Современная предметно-развивающая среда (РДС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это ключевой фактор, определяющий качество образовательного процесса и гармоничное развитие ребенка. В 2025 году требования к организации РДС становятся еще более строгими и ориентированными на создание условий для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника. Основополагающим документом, регламентирующим эти требования, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО предъявляет комплексные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы, включая организацию и постоянное обновление РДС. Важно понимать, что РДС – это не просто набор игрушек и мебели, а тщательно продуманное пространство, стимулирующее познавательную активность, творческие способности, социализацию и физическое развитие детей. Рекомендации, опубликованные в октябре 2025 года, акцентируют внимание на основных требованиях к РППС (развивающей предметно-пространственной среде) детского сада, предоставляя инструкции по организации пространства как внутри групп, так и на территории ДОУ.
Планирование зон РДС должно обеспечивать свободу выбора деятельности для воспитанников на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Дети должны иметь возможность играть в различные игры, не мешая друг другу, и реализовывать свои интересы. Это достигается за счет грамотного зонирования пространства и использования разнообразных материалов и оборудования.
Особое внимание уделяется созданию особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребенка. Эта среда строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого воспитанника. При организации РДС необходимо учитывать нормативные требования, установленные ФГОС ДО и другими нормативными актами, включая СанПиН. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной, доступной и, безусловно, безопасной. Обеспечение безопасности пространственной среды ДОУ – приоритетная задача.
В 2025 году, как и ранее, ключевыми принципами организации РДС остаются: обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, создание условий для двигательной активности, а также формирование инфраструктуры дошкольного оснащения с учетом современных требований и рекомендаций. Современные тенденции в организации РДС включают использование интерактивного оборудования, робототехники и других инновационных технологий, что позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным и эффективным.
Facebook, как социальная сеть, также играет роль в обмене опытом и идеями между педагогами ДОУ. Обмен фотографиями, видео и описаниями удачных примеров зонирования и оформления РДС способствует повышению профессионального уровня и внедрению лучших практик.

Нормативно-правовая база организации РДС в ДОУ
Организация предметно-развивающей среды (РДС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов. Соблюдение этих требований – залог создания безопасной, комфортной и эффективной образовательной среды для воспитанников.
Ключевым документом является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он определяет общие требования к условиям реализации основной образовательной программы, включая требования к организации РДС. ФГОС ДО акцентирует внимание на необходимости создания развивающей среды, способствующей всестороннему развитию ребенка.
Важное место занимают санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН). СанПиН 2.3/-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, охране здоровья и организации образовательного процесса в дошкольных организациях» устанавливают требования к площади помещений, освещению, температурному режиму, вентиляции, а также к безопасности используемых материалов и оборудования. Эти требования направлены на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Помимо ФГОС ДО и СанПиН, существуют и другие нормативные акты, регулирующие организацию РДС. К ним относятся приказы и распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации, методические рекомендации и письма, разъясняющие порядок применения нормативных требований. В октябре 2025 года были опубликованы рекомендации, уточняющие основные требования к РППС детского сада и инструкции по организации пространства в группах и на территории ДОУ.
В 2025 году особое внимание уделяется обновлению нормативной базы с учетом современных требований к образовательному процессу. Это связано с необходимостью создания РДС, отвечающей потребностям современных детей и способствующей формированию у них ключевых компетенций XXI века. Важно следить за изменениями в законодательстве и своевременно вносить коррективы в организацию РДС.
Соблюдение нормативно-правовой базы – это не просто формальное требование, а необходимое условие для обеспечения качественного дошкольного образования. Грамотно организованная РДС способствует развитию детей, их успешной адаптации к школе и формированию позитивной мотивации к обучению.
Обзор ФГОС ДО и требований к РДС
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет ключевые требования к предметно-развивающей среде (РДС). Основной акцент делается на создании условий для полноценного развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. ФГОС ДО предполагает, что РДС должна быть насыщенной, разнообразной и стимулирующей познавательную активность, творческие способности и социализацию воспитанников.
Требования ФГОС ДО к РДС охватывают различные аспекты: обеспечение возможности для самостоятельной деятельности детей, наличие разнообразных материалов и оборудования, зонирование пространства, создание условий для общения и взаимодействия, а также обеспечение безопасности. Важно, чтобы РДС поддерживала инициативу детей и способствовала развитию их самостоятельности.
В 2025 году, в соответствии с ФГОС ДО, РДС должна быть ориентирована на интеграцию различных видов деятельности. Это означает, что различные зоны РДС должны быть взаимосвязаны и предоставлять детям возможность переключаться между различными видами деятельности в зависимости от их интересов и потребностей. Интеграция видов деятельности способствует формированию целостной картины мира у ребенка.
Актуальные СанПиН и другие нормативные акты
Организация предметно-развивающей среды (РДС) в ДОУ регламентируется не только ФГОС ДО, но и рядом других нормативных актов, в частности, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН). Актуальные СанПиН предъявляют строгие требования к площади помещений, освещению, температурному режиму, вентиляции и другим параметрам, обеспечивающим безопасность и здоровье детей.
СанПиН 2.3/-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» и другие нормативные документы регулируют требования к используемым материалам и оборудованию. Все материалы должны быть безопасными, нетоксичными, гипоаллергенными и легко поддаваться дезинфекции. Особое внимание уделяется безопасности игрового и спортивного оборудования.
Помимо СанПиН, при организации РДС необходимо учитывать требования других нормативных актов, таких как пожарная безопасность и правила охраны труда. Важно обеспечить свободный доступ к эвакуационным выходам и наличие средств пожаротушения. Соблюдение всех нормативных требований – залог безопасной и комфортной среды для развития детей.
Изменения в требованиях к РДС в 2025 году
В 2025 году акцент в требованиях к РДС смещается в сторону большей гибкости и вариативности среды, а также интеграции современных технологий. Усиливается требование к созданию трансформируемых пространств, которые можно легко адаптировать под различные виды деятельности и интересы детей. Важным нововведением является стимулирование использования цифровых образовательных ресурсов и интерактивного оборудования.
Обновленные рекомендации подчеркивают необходимость создания здоровьесберегающей среды, с учетом эргономики и использования экологически чистых материалов. Уделяется больше внимания организации зон для индивидуальной работы с детьми, учитывающих их особые образовательные потребности. Внедрение элементов робототехники и STEM-образования также становится все более актуальным.
Требования к безопасности РДС также ужесточаются, с акцентом на предотвращение травматизма и обеспечение комфорта для всех воспитанников. Важно учитывать, что Facebook и другие социальные сети активно используются педагогами для обмена опытом и информацией о новых тенденциях в организации РДС.

Примеры оформления РДС в ДОУ и обеспечение безопасности
Рассмотрим примеры удачного зонирования и оформления РДС. В одном из ДОУ игровая зона выполнена в стиле сказочного леса, с использованием натуральных материалов и мягкого освещения. Познавательная зона оформлена в морском стиле, стимулируя интерес к изучению окружающего мира. Безопасность обеспечивается за счет использования закругленных углов мебели, нескользящих покрытий и регулярной проверки оборудования.

Другой пример – тематическое оформление зон РДС. Например, зона сюжетно-ролевых игр может быть оформлена как магазин, больница или парикмахерская, что способствует развитию воображения и социальных навыков. Важно, чтобы все материалы были безопасными и соответствовали возрасту детей. Инфраструктура дошкольного оснащения формируется с учетом требований безопасности.
При организации РДС необходимо учитывать требования СанПиН и других нормативных актов. Регулярно проводите осмотр предметно-развивающей среды на предмет выявления потенциальных опасностей. Обеспечьте наличие аптечки первой помощи и обучите персонал правилам оказания первой помощи.
