Содержание
5 класс
Сочинение по картине А. Пластова «Летом»
Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!»
Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение»
***Рассказ по картине А. Комарова «Наводнение»
Сочинение по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку»
***Рассказ по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку»
Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»
6 класс
Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»)
Сочинение по картине Т. Яблонской «Утро»
Сочинение по картине Н. Крымова «Зимний вечер» Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители»
7 класс
Сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью»
***Письмо подруге
Сочинение по картине В. Хабарова «Портрет Милы»
***Разговор с подругой
Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»
***Телепередача «Времена года»
Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
***Рассказ футбольного болельщика
Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
***Мои дневниковые записи
Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»
***Рассказ о друге
Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»
***Репортаж из детской спортивной школы
8 класс
Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»
Сочинение по картинам С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»
Сочинение по картине В. Репки «Водитель Валя»
Сочинение по картине К. Юона «Новая планета»
Сочинение по картине Ю. Пименова «Спор»
***Памятка для спорщиков
Сочинение по картине И. Шевандровой «На террасе»
Сочинение по картине В. Попкова «Осенние дожди»
***Отзыв в книгу посетителей выставки
9 класс
Сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»
Сочинение по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце»
Сочинение по картине И. Тихого «Аисты»
Сочинение по картине В. Фельдмана «Родина»
Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелевка»
Сочинение по картине М.К. Финогеновой «Каток для начинающих».
↑ Изложение «Встреча в тайге»
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины. Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)
↑ Сжатое изложение «Первый снег»
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал: -Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Как избежать ошибок при написании изложения
Написание изложения – это важный навык, который требуется развивать на уроках русского языка в 5 классе. Правильно составленное и структурированное изложение поможет выразить свои мысли и идеи более четко и понятно. Однако, при написании изложения есть несколько ошибок, которые часто делают учащиеся и которые нужно избегать.
1. Избегайте отклонения от темы
Основная ошибка при написании изложения заключается в отклонении от заданной темы
Важно четко понимать, о чем должно быть изложение, и стараться не отклоняться от этой темы. Для этого важно внимательно прочитать задание и построить структуру изложения вокруг основной темы
2. Соблюдайте логическую связь
Еще одна распространенная ошибка – это отсутствие логической связи между предложениями. В каждом абзаце и во всем тексте должна присутствовать последовательность и связность развития мысли
Для этого важно использовать союзы, наречия, местоимения и другие лексические средства для выражения логической связи между частями текста
3. Используйте язык и стиль соответствующий заданию
При написании изложения важно использовать соответствующий язык и стиль, который требуется в задании. Если это повествование, то нужно использовать повествовательный стиль
Если же задание требует описания или аргументации, то нужно использовать соответствующие лексические и грамматические средства для выражения собственных мыслей и аргументов.
4
Обратите внимание на пунктуацию и орфографию. Ошибки в пунктуации и орфографии могут существенно повлиять на понимание текста и оценку за работу
Поэтому, перед сдачей изложения важно внимательно проверить текст на наличие ошибок и исправить их. Особое внимание нужно уделить правильному использованию знаков пунктуации, написанию заглавных букв, правильности написания слов
Ошибки в пунктуации и орфографии могут существенно повлиять на понимание текста и оценку за работу
Поэтому, перед сдачей изложения важно внимательно проверить текст на наличие ошибок и исправить их
Особое внимание нужно уделить правильному использованию знаков пунктуации, написанию заглавных букв, правильности написания слов
5. Планируйте и прорабатывайте текст
Важным шагом при написании изложения является планирование и проработка текста. Составьте план, разбейте текст на абзацы, определите основные идеи, подумайте о примерах и аргументах, которые вы будете использовать. Таким образом, у вас будет ясное представление о том, что и как вы будете писать, и это поможет вам написать более структурированный и связный текст.
Изложение – это важный навык, требующий практики и развития. Избегая распространенных ошибок при написании изложения, вы сможете значительно улучшить качество своего текста и передать свои мысли и идеи более четко и понятно.
Основные правила и требования
Изложение в 5 классе по русскому языку – это одно из основных заданий, с которым сталкиваются ученики
Важно правильно оформить свою мысль, следуя определенным правилам и требованиям
Вот некоторые основные правила, которым нужно следовать при написании изложения:
Понятность: Каждое предложение должно быть понятным и логично продолжать предыдущее. Необходимо внимательно выбирать слова и конструкции, чтобы передать свои мысли и идеи.
Организация текста: Изложение состоит из введения, основной части и заключения
Во введении необходимо привлечь внимание читателя и поставить интересующую проблему или вопрос. В основной части следует развить эту проблему, привести аргументы и примеры
В заключении необходимо подвести итоги и сформулировать свое мнение.
Выбор языка: Используйте разнообразные лексические единицы, различные части речи, разнообразные синтаксические конструкции. Также следует следить за правильным использованием падежей, времен и форм глаголов.
Наличие абзацев: Разбивайте текст на параграфы, каждый из которых посвящен отдельной мысли или аргументу.
Четкость и логичность: Следите за логической связью предложений. Каждое предложение должно относиться к теме и идти по порядку.
Следуя этим правилам и требованиям, можно написать хорошее изложение, которое будет легко читаемым и понятным для читателей.
Сочинение «Какой ты след оставишь на земле?» (5 класс)
Жизнь – огромный путь. Её нужно прожить полезно, честно и достойно
Очень важно оставить на земле след, т.е. совершить доброе дело всей жизни
Такой вклад будет благоприятен для общества и подрастающих поколений.
Человек должен не просто жить на земле, а помогать другим, творить и созидать. Как прекрасно посадить в саду саженец, который через годы превратится в могучее взрослое дерево! Каждое зелёное насаждение – свет планеты, так как они очищают воздух от загрязнений, дарят красоту (сочинение) , наполняют пространство свежестью. Пусть даже человек не станет в жизни садовником или ландшафтным дизайнером, но он сможет озеленить планету своими руками!
Можно создать гениальный творческий литературный, музыкальный или художественный шедевр, которым будут наслаждаться и любоваться люди.
Я бы хотел в жизни выполнить благотворительную миссию: создать Дом Доброты для бездомных нищих, больных пожилых пенсионеров и детей-сирот. В наше время несчастных людей очень много. Им требуется забота и помощь, поэтому я хотел бы отдать все силы на разработку проекта и строительства такого учреждения. В нём люди будут отдыхать, лечиться, питаться и находить занятие по душе.
Возможно, я буду архитектором или инженером, но обязательно осуществлю свою задумку и стану директором Дома Доброты. Он будет существовать долгие годы и приносить людям пользу.
Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах
В учебнике «Русский язык. Русская речь. 8 класс» Е. И. Никитиной и учебнике «Русский язык. Русская речь. 9 класс» Е. И. Никитиной уже на первых страницах школьникам предлагается приступить к изложению. Это свидетельствует о том, что методист рассматривает умение создавать изложение как уже сформированное умение у ребят 8-9 классов.
Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.
Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.
Задание. Прочитайте отрывок из книги «Голоса, зазвучавшие вновь». Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста. Объясните значение слов хрестоматийный, резонанс, структура, редут. Подберите синонимы к словам стремительный, кропотливый, конкретно, органически. Понаблюдайте, как используются в тексте антонимы: сложный — простой, тишина — грохот, новый — знакомый. Благодаря чему создаётся антитеза в предпоследнем предложении? Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.
Задание.Передайте содержание повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» предельно кратко (в письменной форме). Проведите в классе конкурс на самое короткое изложение сюжета повести.
Задание. Вспомните еще одну повесть Н. В. Гоголя — «Шинель». Постарайтесь передать содержание ее предельно кратко.
Задание. Сравните два предельно кратких пересказа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Какому из них вы отдадите предпочтение? Почему? Свой ответ аргументируйте.
Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.
↑ Подробное изложение «Отважный пингвинёнок»
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.(По К. Паустовскому)
Слайд 36ЛитератураТ.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык: учебник для
5 кл. общеобразоват. учреждений.– М.: Просвещение, 2008. Ожегов С.И. Словарь
русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1987.Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1988.http://www.google.ru/images?q=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%8F&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=Tu4UTa6tI5Cu8QPH9Z2FBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBAQ_AU&biw=1680&bih=959 http://www.google.ru/images?q=%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86&hl=ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=k_QUTemzEsih8QOe9vTBg&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBMQ_AU&biw=1680&bih=959http://www.google.ru/images?q=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9&hl=ru&prmd=ivnso&source=lnms&tbs=isch:1&ei=HCQvTb6VJsH2sga2wOHdBw&sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CAsQ_AU&biw=1680&bih=959 http://www.artes.su/wallpapers/9974ff6cae2e2b1316a2605314297f6b/7244_4.jpg
Примеры изложений по разным темам
В данном разделе представлены примеры изложений по различным темам, которые могут быть полезными для учащихся 5 класса.
1. Мой любимый сезон
Лето
- В летнее время года я всегда наслаждаюсь теплыми и солнечными днями.
- Летом можно проводить много времени на природе: ходить в лес, купаться в реке и загорать.
- Я также люблю летние продукты: свежие фрукты и овощи, мороженое и прохладительные напитки.
Зима
- Зимой я радуюсь снегу и возможности кататься на санках, коньках или лыжах.
- В зимние каникулы мы часто ездим в горы и проводим время на лыжных курортах.
- В новогодние праздники мы украшаем елку и делаем подарки друг другу.
2. Мой любимый предмет в школе
Мой любимый предмет в школе — математика. Я нахожу ее интересной и полезной.
- Математика помогает развивать логическое мышление и умение решать задачи.
- Я люблю решать уравнения и задачи на геометрию.
- Математика также помогает мне понять мир вокруг меня и применить свои знания на практике.
3. Мое любимое животное
Кот
- Мое любимое животное — кот. Я считаю, что они очаровательные и независимые создания.
- Коты могут быть очень ласковыми и игривыми, а иногда — настоящими шалунами.
- Я обожаю играть с моим котом, когда он прыгает за игрушками и мурлычет на моих руках.
В данной статье представлены лишь небольшие примеры. Не стесняйтесь экспериментировать с различными темами изложений и делиться своими впечатлениями в работах.
Примеры изложений
Изложение – это письменное сообщение, в котором автор даёт своё понимание прочитанного текста. В 5 классе изучаются различные виды изложений, включая изложение с повествовательной целью, изложение-описание и изложение-рассуждение. Рассмотрим примеры каждого из этих видов изложений.
Изложение с повествовательной целью:
Прочитав великую классическую сказку «Красная шапочка», я решил написать изложение об этом произведении. Эта сказка повествует о девочке по имени Красная Шапочка, которая отправляется к своей бабушке с огромным букетом цветов. На её пути встречается Волк, которому она случайно рассказывает о своей цели. Волк, решив быть хитрым, решает обойти Красную Шапочку и съесть бабушку. Он успевает первым и притворяется её, пока девочка не приходит. В конце сказки Красная Шапочка и её бабушка спасаются благодаря помощи лесничего и охотника.
Изложение-описание:
Школьный стадион – это пространство, где ученики проводят много времени во время уроков физической культуры и спортивных соревнований. Он имеет форму прямоугольника и находится непосредственно рядом с главным корпусом школы, что облегчает доступ для учащихся. Здесь есть клумбы с цветами, насыпанный песок для проведения прыжков в длину и атлетическая дорожка для бега. У стадиона есть также трибуны для зрителей, где играющие команды могут ощутить поддержку своих товарищей
Школьный стадион является важной частью образовательного процесса, способствуя здоровому образу жизни и развитию спортивных навыков учащихся
Изложение-рассуждение:
Вопрос сохранения окружающей среды становится все более актуальным в современном мире. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения из-за загрязнения, разрушения естественных местообитаний и климатических изменений. Человечество должно сделать все возможное, чтобы решить эту проблему и сохранить биологическое разнообразие нашей планеты. Защита окружающей среды должна стать приоритетом для всех государств и отдельных граждан
Каждый из нас может внести свой вклад, понимая важность экологических проблем и принимая действенные меры по их решению
Теоретические сведения о сжатом изложении
Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.
Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?
Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.
Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Вопрос
№629 учебника 2019-2022 (стр. 103):
Изложение (см. памятку). Прочитайте отрывок из рассказа «Ю-ю», определите его стилистическую принадлежность. Сформулируйте основную мысль текста-описания. Озаглавьте текст.
Звали её Ю-ю. Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках.
Спала Ю-ю в доме, где хотела: на диванах, на коврах, на стульях, на пианино сверх нотных тетрадок. Очень любила лежать на газетах, подползши под верхний лист.
Когда я начал писать по ночам, Ю-ю вскакивала с пола на стол. Сядет рядышком со мною, у правой руки; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу. Ю-ю уже давно выдумала развлечение: следить внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером… И вдруг хлоп лапой.
До сих пор с нежностью вспоминаю Ю-ю.
(По А. Куприну)
№629 учебника 2011-2018:
Вставьте подходящие по смыслу глаголы-антонимы. Поставьте недостающие знаки препинания.
1. Умел потерять, умей и — — . 2. Плохо медлить но и — — (не)следует. 3. Надо трудиться а (не) — — . 4. Любишь брать, люби и — — . 5. Умеешь ссориться, научись и — — .
Подсказка
№629 учебника 2019-2022 (стр. 103):
Вспомните способы сжатия текста.
№629 учебника 2011-2018:
Поставь пропущенные запятые между однородными членами, соединёнными союзами но, а.
Частица НЕ пишется с глаголами раздельно!
Ответ
№629 учебника 2019-2022 (стр. 103):
Стиль текста: художественный.
План изложения:
- Пушистый комок превращается в кошку.
- Описание красавицы-кошки.
- Где спала Ю-ю.
- Писатель и кошка.
- Вспоминаю Ю-ю.
Воспоминания о Ю-ю
Звали её Ю-ю. Сначала это был пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. И мы сами не помним, когда вместо пушистого комка мы увидели стройную, гордую кошку и предмет зависти любителей.
