в условиях войны, реорганизации армии и постройки фактически с нуля флота, остро нуждался в средствах, в бесперебойных поступлениях в казну государства.

Реформу условно можно разделить на две части:

  • городская реформа 1699-1720 года;
  • губернская реформа 1708-1718 года.

В результате городской реформы были созданы в 1720 году Главные Магистраты, подчиняющиеся непосредственно Сенату и приравненные по своим правам и обязанностям к коллегиям, а в 1721-ом был издан Регламент Главного Магистрата, по которому

  • города были разделены на несколько разрядов в зависимости от численности населения,
  • жители делились на категории и подкатегории в зависимости от возможности участвовать в городском самоуправлении.

На первом этапе губернской реформы (с 1708 по 1711 год) указом от 29 декабря 1708 года создавалось 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, назначавшиеся лично государем. На втором этапе (с 1718-го по 1720 год) преобразования были связаны с постепенным переходом к мирной жизни (Северная война была практически закончена). 17 декабря 1718 года был издан указ о новом административно-территориальном делении государства (таблица).

Губерния (с 1718 года – 11 губерний)во главе с генерал-губернатором
Провинция (с 1718 года – 50 провинций)во главе с воеводой
Уезд (дистрикт)во главе с земскими комиссарами

Военная реформа Петра I

Разгром русских войск шведами в битве при Нарве в 1700 г. показал, что поместная армия даже при поддержке гвардейских полков, построенных по европейскому образцу, неспособна противостоять воинам Карла XII. Пётр понял, что нужна военная организация, основанная на новых принципах. В старой армии дворянин и его отряд могли не тренироваться накануне войны, дворянин мог не явиться в назначенный срок на сбор, моя явиться не по форме («конно, людно и оружно»), мог занимать не соответствующую его знаниям должность, мог пренебрегать уставом, использовал не унифицированное оружие. В случае с регулярным войском всё это было исключено. В 1705 г. Пётр ввёл рекрутскую повинность — основу комплектования регулярной армии, профессиональной, занятой военной подготовкой даже в мирное время.

Кроме того, армия получила новое обмундирование, новое стандартное для каждого рода войск вооружение (фузеи, шпаги, алебарды, палаши, пистолеты и т. д.), тактическую выучку и дисциплину. Важным нововведением стала полная отмена местничества (не только в армии, но и на гражданской службе) — производство в офицеры не по знатности происхождения, а по заслугам; Пётр лично контролировал с 1714 г., чтобы все офицеры имели опыт службы солдатом в гвардейском полку

Важной частью военных преобразований стало также учреждение офицерских и морских школ для обучения командиров.

С 1716 г. всякий солдат и офицер должен был служить по букве написанного Петром «Устава воинского», регламентировавшего организацию армии, обязанности солдат и офицеров, правила строевой и полевой служб, нормы военно-уголовного права. Этим уставом русская армия жила полтора столетия.

Рекруты — дворяне и набранные из податных сословий солдаты: крестьянские общины отдавали в армию назначенное число людей в возрасте от 20 до 30 лет на пожизненную службу. В 1708 г. Пётр располагал уже более 100 тыс. рекрутов.


Русская армия сражается под Полтавой. (commons.wikimedia.org)

В отличие от армии, флот Пётр не реформировал — он его основал, и также на регулярных принципах. Азовская флотилия была первым удачным опытом, за которым последовало создание Балтийского флота, любимого петровского детища. Первые корабли «в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск» начали строить в 1702 г. В 1704 г. Пётр основал Адмиралтейство. Через несколько лет Балтийский флот перешёл уже в наступление; русские научились строить линкоры и фрегаты, а также пользоваться предложенной Петром тактикой — натиска галер на крупные корабли с последующим абордажем. Голландские, английские, датские, венецианские и греческие моряки обучили морскому делу русских. В 1701 г. в Москве открылась «Школа математических и навигацких наук» (с английскими учителями), будущий Морской кадетский корпус, в 1715 г. — Морская академия в Петербурге. Пётр сам участвовал в разработке «Устава морского».

Балтийский флот сыграл огромную роль в Северной войне — помог отстоять Ингерманландию и Петербург, разбил шведский флот при Гренгаме и Гангуте, позволил русским войскам взять под контроль Финляндию (возвращение которой стало козырем на мирных переговорах).

Когда завершилась война со Швецией, Балтийский флот насчитывал 29 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 200 галер. Ещё около 80 военных кораблей стояло на Каспийском море. Россия превратилась в морскую державу.


Гренгамское сражение. (commons.wikimedia.org)

Итоги и последствия реформы государственного управления Петра I

Заседание Сената, ставшего важным (но всё равно второстепенным) органом государственной власти в результате реформы управления Петра Первого

  • Пополнение государственной казны. Проведённые преобразования не только сократили расходы на чиновников и различные службы, увеличив при этом их эффективность, но и увеличили собираемость налогов. Несмотря на то, что значительная часть средств уходила на военные нужды, государственная казна при Петре I всё равно начала пополняться.
  • Укрепление абсолютизма. Несмотря на создание Сената и Святейшего Синода, царь укрепил абсолютную монархию, сосредоточив всю власть в своих руках и отобрав её у бояр с духовенством. Это, пожалуй, основной и самый заметный результат реформ управления Петра I.
  • Увеличение престижа России на международной арене. Свою роль сыграла и победа в Северной войне, лишившая Швецию статуса мировой державы, но и в целом Российская империя за несколько десятилетий стала заметно современнее.
  • Развитие экономики и науки. Царь покровительствовал научным изысканиям и приложил немало усилий для развития экономики и промышленности, чего стоят одни лишь его военные заводы! Так что по итогу реформ государственного управления Петра I Россия действительно заметно окрепла в экономическом плане.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: