Михаил булгаков, «мастер и маргарита»: что еще сказать о самом популярном романе из школьной программы?

Есть ли произведение мастер и маргарита в школьной программе?

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Какие школьные классы изучают произведение «Мастер и Маргарита» Булгакова?

Произведение «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова изучается в старших классах средней школы, таких как 10-11 классы. Это произведение можно включить в литературный курс, который обычно изучается в последние годы обучения в школе.

В процессе изучения «Мастера и Маргариты» ученикам предлагается анализировать сюжет, темы и символы произведения. Они изучают литературные приемы, использованные Булгаковым, и анализируют стиль и язык автора. Ученикам также предлагается исследовать исторический контекст произведения и его значимость в литературе.

Изучение «Мастера и Маргариты» помогает студентам развивать аналитическое мышление, критическое мышление и навыки литературного анализа. Они изучают сложные темы, такие как тоталитаризм, творчество и нравственность

Важно отметить, что изучение этого произведения может помочь ученикам глубже понять и оценить литературу и искусство в целом

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 30.04.2023 11:30 3415 Колосова Юля

Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н

Ответов: 2

Литература 30.06.2023 08:53 717 Пономарев Никита

Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 09:48 2865 Бруг Алексей

1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 14:04 1310 Коюда Вася

помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 23:54 1393 Глонюк Марина

10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса​

Ответов: 1

Литература 17.05.2023 16:24 2429 Никулина Юлия

высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке

Ответов: 2

Литература 03.05.2018 13:23 1504 Козолуп Владислав

Подготовьте краткий пересказ сказание о походе князя Олега на Царьград

Ответов: 1

Литература 28.06.2023 09:19 4231 Смагула Роман

Составьте текст 5-6 предложений на тему самая нужная профессия

Ответов: 2

Литература 04.05.2023 01:35 439 Александрова Александра

Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума

Ответов: 2

Литература 16.07.2023 01:11 1004 Недовесов Никита

Даю 25 баллов 10 вопросов к 6 главе капитанская дочка с ответами

Ответов: 2

Учебные программы, которые включают «Мастер и Маргарита»

В средних и старших классах школ Мастер и Маргарита может входить в учебные программы по литературе. В рамках этих программ ученики изучают глубинные темы романа, такие как правда и ложь, свобода и подчинение, добро и зло. Также изучаются различные стили и жанры, использованные Булгаковым в произведении. Возможно связывание романа с политикой и историческим контекстом, что расширяет понимание литературного произведения.

В вузах Мастер и Маргарита включается в программы по литературным исследованиям и философии. Студенты анализируют различные аспекты романа, исследуют его символическую глубину, сравнивают с другими произведениями, анализируют стиль и язык автора

Также особое внимание уделяется историческому и социокультурному контексту, в котором создано произведение, а также его роль в современном художественном и философском дискурсе

  • Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова является обязательным произведением для изучения в российских школах и вузах.
  • В школьной программе по литературе рассматриваются глубинные темы романа и его жанровое разнообразие.
  • В вузах роман включается в программы по литературным исследованиям и философии, где анализируются различные аспекты произведения и его роль в современном художественном и философском дискурсе.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно

Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс

После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о спящей царевне» и другие сказки (представлять произведения писателя и поэта бессмысленно, его знают даже малыши).
  2. Русские народные сказки «Василиса-Прекрасная» и прочие (детям пятого класса можно читать летом любые народные сказки, но не забывать при этом, что в программе есть еще много других произведений).
  3. Михаил Зощенко «Великие путешественники» (следует отметить, что у Зощенко найдутся рассказы на все группы школьников).
  4. Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь или Утопленница» (по этой повести даже снят кинофильм. Это таинственное, мистическое произведение русской классики тесно переплетено в реальностью).
  5. Василий Жуковский, сказка «Финист – Ясный Сокол» (дети знают, что по мотивам этого произведения даже снята детская киносказка).
  6. Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
  7. Константин Паустовский «Кот-ворюга» (все произведения этого автора интересны, легкочитаемы и наделены глубоким смыслом).
  8. Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
  9. Виктор Астафьев «Васюткино озеро».
  10. Василий Белов «Скворцы»

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

  1. Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
  2. Легенды и мифы Древней Греции (цикл небольших рассказов о Греческих богах и прочих мистических персонажах).
  3. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  4. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  5. Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. Джани Родари «Сказки по телефону».
  7. Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит или туда и обратно».
  8. Оскар Уальд «Роза и соловей».
  9. Вильгельм Гауф «Карлик Нос».
  10. Сказки Ганса Христиана Андерсена.

Основные герои

Роман о романе

Кто главный герой? Мастер? Иешуа? Иван Бездомный? Скорее уж главный герой — это сам роман, рукопись. И крылатая фраза о том, что рукописи не горят, не стала правдой: горят они, да еще как. Сам Булгаков говорил, что он сжег черновик одной из версий своего романа — писал об этом в письме Сталину. Он просил любой работы, он умолял о работе — и получил место рабочего сцены; он коллекционировал отрицательные рецензии на свои произведения — их были сотни, а положительных всего три. Он, Булгаков, принес с собой культуру русского романа. Он был, возможно, последним представителем русской литературной традиции в советской России. Он принес с собой целый мир, который неожиданно распахнул пространство и привнес в советскую жизнь, в жизнь комичных и приземленных зощенковских героев, целый мир благородства, доброты и любви к людям. Этот мир не случился и, наверное, не случится никогда.

Воланд

Именно он приходит и в первой же цене задает все главные вопросы, обозначает главные проблемы романа: о человеческой натуре, о вере, о смысле существования. Вообще, Воланд присутствует во всех сценах романа — в том или ином виде. Его личина — это начальник тайной стражи Афраний. Незаметный и в то же время самый главный человек при дворе — он все слышит, он все видит, у него есть ключи от всех дверей. Рассказав всю историю заключения Иешуа, Воланд ждет от двух советских литераторов нормальной человеческой реакции. Он ждет возвращения смысла словам — но нет, разговоры этих двух людей все так же ничтожны и бестолковы. Воланд возмущен: он же там был! Он только что рассказал всю историю!

Больше интересных материалов:

Зачем приходит Воланд в Москву? Если задать этот вопрос в классе, услышишь разные ответы. Навести порядок. Спасти Мастера. Разоблачить мелких ничтожных человечков. Изучить (он же и сам называет себя историком). Версия профессора Бориса Ланина: Воланд приходит, чтобы соблазнить. Он — часть той силы, что вечно хочет зла, но приносит благо, и если так, то миссия Воланда в Москве абсолютно провалена: не удалось ему соблазнить советского человека. Непроходимость, неверие, закрытость от всего интересного, живого, веселого, для человека оказалось важнее всего. Воланду ничего не удалось изменить — только убить. Обратить вампира и пару ведьм — мелочь, да и только. А вот удалось ли ему принести в Москву благо? Кажется, нет; Воланд уходит из Москвы грустным и задумчивым.

Иван Бездомный

Прототипом этого героя был знаменитый пролетарский поэт Демьян Бедный. Демьян Бедный (Ефим Придворов) жил прямо в Кремле: таков был его официальный адрес. Он считался не просто пролетарским — он был кремлевским поэтом. А для Булгакова кремлевский поэт — это бездомный, казенный. Кремль исторгнет его из своих чертогов, и пойдет он по миру, и забудут о нем, и никто никогда не будет читать его малограмотных виршей. Бездомный в романе и сам признает, чуть подумав, что стихи его чудовищны. Бездомный — энтузиаст; он истово верит в новую власть, ведь она дала ему все — предварительно отняв самое главное – веру. Нет у него веры ни во что — и только со встречи с Воландом начинается преображение. Он впервые видит чудо, то, что невозможно объяснить ограниченным рационалистическим умом. Он видит, что сказанное слово, которое было вначале, мгновенно воплощается в отрезанную голову Берлиоза, и с этого начинается его путь к вере, и с этого начинается его путь к учителю.

Иллюстрации к роману Павла Андреевича Оринянского

Анализ книги

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это произведение, которое позволяет рассмотреть множество тем и проблем. Роман может быть интерпретирован как аллегория на советскую действительность, исследование глобальных проблем вселенского масштаба, философский трактат и т.д. В книге представлены несколько параллельных сюжетных линий, множество персонажей и игра слов.

В числе основных тем, поднятых в книге, можно выделить следующие: любовь и верность, власть и властолюбие, художественный творческий процесс, религиозные верования и свобода личности. Также в романе затрагиваются вопросы справедливости и безнаказанности, ценности человеческой жизни и цензуры.

Один из главных элементов книги – это мистика и фантастика. Мастер и Маргарита встечаются с Черным котом, ведут разговор с дьяволом, попадают в зомбоящик и уезжают на сбор на всероссийский прием магов. Эти элементы создают атмосферу странности и необычайности, многогранности и загадочности.

Общая проблематика книги способна подойти для изучения в различных школьных курсах. Это могут быть, например, уроки литературы, искусствоведения, истории, философии, религиоведения. Также роман может быть интересен для направления «Культурология» и «Художественная критика».

Роман « мастер и Маргарита» и русская философская мысль

В традициях русской культуры — связь русской философской мысли и литературы. Роман «Мастер и Маргарита» нуждается в углубленном, интеллектуальном, философском осознании. Философский генезис романа «Мастер и Маргарита» рассматривают в своих исследованиях Б.В.Соколов, П.Р.Абрагам, И.Ф.Бэлза, Н.П.Утехин, И.Л.Галинская, А.-К.Райт.

Проблема добра и зла — центральная для русской философской мысли. В «Трех разговорах» В.Соловьевым рассматривается вопрос о сущности и происхождении зла. По Соловьеву, зло не есть естественный недостаток, несовершенство, само собой исчезающее с ростом добра, а действительная, реальная сила, которая имеет свой источник в свободной, от бога независимой воле: «Зло, действительно, существует, и оно выражается не в одном отсутствии добра, а в положительном сопротивлении и перевесе низших качеств над высшими во всех областях бытия. Есть зло индивидуальное, — оно выражается в том, что низшая сторона человека, скотские и зверские страсти противятся лучшим стремлениям души … Есть зло общественное, — оно в том, что людская толпа, индивидуально порабощенная злу, противится спасительным целям немногих лучших людей и одолевает их; есть, наконец, зло физическое в человеке, — в том, что низшие материальные элементы его тела сопротивляются живой и светлой силе, связывающей их в прекрасную форму организма, сопротивляются и расторгают эту форму, уничтожая реальную подкладку всего высшего. Это есть крайнее зло, называемое смертью» (…). Признавая в последнем периоде своей жизни реальность зла, Соловьев создал основу для обсуждения этой проблемы в русской философской мысли (187, с473).

Сущность зла и греха П.Флоренский видит в противопоставлении человеческой личности божественному всеединству, в восстании против абсолютного, которое проявляется в распадении духовной жизни человека.

Концепция зла П.Флоренского сформирована под непосредственным воздействием идей Достоевского. Самоутверждение личности становится причиной раздробленности и обеднения ее внутренней жизни. Желая только себя, в своем «здесь» и «теперь», злое самоутверждение запирается от всего, что не есть оно; но, стремясь к самобожеству, оно даже себе самому не остается подобным и разлагается и дробится во внутренней борьбе. Грех — момент развала, распада и разлада духовной жизни. Душа теряет свое субстанциональное единство, теряет сознание свои творческой природы. Грех неспособен творить, а только разрушать. Бесплодие, бессилие, неспособность рождать жизнь — это естественный плод зла. Отступление от творческого действия -это зло и ложь. Тем, что человек отдаляется от универсальной космической жизни, наступает путь, который его более и более отдаляет от настоящего бытия и наконец приводит в пропасть небытия.

Против разлагающей силы зла действует объединяющая сила любви, уничтожающая преграду между личностью и всеединством: «Без любви, — а для любви нужна прежде всего любовь Божия, — без любви личность рассыпается в дробность психологических элементов и моментов. Любовь Божия -связь личности». Человек получает по мере того, как отдает себя, когда в любви всецело отдает себя, тогда получает себя же, удваивает свое бытие. (В контексте этой проблемы интересен образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита»).

По мнению Флоренского, зло существует во времени как активная, разлагающая энергия. Но как таковая, она предполагает нечто позитивное, на которое может действовать: если нет бытия, то нет и небытия, если нет жизни, то нет и смерти, если нет света, то нет и тьмы.» (199, с200-215).

Проблема зла нашла свое отражение в философской концепции С.Н.БулгакоБа. Он стремится объяснить зло из небытия. Мир был сотворен в начале из ни чего и в первозданной своей доброте не содержал никакого зла. Мир до грехопадения представлял собой безгрешную потенциальность софийности, метафизическую «землю». Зло появилось в мире только после духовной, космической катастрофы, которая совершилась в грехопадении и сдвинула мир с его прямого пути.

Охватывает ли школьный курс роман Мастер и Маргарита?

Роман Мастер и Маргарита написан Михаилом Булгаковым в 1930-х годах и с тех пор стал одним из самых известных и любимых произведений русской литературы. Однако, несмотря на его популярность, не все школьные курсы включают Мастера и Маргариту в свои программы обучения.

В России все зависит от региона и учебного заведения. Некоторые школы включают этот роман в программу школьного курса литературы, начиная с 9 или 10 класса, другие же не рассматривают его вовсе. Также возможно, что в некоторых учебных заведениях произведение описывается только кратко или упоминается как дополнительный материал.

Однако, для многих школьников Мастер и Маргарита становится любимой книгой благодаря прочтению ее самостоятельно или на рекомендации учителей. Этот роман не только погружает читателя во времена советского союза, но и задает вопросы о жизни и смерти, нравственности и свободе воли.

Таким образом, Мастер и Маргарита не является обязательным произведением для изучения в школьном курсе литературы, но его прочтение может побудить учащихся размышлять о важных философских и этических проблемах, что является важным в любом образовательном процессе.

Произведение «Мастер и Маргарита» в младших классах

Помимо наличия сложной сюжетной линии, в романе обсуждаются множество моральных и персональных вопросов, которые требуют значительного уровня понимания со стороны читателя. Такие темы, как нравственность, свобода, творчество и религия, могут быть непонятными и слишком сложными для младших школьников.

Вместо этого, для изучения в младших классах предпочтительнее выбирать более простые и доступные книги, которые могут помочь развить любовь к чтению и литературе. Такие книги могут содержать ярких героев, интересные приключения и повседневные сюжеты, близкие по возрасту и опыту читателя.

Автор и история

Михаил Булгаков — русский писатель, драматург, автор радиопьес и киносценариев. Родился в 1891 году в Киеве и умер в 1940 году в Москве. В ходе своей жизни он написал много произведений, включая роман «Мастер и Маргарита». Булгаков является одним из крупнейших писателей XX века в России.

Роман «Мастер и Маргарита» был написан в период между 1928 и 1940 годами, но не был опубликован до 1966 года. Причиной этому стало государственное цензурное управление, которое запретило публикацию романа. Всего роман представляет собой три истории, связанные между собой: первая — история главного героя Мастера и его рукописи, вторая — история любви Маргариты и Мастера и третья — история появления на земле дьявола и его прокладок в Москве.

В сочетании мистики, сатиры и психологической глубины, «Мастер и Маргарита» является одним из самых необычных и сложных книг в мировой литературе. К настоящему времени роман стал классикой и часто изучается в школах и университетах. Тематика и стиль романа позволяют педагогам обсуждать множество вопросов, включая религиозную, философскую и творческую темы.

  • Какова история создания романа «Мастер и Маргарита»?
  • Почему роман был запрещен государственным цензурным управлением?
  • Какова тематика романа?
  • Как «Мастер и Маргарита» позволяет обсудить множество вопросов в классе?

Преподавание романа в школах

Книга Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» обычно рекомендуется к чтению в старших классах школы, начиная с 10-го или 11-го года. Несмотря на то, что текст романа очень сложный и содержит множество культурных отсылок, он может быть интересен и полезен для учеников, которые готовы углубиться в его анализ и исследование.

Чтение «Мастера и Маргариты» часто входит в программа по литературе или русскому языку и может быть использовано для развития навыков анализа текста, критического мышления и интерпретации. Ученики могут изучать структуру романа, его жанровое своеобразие и темы, такие как смысл жизни, любовь и власть.

Преподавание «Мастера и Маргариты» может включать работу с различными литературными терминами, такими как символизм, аллюзия, мотив и др. Ученики могут проанализировать эти термины в рамках романа и связать их с общей тематикой произведения.

Кроме того, учителя могут использовать «Мастера и Маргариту» для обсуждения социальных и культурных вопросов, связанных с советской эпохой и эпохой Средневековья. Ученики могут исследовать, как роман характеризует общество и владычество в различных исторических периодах, а также изучить эти периоды более подробно, используя факты из романа в качестве источника информации.

Вывод

Знание романа «Мастер и Маргарита» является важным компонентом литературного образования учеников школьных классов. Чтение этого произведения поможет им углубить свои познания не только в литературе, но и в общественных науках. Он станет для них источником вдохновения и интереса к классической литературе, что поможет в дальнейшей учебе и личностном развитии.

Произведение «Мастер и Маргарита» в старших классах

Произведение «Мастер и Маргарита» можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, это книга, которая позволяет освоить разные литературные жанры и техники. В ней есть элементы романа, повести, фантастики, философского рассуждения и многого другого. Изучение этого романа может помочь учащимся развить свои навыки анализа и интерпретации художественного произведения.

Плюсы изучения «Мастера и Маргариты» в старших классах: Минусы изучения «Мастера и Маргариты» в старших классах:
  • Развитие литературного вкуса и культуры
  • Улучшение навыков анализа и критического мышления
  • Изучение и анализ современной прозы
  • Расширение кругозора и понимания культуры 20-го века
  • Сложность текста и сложность понимания некоторых аспектов произведения
  • Некоторые сцены могут быть слишком эмоциональными или шокирующими для некоторых учащихся
  • Необходимость проводить детальное изучение и анализ произведения, что может занять много времени

В целом, изучение «Мастера и Маргариты» в старших классах может быть интересным и познавательным опытом для учащихся, помогая им развить аналитические и критические навыки, а также погрузиться в мир литературы и культуры 20-го века.

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

  1. Иван Бунин, поэзия, рассказы.
  2. Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. Аркадий Аверченко, рассказы.
  4. Михаил Зощенко, рассказы.
  5. Поэзия серебряного века.
  6. Максим Горький «На дне».
  7. Александр Блок, поэзия.
  8. Сергей Есенин, поэзия.
  9. Владимир Маяковский, поэзия.
  10. Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  11. Андрей Платонов, рассказы.
  12. Алексей Толстой «Петр I».
  13. Михаил Шолохов «Тихий Дон».
  14. Поэзия о войне.
  15. Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  16. Александр Твардовский, проза.
  17. Валентин Распутин, проза.
  18. Виктор Астафьев, рассказы.
  19. Василий Шукшин, рассказы.
  20. Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
  21. Чингиз Айтматов «Плаха».
  22. Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 20.10.2023 17:13 22 Меражи Кирилл

Сочинение на тему выбор подарка лучшему другу в публицистическом стиле

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 16:45 8 Федулова Яна

помогите пожалуйста срочно нужно 1)цветаева( основная тематика лирики) 2) платонов (котлован анализ)

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 16:33 29 Дрёмина Карина

Что интересное происходило при Петре 1 ?

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 16:17 12 Карпюк Мирослава

КОПЕРНИК БИОГРАФИЯ СРОЧНО!!!

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 16:16 11 Веденеева Яна

Сочинение по произведению Чехова невеста

Ответов: 2

Литература 20.10.2023 15:57 28 Заблодская Алина

На каком языке говорил крокодил из сказки чуковского?

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 15:48 2 Столярова Дарья

Напишите сочинение на тему» Вещь , которая ожила». Пожалуйста!

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 15:09 2 Буга Лоредан

Как вы думаете за что дети любили гайдара  ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!! ПОСТАВЛЮ «СПАСИБО» И «КЛАСС

Ответов: 3

Литература 20.10.2023 14:52 27 Кубик Дима

Ассоциативный ряд к слову Дом

Ответов: 1

Литература 20.10.2023 14:40 4 Майоров Евгений

Как звали главную героиню рассказа «О чем плачут лошади?»

Ответов: 2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: