История Хаммурапи: как все начиналось
Хаммурапи был великим вавилонским правителем, жившим около 18 века до нашей эры. Он правил вавилонской империей, которая в тот момент являлась одной из мощнейших и процветающих цивилизаций.
Хаммурапи стал знаменитым благодаря своим законам, известным как «Законы Хаммурапи». Это был кодекс законов, который был разработан на основе существующих уже на тот момент обычаев и норм права. Законы Хаммурапи представляли собой набор статей, в которых описывались правила и наказания за различные преступления и нарушения. Кодекс Хаммурапи был создан с целью создания более справедливой и устойчивой правовой системы.
Создание Законов Хаммурапи было важным шагом в развитии права и стало отправной точкой для последующих разработок законодательства в других древних цивилизациях. По сути, Законы Хаммурапи были первыми известными писаными законами, которые впервые стали устанавливать единые правила для всех граждан.
Одним из наиболее известных аспектов Законов Хаммурапи является идея «око за око, зуб за зуб». То есть, принцип репрессивного правосудия, в котором наказания соответствуют совершенным преступлениям, и пострадавший получает возмездие. Этот принцип считался священным и направленным на поддержание баланса и справедливости в обществе.
Хаммурапи также славился своими военными победами и стремлением к единству вавилонской империи. Он считал, что правильное правление и справедливость внутри страны являются ключевыми факторами для процветания и мощности государства.
В целом, Хаммурапи и его Законы оставили огромное влияние на развитие права и легли в основу многих современных систем правосудия. Их открытие и изучение позволяют понять, какими были первые попытки человечества создать справедливое и эффективное правовое поле.
Охрана полученного имущества
Имущество, которое царь давал в награду за службу, было особо защищено законом (§§ 26—41). Имущество воина, попавшего в плен, его земельный надел, должно быть ему возвращено после того, как воин вернётся домой. Поле и сад могли также быть переданы сыну пленённого с учётом того, что теперь он будет нести ленную службу.
Если же воин оставит надел по собственной воле и будет отсутствовать более трёх лет, возвращению земля не подлежит. При отсутствии менее одного года он мог получить надел обратно без проблем, а в ситуации, когда срок составлял от одного до трёх лет, очевидно, к решению вопроса привлекалось военное начальство.
Имущественные преступления и гонорары (статьи 215-282)
Лечение в Вавилонии и людей, и животных было платным. Услуги доктора зависели от сложности производимых процедур и платежеспособности клиента. Вылечить свободного человека было в 2 раза дороже, чем царского, и в 4 раза дороже, чем раба. Но в случае неудачной операции врачу отсекали руку или заставляли возместить ущерб.
Строители и корабельщики также несли наказание за «халтуру» и возмещали убытки.
Хаммурапи установил тарифы за наем рабочих, скота или транспорта. Если скоту были нанесены увечья, или оно погибло от нападения льва, или эпидемии, то наниматель не нес за это ответственности. Это были проблемы владельца животного.
Ответственность у нанимателя наступала, если животное умерло в результате небрежности или побоев, а также заразных болезней (которых можно было избежать) и нападения любого другого хищника, кроме льва. Кроме того нельзя было присваивать нанятый скот (орудия труда или транспорт).
Рабы в Вавилонии были имуществом и товаром, на них был даже «гарантийный срок»: если в течение месяца выясняется, что раб тяжело болен, продавец должен был забрать его обратно.
Если же раб не признавал господина – ему отрезали ухо, а на строптивых рабов накладывали рабский знак – клеймо, которое вырезали или выжигали на теле.
Закат правления и фото хаммурапи
След в истории величественного царя Вавилона настолько велик, что его фото и картинки с Хаммурапи есть во всех школьных учебниках. Дети узнают образ этого государственного деятеля, ведь практически везде он изображен на закате своего правления, с большой бородой и очень грозным. Некая сердитость великого царя, это способ передать силу и мощь завоевателя.
Фото с сайта www.hrono.ru
Вавилон, под правлением Хаммурапи, всегда изображается как сказочный город с большими просторами и богатствами. Изобилие, роскошь, красота – главные черты города сохранившиеся с древних артефактов. Интереснейшим выступает и сам рельеф на верхней части столба с Кодексом законов царя, где изображено как Хаммурапи не пишет сам законы, а получает их от Шамаша – Бога солнца.
В контексте законодательной деятельности, в конце правления, важное значение имеет вопрос: сколько лет правил царь Хаммурапи?, ведь огромные завоевания, первый в мире свод законов, значительное увеличение экономической и социальной жизни общества требуют особенного подхода и времени. Не смотря на свой молодой возраст, на момент восхождения на престол, царь Хаммурапи пробыл при власти достаточно большое время – 43 года
В каком году умер Хаммурапи?
В 1750 году до нашей эры.
Когда умер Хаммурапи созданная им держава, на самом пике процветания и развития, перешла к его сыну Самсу-илуну. Несмотря на активную политическую деятельность и законодательные инициативы, сын Хаммурапи столкнулся с трудными проблемами, которые значительно отразились на состоянии Вавилона. Сначала государство потеряло важнейший город Терка расположенный на реке Хабур. Потом, череда восстаний в разный районах страны и война с соседними царствами значительно вымотали Вавилонское царство. В итоге, в 1595 г. последний царь из династии Хаммурапи (Самсудитан) был повален, с ним и закончилась история государства созданного великим царем Хаммурапи.
Помогите?
Сравнить законы Хаммурапи с законами Соломона, законами Драконта.
На этой странице находится вопрос Что мы можем узнать о жизни вавилонян из законов Хаммурапи?, относящийся к категории История. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории История. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Прочёл значения этих слов и, на мой взгляд, они синонимичны разница только в одном : в деспотии самодержавный монарх не только единоличный правитель своего государства но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталита..
Ответ : Основным покупателем шека была Византия.
Монро доктрина, декларация принципов внешней политики США, провозглашённая 2 декабря 1823 года в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу в связи с усилением борьбы между США и европейскими странами за господство в Латинской Америке. Факти..
Можно узнать что — то новое.
Из истории можно почерпнуть множество уроков. Она поможет не наступать по многу раз на те же грабли. По утверждению одного философа, те, кто забывает свое прошлое, неизбежно его повторят. Знание истории дает представление о существовавших в прошло..
. Кінець XVIII — початок XIX ст. — вкрай несприятливий період в історії українського народу, позначений цілковитим підкоренням України. Більша її частина перетворилася на колонію Російської імперії. У системі міжнародних відносин першої третини XI..
Новыеземлипривлекалисвоими»потенциальными»недрами. Вэтомбылизаинтересованывпервуюочередьбогатыелюди, купцы, потомучтодля них появляласьвозможностьновойторговли, новыхпродуктов. Португальцыимелиудобноерасположениестраны : выход кморю, азначит, быстр..
Батый внук Чингисхана напал на русь Дальше русь платила дань 8 сентября 1380 года на Куликовском поле произошла битва по объединением Донского В ходе битвы Мамай был обращён в бегство как и все его войско.
Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции. Наполеон провёл административную реформу.
Россия не могла сотрудничать с Германией в первой мировой войне, хотя бы лишь потому, что Германия находилась в одном союзе с Османской империей. Турция же, она и есть Османская империя, всегда затрагивала сферы влияния России на Балканах, ущемляла ..
2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+ Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
-
Психолого педагогический анализ занятия в школе
-
Что такое легкие в биологии кратко
-
Инновационные проекты в школе примеры беларусь
-
Какую роль в древнерусском государстве играли монастыри кратко
- Что такое хирургия кратко
Око за око – зуб за зуб
Этот принцип считается основополагающим в Древнем Вавилоне. Суть этого закона царя Хаммурапи заключается в том, что наказание за плохое деяние для человека должно быть равнозначным. Например, если вавилонянин сломал в драке руку соплеменнику, то ему также сломают руку в наказание.
На древней базальтовой плите есть еще правила, которые можно трактовать, как разновидность этого принципа. Например, если архитектор построил дом, который рухнул на голову хозяина, убив его, то создателя проекта тоже должны убить в качестве наказания за плохую работу.
Это, конечно же, несправедливо с точки зрения современного человека. Но, в эпоху древнего мира существовало немало правил, кажущихся нам сегодня дикими. Однако даже сейчас находится немало сторонников древних правил, которые считают правильным отплатить обидчику той же монетой. Поэтому можно утверждать, что принцип «око за око…» сохранился и частично действует и в наши дни.
Общая характеристика
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Возвышение Вавилона
Хаммурапи являлся шестым царём аморейской династии. Точная дата его рождения неизвестна. Принято считать, что один из величайших правителей древности появился на свет ориентировочно в 1810 году до нашей эры.
В 1792 до н. э. Хаммурапи взошёл на вавилонский трон. В то время Вавилония являлась скромным государством, которое ни на что не претендовало. И хотя в подчинении у царя находилось ещё несколько небольших городов, его государство было одним из самых маленьких на территории Междуречья. Тогда борьбу за плодородные земли вели более могущественные царства: Ларса, Эшнунна и Элам.
Древнее Междуречье. (wikipedia.org)
Превращение Вавилона в равноправного геополитического игрока в регионе началось при Син-Мубаллите — отце Хаммурапи. Он сумел присоединить к своему царству небольшие города-государства. Например, Борсиппу и Киш. Однако до ведущей роли было далеко. В итоге, Хаммурапи досталось скромное, но амбициозное царство, окружённое сильными соседями. Эшнунна контролировала верховья реки Тигр, а Ларса располагалась в дельте реки. Северная часть Междуречья находилось во власти Ассирии, постепенно распространявшей своё влияние на территории Малой Азии. На востоке Месопотамия упиралась во владения Элама, который то и дело нападал на разрозненные города-государства, облагая их данью.
Понимая своё положение, первые годы своего правления Хаммурапи не пытался обострять отношения с соседями. Он занимался рутиной: велел обновить и укрепить стены городов, отремонтировать храмы, прочистить сеть каналов. Однако вскоре в Месопотамия вторглись войска грозного Элама. Огнём и мечом эламиты прошли по царству Эшнунна, взяв под контроль обширные земли. После чего они двинулись к границам Ларсы и Вавилона. Понимая, что в одиночку им не справиться, Хаммурапи заключил союз с царём Ларсы Рим-Синой. Однако никакой помощи от него не получил. Весь удар пришёлся на Вавилон. Но вавилонские войска сумели разбить и прогнать эламитов. А Хаммурапи напал на Ларсу. Противостояние затянулось. И только в 1760-х годах до н. э. вавилонский царь сумел присоединить земли Рим-Сина. Таким образом, власть Хаммурапи распространилась на всю нижнюю месопотамскую равнину.
Рост территории царства Хаммурапи с 1793 до н. э. по 1750 до н. э. (wikipedia.org)
Затем Хаммурапи перебросил войска на север, где начались массовые беспорядки и восстания. Он сумел подавить мятежи, а также присоединил к своему царству Эшнунну и несколько других мелких царств. После этого Вавилон подчинил Ассирию, обложив её данью. А спустя несколько лет вавилонские войска смогли разгромить кочевые племена, вторгшиеся в царство. В итоге, за относительно короткий срок Хаммурапи из второстепенного персонажа превратился в царя, объединившего всё Междуречье.
Основные законы Хаммурапи — история, 5 класс
Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Вавилонское царство в эпоху Хаммурапи
Во времена воцарения Хаммурапи Вавилон был довольно небольшим государством, возраст которого насчитывал менее 100 лет. Помимо столицы, в его состав входили города Борсиппа, Дильбат, Киш, Кута, Марад и Сиппар. Страна была окружена недружественными соседями:
- государством Шамши-Адада I в Верхней Месопотамии;
- царством Ларсы;
- царством Эшнунны.
Благодаря успешным военным кампаниям, подкупу и сделкам, а иногда и вероломным действиям, таким как, например, уничтожение дружественного царства Мари и казнь его царя, многолетнего верного союзника Вавилона Зимри-Лима, Хаммурапи объединил Месопотамию. Биография царя свидетельствует, что именно в этом он видел свою миссию как избранника богов.
К концу правления Хаммурапи государство было обширным и строго централизованным. Царская власть была единоличной и абсолютной. Он считался божественным избранником, чья правота не может быть оспорена. Правитель был наивысшим авторитетом, источником закона и обладал безраздельной властью над своими подданными.
Общество состояло из трёх классов: свободных людей (авилумов — членов общины, и мушкенумов, не принадлежащих к общине), вольноотпущенников и рабов. Большая часть населения относилась к первому из них. Интенсивно росли товарно-денежные отношения, развивалась торговля. Усиливались частные рабовладельческие хозяйства. Править обширной империей можно было лишь при наличии строгого и справедливого порядка. Для его установления и был создан свод законов Хаммурапи. Судебно-правовая реформа позволила обобщить древние неписаные нормы поведения, которые зародились в первобытном обществе.
Великий царь Вавилона: основные факты
Хаммурапи — великий царь древнего государства Вавилон, живший около 1792-1750 годов до нашей эры. Он стал известен благодаря своим законам, известным как Законы Хаммурапи.
Основные факты о жизни и правлении Хаммурапи:
- Правление: Хаммурапи стал королем Вавилона в возрасте около 20 лет и правил около 42 лет. Во время своего правления он создал сильное и централизованное государство.
- Законы: Законы Хаммурапи были первой попыткой систематизировать законодательство. Они содержали в себе правила и наказания для различных преступлений и нарушений. Законы были высечены на стеле и размещены по всему городу, чтобы каждый мог быть ознакомлен с ними.
- Область власти: Хаммурапи расширил территорию своего государства, завоевав различные регионы Месопотамии и персидскую низменность. Его владения были поделены на различные области и управлялись управителями.
- Инфраструктура: Хаммурапи сделал значительные усилия для улучшения инфраструктуры государства. Он строил и ремонтировал дороги, каналы и дамбы, чтобы облегчить торговлю и сельское хозяйство.
- Культурный центр: Вавилон под правлением Хаммурапи стал культурным центром региона. Здесь были развиты наука, литература, математика, астрономия и другие области знаний.
- Династия: Хаммурапи был частью династии Аморитов, которая приняла ислам. Он также связывается с династией Семитов, которая правила в регионе на протяжении нескольких столетий.
Хаммурапи является одним из самых известных и влиятельных правителей в истории древнего мира. Его законы остаются одними из первых писаных законов и влияют на современную систему права.
Операции с недвижимостью
Арендатор должен нести ответственность за арендованную землю. Если он небрежно отнёсся до выращивания зерновых и, как последствие, не собрал урожай, то арендатор обязан предоставить арендодателю столько же зерна, сколько принесли другие арендаторы. В случае если плата за аренду была выплачена, но после этого через погодные условия урожай был уничтожен, то за убыток полностью отвечал арендатор. Если же урожай был уничтожен до совершения арендной платы, то убытки делились пополам с арендодателем. В случае других убытков, не по вине арендатора, законом предусматривалось перенесение арендной платы на следующий год.
Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.
Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.
Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.
Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.
История законов
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Стела Хаммурапи в Лувре.
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.