Пересказ и мораль сказки «премудрый пескарь»

Каков смысл названия премудрый пескарь. анализ на уроках литературы

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным.
При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других.
По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Краткое содержание

На свете жил один пискарь. Пока его родители были живы, они часто учили сына, как надо жить. Умирая, отец наказал отпрыску «глядеть в оба», если хочется «жизнью жуировать». Герой огляделся и понял, что кругом подстерегают опасности:

  • рак перережет пополам клешнёй;
  • щука проглотит;
  • блоха вопьётся в хребет и замучает до смерти;
  • другие рыбы заберут пойманного комара и только зря истреплют, потому что на всех не хватит.

Но главная опасность — человек. Он может поймать рыбёшку сетью или удой и закинуть в уху. Трусливый герой вспоминал, что рассказывал ему отец. Когда тот был ещё маленькими, рыбаки поймали его неводом и уже хотели бросить в котёл. Но один старик сжалился и отпустил малыша. Отец на всю жизнь запомнил, как булькала вода в котле и замирали рыбы, «отведавшие» ухи.

Будни героя

Все эти рассказы роились в голове премудрого пискаря, и он решил, что лучше прожить потихоньку, поменьше показываясь на свет. Главное — избежать пасти щуки и клешней рака, да не попасться на уду.

Герой вырыл себе нору. Она была настолько тесной, что никто посторонний не мог бы там поместиться. Лунной ночью пискарь выходит на моцион, а днём лежал, боясь пошевелиться. В самый зной мудрец выходит на промысел. Но так как всё живое пряталось от жары, то пискарю приходилось несладко: лишь изредка он находил себе добычу.

Так прожил мудрый герой 100 с лишним лет. Со временем даже щуки стали хвалить его. Мудрец слышал это из своей норы, но не понимал, что рыбы специально беседуют о нём. Щуки надеются, что он возгордится и высунет голову из норы со словами: «Вот я!»

Семьи и детей у пискаря не было. Так он жил, пока не пришло время помирать. Самое обидное, что окружающие не называли его мудрым. Всё чаще пискарь слышал нелестные высказывания в свой адрес. Вот как называли героя другие караси и другие рыбы:

  • остолоп, который не ест, не пьёт, а только свою жизнь бережёт;
  • дурак;
  • срамец;
  • идол, которого «вода терпит» неизвестно как.

Конец жизни

Под старость герой начал желать, чтобы хоть кто-нибудь поинтересовался, как удалось ему прожить столько лет и не попасть к щуке в пасть. Мудрому герою хотелось похвастаться своим умом, но никто не обращался к нему с вопросами. Казалось, рыбам нет до него никакого дела, так никчёмна и пуста была пискариная жизнь.

Чем старше становился мудрец, тем чаще забывался в дремоте. Ему снились чудесные сны, тело обволакивало приятной истомой, а в ушах слышался шёпот, который обычно бывает перед смертью. Однажды пискарю привиделось, что он выиграл 200 тысяч и стал большим

Он важно плавал туда-сюда и сам глотал щук. Во время этого сна его «рыло» оказалось снаружи

Однажды пискарь исчез. Автор не уточняет, куда он делся, потому что «этому делу» не было свидетелей, но предполагает такие варианты:

  • перешиб клешнёй рак;
  • проглотила щука;
  • сам умер и всплыл на поверхность.

В заключительном предложении рассказчик склоняется к тому, что мудрец, скорее всего, упокоился своей смертью. Ведь щука вряд ли станет глотать больного и дряхлого пискаря, да к тому же премудрого.

«Премудрый пескарь»: краткое содержание — главная идея

Прожив «с лишком сто лет» пескарь у смертного одра задался вопросом о том, что бы было, коли все, как и он, по-умному жизнь вели? И сделал неутешительный вывод — пескарий род прервался бы. Ни семьи, ни друзей… Лишь нелицеприятные эпитеты: остолоп, дурак и срамец — вот все, что заслужил он за свою отшельническую жизнь. Жил и дрожал — только и всего, не гражданин, бесполезная единица, которая лишь даром место занимает… Так отзывался автор в тексте о своем герое.

Премудрый пескарь умер, исчез, а как это произошло — естественно ли или кто помог, никто не заметил, да никого это и не интересовало.

Таково краткое содержание «Премудрый пескарь» — сказки, которую автор написал, высмеивая нравы общества давно минувших времен. Но она не утратила своей актуальности и в наше время.

Краткая история создания произведения


Впервые сказка была опубликована сразу после создания в детском разделе иностранной газеты «Общее дело» в 1883 году, без какого-либо указания авторства. Затем произведение публиковалось еще несколько раз: в отдельных брошюрах или в сборниках, вместе с другими сказками Михаила Салтыкова-Щедрина.

Через год «Премудрого пискаря» впервые опубликовали в России в журнале «Отечественные записки».

Однако особенность дальнейших публикаций сказки заключается в том, что практически сразу после появления в «Отечественных записках» она была изъята из-за цензуры и распространялась подпольно. И лишь в 1906 году была выпущена в тираж снова, в отредактированном варианте.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему — предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека — «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина — знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом — не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

История создания

Создание сказки «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина связано с политическими и социальными событиями в России конца XIX века. После убийства императора Александра II в 1881 году, власть начала жестоко преследовать либеральных деятелей и интеллигенцию, что привело к тому, что многие из них затаились, боясь репрессий. Салтыков-Щедрин не мог открыто выразить своё мнение, но вместо этого написал сказку, которая показала его отношение к ситуации.


Салтыков-Щедрин

Создание сказки происходило в декабре 1882 года – январе 1883 года. Изначально, слово «пескарь» в названии писалось через букву «и», но затем это было изменено на «е». Сказка не прошла цензуру, но была опубликована в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве, в специальной рубрике «Сказки для детей изрядного возраста». Издатели явно дали понять, что за сказкой скрывается глубокая мысль.

Сказка стала известна на родине писателя благодаря распространению женевской газеты представителями «Народной воли», чьим интересам соответствовала поднимаемая в сказке проблема. Таким образом, сказка «Премудрый пискарь» стала одним из наиболее ярких произведений, в которых автор скрыто высказал своё мнение о политической и социальной ситуации в России.

Интересно! “Премудрый пискарь” М. Е. Салтыкова-Щедрина – это сказка, которая в свое время вызвала бурное обсуждение из-за необычности названия. На сегодняшний день правильной орфографией является написание слова “пескарь” через букву “е”, что означает речную рыбу. Однако в произведении используется именно “пискарь” через “и”, потому что в 19 веке это было допустимо по нормам языка.

Есть и другая версия, что “пискарь”, может происходить от слова “писк”, что означает пугливого и жалкого человека, что отражает характер главного героя, который слишком труслив и неспособен на решительные поступки.

Краткое изложение

За год он выдолбил себе носом норку, куда мог поместиться только он сам. Весь день пискарь прятался в норе и дрожал от страха. За пропитанием он ненадолго выплывал лишь около полудня, когда вся рыба уже сыта, а при любой опасности пискарь прятался обратно. Лучше голодать, чем погибнуть, признавал он.

Каждый день пискарь недосыпал, недоедал и все время беспокоился, будет ли жив завтра. Иногда ему снилось, как он выигрывает в лотерею двести тысяч.

У норы пискаря поджидали то рак, то щука, но он не вылезал, дрожа от страха. Тем и спасался. И каждый раз после очередной победы восклицал: слава богу, жив!

Под конец жизни даже щуки хвалили его за упорство: если бы все так жили, кругом была бы тишь да благодать! На самом деле, щуки надеялись с помощью этой лести выманить пискаря из норки. Но он на такие хитрости не поддался.

Наконец пришла пискарю пора помирать. Радовался он, что своей смертью умирает. Но думал о щучьих словах: а если бы и правда все жили точно так же? И понял речной житель, что в этом случае никаких пискарей бы не осталось.

Иллюстрация Е. Рачева

С этими грустными мыслями пискарь заснул и снова видел сон про выигрышный билет на двести тысяч. И покуда спал, рыло его из норки высунулось. А после пискарь исчез без следа. То ли щука его схватила, то ли рак — непонятно. Вероятнее всего, он умер своей смертью. Потому что кому захочется есть старого и больного пискаря, да вдобавок еще и премудрого?

«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин — писатель, который очень часто прибегал к такому жанру, как сказка, ведь с ее помощью в иносказательной форме всегда можно было раскрыть пороки человечества, в то время, как его творческая деятельность была окружена неблагоприятными условиями. С помощью данного жанра он мог писать в тяжкие годы реакции и цензуры. Благодаря сказкам Салтыков-Щедрин продолжал писать, несмотря на страх либеральных редакторов. Вопреки цензуре он получает возможность бичевать реакцию. И вот с одной из его сказок под названием Премудрый пескарь мы познакомились на уроке и теперь сделаем краткий анализ по плану.

Краткий анализ сказки Премудрый Пескарь

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь, мы видим, что главный герой является иносказательным образом. Начинается же сказка, как обычно, со слов Жили-были. Дальше мы видим совет родителей пескаря, после чего следует описание жизни этой маленькой рыбки и ее кончины.

Читая произведение Щедрина и анализируя его, мы прослеживаем параллель между жизнью в реальном мире и сюжетом сказки. Мы знакомимся с главным героем пескарем, который жил сначала, как обычно. После смерти родителей, которые оставили ему напутственные слова и просили себя беречь и смотреть в оба, он стал жалким и трусливым, но считающий себя премудрым.

Сначала мы видим в рыбке мыслящее существо, просвещенное, умеренно либеральных взглядов, да и родители его были совсем не глупы, и сумели дожить до естественной кончины. Но после смерти родителей он затаился в своей маленькой норке. Он все время дрожал, как только кто-то проплывал мимо его норы. Выплывал оттуда только ночью, иногда днем для перекуса, но тут же прятался. Не доедал и не досыпал. Вся жизнь его и прошла в страхе, и таким образом прожил Пескарь до ста лет. Без жалованья, прислуги, не играя в карты, не развлекаясь. Без семьи, без продолжения рода. Были как-то мысли выплыть из убежища, зажить полной жизнью, но тут же страх побеждал намерения и он оставил эту затею. Так и прожил ничего не видя и ничего не зная. Умер скорее всего премудрый Пескарь своей смертью, ведь на больного пескаря даже щука не позарится.

Всю жизнь пескарь себя считал премудрым и только ближе к смерти увидел бесцельно прожитую жизнь. Автор нам сумел показать какой унылой и жалкой становится жизнь, если жить премудростью труса.

Вывод

В своей сказке Премудрый пескарь, краткий анализ которой мы только что сделали, Салтыков-Щедрин изображает политическую жизнь страны прошлых лет. В образе пескаря мы видим либералов обывателей эпохи реакции, которые только и спасали свои шкуры, сидя в норах и заботясь лишь о своем благе. Они не пытаются что-то менять, не хотят свои силы направить в нужное русло. У них были лишь мысли о собственном спасении, а за правое дело никто из них не собирался бороться. И в то время таких пескарей было очень много среди интеллигенции, поэтому читая в свое время сказку Щедрина, читатель мог провести аналогию с чиновниками, что работали в канцелярии, с редакторами либеральных газет, с работниками банков, контор и другими людьми, которые ничего не делали, боясь всех, кто выше и влиятельнее.

Прочитав работу Салтыкова-Щедрина, и сделав ее анализ, мы можем сказать одно: в сказке автору удалось создать и показать нам образ трусливого и жалкого чиновника.

3 вариант

Больше всего на свете Салтыкову-Щедрину нравилось писать в стиле аллегорий. Также он является профессиональным и уникальным писателем девятнадцатого века. И именно в такой форме он раскрывал все жизненные ситуации, которые происходили в настоящем времени. Кроме этого в этом стиле намного лучше и удобнее читать все о чем думает автор. Данные произведения могут читать не только маленькие дети, но и подростки и взрослые. В каждом его произведении рассказывается не просто о добре или зле, здесь смешивается реальное и фантастическое, а также комическое и трагическое. Также ему нравится высмеивать государство и все его проблемы и пороки, и показывать политическую обстановку в том виде, которая есть на самом деле. Либералы заботились лишь о том, что выжить в таких условиях и при этом ничего не потерять. И вот таких героев в произведении «Премудрый пискарь» очень много.

Композиция здесь является простой и без сложных элементов. Произведение начинается с обычной народной сказки. Главным героем является настоящий рыбак, который зарабатывал себе на жизнь тем, что каждый день ходил в море и привозил огромное количество рыбы. Кроме этого он старался научить всю свою семью быть всегда осторожными и прежде, чем что-то делать нужно хорошенько подумать. А ведь опасность может подстерегать абсолютно везде и никто не знает, где она ждет. Больше всего на свете главному герою хотелось подальше убраться от своей семьи и до конца своих дней прожить в одиночестве и самое главное, чтобы никто его не нашел. Днем он сидел у себя, а когда наступала ночь выходил в море для того чтобы добыть все необходимые продукты и возвращался назад. В таком положении он прожил около ста лет. Также он постоянно анализирует свою жизнь, вот только менять что-то в ней не собирается.

Кроме этого жить, так как живет пескарь не только тяжело, да к тому же еще и опасна, ведь на каждом шагу его поджидают опасности, с которыми он врядли справиться.

Оказывается, жить в таких условиях очень тяжело и практически невозможно. Кроме этого невозможно жить только с одной мыслью о своей жизни. Если человек чего-то очень сильно боится, но при этом хочет многое поменять в своей жизни, то что-то поменять не получится, потому что постепенно страх становится все больше и больше. Автор осуждает таких людей, которые не имеют цели и ничем за всю свою жизнь не рисковали. А все потому что они не умеют наслаждаться жизнью и жить в свое удовольствие.

7 класс

Анализ 2

Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.

Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.

Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.

В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.

Сказка не была бы  сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии,  пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, — непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.

Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?

Композиция

Произведение написано по канонам фольклорных сказок. Сказка начинается со вступления, где проводится основная идея сказки — живи так, чтобы ни в суп не попасть, ни быть съеденным щукой. Экспозиция сказки — знакомство читателя с главным героем, устоями его жизни. Завязкой произведения стали рассказы отца пескаря и жизнь главного героя после смерти своих родителей. Пескарь — хороший сын, он следует заповедям своего отца, но доводит их до апогея. Пескарь перестает выходить из своей норы ночью. Случалось так, что из-за страха он мог просидеть несколько дней без еды. Главный герой практически ни с кем не общался.
Кульминация — раздумья пескаря уже перед смертью. Он только сейчас понял, что весь его страх приводит к скучной и неинтересной жизни, а самое главное — при таком образе жизни у него никогда не будет потомства. Пескарь все дрожал и боялся, но теперь он хотел что-то изменить. Тем не менее слабоволие не позволило ему что-то изменить. Пескарь исчезает, и автор в такой трагической развязке подчеркивает, что никто не знает, как исчез главный герой, потому что никому не было до него дела.
Рис. 3. Иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь

Композиция и структура

Проводя анализ «Премудрого пескаря», можно увидеть, что произведение создано по всем правилам фольклорных сказок. Экспозиция начинается с описания главного персонажа и его жизненных принципов. Завязкой являются рассказы отца пескаря и последующая жизнь после гибели родителя. Центральный персонаж являлся примерным сыном, соблюдал наставления отца, но довел их до апогея. Он перестал выплывать из норы днем. Бывало так, что из-за страха он сидел долго без еды, почти ни с кем не разговаривал.

В произведении описаны события, которые являются композиционными точками. Это встреча со щукой и раком, когда герой чувствовал наивысшее эмоциональное напряжение.

Кульминация — размышления перед смертью пескаря. Он лишь теперь осознал, что страх привел его к скучной жизни, а главное, при этом жизненном образе у него никогда не появится детей. Он все время боялся, но сейчас что-то решил поменять. Так или иначе, слабоволие не дало возможности ему это сделать

Он исчез, и писатель в этой трагической развязке акцентирует внимание на том, что остальные не знают, как пропал пескарь, поскольку никому он был неинтересен

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: