Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках фгос

Структура и виды программ внеурочной деятельности в рамках фгос | статья в журнале «молодой ученый»

Программы внеурочной деятельности 2023-2024

Как видим, по новым ФГОС 2023-2024 года внеурочная деятельность, как и ранее, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Это значит, что помимо основных программ по всем учебным предметам каждая образовательная организация в 2023-2024 году должна заняться и составлением программы внеурочной деятельности, взяв за основу один из типовых вариантов, рекомендованных Министерством Просвещения.

Программы НОО

В начальной школе внеурочная деятельность по ФОП 2023-2024 года может быть организована по разным направлениям:

  • патриотическое воспитание;
  • история родного края;
  • развитие логического мышления;
  • развитие творческого потенциала;
  • углубленное изучение русского языка.

На выбор учителям начальной школы предложены 11 программ для организации внеурочки в 1-4 классах:


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном*
1 – 11
2
Наша лаборатория: какие бывают вещества?
1 – 4
3
В мире русского языка
1 – 4
4
Наши истоки
1 – 4
5
Азбука денег
1 – 4
6
Основы логики и алгоритмики
1 – 4
7
Моя художественная практика
1 – 4
8
Музыкальный театр*
1 – 9
9
Музыкальный театр*
1 – 9
10
Хоровое пение*
1 – 8
11
Орлята России
1 – 4

*программы рассчитаны не только на младшую школу, а могут быть продолжены на следующих ступенях обучения

Программа внеурочной деятельности «Орлята России», акцентирующая внимание на социальной деятельности школьников, также будет актуальна в 2023-2024 году. Программа интересна тем, что курс разделен на отельные треки, в рамках которых ученики знакомятся с новыми понятиями, различными правилами школьной и внешкольной жизни, принимают участие в интересных активностях и проектах

Программы ООО

В основной школе внеурочная деятельность в 2023-2024 году может быть организована по таким программам, разработанным по новым ФГОС:


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном*
1 – 11
2
Билет в будущее*
5 – 11
3
Основы программирования
5 – 6
4
Экологический образ жизни
5 – 7
5
Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление
5 – 9
6
Основы программирования Python
7 – 9
7
Профориентация
8 – 9
8
Музыкальный театр
1 – 9
9
Хоровое пение
1 – 8
10
Умей вести за собой
5 – 6
11
Изучаем виды спорта
6 – 7
12
Мир визуально-пространственных искусств
5 – 8

* программы рассчитаны не только на все классы основной школы, а и могут быть продолжены в 10-11 классе

Как видите, выбор достаточно разнообразен, что позволяет построить свой план внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой школы, сделав акцент на патриотическом компоненте, развитии творческих способностей учеников или углубленном изучении отдельных дисциплин.

Программы СОО

В 10 и 11 классе педагог может продолжить реализацию программ «Разговоры о важном» или «Билет в будущее», освоение которых ученики начали в 1 или 5 классе соответственно, или выбрать другой курс из рекомендованных Минобрнауки РФ


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном
1 – 11
2
Билет в будущее
5 – 11
3
Россия – моя история
10 – 11
4
Мой край в истории Отечества
10 – 11
5
Начальная военная подготовка
10 – 11
6
Первая помощь, основы оказания первой помощи, основы ухода за больными
10 – 11
7
Международная журналистика
10 – 11
8
Современные агробиотехнологии
10 – 11

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс    
Школьник знает и понимает общественную жизнь    
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы    
Школьник ценит общественную жизнь    
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс    
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни    
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Переход на ФГОС ІІІ поколения

Переход учебных заведений России на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начался еще в 2022-2023 году, а сам ФГОС ІІІ поколения датирован 2021 годом.

Реализация программы предполагает полный переход на новые стандарты до 2026-2027 ученого года. При этом дети, которые в 2022-2023 году пошли в 1 и 5 класс, а также все последующие параллели будут обучаться по обновленным программам, тогда как старшим классам дадут возможность завершить образование на определенном уровне по старым нормам. График перехода на ФГОС ІІІ будет следующим.

Из основных нововведений стоит отметить:

  1. Изменение часов аудиторной нагрузки для НОО, ООО и СОО.
  2. Уменьшение часов «внеурочки».
  3. Пересмотр часов, отведенных на изучение отдельных дисциплин.
  4. Исключение из обязательных предметов второго иностранного языка.
  5. Усиление патриотической составляющей воспитательного процесса.

Более детальный разбор новых ФГОС вы найдете в нашей статье «Новые требования к рабочим программам в 2023-2024 году».

В помощь педагогам Институт стратегии развития образования также предлагает удобный онлайн конструктор для создания рабочих программ на основе ФОП для НОО, ООО и СОО. Подробнее о конструкторе и особенностях работы с ним мы рассказывали в статье «Конструктор рабочих программ по новым ФГОС 2023-2024».

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Материалы по мотивации на Педсовете

Как вовлечь ребёнка в учебу

Основы эмоциональной и когнитивной вовлеченности

Как удержать внимание в классе. Идеи из книг по мотивации взрослых

Учусь по собственному желанию! Как повысить мотивацию у школьников?

Как вовлечь детей в учебу: 7 простых приемов от выпускников Центра опережающей педагогики

Как удержать внимание на уроке-лекции

Как сделать лекцию интересной и запоминающейся?

Как заинтересовать ребёнка в учёбе? Опыт выпускницы с красным дипломом

Чудеса мотивации: на урок как в театр. Занятия по химии в антураже вселенной Гарри Поттера

Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся?

Мотивация к учебе. Где ее раздают?

7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников

8 стратегий развития мотивации школьников при изучении математики

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы

Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Слайд 16РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ Ориентация на школьников определенной возрастной группы.В определении содержания

ОУ руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы учащихся и родителей.Программа состоит из: введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены занятия. Программы реализуются в рамках класса и в рамках свободных объединений школьников одного возраста. В первом случае школа разрабатывает программы (330 часов) для каждого класса. Во втором — модульные программы (более 330 часов) для каждой возрастной группы и предлагает школьникам выбирать, какие из предлагаемых модулей им осваивать.

Заключение

Ознакомиться с содержанием других предложенных курсов, а также скачать федеральные программы и готовые варианты календарного планирования можно:

  • на сайте вашего регионального управления образования;
  • в официальном реестре fgosreestr.ru;
  • посетив ресурс100ballnik.com.

Также рекомендуем попробовать составить рабочую программу по внеурочке для 2023-2024 учебного года в новом конструкторе, который призван существенно сократить время на составление обязательной документации.

  • Проект расписания ОГЭ и ГИА в 2024 году
  • Новая программа ФГОС в 2023-2024 году
  • Федеральный перечень учебников на 2023-2024 год
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: