Краткое содержание: Царь Эдип
Царь Лаий и царица Иокаста, правящие в Фивах, получили ужасное пророчество — царь погибнет от рук собственного сына. Чтобы избежать этого царь Лаий отдал своего новорожденного сына пастуху, чтобы тот отнёс его на пастбища Киферона на съедение зверям. Пастух пожалел ребёнка и отдал его пастуху соседнего Коринфского царства, а тот в свою очередь принёс мальчика коринфскому царю. Бездетный царь принял младенца как своего и назвал Эдипом. Эдип вырос и услышал о том, что он приёмыш. Чтобы рассеять сомнения он пришёл к дельфийскому оракулу.
Но в ответ он услышал только одно:«Чей бы ты ни был, тебе суждено убить родного отца и жениться на родной матери». В отчаянии Эдип не стал возвращаться домой. Он шёл в никуда и встретил колесницу со стариком и слугами. Эдип не уступил дорогу и получил удар стрекалом, в ответ старик получил смертельный удар посохом. В драке Эдип убил всех слуг, но один сбежал. Такое нередко случалось на дороге. Эдип пришёл в Фивы. На город напало чудовище — женщина Сфинкс. Все прохожие должны были разгадывать её загадки, иначе она убивала. Царь Лаий , отправившийся за помощью к оракулу, погиб в дороге.
Эдип разгадал загадку Сфинкса,и побеждённое чудовище сбросилось со скалы. Героя объявили царём Фив, вдова Лайя стала женой Эдипа, а брат Иокасты Креон — его помощником. Спустя время на Фивы напал мор, умирали люди, скотина, погибал урожай. Эдип пошёл за советом к оракулу. Оракул сказал ему, что нужно найти и наказать убийцу Лайя, иначе не избежать божьей кары. Эдип приказывает найти убийцу, лишить воды, огня и молитв и прогнать из царства. Он проклял убийцу, не подозревая, что проклинает себя. Эдип просит помочь старого прорицателя Тиресия, но тот сразу отказывается называть имя убийцы.
Тиресий лишь под угрозой открыл правду Эдипу. Эдип — «Нет, коли так: убийца — ты, себя и казни!» «Не Креонту я служу и не тебе, а вещему богу; я слеп, ты зряч, но не видишь, в каком живёшь грехе и кто твои отец и мать». Он не верит пророку. Иокаста рассказывает о том, что царю Лайю пророчили смерть от собственного сына, но сын умер на Кифероне, а Лайя убил случайный путник. Остался свидетель — пастух, который должен вскоре прийти во дворец. Но тут приходит известие из Коринфа о том, что коринфский царь умер, и Эдип должен занять престол.
Эдип говорит о том, что все предсказания — ложь, потому что его отец умер своей смертью, а не от руки сына и он не вернётся в Коринф, пока жива царица- мать, так как по предсказанию он женится на ней. Но коринфский гонец уверяет его, что Эдип приёмный сын коринфского царя, потому что именно он принёс его младенцем с Киферона к царю. Тут пришёл свидетель убийства Лайя — пастух, узнаёт гонца, которому когда-то отдал царского младенца и в Эдипе признаёт убийцу царя Лайя. Эдип воскликнул в ужасе: «Проклято моё рождение, проклят мой грех, проклят мой брак!» Он был мудрецом, царём, а теперь кто он ? Отцеубийца и кровосмеситель… Ещё один удар ждёт его, Иокаста повесилась. Чтобы не видеть своих преступлений Эдип выкалывает себе глаза, и попрощавшись с детьми, уходит в изгнание. Несмотря на свои деяния, он остался в глазах фиванцев могущественным и мудрым правителем.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Царь Эдип». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Жанры древнегреческой драматургии. Драматурги
Жанры
Древнегреческая комедия
— древнейшая из известных форм комедии, которая развивалась в Древней Греции V—III вв. до н. э. (главным образом в Аттике).
По данным Аристотеля, древняя комедия родилась из дионисийских празднеств, связанных с культом плодородия, в том числе из фаллических процессий.
Аристотель различает трагедию и комедию по следующим основаниям:
- герои трагедии — люди высокого положения, комедии — всякий сброд;
- предмет трагедии — события великого общественного значения, комедии — повседневные происшествия из частной жизни;
- трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.
От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана, хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов. Наиболее ранняя из сохранившихся комедий — «Ахарняне» — была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана — цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями, инвективами, зачастую обсценного свойства. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках, действие завершалось всеобщим пиршеством.
Непристойные насмешки, которыми славились комедии V—IV вв. до н. э., иногда переходили все границы дозволенного. Известны попытки ограничить вольность комедиографов законом.
Древнегреческая трагедия
— древнейшая из известных форм трагедии.
Происходит от ритуальных действ в честь Диониса. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров. Ритуальные представления происходили во время Великих и Малых Дионисий (празднеств в честь Диониса).
От мимических дифирамбов, повествующих о страданиях Диониса, постепенно перешли к показу их в действии. Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата), Фриних, Херил. Они ввели актёра (второго и третьего ввели затем Эсхил и Софокл). Авторы же исполняли главные роли (крупным актёром был Эсхил, выступал как актёр и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.
Гипорхема
— жанр греческой хоровой лирики, рассчитанной на сопровождение пляской.
Драматурги
Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития. Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок мыслился определённым сверхчеловеческими силами, установленным раз и навсегда. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).
Эти взгляды выражали охранительные тенденции господствующего класса — аристократии, идеология которой определялась сознанием необходимости беспрекословного подчинения данному общественному порядку. Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала.
В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий — компромисс между торговой верхушкой и аристократией.
Драматическое действие Еврипид мотивирует реальными свойствами человеческой психики. Величавых, но душевно упрощённых героев Эсхила и Софокла сменяют в произведениях младшего трагика если и более прозаичные, то усложнённые характеры. Софокл так отзывался об Еврипиде: «Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».
Образ Эдипа: характеристика героя
В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.
В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.
Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.
Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.
Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.
Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.
Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.
Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.
Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.
Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.
Правление Эдипа
Правление Эдипа принесло мир и покой в Фивы, поскольку он был мудрым человеком. Но однажды на город обрушилось наказание богов: началась страшная болезнь, от которой погибали люди и домашние животные, сох урожай.
Вместе с верховным жрецом люди вновь обратились с мольбами о помощи к правителю. Эдип отправляет Креонта к предсказателю, чтобы тот узнал у Аполлона, чем вызван мор.
Вернувшийся Креонт сообщает, что эпидемия послана фивянам в наказание за убийство царя Лаия. Прошло много лет, а виновник так и не был найден и наказан. Все думали о Сфинксе. А не о поиске злодея. Теперь, чтобы спасти гибнущих, покарать виновного должен царь Эдип.
Правитель возносит молитву богам и повелевает найти виновного, отлучить его от дома и изгнать из города. Он не подозревает, что в тот момент проклинает себя. Эдип обращается за помощью к слепому провидцу Тересию, который не хочет говорить с ним. Царь гневается, подозревая заговор. Тогда старец говорит ему, что долгие годы Эдип живет в грехе и в смерти Лаия виновен он сам и наказывать должен себя.
Креонт взволнован подозрениями царя, которому он верен. На их голоса приходит царица Иокаста, сестра советника. Креонт жалуется ей на царя, обвиняющего его в предательстве. Он напоминает, что Лаию было суждено погибнуть от руки сына, но мальчик в младенчестве погиб, а царя убил неизвестный человек. Эдип вспоминает о встрече, которая произошла на распутье и об убийстве старика. Чтобы разрешить спор и узнать правду, царь велит привести пастуха.
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Софокл «Царь Эдип» – сюжет
В Софокл ставит один из важнейших вопросов своего времени – воля богов и свободная воля человека.
Софокл. Царь Эдип. Пересказ трагедии. Слушать аудиокнигу
Мифология, послужившая материнской почвой для античной поэзии, в особенности для трагедии, у каждого трагика получает свое истолкование. Софокл использовал в сюжете своей драмы миф о несчастном царе Эдипе в целях показа столкновения воли богов и воли человека. Если в трагедии «Антигона» Софокл поет гимн человеческому разуму, то в трагедии «Царь Эдип» он поднимает человека на еще большую высоту. Он показывает силу характера, стремление человека направить жизнь по собственному желанию. Пусть человек не может избежать бед, предназначенных богами, но причина этих бед – характер, который проявляется в действиях, ведущих к исполнению воли богов. Свободная воля человека и обреченность его – главное противоречие в трагедии «Царь Эдип».
Софокл рассказывает здесь о судьбе Эдипа, сына фиванского царя Лая. Лаю, как это известно из сюжета мифа, была предсказана смерть от руки собственного сына. Он приказал проколоть ноги младенцу и бросить его на горе Киферон. Однако раб, которому было поручено убить маленького царевича, спас ребенка, и Эдип (что в переводе с греческого значит «с опухшими ногами») был воспитан коринфским царем Полибом.
Уже будучи взрослым, Эдип, узнав от оракула, что он убьет отца и женится на матери, ушел из Коринфа, считая коринфских царя и царицу своими родителями. По дороге в Фивы он в ссоре убил неизвестного старика, который оказался Лаем. Эдипу удалось освободить Фивы от чудовища – Сфинкса. За это он был избран царем Фив и женился на Иокасте, вдове Лая, то есть на собственной матери. В течение многих лет царь Эдип пользовался заслуженной любовью народа.
Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864
Но вот в стране случился мор. Трагедия Софокла начинается как раз с того момента, когда хор молит царя Эдипа спасти город от страшной беды. Дельфийский оракул объявил, что причина этого несчастья в том, что среди граждан есть убийца, которого следует изгнать. Эдип всеми силами стремится найти преступника, не зная, что им является он сам. Когда же Эдипу стала известна истина, он ослепил себя, считая, что это заслуженная кара за совершенное им преступление.
Человек в трагедии «Царь Эдип»
Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.
Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.
Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.
Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.
Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.
Поединок со Сфинксом
По дороге Эдип встретил колесницу, которой правил седовласый старец с гордой осанкой. Юноша не уступил ему дорогу и старик несколько раз ударил его стрекалом. В ответ молодой человек ударил его посохом. Старец упал с колесницы и умер. Началась драка. Эдипу удалось перебить слуг. Подобные случаи нередко происходили на дорогах.
После происшествия юноша продолжил свой путь и дошел до Фив. На высокой скале недалеко от города жило страшное чудовище с телом льва и головой женщины. Сфинкс загадывал путникам загадки. Тех, кому не удавалось ответить на вопросы чудовища, оно разрывало на куски.
Чтобы избавиться от него, царь Лаий отправился к оракулу, но по дороге был убит неизвестным странником. Эдип с легкостью разгадал загадку Сфинкса. Побежденное правильным ответом чудовище бросилось в пропасть. Освобожденный народ Фив провозгласил молодого человека правителем города. По фиванским законам, овдовевшая Иокаста стала женой нового царя, а Креонт — его советником и помощником.
Предсказание сбывается
Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница.
Сидевший в ней старик изо всех сил ударил бродягу Эдипа, а его слуги вознамерились убить странника. В гневе Эдип ударил старца, а потом расправился с его прислужниками. Уцелеть сумел лишь один из рабов, что сопровождали колесницу.
Войдя в город, Эдип испытывал чувство вины: он не хотел никому причинять зло, но вынужден был защищаться. В это же время прибывший в Фивы раб рассказал, что колесница царя Лая столкнулась с каким-то нищим, что убил и правителя, и его свиту. Всеобщую скорбь усугубило появление Сфинкса, что не давал покоя людям, погубив многих странников.
Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью.
Вопрос был таков: кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень поднимается на две ноги, а вечером стоит на трёх? Сообразительный Эдип быстро понял, что это – человек (в разном возрасте). В отчаянии Сфинкс сбросился со скалы.
Злой рок героя: почему Эдипу не повезло?
Царь города Фивы Лай украл и надругался над учеником оракула, который передавал ему знания о мире. Вследствие своего поступка он узнает пророчество, в котором говорится, что он погибнет от руки собственного сына, а его жена выйдет за него замуж. Он принимает решение убить ребенка. Напоминает миф о боге Кроносе, который опасался, что дети могут убить его – и пожирал их, чтобы этого не случилось. Однако Лаю не хватило божественной воли: он не сумел съесть наследника. Так распорядилась судьба, чтобы наказать обидчика предсказателя. Поэтому вся жизнь Эдипа – пример того, как остроумно пошутил злой рок.
Младенец попадает в руки бездетному царю. Бездетность считалась волей богов, и если детей нет, то это наказание и так надо. Получается, сановник страдал бесплодием лишь потому, что должен был приютить игрушку судьбы.
Эдип встречает Сфинкса. Сфинкс появилась задолго до Кроноса. Все божества, существовавшие до Кроноса, соединяют в себе черты разных животных и человека. Она истребляет город, постоянно пожирая горожан за недостаток эрудиции. И когда Эдип разгадывает ее загадку – она погибает, как и было предначертано, а герой уже приписал это на свой счет.
Начало чумы в Фивах – тоже является божественной карой за то, что, по сути, соорудил злой рок, разгулявшись в мире людей.
Никто не страдает понапрасну. Каждому воздается по его поступкам или же по поступкам его предков. Но никто не может миновать своего жребия, бунтовщиков сурово карает десница судьбы. Самое интересное, что это восстание – плод фантазий самих богов. Злой рок изначально управляет тем, кто думает, что обманывает его. Эдип не виноват в своей непокорности, просто на его примере людям решили преподать урок послушания: не перечьте воле вышестоящих, они мудрее и сильнее вас.
Эдип как трагический геро й
Трагический герой Софокла, независимо от того, когда он был изображен автором, отличается известной суммой постоянных качеств. Прежде всего, принадлежа к царскому дому, он является благородным человеком, ни в какой ситуации не изменяющим высоким нравственным нормам, заложенным в нем природой. Несмотря на это (или вследствие этого), он всегда находится в ужасающем одиночестве, не понятый даже ближайшим окружением. Поступки героя представляются признаком безумия, непростительной дерзости, но попытки внушить ему повиновение, апелляция к его разуму встречают с его стороны насмешки и негодование. Находясь перед выбором — поражение или компромисс, он без раздумья согласен на смерть, ибо подчинение чужой воле несоединимо с его внутренней сущностью. Уступить значит для него отказаться от самого себя. Если он находится в положении страдающей стороны, то он непримирим в гневе на обидчиков, в страстной ненависти к ним и шлет по их адресу самые страшные проклятия.
Главные и второстепенные герои
Как и другие драматурги того времени, Софокл писал свои пьесы в виде театральных интерпретаций известных мифов греческой культуры. Автор особенно прославлял мифических героев Троянской войны — персонажей, которые появляются в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Характеристика главных героев:
- Эдип является центральной фигурой и трагическим героем пьесы Софокла «Царь Эдип». Изначально он предстает перед читателями как величественный царь Фив, но вскоре становится удрученным человеком, смиренным своей ужасной судьбой.
- Креонт — брат Иокасты. Сначала царь обвиняет Креонта в том, что тот пытался свергнуть его с трона, но он оправдывается, когда главный герой осознает свою вину в убийстве Лая. Удрученный Эдип покидает Фивы в конце пьесы, а Креонт становится королем.
- Тиресий — старый слепой провидец, который рассказывает царю о его судьбе. Старик обладает особым даром предвидения, полученным от богов. Главный герой обвиняет его в измене, но потом выяснятся, что Тиресий оказался прав.
- Иокаста — королева Фив. Сначала она выходит замуж за Лая, а когда его убивают и Эдип провозглашается новым правителем, становится его женой. В конце Иокаста понимает, что царь — ее сын. Трагический оракул исполнился.
В трагедии есть также второстепенные персонажи. В список наиболее заметных из них вошли:
- Священник появляется в начале пьесы. Он умоляет короля и богов покончить с чумой в городе.
- Хор старцев виден на протяжении всей пьесы. Он олицетворяет горожан, реагирующих на новые повороты сюжета.
- Пастух Лаия подтверждает трагическую судьбу Эдипа, говоря, что Иокаста и Лай являются его настоящими родителями. Он отправил царя, когда тот был младенцем, в Коринф, чтобы тот рос в семье коринфского правителя Полиба.
- Антигона и Исмена — дочери царя. Они плачут с ним в конце пьесы.
В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.
Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.
Миф об Эдипе
Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.
Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.
Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.
Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.
За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.
Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.