Сообщение о боге солнца шамаш

Содержание

Шамаш Это имя получил Бог солнца в культуре различных цивилизаций, принадлежавших Месопотамии с 3500 года до нашей эры. C. В частности, в таких городах, как Акадия, Вавилон и Ассирия. Другие народы, например шумеры, называли его Уту.

Шамаш был одним из самых важных и уважаемых богов Месопотамии, в честь которого были воздвигнуты различные храмы, в которых постоянно совершались ритуалы, просящие его помощи и защиты.

Эти ритуалы включали в себя принесение в жертву различных животных, чтобы получить милость Бога; Фрукты и другие продукты питания также были помещены в течение каждого дня.

Бог Шамаш также ассоциировался со справедливостью и правдой, его считали защитником от злых духов и тьмы. Считалось, что Шамаш судил и живых, и умерших и ходатайствовал за больных или за тех, кто был вовлечен в проблемы, возникшие в результате несправедливости.

Жители Месопотамии постоянно просили Шамаша уберечь их от любых болезней. Они также возносили молитвы о хороших урожаях, а также об их постоянстве в мире.

Образ Бога Солнца на протяжении многих лет менялся, но одним из символов, который остался, был солнечный диск. Вера в силу Шамаша над всей землей привела к тому, что в некоторых цивилизациях он стал Богом, чье владычество охватило всю вселенную.

Шамаш был такой важной фигурой для месопотамской цивилизации, что, помимо храмов и графических изображений, которые были созданы вокруг него, были также созданы гимны. Одним из величайших вкладов бога Шамаша в народ Месопотамии был свод законов, который, согласно легенде, он передал королю Хаммурапи

Этот код представлял собой сложный набор правил, который, как утверждалось, пришел к нему через посланника для передачи народу Вавилона

Одним из величайших вкладов бога Шамаша в народ Месопотамии был свод законов, который, согласно легенде, он передал королю Хаммурапи. Этот код представлял собой сложный набор правил, который, как утверждалось, пришел к нему через посланника для передачи народу Вавилона.

Традиция правителей месопотамских цивилизаций заключалась в том, чтобы основывать свои решения на планах и воле богов, с которыми они обычно консультировались, прежде чем принимать какое-либо решение.

Бог справедливости и справедливости

Барельеф, изображающий Шамаша сидящим на троне с солнечными лучами, падающими над его плечами, лицом к лицу с королем Хаммурапи в почтительном положении, Стела из Кодекса Хаммурапи , ок. 1750 г. до н.э. AD Лувр .

Цилиндрическая печать с печатью, изображающая царя, возливающего возлияние перед Шамашем, который держит кольцо и посох, символизирующие справедливость. Ур , т. 1900 г. до н.э. До н.э. Британский музей .

Шамаш все освещает и все видит, никто не может от него ничего скрыть. Эта способность избавляться от лжи, несомненно, лежит в основе его роли бога-гаранта справедливости и справедливости.

Великий Гимн Шамаш, уже упоминалось, делает явную эту роль бога справедливости, гарант хорошего судебных решений и справедливого поведения и наказания несправедливым и нечестным поведением:

— Великий гимн Шамашу, перевод М.-Ж. Се.

Функция гаранта справедливости для Шамаша также обнаруживается в его роли гаранта клятв, которую он разделяет с Ададом, богом бури, благодаря которому они, например, были среди божеств, упомянутых первыми среди гарантов мира. договоры, принятые королями. Он также используется при присяге в случае судебного разбирательства. Затем клятвы должны были быть выполнены перед его божественными руками в его храме.

Шамаш: божество солнца и справедливости

Шамаш – бог солнца и справедливости, являющийся одним из главных божеств древней ассирийской и вавилонской мифологии. Его имя переводится как «Солнце», поскольку он был поклоняем как источник света и тепла.

Шамаш также был богом справедливости и закона, и ему принадлежало право рассудить любые судебные споры между людьми. Его символом была весы, которые также используются в настоящее время в качестве символа правосудия.

В древности, поклонение Шамашу было особенно распространено среди магистратов, судей и правителей, которые обращались к богу за помощью в решении сложных правовых вопросов. Шамаш был также поклоняем в качестве благодетеля и защитника торговцев и путешественников, которые часто вынуждены были отправляться в долгие и опасные поездки через безжалостные пустыни и горные перевалы.

Шамаш – это божество, которое символизирует просветление и озарение, а также мудрость и знания, поэтому его часто ассоциируют с интеллектуальным развитием и образованием. Как бог солнца, он также символизировал возрождение и воскрешение, за что ему было особенно почитание во время весеннего равноденствия – праздника Навруз.

Бог справедливости и справедливости

Барельеф, изображающий Шамаша сидящим на троне с солнечными лучами, падающими над его плечами, лицом к лицу с королем Хаммурапи в почтительном положении, Стела из Кодекса Хаммурапи , ок. 1750 г. до н.э. AD Лувр .

Цилиндрическая печать с печатью, изображающая царя, возливающего возлияние перед Шамашем, который держит кольцо и посох, символизирующие справедливость. Ур , т. 1900 г. до н.э. До н.э. Британский музей .

Шамаш все освещает и все видит, никто не может от него ничего скрыть. Эта способность избавляться от лжи, несомненно, лежит в основе его роли бога-гаранта справедливости и справедливости.

Эта роль хорошо проиллюстрирована в Кодексе Хаммурапи , стела которого, вероятно, первоначально хранилась в Сиппаре в храме Шамаша, и эпилог которого провозглашает, что Бог Солнца является «великим судьей неба и небес. Земли», тем, кто позволил королю обрести чувство справедливости и беспристрастности и объявлять справедливые решения. На его барельефе изображен бог, обращенный к королю на стеле Кодекса, передающий ему кольцо и посох, обычно интерпретируемые как измерительные инструменты (используемые для расчета площади полей или установления фундамента зданий), символизирующие способность для установления точных размеров или для проведения прямых отрезков и, следовательно, для обеспечения справедливости. Бог часто представлен как их держатель (но и другие боги, такие как Син и Иштар ), в частности, когда он сталкивается с королем, как на «Скрижали Бога Солнца», найденной в его храме Сиппара , внизу — замечательный рельеф, изображающий бог и его символы. Эта способность к установлению равных разделов также прослеживается в мифе об Энки и мировом порядке , в котором Бог Солнца фигурирует среди божеств, связанных с сельским хозяйством, как гарант раздела и справедливого распределения сельскохозяйственных земель. Изогнутая пила ( šaššâru (m) ) Бога Солнца служит божественной эмблемой, перед которой решаются определенные сложные юридические дела, требующие божественной гарантии, при принятии клятвы вовлеченными сторонами.

В этой функции Шамаш ассоциируется с божествами, олицетворяющими справедливость и равенство, Китту и Мишару, которые на самом деле являются двумя обожествленными концепциями «справедливости», точное значение которых обсуждается: согласно Д. Чарпину , киттум будет «Справедливостью». как гарант общественного порядка »и мишарум « справедливость как восстановление справедливости ». Он также связан с богом Дайяну («Судья»).

Великий Гимн Шамаш, уже упоминалось, делает явную эту роль бога справедливости, гарант хорошего судебных решений и справедливого поведения и наказания несправедливым и нечестным поведением:

— Великий гимн Шамашу, перевод М.-Ж. Се.

Из этого вытекают другие роли Шамаша, которые делают его важным богом в нескольких аспектах юридической жизни. Таким образом, он является богом контрактов и гарантом справедливой торговли, отрывок из Гимна к Шамашу, по- видимому, подразумевает, что этот бог — тот, кто награждает смелых торговцев, позволяя им получать прибыль, и наказывает тех, кто делает плохие дела. … судя по морали того времени (включая, по крайней мере, некоторые формы жестокого износа). Храмы Шамаш начале II — го  тысячелетия до нашей эры. ОБЪЯВЛЕНИЕ также являются крупными кредиторами, практикующими годовую процентную ставку в 20%, называемую «ставкой Шамаша», что, возможно, считается благоприятным для ее бенефициаров (частные процентные ставки часто составляли около 33%, если бы они были в зернах, но могли бы быть ниже, если бы они были в серебре ) . Эта функция характерна не только для храмов Шамаша, храмов, как правило, выдают ссуды частным лицам или торговцам по выгодным ставкам, хотя они кажутся наиболее вовлеченными. В то же время прибыль от делового партнерства иногда распределяется в Храм Бога Солнца под его надзором, чтобы гарантировать, что это делается справедливо.

Функция гаранта справедливости для Шамаша также обнаруживается в его роли гаранта клятв, которую он разделяет с Ададом, богом бури, благодаря которому они, например, были среди божеств, упомянутых первыми среди гарантов мира. договоры, принятые королями. Он также используется при присяге в случае судебного разбирательства. Затем клятвы должны были быть выполнены перед его божественными руками в его храме.

Бог заклинаний и гаданий

Бог Шамаш, оставленный в стилизованном святилище, лицом к преданному. Неоассирийская цилиндрическая печать (ок. 900–600 до н. Э.) И ее оттиск, Лувр .

Печенки животных модели , используемые для выполнения гепатоскопии , XIX — го и XVIII — го  века до нашей эры. Нашей эры , Мари , Лувр .

Гарант справедливости между людьми, Шамаш также является судьей в спорах между людьми и сверхъестественными силами, тем, кто помогает восторжествовать над справедливостью в актах экзорцизма. Поэтому у богов экзорцизма Эа и Мардука / Асарлухи он обычно используется в ритуалах заклинания для отражения демонов, проклятий, заклинаний, наложенных волшебниками, для умиротворения божеств. Таким образом, речь идет о молитвах, также имеющих функцию заклинания. Шамаша хвалят, часто вместе с его помощниками (его супругой Айей, его визирем Бунене, Китту и Мишару), затем мы обсуждаем цель, для которой он призван, и людей, которым он должен помочь.

Например, ритуал снятия проклятия (типа, называемого namburbû ) должен был выполняться, когда в доме обнаружился (или был мертворожден) младенец-человек или уродливое животное ( избу ), потому что это было плохим предзнаменованием, чей эффект пришлось отменить. Затем хозяин вызвал экзорциста ( ашипу ), который подготовил ритуальное пространство на берегу реки, затем человек, стоявший на коленях, призвал бога Шамаша в заклинательной молитве, которую он должен был повторить три раза:

Поэтому на Шамаша ссылаются как на судью, как если бы он должен был решить дело между человеком, которому угрожали проклятием, и этим, и должен был восстановить справедливость путем освобождения несчастного

Затем последовало воззвание к обожествленной реке, затем уродливое тело было брошено в воду в ритуале изгнания зла, и, наконец, человек, затронутый проклятием, должен был носить защитный ошейник в течение недели в качестве меры предосторожности, чтобы никогда не предотвратить несчастье. возвращается.

В частности, бог солнца играет роль в заклинаниях, направленных на отпугивание злобных призраков, мучивших живых. Он является самым вызываемым божеством в молитвах, сопровождающих эти ритуалы. Это относится к его роли адского божества, связанной с его переходом под Землю в ночное время, а также к его роли бога справедливости, который улаживает споры между живыми и мертвыми.

Шамаш также является богом, вызываемым в процедурах гадания , читая внутренности и печень ягнят или баранов (экстиспицин и гепатоскопия ). Затем его вызывают (часто вместе с Ададом ) и спрашивают, когда прорицатель собирается открыть внутренности принесенного в жертву животного, чтобы прочитать ответ, который бог поместит туда после сделанной просьбы, и убедиться, что прорицатель может правильно его интерпретировать. Эта процедура допроса и ответ называются тамиту . Эти ритуалы являются общими для суда ассирийского в VII — го  века  до нашей эры. Н.э. , где они подтверждены многочисленными примерами. Они касаются, в частности, важных военных событий (в частности, рисков восстания и вторжений), назначения высокопоставленных сановников и священников, здоровья короля и других важных фигур и других важных действий, религии и богослужений, или даже дипломатических мероприятий в качестве в следующем случае, более конкретно касающемся искренности иностранного короля, предлагающего мирный договор:

— Оракул для царя Ассархаддона , ок. 674 г. до н.э. Ж.-К.

Характеристики

В надписях атрибут, который чаще всего ассоциируется с Шамашем, — это справедливость. Как солнце рассеивает тьму, так Шамаш выводит на свет зло и несправедливость. Царь Ур-Энгур из династии Ур (ок. 2600 г. до н. Э.)) заявил, что он выносил решения «по справедливым законам Шамаша». Хаммурапи приписал Шамашу вдохновение, которое привело его к объединению существующих законов и юридических процедур в свой знаменитый кодекс. В дизайне, сопровождающем кодекс, Хаммурапи представлен получающим свои законы от Шамаша как воплощение справедливости. «По приказу Шамаша, великого судьи неба и земли, — провозглашает Хаммурапи, — пусть праведность выйдет на землю; по приказу Мардука, моего господина, пусть не постигнет мой памятник».

Шамаш также считался богом, освобождающим страдающих от власти демонов. Больные обращались к Шамашу как к богу, на которого можно положиться в помощи несправедливо страдающим.Этот аспект Шамаша ярко раскрывается в обращенных к нему гимнах, которые считаются одними из лучших произведений в царстве вавилонской литературы.

Для своих приверженцев Шамаш был властелином мира природы и человечества, как и более позднее монотеистическое божество иудаизма. Следующий отрывок из работы, известной сегодня как Великий гимн Шамашу является ярким примером такого отношения:

Ты поднимаешься в горы, глядя на землю,
Вы подвешиваете с небес круг земель.
Ты заботишься обо всех народах земель,
Все, что имеет дыхание, пасти ты без исключения,
Вы их хранитель в верхних и нижних областях.
Регулярно и непрестанно пересекаешь небеса,
Каждый день вы проходите по широкой земле …
Вы никогда не пропустите безбрежный морской простор…
Шамаш, твой взгляд достигает бездны
Чтоб чудовища бездны узрили твой свет …
Когда вы поднимаетесь, боги земли собираются …
Все человечество кланяется вам.

Ученые считают, что традиция поклонения Шамашу в Сиппаре и Ларсе в конечном итоге затмила более ранние традиции местных солнечных божеств в других местах и ​​привела к поглощению этих божеств преобладающим культом Шамаша. В формирующемся вавилонском пантеоне эти второстепенные боги солнца стали помощниками Шамаша. Среди них — его помощники Кетту («справедливость»), Мешару («право») и Бунене, его возница, чьей супругой является Атги-мах. Другие солнечные божества, такие как Нинурта и Нергал, божества-покровители других важных центров, сохранили свое независимое существование как определенные фазы солнца, при этом Нинурта стал богом утра и весны, а Нергал богом полудня и летнего солнцестояния. .

Вместе с Сином и Иштар Шамаш сформировал триаду богов, которая завершила еще более древнюю троицу Ану, Энлиля и Эа, представляющих небеса, землю и воду соответственно. Три силы Сина, Шамаша и Иштар символизировали три великие силы природы: солнце, луну и утреннюю звезду (или любовь и плодородие). Иногда вместо Иштар третьим лицом этой триады встречается Адад, бог бури, и, возможно, эти два набора триад представляют доктрины двух различных школ теологической мысли в Вавилонии. Со времен Хаммурапи триады астральных божеств находились под властью верховного божества Мардука, унаследовавшего положение «царя богов». На Западе, в Ханаане, Шамаш стал известен под именем Шемеш и приобрела женский характер с Баал-Хададом, играющим доминирующую роль.

Супруга Шамаша была известна как Ая. Однако она редко упоминается в надписях, кроме как в сочетании с Шамашем.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Шамаш в ханаанской и еврейской традиции

В Ханаане, Шемеш (Иврит: שמש), также Shapesh (Иврит: שפש), или Шапшу, была ханаанской богиней солнца, дочерью Эля и Ашеры. Она была известна как «факел богов» и считается важным божеством в ханаанском пантеоне. Ее главный храм, вероятно, располагался недалеко от современного Бейт-Шемеша, первоначально названного в честь божества.

В «Эпосе о Ваале» Шемеш несколько раз появляется как посланник Эля. Она играет более активную роль, когда помогает богине Анат похоронить и оплакивать Ваала, бога ливней и плодородия, после того, как он был убит Мотом, богом смерти пустыни. Затем она перестает светиться, но Анат убеждает ее снова излучать ее тепло. После того, как Анат побеждает Мота в битве, Шемеш спускается в Подземный мир и забирает тело Баала, позволяя ему воскреснуть и в конечном итоге вернуться к весне. В финальной битве между Баалом и Мотом она объявляет Моту, что Эль теперь поддерживает Баала, указом, который завершает битву и сигнализирует о возвращении весны.

В еврейской Библии поклонение Шемешу было запрещено и теоретически каралось побиванием камнями, хотя сомнительно, чтобы это было принудительно. Псалом 19 восхваляет солнце тонами, не отличающимися от тонов вавилонских гимнов Шамашу, но при этом не забывает поставить солнце под юрисдикцию Яхве:

На небесах он поставил шатер солнцу,
который подобен жениху, выходящему из шатра своего,
как чемпион, радующийся идти своим чередом.
Он поднимается на одном конце небес
и замыкает цепь к другому;
от его тепла ничего не скрыто.

Имя судьи Самсон образовано от слова шемеш и одна раввинская традиция сравнивает его силу с силой солнца. В Библии поклонение Шемешу описывается как поклонение востоку, а также ритуалы или иконография, связанные с лошадьми и колесницами. Царь Езекия и, возможно, другие цари Иудеи использовали царские печати с изображениями, похожими на ассирийское изображение Шамаша. Царь Иосия попытался отменить поклонение солнцу (4 Царств 23), хотя пророк Иезекииль утверждал, что в его дни это снова было заметно даже в самом Иерусалимском храме (Иезекииль 8:16). В еврейской традиции Ханукальная менора имеет дополнительный свет, называемый шамаш который используется для освещения восьми других огней.

Роль Иштар в древней мифологии

Иштар – одна из самых известных богинь в древней мифологии. Ее культ широко распространен в Месопотамии, на территории нынешнего Ирака и частей Ирана. Иштар была богиней любви, войны, рождения и плодородия.

В мифологии Иштар часто появляется в образе красивой и мощной женщины, чей гнев мог нанести большой вред. В ее образе время от времени воплощались другие богини, такие как Астарты и Афина.

Иштар ассоциировалась с плодородием и рождением, поэтому ее культ имел важное значение для земледельческих обществ древней Месопотамии. Многие ритуалы, посвященные Иштар, были направлены на то, чтобы обеспечить плодородие урожаев и защитить женщин во время родов

Однако, Иштар также была связана с войной, управляла армией и заботилась о победах в битвах. Ее имя было на слуху у многих воинов, которые верили, что благословение Иштар поможет им победить в битве и вернуться домой живыми.

Иштар также считалась богиней любви, и именно в этом образе она стала особенно популярной в Европейской культуре. Ее образ дал импульс к созданию различных мифов и легенд о любви и страсти.

Выводы

Иштар была одной из самых важных богинь в древней мифологии, ее культ имел огромное значение для жизни людей в Месопотамии. Ее ассоциации с войной, плодородием и любовью превратили ее в богиню многих as натур, и в ее образе до сих пор продолжают искать вдохновение.

Энки/Эа: мудрейший из месопотамских богов

Энки, также известный как Эа, был месопотамским богом воды и мудрости. Говорят, что Энки жил в Абзу, который, по мнению жителей Месопотамии, был пресноводным океаном, расположенным под землей, был источником всех ручьёв, рек и озёр.

Одной из основных ролей Энки была роль божества-творца, поскольку он был одним из трёх месопотамских богов, участвовавших в создании вселенной.

Помимо того, что Энки был богом воды и мудрости, он ассоциировался с хитростью, магией и плодородием. Как и многие месопотамские боги, Энки был тесно связан с конкретными городами и считался покровителем города Эриду.

Будучи сельскохозяйственными обществами, жители Месопотамии зависели от воды для своего дальнейшего выживания. Как божество, связанное с производством воды, Энки считался важным для жизни людей и непрерывности функционирования городов. Кроме того, Энки также считался защитником человечества, который сохранял смертных от разрушительной агрессии других божеств.

Фото: historylib.org

Как к богу мудрости, к Энки часто обращались люди, нуждавшиеся в совете, или администраторы и короли, ищущие самый мудрый план действий. Помимо поддержания своего физического и психического благополучия, жители Месопотамии также полагались на Энки в вопросах своего духовного здоровья. Что касается его связи с магией, Энки приписывают разработку ритуалов для тренировки демонов и изгнания зла. Затем Энки обучал этим практикам жрецов, от которых жители Месопотамии зависели в защите и поддержании их духовного благополучия.

Таким образом, Энки исполнял множество ролей, которые сделали его неотъемлемой частью жизни жителей Месопотамии.

Золотая лихорадка

Основной соавтор
Auster

Золото – это уникальный драгоценный металл с богатой историей. В книге «Золотая лихорадка» собраны статьи, которые могут рассказать о его прошлом, настоящем и спрогнозировать будущее. Знание о золоте помогут не только расширить свой кругозор, но и сделать правильные инвестиции и свои выводы о том, что является основой денежных отношений по всему миру.

В мировой истории можно проследить огромное количество разнообразных ярких и значимых событий, связанных с золотом. Его извлечение из недр земли – это удел крупных компаний. Но пару столетий назад основными добытчиками были обычные люди.

Погрузитесь в золотой мир сокровищ и тайн с помощью книги «Золотая лихорадка».

Читать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: