Кратко «уроки французского» в. г. распутин

Кратко «уроки французского» в. г. распутин

Содержание «Уроки французского» по плану

Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области. Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.

Переезд в райцентр

Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5‑ый класс. В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.

Плохая компания

Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в “чику” на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.

Уроки французского на дому

Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду. Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.

Странная посылка

Чтобы “подкормить” голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.

Игра в «замеряшки»

Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.

Гнев директора

Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.

Посылка с яблоками 

Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел. Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.

Краткое содержание

Главные герои рассказа:

  • мальчик 11 лет из бедной семьи, от лица которого ведется повествование. Способный и старательный ученик, деревенской школы. За сообразительность и непохожесть на остальных его прозвали «грамотеем».
  • Лидия Михайловна — учительница французского языка в районном центре, куда мама отправляет главного героя на учебу.
  • Вадик — ученик 7 класса, хулиган, жульничал в «чику» — игре на деньги.

Большие беды маленького человека

Главный герой живет в деревне с матерью и двумя младшими детьми. Там он окончил начальную школу. Так как в поселке не было возможности продолжать учебу, мама, видя стремление и способности сына к учению, отправляет его в райцентр. Герой вынужден жить и учиться самостоятельно. Он живет в квартире у знакомой его матери, которая согласилась приютить мальчика. Как выяснится дальше – вовсе не из благородных соображений.

Семья, как может, поддерживает ребенка. С оказией отправляет ему скудный набор продуктов и деньги. Мальчик старается расходовать их экономно. Каждый лень варит себе несколько картофелин и за рубль покупает кружку молока на рынке. Но вскоре он замечает, что количество картофелин уменьшается быстрее, чем он кушает. Оказывается, хозяйка дома самовольно назначила плату за проживание, отбирая у мальчишки и так скудный запас продуктов. Понимая, что в его семье и так не хватает еды, он никому не рассказывает о своей беде.

Стремясь раздобыть каким-то образом деньги на пропитание, мальчик начинает играть в азартную игру «чику» с дворовыми мальчишками. В игре ему часто везет, но он всегда останавливается, выиграв рубль. Ровно столько стоит кружка молока, которое он обещал пить каждый день. Это очень раздражает Вадика. И однажды, не справившись с завистью и раздражением, он избивает мальчишку.

Ангел, играющий в «чику»

Несмотря на жизненные трудности, учеба дается ему легко. Только французский язык вызывает сложности. С ним решает позаниматься дополнительно молодая учительница

Именно она обращает внимание на синяки, оставшиеся после драки. Она проявляет участие к судьбе ученика, расспрашивая его о его жизни

Узнав о тяжелом положении мальчика, она посылает ему продукты. Мальчик, понимает, кто является отправителем. Его гордость не позволяет ему принять подарок.

Тогда Лидия Михайловна идет на хитрость. «Не хочешь даром – тогда выиграй у меня в «чику» — предлагает она. Мальчик обучает ее нехитрым правилам игры и часто выигрывает у нее деньги, не зная того, что учительница в детстве была отличным игроком в «чику» и поддается ему.

Лидия Михайловна спасает своего ученика от голода и лишений. Но директор школы, увидевший однажды их за игрой, так не считает. Азартные игры в школе – какой ужас! Он увольняет учительницу. Женщина уезжает на Кубань. И однажды мальчик получает оттуда посылку. В ней было три красных яблока, которые он видел только в книгах.

Основная идея

О чем этот рассказ Распутина? Только ли описание злоключений подростка, вынужденного самостоятельно решать отнюдь не детские проблемы? Конечно, нет.

Ребенку на заре его жизненного пути встретился удивительный человек – человек с огромным добрым сердцем и раскрытой душой. Лидия Михайловна еще молода – автор то и дело, рассказывая о ней, сравнивает ее с «девчонкой», но она уже прекрасный педагог. Это не только ее профессия, но и призвание. Не словами, а поступком своим она преподает ученику урок доброты, который запомнился ему на всю жизнь. Лидия Михайловна, разумеется, знала, что поступает наперекор школьным правилам и прекрасно понимала, что при таком педантичном директоре последствия для нее могут быть тяжкими, пощады ждать не приходилось. Но для нее гораздо важнее внешних правил и законов оказался ребенок, лишенный помощи и поддержки взрослых, еще не умеющий сам за себя постоять в условиях беспощадного мира. Она пожертвовала работой, чтобы дать возможность способному мальчишке доучиться, не бросить школу, элементарно выжить. При этом она сумела не задеть его болезненную гордость.

Уроки, подобные этому, не забываются никогда.

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

2 вариант

Данное замечательное произведение содержит в себе такую тематику, которая указывает на то, что в мире существуют люди, которые относятся к чужим проблемам и бедам весьма неравнодушно. Они готовы жертвовать собственными интересами и нуждами ради блага других людей. Автор поднимал вопрос и проблему того, насколько много в мире ситуаций, где из-за человеческого безразличия, происходит множество бед. Положительные герои в данном произведении являются бескорыстными и добрыми людьми, которые мечтают о том, чтобы справедливость в конечном итоге восторжествовала. Они не отрицают того факта, что в мире существуют проблемы, однако герои готовы их решать. Они смотрят на окружающих людей с большим уважением, и из-за этого, судьба награждает их сполна. Однако, все же из-за того, что таких людей мало, они сталкиваются с непониманием других, которые не привыкли жертвовать собственными интересами, и жить по-другому.

В произведении показана учительница молодого возраста, которая увидела и поняла, что жизнь мальчика является крайне тяжелой и грустной. Она хотела оберегать его судьбу от очередных напастей, и из-за такого желания, предложила ему дополнительные уроки, благодаря которым он смог бы разобраться в ее предмете. Стоит сказать, что помимо уроков французского, она пыталась накормить мальчика, а также учительница приносила ему одежду и прочие блага. После того, как она поняла, что мальчик не согласится просто так взять ее подарки, так как ему сделать это крайне неловко и неудобно, то решила найти новый способ.

Учительница предложила ему сыграть в карточную игру на денежный выигрыш. И, специально поддавшись, она обеспечила мальчика необходимыми денежными средствами, которые он смог бы потратить на пропитание и одежду. Стоит сказать, что ее план бы превосходно сработал, если бы данную ситуацию не увидел директор школы, который из-за «проступка» учительницы, уволил ее. Несмотря на то, что она более не преподавала в данном учебном заведении, и уехала в свой родной город, учительница никогда не забывала о мальчике. Она продолжала присылать ему различные посылки в виде одежды и еды. Самым большим уроком, который выучил мальчик, стал урок доброты, который он усвоил на всю оставшуюся жизнь. Он понял, насколько хорошо и правильно помогать другим людям, которые в этом нуждаются. Через такой пример, он начал следовать данному образу жизни.

Распутин «Уроки французского» кратко

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.

В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.

Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.

Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы

Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Вариант 2

Произведение «Уроки французского» было написано В.Распутиным и опубликовано в газете «Советская молодёжь» в городе Иркутске в 1973 году.

Автор описывает жизнь в сибирской деревне после войны. Главный герой хорошо учиться в начальной школе в родном селе. Однако, закончив эту школу, он отправляется в район, чтобы получать образование дальше. В незнакомом для него месте он сильно страдает от голода, одиночества, тоски по дому, а ещё от того, что ему не даётся французский язык. Молодая учительница, Лидия Михайловна, его классный руководитель и преподаёт тот самый французский язык.

Мальчик учится на пятёрки по всем предметам, учит и ненавистный французский, но у него ужасное произношение. Кроме того, подгоняемый голодом и тоской, он решается на игру на деньги. Герой приходит на пустырь, где играют Вадик и Птаха, а также другие ученики его школы. Он быстро обучается нехитрой науке, старается забрать нужный ему рубль и уйти. Деньги он тратит на хлеб и молоко, потому что считает, что оно поможет справиться с малокровием. Однако, лидеры не прощают ему побед, подстраивают ловушку и избивают. Так происходит несколько раз. Но мальчику негде взять денег, и он снова идет играть.

