Основные принципы
- Постулатом поведенческой терапии является идея о том, что шаблоны поведения играют решающую роль в развитии психологических расстройств. Например, при депрессии социальная изоляция является не только следствием депрессии, но и фактором, который утяжеляет депрессивное состояние пациента. Предполагается, что поведение может быть изменено с помощью применения тех или иных терапевтических методов.
- В поведенческой терапии используются лишь методы, эффективность которых была подтверждена экспериментальным путём, причем предпочтение отдается техникам, которые имеют однозначно позитивное влияние.
- Исходным пунктом терапии является проблема, которая беспокоит пациента в данный момент. Одним из основных принципов поведенческой терапии является правило «здесь и теперь».
- «Принцип минимального вторжения» (Kafner, 1991) постулирует, что в поведенческой терапии следует вмешиваться во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это необходимо для решения его актуальных проблем.
- Относительность понятий «здоровье-болезнь» и «норма-отклонение». Поведенческий терапевт не навязывает клиенту свои представления о том, что является нормальным и здоровым поведением — целью терапии является выработка поведения, которое будет оптимальным и желательным для данного конкретного клиента.
- В поведенческой терапии обычно терапевт играет активную и директивную роль. Техника «выговаривания» своих проблем и переживаний в поведенческой терапии не приветствуется. Пациент главным образом отвечает на вопросы, которые ему задают, и выполняет упражнения, которые рекомендует терапевт. Терапевт обычно работает по заранее выработанному плану, от которого он не отступает без необходимости.
- Одной из особенностей поведенческой терапии является то, что в ней иногда используется помощь членов семьи пациента (с согласия пациента), например, для выполнения «домашних заданий», для помощи при самонаблюдении, для усиления мотивации, и т. д.
Теория оперантного обусловливания (условные операции)
При оперантном обусловливании поведение определяется не только предшествующими стимулами, но также и различными результатами, которыми оно сопровождается.
Основы оперантного обусловливания заложил бихевиорист Б. Ф. Скиннер, он также попытался применить их к сложным формам поведения.
Оперантное обусловливание принимает во внимание последствия действий. Это поднимает фундаментальный вопрос: как на поведение может влиять его результат?. Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей
То есть между результатом и поведением есть прямая связь
Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей. То есть между результатом и поведением есть прямая связь.
Однако эта концепция полностью противоположна позиции бихевиоризма, согласно которой любые предположения о внутренних состояниях ума, ценностях или намерениях являются ненаучными.
Второй вариант – результат влияет на поведение, но косвенно. Чтобы узнать как, нужно лишь описать внешние условия, вызывающие поведение, и последствия, связанные с ним.
Именно этот ответ Скиннер принимает за основу в своих исследованиях.
Различия между условной реакцией и условной операцией
Существует два основных момента, проясняющие различие между обусловливанием и оперантным обусловливанием:
При обусловливании внешним стимулом поведение животных или людей не сопровождается конкретными последствиями для окружающей среды.
При оперантном обусловливании поведение людей или животных оказывает влияние на окружающую среду, и именно оно позволяет определить, будет ли поведение повторяться.
В условной реакции поведение связано с рефлексами: оно представляет собой реакцию на определенный стимул. В оперантном обусловливании реакции на стимулы рассматриваются не как рефлексы, а как сложное поведение.
Оперантное обусловливание в образовательной сфере
Заложив основы оперантного обусловливания, бихевиорист Б.Ф. Скиннер в 1960-х годах начал применять их в области образования и терапии.
По мнению Скиннера, целью любого обучения является создание новых форм поведения у ученика. Таким образом, обучение – это не что иное, как создание условий, в которых находятся учащиеся. Этот принцип называется “программируемым обучением”.
Программированное обучение требует установки образовательной цели (желаемое поведение) и определения шагов, которым необходимо следовать (педагогическое развитие) для ее достижения.
Скиннер выступал за систему образования, соответствующую следующим критериям:
- Непрерывное взаимодействие ученика и преподаваемой дисциплины;
- Преподавание только той части дисциплины, которая наиболее близка текущим возможностям ученика;
- Обучение должно соответствовать возможностям ученика и обязательно приводить к увеличению знаний;
- Ученик должен активно интересоваться дисциплиной и видеть свои результаты в ее изучении;
- Возможность ошибок в обучении должна быть минимизирована.
Чтобы неукоснительно соблюдать эти критерии, Скиннер разработал «обучающую машину», которая в некотором смысле является прародителем образовательного программного обеспечения, используемого сегодня.
Однако энтузиазм Скиннера по созданию новой образовательной системы встретил культурное сопротивление, и его программа была оспорена.
Оперантное обусловливание в терапии
В дополнение к образовательной сфере Б.Ф. Скиннер разработал программы обусловливания в области терапии.
До Скиннера поведенческая терапия основывалась на классических процедурах дезактивации, разработанных на основе работ Павлова.
Скиннер предложил заменить эти процедуры терапевтическими методами, основанными на оперантной обусловливаемости. Речь идет о замене нежелательного поведения на желательное через вмешательство терапевта.
Модификация нежелательного поведения может также выполняться самим пациентом. Этот тип поведенческой терапии требует хорошего самоконтроля. Он включает в себя обучение пациента контролировать стимулы, связанные с проблемным поведением.
Бихевиоризм в психологии
Ключевая идея данного направления психологии заключается в том, что всё поведение человека является следствием не мыслей и чувств, а реакции на внешние стимулы. Таким образом, всегда должна присутствовать связка из двух элементов:
- Стимул. Некое воздействие внешнего мира, произошедшее в данный момент или оказавшее влияние на человека ранее.
- Реакция. Действия, предпринимаемые для того, чтобы приспособиться к воздействию.
Часто присутствует также третий элемент – подкрепление. Это дополнительный фактор, который может повлиять на решение человека. Возможны две формы подкрепления:
- положительное (побуждает отреагировать и запомнить эту реакцию как правильную);
- отрицательное (заставляет воздержаться от реакции и воздерживаться от неё впредь).
В качестве положительного подкрепления может выступать похвала или поощрение. В качестве отрицательного – критика или наказание.
Внутренние мотивы бихевиористы не рассматривают в качестве факторов, обуславливающих поведение. При этом они их не отрицают, но считают, что они крайне сложны для объективного изучения, поэтому будут негативно влиять на точность научной модели. В самом определении того, что такое бихевиоризм, заложено утверждение, что в нём рассматриваются только внешние стимулы и следующие за ними реакции.
Исследования бихевиоризма имеют две основных цели:
- Предугадать реакцию, зная стимул (или набор стимулов).
- Определить стимул по реакции (или для вызова реакции).
Изначально психологи считали, что поведение человека является непредсказуемым и зависит от множества внутренних факторов, которые невозможно учесть. Но после того, как бихевиоризм стал одним из ключевых направлений в психологии, концепция несколько поменялась. Понимание того, какие стимулы могут провоцировать определенные поступки, позволяет не только предсказывать поведение человека, но и влиять на него, достигая желаемого результата.
Что такое поведенческий подход?
Поведенческий подход исследует, как человек взаимодействует с окружающей его средой, какие мотивы и стимулы находятся за его действиями, а также как эти действия влияют на его внешнюю и внутреннюю среду.
Основная идея поведенческого подхода заключается в том, что поведение может быть объяснено и предсказано с помощью изучения внешних стимулов и реакций на них. Исследователи, работающие в рамках этого подхода, стремятся выявить закономерности и общие принципы, которые объясняют поведение людей.
Поведенческий подход находит применение в различных областях психологии, таких как клиническая психология, социальная психология, организационная психология и другие. Изучение поведенческих шаблонов и закономерностей помогает понять, каким образом человек взаимодействует с другими людьми, принимает решения, развивается и адаптируется к изменяющимся условиям.
Исторический аспект возникновения бихевиоризма[править]
Начало XX века ознаменовалось возникновением в Америке нового направления психологии – бихевиоризма (поведенческой психологии). Бихевиоризм радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание (отсюда и название – от англ. behavior, поведение).
Отказавшись от понятий психики и сознания, бихевиоризм вместо понятия внутреннего опыта стал говорить об индивидуально приобретённом опыте поведения.
Философской основой бихевиоризма явились позитивизм и прагматизм.
Эдвард Ли Торндайк (31 августа 1874, Вильямсбург, штат Массачусетс — 9 или 10 августа 1949, Монтроз, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог, один из пионеров бихевиористского движения. Президент Американской психологической ассоциации с 1912 по 1939 годы. Опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания.
Джон Бродес Уотсон (9 января 1878 — 25 сентября 1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма. Уотсон утверждал, что предметом психологии могут быть лишь прямо наблюдаемые явления, такие как различные реакции человека и животных.Он пришёл к выводу, что поведение легче поддаётся наблюдению и изучению, чем человеческое осознание и чувства. Важную роль на становление взглядов Д.Уотсона сыграли работы русских учёных И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
Иван Петрович Павлов(14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — наиболее известный на западе русский физиолог, традиционно признаваемый одним из отцов-основателей науки о поведении. Павловская схема условного рефлекса и лежащего в его основе классического обусловливания обязательно присутствует в любом учебнике терапии поведения, на схему формирования условного рефлекса ссылаются все виднейшие бихевиористы, многие называют Павлова своим учителем.
И.П.Павлов предположил и доказал, что новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым (условным) раздражителем. Таким образом, все поведение человека может быть понято, изучено и предсказано на основе знания цепочки условных рефлексов, механизмов их формирования и затухания. Новый подход к определению предмета психологии сложился под влиянием работ Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927).
Владимир Михайлович Бехтерев (20 января 1857, Сарали (ныне Бехтерево, Елабужский район) — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик
Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науке о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.
Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей анализа поведения.
Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником – интроспективной концепцией – утрачивалось при решении конкретных научных проблем.
Бихевиоральный подход показывает высокую эффективность для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В более сложных, запутанных, «личностных» случаях, касающихся не просто поведения, а ценностей и образа жизни, использование бихевиоральных методов неустойчиво и дает недолговременный эффект.
Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения.
Что такое бихевиоризм?
Бихевиоризм – это научное направление в психологии, изучающее поведение людей и животных. В его основе лежит предположение, что наше поведение обусловлено прежде всего реакцией на внешние события, как текущие, так и отложившиеся в наших воспоминаниях. На первых этапах своего становления бихевиоризм ориентировался на постулаты Ивана Павлова, известного своими работами по изучению рефлексов у животных и человека.
Ранние идеи бихевиоризма озвучивались ещё в конце XIX века, но впервые его концепцию сформулировал в 1913 году американский психолог Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958), который и считается основателем данного направления.
Важно понимать, что на тот момент психология была молодой наукой, которую не все принимали, считая её постулаты слишком сомнительными как для научной дисциплины. Уотсон стремился найти принципы, которые превратили бы психологию в более точную науку, основывающуюся на объективных исследованиях
Множество версий
Первоначальная теория поведенческого подхода к изучению реакций живых существ на те или иные факторы стала настоящим резонансом в мире психологии. Исследованием данной тематики занимались, как бы это пошло ни звучало, все кому не лень, и потому выдвигались порою самые нелепые суждения. Но среди них время от времени всплывали и весьма стоящие мысли, которые после превращались в полноценные виды поведенческого подхода, ну или разновидности. По сути, каждый из них говорит правду — это как сравнивать суждение Уотсона и Скиннера. Поэтому каждый современный психолог сам решает, какая именно теория ему ближе, и руководствуется ею. Предлагаем поочередно ознакомиться с каждой из них.
Обусловливаемость человека
После изучения работ Павлова Дж. Б. Уотсон пришел к выводу, что исследования обусловловливаемости животных дают ключ к изучению поведения человека.
Идея Уотсона, как и всей поведенческой психологии, заключается в том, что условные рефлексы являются основой поведения человека во всех жизненных ситуациях.
Примеры человеческой обусловливаемости
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Уотсон вместе с Р. Рейнер в 1920 году провели один из самых неэтичных экспериментов за всю историю психологии (подробности – тут). Исследователи пытались внушить 11-месячному ребенку по имени Альберт страх перед крысами.
Делали исследования: до эксперимента Альберт был довольно спокойным ребенком. В начале Уотсон и Рейнер дали ему белую крысу, с которой можно было поиграть. Альберт выглядел восхищенным и не проявлял никакого страха.
Убедившись, что маленький Альберт не боялся крыс, исследователи стали издавать громкие звуки каждый раз, когда давали крысу ребенку. Удивленный Альберт начинал плакать в такие моменты.
Затем Альберт стал плакать и дрожать даже при виде крысы. Таким образом крыса, которая была нейтральным стимулом, стала условным стимулом, вызывающим страх.
Кроме того, страх перед белой крысой распространился на другие мохнатые и белые объекты, такие как белые кролики, борода Санты, хлопок и т.д.
Бихевиоризм: кратко о самом главном
Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.
Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с мотивационным состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.
Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.
Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.
Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.
Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.
Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.
По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.
О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне
Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением
Как применяют бихевиористский подход в обучении
Пересказывать историю бихевиоризма можно долго, ведь вышеперечисленные учёные — далеко не единственные, кто работал над выяснением поведенческих стратегий обучения. Например, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Альберт Бандура также немало повлияли на развитие бихевиоризма.
Вот основные принципы, которые формируют методическую основу подхода.
Обучение в бихевиоризме — это не новые знания, а новое поведение.
Поведение учащихся формирует окружающая среда. Причём как в учебном классе, так и дома. Если учитель осведомлён об особенностях жизненной ситуации ученика, то способен лучше понимать его поведение.
Положительное подкрепление помогает мотивировать учащихся и повышает эффективность обучения. А отрицательное подкрепление лучше использовать пореже. Кроме того, необходимо понимать, что с разными учениками будут работать разные варианты подкрепления
Например, одни дети любят сладости, а другие нет, поэтому поощрение конфетой для одного ребёнка будет приятным событием, а на другого не повлияет.
Усвоенное поведение теряется без практики, поэтому в ходе обучения важно обеспечивать возможности для повторения и тренировки уже изученных навыков.
Поведение может усваиваться в том числе и через наблюдение, поэтому учитель способен помочь ученику преодолеть возникающие в ходе обучения сложности. А для этого обеспечить руководство и демонстрировать поведение, которому он хотел бы, чтобы ученик следовал.
Многие стратегии бихевиористской психологии продолжают активно использоваться в обучении до сих пор. Например, всем известны примеры положительного подкрепления, когда нужное поведение и достигнутые результаты поощряются, а за нежелательными действиями часто следует наказание: плохая оценка, запись в дневнике и так далее.
Фото: teh_z1b / Shutterstock
Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. Так, например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников.
Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена
Эдвард Толмен известен как американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт», разработавший когнитивный бихевиоризм.
Он не принял открытый Э. Торндайком закон эффекта, утверждая, что вознаграждения (поощрения) практически не влияют на научение, и предложил свою когнитивную теорию. По убеждению Э. Толмена только постоянное выполнение одного и того же действия укрепляет возникающие связи между окружающей средой и предположениями организма.
Ученый выдвинул идею, что поведение следует рассматривать как функцию пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.
Толмен считал, что бихевиористская модель S-R является неполной – формула поведения должна выглядеть так: стимул (независимая переменная) — организм (промежуточные переменные) — реакция (зависимая переменная), т.е. S-O-R.
К промежуточным переменным относится все, что связано с организмом (О) и способно сформировать реакцию поведения на конкретное раздражение. Получается, что среднее звено состоит из психических моментов, за которыми нельзя вести прямое наблюдение (например, ощущения, знания, ожидания и т.п.). В качестве примера можно взять чувство голода, которое экспериментатор не в состоянии разглядеть у подопытного объекта. Но в то же время голод объективно связан с переменными, участвующими в эксперименте, например, с промежутком времени, в течение которого индивид был лишен пищи.
Толмен проводил опыты над крысами, запуская их в лабиринт, чтобы они самостоятельно нашли выход. Результаты исследования позволили сделать главный вывод: достоверно установлено, что при тщательно контролируемом и наблюдаемом поведении животных управляют им совсем не те раздражители, которые в данный момент применяются к крысам, а особые внутренние механизмы.
На поведение животных оказывают влияние своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Это субъективная картина с пространственными координатами, возникающая у конкретной особи, благодаря которой она воспринимает отдельные локальные объекты. Эти «карты» животное генерирует само, чтобы ориентироваться в лабиринте, знать, куда и как ему надо двигаться, чтобы выбраться из ловушки.
Положение о том, что психические картины, возникающие в мозгу, могут служить регулятором действия, подтверждено гештальт теорией. С учетом данного положения Толмен разработал собственную теорию, которую назвали когнитивным бихевиоризмом.