Биография н. в. гоголя (1809-1852) — произведения и интересные факты из жизни

9. Нос

Сатирой на грани абсурда — вот чем явилась известная повесть Гоголя «Нос», опубликованная в 1836 году. Изначально писатель намеревался создать произведение, которое в равной степени высмеивало бы устаревавшие крепостнические порядки, коррупцию в рядах государственных служащих и отсутствие прав у простого народа. Идеи должны были предаваться через внутренний конфликт главного героя. Однако в процессе попыток опубликовать готовый материал автор столкнулся с рядом трудностей, работу назвали тривиальной и пошлой, после чего Гоголь несколько раз переписывал финал.

Мелкий чиновник Ковалёв просыпается однажды утром и обнаруживает… пропажу носа. В отчаянии коллежский асессор обращается в полицию и самостоятельно попутно отправляется на поиски. У Казанского собора Нос неожиданно объявляется, облаченный в мундир и при оружии, однако владельцу так и не удаётся вернуть утраченную часть лица, что становится началом стремительного фантастического преследования.

Ранние годы

Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 по новому стилю в селе Сорочинцы, которое располагалось на территории Полтавской губернии, ныне входит в состав независимого государства, Украины. Однако на тот момент эта местность была частью Российской Империи.

Происхождение Николая Васильевича остается вопросом довольно запутанным даже спустя много десятилетий плотного изучения его биографии и генеалогии.

Изначально молодой человек носил фамилию Гоголь-Яновский. Писатель происходил из среды дворянства. Известно, что основателем рода стал дед литератора, Афанасий Демьянович.

По мужской линии практически все в семье писателя были священнослужителями. И это было проблемой для предка литератора. Духовенству путь в ряды дворянства был заказан. Афанасий Демьянович благополучно скрыл свое происхождение, назвав предками польскую шляхту.

Отца будущего литератора звали Василием Афанасьевичем. Мужчина служил коллежским асессором. А после выхода в отставку увлекся театром. Оказалось, что он обладает недюжинными литературными способностями и талантом. В последние годы своей жизни Василий Афанасьевич писал пьесы.

Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, отец писателя

О матери Гоголя известно не так много. Ее звали Мария Ивановна. Она была дочкой почтмейстера, женщиной простой, невероятно суеверной, и при этом наблюдательной.

Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя

От своего отца Гоголь Николай Васильевич унаследовал интерес к театру, писательству и литературный талант. У матери — мистический взгляд на вещи, суеверность, а также природную наблюдательность, которая так нужна людям искусства, мастерам слова.

Николай не был первым ребенком в семье. До него родилось двое детей, однако оба умерли практически сразу. Известно, что будучи беременной, мать литератора усердно молилась Николаю Чудотворцу. Когда писатель появился на свет, его назвали в честь этого святого. Всего же в семье литератора было 12 детей.

Все детство Н. Гоголя, ранняя жизнь прошли на территории Малороссии. Полтавская губерния отличалась своими контрастами. Тут находилось место и панскому образу жизни с его кичливостью и роскошью, и простому крестьянскому быту. В условиях такого разнообразия и рос писатель.

Литературой Николай Васильевич увлекался с ранних лет. Отец всячески поощрял интерес сына, помогал ему на творческом пути. Не удивительно, что свои первые произведения молодой человек начал писать очень рано, когда ему не исполнилось и 6-и.

Первый портрет Н. Гоголя, неизвестный художник, 1826 г.

В 1811 году пришла пора начинать учиться. Формальное образование Николай Васильевич получал в Полтаве. Сначала у частного преподавателя, а затем в местной гимназии. Формальный подход молодому человеку не нравился, поскольку сковывал любознательность будущего литератора.

В школьную пору Гоголь не был особо прилежным учеником. Скорее напротив. Однако молодой человек отличался потрясающей памятью.

Гимназия на момент поступления писателя только открылась и еще не могла похвастаться высоким уровнем. Было полно проблем.

Предметы преподавали методом простого заучивания, молодым людям запрещалось читать современных поэтов и писателей, учителя смотрели в прошлое и видели эталон в литературе прошлого века. В гимназии практиковали телесные наказания. Гоголю попадало розгами не раз и даже не два.

Портрет Н. Гоголя в юности, литография с гравюры А. Г. Венецианова, 1834 г.

Ученики старались компенсировать недостаток знаний собственными силами. Николай Васильевич был одним из генераторов идей, среди сверстников он слыл главным активистом.

Гимназисты выписывали литературные журналы, знакомились с новинками. А затем начали выпускать свое собственное издание, пусть оно и было кустарным, рукописным.

В тот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали свой театр. Николай Васильевич лично готовил декорации, выбирал репертуар и участвовал в репетициях.

По воспоминаниям друзей-гимназистов, все думали, что он станет артистом. Уж больно умело литератор выступал на импровизированных подмостках.

Влияние Н. В. Гоголя на русскую литературу

Николай Васильевич Гоголь является одним из самых значимых и влиятельных писателей в истории русской литературы. Его творчество оказало огромное влияние на многих писателей и стало важным этапом в развитии русской литературы.

Реализм и психологическая глубина

Гоголь внес значительный вклад в развитие реализма в русской литературе. Он создал новый тип художественного героя, который отличается психологической глубиной и сложностью

Гоголь уделял большое внимание внутреннему миру своих персонажей, их мыслям, чувствам и мотивам. Это позволило ему создать реалистические и правдивые образы, которые до сих пор остаются актуальными и понятными для читателей

Сатира и социальная критика

Гоголь использовал сатиру и социальную критику для выражения своей социальной критики. Он остро иронизировал над нравами и обычаями своего времени, раскрывая их негативные стороны и противоречия. Это делало его произведения актуальными и позволяло читателям задуматься над проблемами общества.

Фольклорные и народные мотивы

Гоголь активно использовал фольклорные и народные мотивы в своих произведениях. Он обращался к народной культуре, народным обычаям и поверьям, чтобы создать аутентичную и живую картину русской жизни. Это помогло ему создать уникальный стиль и атмосферу в своих произведениях, которые стали важным источником вдохновения для многих писателей.

Язык и стиль

Гоголь также оказал значительное влияние на развитие русского языка и стиля. Он использовал разнообразные языковые средства, такие как архаизмы, диалекты и живописные описания, чтобы создать особую атмосферу и передать настроение своих произведений. Его язык был ярким, образным и эмоциональным, что сделало его произведения запоминающимися и узнаваемыми.

В целом, влияние Н. В. Гоголя на русскую литературу было огромным. Его творчество стало важным этапом в развитии русской литературы и оказало влияние на многих писателей. Его реализм, психологическая глубина, социальная критика, использование фольклорных мотивов, язык и стиль стали важными элементами в развитии русской литературы и оказались актуальными и вдохновляющими для многих поколений читателей.

Повесть Вий

Мистическая основа произведения, где нечистая сила и злые духи, объединившиеся против главного героя, составляют основу сюжета, пожалуй, самая невероятная гоголевская повесть.

Основное действие происходит в храме. Тут автор позволил себе впасть в сомнения, победима ли нечистая сила? Способна ли вера противостоять этому бесовскому разгулу, когда не помогает ни слово божье, ни совершения специальных таинств.

Даже имя главного героя — Хома Брут, подобрано с глубоким смыслом. Хома — это религиозное начало (так звали одного из учеников Христа — Фома), а Брут, как известно, убийца Цезаря и отступник.

Бурсак Брут должен был провести в церкви три ночи читая молитвы. Но страх перед восставшей из гроба панночки заставил его обратиться к небогоугодной защите.

Гоголевский персонаж борется с панночкой двумя методами. С одной стороны, с помощью молитв, с другой стороны, с помощью языческих ритуалов, начертания круга и заклинаний. Его поведение объясняется философскими взглядами на жизнь и сомнениями в существовании бога.

В итоге Хоме Бруту не хватило веры. Он отверг внутренний голос, подсказывающий:

А в магии он оказался слаб, по сравнению с окружающими сущностями, и проиграл эту битву. Ему не хватило нескольких минут до последнего крика петуха. Спасение было так близко, но бурсак не воспользовался им. А церковь так и осталась в запустении, осквернённая злыми духами.

Как Гоголь умер?

В 1849 году Гоголь вернулся в Россию и стал работать над восстановлением сожжённого второго тома «Мёртвых душ» (которую он сжёг в 1845 году). В 1852 году (7 февраля) умерла Екатерина Хомякова. Она была одной из самых близких его друзей и очень много для него значила.

Это событие оказало очень большое влияние на писателя: он перестал есть, писать и его «охватил страх смерти». Позже, ночью с 11 на 12 февраля, он сжёг все свои рукописи. 21 февраля (по новому стилю 4 марта) 1852 года Гоголь умер. Ему было 42 года.

Писатель был сначала похоронен в Москве на Даниловском кладбище, а потом его перезахоронили при Новодевичьем монастыре.

Гоголь. Учеба дома и в Полтаве

Первоначальное образование писатель получил дома. Он много читал, с пяти лет пробовал сочинять. Бывало, когда они с отцом выезжали на бричке объехать владения, батюшка задавал сыну тему для сочинений. И мальчик целый день ездил, смотрел на прекрасные украинские пейзажи и сочинял про себя оды родной природе и всему увиденному. Можно смело сказать, что щедрая малороссийская природа и украинский фольклор – вот две вещи, которые сформировали Гоголя-писателя.

Дом доктора Трохимовского в Сорочинцах, где родился Николай Гоголь. Великие Сорочинцы, Полтавская область, Украина. Иллюстрация к книге Иосифа Хмелевского «Гоголь на Родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр». Киев, 1902

Когда Коленьке исполнилось 10 лет, родители отправили его на обучение в Полтаву, сначала он окончил училище, а затем Гимназию высших наук. Первые годы учебы были невероятно тяжелыми для Гоголя: его подготовка оставляла желать лучшего – в отличие от многих сверстников он совсем не знал иностранных языков, был слаб в точных науках, не отличался физическим здоровьем и выносливостью, был достаточно замкнутым.

В те годы будущий писатель на себе познал судьбу тех самых «маленьких людей», которых он позднее так ярко опишет в своих произведениях. И слова Акакия Акакиевича Башмачника из «Шинели»: «Ну, зачем, зачем вы меня обижаете?», он, вероятно, и сам не раз произносил, если не вслух, то мысленно. 

Однако, в то же время, Гоголь обладал феноменальной памятью и показывал прекрасные способности в русской словесности. А через несколько лет открылся еще один его яркий талант – талант актера, пародиста и юмориста. У него нашлись товарищи по интересам, вместе с которыми они занимались литературными опытами, готовили и ставили спектакли в гимназическом театре, выпускали свою ученическую газету. Вдруг перед всеми открылся совершенно иной Гоголь – яркий, остроумный, умевший делать точные и невероятно смешные пародии на любого человека, включая учителей. И оставшиеся годы обучения прошли у Гоголя насыщенно и интересно. 

Гоголь на единственном фото. Автор Сергей Левицкий, Рим, 1845

Петербургские повести

Гоголь быстро вновь начинает писать и почти сразу выпускает Арабески и Миргород, где описывается уже не только Украина, но и Петербург. Самые известные его повести: Портрет, Невский проспект, Записки сумасшедшего. Потом Гоголь пишет еще Нос и повесть Шинель: эти пять повестей позднее объединят в сборник петербургских повестей. Во всех них речь идет о существовании простых людей, о том, как порою сложно бывает маленькому человеку выжить в безжалостном обществе. Также в творчестве Гоголя впервые (если не считать «Медного всадника» Пушкина) появляется отдельный образ города – Петербурга, со всей его имперской красотой, холодом и легкой инфернальностью. Большое влияние на творчество Гоголя оказал европейский готический роман: в его повестях то и дело появляются потусторонние, загадочные и жутковатые мотивы.

Личная жизнь

С самой юности и вплоть до конца жизни, у Гоголя наблюдались психологические расстройства. Так, например, он сильно боялся ранней смерти. Некоторые биографы утверждают, что писатель вообще страдал маниакально-депрессивным психозом.

У него часто менялось настроение, что не могло не волновать и самого писателя. В своих письмах он признавался, что периодически слышит некие голоса, зовущие его куда-то. Из-за постоянного эмоционального напряжения и страха перед смертью, Гоголь серьезно интересовался религией и вел замкнутый образ жизни.

Отношение к женщинам у него было тоже своеобразным. Скорее он любил их на расстоянии, увлекаясь ими больше в духовном плане, чем в физическом. Николай Васильевич переписывался с девушками разных социальных положений, делая это романтично и робко. Ему не очень нравилось выставлять напоказ личную жизнь и вообще любые подробности, связанные с этой стороной биографии.

Из-за того, что у Гоголя не было детей существует версия, будто он являлся гомосексуалистом. На сегодняшний день это предположение не имеет ровным счетом никаких подтверждений, хотя дискуссии по данной теме периодически ведутся.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича Гоголя до сих пор вызывает множество жарких споров у его биографов и историков. В последние годы жизни, Гоголь переживал творческий кризис.

Во многом это было связано с кончиной жены Хомякова, а также критикой его произведений со стороны протоиерея Матфея Константиновича. Все эти события и душевные терзания привели к тому, что 5 февраля он решил отказаться от пищи. Спустя 5 дней Гоголь собственноручно сжег все свои рукописи, объясняя это тем, что так ему повелела некая «злая сила».

18 февраля, придерживаясь Великого Поста, Гоголь стал чувствовать физическую слабость, из-за чего слег в постель. Он избегал любого лечения, предпочитая ему спокойное ожидание собственной кончины.

Из-за воспаленности кишечника доктора предположили, что у него менингит. Было решено сделать кровопускание, которое не только нанесло здоровью писателя непоправимый вред, но также и ухудшило его душевное состояние.

21 февраля 1852 г. Николай Васильевич Гоголь умер в имении графа Толстого в Москве. До своего 43-летия он не дожил всего один месяц.

Оценка и признание творчества Н. В. Гоголя

Творчество Н. В. Гоголя получило высокую оценку и признание как в свое время, так и в настоящее время. Его произведения считаются классикой русской литературы и являются обязательным материалом для изучения в школах и университетах.

Гоголь был одним из первых писателей, кто в полной мере осознал и использовал русскую народность и культуру в своих произведениях. Он привнес в литературу новые темы и образы, которые до него не были столь ярко и глубоко освещены.

Особенно важным вкладом Гоголя в литературу стало его использование реализма. Он описывал реальную жизнь и людей, исследовал их внутренний мир и психологию. Его произведения были проникнуты социальной критикой и глубоким пониманием человеческой природы.

Гоголь также был мастером языка и стиля. Он создавал яркие образы и использовал разнообразные литературные приемы, чтобы передать свои мысли и эмоции. Его произведения отличаются богатством языка, остротой иронии и глубиной смысла.

Современные критики и литературоведы продолжают высоко оценивать творчество Гоголя. Его произведения рассматриваются как важный этап в развитии русской литературы и исследуются с различных точек зрения. Они остаются актуальными и вдохновляют новое поколение читателей и писателей.

Римский период и Мертвые души

Несмотря на одобрение императора, Гоголь обижается на непонимающую остальную публику и уезжает в Рим. Там он много работал, написал Мертвые души, которые в 1842 году были опубликованы в России. (История создания Мертвых душ). Он замышлял эту поэму своего рода аналогом Божественной комедии Данте, однако написать три части Гоголю не удалось. (Жанр и сюжет Мертвых душ). В 1845 году у него неожиданно обнаружили шизофрению и поместили его в клинику для душевнобольных в Риме. Ему совсем плохо, русский посол передает Гоголю деньги от царя. Выкарабкавшись, он возвращается в Россию, благодарит императора и собирается уйти в монастырь.

Интересные факты

  1. До рождения Николая у его матери было два выкидыша. Она боялась потерять ещё одного ребёнка. Тогда она дала обет назвать ребёнка в честь Николая Чудотворца (святитель Николай). Чтобы родить, она переехала за врачебной помощью из родных краёв в дом врача Трофимовского (село Сорочинцы).
  2. Гоголь любил рукоделие: вязал на спицах, кроил платья сёстрам, ткал пояса и шил платки. Кроме этого он был хорошим кулинаром и садоводом.
  3. Гоголь обычно описывается высоким худощавым брюнетом. Однако знаменитый художник И. К. Айвазовский однажды описал его так: «низенький, сухощавый, с весьма длинным, заострённым носом, с прядями белокурых волос». По словам одной из его сестёр, его волосы стали темнеть после переезда в Петербург, и по всей видимости Гоголь всё-таки был русым.
  4. Многими годами позже племянник Гоголя женился на внучке Пушкина, таким образом две великие для литературы семьи породнились (старший сын сестры Елизаветы по имени Николай Владимирович Быков и Мария Александровна Пушкина).

Узнайте также о Пушкине, Лермонтове и про Реализм.

Путь к православию

Как у многих, гоголевская дорога к православию была непроста. Он мучительно, ошибаясь и сомневаясь, искал свою дорогу к истине. Но ему было мало, самому найти эту дорогу. Он хотел указать её другим. Он хотел сам очищаться от всего дурного и предлагал это сделать всем.

С юных лет мальчик изучал и православие и католицизм, сравнивая религии, отмечая схожесть и различия. И этот поиск истины отразился во многих его произведениях. Гоголь не только читал Евангелие, он делал выписки.

Сама христианская книга носила действительно поучительный характер. Автор разъясняет, что происходит на литургии. Какое символическое значение имеет то или иное действие. Но этот труд был не завершён. Вообще, последние годы жизни писателя — это поворот от внешнего к внутреннему.

Николай Васильевич много ездит по монастырям, особенно часто посещает Введенскую Оптина пустынь, где имеет духовного наставника, старца Макария. В 1949 году Гоголь знакомится со священником, отцом Матвеем Константиновским.

Протоиерей Матфей — это единственный прижизненный читатель гоголевской рукописи 2-й части. Возвращая чистовой подлинник автору, священник непросто дал отрицательную оценку прозаической поэме, он посоветовал уничтожить её. По сути, вот кто повлиял на судьбу произведения великого классика.

Осуждение Константиновского, и ряд других обстоятельств, подтолкнули писателя отказаться от творчества. Гоголь начинает анализировать свои работы. Он почти отказался от пищи. Мрачные мысли одолевают его всё сильнее.

Поскольку всё происходило в доме графа Толстого, Гоголь попросил его передать рукописи митрополиту Московскому Филарету. Из лучших побуждений граф отказался выполнять такую просьбу. Тогда глубокой ночью Николай Васильевич разбудил слугу Семёна, чтобы тот открыл печные задвижки и сжёг все свои рукописи.

Похоже, что именно это событие предопределило скорую смерть писателя. Он продолжал говеть и отвергал любую помощь друзей и врачей. Он будто очищался, готовясь к смерти.

Нужно сказать, что Николай Васильевич покинутым не был. Литературное сообщество присылало лучших врачей к постели больного. Был собран целый консилиум из профессуры. Но, видимо, решение начать принудительное лечение было запоздалым. Николай Васильевич Гоголь умер.

Нет ничего удивительного в том, что писатель, так много писавший о нечистой силе, углубился в веру. У каждого на земле свой путь.

Санкт-Петербург

Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного.

Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав.

Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества». Произведение опубликовали.

Портрет писателя, худ. П. М. Боклевский, 1872 г.

Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась лежать на полках. Критики и коллеги по цеху долго и жестоко разнесли слабое по их мнению произведение. Провал произвел на Гоголя сильнейшее впечатление. Он самолично скупил весь тираж книги и сжег его.

После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич пытался стать актером. Но на прослушивании в театре его забраковали. Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком.

После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии (тайную полицию). Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост.

Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским.

Портрет Н. В. Гоголя, худ. И. Е. Репин 1878 г.

Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами. После анализа первых произведений он понял, что его творческий путь лежит в другом направлении.

Писатель решил работать над близкими ему темами: малоросским бытом, национальными особенностями полтавщины и пр. На сей раз ставка сыграла.

Из-под пера литератора одно за другим выходили яркие произведения: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». В начале 30-х Гоголь работал над историческим романом «Гетьман», которые печатался частями, но в итоге так и остался незаконченным.

Благодаря протекции поэта Жуковского материальное положение Гоголя также пошло в гору. Писатель устроился преподавателем в Женский патриотический институт. Получил возможность давать частные уроки.

В 1834 Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта при университете в Санкт-Петербурге. Благодаря посту, а также широким знакомствам, он влился в литературную среду столицы и вскоре стал там своим человеком.

Портрет Н. В. Гоголя, худ. Ф. А. Моллер, 1840 г.

Общение с мэтрами словесности благотворно сказывалось как на личности, так и на творчестве писателя. Он окончательно понял свое призвание, отдавал все время литературной деятельности и без устали работал.

Пик творческой активности Гоголя пришелся на начало-середину 30-х годов позапрошлого века. На свет появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». В цикл вошло сразу несколько талантливых рассказов: «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» и прочие произведения малого формата.

Творчество Гоголя было уже вполне зрелым. Это был далеко не тот уровень, с которого литератор когда-то начинал и был в пух и прах раскритикован. Следом из-под пера писателя вышли новые циклы «Миргород», а также «Арабески».

Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1840 г.

В первый сборник вошли одни из самых известных произведений Гоголя. В том числе «Вий» и «Тарас Бульба». После их печати и широкой огласки в 1835 Николай Васильевич прославился по Петербургу, а затем и на всю большую страну.

На пик творческого развития Гоголя приходятся замыслы его наиболее знаменитых произведений: «Ревизора», а также «Мертвых душ». Но написаны они были позже. А роман по странному, почти мистическому стечению обстоятельств, так и не был завершен.

5. Ночь перед Рождеством

Это произведение открывает вторую часть известной книги Гоголя, посвящённой мистическим событиям на украинском хуторе. Повесть была издана в 1832 г. Местом рождения Гоголя считается местечко под Полтавой. Воспоминания о жизни в родном поселении, впечатления, услышанные в детстве рассказы автор воплотил в повести. Отличительная черта — демонические женские образы. В подобном жаре Гоголь предпочитал изображать женщин злыми, но не обделенными естественной выразительной красотой.

В маленьком украинском селе во времена правления императрицы Екатерины II происходят странные явления: ночью правит бал ужасающий тандем Ведьмы и Чёрта, которые устраивают ненастья, чтобы вмешаться в планы селян. Больше всего Чёрт ненавидит Вакулу, который как раз накануне собрался в гости к Оксане, дочери Корния Чуба. Хвостатый демон всячески старается не допустить, чтобы суровый отец девушки покинул хату и отправился на кутью к дьяку, позволив кузнецу остаться с Оксаной наедине.

Начало творческого пути

Творческая биография Гоголя началась еще в период юношества, когда он учился в гимназии. Вместе с товарищами Николай Васильевич издавал простенький литературный журнал, где был одним из главных и постоянным автором.

В то время Гоголь еще не знал, в каком жанре собирается творить. Он пытался нащупать свою нишу и направление. Из-под пера литератора выходили рассказы, стихотворения, сатира, повести и исторические поэма, трагедии.

Большую часть Гоголь опирался на классику в жанре романтизма, как и многие молодые литераторы.

Портрет Н. Гоголя в молодости, худ. И. Жерн 1836 г.

В 1825 году умер отец семейства. Мать долгое время не говорила сыну о трагедии. Кончину родителя Гоголь очень тяжело переживал. Теперь он был старшим мужчиной в семье.

Денег матери и младшим категорически не хватало. Мария Ивановна не умела управлять хозяйством. Гоголь взял все вопросы на себя, однако это было сложным бременем и настоящей обузой.

Чуть позже он отказался от наследства в пользу младших в семье, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.

Через 2 года молодой человек сочинил одно из первых зрелых произведений, поэму «Ганц Кюхельгартен». Вскоре Н. В. Гоголь завершил формальное образование, окончил гимназию и отправился в столицу, чтобы продолжить свои литературные изыскания.

Личная жизнь

Николаю Васильевичу не удалось создать семьи. Чувство влюблённости Гоголь испытывал за свою жизнь к нескольким женщинам. Так, в 1850 году писатель принял решение жениться на Анне Вильегорской, она была графиней. Однако как только Гоголь сделал возлюбленной предложение, то сразу же услышал отказ. Причиной этому послужил низкий социальный статус жениха.

В зрелом возрасте Гоголь стал резко высказываться о женщинах, считая их источниками соблазна и греха. Все чаще в его произведениях дамы представляли собой глупых и пустых созданий, способных лишь разбить сердце или потратиться на новое платье. В последних произведениях Гоголя не найти ни одного положительного женского образа, которому автор дал бы хоть немного «эфирного времени».

Стилистические особенности произведений Н.В.Гоголя

Интересны и композиции гоголевских произведений. В их основе не любовные перипетии или же семейные конфликты, а события всей страны, которые имеют общественное значение. Отсюда и такие глубокие образы, которые были типичны для всей России. Чаще всего в своих произведениях использует гиперболу, чтобы сделать созданный им образ более ярким. Гиперболу он использует и при описании деталей: вещей. Помещения, одежды. Гоголевский пейзаж необходим автору, чтобы дать более точную характеристику персонажей. Речь автора разная: восторженная, разговорная. Использует он и просторечья, диалектизмы.

Особенностями построения текста можно назвать:

Жизнь и творчество за границей

Критика «Ревизора» стала для Гоголя неприятным сюрпризом. Чтобы перевести дух, он отправился в заграничное путешествие. На протяжении нескольких лет Николай Васильевич ездил по Германии, Франции, а также Италии.

За рубежом он закончил первым том «Мертвых душ». Произведение вышло в печать уже в середине 1841, когда писатель вернулся в Россию.

И вновь мнения читателей разделились. Нашлись те, кто возненавидел Гоголя, называя его врагом России. Но все же по большей части люди остались в восторге от талантливого произведения.

Иванов Александр Андреевич. Портрет Н. В. Гоголя, 1841 г.

В 1842 публика могла ознакомиться с «Шинелью». Далее литератор планировал написать еще два тома «Мертвых душ», доведя своего главного героя до нравственного просветления.

Вскоре в 1842 Гоголь отправился в новое заграничное путешествие. Тут прозаик продолжил работать над своими «Мертвыми душами», как он говорил, подальше от критиков и недоброжелателей, который сбивали его с правильного настроя.

Однако вскоре стало понятно, что проблема куда серьезнее. В 1845 творчество Гоголя, полет его мысли начинает постепенно замедляться. Литератор впадает в состояние глубокого кризиса. Он больше не мог писать.

В отчаянном порыве Николай Васильевич сжег второй том «Мертвых душ» и замкнулся в себе. Практически перестал общаться с друзьями, коллегами по цеху.

Клодт Михаил Петрович. Конец «Мёртвых душ» (Гоголь сжигает рукописи) 1887 г.

Желая восстановить душевное равновесие и преодолеть творческий кризис, Гоголь отправляется в Иерусалим. Однако по собственным воспоминаниям, ему там стало только хуже.

Николай Васильевич жаловался на внутреннюю пустоту и безразличие, которые никак не мог объяснить даже самому себе.

После возвращения в Россию, в 1849 Гоголь принялся восстанавливать «Мертвые души». Однако уже в середине работы им вновь овладело какое-то исступление, после которого писатель отправил в огонь почти возвращенный по памяти второй том и остальные полуготовые рукописи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: