Действие 2
Фамусов заполняет со слугой календарь мероприятий на неделю. Жизнь дворянина так насыщена, что расписан каждый день:
- званный обед с форелью;
- погребенье;
- крещенье.
Слушать планы нельзя без саркастической ухмылки: «она не родила, но по расчету (моему) должна родить».
К Фамусову в кабинет входит Чацкий. Начинается интересный диалог представителей двух поколений дворянства. Молодого человека интересует все, что связано с Софией. Отец в ответ пытается узнать планы: не надумал ли жениться? Чацкий выясняет, что ответил бы ему Фамусов на сватовство. Тот говорит, что хотел бы увидеть в нем умелого руководителя именьем. Главное, Фамусову хочется отправить юношу служить. Александр Андреевич парирует ему фразой, ставшей крылатой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Фамусов приводит в пример Максима Петровича, покойного дядю. Он добился уважения и почтения с помощью нелепой ситуации. Оступившись один раз и развеселив знатных людей, он повторил падение несколько раз
Привлек к себе внимание и стал человеком, который сам дает чины, раздает пенсии. Чацкий выслушав пример, просто изумился, как можно получить место за счет собственного унижения («стучали об пол не жалея»), лести (лесть как кружево плели)
Все подлости предки скрывали под маской преклонения перед царем, а на самом деле мечтали только о своем карьерном росте и деньгах. Речи юноши пугают Фамусова. Он видит в нем «карбонари» (тайное политическое общество революционного оттенка), опасного человека. И чем больше говорит Чацкий, тем больше пугается Фамусов. Конец речи хозяин дома уже не слышит, он просто просит отпустить его, не спорить и не продолжать критику событий и людей его века.
Слуга объявляет, что прибыл полковник Скалозуб. Испуганный Фамусов кричит, что Чацкого нужно отдать под суд. Только на третий раз слуга смог докричаться до хозяина
Он просит Чацкого при Скалозубе вести себя осторожно и почтительно, не вести споров и завиральных идей. Говорит о возможном желании полковника жениться на Софии
Фамусов не видит срочной надобности в этой свадьбе, но и не исключает такой возможности.
Чацкий остается на несколько минут один. Он размышляет, о том, что женихов вокруг его любимой появилось неизвестное количество. Любовь, по его мнению, приходит к концу, не выдержав 3 года разлуки.
Сергей Сергеевич Скалозуб, Фамусов и Александр Андреевич Чацкий располагаются в одной комнате, начинают беседу.
Речь полковника построена однобоко. Он думает только четкими военными понятиями. Поэтому смешно слышать его ответ на вопрос о родстве с женщиной: «Мы с нею вместе не служили». О родне знает только, кто где и когда служил, чем отличился. Среди родных у Скалозуба есть брат, который вместо получения чина уехал в деревню читать книги. Скалозуб дружит с теми, кто открывает ему вакансии по службе. Он завидует более удачливым, жалеет себя. Ему пришлось 2 года ездить за полком, чтобы получить очередное звание. Мечта Скалозуба – стать генералом. Фамусов интересуется о его планах насчет женитьбы. Полковник жениться не прочь.
Интересно звучит характеристика Москвы: дистанции огромного размера, пожар способствовал ей много к украшенью. Еще оригинальнее в словах Фамусова описано чувство патриотизма. Девушки льнут к военным, потому что патриотки.
Чацкий включается в беседу, когда речь заходит о Москве. Его первое же суждение пугает Фамусова. Юноша говорит, что в столице новые дома, но старые предрассудки. Хозяин просит вспомнить, о чем просил в начале встречи. Ему приходится представить полковнику молодого человека. В его словах много негатива и критики:
- не хочет служить;
- не стал деловым;
- тратит свой ум не туда.
Слова заводят Чацкого. Он отвечает на все доводы старшего поколения. Еще одна фраза, прозвучавшая в устах юноши: «А судьи кто?», стала гулять, как самостоятельная, сразу после выхода книги. Длинную речь представителя нового поколения хозяин уже не дослушал, он ушел в кабинет, зовя с собой полковника. Скалозуб из всей тирады услышал только мысли о военных.
К Чацкому и Скалозубу в комнату вбегает София вместе со служанкой. Она стремится к окну и кричит, что кто-то упал и разбился. Александр Андреевич замечает неподдельный страх девушки. Скалозуб представляет, что «дал маху» старик-хозяин. Лиза объясняет всем в комнате, что несчастье случилось с Молчалиным, не сумевшим забраться на лошадь. Полковнику интересно, как упал жалкий ездок: грудью или боком.
