Строительство автодороги
Строительство автомобильных дорог состоит из нескольких этапов:
- Подготовки.
- Укладывания покрытия.
- Оборудования дороги.
У каждого этапа существуют свои тонкости, которые необходимо изучить перед началом строительства.
1 этап
Подготовка площадки для строительства автодороги — это ответственный момент, от которого зависит качество будущего покрытия. В процессе работ:
- На территории, предназначенной для строительства, удаляют деревья, сносят посторонние строения, убирают мусор.
- Производят геодезическую разметку, затем корректируют месторасположение предполагаемых объектов строительства.
- Снимают верхнюю часть грунта.
- Если в земле обнаружились пустоты, то производят бурение скважин, которые заполняют бетоном. Чтобы укрепить почву при плывунах или оползнях, вбивают сваи.
- При необходимости осушают болота. Для этого прокладывают сточные каналы, а под грунтом — дренажные трубы.
- Возводят утвержденные в проекте мосты, тоннели и иные искусственные сооружения на пути строящейся дороги.
- Выравнивают площадку, срезая вершины холмов, засыпая низины и овраги. Также уменьшают крутизну спусков и подъемов, которые представляют опасность зимой из-за скользкого обледенения.
- Возводят высокие насыпи с протоками или проездами под ними.
- На подготовленное и выровненное основание последовательно наносят слоями песок и щебень (гравий).
- Производят уплотнение грунта.
Чтобы дорожное покрытие было стойким к сезонным температурным изменениям, к песку добавляют глину или используют другую комбинацию природных материалов.
Для умеренно нагруженной дороги используют портландцемент, который смешивают с несколькими видами грунта. В процессе подготовки материала:
- грунт тщательно измельчают;
- соединяют с 7% цемента;
- сразу же распределяют по площадке на глубину не менее 10 см;
- придают дорожному полотну необходимую форму;
- уплотняют укаткой.
Сверху тонким слоем распределяют битум. Материал предотвращает высыхание, пока цемент не схватится. Для экономии средств в некоторых местах разрешается использовать для укрепления покрытия битум, тщательно смешанный с грунтом на глубине 25 см.
Подготовка площадки для строительства автодороги
2 этап
На втором этапе укладывают покрытие, в качестве которого используют:
- асфальт;
- асфальтобетон;
- бетон;
- портландцемент.
Материал готовят непосредственно на месте или доставляют в готовом виде при помощи самосвала
Нанося смесь, важно следить, чтобы ложилась она равномерным слоем. Избежать появления неровностей помогает асфальтобетоноукладчик
Чтобы повысить плотность покрытия, укладку осуществляют несколькими катками.
Применяют две технологии асфальтирования:
- Горячее. Смесь готовят из вязкого и жидкого битума. Разрешается производить работы в зимнее время. Минимально допустимая температура смеси — 120°С. Перед тем, как уложить асфальт, часть дороги, на которую собираются его наносить, высушивают специальной техникой.
- Холодное. Смесь готовят из жидкого нефтяного битума. Укладку разрешается проводить только в теплый период. Чаще всего применяют при ямочном ремонте.
Асфальтоукладка — это сезонная работа, зависящая от погодных условий. Температура воздуха не должна быть меньше +5°С. Поставляют смесь в горячем состоянии. Поэтому работы проводят максимально быстро, чтобы она не успела остыть. Иначе покрытие уложить не получится.
Асфальтирование дороги
3 этап
Третий этап строительства — это оборудование автомобильной дороги. В первую очередь производят установку барьерных ограждений, которые препятствуют:
- выезду автомобиля на газон и тротуар;
- выходу на проезжую часть пешеходов, диких и бездомных животных;
- выезду транспортных средств на встречную полосу движения.
Также ограждения уменьшают ослепление водителей фарами встречного автомобиля.
Чтобы сохранить покрытие от размыва, таяния снега и дождей, дорогу оборудуют:
- железобетонными водосточными желобами;
- воронками;
- отливами;
- канализационными решетками и люками, которые отводят воду не только от дороги, но и от тротуара, расположенного рядом с ней.
Устанавливая по краю дороги бордюры, учитывают, что они должны перенаправлять движение сточных вод и способствовать их удалению с дорог. Автомагистрали огораживают чаще всего специальным забором, который предотвращает появление на проезжей части диких животных.
Когда полотно готово, наносят разметку. Для оптимизации безопасного движения у края дороги устанавливают дорожные знаки.
Оборудование автомобильной дороги
Что такое дорожно-мостовое строительство
Строительство дорог и искусственных сооружений помогает обеспечивать комфортную и безопасную жизнь граждан. Специальные службы выполняют работу по устройству и реконструкции:
- транспортных развязок;
- подземных пешеходов;
- мостов;
- автомобильных дорог;
- транспортных тоннелей;
- эстакад;
- иных объектов дорожно-транспортной сети.
Отрасль проектирует, строит, ремонтирует дороги и занимается их техническим обслуживанием.
Дорожное строительство — это сложная, трудоемкая и дорогостоящая деятельность, так как автодороги должны соответствовать многим требованиям по:
- надежности;
- пропускной способности (максимальному количеству автотранспорта, который в состоянии пропускать участок дороги за единицу времени в одном или в двух направлениях);
- долговечности;
- качеству;
- удобству эксплуатации.
Кроме того, дороги включают в себя множество связанных между собой по функциональности искусственных инженерных сооружений, которые предназначены для обеспечения безопасности передвижения транспорта.
Дорожно-мостовое строительство
Применение ППС в различных областях дорожного строительства
Программные системы позиционирования (ППС) являются неотъемлемой частью современных технологий в дорожном строительстве. Они предоставляют точные данные о расположении и движении строительных машин и оборудования на строительной площадке. Применение ППС в различных областях дорожного строительства позволяет повысить эффективность работ и обеспечить более точные результаты.
1. Применение ППС в строительстве дорожных покрытий
В процессе строительства и ремонта дорожных покрытий ППС используются для определения оптимального расположения материалов, контроля геометрии и гладкости покрытия, а также для обеспечения точности дозирования и нанесения асфальтобетона или других материалов. Это позволяет сократить затраты на материалы, улучшить качество и продолжительность эксплуатации дорожных покрытий.
2. Применение ППС в строительстве дорожных знаков и разметки
При установке дорожных знаков и разметки ППС используются для точного определения местоположения и ориентации элементов на дороге. Они позволяют обеспечить согласованность и симметрию разметки, а также улучшить безопасность движения транспорта путем строгое соблюдения стандартизированных параметров.
3. Применение ППС в инженерных изысканиях
ППС используются для сбора точных данных о геометрии и состоянии дорожного полотна, грунта и других элементов в процессе инженерных изысканий. Это позволяет более точно определить требования к проекту дороги, а также определить оптимальные методы и технологии строительства.
4. Применение ППС в управлении грузоперевозками
В области управления грузоперевозками ППС используются для определения оптимальных маршрутов, учета расхода топлива, снижения времени простоя и повышения безопасности перевозок. Они позволяют оперативно контролировать перемещение транспортных средств и улучшить эффективность логистических процессов.
5. Применение ППС в контроле и обслуживании дорожного оборудования
ППС используются для мониторинга состояния и производительности дорожного оборудования, такого как катки, асфальтоукладчики и грузовики. Они позволяют оперативно выявлять возможные неисправности и предупреждать аварийные ситуации, а также планировать регулярное техническое обслуживание и ремонт.
6. Применение ППС в контроле качества строительных работ
Для контроля качества строительных работ ППС используются для измерения и анализа геометрических параметров дорожных элементов, таких как высота, ширина и уклон. Они помогают обнаружить и устранить возможные дефекты и неровности, а также обеспечивают соответствие строительных работ проектным и нормативным требованиям.
Заключение
Применение ППС в различных областях дорожного строительства значительно улучшает эффективность и качество работ, сокращает затраты и повышает безопасность. Они позволяют реализовать точное позиционирование, контроль и управление процессами, а также оптимизировать использование ресурсов и материалов.
Используемая для асфальтирования техника
На каждом этапе строительства дорог применяют специальную дорожную технику. Транспорт помогает ускорять процесс укладки асфальта и повышать качество работ.
Необходимая техника — это дорогостоящие машины, поэтому большинству организаций рациональнее пользоваться услугами аренды.
Бульдозер
Бульдозер — это самоходная дорожно-строительная машина, оснащенная ножевым рабочим органом. Помогает проводить землеройные и транспортные работы. Используют для:
- подготовки грунтового основания;
- нанесения песчаного и щебеночного слоя;
- подготовки площадки к асфальтированию.
Гусеничные модели работают на бездорожье и в труднопроходимых местах. Колесные бульдозеры более маневренные и предназначены для работы на небольших участках. Чаще всего используются при устройстве дорожного основания.
Бульдозер
Погрузчик
Погрузчики бывают ручными и самоходными. Основное назначение:
- поднятие;
- транспортировка;
- укладка тяжеловесных грузов.
Технику комплектуют разным навесным оборудованием: ковшами, отвалами и другими рабочими органами.
Фронтальный погрузчик
Грейдер
Грейдер планирует и профилирует рабочий участок. Машина бывает самоходной или прицепной, используемой для выравнивания грунта и его перемещения. Также применяют технику во время уборки территории от сыпучего строительного материала и снега.
Грейдер
Асфальтобетоноукладчик
Асфальтобетоноукладчик — техника, предназначенная для укладки асфальтобетонной смеси. В зависимости от сложности и объема работ, машины бывают легкими и тяжелыми. Крупногабаритную технику применяют на большом объекте дорожного строительства. Легкую машину используют при выполнении вспомогательных работ.
Асфальтобетоноукладчик
3.1. Расчет состава МДО на выполнение подготовительных работ
Определяем площадь разрубки просеки для участка
дороги II технической категории
протяженностью 100 м:
, где
длина участка дороги,
ширина просеки.
м2 га
При среднем запасе древесины на 1 га (q=125
м3) объем вырубаемой древесины (Q,
м3) составит:
м3
На прорубку просеки потребуется рабочих дней (Тр):
, где
сменная
производительность бригады, м3/см.
Производительность бульдозера на снятие
растительного слоя определяется по формуле:
, где
продолжительность
рабочей смены, час;
объем
работ,
норма
времени на выполнение данной работы, маш/час;
фактическая
толщина слоя снимаемого грунта на данном участке, м;
расчетная толщина слоя
снимаемого грунта, м.
Продолжительность
снятия растительного слоя определяется по формуле:
, где
объем работ,
выполняемый на снятии растительного грунта, м2;
производительность
машины, м2/см.
Длина захватки определяется по
формуле:
, где
объем
работ, выполняемый на снятии растительного грунта, м2;
производительность
машины, м2/см.
длина
участка, на котором выполняется данный вид работ.
На участке с луговой
растительностью работы выполняются двумя бульдозерами ДЗ-25, его
производительность равна:
м2
Продолжительность снятия ПРС на
данном участке равна:
см
Длина захватки на данном участке
равна:
м
На пашне работы выполняются
бульдозером ДЗ-25, производительность равна:
м2
Продолжительность снятия ПРС на
данном участке равна:
см
Длина захватки на данном участке
равна:
м
Планировка основания насыпи
выполняется бульдозерами в двух направлениях, на участках:
— с ПК 0+00 по ПК 19+58 (луг) –
ДЗ-25:
Производительность:
м2/см
Объем работ на захватке:
м2
— с ПК 19+58 по ПК 100+00 (пашня) –
ДЗ-25:
Производительность:
м2/см
Объем работ на захватке:
м2
Уплотнение основания насыпи
производится катком на пневмошинах ДУ-16В массой 25 т за 10 проходов по одному
следу, производительность катка равна:
м2/см
Объем работ:
м2
Таблица 8 – Расчет МДО на
выполнение подготовительных работ
№ |
Наименование |
Ист. |
Ед. |
Объем |
Производи-тельность |
Потр. |
К-т |
|
маш/см |
маш |
|||||||
1 |
Снятие |
ЕНиР § |
м2 |
4958,68 |
4958,68 |
1 |
1 |
1 |
Снятие ПРС бульдозером ДЗ-25 на
участке ПК 19+68 – ПК 100+00 при толщине снимаемого слоя 0,64 м
ЕНиР
§
Е2-1-5
м2
10227,28
5113,64
2
2
1
2
Планировка
основания насыпи буль-дозером ДЗ-8 на участке ПК 0+00 – ПК 19+68 при проходе
в двух направлениях
ЕНиР
§
Е2-1-35
м2
4523,97
72727,27
0,062
1
0,062
Планировка
основания насыпи буль-дозером ДЗ-25 на участке ПК 19+68 – ПК 100+00 при
проходе в двух направлениях
ЕНиР
§
Е2-1-35
м2
5373,09
72727,27
0,074
1
0,074
3
Уплотнение
основания насыпи кат-ком на пневмошинах ДУ-16В массой 25 т за 10 проходов по
одному следу
ЕНиР
§
Е2-1-29
м2
10502,84
4545,45
2,31
3
0,77
Проектирование дорог
Прежде чем приступить к строительству, составляют проектную документацию, в которой учитывают:
- минимальное расстояние от одного пункта дороги до другого;
- объем работы;
- возможность прокладывания дороги около или через населенный пункт;
- требуется ли сносить сооружения, которые мешают строительству;
- нарушение экологических норм, архитектурного ансамбля и археологических раскопок (при условии, что дорогу прокладывают в старинном городе);
- возможность сокращения длины дорог при помощи возведения путепровода, моста, тоннеля или дамбы;
- вероятность схождения лавины (если рядом расположены горы);
- возможные препятствия, создающиеся для других линий коммуникаций;
- цену строительства;
- стоимость эксплуатации дорожной инфраструктуры;
- расположение подземных коммуникаций.
Проект должен пройти административное согласование. При правильном составлении контролирующие органы выдадут разрешение на строительство.
Проектирование дорог