Виды речи

Виды, функции и формы речи в психологии

Примеры разных видов речи

Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.

Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.

Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах ( таких, как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.

Основные формы речи

Русский язык имеет разнообразные формы речи, которые используются для передачи мыслей, идей и информации. Всего существует четыре основные формы речи:

  1. Повествование — это форма речи, которая используется для передачи фактов, описания событий или рассказа о чем-то. В повествовании обычно присутствуют глаголы прошедшего времени и хронологическая последовательность событий. Например: «Он пошел в магазин и купил хлеб».
  2. Описание — это форма речи, которая используется для передачи ощущений, впечатлений и детального описания предметов, мест или людей. В описании часто используются прилагательные, причастия и сравнения. Например: «Цветы в саду были красными и ароматными».
  3. Аргументация — это форма речи, которая используется для выражения своей точки зрения, убеждения или аргументации. В аргументации обычно присутствуют аргументы, факты и доказательства. Например: «Я считаю, что здоровый образ жизни важен, потому что он помогает поддерживать физическую и ментальную форму».
  4. Вопрос — это форма речи, которая используется для задания вопросов и получения информации. В вопросительной форме часто используются вопросительные слова и обороты. Например: «Ты знаешь, где находится ближайшая аптека?»

Все эти формы речи могут быть использованы в различных контекстах и комбинироваться друг с другом для более точной передачи информации. Они являются основными строительными блоками русского языка и помогают нам выразить свои мысли и идеи.

Наречие: описание и примеры

Наречие — это морфологический и синтаксический класс слов, который служит для выражения признаков действия в отношении прилагательных, глаголов, наречий и других наречий.

Основной функцией наречия является изменение или обозначение обстоятельств признака действия, лица, времени и места.

Примеры наречий:

  • Очень громко говорить
  • Он там живет
  • Она смотрела недовольно
  • Маша ходила быстро
  • Они делают это вместе

Некоторые виды и характеристики наречий:
Вид
Примеры
Характеристики

Обстоятельственные
громко, тихо, быстро
Обозначают обстоятельства действия

Оценочные
хорошо, плохо, прекрасно
Выражают оценку действия или состояния

Пространственные
тут, там, здесь
Обозначают место

Временные
сейчас, рано, поздно
Указывают на время

Способа
долго, быстро, плавно
Описывают способ действия

Внутренняя речь

Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

  • а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;
  •  б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции. При слабой заторможенности речевой артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у некоторых людей в силу различных эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных слов;
  •  в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);
  • г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);
  •  д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

Замечено, что при обдумывании трудных задач артикуляционные движения более выражены, чем при решении легких задач. Наибольшая активность артикуляционной системы наблюдается в момент острых мыслительных затруднений, в условиях нового подхода к решению задач.

По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.

Письменная речь.

Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.

Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.

Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.

Проведем эксперимент.

Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.

Чтобы картина была видна отчетливо, произнесенные фразы нужно перенести на бумагу. Контраст между первой половиной и второй удивит всех. Окажется, что участники диалога перебивают друг друга, сбиваются, допускают повторы или слова-паразиты, недоговаривают.

На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.

Психологические особенности письменной формы общения:

  • Постоянная концентрация;
  • Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
  • Сложность в передаче чувств или эмоций (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
  • Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
  • Отсутствие мгновенной обратной связи.

Внутренняя речь.

Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.

Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.

В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 7,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 8,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 15,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 9,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 6,
Климанова, Рабочая тетрадь

Страница 7,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 145,
Полякова, Учебник

2 класс

Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 10,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 179,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 191,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 230,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 3,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 120,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 79,
Полякова, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 112,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 36,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 125,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 254,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 254,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 492,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 558,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 685,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 15,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 371,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 5,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 141,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 59,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 11,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 12,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 13,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 12,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 14,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 16,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

8 класс

Упражнение 237,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 382,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 410,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 2,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Местоимение: описание и примеры

Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительное или указывает на его место в предложении. Местоимения помогают избежать повторения и делают речь более лаконичной и выразительной. В русском языке существуют личные, притяжательные, указательные, возвратные, неопределённые и вопросительные местоимения.

Личные местоимения используются для обозначения лица, лица сказуемого или предмета, о котором идёт речь. Они могут иметь разные формы в зависимости от числа, рода и падежа. Например:

  • Я – Маша играет в футбол.
  • Ты – Что ты делаешь?
  • Он – Он читает книгу.
  • Мы – Мы готовим ужин.
  • Вы – Вы приходите завтра.
  • Они – Они живут в Москве.

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета. Они могут относиться как к одному, так и к нескольким предметам. Например:

Мой – Это моя книга.
Твой – Дай мне твою ручку.
Его – Его дом находится за углом.
Наш – Наша команда победила.
Ваш – Ваше мнение очень важно.
Их – Их собака очень игривая.

Указательные местоимения используются для указания на предмет, который находится рядом с говорящим или на предмет, о котором говорят. Например:

  • Этот – Этот дом высокий.
  • Тот – Тот человек идёт к нам.
  • Сей – Сей факт является доказательством.

Возвратные местоимения указывают на то, что действие совершается субъектом самим по отношению к себе. Например:

  • Себя – Я видел себя в зеркале.
  • Сам – Он сделал это сам.
  • Сам себя – Она поздравила себя с днём рождения.

Неопределённые местоимения используются для обозначения неопределённого предмета или лица. Например:

  • Кто-то – Кто-то посетил меня вчера.
  • Что-то – Что-то случилось.
  • Некто – Некто позвонил по телефону.

Вопросительные местоимения используются для задания вопроса о предмете, действии или состоянии. Например:

  • Кто – Кто это сделал?
  • Что – Что происходит?
  • Какой – Какой цвет тебе больше нравится?

Местоимения играют важную роль в русском языке, позволяя более точно и ясно выражать мысли и идеи.

Альтернативные виды речи: кинетическая.

Умением передавать информацию с помощью движения частями тела человек овладел еще раньше, чем научился выцарапывать какие-то знаки. Это самый древний способ понять друг с друга. С появлением слов мы перестали пользоваться жестами как основным средством коммуникации. Большинство обращается к ним как к вспомогательной возможности выразить свои эмоции.

Кинетическая речь остается основной формой общения для глухонемых людей. Современные методики сделали знаковую систему максимально совершенной для разговора, чтения специальных книг, возможности записать мысли.

Подведем итоги: в психологии существуют такие виды речи как внешняя и внутренняя. Первая выражается в устной форме (диалог, монолог) и письменной. Воспринимая устную речь, мы можем быть активными или пассивными слушателям – все зависит от настроя. Внутренняя речь – это наши мысли, поток сознания. Кроме основных форм общения, существует дополнительная – кинетическая, которой пользуются глухонемые. Каждая из представленных способов коммуникации имеет свои психологические особенности. Сложно все запомнить? Жмите «Поделиться»!

Дополнительная информация:

  • Кто такой коммуникабельный человек и что это означает?
  • О чем можно поговорить?
  • Что такое вербальная и невербальная коммуникация?
  • Что такое сторителлинг и где его применяют?
  • Как искать темы для разговора и о чем говорить не следует?
  • Как научится говорить нет и почему это необходимо?
  • Пошаговая инструкция, как начать разговор
  • Что такое коммуникабельность и как овладеть этим навыком?
  • Что такое риторический вопрос и зачем его использовать?

Речь — это.

В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:

Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:

Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.

То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:

  1. речевую деятельность как процесс говорения;
  2. речевые произведения (запомненные или записанные) как результат этого процесса.

Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).

Виды речи

Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.

Эта статья относится к рубрикам:

То, что животным не присуща речь — это спорное заявление. Например, дельфины очень активно общаются между собой, однако даже современные технологии не могут расшифровать эти звуки.

Речь — самое удивительное изобретение эволюции. Нет ничего в этом мире, что нельзя высказать речью.

Только с помощью речи человек смог настолько продвинуться в развитии. Ведь благодаря ей можно передавать потомками все знания, накопленные за века и даже тысячелетия.

Речистых и болтливых не люблю. Устаю от таких людей. Когда человек много говорит, он как энергетический вампир. А если это мужчина — вообще жесть.

Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).

Письменная речь

В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.

Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого «сообщения», чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.

Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.

Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.

С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.

Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как «большие и ужасные». Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.

Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят «как по-писаному», потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.

Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема — как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как «голым словом» склонить читающего к нужному действию.

Функции речи в психологии

Речь – это уникальное человеческое явление, которое играет важную роль в психологии, исследовании развития личности, общении и восприятии окружающего мира. Функции речи представляют собой комплексное явление, которое оказывает влияние на психологические процессы и взаимодействие между людьми. В этом информативном тексте мы рассмотрим ключевые аспекты функций речи в психологии:

  • Коммуникативная функция: Речь является важным инструментом коммуникации между людьми. С помощью слов и языка мы обмениваемся информацией, идеями, чувствами и мыслями. Коммуникативная функция речи позволяет нам выражать свои потребности, устанавливать контакты с окружающими и строить социальные отношения.
  • Когнитивная функция: Речь играет важную роль в познавательных процессах человека. Она помогает организовывать информацию, анализировать и делать выводы. Способность к абстрактному мышлению и рефлексии частично зависит от нашей способности использовать речь для формулировки и обмена идеями.
  • Эмоциональная функция: Слова и интонации могут передавать эмоции и чувства. Эта функция речи позволяет нам выразить радость, гнев, страх или сострадание. Эмоциональная окраска речи является важным элементом общения и межличностных отношений.

Фотограф: Thought Catalog

  • Регулятивная функция: Речь способствует регулированию поведения. Слова могут использоваться для указания на задачи, предостережения от опасности, а также для координации действий в группе. Эта функция речи особенно важна в контексте образования и социальной адаптации.
  • Символическая функция: Речь позволяет нам создавать и использовать символы и знаки для представления мира и идей. Способность к символизации через язык открывает двери к развитию культуры, науки и искусства.
  • Саморегулятивная функция: Речь может быть внутренним диалогом, который помогает человеку регулировать свои мысли, эмоции и поведение. Внутренний монолог помогает нам принимать решения, анализировать ситуации и контролировать себя.
  • Социализационная функция: Язык и речь играют важную роль в процессе социализации и вхождения индивида в общество. С помощью языка передаются нормы, ценности, обычаи и культурные особенности.

Функции речи в психологии являются ключевым аспектом изучения человеческого развития, понимания межличностных отношений, а также решения психологических проблем. Речь – это не просто средство общения, но и сложный механизм, который отражает множество аспектов человеческой натуры и способности к адаптации к разнообразным условиям жизни.

Что такое рассуждение?

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лексика;
  • име­ют­ся ввод­ные слова;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че. Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

Что такое повествование?

Главным в повествовании являются сменяющие друг друга действия. Текст отвечает на вопросы: «Что делает объект? Что произошло?» События следуют в хронологической последовательности или в обратной, когда автор сначала сообщает о развязке, а потом идет развитие действия. В любом случае происходящее подчинено законам логики.

Изобразить их можно только на серии картинок, каждая из которых будет передавать новое действие. Повествовательный текст показывает постоянно меняющийся мир. Рассказ может идти от 1-го или 3-го лица, известного как авторское повествование.

Повествование делится на изобразительное и информативное. Цель изобразительного – показ последовательности действий, смены физических и психических состояний. Цель информативного – рассказать о том, что произошло какое-то событие, о причинах происходящего, интересных фактах, касающихся этого события. Автор не придерживается строгой последовательности действий, важен сам факт произошедшего. Используется по большей части в СМИ.

Композиция повествования

Композиция повествования имеет постоянные структурные элементы:

  1. завязку;
  2. развитие действия;
  3. кульминацию;
  4. развязку.

Все прозаические произведения: сказки, рассказы, романы — имеют подобную структуру. Взять сказку «Колобок». Попросил дед бабку испечь колобок – завязка, первое событие. Все последующие действия, когда колобок сбежал и катился по лесу, встречая разных животных, – это развитие действия. Встреча с лисой – кульминация, самый напряженный момент, который тянет за собой развязку. Лиса проглотила колобок – тут и сказке конец, развязка.

Это традиционная модель композиции, но допускаются изменения. Некоторые части могут быть опущены или добавлены, например, экспозиция в начале и эпилог в конце произведения. Из экспозиции становится известно, как обстояли дела до первого события в цепочке. Эпилог рассказывает, как все устроилось после того, как конфликт был исчерпан, после развязки.

Средства языкового оформления повествования

Предложения оформляются по сходной модели: в начале идет известная информация, обычно исполнитель, в конце – действие. Например: В кустах неподалеку кто-то зашуршал. Мелкие веточки захрустели. В повествовании редко используются объемные, многократно осложненные обособленными членами предложения.

Этот тип речи тесно связан с пространством и временем. Слова, называющие исполнителя действия, сами действия, место и время происходящего – составляют основу повествования.

Главную роль в тексте играют глагольные формы. Глаголы прош. времени сов. вида лучше всего подходят для простой передачи смены действий, их последовательности. Глаголы несов. вида подчеркивают длительность действия. Формы наст. времени помогают создавать картину, происходящую здесь и сейчас. Вспомогательные глаголы  обозначают фазу действия, указывают на характер его осуществления.

Для синтаксиса характерно использование предложений с однородными сказуемыми. Присутствуют синтаксические конструкции, выражающие причинно-следственную и временную обусловленность. Используется цепной вид связи между предложениями.

Продуманное использование языковых средств делает читателя участником изображаемых событий.

Что такое рассуждение?

Тип речи, исследующий проблему, называется рассуждение. Рассуждая, автор пытается доказать или опровергнуть какую-то мысль. Оно состоит из мыслей, доводов, суждений, размышлений, связанных логически.

Рассуждение имеет несколько разновидностей. Рассуждение-доказательство предполагает поиск ответа на вопрос: «Почему?». Например, утверждая, что «Ревизор» Гоголя актуален в наше время, автор объясняет почему, он так считает. Такая разновидность стилистически универсальна.

Рассуждение-объяснение в качестве основной мысли имеет утверждение, истинность которого очевидна. Автор ограничивается раскрытием смысла выдвинутого утверждения, объясняет, как он его понимает. Текст отвечает на вопрос: «Что это такое?» Чаще используется при написании научных, деловых текстов.

Рассуждение-размышление в центр ставится вопрос: «Как быть?». Автор ищет ответ на мучающий его вопрос. Сомнения в правильности его поступков, суждений порождают внутренний диалог с самим собой. Доказательства зачастую противоречат друг другу.  Часто встречается в публицистике, художественных произведениях.

Композиционная структура рассуждения

Вид рассуждения влияет на его композицию. Все тексты-рассуждения имеют одинаковую структуру:

  1. Тезис – утверждение или отрицание чего-то. Предложение, которое нуждается в доказательстве.
  2. Доказательства, аргументы.
  3. Примеры.
  4. Вывод.

Тезис – Ранняя осень – самое лучшее время года! Доказательства – Уже нет летней жары, но морозы еще не наступили. Яркое разноцветье лесов дарит ощущение праздника. Воздух становится легким и прозрачным. И на душе тоже так легко, что кажется, что еще чуть-чуть и ноги оторвутся от земли, и ты полетишь, кружась в танце, вместе с осенними листьями. Вывод – Только ранней осенью может быть так легко и хорошо!

Тезису может предшествовать вступление. Доказательства и примеры могут находиться в одной части и перемежаться. Могут отсутствовать примеры, или наоборот, примеры могут заменять доказательства. Иногда авторы опускают вывод.

Рассуждение-размышление имеет особенность: они строятся по такому же плану, но содержат целую систему вопросов и ответов. Используя такой прием, автор пытается установить истину. Например: «Сегодня я поссорился с другом. Правильно ли будет подойти к нему и помириться? Не будет ли это унизительно? Захочет ли он меня слушать?»

Для рассуждения важна четкая формулировка тезиса и убедительность доказательств.

Языковые средства рассуждения

Языковые средства, используемые в рассуждении, зависят от его разновидности. В доказательстве и объяснении используются вводные слова со значением порядка мыслей, способствующие оформлению текста.

В размышлении — вводные слова, обозначающие разную степень уверенности. Здесь преобладает абстрактная лексика, присутствуют риторические вопросы и восклицания. Для всех разновидностей характерно использование вводно-модальных слов, глаголов разных форм.

Между тезисом и доказательствами устанавливается логическая и грамматическая связь. Здесь более сложный синтаксис по сравнению с описанием и повествованием. Используется большое количество предложений, осложненных причастными, деепричастными оборотами. Присутствуют конструкции противопоставления и сопоставления.

Типы речи в чистом виде встречаются редко. Обычно в одном тексте сочетаются разные типовые фрагменты. Чтобы определить тип речи, нужно ориентироваться на типовое значение фрагмента: сменяющиеся действия или статичная картина. Можно воспользоваться методом исключения и применить к нему основные признаки каждого из трех типов.

Процессуальная речь

Процессуальная речь — это особый вид речи, который используется в юридических и административных процедурах. Она служит для передачи информации о процессе, его правилах и условиях, а также для формирования юридических актов.

Особенностью процессуальной речи является ее формальность и точность. В ней используются специальные термины и словосочетания, чтобы установить четкие правила и инструкции для всех участников процесса.

Процессуальная речь имеет стройную структуру, которая обычно включает в себя следующие элементы:

  1. Введение, в котором указывается цель и область применения процедуры.
  2. Описание процесса шаг за шагом с указанием последовательности действий и правил их выполнения.
  3. Информация о правах и обязанностях участников процесса.
  4. Условия и требования для осуществления процедуры.
  5. Заключительная часть, в которой содержатся рекомендации и указания по дальнейшим действиям.

Процессуальная речь может применяться в различных областях, включая судебные процессы, административные процедуры, бизнес-процессы и даже образовательные процессы.

Примеры процессуальной речи Область применения
Акт о приеме на работу Трудовое право
Жалоба в суд Гражданское право
Заявление на получение визы Миграционное право

Важно отметить, что понимание процессуальной речи является важным навыком в различных сферах деятельности. Оно позволяет правильно интерпретировать правила и инструкции, предоставленные в рамках процедуры, и действовать в соответствии с ними

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: