Средства выразительности
Для Пушкина характерно в своих стихотворениях делать упор на средства художественной выразительности, однако в данном произведении их совсем немного, но они подобраны тщательно и с особым трепетом.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты «чудное мгновенье», «грусти безнадёжной», «голос нежный», «небесные черты», «шумной суеты», «мимолётное виденье» используются для усиления эмоционального состояния героя. Они одновременно просты для понимания, но в то же время звучат возвышенно и одухотворённо.
- Единственная метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» является средством передачи роковой скоротечности времени, когда герой начинает понемногу забывать свою былую любовь.
- Пушкин сравнением «передо мной явилась Ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» идеализирует героиню своего стихотворения, придаёт ее образу возвеличенность, но в то же время оставляет простоту и лёгкость.
Как известно, Александр Сергеевич Пушкин был человеком влюбчивым, имел множество бурных романов и мимолётных интрижек. Нельзя сказать, что всем женщинам, которым удалось затронуть его сердце и запасть в душу, он посвящал стихотворения. Но Анна Петровна Керн, сама того не ведая, стала для поэта музой на долгие годы. Увы, их любовная история продлилась совсем недолго.
Многие считали, что для Керн Пушкин был лишь мимолётным увлечением
Обольстительной даме с лёгкостью удавалось привлекать внимание мужчин, а Пушкин, овеянный таинственностью и славой, тогда находился на первом месте в светских кругах, где довольно часто обсуждалось его творчество. Анна Петровна вскружила голову молодому и ещё неопытному в делах любовных мужчине, тот даже сделал ей предложение, но получил отказ
Свободолюбивая женщина рассматривала его, как одарённого поэта, поэтому приложила все усилия, чтобы стих Пушкина «Керн» увидел мир.
Тема
Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.
В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.
Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.
Тема и композиция
Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.
Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.
Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.
Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.