Наш отличник приходит в школу с разбитым лицом, и учительница пытается добиться от него правды. Лидия Михайловна считает, что с мальчиком нужно немного позаниматься, и он усвоит её предмет. Так и происходит. «Наказание превращалось в удовольствие»,- говорит герой о своих успехах во французском языке. Но учительница добивалась не только хороших знаний, она решила помочь маленькому одинокому человеку и пыталась покормить его у себя дома, передала посылку с макаронами, якобы от матери героя. Однако, он всё понял и отвергал, ему было стыдно принимать от учителя такие подарки. Тогда Лидия Михайловна решилась на крайние меры: она придумала играть с мальчиком на деньги, в замеряшки. Деньги, которые ученик выигрывал, он снова тратил на питание. Однако, вскоре об их занятиях узнал директор школы, и учительница уволилась. Она всю вину взяла на себя, и мальчика никто не ругал. Герой продолжил учёбу. Однако на всю жизнь запомнил он уроки французского – те самые уроки доброты и понимания, которые преподала ему Лидия Михайловна. Среди зимы от неё пришла посылка с Кубани, там были красные яблоки.

Твори добрые дела, не рассуждай и не медли, если нужна твоя помощь и ты можешь её оказать – это и есть главная мысль рассказа.

Распутин, Анализ произведения Уроки французского

Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением. Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его кратким содержанием, мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Герои рассказа Распутина «Уроки французского»

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения. Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса. В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало. Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру. Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома. Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость. Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным. С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор. Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти. Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию. Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Популярные сегодня темы

Александра Невского можно назвать великим новгородским князем, а также непобедимым полководцем. Его жизнь совпала с непростым периодом, ведь на тот момент было множество государств, которые хотели захватить Россию.

Каждый регион в России хранит в себе свою уникальную историю становления таким, каков он есть на данный момент. Любой район или край имеет то, чем он может гордиться. Во многих случаях это деяния предков, которые, так или иначе, повлияли на мир

Почти все картины, написанные этим художником, олицетворяют уникальность нашей природы и родных просторов, умелой рукой мастера на них запечатлено неподвижное изображение, которое полно льющихся звуков, запахов и движений природы.

Шопинг – всем известное слово, означающее совершение покупок. Люди делятся на две категории, которые не любят шопинг и те, которые не могут жить без покупок и магазинов. Что касается меня, то я очень люблю ходить по магазинам с мамой

Название: Уроки французского

Жанр: Рассказ

Год написания: 1973 год

Ключевые элементы главной мысли

Уроки: главная мысль рассказа заключается в том, что уроки французского языка помогают человеку расширить свои знания и навыки в области иностранных языков.

Рассказ: автор рассказывает о своем опыте изучения французского языка и демонстрирует, как он смог преодолеть сложности и достичь успеха в этом процессе.

Французский: иностранный язык, выбранный автором для изучения, имеет свои особенности, однако с помощью уроков и регулярной практики можно достичь своих целей.

Мысль: основная мысль рассказа заключается в том, что изучение французского языка через уроки позволяет людям развивать свои коммуникативные навыки, открывать новые горизонты и обогащать свою личность.

Основные идеи

Французского языка — уроки, которые помогут освоить новый язык и погрузиться во всю прелесть французской культуры. Рассказ о главных принципах изучения, запоминания и использования французского языка.

Уроки французского преподаются на различных уровнях сложности, начиная от базовых знаний и заканчивая продвинутыми навыками. В ходе занятий студенты узнают правила грамматики, словарный запас, особенности произношения и совершенствуют навыки письма и разговорной речи.

Рассказ об уроках французского языка делает акцент на овладении языком не только в теории, но и на практике. Студенты имеют возможность применить свои знания в реальных ситуациях, общаясь с носителями языка или используя французский в повседневной жизни.

Главная мысль рассказа заключается в том, что изучение французского языка — это не только восполнение пробелов в знаниях, но и открытие новых горизонтов, расширение своего кругозора, возможность познакомиться с удивительной культурой Франции и других франкоязычных стран.

Доказательства и примеры

В рассказе «Уроки французского» главная мысль связана с тем, что изучение иностранного языка имеет множество преимуществ. Это подтверждается реальными доказательствами и примерами.

Во-первых, изучение французского языка открывает двери к новым возможностям. Знание иностранного языка позволяет расширить круг общения и найти новых друзей. Кроме того, эта навык поможет в путешествиях по Франции и другим франкоязычным странам, где вы сможете легче общаться и лучше понимать местную культуру.

Во-вторых, изучение французского языка может улучшить карьеру. Французский является одним из официальных языков Организации Объединенных Наций, Европейского союза и других международных организаций. Знание этого языка может стать преимуществом при поиске работы и повысить вашу конкурентоспособность на рынке труда.

Наконец, изучение французского языка способствует развитию интеллектуальных способностей

Исследования показывают, что изучение иностранного языка может повысить когнитивные функции мозга, такие как память, внимание и аналитическое мышление. Кроме того, оно расширяет кругозор и помогает лучше понимать культуру и традиции других народов

Аргументация автора

Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключается в том, что изучение иностранного языка — это важный и полезный процесс, который приносит много пользы.

Автор приводит несколько примеров того, как знание французского может быть полезным в повседневной жизни. Он упоминает о возможности путешествовать по Франции и общаться с местными жителями на их родном языке. Это открывает больше возможностей для познания культуры и традиций страны.

Другим аргументом автора является то, что знание французского может улучшить карьерные перспективы. В мире, где международные связи играют все большую роль, знание нескольких языков может стать преимуществом при поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.

Важным аспектом, который автор подчеркивает, является то, что изучение французского языка помогает развить когнитивные и лингвистические навыки. Обучение новому языку требует активного мышления, памяти и аналитических способностей, что способствует развитию мозга.

В заключение, рассказ «Уроки французского» призывает читателей понять важность изучения иностранного языка, особенно французского. Знание этого языка может открыть новые возможности и принести множество пользы в личной и профессиональной жизни

Главная идея рассказа

О чем же рассказ «Уроки французского»? О городости, об отваге, об упорстве маленького мальчика, сумевшего наперекор жизненным обстоятельствам получить образование? О тяжелых послевоенных временах, когда ребенок, оставшийся в одиночестве и почти без средств к существованию, – это было нормой? О том, какими злыми и жестокими могут быть дети к тем, кто немного выделяется из толпы?

Да, все эти аспекты затронуты автором. Но по большей части эта книга – о доброте. Лидия Михайловна сумела почувствовать, как сложно ребенку существовать в этом мире. Причем ребенку не простому, а обладавшему сильным характером, не допускавшим по отношению к себе жалости. И в этой ситуации она, рискнув работой и собственной репутацией, сумела найти к мальчику подход, сумела дать ему самый главный урок в жизни – урок доброты. Не жалости и снисхождения, которые лишь унизили бы паренька, а именно доброты, идущей из самого сердца.

Не случайно автор пишет, что и потом, спустя долгие годы после случившегося, острое чувство благодарности, к которому примешивалось ощущение вины и стыда, всегда возникало у него при воспоминании об этой истории. Благодарности к молодой, еще не имевшей своих детей женщине, сумевшей понять ранимую детскую душу, и стыда за то, что не отстоял он тогда ее перед директором школы, не взял ответственность за ее «преступление» на себя

Вместе со знанием французского пришло к нему и другое, гораздо более важное знание, которое он пронес через всю жизнь, – знание тайных глубин человеческих душ и сердец

Жанр произведения “Уроки французского”

Произведение Валентина Распутина “Уроки французского” можно отнести к русской классической прозе, это реалистическое произведение, написанное автобиографическим рассказом. В прозу входят такие жанры как: поэма, новелла, роман, повесть и рассказ. А Если точнее тогда это произведение считается больше рассказом, потому что здесь идёт одна сюжетная линия, и в этом рассказе малое количество героев.

Сюжет идет об учительнице французского языка и мальчике, Лидия преподавала мальчику уроки дополнительно отдельно к общим занятиям, учительнице мальчишку было жалко и женщина решила помочь парню морально и материально. Герои этого рассказа, действия, слова, дышат натурализмом. Автор написал настолько реалистично, рассказал, что читатель легко поверит что эти события произошли на самом деле.

