Культура данилевского

(решено) раскройте суть учения н. я. данилевского о культурно-исторических типах. перечислите его законы исторического развития... | chatgpt в россии

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Общие принципы развития цивилизаций

Основная идея Данилевского гласит, что каждая цивилизация проходит через 4 основных стадии развития:

  1. Подготовительную, длящуюся 1000 лет.
  2. Этнографическую, представляющую собой становление государственности, длящуюся 400 лет.
  3. Расцвет, продолжительность которого варьируется от 50 до 100 лет.
  4. Быстротечный упадок и разложение.

При этом все цивилизации развиваются обособленно, не обмениваясь друг с другом культурным и духовным кодом, проявляют себя в четырех главных сферах деятельности:

  1. Религии.
  2. Культуре
  3. Политике.
  4. Экономике.

От того, насколько гармонично происходит развитие в этих четырех сферах, зависит успешность и степень совершенства культурно-исторического типа.

История как цикл рождения и смерти

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) является научным феноменом отечественной истории, который предложил новый взгляд на осмысление не только истории России, но и мира. Новый взгляд мыслителя заключался в том, что история не линейна, а представляет собой совокупность цивилизаций, которые находятся в постоянном цикле становления и увядания. 
Именно взгляд Афанасия Данилевского, которые первый озвучил новый исторический подход, сумел перевернуть мировую историческую науку и показать, что европейская цивилизация не является кульминационной точкой развития человечества. Европа – это лишь одна из немногих цивилизаций, которая вступила на постоянно повторяющийся цикл рождения, становления и смерти.

Цивилизационный подход к истории. Николай Данилевский — гений русской философии и истории:

От меня:

Все, о чем пишет Н.Я. Данилеский актуально и сейчас! Для тех, кто хочет понять кто мы и что с нами происходит, а также какая роль в происходящем с нами Западной цивилизации, предлагаю внимательно изучить этот материал! Вы все поймете и сделаете правильные выводы!

Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций.

Концепции единства мировой истории Данилевский противопоставлял биологическую модель исторического процесса, отвергая наличие общечеловеческих идеалов. Основываясь на теории культурно-исторических типов, можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии специфических видов культурных типов. Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов:

Главное внимание Данилевский уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом

Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, правда, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит:

1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом;

2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития;

3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций;

4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств;

5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.

Данилевский, как и славянофилы, считал, что европейская и славянская государственность произошли из различных корней, и дополнил славянофильское обоснование особого пути развития России системой научно-обоснованных доказательств, введя в свою концепцию органическую теорию и разделив абстрактную мораль и реальную государственную политику, но именно эти дополнения вызывали больше всего нареканий со стороны славянофилов

Опираясь на географический детерминизм, он уделял внимание роли внешних факторов в формировании государства. При этом учитывались большие географические пространства, различия в социально-экономическом развитии регионов, обусловленные природно-климатическими условиями, фактор внешней опасности и т.д

В России необходима сильная власть и строгая централизация и сообразовываясь с этой целью

Данилевский был убежден в необходимости сохранения неограниченной монархии, отмечая, что самодержец в России при всей полноте его власти тем не менее не может распространять эту власть на

Это ограничение – единственно возможное, поскольку ни конституция, ни парламент в России

Идеи Данилевского вызвали интерес у К.Н. Леонтьева, считавшего себя его учеником, Ф.М. Достоевского, К.Н. Бестужева-Рюмина, Д.А. Хомякова, В.В. Розанова, П.А. Сорокина, В. Шубарта, а так же критические отклики Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, Н.К. Михайловского, К.А. Тимирязева; предвосхитили построения западных мыслителей (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1885)

Естествоиспытатель, философ, публицист, культуролог

С 1844 по май 1848 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В июне 1849 арестован в Тульской губернии, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. В ноябре 1849 освобожден, затем выслан в Вологду под надзор полиции. В 1852 переведен на службу в Самару. В 1857 причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1879 назначен директором Никитского ботанического сада.

Венец творения

К XIX веку вся наука была зациклена на Европе как колыбели знаний и культуры. Исторический процесс также был зациклен сугубо на превосходстве европейских держав и европейской культуры над всем остальным человечеством. Европейские исследователи полностью игнорировали тот факт, что развитая наука и культура были в Индии, Китае, арабском мире и даже у государств мезомерики. 
Дело в том, что на тот момент история представлялась как линейное развитие от примитивных форм к формам совершенным. Совершенной формой, как венцом творения человеческого гения, считалась европейская цивилизация. Данилевский критикует подобный подход, объясняя всю его ошибочность. По мнению Данилевского, не существует «глупых» или «умных» цивилизаций. Есть лишь начало зарождения цивилизации, её пик и её угасание, и подобные процессы мы не раз наблюдали на исторической карте нашей планеты. 
Но что делает цивилизацию цивилизацией? Каким образом происходит её формирование, и почему нельзя назвать каждый отдельный народ с его особенностями цивилизацией? Данилевский, отвечая на данные закономерные вопросы, выводит законы цивилизационного развития. Исследователь выделяет основные цивилизации, которые существовали и существуют. Согласно первому закону у каждого культурного типа должен быть свой собственный язык для коммуникации: «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой… составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества». 
Для дальнейшего развития у культурного типа должны быть банальная политическая и территориальная независимость. Помимо этого, культурно-исторический тип должен самостоятельно выработать свои особенности: «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает её для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций». Прорывной взгляд Данилевского в цивилизационном подходе касался следующего пункта цивилизационного развития: цивилизация достигает своей полноты, когда её многообразие не сводится к единой унитарной системе управления, а напоминает федерацию. Согласно последнему закону, каждая цивилизация имеет стадии развития, где в конце наступает смерть, как у биологического организма. 

История не идёт в одно направление

Даже на сегодняшний день история для обывателей в большинстве своём – это единый и линейный процесс. Мы изучаем не историю, как целостную нить повествования, а лишь её временные этапы

Данилевский обращает внимание на данную тенденцию и показывает, что когда мы говорим о истории, как о процессе едином, то мы всего лишь исследуем жизненный цикл цивилизации и не более того. Мы можем проводить взаимосвязи с другими цивилизациями и поэтапно выстраивать процесс исторического развития, однако, как было отмечено ранее, история – это не восхождение от примитивного к высшему, а всего лишь цикл жизни цивилизации

На современный этап развития человечества это тоже распространяется. 
История, как цикл жизни цивилизации, не абстрактное понятие. Данилевский выводит чёткие временные промежутки жизни цивилизации, которые укладываются в 1200-1400 лет. Самый длительный период – это период зарождения цивилизации и формирования основных отличительных качеств. После чего наступает период процветания, где весь потенциал цивилизации раскрывается. Окончанием цикла является увядание и ликвидация. Основные признаки упадка по Данилевскому – это секуляризация, неуёмная жажда власти, цинизм общества, желание доминировать над миром. Подобные симптомы Данилевский видел в Европе и считал, что рано или поздно она развалится, ведь она уже вошла в последний цикл. На место европейской цивилизации придёт российская, которая воспользуется новым строительным материалом и послужит тем фактором, который объединит разрозненные славянские народы. Появление же российской цивилизации – это дело будущего. 

Какие типы выделял Данилевский

В первой версии ученым были определены следующие типы:

  • китайский;
  • египетский;
  • ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический;
  • иранский;
  • индийский;
  • греческий;
  • еврейский;
  • римский;
  • европейский или романо-германский;
  • ново-семитический или аравийский.

Позже он дополнил список перуанским, мексиканским и «будущим славянским» типами.

Примечание

В изданном труде, а также в вышедших позже статьях содержалось упоминание о некоем «этнографическом материале», «периферии цивилизации» — так Данилевский определил финнов и кельтов, ушедших, по его мнению, в историческое небытие.

Формационный подход

Основу данной типологии составляет теория Маркса, применившего к изучению общества понятие социально-экономической формации. Согласно его позиции, государство проходит в своём развитии несколько этапов. Их выделение основывается на используемом способе производства. По мнению Маркса, существуют следующие 5 стадий:

  • первобытнообщинный строй;
  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • капиталистический;
  • коммунистический.

Рис. 1. Карл Маркс.

Рассмотрим плюсы и минусы формационного подхода.

Плюсы:

  • формационный подход позволяет выявить типичные законы развития человеческого общества.
  • выявить общие черты развития разных народов;
  • определить роль экономики в становлении общества;
  • представить историю человеческой цивилизации как единый процесс.

Минусы:

  • главным недостатком формационного подхода является то, что многие государства не проходили последовательно через все формации;
  • типология не учитывает специфические черты народов;
  • ряд процессов, происходивших в государствах (культурных, политических) невозможно объяснить только с позиции экономических преобразований;
  • не учитывается роль человека и его деятельности.

Примером государства, которое не проходило в своём развитии через все формации, является Древняя Русь. В ней отсутствовало рабство, на смену которому должен был прийти феодализм.

Рис. 2. Древнерусский город.

Особенности России и Европы

После поражения Российской Империи в Крымской войне (1853-1856) в рядах российской интеллигенции наметился идеологический раскол. Поражение в войне оголило идеологическую проблему, которая заключалась в следующем вопросе: является ли Россия частью Европы, или у неё свой самобытный путь? На этот вопрос попытался ответить и Данилевский. В 1869 году выходит его фундаментальный труд «Россия и Европа», где изучаются взаимоотношения двух регионов, однако Данилевский пошёл весьма нестандартным путём, который заключался в оценке поведения Европы как отдельного культурного игрока на политической карте мира. Данилевский задался следующими вопросами: почему Европа воспринимает Россию враждебно и панически относится к любому из её проявлений; почему Европа не прощает России те политические решения, которая она позволяет себе?  Подобное – это не лицемерие, а разность культурных типов двух регионов. Вследствие чего и появляется иррациональный страх по отношению к России. 
Причина, на первый взгляд, нелогичного поведения «лежит в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против, их воли сознания) к неведомой для них цели». Из этого тезиса следует то, что особенности государственного и общественного устройства носят специфический и неповторимый характер, под который нельзя адаптироваться другому историческому типу. Согласно Данилевскому, Россия представляет собой ещё формирующийся культурный тип, который займёт своё место в будущем, и именно из-за этого и происходит конфронтация с Европой. «Но, может быть, мы будем Европой? Может, мы всё-таки разовьёмся, приблизимся, «спрогрессируем», так сказать до Европы». Ответ на данный вопрос у исследователя был отрицательный из-за его губительности и ошибочности в рамках исторического развития.

Культурно-исторические типы цивилизаций

Египетский.  Древним Египтянам, которые возводили свои пирамиды, когда местами по Земле ещё бродили последние мамонты, удалось развить науку до небывалых высот по меркам той эпохи. Однако, цивилизация Древнего Египта оказалась неспособной дать отпор арабскому вторжению, когда оно началось, и впоследствии была полностью ассимилирована арабами.

Китайский. Данилевский включает в китайский культурно-исторический тип цивилизации не только сам Китай, но и Японию. Народы и культуры, относящиеся к этому типу, отличались крайней консервативностью и стремлением сберечь свою самобытность, из-за чего и Китай, и Япония на протяжении веков оставались закрытыми для иностранцев странами.

Ассиро-вавилоно-финикийский или «древнесемитический». Под этим названием Данилевский объединяет в один культурно-исторический тип цивилизации Ассирии, Древнего Вавилона и Финикии.

Индийский. Древнеиндийские цивилизации развивались в дельте реки Ганг, в условиях высокой плотности населения и большого количества плодородной земли. Они были весьма неоднородны, а древнеиндийские веды легли в основу индуизма, пантеон которого насчитывает несколько миллионов божеств. Индийская культура и по сей день остаётся одной из самых самобытных в мире.

Иранский. Государство Иран является преемником Древней Персии, известной также, как Держава Ахменидов. В VI-IV веках Персия была могучим государством, подчинившим себе изрядную часть Передней Азии и Северо-Восточной Африки. Ахмениды сделали значительный вклад в развитие архитектуры, так как у них были чрезвычайно популярны барельефы и колонны.

Еврейский. Именно еврейский культурно-исторический тип цивилизации развил монотеистическую религию. Основано древнее Израильское царство было в XI веке до н

э., и религия всегда занимала важное место в жизни древних евреев. В дальнейшем это оказало заметное влияние на весь мир.

  • Греческий. Эллада, или древнегреческая цивилизация, подарила человечеству не только демократию, но и искусство. Она начала развиваться в конце III тысячелетия до н. э. и прекратила своё существование примерно в I-II веках до н. э., после завоевания римлянами.
  • Римский. Именно римская цивилизация развила право, причём до такой степени, что римское право изучается до сих пор, и оно легло в основу правовых систем множества современных цивилизаций. Интересно, что в основу древнеримской цивилизации легла древнегреческая, которая впоследствии была фактически поглощена римлянами, когда те принесли грекам новую религию и подчинили себе Пелопоннесский полуостров.
  • Аравийский или «ново-семитический». Аравийская цивилизация оказала положительное влияние на развитие человечества. Изначально арабские народы зародились на северо-востоке Аравийского полуострова, но позднее они заняли его целиком, полностью ассимилировав его коренное негроидное население, которое в прошлом заселило его, придя из Африки, произошло это во II тысячелетии до нашей эры.
  • Романо-германский или европейский. Этот культурно-исторический тип цивилизации начал формироваться и развиваться после падения Западной Римской империи и великого переселения народов. Именно он является предшественником современных нам цивилизаций Европы, и он сделал огромный вклад в развитие естественных наук, которые сделали огромный шаг вперёд в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения.

Также Данилевский дополнительно выделяет два американских культурно-исторических типа цивилизации, перуанский и мексиканский, но эти цивилизации так и не сумели пройти путь своего развития полностью, погибнув после вторжения европейцев в Новый Свет. В работе Данилевского рассматривается и “будущий славянский тип”, или “новая славянская цивилизация”.

  • 9 особенностей цивилизации Древнего Египта
  • 9 особенностей цивилизации Древнего Китая
  • 9 особенностей цивилизации Древней Индии
  • 7 особенностей древневосточных цивилизаций
  • 9 особенностей цивилизации Древнего Крита
  • Западный и восточный тип цивилизаций
  • 7 цивилизаций Древнего мира

Цивилизационный подход

По мнению приверженцев данной типологии, в своём развитии общество проходит через сменяющие друг друга цивилизации. Каждая из них своеобразна, имеет специфические черты. Познакомимся с плюсами и минусами цивилизационного подхода.

Плюсы:

  • главным достоинством классификации является то, что в её основе лежит учёт самобытности стран и народов, их уникальной неповторимости, что помогает более детально изучить их прошлое;
  • история человечества представлена как многовариантный, многолинейный процесс;
  • зная критерии цивилизации, можно определить уровень развития государства;
  • учитывается духовная составляющая общества;
  • личность — не элемент механизма, а сила, способная своими действиями изменить ход событий.

Минусы:

  • размытость критериев определения цивилизации;
  • невозможность представить историю человечества как единый процесс;
  • при данном подходе иногда недооценивается роль экономики в развитии государства.

Рис. 3. Таблица «Формационный и цивилизационный подходы».

Несмотря на то, что каждый подход имеет свои достоинства и недостатки, они дополняют друг друга, позволяют составить достоверную картину развития стран и народов. Невозможно недооценивать роль каждой типологии в исследовании прошлого, отрицать одну из них.

Что мы узнали?

В основе формационного подхода лежит точка зрения о смене социально-экономических формаций, через которые проходит каждое государство. Цивилизационный подход учитывает уникальность стран и народов. Каждая типология имеет достоинства и недостатки.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Без татар не было бы России

Учёный применяет законы развития народа и государства и на государстве российском. В книге «Россия и Европа» мы видим, как автор анализирует «татаро-монгольское вторжение» на территорию древней Руси. Для него это событие одновременно и положительное, и трагичное. Трагичное по причине огромных жертв среди населения и разрушения: «Когда читаем описания татарского нашествия, оно кажется нам ужасным, сокрушительным. Оно, без сомнения, и было таковым для огромного числа отдельных лиц, терявших от него жизнь, честь, имущество, но для целого народа как существа коллективного и татарское данничество должно почитаться очень легкою формою зависимости». 

В татаро-монгольском нашествии Данилевский видит стимул развития средневекового русского государств, потому что застоявшиеся государственные традиции невозможно было бы преобразовать изнутри, поэтому должна быть внешняя разрушающая сила: «Во избежание этого был необходим новый прием государственности, и он был дан России нашествием татар». Именно нашествие татар по мнению Данилевского запустило те преобразования, которые и привели Россию к её величаю через испытания и внутреннюю модернизацию.

Нелинейное развитие и смерть цивилизации

Смерть цивилизации, как любого организма – это цикличный и закономерный процесс. Во время существования человечества подобных смертей было великое множество и именно этим отличается концепция исторического развития Данилевского от других исследователей. Учёный видит развитие человечества не как единый поступательный процесс, а как автономное развитие разных цивилизаций, которые неповторимы в своей уникальности. Данилевский выводит 11 типов цивилизаций: египетская, китайская, асиро-вавилоно-финикийская, индийская, иранская, романо-германская (европейская), халдейская или древнесемитская, римская, новосемитская или аравийская, греческая, еврейская. Также были выделены цивилизации мезоамерики – это мексиканская и перуанская, однако эти цивилизации были уничтожены насильно, не успев пройти весь цикл развития.

После смерти цивилизации её наследие может быть заимствовано другими народами, что ложится в основу новой цивилизации. В работах Данилевского, цивилизация – это в первую очередь понятие наднациональное, которое объединяет совокупность народов на определённой территории. Народы могут существовать самобытно и иметь свои культурные особенности, однако они будут в рамках определённого цивилизационного поля. Границы полей могут изменяться, включая новые народы, либо подвергаться внешнему воздействию, что может привести или к реформации культурного типа, либо к его полному уничтожению. 

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Цивилизационный подход к истории. Николай Данилевский — гений русской философии и истории:

От меня:

Все, о чем пишет Н.Я. Данилеский актуально и сейчас! Для тех, кто хочет понять кто мы и что с нами происходит, а также какая роль в происходящем с нами Западной цивилизации, предлагаю внимательно изучить этот материал! Вы все поймете и сделаете правильные выводы!

Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций.

Концепции единства мировой истории Данилевский противопоставлял биологическую модель исторического процесса, отвергая наличие общечеловеческих идеалов. Основываясь на теории культурно-исторических типов, можно говорить не о едином общечеловеческом процессе, а о разнообразии специфических видов культурных типов. Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов:

Главное внимание Данилевский уделял германо-романскому и славянскому типам, считая славянский тип более перспективным и прогнозируя, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место германо-романского типа, который переживает упадок. На смену Европе, по прогнозам Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом

Для развития культурно-исторических типов, или цивилизаций должны соблюдаться определенные условия, которые, правда, Данилевский называет законами исторического развития. К ним он относит:

1) наличие одного или нескольких языков, при помощи которых племя или семейство народов могли бы общаться друг с другом;

2) политическая независимость, создающая условия для свободного и естественного развития;

3) самобытность каждого культурно-исторического типа, которая вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций;

4) цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств;

5) ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.

Данилевский, как и славянофилы, считал, что европейская и славянская государственность произошли из различных корней, и дополнил славянофильское обоснование особого пути развития России системой научно-обоснованных доказательств, введя в свою концепцию органическую теорию и разделив абстрактную мораль и реальную государственную политику, но именно эти дополнения вызывали больше всего нареканий со стороны славянофилов

Опираясь на географический детерминизм, он уделял внимание роли внешних факторов в формировании государства. При этом учитывались большие географические пространства, различия в социально-экономическом развитии регионов, обусловленные природно-климатическими условиями, фактор внешней опасности и т.д

В России необходима сильная власть и строгая централизация и сообразовываясь с этой целью

Данилевский был убежден в необходимости сохранения неограниченной монархии, отмечая, что самодержец в России при всей полноте его власти тем не менее не может распространять эту власть на

Это ограничение – единственно возможное, поскольку ни конституция, ни парламент в России

Идеи Данилевского вызвали интерес у К.Н. Леонтьева, считавшего себя его учеником, Ф.М. Достоевского, К.Н. Бестужева-Рюмина, Д.А. Хомякова, В.В. Розанова, П.А. Сорокина, В. Шубарта, а так же критические отклики Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, Н.К. Михайловского, К.А. Тимирязева; предвосхитили построения западных мыслителей (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Данилевский Николай Яковлевич (1822 – 1885)

Естествоиспытатель, философ, публицист, культуролог

С 1844 по май 1848 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В июне 1849 арестован в Тульской губернии, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. В ноябре 1849 освобожден, затем выслан в Вологду под надзор полиции. В 1852 переведен на службу в Самару. В 1857 причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. Участвовал в ряде научных экспедиций. В 1879 назначен директором Никитского ботанического сада.

Созидание, разрушение и пассивность

В своих работах учёный делает разделение народов на три категории. Первая категория – это народы созидательные, что как раз и могут создать устойчивый культурный тип; второй тип народов – это сила разрушающая; третий тип – это народы, которые на исторической арене не проявляют активного участия, но могут послужить материалом для строительства новых культурных типов. Если с первым типом всё достаточно понятно, то остальные следует рассмотреть более подробно. 
Под разрушающим типом понимаются те народы, которые разрушают уже застывшие в развитии и не развивающиеся цивилизации. К таким народам Данилевский относит гуннов и монголов, которые очищали историческое пространство от цивилизаций, не развивающихся, расчищая место для новых культурных образований. Под третьим типом можно понимать те народы, что не имеют особой пассионарности, которые насильственно или добровольно становятся частью нового культурного типа, сохраняя свою автономность, или же полностью исчезают, освобождая пространства для более живучего и устойчивого культурного типа. Данное деление является основным в концепции Данилевского, и каждый на планете народ является частью той или иной группы. Однако роли могут меняться, как, например, с монголами, которые из силы разрушающей превратились в силу созидающую, создав свою империю на просторе Евразии. Данный цикл не позволяет устояться единому цивилизационному порядку на протяжении длительного периода времени, что ведёт к разным движениям народов. Именно в многообразии Данилевский и видит исторические процессы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: