Сергий Радонежский. Ручной медведь
Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
Юность преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.
Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…
Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.
Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».
Был первым и на службах.
Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.
Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
— Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
— Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.
Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви — воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон — первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.
С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.
Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью — но никак не в разговорах.
Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету ап. Павла, он требовал от иноков труда и запрещал им выходить за подаянием.
Читательский дневник по летописи «Житие Сергия Радонежского»
Число страниц: 6
Жанр произведения: житие
Главные герои: Сергий.
Второстепенные герои: мать, отец, братья.
Характеристика главных героев:
Сергий — он же Варфоломей.
Был любознательны, добрым и мудрым.
Стремился к высшему промыслу.
Характеристика второстепенных героев:
Кирилл и Мария — родители Варфоломея. Люди богобоязненные и трудолюбивые.
Стефан и Пётр — братья Варфоломея.
Добрые, правильные и трудолюбивые.
Грамотные.
Краткое содержание летописи «Житие Сергия Радонежского»
В этом произведении повествуется жизнь святого начиная с самого младенчества.
Автор рассказывает, что будучи ещё младенцем Варфоломей, не пил материнское молоко, если его мать ела мясо.
Также ещё в утробе он заплакал, когда мать была в церкви.
Два его брата быстро и хорошо учились, а Варфоломей никак не мог.
Но после встречи со святым старцем он научился грамоте и стал лучше всех понимать в церковных книгах.
Братья его женились, а Сергий хотел уйти в монастырь.
Но родители просили не покидать их, и Сергий жил с ними, пока они не умерли.
Только после этого Сергий и Стефан поселились в лесу близ Радонежа.
Но Стефан вскоре ушёл.
Сергий некоторое время жил один, потом к нему стали приходить монахи.
Постепенно возникла монашеская обитель, а Сергий стал её игуменом.
Он совершал множество чудес, оживлял умерших, изгонял бедных, проявляя при этом смирение и скромность.
Когда Руси угрожал хан Мамай, преподобный Сергий благословил Дмитрия Московского на битву и послал с ним двух монахов.
Благодаря этому русские победили.
Слава о святом наставнике распространилась по всей земле.
Даже из Царьграда приезжали посмотреть на святого.
Сергий всю жизнь служил Богу и помогал людям.
После смерти его тело распространяло благоухание.
План летописи:
- Детство Варфоломея
- Встреча со святым странником.
- Жизнь с родителями.
- В лесу со Стефаном.
- Начало обители.
- Первые чудеса.
- Настоятель монастыря.
- Расширение монастыря.
- Скромность Сергия.
- Князь Дмитрий.
- Почёт.
- Смерть святого.
Основная мысль «Жития Сергия Радонежского»
Главная мысль этой летописи в том, что достичь совершенства человек может лишь служа Богу.
Основной идеей летописи оказывается мысль о том, что настоящая святость не терпит мирской суеты.
Святой человек помогает другим людям найти свой путь к Богу.
Он не стремится к славе и богатству, он думает о своей душе.
Нужно быть чистым в своих мыслях и поступках.
Чему учит произведение
Летопись учит быть скромными, смиренными, стойко переносить выпавшие на вашу долю страдания.
Учит не делать и не желать зла, думать о своей душе, верить в Бога.
Учит быть честным перед собой и другими людьми. Учит патриотизму.
Краткий отзыв по «Житию Сергия Радонежского» для читательского дневника
Прочитав это произведение, я была поражена величием личности православного святого преподобного отца Сергия.
Это был великий человек, творивший немыслимые для нашего времени чудеса одной лишь силой своей веры.
Жизнь отца Сергия нельзя назвать простой и лишённой страданий.
Он не желал богатства, всегда был скромным и отзывчивым.
По мере сил он помогал всем, кто к нему обращался.
Количество добра, принесённое Сергием людям, не поддаётся исчислению.
Автору летописи удалось создать образ святого, лишённого любых человеческих недостатков.
И таким стать святому удалось потому, что он истово верил в Бога и жил руководствуясь высшими законами.
Я всем советую прочитать это произведение и задуматься о том, какое место добро занимает в вашем сердце.
Невозможно стать вторым Сергием Радонежским, но стремиться быть лучше, чем ты есть нужно обязательно.
Пословицы к произведению:
- Отыди от зла и сотвори благо.
- Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
- Нужный путь Бог правит.
- Бог пути кажет.
- Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.
- Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.
Житие — повествование о жизни;
Преподобный — святой, монах;
Просфора — круглый хлебец для обрядов;
Игумен — настоятель в мужском монастыре.
Вариант 2
Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого – это биографическое произведение, которое посвящено жизни и деятельности одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Автором жития является Епифаний Премудрый, монах и священник, который жил в XV веке. Он был учеником Сергия Радонежского и лично знал его.
Житие начинается с описания рождения Сергия Радонежского и его детства. Сергий родился в 1314 году в Ростове Великом. Его родители были благочестивыми людьми, и они воспитывали своего сына в духе православия. В 1337 году Сергий стал монахом и отправился в монастырь на Саввиных горах. Там он познакомился с учением святого Саввы Сторожевского и начал свой путь к духовному совершенству.
В 1340 году Сергий Радонежский основал монастырь на Радонеже. Этот монастырь стал одним из самых важных центров православия в России. Сергий Радонежский был известен своей мудростью и духовной силой, и многие люди обращались к нему за советом и помощью. Он помогал людям в их духовном развитии и учил их жить по Божьим заповедям.
Одной из главных тем жития является духовное наставничество Сергия Радонежского. В житии описывается, как он помогал людям в их духовном развитии и как он учил их жить по Божьим заповедям. Сергий Радонежский был известен своей мудростью и духовной силой, и многие люди обращались к нему за советом и помощью. Он учил людей молиться, поститься и жить по Божьим заповедям.
Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого описывает также жизнь и деятельность других святых и правителей России. В житии упоминаются такие святые, как Савва Сторожевский, Варлаам Хутынский, Александр Невский и другие. Также в житии описываются взаимоотношения Сергия Радонежского с правителями России, такими как Дмитрий Донской и Иван Калита.
Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого – это не только биография святого, но и исторический документ. В нем описывается жизнь и обычаи России в XIV-XV веках, а также религиозные верования и практики того времени. Житие является важным источником для изучения истории России и Русской православной церкви.
Одним из самых важных моментов в житии является описание чудес, которые происходили вокруг Сергия Радонежского. В житии описываются такие чудеса, как исцеление больных, остановка наводнения, превращение воды в вино и другие. Эти чудеса свидетельствуют о духовной силе Сергия Радонежского и о том, что он был избранным Богом человеком.
В целом, житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого – это великолепное произведение, которое позволяет нам лучше понять жизнь и деятельность одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Житие является важным источником для изучения истории России и Русской православной церкви, а также для понимания духовных ценностей православия.
Напиши уникальное сочинение за 30 сек
Уважаемые школьники! Убедительная просьба! Для написание хорошего сочинения нужно правильно формулировать свой запрос.
Те пользователи, которые будут использовать нецензурные слова при запросе на написание сочинения, будут заблокированы. Больше не смогут пользоваться сервисом!
Написать
Подготовка ответа…
Сюжет и тема
Темой «Жития…» становится выбор человеком жизненного пути, не столько географического, сколько духовного. Во вступлении Епифаний Премудрый объясняет причины, которые заставили его написать «Житие…». Основная часть – это сам рассказ о святом, который состоит из трех частей: жизнь, смерть и посмертные чудеса.
Епифаний Премудрый правдиво описывает сложную политическую обстановку, в которой начал свою праведническую деятельность Сергий Радонежский. Он сразу встал на поддержку московских князей, особенно Дмитрия. Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на борьбу с Мамаем и Золотой Ордой. Еще при жизни Сергий Радонежский начинается почитаться святым земли русской.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского, который родился во время правления князя Твери Дмитрия в семье глубоко верующих людей.
Во время беременности мать Сергия часто посещает церковь и во время проведения одной из церковных служб из утробы матери слышится троекратный крик еще не родившегося ребенка. Этот случай сильно пугает беременную женщину и изумляет окружающих прихожан церкви.
Будущая мать, молясь весь период беременности Сергием и строго соблюдая посты, решает после рождения ребенка посвятить его божественному началу. При появлении на свет мальчика называют Варфоломеем и при крещении рассказывают священнику о крике из утробы матери, после чего священник предсказывает мальчику служение Святой Троице.
Подрастая, Варфоломей начинает обучение грамоте, однако значительно отстает в этом занятии от своих братьев, переживая и расстраиваясь из-за этого.
Немного повзрослев, Варфоломей с увлечением читает книги по священному писанию, не желая общаться с ровесниками, часто посещает церковь, усердно молясь и соблюдая все посты.
Вскоре семья переезжает в радонежские земли, где поселяется неподалеку от церкви Рождества. Старшие братья Варфоломея женятся и обзаводятся своими семьями, а юноша просит у родителей благословения на монашескую жизнь, но отец с матерью завещают сыну исполнить свою мечту после их смерти. Спустя время, приняв монашество, родители Варфоломея покидают грешную землю, и сын, предав их тела земле, чтит их память православной молитвой, раздав милостыню нищим.
Полученное наследство Варфоломей отдает Петру, своему младшему брату, а старшим братом Стефаном, который остался вдовцом, отправляются в пустошь, где создают небольшую церковь, освященную киевским митрополитом Феонгостом именем Святой Троицы. Через некоторое время Стефан отправляется в Богоявленский монастырь, не выдержав сурового быта в глухомани, в котором приобретает ранг игумена и становится княжеским духовником.
Варфоломей же с помощью приглашенного старца Митрофана в возрасте двадцати лет принимает монашеский постриг, в котором именуется Сергием. После причастия новоявленного монаха церковь наполняется необычайными благоуханиями.
В пустошь Сергия нередко наведываются другие монахи и некоторые из них высказывают желание жить совместно с Сергием, но он не разрешает им остаться с ним, так как считает жизнь в пустоше достаточно тяжелой и непростой. Однако несколько монахов все же настаивают на своем выборе и поселяются в соседних с Сергием кельях, ежедневно занимаясь служению богу.
Вскоре число монахов в пустоше Сергия достигло двенадцати, но Сергий отказывался принимать игуменство. Он самостоятельно изготавливает церковные свечи, делает просфоры и варит кутью. В один из дней монастырь Святой Троицы посещает старший брат Стефан вместе с сыном Иваном, которого он хочет определить в монахи, и Сергий проводит обряд пострига племяннику, нарекая его Федором.
Отдельные из монахов, живущих в пустоше, не желают следовать наставлениям Сергия и выказывают недовольство. Тогда Сергий принимает решение оставить монастырь и перебирает к реке Киржач, где строит маленькую церквушку и монашескую келью при ней. Спустя время многие монахи следуют за своим учителем, а другие просят митрополита вернуть Сергия в монастырь Святой Троицы.
В одну из служб в монастыре монахи замечают рядом с Сергием человека в блестящей одежде, проводящего литургию с преподобным. Оказалось, что Сергию помогает в службе божий ангел.
За полгода до своей кончины Сергий передает права игумена своему ученику Никону и в конце сентября умирает, распространяя вокруг своего белого как снег лица великолепный аромат. По его наказу Сергия упокоевают как преподобного в церкви с правой стороны.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сергий Радонежский. Детство
По древнему преданию имение родителей Сергия Радонежского, сыновей Ростовских Кирилла и Марии, находилось под Ростовом Великим, на пути в Ярославль. Родители, «благородные мальчики», видимо, жили просто, это были люди тихие, спокойные, с сильным и серьезным образом жизни.
Святые преподобные Кирилл и Мария. Роспись Вознесенской церкви на Гродно (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского
Хотя Кирилл не раз сопровождал ростовских князей в Орду, как надежный, близкий человек, сам он жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности со стороны позднейшего помещика говорить нельзя. Скорее, наоборот, можно подумать, что семейная жизнь ближе к земледельческой: мальчиком Сергия (а потом Варфоломея) посылали за лошадьми в поле.
Это означает, что он знал, как сбить их с толку и перевернуть. И подводит к пеньку, хватается за челку, вскакивает, торжествующе бежит домой. Может быть, он преследовал их и по ночам. И, конечно же, он не был барчуком.
Родителей можно считать добропорядочными и справедливыми людьми, в высокой степени религиозными. Они помогали бедным и приветствовали чужаков.
3 мая у Марии родился сын. Священник назвал его Варфоломеем, в честь дня празднования в эти выходные. Особый оттенок, который его отличает, кроется в ребенке с раннего детства.
Варфоломею дали семь лет на обучение грамоте, в церковную школу, к брату Стефану. Стефан хорошо учился. Наука не была дана Варфоломею. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упрям и старается, но безуспешно. Он обезумел. Учитель иногда наказывает его. Товарищи смеются, а родители увещевают. Варфоломей плачет один, но дальше не идет.
И вот деревенская картина, такая близкая и такая понятная спустя шестьсот лет! Жеребята куда-то забрели и исчезли. Отец послал Варфоломея искать их, вероятно, мальчик не раз так бродил, по полям, в лесу, может быть, по берегу Ростовского озера и звал их, хлестал их кнутом, дергал недоуздок. Конечно, при всей любви Варфоломея к уединению, природе и при всей своей мечтательности, каждое дело он выполнял добросовестно — эта черта отличала всю его жизнь.
Анализ произведений русской литературы 8 класс
-
«Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» анализ произведения
(536)История создания
«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый любимый русский святой. Не случайно известный историк прошлого
В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного… -
«Повесть временных лет» анализ произведения
(747)Древнерусская литература складывается после принятия христианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиозной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная летопись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произведений русской литературы. Оно создано в…
-
А.И. Солженицын «Матренин двор» анализ произведения
(832)История создания
В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было… -
А.П. Чехов «Смерть чиновника» анализ произведения
(847)История создания
«…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова ИА Бунин. Л.Н.Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». Под этими словами… -
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» анализ произведения
(672)История создания
Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пугачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его приезда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь,… -
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» анализ произведения
(664)История создания
Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведения. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пушкин писал:«… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит следующим образом: 9… -
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» анализ произведения
(515)История создания
С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспондента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, — писал он М.В. Исаковскому, — что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах… -
В.Г. Распутин «Уроки французского» анализ произведения
(688)История создания
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете… -
Д.И. Фонвизин «Недоросль» анализ произведения
(889)История создания
Д.И. Фонвизин является одним из наиболее ярких деятелей просветительского движения в России XVIII в. Он воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. Поэтому писателя особо огорчало неисполнение дворянами своего долга перед обществом: «Мне… -
Л.Н. Толстой «После бала» анализ произведения
(852)История создания
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как…
Композиция
Чудеса сопровождали святого с самого его рождения. Родители нарекли его Варфоломеем и определили служить Богу. Ему не давалось чтение, но однажды он встретил монаха, который в ответ на его жалобу, дал ему просфору и сказал, что он будет читать лучше всех. Так он и получилось. И монах предсказал мальчику служение Богу.
В юности паренек строго соблюдал посты, много читал и стремился к монашеской жизни. Когда умерли родители, паренек ушел в лес, где построил скит.
Ему было двадцать лет, когда он принял постриг в монашество под именем Сергий, свое служение Богу продолжил в пустыньке, постоянно испытывая наступление различных бесов, от которых его спасала молитва. Многие монахи просили Сергия разрешить жить рядом с ним, когда их двенадцать, они построили вокруг забор и попросили его быть их игуменом. В трудах и молитвах протекала монашеская жизнь. Первым все лишения переносил Сергий и учил терпению братию.
Чудесным образом по просьбе братии на территории забил молитвами Сергия источник. Он воскресил умершего мальчика, изгнал беса из вельможи. Чудесное видение в виде птиц, подсказало игумену мысль о расширении обители. У Сергия были благодарные ученики, которые расходились по русской земли и основывали новые обители. И всех Сергий благословлял.
Когда князь московский Дмитрий задумал идти на битву с ханом Мамаем, он пришел за советом и благословлением к Сергию. Тот и благословил, и дал двух иноков в помощь. Чудом стало явление Сергию Богородицы, которая сказала, что никогда не оставит монашескую обитель. Чудеса, творимые молитвами Сергия, продолжались, о его чудотворной силе молва распространилась по русской земле.
Когда Сергий почувствовал близкую кончину, он поручил управление обителью своему ученику Никону, а сам на шесть месяцев впал в безмолвие. Перед своей смертью он поучал братию и просил похоронить вне церкви. Однако его волю нарушили и похоронили в храме с правой стороны при большом стечении русского народа.
2 вариант
Если рассматривать культуру западной части Европы в 14-15 веках, можно сказать, что в это время Средневековье сменяется эпохой Возрождения. В эти годы происходят значительные перемены в сфере культуры, а именно в литературе, а также в сфере изобразительного искусства. Теперь деятели культурной сферы тали больше делать напор именно на внутренний мир человека, важными стали чувства людей. В эти годы стало важным показывать человеческие эмоции.
Сформированный в эти годы древнерусский стиль помог авторам житийной литературы, более ярко передавать подвиги людей, показывая их переживания и чувства в эти моменты героизма. В данном жанре можно выделить Епифания Премудрого, с его знаменитой работой под названием «Житие Сергия Радонежского». Данный деятель литературы развил такой литературный прием как «плетение словес». Отличительной чертой данного приема является огромное наличие эпитетов, всевозможных синонимов и метафор. Так же визитной карточкой этого приема есть продолжительный ряд однокоренных слов. Все это позволяло Премудрому максимально ярко отображать эмоции жития.
Епифаний Премудрый освящает самые значимые события, которые происходили в жизни Сергия, в основном это были его подвиги и благие деяния. В основном житие имело устоявшеюся структуру. В начале автор рассказывал предысторию или освящал историю в общем, что являлось вступлением. Далее автор писал об родителях главного героя жития, потом о его знаковом рождении. Так же описывалось детство ребенка, а потом его путь в монастырь. И наконец освящались самые яркие подвиги и деяния, потом естественно смерть и после чудеса после смерти героя. Повествование о преподобном Сергее имеет все эти важные пункты, которые присуще житию.
Данная работа Епифания посвящена создателю Троице-Сергиева монастыря. Житие имеет такую структуру, которая полностью состоит из отражения духа Троицы Святой. Вся структура работы, многие фразы, предложения, словесные обороты, все пропитано святым числом три. Так же если рассматривать жизнь святого, то она как бы разделена на три этапа. Данный прием применения трое кратности прослеживается уже после «Жития…» во многих произведениях русских деятелей литературы. Например, Лермонтов применил этот прием в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича…».
Произведение «Житие Сергия Радонежского» считается очень важным памятником в литературе древней Руси. Не так много сохранилось работ тех времен. В произведении можно увидеть, как жил святой Сергий, а также как формировалось монашество на Руси. Кроме этого можно прочитать о событиях 14 века, когда народ боролся татаро-монголами за свою свободу.
Сергий Радонежский. Чудо
Теперь он — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял.
— Что тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Видение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.
И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.
— Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.
О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.
Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.
А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.
[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]
Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.
Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.
Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.
Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в «церквице» своей он «пел утреню», чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесовский». Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. («Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…») Бесы исчезли.
Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив».
Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.
Вариант 1
Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого – это биографическое произведение, посвященное жизни и деятельности одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Автором жития является Епифаний Премудрый, монах и священник, который жил в XV веке. Он был учеником Сергия Радонежского и лично знал его.
Житие начинается с описания рождения Сергия Радонежского и его детства. Затем автор рассказывает о том, как Сергий стал монахом и основал монастырь на Радонеже. В дальнейшем житие описывает жизнь и деятельность Сергия Радонежского, его чудеса и молитвы, а также его взаимоотношения с другими святыми и правителями России.
Одной из главных тем жития является духовное наставничество Сергия Радонежского. Он был известен своей мудростью и духовной силой, и многие люди обращались к нему за советом и помощью. В житии описывается, как Сергий помогал людям в их духовном развитии и как он учил их жить по Божьим заповедям.
Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого – это не только биография святого, но и исторический документ. В нем описывается жизнь и обычаи России в XIV-XV веках, а также религиозные верования и практики того времени. Житие является важным источником для изучения истории России и Русской православной церкви.
В целом, житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого – это великолепное произведение, которое позволяет нам лучше понять жизнь и деятельность одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви.