Половое воспитание – что это?
Многие родители совершенно не разделяют половое и сексуальное воспитание. А между тем это совершенно разные вещи:
- Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения. Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
- Сексуальное воспитание рассматривает более узкие вопросы: отношение к телу, сексуальности и собственно сексу. Это знания о том, какие потребности возникают у мужчин и женщин, как их удовлетворять и контролировать, почему нужно защищаться во время полового акта, когда начинать сексуальную жизнь. Сексуальное воспитание формирует ответственность партнеров.
Почему половое воспитание так важно?
Каждый родитель в свое время сталкивается с неудобными вопросами маленьких детей: «Почему я не видел малышей в капусте? Что это у мальчиков между ног?»
Увидев в очереди к врачу, как мама пеленает маленькую девочку, мальчик непременно обратит внимание на иное строение гениталий. В такой ситуации правильно заметить, какая малышка маленькая и беззащитная, что он тоже был когда-то таким
В таком случае ребенок не заострит внимание на теме и воспримет разницу в строении органов как данность. Резкое одергивание, намерение пристыдить, напротив, побудит еще больший интерес или приведет к тому, что ответы на свои вопросы ребенок будет искать в сторонних источниках.
Если замалчивать вопросы половых отношений и сексуальности, придавать им негативный окрас, детское любопытство никуда не исчезнет. Напротив, будет только возрастать. Ребенок будет находить ответы у сверстников, старших товарищей, в интернете, брошюрах и рекламе. И не всегда они будут соответствовать действительности.
С какого возраста нужно начинать?
Самая распространенная ошибка родителей – думать, что дети начинают интересоваться половой жизнью в подростковом возрасте. Часто первый разговор происходит, когда подросток впервые приводит знакомиться девочку или начинает задерживаться на улице допоздна. Это в корне неправильно. Тему полового созревания, функций мужского и женского пола, отношений и института семьи нужно поднимать намного раньше. Половое воспитание начинается в 1–2 года с изучения частей тела. Когда ребенок узнает, где у него ручки, ножки, глазки. Часто уже на этом этапе родители стараются прямо не называть половые органы ребенка или же называют их самыми разными словами-заместителями: червячок, печенька, розочка…
Секс-просвет для всех
Кто умнее – родители с кассетами или дети с интернетом, понять сложно
Но сторонники сексуального образования среди детей и подростков говорят о том, что оно еще очень важно для защиты от возможных посягательств.
Пока одни спорят о необходимости введения полового воспитания в школах, активисты давно начали действовать в рунете.
ЮНЕСКО запустил в российской соцсети «Вконтакте» сообщество «Двор». Там с помощью мемов делятся полезной информацией о контрацептивах, отношениях и способах борьбы с депрессией.
По словам сотрудницы отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александры Илиевой, секс-просвет – это не только контрацептивы и личная гигиена, но и умение защититься от насилия со стороны противоположного пола.
«Подросткам важно знать не только о физиологии, но и о том, как правильно сказать «нет», и у кого попросить помощи в случае оказания давления», — считает Илиева.
Она сожалеет, что группу почти не посещают взрослые. Илиева уверена, что родителям и учителям тоже полезно прочитать и осмыслить информацию, и уже потом передавать ее детям.
Секс-просвещением начали заниматься и русские видеоблогеры. Татьяна Мингалимова, которая обычно берет интервью с поп-звездами на своем YouTube-канале, запустила проект «Подруги». Там она с подругами в баре обсуждает первый секс, виды оргазмов и главные ошибки в ласках.
Все эти темы на специальных мастер-классах и лекциях обсуждаются и со взрослыми, рассказывает специалист по связям с общественностью сообщества «Kinky Russia» Яна Задорожная. По ее словам, техника секса – далеко не главное.
«Мы учим в первую очередь культуре секса – защите и взаимному согласию. Ведь прежде чем учить детей, нужно научить чему-то и взрослых», — заявляет Задорожная. И не согласиться с ней действительно трудно.
Вред сексуального просвещения
Как ни странно, он может иметь место. В России, в условиях тотальной необразованности, не всегда можно найти квалифицированного педагога, который поможет, а не навредит. Неграмотное сексуальное просвещение может вести к травматизации ребёнка, хотя, конечно, этот аргумент оспаривался выше. Низкая квалификация педагога – повод повышать качество образования, а не отказывать детям в знакомстве с самими собой.
Адекватный человек никогда не стал бы агитировать детей к раннему сексу. Вернее, человек, у которого есть хоть какие-то принципы или хотя бы мозги – дети могут рассказать родителям, и тогда будут проблемы.
Стоит об этом помнить, приглашая пропагандистов вместо педагогов.
Тая Романова
Специально для Агентства Особых Новостей (on24.media)
Просмотры: 1 426
Зачем нужно половое воспитание?
Половое воспитание — вопрос, который в нашей стране вызывает много споров. С одной стороны, почти три четверти россиян поддерживают введение уроков сексуального просвещения. С другой, у секс-просвета есть и активные противники, которые утверждают, что подобные уроки в школах «развращают детей» и «рекламируют» сексуальные отношения.
В любом случае, пока в российских школах не организованы уроки полового просвещения, информацию дети получают оттуда, откуда повезет. Однако научные данные, собранные Всемирной организацией здравоохранения совместно с ЮНЕСКО и несколькими другими международными организациями, доказывают, что введение сексуального образования в школах было бы полезным для общества.
Аналитики обобщили результаты 22 систематических обзоров и 77 рандомизированных контролированных исследований, проведенных в разных странах. Более половины этих исследований приходятся на страны с низким или средним уровнем дохода.
И вот к каким выводам они пришли. Исследования подтверждают, что школьные программы сексуального образования позволяют достичь следующих результатов:
- более позднее начало половой жизни;
- снижение частоты половых контактов;
- снижение количества половых партнеров;
- сокращение рискованного поведения;
- более частое использование контрацепции.
Сексуальное образование, по данным ученых, способствует формированию правильных установок в отношении сексуального и репродуктивного здоровья — и таким образом снижает риски заражения ВИЧ-инфекцией и инфекциями передающимися половым путем.
Соответственно, школьный секспросвет не приводит к повышению сексуальной активности, распространенности рискованного сексуального поведения или BППП/ВИЧ.
Социальная экономика
Секспросвет: что россияне думают о половом воспитании
Чему учили в советских школах?
Например, в учебнике А.М.Цузмера 1984 года издания, по которому учились все советские школьники, не существовало раздела о строении женских и мужских половых органов. Все начиналось с половых клеток и оплодотворения. А вот как сперматозоиды попадали в гости к яйцеклетке, оставалось загадкой.
Может быть, именно поэтому долгое время самым популярным средством советской контрацепции был аборт. В перестроечные годы в старших классах появился факультативный курс «Этика и психология семейной жизни», в котором делались первые робкие попытки поведать школьникам про «ЭТО».
Но учителя в основной своей массе стеснялись рассказывать, а школьники стеснялись спрашивать. Поэтому изучение глав тоненького пособия о гигиене юноши и девушки чаще всего задавались для домашнего чтения.
К 1986 году немного исправился учебник — в нем появились рисунки женской и мужской половых систем в разрезе.
Вместе с ветром перемен в страну хлынул огромный поток информации, в том числе и сексуального толка. Причем на одном и том же лотке могли лежать рядом газетка откровенно порнографического содержания, псевдонаучная брошюрка с «народными» советами по предохранению от беременности и действительно заслуживавшее внимания «Введение в сексологию» Игоря Кона.
Общепринятой позиции государства не было, единой образовательной концепции тоже, поэтому каждый выбирал для себя источник информации самостоятельно.
Нужно ли вообще говорить с детьми о сексе?
По словам Татьяны Дмитриевой, проблема не в том, что человек не способен без подсказки разобраться в отношениях между полами. Если бы мы росли в информационном вакууме, возможно, наши естественные инстинкты и ощущения подсказали нам, что делать.
Но мы находимся не в вакууме, а в информационной среде, наполненной сексом и сексуальностью. И дело не только в порнографии, которая доступна любому ребенку, который освоил гаджеты (хотя порно само по себе может нести большой вред, создавая искаженное представление о сексе).
В музыкальных клипах, фильмах, видео, рекламе — по сути, везде — постоянно проскакивает репрезентация секса в том или ином виде. Это изображения полуобнаженных людей, шутки, намеки. Правило sex sales («секс продает») активно применяется в рекламе любых товаров — от косметики до квартир.
Социальная экономика
Теперь любовь к себе: как меняется восприятие Дня святого Валентина
«В такой среде рассказывать, что такое секс, как он устроен и для чего он нужен, как сделать сексуальные отношения здоровыми и гармоничными и как они происходят естественным образом, очень важно. Потому что когда секс представлен как способ продавать товары и получать быстрый дофамин, возникает искаженная картинка», — считает Татьяна Дмитриева
Анатомия
Начнем с анатомии. Сейчас я вам опишу голого человека, а вы скажете мне, кто это – мужчина или женщина. Голова, лицо, шея, туловище, пупок, две руки, две ноги.
Непонятно, кто? Конечно, потому что я не назвала половые признаки. Это особенности тела, которые позволяют нам понять, кто перед нами: мужчина или женщина.
Половые признаки бывают первичные и вторичные. Первичные – это половые органы, а вторичные – это тембр голоса, волосяной покров, мускулатура, рост.
Сначала назову половые органы.
У мужчины это пенис и мошонка, внутри мошонки прячутся яички. Яички вырабатывают семенную жидкость – сперму. Греческое слово sperma переводится как семя. Сперма состоит из мужских половых клеток – сперматозоидов. Рассмотреть их можно под микроскопом – они похожи на головастиков и очень подвижны. Их еще называют живчиками.
Пенис имеет утолщение на конце – это головка, на ней маленькая дырочка – мочеиспускательное отверстие. Через это отверстие также выливается (извергается под давлением, как лава вулкана) сперма.
Как видим, у мужчины все его мужское достоинство находится снаружи и одно общее отверстие для выхода мочи и спермы.
А вот у женщины половые органы находятся снаружи и внутри. Наружные половые органы похожи на губы (их так и называют – половые губы, большие, а под ними – малые), а еще – на морскую раковину. Если приоткрыть «раковину», будет видна телесно-розоватая слизистая поверхность, малые половые губы, вверху маленький «язычок» – это клитор, а ниже два отдельных отверстия – маленькое мочеиспускательное и побольше, эластичное – это вход в лоно.
Вы все слышали выражение «материнское лоно», правда? Лоно, вагина, влагалище – это три названия мышечной трубки, которая ведет к матке. Vagina – на латыни означает ножны, футляр. Почему такое название? В ножны вкладывают меч. В вагину входит пенис.
Матка – это мешочек из мышечной ткани, в форме груши, небольшого размера. Стенки матки эластичны, при беременности они растягиваются, чтобы в нее мог поместиться растущий ребенок. В матке женщина вынашивает ребенка целых 9 месяцев. Из матки он движется вниз и рождается на свет из лона матери. Справа и слева от матки – два яичника, в которых хранятся яйцеклетки. Яичники соединены с маткой полыми трубками.
У женщины, в отличие от мужчины, хорошо развиты грудные железы, которые называют молочными, ведь грудным молоком женщина кормит младенца.
У мужчин и у женщин растут волосы на лобке, то есть внизу живота.
У мужчин растут волосы также на лице – усы, борода, на груди, иногда даже на спине, у них волосатые руки и ноги. Тело у них более мускулистое, они более рослые, голос у них – низкий. У женщин гораздо меньше волос на теле, немного – на руках и ногах, на лице волосы не растут.
Все это можно увидеть и услышать. Но есть различия между мужчиной и женщиной, которые не видны глазу. Это различия в их психологии. Например, к сексу мужчины и женщины относятся по-разному. Об этом мы подробно поговорим позже, а пока вернемся, как я обещала, к описанию полового акта.Что такое половой акт? Это физическая близость между мужчиной и женщиной, во время которой пенис проникает в лоно, совершая поступательные движения. Это похоже на движения поршня внутри шприца (демонстрирую с помощью одноразового шприца без иголки). Для того чтобы такое проникновение стало возможным, мужчина и женщина принимают специальные позы (показываю рисунки с 3–4 основными позами). Половой акт заканчивается семяизвержением – из отверстия полового члена вылетает сперма.Как выглядит сперма? Сперма – это полужидкая масса беловатого цвета, с резким запахом, вязкая и липкая на ощупь. При попадании на одежду или постельное белье оставляет пятна.Что такое сексуальные ласки? Половой акт обычно сопровождается объятиями и поцелуями. Но только объятия и только поцелуи не являются сексом, это ласки. Бывают ласки словесные – ласковые слова, когда мы говорим: милый, хороший, любимая, родная, солнышко и т.д. И бывают ласки телесные – поглаживания, поцелуи и объятия. Словесные и телесные ласки далеко не всегда связаны с сексом: мама ласкает своего ребенка, отец хвалит сына и обнимает его за плечи, подруги обнимаются, родственники целуются. Это простые проявления нежности и дружбы.
Сексуальные ласки более смелые – это поглаживания обнаженного тела, половых органов, поцелуи в губы. Такие ласки называются интимными.
Вы должны знать, что интимные отношения с детьми и подростками, не достигшими половой зрелости, являются уголовным преступлением. То есть за такие действия сажают в тюрьму. В случае если вас склоняют к интимной близости, вы должны обратиться за защитой к родителям. Я также готова прийти вам на помощь, если понадобится. Подробнее у нас будет отдельное занятие на эту тему.
Риски и проблемы
Занятие сексом в школьных помещениях нередко сопровождается рисками и проблемами, которые могут нанести ущерб как здоровью участников, так и школе в целом.
- Несоблюдение безопасности. Все происходящее в школе должно соответствовать нормам безопасности, однако, занимаясь сексом в школьных помещениях, ученики ставят под угрозу свои жизни и здоровье. Например, попытка забраться на крышу здания или заниматься сексом на лестнице может привести к травмам и падениям.
- Негативное влияние на психологию. Практика секса в школьной стенах может оказать отрицательное воздействие на психику учеников. Они могут почувствовать себя невыразимо замкнутыми и неудовлетворенными, а также страдать от чувства вины и стыда.
- Нарушение дисциплины. Занятие сексом в школе является серьезным нарушением дисциплины и могут привести к серьезным негативным последствиям как для учеников, так и для самой школы. Ученики могут быть нуждающимися в дисциплинарных мероприятиях, а школа может столкнуться с негативным отзывом со стороны родителей и общественности.
- Риск заражения половыми инфекциями. Без адекватной защиты и профилактики занятие сексом может привести к заражению половыми инфекциями, которые могут вызвать серьезные заболевания.
- Сексуальное насилие. Занятие сексом в школьных помещениях может привести к сексуальному насилию, и жертвой его может стать любой ученик. Данный вид насилия может привести к серьезным травмам и необходимости психологической помощи.
В итоге, занимаясь сексом в школьных помещениях, ученики ставят под угрозу свои жизни, здоровье и образование
Поэтому крайне важно обучать школьников правилам безопасности и здоровья, а также предоставлять им информацию о том, какими последствиями может быть интимная жизнь, проводимая в неподходящих местах
Что не так с уроками секспросвета
У программ полового просвещения четкие цели, главные из них — снизить уровень беременностей подростков, венерических болезней и распространения ВИЧ. Эти темы широко представлены в учебных блоках — порой даже слишком широко. Неудивительно, что у школьников складывается впечатление, что интимные отношения — это сплошные опасности.
Джонатан Гловер, психолог из Университета Родса (ЮАР) и исследователь просветительских программ в Южной Африке, критикует такой подход:
Сегодня в США только 39 штатов и округ Колумбия половое воспитание в государственных школах, и лишь в 17 требуется, чтобы знания, которые дают детям, были точны с точки зрения медицины
В 29 штатах программы должны говорить о важности воздержания, в 19 — что сексом стоит заниматься только в браке
Что же могут узнать российские школьники о сексуальной сфере? Темы, относящиеся к вопросам пола, представлены в самом конце учебника анатомии за 8-й класс, в разделе «Индивидуальное развитие организма». В него входят такие параграфы: «Жизненные циклы. Размножение»; «Развитие зародыша и плода. Беременность и роды»; «Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем» и сразу за этим «Развитие ребенка после рождения». На изучение всего раздела отводится 4 часа.
Возможное решение — привлекать к разработке программ секспросвета самих подростков. Те дети, мнения которых все-таки спросили, сообщили, что половое воспитание должно быть повеселее, меньше запугивать и углубляться в анатомические подробности
Лучше акцентировать внимание на том, как говорить о сексе и своих желаниях с партнером
Другая проблема — шовинизм и гомофобия в обучении. Это не только взгляды отдельных людей и групп, они поддерживается установками сверху. Так, в американских школах, в которых действует запрет на так называемую рекламу гомосексуалов, педагоги реже дают информацию о проблемах, с которыми сталкиваются ЛГБТ-подростки, и чаще формируют негативное представление об однополых союзах.
Зачатие от одного касания и «тайны» от священника
Александра Сотова, 25-летняя продавец-кассир из Волоколамска, в августе этого года родит своего первого ребенка, девочку. И она хотела бы, чтобы половое просвещение будущей дочки проходило не так, как у нее.
«Нам рассказывали, что зачатие может произойти чуть ли не от любого прикосновения парня к девушке», — уверяет она.
Правдиво о защите начали рассказывать только в колледже, но в 16 лет эта информация была актуальна уже не всем, так как в каждой группе было по 2-3 беременных студентки.
Также в школы для бесед о нравственности иногда приглашают батюшек, рассказывает 26-летняя учитель-логопед Татьяна Грибанова. А их компетенция в этом вопросе вызывает большие сомнения.
«Представителей было двое, батюшка и его жена. Они рассказывали, что информация от всех партнеров женщины передаётся её ребёнку, и приводили пример: «Если попытаться скрестись кобылу и зебру, а потом ту же кобылу с жеребцом, то родятся полосатые жеребята».
Ситуация, в которой священник без согласования с епархией делится со школьниками своей личной «псевдонаучной» точкой зрения, является недопустимой, заявляет руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков, однако такие случаи происходят не так уж редко.
«Подобные высказывания не соотносятся с позицией церкви, это частная позиция конкретного человека. В этом случае родители имеют полное право пожаловаться в администрацию школы или епархию», — утверждает он.
При этом все визиты священнослужителей проходят исключительно с согласия самой администрации школы.
«Часто школы просят принять участие в воспитательных процессах. Администрация и учителя порой не знают, что делать с тем нравственным и моральным состоянием детей, с которым они сталкиваются каждый день», — объясняет Волков.
(Не)детский взгляд
Тем не менее, в некоторых российских школах уроки полового воспитания существуют. О том, как это выглядит на практике, нам на условиях анонимности рассказали недавние выпускники школ из разных регионов.
В одной из школ Челябинска такие занятия проводятся уже пять лет. Ведет их учительница ЛФК, готовая объяснить детям, как правильно жить.
В муниципальной школе города Уфы полового воспитания не было вообще.
В гимназии № 155 Санкт-Петербурга проводили «разовые акции» сексуального просвещения для учеников старших классов:
В одной из муниципальных школ Твери ученица 11 класса Диана (выпуск 2020 года) хотела самостоятельно ввести такие уроки в школе. Девушка была членом школьного совета, напрямую говорила с завучем об этой идее и даже нашла подходящего специалиста, который провел такой урок в ее классе:
Пропаганда сексуального воздержания – панацея?
Разумеется, нет. Подростку, у которого бушуют гормоны, совсем не интересны рассказы о высокой нравственности, во всяком случае, если говорить о большинстве. Тем более, не стоит забывать, что в таком возрасте как раз начинается бунт против условностей и правил. Неужели можно предположить, что не будет искушения нарушить запрет, который наложил взрослый?
Стоит заметить, что подростки в любом случае будут заниматься сексом. Во всяком случае, большинство. Просто давайте взглянем на статистику: среди опрошенных 650 учениц ПТУ в возрасте 17 лет не нашлось ни одной девственницы. Более того, 40% школьниц в возрасте 15 лет уже занимались сексом, причём каждая пятая из них лишилась невинности ещё до 13. В среднем, возраст начала половой жизни в России – 16 лет. Не стоит забывать, что раннее начало половой жизни ведёт к гинекологическим заболеваниям, например, расстройствам менструального цикла у девочек.
Анатомия
Начнем с анатомии. Сейчас я вам опишу голого человека, а вы скажете мне, кто это – мужчина или женщина. Голова, лицо, шея, туловище, пупок, две руки, две ноги.
Непонятно, кто? Конечно, потому что я не назвала половые признаки. Это особенности тела, которые позволяют нам понять, кто перед нами: мужчина или женщина.
Половые признаки бывают первичные и вторичные. Первичные – это половые органы, а вторичные – это тембр голоса, волосяной покров, мускулатура, рост.
Сначала назову половые органы.
У мужчины это пенис и мошонка, внутри мошонки прячутся яички. Яички вырабатывают семенную жидкость – сперму. Греческое слово sperma переводится как семя. Сперма состоит из мужских половых клеток – сперматозоидов. Рассмотреть их можно под микроскопом – они похожи на головастиков и очень подвижны. Их еще называют живчиками. Пенис имеет утолщение на конце – это головка, на ней маленькая дырочка – мочеиспускательное отверстие. Через это отверстие также выливается (извергается под давлением, как лава вулкана) сперма.
Как видим, у мужчины все его мужское достоинство находится снаружи и одно общее отверстие для выхода мочи и спермы.
Матка – это мешочек из мышечной ткани, в форме груши, небольшого размера. Стенки матки эластичны, при беременности они растягиваются, чтобы в нее мог поместиться растущий ребенок. В матке женщина вынашивает ребенка целых 9 месяцев. Из матки он движется вниз и рождается на свет из лона матери. Справа и слева от матки – два яичника, в которых хранятся яйцеклетки. Яичники соединены с маткой полыми трубками.
У женщины, в отличие от мужчины, хорошо развиты грудные железы, которые называют молочными, ведь грудным молоком женщина кормит младенца.
У мужчин и у женщин растут волосы на лобке, то есть внизу живота.
У мужчин растут волосы также на лице – усы, борода, на груди, иногда даже на спине, у них волосатые руки и ноги. Тело у них более мускулистое, они более рослые, голос у них – низкий. У женщин гораздо меньше волос на теле, немного – на руках и ногах, на лице волосы не растут.
Все это можно увидеть и услышать. Но есть различия между мужчиной и женщиной, которые не видны глазу. Это различия в их психологии. Например, к сексу мужчины и женщины относятся по-разному. Об этом мы подробно поговорим позже, а пока вернемся, как я обещала, к описанию полового акта.
Что такое половой акт? Это физическая близость между мужчиной и женщиной, во время которой пенис проникает в лоно, совершая поступательные движения. Это похоже на движения поршня внутри шприца (демонстрирую с помощью одноразового шприца без иголки). Для того чтобы такое проникновение стало возможным, мужчина и женщина принимают специальные позы (показываю рисунки с 3–4 основными позами). Половой акт заканчивается семяизвержением – из отверстия полового члена вылетает сперма.
Как выглядит сперма? Сперма – это полужидкая масса беловатого цвета, с резким запахом, вязкая и липкая на ощупь. При попадании на одежду или постельное белье оставляет пятна.
Что такое сексуальные ласки? Половой акт обычно сопровождается объятиями и поцелуями. Но только объятия и только поцелуи не являются сексом, это ласки. Бывают ласки словесные – ласковые слова, когда мы говорим: милый, хороший, любимая, родная, солнышко и т.д. И бывают ласки телесные – поглаживания, поцелуи и объятия. Словесные и телесные ласки далеко не всегда связаны с сексом: мама ласкает своего ребенка, отец хвалит сына и обнимает его за плечи, подруги обнимаются, родственники целуются. Это простые проявления нежности и дружбы.
Сексуальные ласки более смелые – это поглаживания обнаженного тела, половых органов, поцелуи в губы. Такие ласки называются интимными.
Вы должны знать, что интимные отношения с детьми и подростками, не достигшими половой зрелости, являются уголовным преступлением. То есть за такие действия сажают в тюрьму. В случае если вас склоняют к интимной близости, вы должны обратиться за защитой к родителям. Я также готова прийти вам на помощь, если понадобится. Подробнее у нас будет отдельное занятие на эту тему.
Какая польза от уроков полового воспитания
Снижение уровня подростковой беременности
Статистика показывает, что чем выше уровень секспросвета в стране, тем реже встречаются подростковые беременности среди девушек 15–19 лет.
Самые высокие показатели подростковой беременности зарегистрированы в Киргизстане, Таджикистане и Грузии — 38–39 случаев из 1000. В России — 23 случая из 1000. Во Франции — 22 из 1000. Великобритания — 14 из 1000. Германия и Швеция — 6 из 1000. Нидерланды бьют рекорд — 4 из 1000.
В США цифры разнятся в зависимости от штата и программы секспросвета, которая там принята. Например, в Арканзасе, где программа секспросвета не расширена, на 1000 девушек приходится 35 подростковых беременностей. В Нью-Гэмпшире самый низкий показатель — 10 из 1000. Программу секспросвета штата оценивают как одну из лучших в стране.
Профилактика венерических заболеваний
Кроме контрацепции на уроках секспросвета рассказывают о возможных заболеваниях и способах их предотвратить. Например, Оливия Ричман, врач и популяризатор полового воспитания, говорит, что секс-образование помогает бороться с распространением вируса папилломы человека. Статистика показывает, что только половина населения США знает о вакцине против ВПЧ.
Сексуальное образование — не единственный фактор, который влияет на уровень заболеваемости. Но благодаря ему подростки чаще используют средства защиты во время секса, а значит, снижают вероятность передачи болезни половым путём. Например, в Германии, Нидерландах, Австрии, Бельгии и Швейцарии самый низкий уровень венерических заболеваний: 1,6% в Германии, 1,1% в Нидерландах, 0,8% в Австрии, 2% в Швейцарии. Для сравнения, в России уровень составил 39,5%.
Улучшение качества секса и культуры общения
Учёная и секс-просветительница Виктория Белтран призвала ввести в американскую программу сексуального образования уроки про удовольствие. Под этим она подразумевает честный разговор с детьми и подростками о мастурбации, культуре согласия, позитивном отношении к своему телу.
Виктория Белтран считает, что расширенное сексуальное образование снизит не только уровень подростковой беременности и венерических заболеваний, но также случаи харассмента и сексуализированного насилия. Белтран верит, что сексуальное образование научит людей любви к себе, хорошему сексу и уважительному отношению к другим.
С кого брать пример
Самыми прогрессивными странами в вопросах полового воспитания считаются Швеция, Нидерланды, Бельгия и Германия. Их программы ориентированы на образовательные стандарты Европейского регионального бюро ВОЗ, они последовательны и креативны. В Швеции секс-просвещение в обязательном порядке было введено в школы еще в 1955 году.
Для учеников снимают фильмы, которые без морализаторства отвечают на вопросы, волнующие подростков, например «Можно ли забеременеть, если принять ванну с водой, в которую эякулировал мальчик?» и подобные.
Массу проектов разрабатывает голландский международный экспертный центр по сексуальному и репродуктивному здоровью Rutgers. Для обучения там используют такие подходы, о которых русский школьник, прочитавший параграф о ЗППП, может только мечтать.
Игра — это интерактивные обучающие ролики по темам курса секспросвета. Подросток выбирает персонажа, смотрит на сложную ситуацию его глазами и принимает решение о том, как тот поступит. Потом можно прочитать комментарий от педагогов о том, что именно было не так, но гораздо доходчивее об этом говорят набранные в игре очки.
Проекты центра Rutgers внедряются в учебные программы в разных странах мира.
Некоторые дети и в 13 лет не могут произнести вслух слова «пенис» или «вагина». В Европе голландский центр ведет свои занятия с детьми начиная с 4–5 лет. В начальной школе дети изучают темы «Тело и самооценка», «Секс и медиа», «Моя устойчивость». Если люди с раннего возраста знают, как называются части тела, и понимают, что модель из рекламы колготок не эталон женской красоты, позже у них не будет проблем с принятием собственного тела.
Однако в других частях мира этот опыт не только не перенимают, но и высмеивают и крутят пальцем у виска. Так, в 2015 году шведский ролик для малышей про пенис и вагину произвел фурор в рунете.
Некоторые фразы из песни в ролике переводятся так: «Вот идет пенис собственной персоной», «Вагина — это круто, поверьте, даже у старой женщины. Она элегантна»
Люди радовались, что растят детей в России, где ничего подобного нет. При этом в стране с каждым годом растет количество зараженных ВИЧ.
Уроки полового воспитания выглядят необходимостью, но тут мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны, секс — приятная часть здоровой взрослой жизни, с другой — это темная сторона реальности, которая должна быть скрыта от детей якобы в их же интересах.