Кошка выросла настоящей красавицей с огненными пятнами и каштановой длинной шерстью. На груди белая манишка, а задние лапки в широких манишках.
Ю-ю спала везде: и на диванах, и на коврах, на пианино и даже на газетах.
Но по ночам Ю-ю не только спала. Когда я писал, кошка садилась рядом на стол. Она внимательно следила за строками, водя глазами за пером.. И вдруг хлоп лапой!
До сих пор с нежностью вспоминаю Ю-ю.
№629 учебника 2011-2018:
1. Умел потерять, умей и найти.
2. Плохо медлить, но и торопиться не следует.
3. Надо трудиться, а не лениться.
4. Любишь брать, люби и отдавать.
5. Умеешь ссориться, научись и мириться.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Сочинение «Мой любимый предмет» (5 класс)
Школа дарит мудрые знания. В ней столько запоминающихся событий, верных друзей, хороших учителей и увлекательных предметов! Каждый новый день ученики изучают интересные материалы, познавая мир удивительных вещей.
Мне очень нравиться изучать литературу. Любимый школьный предмет (сочинение) ведёт наш классный руководитель, Ольга Викторовна. Она знакомит учеников с произведениями русских писателей и поэтов.
Читая повести, рассказы и лирику талантливых авторов, погружаешься в книжный калейдоскоп сюжетов и событий. Герои произведений добры, отзывчивы, справедливы и благородны. В каждом из них живёт свой неповторимый образ. Хочется быть похожими на любимых персонажей и брать с них пример.
На уроках мы обсуждаем поступки героев литературных шедевров, смотрим видеофильмы, проводим конкурсы и викторины, создаём увлекательные инсценировки. Учиться в школе очень познавательно.
Литература – золотая сокровищница мыслей творцов. Она воспитывает добро и любовь к книгам. Дружить с ней просто замечательно!
Правила изложения по русскому языку в 5 классе
1. Непрерывность и связность текста.
Изложение должно быть логичным и последовательным. Предложения должны быть связаны друг с другом с помощью союзов и других связных слов.
2. Разделение текста на абзацы.
Текст следует разделять на абзацы, чтобы облегчить чтение и понимание информации. Каждый абзац должен содержать одну мысль или аргумент.
3. Использование пунктуации и кавычек.
Необходимо правильно использовать знаки препинания, такие как запятые, точки, вопросительные и восклицательные знаки. Кавычки следует использовать при воспроизведении чьих-либо высказываний.
4. Использование разнообразных лексических средств.
В тексте изложения следует использовать разнообразные слова и выражения для обогащения речи и делать ее более интересной и привлекательной для читателя.
5. Отсутствие повторений и необоснованных сокращений.
В тексте изложения следует избегать повторений слов и фраз, а также необоснованных сокращений. Это поможет сделать текст более четким и понятным.
6. Использование аргументов и примеров.
В тексте изложения следует подкреплять свои мысли и аргументы примерами и фактами. Это поможет убедить читателя в правильности и обоснованности твоих выводов.
7. Внимательное ознакомление с заданием.
Перед началом написания изложения следует внимательно ознакомиться с заданием и уточнить требования к структуре и содержанию текста. Это поможет выполнить задание наивысшем уровне.
Слайд 32Пунктуационный разборРаз со мною на охоте произошёл такой случай.Отправился я
на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в
лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)
↑ Изложение «Заячьи лапы»
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево¬жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на¬чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря. Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не¬го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы. Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни¬ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя. Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.(К. Паустовский)
Сочинение «Памятный день» (5 класс)
Жизнь человека богата разными событиями, среди которых есть дни, которые хочется помнить вечно. Они несут незабываемые яркие впечатления и памятные воспоминания.
Мне запомнился летний день, проведённый у бабушки в деревне. Я люблю приезжать к ней на каникулы. В июльскую тёплую субботу мы с друзьями отправились в лес за грибами. Ходили по лесным тропинкам целый день, собирая сыроежки, подберёзовики и лисички. Запах хвои, берёзовой молодой листвы и лекарственных трав кружил голову. Природа дарила свою красоту.
На лесной прогулке мы с товарищами случайно увидели среди деревьев окопы, доты и землянки времён войны. Здесь много лет назад шли суровые бои. Партизаны сражались за Родину, ведя хитрые «засады» из леса. Они забрасывали немцев гранатами и подрывали их посты на дорогах. Мой дедушка тоже воевал в этих местах, защищая Лужские рубежи. Я им очень горжусь.
На обратном пути на тропинку выбежал заяц. У него были длинные уши, мягкие лапки и короткий хвост. Он смотрел на нас удивлёнными глазками-бусинками и совсем не боялся. Я подошёл и погладил его по гладкой пушистой шёрстке. Вот так встреча!