Характеристика главных героев

Учительница французского языка Лидия Михайловна – вначале Лидия не интересовалась личными жизнями детей, женщина к ученикам, с ними говорит отстраненно, но при этом проникает интерес к главному герою  пытаясь мальчику помочь узнав  о личной беде. Лидия Михайловна сострадательная и добросовестная женщина. Учительница жертвует личным временем, чтобы позаниматься и помочь ученику.

Мальчик – целеустремленный, талантливый честно учиться на одни пятерки, любит собственную семью, не приемлет жалости к себе, мальчику свойственны стеснительность и гордость.  В мальчике присутствуют человеческие достоинства и моральные принципы. 

Директор школы Василий Андреевич – не вникает в жизненные ситуации детей, мужчина холодный, строгий и прямой человек, допрашивает детей о “грязных делах”.

Чему учит рассказ Распутина

Учительница французского показала, что к окружающим людям относиться ласково и дружелюбно. Учит доброте и милосердию, добро делать надо независимо какому человеку, если этот человек в беде. Добро рождается в каждом человеке.

Рассказ Распутина учит быть неравнодушным и  внимательным отношению к людям. Чтобы обрести в нужный момент поддержку другим людям. Автор показывает  в этом рассказе, что учителям не надо неравнодушным к детям, быть искренним, относиться к ним с пониманием, помогать детям, с любовью обучать и воспитывать учеников.

Образ главного героя в рассказе Распутина «Уроки французского»

Герой рассказа во многом повторяет детскую судьбу автора, и анализ «Уроки французского» это хорошо иллюстрирует. В одиннадцать лет началась его самостоятельная жизнь: мать отправила его учиться в райцентр. В селе мальчик считался грамотеем: хорошо учился, читал и писал за старух письма, да ещё умел заполнять облигации. Но простого желания получать знания оказалось мало. Жил в райцентре была нелёгкой, как и везде в голодные послевоенные годы.

Часто мальчику нечего было есть, запасы картошки, привезённые матерью, быстро заканчивались. Как обнаружил ребёнок, продукты потихоньку воровал сын хозяйки дома, где он ютился. Уже здесь мы видим характер мальчика: его упорное желание хорошо учиться, несмотря на недоедание и тоску по дому, твёрдость воли и ответственность. Неслучайно он считал постыдным вернуться домой недоучившись и боролся со всеми сложностями. Продолжим анализ произведения «Уроки французского».

Чтобы избежать мучительного голода подростку пришлось решиться на не совсем законное дело: играть на деньги со старшими ребятами. Смышлёный мальчик быстро понял суть игры и разгадал секрет выигрыша. И вот в очередной раз мать прислала немного денег – мальчик решил сыграть. Распутин подчёркивает, что деньги он тратил на молоко и теперь не так остро чувствовал голод.

Но, разумеется, постоянные выигрыши чужака не радовали Вадика и его компанию. Поэтому вскоре герой поплатился за свою удачливость. Вадик поступил нечестно: перевернул монету. Во время драки, а точнее, избиения ребёнка тот всё равно пытался доказать свою правоту, твердил «перевернул». Эта ситуация показывает его упорство и нежелание соглашаться с ложью.

Но, конечно, не только эта ситуация стала для мальчика назиданием. Настоящим жизненным уроком стала для него помощь учительницы в непростой момент. После того как её ученика избили во второй раз, Лидия Михайловна поняла, что без её помощи не обойтись.

Если вы делаете анализ «Уроки французского», отметьте такую мысль: в произведении два рассказчика: повествование ведётся от первого лица, то есть от имени одиннадцатилетнего подростка, но события и люди показаны и прокомментированы уже взрослым человеком, писателем, с мудростью оглядывающимся на себя юного. Именно этот повзрослевший человек вспоминает свою застенчивость и гордость одновременно, когда он приходил к учительнице заниматься французским и отказывался от ужина, когда возмущённо говорил ей, что не может принять посылку. Именно этот взрослый человек понимает, как много значила для него Лидия Михайловна и как много сделала. Она научила его помогать людям и не бросать их в тяжёлой ситуации, быть благодарным и делать добро, не думая о признательности и не ожидая награды. В этом и заключается смысл названия рассказа «Уроки французского».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: