Как понимает суть нигилизма павел петрович что думает по этому поводу базаров кратко

Смерть базарова – анализ 27 главы романа «отцы и дети» тургенева

Введение

В романе “Отцы и дети” И.С

Тургенева особое внимание уделяется противостоянию двух главных героев – Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Эти два персонажа представляют разные мировоззрения и идеалы, что приводит к ожесточенным спорам и конфликтам

В данном уроке мы рассмотрим характеристику Базарова и Павла Петровича, их первую встречу, споры и противостояние, а также их влияние на сюжет романа.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Противостояние старых и новых идей в романе «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева является одним из ключевых произведений русской литературы XIX века. Одной из главных тем, которую поднимает автор, является противостояние старых и новых идей. В романе Тургенев исследует взаимодействие двух поколений — поколения «отцов», представляющих старое, консервативное царское общество, и поколения «детей», представляющих новые идеи и стремления.

Главное понятие, которое пронизывает роман, это нигилизм. Нигилизм представляет собой философское учение, отрицающее все традиционные ценности, нормы и установленные порядки. В «Отцах и детях» Тургенев исследует, как нигилизм влияет на мышление и поведение молодого поколения.

Основная идея противостояния старых и новых идей в романе заключается в том, что смена поколений идет не только внешнему миру, но и внутреннему миру людей. Автор показывает, что конфликт между поколениями возникает из-за различия их взглядов на мир и жизнь, и в результате этого противостояния оба поколения страдают.

Поколение «отцов» представлено в романе героями такими, как Николай Кирсанов и Павел Кирсанов. Их мировоззрение основано на глубоком уважении к традициям и ценностям старого общества

Они считают, что важно сохранять историческое наследие и привержены установленному порядку. Они скептически относятся к новым идеям и стремлениям молодых людей.
Поколение «детей» представлено героем Евгением Базаровым и его друзьями

Они не принимают традиционные ценности и стремятся изменить мир в соответствии с собственными идеалами. Они нигилистично относятся ко всему установленному и искренне верят в силу науки и прогресса.

Тургенев прекрасно показывает, что ни старое поколение, ни новое поколение не является полностью правым или неправым. Оба поколения обладают своими сильными и слабыми сторонами, и конфликт между ними возникает из-за их непонимания и недостатка диалога.

Через противостояние старых и новых идей автор в романе «Отцы и дети» ставит вопросы о значимости наследия предшествующих поколений и о необходимости принятия новых идей для прогресса общества

Важно понимать, что разные поколения могут учиться друг у друга и найти компромиссное решение, чтобы достичь гармонии и развития

Нигилизм в романе «Отцы и дети»: главное понятие и основные идеи

В романе «Отцы и дети» Ивана Тургенева нигилизм представлен как основное понятие и одна из основных идей.

Нигилизм — философское направление, которое отрицает все установленные догмы, авторитеты и конвенции. В романе «Отцы и дети» нигилизм представлен через главного героя Евгения Базарова, который является воплощением нигилистических идей.

Базаров отвергает все общепринятые идеалы и ценности, включая религию, мораль, искусство и политику. Он стремится к научному подходу к миру и абсолютной свободе ото всех ограничений.

В романе изображена борьба между старыми и новыми идеями, представленная через противопоставление Базарова и его отца Василия Никитича Кирсанова. Василий Никитич является представителем старой, консервативной России, в то время как Базаров представляет новое поколение, стремящееся к переменам и прогрессу.

Основные идеи нигилизма, представленные в романе, включают отвержение религии и морали, признание науки и опыта как единственного источника знания, критику политической системы и нравов общества.

Базаров описывается как человек, полностью преданного своим идеалам, но в конечном итоге его нигилистические взгляды приводят к его собственной трагической гибели.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» нигилизм представлен как главное понятие и основная идея, символизирующая борьбу между старыми и новыми идеалами в русском обществе XIX века.

Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу.

Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности.

Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха. Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок.

Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала).

По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь.

Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту. Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

Отношение к псевдонигилистам

Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство — честность и ум.

Результаты споров и их влияние на сюжет

Споры и противостояние между Базаровым и Павлом Петровичем имеют значительное влияние на сюжет романа. Они не только развивают характеры героев, но и помогают автору выразить свои идеи и мысли о противоречиях и проблемах своего времени.

Во время споров Базаров и Павел Петрович выражают свои противоположные взгляды на жизнь и идеалы. Базаров отрицает все, что связано с традициями и общественными нормами, стремясь к научной и практической деятельности. Он считает, что только наука и практика могут привести к прогрессу и счастью. Павел Петрович, напротив, придерживается старых ценностей и верит в роль искусства и культуры. Он считает, что искусство может преобразить мир и привести к гармонии и красоте.

Результаты споров между Базаровым и Павлом Петровичем оказывают влияние на сюжет романа. Они помогают читателю лучше понять характеры героев и их мировоззрение. Споры также создают напряжение и драматическую ситуацию в романе, делая его более интересным и захватывающим.

Кроме того, споры и противостояние между Базаровым и Павлом Петровичем приводят к изменениям в отношениях героев. Вначале они просто не соглашаются друг с другом и спорят, но постепенно начинают понимать и уважать друг друга. Это приводит к изменению их отношений и создает новые возможности для развития сюжета.

Таким образом, результаты споров и противостояния между Базаровым и Павлом Петровичем имеют глубокое влияние на сюжет романа. Они помогают развить характеры героев, выразить идеи и мысли автора, создать напряжение и драматическую ситуацию, а также изменить отношения между героями и открыть новые возможности для развития сюжета.

Характеристика Базарова и Павла Петровича

Базаров:

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа “Отцы и дети” Ивана Тургенева. Он представляет собой типичного нигилиста – человека, отвергающего все устаревшие идеалы и традиции, и полагающегося только на научные знания и опыт. Базаров – молодой и умный студент-медик, который отличается своей независимостью и критическим мышлением.

Он отрицает все формы авторитета и власти, не признает никаких идеалов, кроме науки и практической пользы. Базаров считает, что только научные знания и опыт могут привести к прогрессу и улучшению общества. Он отвергает романтическую любовь и эмоциональные связи, считая их ненужными и бесполезными.

Базаров также известен своими навыками в области медицины и науки. Он проводит эксперименты и исследования, стремясь найти новые способы лечения и улучшения жизни людей. Он не боится рисковать и идти против общепринятых норм и правил.

Павел Петрович:

Павел Петрович Кирсанов – отец главного героя романа “Отцы и дети”. Он представляет собой типичного представителя старой знатной землевладельческой семьи. Павел Петрович – старый и богатый дворянин, который придерживается традиционных ценностей и образа жизни.

Он считает, что обязанности и ответственность перед семьей и обществом являются главными ценностями. Павел Петрович придерживается консервативных взглядов и не верит в прогресс и изменения. Он считает, что старые порядки и идеалы должны сохраняться.

Павел Петрович также известен своими образованными и интеллектуальными вкусами. Он интересуется искусством, литературой и философией. Он проводит время в обществе своих друзей, обсуждая культурные и политические вопросы.

Однако, Павел Петрович также проявляет консервативные и узколобые взгляды. Он не принимает новые идеи и отвергает нигилистические взгляды Базарова. Он считает, что молодежь должна уважать старших и следовать их советам и указаниям.

Почему Тургенев «убил» Базарова

Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство.

Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям.

Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни.

Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе.

Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа?  Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Анализ спора Базарова и Павла Петровича

Внешний конфликт между аристократом и демократом уловить нетрудно: он завязывается с первой встречи, с нежелания Павла Петровича подать руку Базарову, с нежелания Базарова остаться в присутствии Павла Петровича и т. д. Сцены спора этих героев безусловно являются одной из идейных кульминаций романа и требуют внимательного разбора.

Естественно, что и взгляды на жизнь двух героев должны оказаться противоположными. Это обнаруживается не только в моменты прямого столкновения, но и в высказываниях героев друг о друге.

Знает ли Павел Петрович Кирсанов те явления, которые берётся защищать?

Поддерживает ли он современное состояние общества своим участием в его жизни?

Доволен ли он на самом деле тем, как устроена жизнь, в том числе и его собственная?

Знает ли Базаров те общественные установления, которые отрицает?

В чём состоит положительная часть программы Базарова?

Соответствует ли жизненная практика героя его убеждениям?

Легко убедиться, что и тут не всё так просто. Базаров, конечно, лучше знает реальную жизнь, чем Павел Петрович Кирсанов, но всё же он только студент и его опыт во многом такой же умозрительный, как у его оппонента (не случайно он и подается как опыт некой партии: мы увидели, мы догадались, мы сила и т. д.). Базаров отрицает, а это всегда легче, чем предложить что-то. Наконец, отрицая, Базаров тем не менее существует в нынешнем государстве, пользуется его установлениями (учится в университете, занимается наукой, едет на бал), не проявляя вражды к нему на деле. Жизненная практика и этого героя не совпадает с его взглядами.

Определим главный вопрос, который является центром враждебных высказываний, всё время затмевается частностями, но забыться не может и возникает снова.

Кто принёс, приносит пользу России, кто действительно нужен ей: Кирсановы или Базаровы? Вот о чём идёт спор Базарова и Павла Петровича, вот откуда такое ожесточение. Но кто в этом споре прав? Между тем, кто всё ещё ничего не сделал, и тем, кто пока ещё ничего не делает, разница как будто не слишком велика. Перевес Базарова кажущийся. На его стороне будущее, возможность, которой у Кирсанова уже нет. В эпоху Добролюбова казалось, что на стороне Базарова и правота. Но с позиции сегодняшнего дня видно, что сила Базарова — это не сила действия, а сила обещания. Таким образом, в споре о судьбе России оба героя теоретики, обе партии равны.

Соперничество (опять-таки тайное) героев повторится во второй половине романа. Предметом их борьбы будет теперь Фенечка. При этом внутреннее сходство героев раскроется ещё полнее: оба они окажутся несостоятельны. Испуганная одним и оскорблённая другим, Фенечка остаётся чуждой им обоим. Уходит из-под влияния Базарова Аркадий. Одиночество сгущается вокруг каждого из противников. Как ни странно, в финале романа, окончательно разойдясь, эти два человека по внутреннему опыту станут ближе всего друг к другу. Тургенев выявляет единство противоположностей и тем самым раскрывает беспочвенность шумного спора двух партий, представленных демократом и аристократом.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

По ходу романа Аркадий влюбляется в Анну Одинцову, но позже понимает, что на самом деле любит ее сестру Катю Люктеву и женится на ней. Со временем Аркадий становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином.

Нигилизм на страницах романа

Сам И. С. Тургенев не готов поддерживать Базаровское отношение к окружающему, но он понимает, что это неизбежно. Он осознаёт, что уже не сможет принять идеи нового поколения, которые заключаются в отрицании ценных автору вещей, ввиду тех правил, которые были выращены в нём его воспитанием и личным жизненным опытом. Сам Тургенев — романтик, в отличие от героя романа.

Хотя писатель и отдаёт себе отчёт, что новое поколение отнюдь не идеально, он осознаёт, что за людьми, подобными Базарову, стоит будущее, но он всё равно не готов спускать всё с рук нигилизму, поэтому устраивает взглядам героя своеобразную проверку, ставя Евгения в сложные ситуации, призванные выявить слабые стороны нигилистической философии и укрепить сильные.

Отношения Базарова с героями произведения

Нигилизм Базарова проявляется в его мыслях, из которых уже строится его поведение, образ жизни, принципы и правила. В отличие от Аркадия, Ситникова и Кукшиной, Базаров действительно пропитан идеей нигилизма насквозь, он живёт ею и готов на всё, лишь бы доказать это не тем, кто его окружает, а себе самолично, и убедиться, что он всё ещё не сбился с нужного пути.

Многочисленные сцены коротких взаимоотношений Базарова с Одинцовой яркими примерами доказывают это, ведь самый большой страх Евгения — увидеть, что он сошёл с рельсов идеи, которой был готов отдать всю свою жизнь. Это подтверждает, что его нигилизм абсолютно искренен.

Сцены общения главного героя с Павлом Кирсановым помогают читателю понять сущность мировоззрения Базарова — оно заключается в отрицании программы, по которой жили люди старшего поколения, в отрицании аристократии и её правил, которым так горячо придерживается оппонент Евгения, Павел Кирсанов, на протяжении всей своей жизни.

Мнение читателя о главном герое

В самом тексте произведения имеются ответы на вопросы, связанные с характером Базарова и его нигилизма:

  1. Сцены общения Базарова с Одинцовой.
  2. Сцены споров с Павлом Кирсановым.
  3. Дуэль с Павлом Петровичем.
  4. Взаимоотношения с Аркадием.

Общая позиция Базарова может быть кратко выражена при помощи нескольких цитат из романа, которые способны успешно охарактеризовать героя для читателя, как настоящего человека своих принципов, готового на радикальные меры во благо своего будущего:

Различия в мировоззрении и идеалах героев

Базаров и Павел Петрович – два главных героя романа, которые представляют разные мировоззрения и идеалы. Их противостояние и споры основаны на этих различиях.

Базаров

Базаров – молодой студент-медик, представитель нового поколения, которое отвергает старые традиции и идеалы. Он является типичным нигилистом, человеком, который не верит в ничто, кроме научных фактов и материальной выгоды. Он отрицает все общественные нормы и ценности, считая их лишь иллюзией и препятствием для свободы и индивидуальности. Базаров стремится к научной и практической деятельности, считая ее единственно значимой и полезной для общества.

Павел Петрович

Павел Петрович – старший брат Аркадия, представитель старой знатной интеллигенции. Он является типичным представителем своего класса, который придерживается традиционных ценностей и идеалов. Павел Петрович верит в роль и значимость образования, культуры и эстетики. Он считает, что искусство и красота способны изменить мир и привести к гармонии и счастью. Павел Петрович относится к нигилизму с непониманием и считает его опасным и разрушительным для общества.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович представляют две противоположные философии и идеалы. Базаров отрицает все, что связано с традициями и общественными нормами, стремясь к научной и практической деятельности. Павел Петрович, напротив, придерживается старых ценностей и верит в роль искусства и культуры. Их противостояние и споры отражают противоречия и проблемы своего времени и помогают автору выразить свои идеи и мысли о них.

Право на выбор

Позиция самого́ автора в романе прослеживается, но довольно сла́бо. Точно можно сказать только, что он не поддерживает Базарова и считает, что нигилизм не жизнеспособен, так как он «убил» своего персонажа. Но это не означает, что Тургенев против нового: писатель прекрасно осознаёт, что его время подходит к концу, его поколение уже наделало своих ошибок и теперь настал черёд «детей», таких как Евгений Базаров или Аркадий Кирсанов.

Также автор не заставляет читателя принимать какую бы то ни было сторону в конфликте. Он не предоставляет очевидного победителя в споре «отцов» и «детей», а оставляет ничью, чтобы читатель не привязывался к исходу конфликта времён в романе и сам решал, какие взгляды на жизнь ему ближе: Павла Кирсанова или Евгения Базарова.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют… Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети», поскольку именно эта сцена представляет собой кульминацию главного конфликта произведения: противостояния «отцов» в лице старого поколения и «детей», представляющих молодых людей, настроенных прогрессивно и отрицающих все ценности «отцов». Это кульминация не только конфликта поколений, но и конфликта между новыми и старыми ценностями, принципами и основами мировоззрения.

Предпосылкой для конфликта стало не только идейное противостояние и личная неприязнь между Базаровым и Кирсановым, но и вполне конкретный повод. Дело в том, что Евгений, не считающий своим долгом уважать Павла только потому, что он старше его и относится к знатному аристократическому сословию, ухаживает за Фенечкой, в которую Кирсанов тайно влюблён. Став случайным свидетелем поцелуя между ними, Павел Петрович приходит в ярость и вызывает на поединок ненавистного нигилиста. Базаров спокойно соглашается на дуэль, ведет себя расслабленно и даже находит в разговоре место для шуток и иронии.

Несмотря на то, что внешне молодой человек выглядит уверенным, в глубине своей души он сильно волнуется и более того, поддавшись страху, он начинает писать письмо своему отцу, которое стало бы его прощанием с родными перед смертью. Однако разум берет верх над всеми тревогами, Базаров разрывает письмо и решает, что он еще долго будет «маячить» на свете. Тут стоит отметить, что Тургенев выбрал именно «маячить», а не «жить». Это заставляет нас задуматься, является ли существование отказавшегося от чувств и эмоций нигилиста Базарова настоящей жизнью.

Наконец, наступает день дуэли. Оба соперника являются на заранее оговоренное место. Павел Петрович скрывает волнение под маской уверенности и серьезности, молодой же человек прячет страх за шутками и иронией. Однако маска Кирсанова слетает стоит пистолету Евгения выстрелить. От довольно незначительного ранения Павел Петрович падает в обморок, Базаров же резко забывает о былой неприязни и бежит на помощь своему противнику.

После дуэли отношения между ними внешне становятся чуть лучше, Кирсанов, держа на молодого человека глубокую обиду, стесняется своей былой заносчивости, поэтому решает скрывать свою неприязнь и непривычно много общается и шутит с Базаровым. Когда же Евгений уезжает из их имения, они холодно жмут друг другу руки на прощанье.

Анализ этого ключевого эпизода даёт нам понять, что он является развязкой конфликта всего произведения и одновременно служит завязкой к дальнейшим событиям, которые дадут однозначный ответ, какого же мнение самого Ивана Сергеевича Тургенева на главный вопрос его романа «Отцы и дети»: Может ли человек жить разумов, навсегда отвергнув все человеческие чувства, эмоции и переживания?

Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.

О чём спорили герои

Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

  1. Вопрос и тема дворянства: Базаров считает, что дворянство абсолютно бесполезно, тогда как Кирсанов видит в этом слое людей основную движущую силу современного общества.
  2. Нигилисты и их значение: Павел Петрович считает, что нигилизм — временное модное увлечение, а сами нигилисты — ненужные обществу люди, а Базаров видит в нем единственный верный путь в жизни.
  3. Взгляды героев на народ: в этом вопросе Базаров оказывается ближе к народу, чем Павел Кирсанов, он уважает простых людей, тогда как Павел Петрович относится к ним несколько пренебрежительно и высокомерно.
  4. Искусство и природа: Кирсанов видит в искусстве и природе истинную красоту и наслаждение, а Базаров дословно считает, что «любой порядочный химик более ценен, чем поэт…»

Роль нигилизма в отношениях между героями

Нигилизм играет важную роль в романе «Отцы и дети» и сильно влияет на отношения между героями. Нигилизм – это философское направление, отрицающее традиционные ценности, веру в истину и моральные нормы. В романе «Отцы и дети», нигилизм представлен главным образом через героя Евгения Базарова.

Евгений Базаров является выразителем нигилистических идей и отвергает все устаревшие идеалы и догмы. Он не признает власть веры и авторитет старшего поколения. Базаров стремится освободиться от всех конвенций общества и стремится к индивидуальной свободе и независимости. Этот нигилизм Евгения Базарова оказывает сильное влияние на его отношения с другими героями романа.

Противопоставление нигилизма и консерватизма становится одной из главных тем в романе «Отцы и дети». Консервативный образ жизни старшего поколения представлен через персонажа Николая Кирсанова. В его отношениях с Базаровым проявляется противопоставление между старыми и новыми ценностями.

Еще одним важным конфликтом с нигилистическими идеями становится отношение Базарова и его духовного наставника, арестанта Аркадия Клещерова. Клещеров придерживается идеи нигилизма, но своим поведением и существованием видно его противоречие с собственными убеждениями.

Второстепенные персонажи также оказываются влиянием нигилистических идей Базарова. Например, молодая Анна Сергеевна Одинцова под воздействием Базарова осознает недостатки своего общественного статуса и сомневается в традиционных ценностях.

Таким образом, нигилизм играет важную роль в отношениях героев романа «Отцы и дети». Он становится источником конфликта между старыми и новыми ценностями, вызывает противоречия и изменения в мнении о мире и обществе у героев. Нигилизм Базарова имеет сильное влияние на построение отношений, образ жизни и развитие персонажей в романе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: