Введение.
Попробуем представить, что к нашим современникам (не
историкам) обратились с вопросом: кто были предки русского народа? Наверняка
большинство ответит – славяне. Нередким будет уточнение – восточные славяне.
Многие добавят, что от тех же предков произошли также украинцы и белорусы.
Кажется, что ответ на этот вопрос прост до очевидности. Но тем и увлекательна
историческая наука, что очевидный ответ не обязательно правильный. Если
вдуматься, то за этим, простым на первый взгляд, вопросом обнаружится множество
других – «спрятанных». Всегда ли жили славяне в Восточной Европе или пришли из
других земель? Если они были здесь коренным, исконным населением, то с какого
времени отсчитывать эту «исконность»? А если пришли, то откуда?
Возникновение государства у восточных славян
Примечание
Все даты, относящиеся к истории Древней Руси, имеют приблизительный характер и часто оспариваются современными историками, так как данные в известных источниках часто противоречат друг другу.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Основным источником, который дает представление об истории формирования Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке. В соответствии с документом появление государственности у восточных славян относится к 862 г., когда на княжение в северные земли (Новгород и окрестности) были призваны варяги. С этого момента начинается существование Государства Рюрика.
В «Повести…» также упоминается некое догосударственное формирование, имевшее форму конфедерации. Считается, что некоторые племена этой конфедерации платили дань варягам, но затем их изгнали.
Непосредственно Древняя Русь сформировалась в 882 г. в результате успешного похода князя Олега на Киев. Киев был захвачен, и туда была перенесена столица государства. Это событие считается альтернативной точкой отсчета существования Древнерусского государства.
Примечание
Происхождение князя Олега доподлинно неизвестно. Историки предполагают, что он мог быть шурином Рюрика или же просто его соплеменником. Олег выполнял функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Этапы формирования государства у восточных славян
I. Формирование племенных федераций на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород). В этом этапе происходило объединение различных племен в федерации, которые имели свои центры в Киеве и Новгороде. Эти федерации представляли собой первые шаги к формированию будущего государства.
II. Молодая языческая Русь (882-988 годы). В этот период Древнерусское государство, известное как молодая языческая Русь, достигло своего начального становления
Важной особенностью этого времени было сохранение языческой религии и обычаев, а также постепенное развитие культуры и общества
III. Киевская Русь под единым князем (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры. На этом этапе Киевская Русь стала укрепляться и развиваться под руководством единого князя. Этот период характеризовался расцветом христианской культуры, принятием христианства как государственной религии и стремлением к укреплению и централизации государственной власти.
Принятие христианства
Цивилизационное значение
Христианизация Древнерусского государства проложила путь для дальнейшего распространения религии на восток. Ранее отдаленная от остальных процессов Средневековья Восточная Европа была включена в единое пространство. В более позднее время защитой интересов православных христиан занималось, в первую очередь, российское государство, в том числе, и на Балканах, откуда религия и попала в Россию.
Политическое значение
После крещения значительно улучшились отношения между Византией и Киевской Русью. Пропала необходимость заключения дополнительных договоров, в том числе благодаря династическим бракам. На Русь в значительной степени распространилось византийское влияние, в особенности в церковной сфере. Византийский патриарх считался единым самодержцем всех православных народов, киевским князьям в ряде вопросов приходилось учитывать его мнение. При этом, с точки зрения Византии, киевская митрополия не представляла для Константинополя большой значимости.
Распределение восточных славян: различные теории
Существуют дискуссии в исторической науке относительно идентичности восточных славян и их происхождения. Существует множество теорий о происхождении восточных славян, которые в основном делятся на миграционные (восточные славяне как «пришельцы») и автохтонные (восточные славяне как коренной этнос Восточной Европейской равнины).
Теории происхождения восточных славян:
- Миграционные теории.
- Автохтонные теории.
В центре повествования Нестора находится объединение племен полян, которые обитали в центральной части Поднепровья вокруг Киева. Согласно рассказам Нестора, в VI веке этими землями правили три брата: Кий, Щек, Хорев, и их сестра Лебедь. Среди различных теорий происхождения восточных славян наиболее распространенной и широко признанной является миграционная теория, известная также как Дунайская или Балканская теория. Именно этой теории придерживался Нестор, первый русский историк и автор «Повести временных лет», монах Киево-Печерской лавры.
Поляне, после подчинения северян (с центром в Чернигове), создали протогосударство в виде «союза племенных объединений». Нестор, хотя являлся прокиевским историком, также упоминает о втором древнерусском центре — на севере. Этот центр формировался вокруг Ильменских словен, проживающих в районе Новгорода. Самым могущественным союзом племен, который подчинил словен, были кривичи (с центром в Смоленске). Они контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцы платили дань угро-финским племенам.
Всего было тринадцать союзов восточнославянских племен: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне и бужане.
Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, поскольку каждое из них претендовало на главенство. Нестор отмечал: «Наша земля велика и обильна, но в ней нет порядка». В 862 году новгородцы приняли решение пригласить трех братьев из варяжского племени Русь — Рюрика, Синеуса и Трувора, чтобы они стали править. В тот же год Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Сегодня уже известно, что Рюрик пришел править не с братьями, а со своим родом («sine hus» — «свой род») и верной дружиной («thru varing» — «верная дружина»).
Таким образом, согласно Нестору, возникло государство — Новгородская Русь.
4. Зарождение древнерусского государства, концепции его происхождения.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы
прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Норманнская теория
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.
Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.
Концепции происхождения древнерусского государства
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.
1. Согласно норманнской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись («Повесть Временных Лет» XII века) и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.
2. Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Летопись говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.
Posted in История, Лекции 1 курс and tagged История
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Принятие христианства
На протяжении нескольких веков Русь была языческой. Славяне поклонялись десяткам богов, верили в духов, проводили особые обряды. Но на рубеже IX-X веков сложились предпосылки смены религии.
Русь со всех сторон терзали набеги враждебно настроенных соседей, кроме того страну раздирали и междоусобные распри между князьями. Требовалась единая идеология, которая смогла бы примирить враждующие княжества и защитить страну от разорительных набегов.
Почти все государства Европы уже приняли христианство и отказывались выстраивать дружеские отношения с дикими язычниками-варварами.
В то время еще совсем молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князю, и , как следствие платить ему дань.
Рис. 4. Причины и значение принятия христианства на Руси.
Почему все-таки христианство?
Из повести временных лет мы знаем, что князь Владимир, правивший тогда Русью, стоял перед нелегким выбором. От его решения зависела в буквальном смысле судьба большого государства. Есть мнение, что к Владимиру явились проповедники, каждый из которых рассказывал о своей религии. В начале пришли приверженцы ислама. Владимиру импонировало одно: узаконенное многоженство. С неодобрением князь отнесся к обрезанию, воздержанию от свинины и вина. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — так сказал Владимир мусульманам.Затем прибыли миссионеры из Рима, направленные папой. Князь спросил: «В чем заповедь ваша?» Папские послы отвечали: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию, как сказал учитель наш Павел». Тогда Владимир молвил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».Затем перед ним предстали хазарские иудеи. Владимир отверг их веру, сославшись на то, что иудеи за собственные грехи были рассеяны по свету, а князь для своего государства этой участи не желает.
Последними пришли греки. «Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»»..
Вот такая легенда. Точно ли было данное событие, или хождение к князю представителей всех религий было лишь выдумкой Нестора, мы сказать не можем, но факт остается фактом — Русь готовилась принять крещение по византийскому образцу, ждали только удобного случая.
Он представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. Жители затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Город был взят из-за предательства жителя города Анастаса. Он пустил в стан к русским стрелу с запиской, на которой указал, где проложены трубы, подающие воду в город. Владимир подкопал колодцы, разрушил трубы и корсунцы, изнемогая от жажды, были вынуждены сдаться.Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир поставил условие, что уйдет из города только с сестрой императоров Василия и Константина Анной.
Но жители сказали, что по обычаю не могут выдать христианку замуж за язычника. Князь Владимир крестился в Корсуни и только после этого был совершен брак с Анною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.Примирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Закрепление
- Назовите предпосылки возникновения государства у восточных славян. Какие теории возникновения государства у восточных славян Вы знаете?
- Каковы были причины и последствия принятия христианства на Руси?
Домашнее задание
Общие сведения
Древняя Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство) – государство в Восточной Европе, сформировавшееся в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей и существовавшее в IX-XIII веках.
Предпосылки появления государства
- Общественное разделение труда. С развитием социума и под давлением внешней среды на территории Древнерусского государства стали меняться источники средств существования. Соседство с недоброжелательными кочевниками способствовало развитию военного дела как профессии. Параллельно аналогичным образом продолжали развиваться земледелие и ремесла.
- Развитие экономики. Технологическое развитие вело к тому, что люди могли возделывать большие посевные площади. Соответственно, развивалась торговля и углублялись взаимоотношения с соседними племенами. Это порождало необходимость искать новые модели сосуществования.
- Потребность в появлении руководящего института. На определенном этапе развития общества государство как политическая организация стало необходимостью для племен и племенных союзов. Появлялись конфликты, которые могли быть эффективно разрешены только с участием третьей стороны (судебная функция), которой и должно было стать государство.
- Территориальное расположение. Финно-угорские и восточнославянские племена имели возможность активно контактировать между собой, так как зачастую селились по берегам судоходных рек. В данном случае племенные поселения располагались вдоль важнейшего в средневековой Европе торгового пути «из варяг в греки».
Главной причиной образования Древнерусского государства считается потребность населения совместно защищать свои территории от набегов кочевых народов.
Список использованной литературы.
1.
История
России. IX – XX вв. Тот Ю.В., Шумилов М.М. и
др. – Санкт-Петербург, Нева, 1996.
2.
История
России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. – М.:
Издательство АСТ, 1996.
3.
История
России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов. / Н.И. Павленко, И.Л.
Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. – М.: Высш. шк., 1998.
4.
Кацва
Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. Учебник. – М.: МИРОС-Аргус, 1996.
5.
Мунчаев
Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА,
1997.
История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев; А.Н. Сахаров,
В.И. Буганов, В.Д. Назаров. – М.: издательство АСТ, 1996. – с. 39.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История
России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: Проспект, 1999. – с.
17.
История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов /
Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. – М.: Высш. шк., 1998.
– с. 33-34.
Орлов А.С. и др. Указ. соч. – с. 20-21.
Заключение.
Рассмотренный исторический период имеет большое
значение в российской истории. Восточные славяне явились предками не только
русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период
происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных
контактов, процесс смешивания народов. Впоследствии начали образовываться
племенные союзы – один из основных шагов по направлению к возникновению государственности.
Таким образом, с VI
по IX в. восточные славяне и
их соседи находились на общественно-первобытном уровне развития, который в этот
же период начал постепенно трансформироваться в феодальный. Появляются
территориальные общины, союзы племен, во главе которых стояли «лучшие мужи».
Эти зачатки властных отношений способствовали тому, что в IX веке
на территории расселения восточных славян образовалось Древнерусское
государство и начался новый этап в российской истории.