За минуту
В селе жила супружеская пара – Василий и Василиса. Супруга была трудолюбивой и работала не жалея себя. Она рано вставала и обдумывала дела, которые предстояло ей переделать за день. Женщина начинала бегать и успевала выполнить много работы.
Ее супруг Василий был очень ленивым. Он жил в амбаре и приходил к Василисе, чтобы поесть. Супруги очень мало общались друг с другом. Они прожили много лет и вырастили троих детей. Когда муж стал пить, пара развелась. Из-за этого у женщины был выкидыш, и она прогнала супруга из дома.
Когда началась война, на фронт забрали 2 сыновей, дочь и мужа героини. На войне погибает один из сыновей Василисы. Супруг женщины возвращается с войны, но она не желает мириться с ним. Спустя время Василий приводит в амбар новую возлюбленную – Александру. Василиса стала ревновать мужа и однажды схватила соперницу за волосы.
Писатель провел свою героиню по вехам, отмечающим едва ли не каждую женскую жизнь: любовь, замужество, рождение первенца… Но здесь за этим еще и биография целого поколения. Василисе, которая, светясь застенчивой гордостью, жала первый колхозный сноп и входила, счастливая, в избу, построенную молодоженам всей артелью, выпала на долю волнующая радость советской деревенской нови. Трагической чертой 41-го года пересечена Василисина биография, как и у миллионов ее сверстниц. Проводы на войну, героическое напряжение сил, утраты, тяжелей каких нету в мире, — гибель сыновей. Судьба Василисы Вологжиной типична для эпохи, и эту типичность Ольга Остроумова, родившаяся в послевоенное время, передает строго, сдержанно и, если так можно выразиться по отношению к искусству, правильно.
Однако судьба Василисы еще и индивидуальна, с типом слит характер — непростой, особенный, вылепленный жизнью именно таким, а не иным. У веселой, смешливой, быстроногой девушки оказалась душа гордая, бескомпромиссная, непокорная. Раны заживают трудно, обиды не забываются. Такую-то жену взял себе Василий (М. Кононов) — парень лихой, шагающий по жизни без особых забот.
Перед нами история одной горькой любви, столь же сильной, сколь и несчастливой. Внешне, кажется, все достаточно обычно: сначала был мужик как мужик, потом вдруг задурил, стал попивать, однажды бросился на жену с топором… А она не стерпела, и ушла любовь, осталось мучительное совместное существование. Но под этим и у В. Распутина, и в актерской игре открываются психологические пласты, таящие и столкновение противоположностей, и подспудную борьбу за первенство, и разное понимание ответственности, долга, и многое другое.