Чацкий не знает, как помочь любимой. Лиза просит принести воды, чтобы привести Софию в сознание. Очнувшись, девушка ругает Александра Андреевича, что он не помогает Молчалину, но Лиза подводит ее к окну, чтобы увидеть: все обошлось, и для паники нет причины.
Вариант 2
Как и, пожалуй, любое литературное произведение, комедия в стихах имеет экспозицию, постороженную на трех основных элементах: завязке, кульминации и развязке
Сцена бала занимает важное место в произведении Грибоедова. Она является его кульминацией, той вершиной событий, в сторону которой действие развивалось с самого начала
После бала напряженность сюжета идет на убыль, приближается развязка.
Смелые прогрессивные идеи Чадского не остаются незамеченными гостями бала. Фамусовкое общество не может простить свободу мысли, независимости мнений и нравственного превосходства Чацкого. Поэтому свет охотно верит в слух о сумасшествии героя. И действительно для большинства приглашенных на бал, речи Чацкого настолько противоречат их собственным убеждениям, что кажется, молодой дворянин и в правду лишился рассудка.
Чадский безуспешно отстаивает свое мнение. Не найдя поддержки и потерпев поражение, герой в последствии покидает Москву.
Однако в этом же эпизоде Грибоедов сообщает читателю, что Чацкий далеко не одинок в своих суждениях. Есть и другая Россия. В светской Москве существуют прогрессивно мыслящие люди: это и племянник княгине Тугоуховской, изучающий естественные науки, и профессор Педагогического института, и брат Сколозуба, оставивший службу и занявшийся самообразованием. Эти люди, так же как и главный герой, не угодны фамусовскому обществу, они видят в их идеях угрозу сложившемуся в стране социальному устройству.
Кратко об истории создания пьесы
В далёком 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся на родину из длительного заграничного путешествия и был приглашён на светский вечер. Поражённый тем, как русская знать преклоняется перед всем заграничным, он возбуждённо произнёс обличительную речь на публику. Многие из знатных господ всерьёз задумались о психическом здоровье Грибоедова. Так родилась идея создания сатирической комедии «Горе от ума», которая обещала стать сладкой местью недалёкому аристократическому обществу.
Грибоедов работал над пьесой около четырёх лет. Точку в своей работе он поставил в 1824 году, но в публикации автору было отказано цензурой. Рукописные копии расходились по рукам, пока Грибоедов осуществлял новые правки, надеясь, что его работа всё же попадёт в печать. Но впервые полная версия «Горе от ума» была напечатано лишь в 1831 году, на немецком языке, уже после смерти автора. В России, претерпев сильнейшие цензурные правки, пьеса увидела свет в 1833 году, а авторский вариант получил свой «звёздный час» лишь в 1862 году.
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству «фамусовщины». В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь. Бесспорно лишь то, что Чацкий — человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: «Служить бы делу, а не лицам…», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «И точно, начал свет глупеть».
Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в «Горе от ума» образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени. Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье. Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены. Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть. Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, «с такой душой», не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.
Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью… Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос — он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого — это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни — любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?.. Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому — для него, «вечного обличителя», которому ни блестящий ум, ни умение «пересмеять всех» не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…
Опишите гостей Фамусова. в чем своеобразие каждого из них, что их сближает?
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» мы становимся свидетелями бала в доме у Петра Афанасьевича Фамусова. К нему, как к богатому и знатному человеку съехался весь цвет общества, элита.
Все эти герои автором были собраны здесь для того, чтобы показать устаревшие взгляды дворянства, их глупость, невежество, чинопочитание. Все эти взгляды, по мнению автора, должны уйти в прошлое, между тем как взгляды Чацкого, представителя нового поколения, должны стать достоянием настоящего.
Те, кто присутствовал в доме Фамусова до приезда гостей и имеет отношение к представителям «старой школы»:
- Петр Афанасьевич Фамусов. Глава дома, государственный служащий высокого чина. Не смотрит на характер и качества человека, ценит в людях чины, ненавидит все новое и мечтает выдать дочь замуж за состоятельного и перспективного человека.
- Софья. Дочь Фамусова. Влюблена в Молчалина. Любит все иностранное.
- Молчалин. Молодой служащий, который хочет жениться на Софье, чтобы получить продвижение по службе. Притворяется глупым.
Гости Фамусова, элита общества:
- Скалозуб. Приезжает на бал первым. Потенциальный жених Софьи Фамусовой. Богат, бывший военный, который очень быстро продвигался по службе. На людях выдает себя «солдафоном». Не любит новых взглядов и считает, что человеку, имеющему чин, не обязательно все решать самому.
- Горич Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович. Старые знакомые Чацкого. Платон Михайлович раньше был интересным, ярким человеком, но после женитьбы стал подкаблучником. Наталья Дмитриевна наоборот после замужества стала еще прекраснее, чем была.
- Князья Тугоуховские. Прибыли на бал с шестью дочерьми. Князья люди пожилые. Княгиня женщина властная, недобрая. Князь ‒ подкаблучник, безвольный мужчина.
Князья увидели в Чацком потенциального жениха, но когда узнали, что он не состоит на службе, он стал им неинтересен.
- Хрюмины, бабушка и внучка. Бабушка Хрюмина туга на ухо, ничего не слышит. Внучка Хрюмина ‒ старая дева, которая приехала на бал в поисках жениха. Она пытается показать себя с выгодной стороны: выглядеть модно, говорить о всем заграничном.
- Загорецкий Антон Антоныч. Его представляют Чацкому как плута и мошенника, каким он и является на самом деле. Однако в обществе Фамусова его терпят, так как он умеет расположить любого человека к себе.
- Хлестова. Престарелая барыня с собачкой. Во время разговоров дает понять, что, в силу возраста, не в курсе последних мод и новых течений. От скуки привела с собой прислугу и принесла собачку.
- Репетилов. Последним приехал на бал. Когда-то женился по расчету, надеясь, что тесть продвинет его по службе. Но тесть побоялся осуждения людей и делать этого не стал.
Уйдя в отставку, Репетилов пустился во все тяжкие: играл в карты, изменял жене, бросал ее с детьми, пил и бездельничал.
Описывая каждого из гостей фамусовского общества, автор противопоставляет им Чацкого. Грибоедов насмехается над всеми, кто пришел в гости к Фамусову. Каждый из них ‒ отражение прошлой эпохи, которую, по мнению автора, нужно оставить в прошлом.
Их объединяет отсутствие стремления к новой жизни, общественным, нравственным изменениям, поэтому они описаны Грибоедовым с такой иронией и пренебрежением.
Действие 3
Чацкий ждет встречи с Софией, надеясь выяснить, кого девушка любит. Он сомневается среди двух поклонников: Молчалина и Скалозуба. Но барышня уходит от разговоров, называет влюбленного странным. Чацкий признается, что сходит с ума по девушке. София признается в любви к Молчалину. Ее слова звучат так нелепо, что Александр Андреевич сомневается. Он не представляет, как можно любить такое ничтожество: «молчит, когда его бранят», не имеет собственного мнения. О Скалозубе у Софии ответ совсем короткий: «Герой не моего романа».
София под предлогом прихода парикмахера, уходит на встречу с любимым. Чацкий остается еще в большем замешательстве, загадка осталась совсем запутанной. К нему подходит Молчалин. Их разговор просто смешит. Чацкий пытается понять, как такой человек может нравиться. Талант Молчалина – умеренность и аккуратность. Молчалин с завистью рассказывает о сплетнях, которые распространялись о Чацком. Он восторженно говорит о какой-то Татьяне Юрьевне, к которой нужно обязательно съездить. Там балы каждый день и непрекращающийся праздник. Но Чацкий не видит в балах привлекательности. Чем дольше говорит юноша с Молчалиным, тем больше убеждается в невозможности отношений между ним и Софией.
Начинается приезд гостей в дом к Фамусову: планируется званый ужин. Многие из них старые знакомые Чацкого, идут описания их встреч и разговоров. Часть гостей смешны и нелепы:
- глухие князья и княгини;
- девушки, занятые своими юбками.
Все они оценивают Чацкого.
София встречается с г.N. Она делится мнением, что Чацкий не в своем уме. Барышня, произнеся эти слова, понимает, что сказала не то, но идея распространить такие мысли среди гостей ей начинает нравиться. Она выставляет влюбленного в себя шутом и ждет развития событий.
Сплетня быстро набирает обороты. Каждый делится новостью, добавляя от себя. Загорецкий ускоряет сплетню: «схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Никто не сомневается в безумии, все, наоборот, находят в поведении Александра Андреевича ее признаки. При появлении юноши в зале, все усердно танцуют, старики играют в карты. Никто не слушает его речей, все стараются держаться подальше.
Основные сведения
Сатира в стихах кратко отображает московское высшее общество со своими устоями и взглядами. Автор постарался высмеять нежелание старшего поколения двигаться вперед, познавать новое. Искусно показывая аристократическое мышление, его глупость и невежество, он намекает читателю, что все это должно давно остаться в прошлом. В то же время он вводит в комедию персонаж Чацкого, который является зеркалом современности и продвижения.
Он показывает важность грядущего бала и приглашенных персон, ведь в центре сюжета находятся самые представительные фигуры общества. Чацкого никто не ожидал увидеть, поскольку он три года отсутствовал в нынешней столице. Парень решил приехать, чтобы обручиться с Софьей, дочерью хозяина торжества
Пока его не было, она полюбила Молчалина, что стало неожиданным для героя. В ходе событий он общался со всеми приглашенными и поражался их глупостью и лицемерием
Парень решил приехать, чтобы обручиться с Софьей, дочерью хозяина торжества. Пока его не было, она полюбила Молчалина, что стало неожиданным для героя. В ходе событий он общался со всеми приглашенными и поражался их глупостью и лицемерием.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 30.04.2023 11:30 3393 Колосова Юля
Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н
Ответов: 2
Литература 30.06.2023 08:53 707 Пономарев Никита
Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 09:48 2859 Бруг Алексей
1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова
Ответов: 2
Литература 16.06.2023 14:04 1292 Коюда Вася
помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле
Ответов: 2
Литература 19.06.2023 23:54 1385 Глонюк Марина
10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса
Ответов: 1
Литература 17.05.2023 16:24 2429 Никулина Юлия
высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке
Ответов: 2
Литература 03.05.2018 13:23 1503 Козолуп Владислав
Подготовьте краткий пересказ сказание о походе князя Олега на Царьград
Ответов: 1
Литература 28.06.2023 09:19 4228 Смагула Роман
Составьте текст 5-6 предложений на тему самая нужная профессия
Ответов: 2
Литература 04.05.2023 01:35 439 Александрова Александра
Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума
Ответов: 2
Литература 16.07.2023 01:11 1000 Недовесов Никита
Даю 25 баллов 10 вопросов к 6 главе капитанская дочка с ответами
Ответов: 2
Место сцены бала в сюжете комедии
Эта сцена имеет важное значение в комедии, ведь это кульминационный момент, именно на балу происходит два конфликта: любовный и общественный. Также этот эпизод является не только кульминацией, но и развязкой для некоторых сюжетных линий
Таблица описания конфликтов:
Общественный конфликт в этой комедии неразрешим. Но можно сказать, что Чацкий не победил в этих двух спорах, ведь он уехал из Москвы одиноким и разочарованным. Его чувства уничтожены, у него не осталось надежд, что его поймут в этом обществе.
Тем временем фамусовское общество даже не поняло, что же произошло. Они даже не понимали шуток Чацкого и, сказав, что он сумасшедший, сделали хуже себе. Даже сейчас в похожих компаниях не любят тех, кто много говорит и выставляет себя слишком умным. Без них комфортнее и спокойнее. Похожая судьба была и у Печорина, и у Онегина, ещё их объединяло то, что они все не смогли находиться в обществе.
2. Вечер в доме Фамусова. а) предчувствие разрыва Чацкого с обществом; б) гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов); в) дерзкий смех Чацкого; г) слух о сумасшествии; д) раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества; е) одиночество Чацкого.
3. Поединок благородства и низости.
Чацкий — вестник грядущего века. Он деятелен, полон надежд, искренне верит в свои силы, в людей и поэтому так удивлён и возмущён упорным и недоброжелательным сопротивлением московского общества. Ведь идеи его и его петербургских друзей так хороши, новы и прогрессивны, им только надо следовать, и вся русская жизнь быстро изменится к лучшему. Чацкий не стремится всем угодить, прислуживаться чинам и пробираться вверх засчет влиятельных друзей и родственников. Фамусов же, главный представитель старого общества. Он не приемлет нововведений, не сторонник получения знаний. Он уверен, как и его сторонники, что главное, к чему нужно стремиться — достижение высоких чинов. Это обеспечит спокойную и богатую жизнь. Изменения в характере Чацкого его сильно расстраивают. Их суждения слишком разные. Все остальные тоже недоумевают, разговаривая с ним. Чацкий ставит себя выше других, именно поэтому он нежеланный гость в доме Фамусова.
С самого начала бала начинается противостояние Чацкого и Фамусовского общества. Он прямо высказывает своё мнение о всех присутствующих на балу
Конечно же такое поведение никому не нравится, но гости не сильно заостряют на этом внимание. Их больше интересуют светские и по их мнению важные дела
Дамам лишь бы пообсуждать их наряды и у кого они лучше. Мужчины же хвастаются своими чинами и богатствами. Больше их общество ничего не интересует. Им важны только они сами. Как заработать чин повыше, как стать богаче, успешнее выдать дочь замуж. Появление Чацкого всех будоражит и люди отвлекаются, чтобы поговорить с ним. Он не мог стать своим среди чужих из-за его суждений и установок. Чацкий успевает со многими поговорить и к каждому он относится по-разному. К примеру к своему старому другу н относится хорошо, но он искренне огорчён поведением своего приятеля. А с внучкой влиятельной женщины он общается довольно резко и грубо, презирая её. Сначала, кажется, что Репетилов тот самый человек, с которым Чацкий сможет найти общий язык. Однако, Чацкий понимает, что все слова Репетилова пустые, и ничего не значащие. Ближе к завершению бала прошёл слух о безумстве Чацкого, который случайно пустила София. Наверное, она сделала это неосознанно, возможно, она имела ввиду, что Александр Андреевич сошёл с ума от любви к ней. Какой-то гость услышал это и стал распускать слухи. Мне кажется, что это их самое любимое занятие, поэтому сплетня так быстро и распространилась. Позже все начали выяснять причину сумасшествия, даже не пытаясь понять Чацкого. Московское общество было злым, и за своей злостью оно скрывало свой страх. Оно боялось новшеств и перемен. Оно страшилось образования и науку, поэтому хотело уничтожить все книги. «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». Фамусовскому обществу не нравились умные люди, потому что они не понимали значение образования. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина». В Москве Чацкий остается в одиночестве, все его надежды рухнули. В доме Фамусова его не понимают и считают сумасшедшим, а главное он немил Софье, а она слепо любила двуличного Молчалина. Теперь он понимает, что Фамусовское общество не изменить. Поэтому он ощущает себя лишним на балу и уезжает на карете.
Я считаю, что в поединке между благородством и низостью, никто не вышел победителем, каждый остался при своём мнении. Только Чацкий был открытым и искренним, а толпа была ничтожно жалка.
Сочинение Конфликт Чацкого и фамусовского общества
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой общественную сатиру на московское дворянское сословие начала XIX века. В произведении описывается раскол в упомянутой среде, который заключается в разных точках зрения на многие проблемы, происходящие в обществе. Автор сталкивает молодого и амбициозного Чацкого с представителями фамусовского общества, то есть взгляды «века нынешнего» с взглядами «века минувшего».
Лагерь консерваторов представляет Фамусов, занимающий должность управляющего в казенном доме, его помощник Молчалин, военный Скалозуб и ряд второстепенных героев. Всему многочисленному московскому сообществу аристократов противостоит только Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии.
Разногласия молодого человека и представителей фамусовского общества зарождаются после возвращения Александра Андреевича в столицу, где его не было примерно три года. До отъезда Чацкий и дочь Фамусова – Софья росли вместе. Между молодыми людьми зародились нежные чувства, до сих пор пылающие в сердце главного героя. Но он, несмотря на это, отправился за пределы страны «ума искать». Влюбленность Софьи и Чацкому угасла, и девушка теперь симпатизирует отцовскому секретарю – Молчалину.
Любовное столкновение постепенно перерастает в социальное. Александр выступает против Фамусова и его круга по самым актуальным и злободневным вопросам: отношения в семье, крепостное право, служение в государстве, взяточничество, казнокрадство, чинопоклонничество.
Дворянское общество не приемлет перемен и всего, что с ними связано. Консерваторы все же одерживают победу над Александром Андреевичем только благодаря численному преимуществу. Но они неподдельно боятся пламенных и непривычных речей героя, ведь именно ими обличаются пороки общества и выражается перспективность перемен, что, несомненно, угрожает, их привычному и комфортному укладу жизни.
Свет пытается найти выход из неприятной ситуации. Во время бала Софья, разговаривая с одним из приглашенных, утверждает, что молодой человек «не в своем уме». Девушку нельзя отнести к сторонникам «века минувшего», но бывший возлюбленный косвенно угрожает ее личному счастью. Эти слова с мгновенной скоростью расходятся среди фамусовских гостей. Что неудивительно, ведь сошедший с ума Чацкий для них совершенно не опасен.
В конце дня, в котором разворачиваются все события в комедии, развеялись все ожидания юноши – он «отрезвился сполна». После того как Чацкий испытал на себе все бессердечие Фамусова и его союзников, герой осознает что их пути окончательно и бесповоротно расходятся.
Молодой человек отступает перед «веком минувшим», потому что одиночество во взглядах не оставляет Александру шансов на победу. Но со временем все станет на свои места, и сторонники Чацкого внедрят в дворянскую среду непривычный дух свободы.
3 вариант
Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?
Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.
Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.
Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.
В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.
Система образов «Горе от ума» в комедии Грибоедова
Комедия «Горе от ума» Грибоедова занимает особое место в русской литературе. Она сочетает черты классицизма и новых направлений того времени – романтизма и реализма.
При написании сочинения по системе образов в «Горе от ума» нельзя этого не коснуться.
Признаки классического канона в этом произведении: композиционная строгость – действие происходит в течение суток, любовный конфликт сочетается с общественным конфликтом, в центре произведения традиционный для классической литературы любовный треугольник.
Произведение носит общественный пафос, что свойственно романтизму. «Горе от ума» описывает противостояние Чацкого фамусовскому обществу.
Признаки реализма – это сложная система образов. Герои комедии с противоречивыми характерами и функциями. Так, Чацкий, не только отвергнутый любовник. Он еще и высказывает идеи близкие автору. То же касается и других. Новаторство системы образов в их неоднозначности. Каждый герой индивидуален.
Горе от ума: система образов
Любовный конфликт происходит между Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественный – между Чацким и Фамусовым.
Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов – участвуют как в любовном, так и в общественном конфликте.
Персонажи из эпизодов представляют картину московского общества. Это гости на балу у Фамусова.
Для раскрытия системы образов в «Горе от ума» играют роль внесценические персонажи. Они делают характеры героев более развернутыми. Это буфетчик Петруша, брат Скалозуба, Марья Алексеевна и так далее.
Образная система организована по принципу противопоставления. Герои «века нынешнего» противостоят героям «века минувшего». У них различное отношения ко всему.
Всего действующих лиц более 20. Нельзя четко разделить их на положительных и отрицательных.
Чацкий
Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого среди других. Об этом еще до его появления говорит служанка Лиза.
Но в то же время герою свойственен сарказм, вспыльчивость, бестактность. Софья укоряет его за сарказм. Оправдание Чацкого в том, что он искренне возмущается обществом, в котором оказался.
Образ героя выражает позицию самого Грибоедова. Чацкий не принимает рабского преклонения перед всем иностранным. Он также ненавидит чинопочитание и желание везде заводить полезные знакомства.
Герой переживает личную драму. Его надежды на любовь Софьи не оправдались.
Софья
Это противоречивый образ. С одной стороны она близка Чацкому по духу, с другой – отвергает его.
Софья образована. Но именно поэтому увлечение Молчалиным закономерно, так как на неё большое влияние оказали французские романы. Она увидела в Молчалине скромного человека вместо двуличного, которым он является на самом деле.
Но в то же время, она часть фамусовского общества, где дорожат только должностями и богатством. Софья, желая доминировать над супругом, выбрала Молчалина.
Молчалин
Этот персонаж нравится фамусовскому обществу тем, что стремится услужить. Небогатый дворянин, он гордится успехами по службе и хвалится ими. Его идеалы полностью совпадают с идеалами московского дворянства. Но Софья будет им обманута, так как он ухаживает за ней «из выгоды».
Фамусов
Этот герой – главный проповедник «века минувшего». Он занимает влиятельный пост в Москве, принадлежит к консервативных дворянам, которые не хотят перемен.
Мнение Фамусова – это мнение московского дворянства. Он считает, что книги опасны, а образованность ни к чему. Фамусов заботится лишь о том, какое впечатление он произведет в свете. Он презирает тех, кто не обладает властью и деньгами.
В произведении «Горе от ума» Грибоедов стоит у истоков новой русской драматургии. В комедии сочетаются черты разных направлений, чтобы передать основную идею – конфликт старого и нового века.