«Княжна Мери»: краткое содержание
Одна из последних глав романа Печорина, написанная в форме личного дневника главного героя, называется «Княжна Марья». «Герой нашего времени» без этой части не раскрыл бы полностью авторское видение главной проблемы: она раскрывает читателю истинную сущность главного героя.
Чтобы понять намерения, которыми руководствовался Лермонтов, необходима детальная проработка «Княгини Марии.
«Княжна Мери» кратко: завязка истории
Григорий Печорин — молодой образованный офицер, которого отправили служить на Кавказ. После ранения он прибывает к целебным источникам Пятигорска, где знакомится с давним соратником Грушницкого, хитрым и мстительным кадетом.
Семья Лиговских — княгиня и ее дочь Мария — отдыхают в Пятигорске. Девушка сразу очаровывает Грушницкого и ищет возможность с ней познакомиться. Но юная княгиня не спешит дружить с кадетом.
Печорин же, напротив, откровенно избегает встреч с Лиговскими, что вызывает у них интерес. Об этом говорит его новый друг из Пятигорска доктор Вернер.
Печорину скучно. Чтобы добавить интриги в свою провинциальную жизнь, он решает покорить сердце принцессы. То, что влюбленный Грушницкий начнет ревновать, только увеличивает интерес. Печорин узнает от Вернера, что к Лиговским навещает больной родственник. В его описании он узнает свою старую любовницу Веру, замужнюю женщину, искренне любившую его.
После знакомства с Верой Печорин вспоминает о давно забытых чувствах. Влюбленные хотят видеться чаще, поэтому придумывают план. Чтобы не вызывать подозрений, Печорин должен начать ухаживать за Марией, и тогда он сможет чаще бывать в доме Лиговских.
«Княжна Мери» в сокращении: дуэль
Обиженный Григорий вызывает Грушницкого на дуэль. Зная уловку с оружием, он просит Вернера быть его секундантом. Во время дуэли Печорин предлагает выстрелить на краю обрыва, чтобы любое ранение было смертельным. Грушницкий упал, нанеся первый удар, и травмировал Григория ногу.
Настала очередь Печорина. Он говорит, что они забыли зарядить его ружье, но второй секундант отрицает это. Грушницкий полон решимости разрешить конфликт раз и навсегда. Грегори стреляет и убивает своего противника.
Узнав о дуэли, Вера признается мужу в своих чувствах к другому, и тот увозит ее из Пятигорска. Грегори получает от нее прощальное сообщение и понимает, что только ценит ее, пытается связаться с ней, но безуспешно.
Печорина снова перевели на службу на Кавказ, на этот раз в крепость. Перед отъездом зайдите к Лиговским. Принцесса благодарит его за спасенную репутацию дочери. Грегори просит о личной беседе с Мэри и признается, что никогда не любил ее и только смеялся над ней. «Ненавижу тебя», — отвечает княгиня, после чего Печорин уезжает из города.
«Поединок Печорина с Грушницким»
Сочинение про княжну Мери
Мери – одна из главных героинь произведения «Герой нашего времени»
Мы знакомимся с ней в то время, как Печорин приезжает на Кавказ, а девушка с матерью проходят там лечение, и хорошенькая княжна сразу привлекает внимание читателя
Княжна Мери, скорее всего, «собирательный» персонаж, прототипом для которого выступили сразу несколько женщин. В этой героине узнавали и сестру Мартынова, и дочь госпожи Кирьяновой, и госпожу Иванову, и еще множество других молоденьких девушек.
Андреев-Кривич же считает, что в Мери воплотились черты внешности и характера Софьи Виельгорской, которой Лермонтов посвящал свои стихи.
На самом деле дочь княгини Лиговской зовут Мария, но мать зовет ее на английский манер – Мери.
Несомненно, Мария очень красива. Лермонтов описывает ее стройной, молоденькой девушкой с легкой походкой, гибкой шеей и маленькими ручками и ножками. Грушницкий считает ее хорошенькой и просто ангелом, а Печорина в ее облике больше всего привлекли ее глаза – бархатные, с огромными ресницами и такие мягкие, что создается ощущение, что они «тебя гладят».
У героини очень хороший вкус. В первую встречу с читателем она одета «по строгим правилам», в ее наряде нет ничего лишнего. Автор также отмечает, что от нее исходит аромат, «которым дышит иногда записка милой женщины».
Конечно же, Мария Лиговская происходит из знатной семьи и является богатой, даже можно сказать, завидной невестой, но при этом на всех своих ухажеров она смотрит свысока, с некоторым презрением. Она хорошо образована: знает английский (автор отмечает, что девушка читает Байрона в оригинале) и французский языки, играет на фортепиано, поет и хорошо танцует.
Героиня гордая и острая на язык, но в то же время очень романтичная. Печорин навел на нее свой лорнет и этим рассердил ее «не на шутку». Мери считает, что у него наглый взгляд и он слишком высокомерен. А вот в ответ на нежный взгляд Грушницкого она улыбнулась.
Кроме того, девушка, как романтичная натура, считает, что Грушницкого разжаловали в солдаты за дуэль. А еще княжна любит рассуждать о чувствах и страстях.
Несмотря на первоначальное негативное отношение к Печорину, Мария Лиговская все же влюбляется в него. Вот только для мужчины эти чувства не являются чем-то большим нежели просто игрой. Поэтому, когда за участие в дуэли Печорина отправляют служить в крепость NN, Мери говорит ему при прощании «Я вас ненавижу».
Немного жаль, что Лермонтов не рассказывает нам о дальнейшей судьбе молодой девушки. Возможно, читателю было бы интересно узнать, оправилась ли она от такого жестокого обмана, смогла ли в дальнейшем доверять людям и как сложилась ее жизнь.
Мотивы Печорина
Главной причиной влюбить в себя княжну для Печорина стала скука. Для того, чтобы получить новые эмоции, устроить для себя развлечение, персонаж готов жертвовать судьбами людей, не размениваясь на настоящие чувства. Печорин получает удовольствие от того, что княжна мучается, он даже сравнивает себя с вампиром.
Вторым ярким мотивом для завоевания Мери является попытка скрыть отношения с Верой. Напустив пыль в глаза окружающим, Печорин пытается завуалировать связь с замужней дамой. Сам он пишет о том, что это еще больше вызывает в нем интерес. Вести двойную игру для него весело. Персонажа не мучает совесть ни в отношении разбитого сердца девушки, ни в отношении измены Веры своему мужу.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I. Бэла
Повествование в этой главе идет от имени автора, который по дороге из Тифлиса в Ставрополь встречает немолодого штабс-капитана Максима Максимыча. Из его рассказа читатель узнает о главном герое произведения – Григории Александровиче Печорине. Это молодой офицер, недавно прибывший на Кавказ. Максим Максимыч прослужил вместе с Печориным всего год, но это время было наполнено массой событий. Во многом благодаря Григорию.
Однажды Максима Максимыча и Печорина пригласили на свадьбу к местному князю, с которым штабс-капитан дружил. На этой свадьбе и произошло роковое знакомство молодого офицера с прекрасной Бэлой, младшей дочерью князя.
Случайно Максим Максимыч подслушивает разговор между сыном князя Азаматом и одним из гостей – Казбичем, который известен своей лихостью и отвагой. А великолепный конь Казбича вызывает зависть у многих горцев. Азамат предлагает за прекрасного скакуна любые деньги и даже согласен взамен похитить свою сестру. Но Казбич отказывается.
Максим Максимыч передает содержание подслушанного разговора Печорину, и молодой офицер решает сам похитить Бэлу. Печорин договаривается с Азаматом, чтобы тот привез ему сестру в обмен на коня Казбича. Дождавшись, когда старый князь уехал, Азамат и Григорий увозят Бэлу. Печорин держит свое слово и помогает Азамату похитить скакуна. Казбич в отчаянии.
Поначалу юная горянка, запертая у Печорина, избегает молодого офицера и тоскует по дому. Григорий же старается всеми средствами угодить возлюбленной: преподносит ей дорогие подарки, обращается очень ласково и даже изучает язык горцев, чтобы без проблем разговаривать с Бэлой. Еще он нанимает местную женщину, которая обучает девушку русскому языку.
Часто Максим Максимыч становится свидетелем того, как Печорин старается развеселить Бэлу и говорит ей о своей любви, но все напрасно. Однако Григорий не отступает от своих намерений. Он даже поспорил с Максимом Максимычем, что добьется ответной любви девушки через неделю.
Печорин приходит к Бэле прощаться. Он говорит ей о том, что решил искать смерти в бою, раз она не может его полюбить. Такое признание до глубины души растрогало Бэлу, и она со слезами бросается Печорину на шею.
Однако счастье юной красавицы длится недолго. Вскоре Бэла надоедает Печорину. Он пропадает на охоте, с каждым днем уделяя девушке все меньше внимания. Бэла сильно страдает от равнодушия молодого офицера.
В то же время Казбич тяжело переживает похищение любимого коня. Он убивает отца Бэлы, полагая, что Азамат действовал с его ведома. Уличив момент, когда Печорин и Максим Максимыч уехали на охоту, Казбич увозит Бэлу. Офицеры бросаются в погоню, и Печорину удается ранить коня Казбича. Видя, что от погони не уйти, мстительный Казбич наносит Бэле смертельную рану. Через два дня мучений девушка умирает. Печорин сильно переживает смерть Бэлы, но внешне кажется спокойным. Вскоре его переводят в другой полк.
II. Максим Максимыч
Автор продолжает свое путешествие с Максимом Максимычем. В одной из придорожных гостиниц они узнают, что там же остановился Печорин, который едет в Персию. Максим Максимыч очень обрадован. Он посылает к Печорину слугу, чтобы сообщить о своем приезде. Пожилой офицер уверен, что его друг поспешит на встречу. Однако Печорин так и не появляется. Максим Максимыч напрасно ожидает его весь вечер и все утро.
Наконец молодой офицер наносит визит. Максим Максимыч с большой радостью бросается к давнему приятелю, но встречает довольно равнодушное к себе отношение. Оскорбленный такой встречей, штабс-капитан решает выбросить дневник Печорина. Но автор забирает тетрадь себе.
11 мая
Главный герой приехал в Пятигорск, снял квартиру и отправился осмотреть окрестности и публику, которая прохаживалась по улицам курортного городка. Внезапно раздумья его прервал знакомый голос. То был его товарищ по службе юнкер Грушницкий. Он получил ранение в ногу и прибыл на воды на неделю раньше Печорина.
Юнкер поведал, что из интересных личностей в городе лишь княгиня Лиговская из Москвы с прелестной молодой дочерью, которую она называет на английский манер Мери. Но Грушницкий к ним не вхож, потому что, по его словам, солдатская шинель – печать отторжения.
В это время московские аристократки, одетые по последней моде, появились в поле зрения товарищей. Печорин отметил, что молодая княжна действительно очень хороша собой, а Грушницкий сильно смутился при виде знатных дам.
После этого рассказчик продолжил свою прогулку в одиночестве, но возвращаясь обратно, застал занимательную сцену у колодца с минеральной водой. Грушницкий обронил на песок стакан и никак не мог поднять его, потому что опирался на костыль, и тут из-под арки, обрамляющей вход в беседку выпорхнула княжна Мери Лиговская. Она пришла на помощь юнкеру, неимоверно при этом смутившись, и поспешно удалилась обратно к своей матушке. После этого дамы проследовали в свой особняк. А Печорин снова подоспел к Грушницкому, осознавая, что симпатия юной княжны к юнкеру вызывает у него чувство зависти.
13 мая
В гости к Печорину зашёл доктор Вернер. Рассказчик весьма тепло описывает своего приятеля. Они познакомились на каком-то званом вечере во время дискуссии метафизического направления, где прониклись взаимным уважением в процессе длительного спора. Позже они сблизились и стали часто общаться и проводить вместе время.
Увидев доктора, Печорин попросил поделиться его какими-нибудь новостями. Вернер с готовностью поведал приятелю, что в гостиной Лиговских, куда он вхож, был давеча разговор о нём, да и о Грушницком тоже.
Грушницким интересовалась княжна Мери, предположив, что столь благородный молодой человек был разжалован в солдаты из-за дуэли. А княгиня же напротив интересовалась Печориным. Когда доктор назвал ей его фамилию, то женщина вспомнила, сколько шуму он в своё время наделал в Петербурге своими похождениями. Мери слушала эти истории с интересом. Так же доктор сообщил, что в доме княгини встретил какую-то их родственницу, чьё имя запамятовал. У этой дамы была родинка на щеке. Упоминание об этом заставило офицера почувствовать волнение.
Вечером Печорин встретил Лиговских, сидящих на лавке в окружении многих молодых людей. Он пристроился поодаль, остановил двоих офицеров, которые проходили мимо и стал веселить их своими анекдотами. Со временем на лавку Печорина переметнулась вся молодежь из окружения аристократок. Это вызвало немалое раздражение и досаду у княжны Мери.
16 мая
Печорин продолжал свою тактику мелкого пакостничества юной княжне. Девушка всё чаще бросала на него презрительные гневные взгляды. Грушницкий, же в свою очередь, безумно влюбился в юную Мери. Всячески искал с ней встречи и мечтал быть приглашённым в княжий дом.
Во время вечерней прогулки наш герой размышлял о женщине с родинкой на щеке, воспоминания о ней заставляли его сердце трепетать. Дойдя до грота, Печорин, как по волшебству, встретил там эту женщину. Оказывается, что он не ошибся в своих предчувствиях – это была знатная дама по имени Вера, с которой у рассказчика были отношения несколько лет назад. Вера рассказала Печорину, что с тех пор она вышла замуж во второй раз, для благополучия сына. Муж её – старый богатый человек, дальний родственник княгини Лиговской. Печорин обещал представиться Лиговским, чтобы встречаться у них с Верой
Так же женщина попросила его волочиться за княжной, чтобы отвлечь внимание от их отношений, которые имели все шансы возобновиться
После разговоров и пылких объятий, Вера отправилась домой. Печорин, чтобы привести в порядок мысли, оседлал горячего скакуна и отправился в степь. На обратном пути он повстречал процессию молодых людей под предводительством Грушницкого и княжны Мери. Выскочив им наперерез, Печорин испугал княжну, на секунду она решила, что он дикарь-черкес. Грушницкий был очень недоволен этой встречей.
Вечером того же дня юнкер важно сообщил Печорину, что был в гостиной княгини, и что Мэри весьма нелестно отзывалась о Печорине. В ответ на что молодой офицер его уверил, что при желании уже следующим вечером он будет в доме аристократок, и даже начнёт волочиться за юной княжной
Грушницкий отнёсся к этому заявлению с недоверием.
Сочинение Печорин и Мери
Господин Печорин поступил безбожно, обманув бедную Мери и ее чувства к молодому человеку. У девушки остался глубокий осадок. Печорин по своей натуре – заядлый эгоист, который разбивает сердца ради самолюбия. Он осознает никчемность таких поступков, но продолжает их свершать.
Мери- противоположность возлюбленному, по своей внутренней натуре. Она наивна, влюбчива, честна. А походка этой юной леди выдавала ее еще детский пыл и жар, что было отмечено многими прохожими.
Изначально девушка умышленно не предает значения ухаживаниям господина Печорина
А тот, в свою очередь, всеми силами пытается привлечь ее внимание: «ворует» ее же поклонников, завлекая их в беседу, всевозможными методами привлекает внимание самой мадам. И ему это удается
Печорин потихоньку отвоёвывает все частицы души Мери. Много раз он находился в нужном месте и в нужное время: спас девушку от нетрезвого нахала на балу, подхватил леди, когда ей стало плохо во время переправы через реку. И именно в этот момент настойчивый юноша поцеловал Мери, когда та облокотилась об спасителя.
И хоть Печорин нарочно пытался показать свое хладнокровие и безразличие к противоположному полу, ему не доставало нежного взгляда Мери, ее присутствия. Он делал это не только ради собственного честолюбия. Он делал это во имя светлой Любви. Он привязывается всем сердцем к госпоже, но ловит себя на мысли, что это лишь привычка, но не более. Привычка, которая его вполне устраивает.
Он разбивает сердце каждой встречной молоденькой девушке. Но зачем? Он сам же задает себе этот вопрос. Печорин- герой своего времени. Он лишь скитается по этому миру без какой-либо боязни.
Сердце Мери разбито, ее жизнь испорчена. А виновник этого именно господин Печорин. Он убил все надежды на мечты. И хоть как молодой человек не пытался найти по крайней мере каплю любви к Мери- ничего не выходило, сердце было спокойно, как пульс покойника. Ни одна струна не вздрагивала от волнения.
Теперь княжна навсегда останется хладнокровной и бесчувственной. Она больше не поверит в такое светлое чувство как любовь. Печорин- негодяй. Он оскверняет и бежит прочь. Данный персонаж не заслуживает и крошки уважения, по моему мнению. Все, чего он достоин- презрение. Единственным оправдывающим фактом может быть лишь то, что родился он и воспитывался в эпоху себе подобных. Было принято скрывать свои истинные чувства, прятаться за маской равнодушия.
История взаимоотношений
Через роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов показал целое поколение пороков. Хотя Печорин является ключевым персонажем романа, читатель может проникнуть в его мировоззрение только с помощью других персонажей, встречающихся на его жизненном пути.
Одна из самых запоминающихся частей сюжета — отношения Печорина и княжны Марии. Их отношения начались легко и естественно, но закончились печально и со скоростью света. Эта история стала еще одним примером того, насколько онемела душа Печорина и равнодушное сердце.
Печорин и Мария познакомились в Пятигорске. После одного из воинских заданий Григория отправили туда, где Марию с мамой лечили минеральными водами. Оба были выходцами из светского общества и благодаря общим друзьям встретились снова. Пекорин сознательно игнорировал Марию, тем самым пробуждая к ней все больший интерес. Он хорошо знал женщин и мог предсказать их будущее поведение. Заранее продумав сценарий, Печорин приглашает Марию на танец. Она с радостью привлекла к себе новую жертву, дав ей возможность влюбиться. Он был доволен собой и даже солдатом. Девушки полюбили друг друга, не оглядываясь, но интерес Печорина быстро угас.
Мария полюбила Печорина, даже не подозревая, что он всего лишь очередная игрушка. Печорин — коварный сердцеед, которому знакомство с Марией принесло только пользу
Помимо новых эмоций, это был отличный повод отвлечь общественное внимание от разговоров об отношениях с замужней Верой
Еще одной причиной интереса Марии было желание Печорина вызвать ревность у Грушниц, поскольку он испытывал к Марии искренние чувства. Девушка не смогла ответить взаимностью. Желая отомстить за свои чувства, которых девушка не ценила, она стала распространять клеветнические слухи о романе Печорина и Марии. Репутация Мэри была испорчена. Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, и лжец был убит. После этого чувства Марии к Пекорину стали еще сильнее, ведь она защищала свою честь, действовала благородно. Он жил в ожидании, что признается ей в своих чувствах, и вместо этого узнал горькую правду о том, что Пекорин не разделяет его чувств и не женится. Ее цель была достигнута, сердце девушки было разбито. Любовь Марии сменилась ненавистью.
Не в первый раз Печорин так поступает с близкими. Он безжалостно обходил их чувства и попирал их любовь.
Характер Печорина
Для начала нужно понять характер главного героя. Надо признать, что это человек по уровню развития выше окружающего его общества. Однако он не смог найти применения своим талантам и способностям. 1830-е годы были тяжелым временем в истории России.
Будущее молодежи того времени было «пустым или темным». Лермонтов в Печорине запечатлел черты подрастающего поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всех времен. Кажется, внутри находятся два человека.
Первый действует, а второй наблюдает за его действиями и обсуждает их, а точнее осуждает их.
Отрицательные черты характера Печорина
В Печорине можно увидеть массу отрицательных качеств, в том числе эгоизм. Хотя Белинский не мог с этим согласиться. Он сказал, что эгоизм «не винит себя», «не страдает». Действительно, Печорину становится скучно среди людей, принадлежащих к «водному обществу”.
Стремление к побегу заключается в том, что герой растрачивает себя на разные мелочи. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, заменяя чеченские патроны. Он очень страдает от скуки и понимает, что жить так, как он живет, — это неправильно. Герой амбициозен и мстителен.
Где бы он ни появлялся, несчастья случаются.
Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера.
Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер в повести представлен свидетелем жизни, чем ее участником.
Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор – лишь сопровождении Печорина. По своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает равнодушным ко всему, не удовлетворенность же Печорина жизни ведет к протесту.
Совет
Активность Печорина свидетельствует о глубинной вере его в людей и тем самым возвышает его над Вернером.
Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах значительно ниже Печорина.
Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что она требует самозабвения: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один – раб другого, хотя часто не один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».
Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из жизненной бури, – говорит он Вернеру перед дуэлью, – я вынес только несколько идей – и не одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Казалось бы, отношение с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствует о безжалостной холодности, жесткости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным.
Постоянный разлад с окружающими и не возможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяется деспотизмом победителя сердец.
Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мери любят его, а счастья ему это не приносит. Да и отношения с ними развиваются не только по его воли.
Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость.
Обратите внимание
Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его.
Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви.
«Жалкая и гадкая роль» Печорина в отношения с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем не благородстве интриги Печорин совершил удивительное: Кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком.
«Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую – единственную – любит, хотя и разлучен с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его не способности любить. Но отношение с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен «безумствовать под влиянием страсти».
Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на «бархатные глаза» еще не чем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне.
«Упрек», «Глубокое отчаяние» и пылкость – вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что «ни когда не делался рабом любимой женщины», с удивлением замечает в себе трепет и боль.
Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, – и я ее не обманул: она – единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть».
Справедливость этих слов и жесткость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнутая местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар – потеря Веры – обрушивается на него, как невыносимое потрясение. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Доктор Вернер – врач на водах, «пользует» местных жителей и приезжающую знать, невысокий, некрасивый, хромой худенький мужчина. С Печориным сошелся по-приятельски, когда оба выяснили, что обладают сходными вкусами, острым умом с некоторым цинизмом. Он из тех людей, которые вначале «поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии» (об этом пишет Печорин).
- Княгиня Лиговская – мать Мери, пухлая, добродушная женщина лет 45, без памяти любящая единственную дочь и готовая ради ее счастья на все.
- Драгунский капитан – близкий приятель Грушницкого, человек постарше его, всегда готовый выпить, «не отягощенный» совестью, с которой легко идет на сделки.