Законы восприятия в психологии кратко

Презентация на тему психология восприятия

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Свойства восприятия

Для ситуаций общения важны такие свойства восприятия как активность, константность, контекстность, осмысленность, апперцептивность.

Активность

Когда наше внимание сосредоточено только на одном стимуле или группе объединенных стимулов, они воспринимаются активно, остальные объекты окружающего мира являются фоном и не находят активного отражения в нашем сознании

Константность. У человека присутствует понимание мира как явления организованного, постоянного и неизменного. Например, белая бумага воспринимается как белая даже при свете луны, отблесках огня. Если смотреть на велосипедное колесо под углом, то человеческий глаз видит эллипс, но воспринимается оно все равно как круглое. На константность влияет прошлый опыт. При общении это свойство проявляется постоянно, образ человека константен. Человек может меняться в зависимости от возраста или условий, а восприниматься он будет все равно в соответствии с тем образом, который сложился.

Контекстность. На процесс восприятия всегда влияет какой-то контекст. Ни один акт поведения, ни одна мыслительная операция не происходит в физическом и психологическом вакууме. В процессе общения важна ситуация, в которой взаимодействуют партнеры.

Осмысленность. Восприятие имеет тесную связь с общением, языком. Сознательно воспринимающийся предмет выделяется, мысленно называется, то есть относится к конкретной группе, классу, разряду, связывается с определенной словоформой, осуществляется осознанный поиск наиболее приемлемого толкования. Далее, имеющиеся данные определяют ситуацию, и человек определяет место для себя в этой ситуации. Восприятие образа человека осмысленно. Через слова, которыми обозначают воспринимаемого (учитель, врач, художник, больной, клиент) в его образ включаются знания общего характера о данной групповой принадлежности, которые сложились в процессе жизнедеятельности.

Апперцептивность. Восприятие зависит от общего содержания психической жизни. Важна роль предшествующего перцептивного опыта, так как особенности восприятия вытекают как раз из практического и жизненного опыта человека. Человеческая деятельность неотделима от процесса восприятия. Восприятие зависит не только от раздражителя, характера и степени раздражения, но и от субъекта. Восприятие принадлежит не глазу и уху, а конкретному человеку. На точность и ясность восприятия, влияют иллюзии (эффекты) перцепции и личностные особенности индивида: знания, мотивации, интересы, установки, эмоции.

Основные качества восприятия

Апперцепция. Зависимость восприятия от прошлого объекта, так как люди по-разному
воспринимают одни и те же вещи или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и
осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность. Из этого следует, что отдельные элементы предмета соединяются друг с
другом и образуют единое целое.

Константность. Относительное постоянство воспринятой величины, цвета, формы при
изменении ракурса и освещенности.

Избирательность. Предпочтение одних объектов в отношении других.

Предметность. По ощущениям предметы могут быть разными (одинаковые), но мы определяем
их не столько по их виду, сколько в соответствии с тем, как мы им пользуемся на практике или по их
главным свойствам.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Основные закономерности перцепции

Первый закон восприятия гласит о том, что любой предмет или образ воспринимается человеком как фигура, возникающая на определенном фоне. Человеческий мозг выстраивает структуру сигналов так, что всё, имеющее значение, выстраивается как фигура, то есть ясно и отчетливо осознается. Человек может описать, что он воспринимает посредством слуха, зрения, тактильного контакта.

Понятия фигуры и фона относительны. При переключении внимания фон может быть воспринят как фигура и наоборот. Приведем пример двойственных изображений, где фигура и фон меняются местами. В приведенном ниже рисунке можно увидеть два профиля черного цвета на белом фоне или вазу белого цвета на черном фоне.

Рисунок 1. Иллюстрация двойственности изображения Э. Рубина

Это свойство относится не только к зрению, но и к другим чувствам. При общем шуме в аудитории, вдруг кто-то произносит вашу фамилию, она мгновенно становится фигурой на фоне шума. Присутствие аромата духов среди группы курильщиков тоже фигура. То есть фигурой является то, что имеет для человека смысловую нагрузку и связано с его прошлым опытом или ожиданиями, намерениями и желаниями.

Данный закон применим при восприятии человека на фоне других людей, на социальном фоне. Образ формируется в зависимости от того, на фоне каких людей воспринимается человек, их поведения, внешнего вида. А.Маслоу, психолог, родоначальник гуманистической психологии, проводил эксперименты, доказывая это положение. Они связаны с перцепцией прекрасного и отталкивающего.

Он показывал испытуемым фотографии обычных людей, но сняты они были в неприглядной, иногда, страшной обстановке. Испытуемые характеризовали их как психотиков, параноиков или преступников.

Это доказывает то, что в уродливом окружении, люди воспринимаются в соответствии с этим окружением как плохие, неприглядные.

Второй закон восприятия гласит о целостности, которая проявляется в том, что человеческий мозг сводит отдельные фрагменты в фигуру, имеющую простой или полный контур. Предмет, музыка, фраза, представленные в виде отдельных фрагментов, будут собираться мозгом в одно целое, то есть будет происходить добавление частей, которых не хватает. Когда формируется образ другого человека, он достраивается, если не хватает информации для создания его полного образа, информация додумывается.

Третий закон восприятия гласит о влиянии на восприятие ожиданий и предположений. Ведь мир воспринимается человеком, в зависимости от своих ожиданий. При проведении исследований испытуемым предложили изображение, которое одинаково может быть воспринято как цифра 13 и как буква В. Если этот знак появлялся в числовом ряду, все воспринимали его как цифру 13, если в буквенном ряду, как букву В. То есть, человек воспринимает информацию так, как ожидает. Это относится не только к предметам, но и к восприятию других людей, информации. Человек строит образ партнера по общению после телефонного звонка. Он придумывает его внешность, приписывает ему качества, которых ждет. При встрече выясняется соответствует партнер его ожиданиям или нет.

Свойства восприятия в психологии

Свойства восприятия в психологии – это важный аспект понимания того, как мы воспринимаем и взаимодействуем с миром вокруг нас. Восприятие – это процесс обработки сенсорной информации, поступающей из внешней среды через наши органы чувств. Свойства восприятия помогают объяснить, какие особенности и закономерности существуют в этом процессе.

Вот некоторые из основных свойств восприятия в психологии:

Селективность восприятия: Это свойство означает, что наше внимание фокусируется на определенных аспектах сенсорной информации, в то время как другие игнорируются. Например, когда мы смотрим на множество объектов, мы выбираем один или несколько, на которые сосредотачиваем внимание.

Организация и интеграция: Восприятие не просто сумма сенсорных впечатлений, а скорее процесс организации и интеграции этих впечатлений в целостную картину мира
Это позволяет нам видеть объекты и события в контексте и делать выводы о их характеристиках и отношениях.

Константность восприятия: Это свойство означает, что мы воспринимаем объекты и их характеристики как стабильные и неизменные, даже если условия изменяются. Например, размер объекта будет восприниматься одинаковым, независимо от того, насколько далеко он находится от нас.

Восприятие глубины: Это свойство позволяет нам оценивать расстояние до объектов и их трехмерную структуру. Мы используем такие приемы, как бинокулярное зрение и перспективные намеки, чтобы понимать глубину и расстояния.

Восприятие движения: Мы способны воспринимать и анализировать движение объектов в нашем окружении

Это важно для безопасности и навигации.

Перцептивные искажения: Иногда наше восприятие может быть искажено, что приводит к неверным восприятиям реальности. Например, оптические иллюзии показывают, как наши мозги могут создавать неправильные представления о предметах.

Восприятие контекста: Окружающая среда и контекст могут влиять на наше восприятие

Что-то, что кажется нам большим или маленьким в одном контексте, может показаться совершенно иным в другом.

Мультистимульное восприятие: Мы воспринимаем информацию через разные органы чувств одновременно. Это мультистимульное восприятие позволяет нам создавать более полное и объективное представление о мире.

Фотограф: Gianandrea Villa

Свойства восприятия играют важную роль в формировании нашего понимания мира и в нашей способности адаптироваться к окружающей среде. Понимание этих свойств помогает психологам и исследователям лучше понять, как работает человеческое восприятие и как оно влияет на наше поведение и решения.

Нарушения восприятия

Следует отметить, что познание единого объекта или его частей зависит как от индивидуальных особенностей восприятия конкретного человека, так и от других факторов, таких как прошлый опыт, негативные установки, воспитание и пр.

В психологии существует так называемые ошибки восприятия — это искажение реальности. Среди ошибок выделяют иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии — это когда мы видим реальный предмет в искаженном виде. Могут возникать из-за физических, физиологических, психологических факторов. Например, из-за хронического недосыпа, стресса или проблем с психикой. Иллюзии бывают слуховыми, зрительными, обонятельными и т.д.

Галлюцинации — тяжелая форма ошибок познания, вызванная чрезмерным употреблением спиртных напитков, наркотиками, психостимулирующими веществами и некоторыми медикаментами. Бывают также при тяжелых поражениях головного мозга, катаракте, психических заболеваниях. При галлюцинации человек видит предмет, которого в реальности нет.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы когда-либо сталкивались с ошибками восприятия, имеете свойство приписывать вещам несуществующие достоинства и недостатки. Наши психологи расскажут вам, почему так происходит, от каких факторов зависит познание, и как научится им управлять. Специалисты на связи с вами круглосуточно.

Цвета

В ещё одном любимом мною исследовании Лин и соавторы создали алгоритм для определения «семантически резонансных цветов». Например, если я хочу поговорить об океане, я использую синий цвет, если хочу сказать о любви, использую розовый или красный.

Алгоритм анализировал Google Images и назначал цвет ключевым словам. Затем с помощью участников с Mechanical Turk учёные проверили, эффективно ли сработала программа. Некоторые результаты получились забавными.

Под буквой А находятся цвета, которые алгоритм подобрал для ключевых слов, под буквой Т — цвета, которые выбрали пользователи. Цифра в скобках показывает, насколько точно сработал алгоритм (максимум можно набрать 5 баллов)

Для следующего эксперимента художник из Tableau разработал семантически резонансную цветовую схему, и исследователи проверили, чья схема (человека или алгоритма) будет эффективнее. Они ставили против собственной программы, выдвинув гипотезу, что подобранная человеком палитра себя покажет лучше.

Цвета, подобранные алгоритмом (А) и экспертом (E)

Во втором эксперименте исследователи оценили, насколько хорошо участники выполняли простые задачи по сравнению, используя три разные цветовые палитры. Оказалось, цвета, подобранные алгоритмом, не уступили палитре эксперта.

Какие бывают виды восприятия?

В мире психологии существует бескрайнее многообразие способов восприятия, и каждый из них открывает перед нами уникальную реальность. Восприятие – это не просто механический процесс обработки информации, но настоящее искусство интерпретации мира вокруг нас:

Зрительное восприятие: Самое очевидное и распространенное из всех видов восприятия. Наш глаз – это как окно в мир. Мы видим цвета, формы, движение и создаем себе картину реальности на основе визуальных данных.

  • Слуховое восприятие: Ушам тоже несказанно много, чем заняться. От звуков природы до мелодий музыки, звук может вызвать эмоции, перенести нас в другое место или время, и даже помочь нам понять, что происходит в окружающем мире.
  • Осязательное восприятие: Мы чувствуем мир прикосновением. Это может быть как приятным мягким касанием, так и болезненным ощущением. Осязание позволяет нам оценивать текстуры, формы и температуры объектов.
  • Вкусовое восприятие: Наши языковые рецепторы позволяют нам наслаждаться разнообразными вкусами и ароматами. От сладкого до соленого, это восприятие может вызывать у нас удовольствие или неприятие.
  • Обонятельное восприятие: Запахи играют огромную роль в нашей жизни. Они могут вызвать воспоминания, изменить настроение и даже влиять на наше поведение. С помощью обонятельного восприятия мы оцениваем окружающую среду и еду.
  • Кинестетическое восприятие: Это восприятие движения и положения тела. Оно позволяет нам контролировать свое движение и оценивать пространство вокруг нас. Благодаря кинестетическому восприятию мы можем танцевать, спорить, играть на инструментах и заниматься спортом.
  • Эмоциональное восприятие: Восприятие чужих эмоций играет важную роль в наших отношениях. Эмоции других людей влияют на наше собственное состояние и наши решения.
  • Символическое восприятие: Этот вид восприятия позволяет нам интерпретировать символы, знаки и абстрактные концепции. Мы видим смысл и ценность в словах, числах, идеях и искусстве.
  • Временное восприятие: Способность воспринимать и оценивать время влияет на организацию нашей жизни. Оно помогает нам планировать, следить за прошлым и будущим, и создавать расписание событий.

И все эти виды восприятия взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, позволяя нам создавать цельные и многогранные представления о мире. Каждый из них добавляет кусочек пазла в нашем понимании реальности, делая ее более интересной и разнообразной.

Существует и ряд других наблюдений

Глаза и мозг человека воспринимают внешние раздражители, которые поступают извне, как фигуру и фон. То что воспринимается более четко — это фигура. Объекты, которые различить сложнее, образуют фон

В зависимости от того, как быстро человек переключает внимание с одного объекта на другой, они могут меняться местами. Такая особенность восприятия характерна не только для зрения: этот же закон работает и для слуха, обоняния и пр

К законам восприятия следует отнести и следующие наблюдения:

Недостающие фрагменты информации мозг старается восполнить до полной картины. Это делается для того, чтобы создать и сохранить целостный образ. В одинаковой степени это относится к музыке, элементам фраз или изображений. То же самое происходит и про знакомстве с другими людьми: наш мозг склонен домысливать факты, о людях, если мы о них мы ничего не знаем.

На окончательный образ влияют не только внешние раздражители, но и ожидания человека, его догадки и предположения. То есть та информация, которая поступает в мозг извне, обрабатывается под влиянием предыдущего опыта и старается уподобиться ему. Например, если человек нам нравится, мы автоматически приписываем ему те черты, которые хотим в нем увидеть.

Иллюзии восприятия

Не всегда человек правильно оценивает предметы окружающего мира. Известно, что бывают случаи искажения отражения при восприятии. Их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут быть разными модальностями. Их больше всего в области зрения.

Определение

Зрительные иллюзии (обман глаза) – это ошибка восприятия, которая возникает при отражении некоторых пространственных свойств объекта (длин отрезков, величины объектов и углов, расстояний между объектами), движения и формы. Иллюзии в области зрения очень разнообразны.

Существуют следующие виды иллюзий:

Иллюзия Цёлльнера — эффект иллюзии данного типа основан на том, что глаз человека воспринимает все объекты в трёхмерном пространстве как точки, а не линии.

Рис. 1 Иллюзия Цёлльнера

Однако если объект находится в поле зрения, то, поскольку для человеческого глаза он выглядит как точка, то и все другие объекты, находящиеся в поле его зрения, тоже имеют вид точек.

Иллюзия Мюллера-Лайера — это оптическая иллюзия, возникающая при рассмотрении отрезков, которые окружены стрелками. Однако, если вы посмотрите на эту иллюзию с другой стороны, то увидите, что отрезок, который окружен “остриями”, кажется короче отрезка, который окружен “хвостовыми” стрелками.

Рис. 2 Иллюзия Мюллера-Лайера

Это было первое описание иллюзии, которое сделал немецкий врач Франц Мюллер-Лайер в 1889 году. Но несмотря на множество исследований, природа иллюзии не совсем ясна. Это наиболее современная трактовка объяснения иллюзии заключается в том, что иллюзия – статистический результат наблюдений внешних изображений – в сценах естественные зрительные объекты, обрамленные остриями, имеют более короткие элементы с хвостовым оперением.

Иллюзия Поггендорфа – классическая оптическая иллюзия, названный в честь немецкого физика И. К., который обнаружил ее в рисунке, который ему прислал астрофизиком И. Цёлльнер. Иллюзия заключается в том, что человеческий глаз не может точно определить, является ли черная линия продолжением синей или же красной (рис 3.).

Рис 3. Иллюзия Поггендорфа

Но, к сожалению, это не так. Пока не существует ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии. Может быть и так, что эффект возникает из-за того, что система зрительного восприятия у человека очень бедна при интерпретации диагональных линий. Однако причины этого до сих пор не ясно.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье – искажение восприятия весовых признаков предметов вследствие прошлого опыта: если поднять два одинаковых по весу, но разных по объему предмета, то больший будет восприниматься как более тяжелый.

Рис 4. Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Иллюзия Аристотеля может быть объяснена следующим образом. При прикосновении к подушечкам пальцев, между которыми находится горошина, возникают ощущения, которые воспринимаются как прикосновение двух предметов.

Рис 5. Иллюзия Аристотеля

Это ощущение вызвано тем, что в момент прикосновения к подушечке пальца горошина перемещается, т. е. меняет свое положение относительно подушечки пальца.

Причины возникновения иллюзий многообразны. Некоторые теории объясняют зрительные иллюзии действием периферийных факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием нескольких центральных факторов. Бывает, что иллюзии возникают вследствие действия особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижно-стоящей оси глаз). На самом деле есть ряд иллюзий, которые вызваны оптической несовершенством глаза.

Иллюзии могут быть обнаружены не только в области зрения, но и в других областях восприятия.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Стадии восприятия

Стадии или фазы перцепции сменяют друг друга: обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все фазы сохраняются в процессе общения, благодаря им, обеспечивается адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешнего информационного контура. Участники общения формируют чувственный опыт. Например, избирательность восприятия позволяет выделить наиболее важные ситуативные моменты. Структурность дает возможность воспринимать ситуацию в определенном порядке. Апперцептивность позволяет увязывать воспринимаемую информацию с опытом и декодировать ее.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».

Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому

Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину

Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству

Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу

При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.

Краткое восприятие реальности

Особенности и общие закономерности восприятия.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но, кроме этих внутривидовых закономерностей, существуют общие закономерности восприятия, которые проявляются в его свойствах: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове.

Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется установкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным, когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет.

При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий. Узнавние затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета.

Целостность восприятия – характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии, как в психическом образе предмета, также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдельные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта.

В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудняется и восприятие предмета в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: