Теории выготского. лев семенович выготский: вклад в развитие отечественной психологии

Теория личности выготского кратко

Основные идеи Выготского кратко

Основная идея Выготского – социальная опосредованная психическая деятельность человека, орудием которого является слово. Данная теория получила название культурно-исторической концепции.

  • Социальная среда – это источник развития личности.
  • В развитии ребенка существует 2 переплетенные линии.

Первая линия идет путем естественного созревания, а вторая путем овладения культурой, способами мышления и поведения. Развитие мышления происходит вследствие овладения языком, системой счета и письмом.

Обе линии слиты, сложно взаимодействуют и образуют единый сложный процесс. В этих условиях развиваются психических функции:

Элементарные психические функции или натуральные — восприятие, непроизвольная память, ощущения, детское мышление.
Высшие психические функции — прижизненно формирующиеся, сложные психические процессы. По своему происхождению — социальные. Особенности: опосредованный характер, произвольность

Это речь, абстрактное мышление, произвольная память, воображение, произвольное внимание. У ребенка они возникают как форма сотрудничества с другими людьми, но в результате интериоризации высшие психические функции превращаются в индивидуальные функции

Данный процесс зарождается в речевом общении и завершается в символической деятельности.

Роль среды в детском развитии

Лев Семенович был первым, кто утвердил важность среды в развитии ребенка, которая способна изменяет его психику и приводит к появлению специфических высших психических функций. Он выявил механизм влияния среды – это интериоризация знаков, искусственно созданных стимулов-средств

Они предназначены для управления чужим и своим поведением.

Знаки являются психическим орудием, изменяющие сознание субъекта, который ими оперирует. Это условный символ с определенным значением, продукт общественного развития. Знаки несут в себе отпечаток культуры социума, в котором развивается и растет ребенок. В процессе общения дети их усваивают и используют для управления своей психической жизнью. У детей формируется так называемая знаковая функция сознания: происходит становление речи, логического мышления и воли. Применение слова, как самого распространенного знака, приводит к перестройке высших психических функций. Например, импульсивные действия становятся произвольными, механическая память превращается в логическую, ассоциативное течение представлений трансформируется в продуктивное мышление и творческое воображение.

Развитие являет собой процесс качественных и количественных изменений организма, психики, нервной системы, личности.

Обучение – это процесс передачи общественно-исторического опыта и организация усвоения умений, знаний, навыков.

Лев Выготский обобщил наиболее распространенные точки зрения касательно соотношения развития и обучения:

  • Это независимые друг от друга процессы. Развитие протекает по типу созревания, а обучение — по типу внешнего использования возможностей развития.
  • Это два тождественных процесса: ребенок настолько развит, насколько обучен.
  • Это связанные между собой процессы.

Зона ближайшего развития

Ввел понятия об уровнях детского развития:

  • Зона актуального развития. Это достигнутый уровень развития интеллектуальных задач, которые ребенок может решать самостоятельно.
  • Зона ближайшего развития. Это достигнутый уровень развития сложных интеллектуальных задач, которые ребенок может решать совместно с взрослыми.

Обучение идет впереди развития.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Выготского Льва Семёновича.

  • Молекулярные механизмы фоторецепции кратко

      

  • Созидательное разрушение по шумпетеру кратко

      

  • Коллективные средства защиты населения от чс кратко

      

  • Природно ресурсный потенциал континентов кратко

      

  • Двоичное кодирование видеоинформации кратко

Выдержка из текста

Подлинной основой этой теории являются, во-первых, понятие о коллективной деятельности и о ее субъекте, во-вторых, понятие о зоне ближайшего развития, в-третьих, понятие о коллективных формах поведения как источнике индивидуального действия, в-четвертых, понятие об опосредствовании этого действия знаками как объективными общественными органами или социальными средствами, в-пятых, понятие об объективных формах аффективно-смысловых компонентов культуры, существующих вне и до индивидуально-субъективных аффективно-смысловых образований

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в: индивидуальных различиях; зависимости от общего развития личности; превращении в сознательно регулируемые действия или операции.

Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». В психологии такой личностью стал Л. С. Выготский. Он строил теории развития сознательной личности ребенка «в обстановке всеобщей революции» и само его учение было «насквозь революционным» Революционными были жизнь и творчество многих русских интеллигентов, и здесь надо согласиться с поэтом: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Развитие научной генетической психологии совпадало с фундаментальными изменениями в структуре общества и культуры. Именно эти изменения ставят перед наукой новые генетические цели .

Иными словами, подлинным источником культурно-исторической теории можно считать не понятие о представлениях (даже коллективных, социальных), а понятие о реальной, внешней, или социальной, деятельности.

Исследование проводится несколькими методами комплексно: метод теоретического анализа литературы, метод наблюдения. Для создания целостной и, по возможности, полной картины в реферате был применен также метод монтажа, или «мозаики»: показ целого через сопоставление его отдельных контрастных граней.

Л.Выготский заложил в самоё основу культурно-исторической кон-цепции онтогенеза человеческого индивида утверждение о том, что источни-ком индивидуального существования является не создание самим человече-ским индивидом нечто нового, не изобретение некоего нового общего способа действования, а применение безотносительно к его созидательной индивиду-альной инициативе возникшего социального отношения как внешнего средства к себе за счёт переноса (интериоризации) своей внешней социальной органи-зации в свою внутреннюю психическую организацию. В связи с этим, в культурно-исторической концепции психики, в отличие от её рефлек-торного аналога, подчёркивается принципиальное отличие опосредованной природы человеческой психики от непосредственной (рефлекторной) природы психики животных.

В русской и западной литературе Л. С. Выготскому посвящены многие серьезные работы. Особо здесь нужно отметить многолетние усилия М. Г. Ярошевского. Последняя, самая подробная монография трактует Л. С. Выготского как классика психологии развития. Он продолжает интересовать и психоаналитиков, находящих в его теориях совпадения с последним словом своей науки. Однако и сегодня важные аспекты интеллектуальной биографии Л. С. Выготский определил область своего исследования как

Ответить на

2. вопроса

Вместе с тем все его труды составляют целостную научную линию, объединенную под общим названием культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Труды Выготского поражают, прежде всего, высокой психологической культурой, знанием исходного «материала», который и служил основой для последующих преобразований.

Исследования Л. Выготского, А.

Во-вторых, — это Выготский, которого один из американских исследователей его творчества назвал «Моцартом психологии». Среди психологов и педагогов наиболее известна сейчас его культурно-историческая теория психического развития человека

Важное место в этой теории занимает способ решения Л

Если зарубежные исследования диагностики готовности к школе в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы диагностики готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского.

Как юрист Выготский стал литератором, психологом и педагогом

Лев Семёнович Выготский родился в небольшом белорусском городе Орша, но большую часть детства и юности провёл в Гомеле и там же начинал свою карьеру. Правда, фамилия при рождении у будущего учёного была другой — Выгодский. В 1920‑х он изменил в ней одну букву, чтобы «отмежеваться» от двоюродного брата — известного переводчика Давида Выгодского.

Основное образование Выготский получил дома — в его семье живо интересовались литературой, философией, историей и другими гуманитарными науками. Правда, в старших классах он всё же посещал частную гимназию, а окончив её с золотой медалью в 1913 году, поступил в Императорский московский университет. По настоянию родителей он выбрал медицинский факультет, но через пару месяцев перевёлся на юридический (на этот факультет шли все, кто не знал, чем хочет заниматься на самом деле).

Параллельно Лев Семёнович получал образование в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. Это был негосударственный, либеральный вуз, поступить в который могли все желающие (в то время как попасть в императорские университеты удавалось немногим). Официальных дипломов — как бы сейчас сказали, «государственного образца» — он не выдавал, зато там преподавали известные учёные. Именно в народном университете Выготский напрямую соприкоснулся с основными сферами своих интересов — философией, психологией, педагогикой и литературой. Причём вначале взяла верх именно литература — к окончанию вуза Выготский уже мог похвастаться несколькими вышедшими в печати рецензиями и большой работой «Трагедия о Гамлете, принце Датском».

В 1917 году он вернулся в родной Гомель, где продолжил занятия литературным творчеством, а ещё стал преподавать литературу, логику и психологию в местном педагогическом техникуме. Спустя пять лет он организовал там психологическую лабораторию и стал работать с детьми, имеющими особенности развития. Результаты этой работы легли в основу прикладной книги для учителей «Педагогическая психология» и судьбоносного доклада на II Всероссийском съезде по психоневрологии.


Лев ВыготскийФото: Wikimedia Commons

Судьбоносным доклад стал потому, что на выступлении Выготского присутствовал учёный секретарь Московского института экспериментальной психологии Александр Лурия. Доклад так поразил его, что он убедил директора института Николая Корнилова пригласить никому толком не известного тогда молодого психолога Выготского на работу в Москву. Хотя Лурия формально стал руководителем Выготского, на деле он был его учеником и последователем. Присоединились к ним и другие учёные, например Леонид Занков и Леонид Сахаров, и даже деятели искусства, в том числе режиссёр Сергей Эйзенштейн.

В Москве Выготский сосредоточился в основном на дефектологии и нашёл новые способы воспитания и обучения детей с особенностями или задержкой в развитии, предложив не просто лечить, а социализировать таких ребят.

«…надо воспитывать не слепого, но ребёнка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухо­го — значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превращать её в дефективную педагогику», — писал Выготский.

Знаменитый психолог также активно участвовал в развитии педологии — чрезвычайно популярной в 1920-е годы науки, пытавшейся комплексно (с точки зрения психологии, физиологии и социологии) изучать развитие детей. Одной из самых известных разработок Выготского стала культурно-историческая теория. С её помощью он описывал процесс формирования и развития высших психических функций.

Однако полностью свой творческий потенциал Выготскому реализовать не удалось: он многие годы страдал от туберкулёза, бывал подолгу прикован к постели, а в 1934 году скончался. Он прожил всего 37 лет.

Вскоре его научные работы предали забвению — связано это было с разгромом педологии, которую объявили лженаукой (представителей направления обвинили в буржуазных идеях и отказе от марксизма). Даже не связанные напрямую с педологией идеи и практики тех, кто имел к ней хоть какое-то отношение, было запрещено упоминать. Возвращаться к идеям Выготского начали только в 1960-х.

Суть концепции

Новорожденный еще не обладает разумом. Ученый предположил: сознание начинает закладываться сразу, при попадании малыша в социальную среду, и зависит от окружающих людей. При этом природные предпосылки развиваются параллельно. То есть в составе сознания есть 2 линии:

  1. Натуральная, или органическая – генетика, биологические особенности.
  2. Культурная, или социальная – то, что создано человечеством на этапах его эволюции.

Оба элемента значимы для построения психики. Со временем органические функции изменяются и превращаются в ВПФ (высшие психологические функции). Ребенок постепенно осознает свое поведение и управляет им, начинает думать логически, чаще обращается к памяти. Появляются творческие способности и воображение.

Выготский считал: личность всегда социальна, и общественный компонент главенствует в ее образовании. Поэтому необходимы культурные ценности: письменность, речь, искусство. Весь накопленный веками опыт формирует базис для существования человечества.

Важность игры

Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. Игры помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру. 

Сейчас много говорят о геймификации обучения. Создаются интернет-ресурсы с развивающими играми для детей. В новых школьных программах домашние задания стараются сделать похожими на интерактивный квест. Всё это стало возможным благодаря смелым идеям молодого учёного, высказанным около 100 лет назад.  

<<Форма демодоступа>>

Понятие высших психических функций

Являются наивысшей формой проявления разума, свойственной только людям. Их совокупность и есть сознание. Используются в общественной сфере и частично заменяют натуральные связи, которые заложенные биологией. То, что происходило бессознательно, теперь поддается контролю и выполняется осмысленно. Природные данные заменяются искусственными, освоенными в результате изучения языка, цифр и других символов. Натуральная психика – это врожденное неосмысленное действие. Например, когда младенец плачет от испуга

ВПФ – это, например, когда малыш капризничает, чтобы привлечь внимание. Налицо замена органической роли на высшую.
Здесь в единстве рассматриваются такие элементы, как:

  • ВПФ;
  • культурное развитие;
  • осознание собственного поведения.

Общие положения теории личности Л.С. Выготского

Личность не является чисто психологическим понятием, а
изучается всеми социальными науками — философией, социологией, этикой,
педагогикой и др. Литература, музыка и изобразительное искусство способствуют
пониманию природы личности. Личность играет значительную роль в решении
политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом,
в повышении уровня человеческого существования.

Категория личности занимает одно из центральных мест в
современных научных исследованиях и общественном сознании. Благодаря категории
личности появляются возможности для целостного подхода, систематического
анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний и характеристик
человека.

В психологической науке нет общепринятого определения
природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно
условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца 19-го по
середину 20-го века и примерно совпадает со временем появления классической
психологии. В то время были сформулированы основные положения о личности и
установлены основные направления изучения психологических особенностей
личности. Второй этап исследования личности начался во второй половине ХХ века.

Ценность и уникальность личности не исключала, а
предполагала наличие ее особой структуры. Л.С. Выготский отмечал:
«Структурой обычно называют те целостные образования, которые не сводятся
в сумме к отдельным частям и составляют их совокупность, но сами определяют
судьбу и значение каждой из их составляющих». Структура личности:

  • Как целостность — это объективная
    реальность, которая воплощает в себе внутренние процессы личности. Более того,
    структура отражает логику этих процессов и подчинена им;
  • возникает как воплощение функции, как
    орган этой функции. Конечно, появление структуры, в свою очередь, приводит к
    изменению самих функций и тесно связано с процессом их формирования: Структура
    является как результатом формирования, ее состоянием, так и фактором
    дальнейшего развития личности;
  • означает целостность, которая включает в себя
    все психологические (сознательные и бессознательные) и непсихологические
    компоненты личности. Но это не простая их сумма, а новое особое качество, форма
    существования человеческой психики. Это особая аранжировка, новый синтез;
  • противоречит фактору стабильности. С одной
    стороны, он стабилен и постоянен (содержит те же самые компоненты, что делает
    поведение предсказуемым). Но в то же время, структура личности жидкая,
    переменная, никогда не бывает полной.

Культурно-историческая теория доказывает, что личностная
структура человека меняется в процессе онтогенеза

Важной и нерешенной конечной
проблемой является определение компонентов индивидуального содержания структуры
личности. Для иллюстрации проблемы процитируем размышления Л.С

Выготского о
поиске осмысленных единиц анализа психики в целом. Он проводит поразительную
аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача
определить основные механизмы и свойства, скажем, такого вещества, как вода, он
может выбрать два пути анализа.

Во-первых, можно разложить молекулу воды (H2O) на
атомы водорода и атомы кислорода и потерять ее целостность, так как возникающие
в этом случае отдельные элементы не обладают свойствами, присущими воде (это
так называемый «элементный» анализ).

Во-вторых, если попытаться совместить анализ с
сохранением свойств, признаков и функций целостности, то не следует разбивать
молекулу на элементы, а вывести отдельные молекулы как «строительные
блоки» (Л.С. Выготский писал — «единицы») анализа, которые уже
можно изучать и в то же время сохранять в сильно упрощенном, но в то же время
резко противоречивом, «общем» виде все свойства вещества в целом.

Основная специфика личности как объекта
психологического анализа заключается даже не в его сложности, а в том, что это
объект, способный к собственному свободному действию (атрибут
«деятельности»). То есть личность, будучи объектом изучения (или
воздействия), тоже существует как субъект, что делает проблему понимания ее
психологии очень сложной, но только сложной, а не безнадежной.

Акцентирование семантических единиц психологического
анализа является руководящим принципом генетической психологии. Анализ
показывает, что единица в личности не может быть выделена.

Ранние годы

Лев Семенович Выготский (настоящее имя — Лев Симхович Выгодский) родился в 1896 году в белорусском городе Орше, где семья его родителей была вынуждена жить за чертой оседлости. Вскоре они переехали в Гомель Могилевской губернии. В конце XIX века этот город был центром торговли и промышленности.

Родители Выготского ценили образованность, обладали широким кругозором и старались привить своим детям любовь к искусству и науке. Лучшим отдыхом в семействе были чтение и поездки в театр.

Первый учитель юного Льва, Соломон Ашпиз, активист социал-демократической партии, побуждал учеников развивать свободное мышление с помощью сократического диалога. Еще до поступления в гимназию Лев выучил английский, древнееврейский и древнегреческий языки, а позже к ним прибавились латынь, французский, эсперанто и немецкий.

После успешного окончания гимназического обучения Лев Выготский собирался изучать филологию в Московском университете, но получил отказ. В то время евреи не могли свободно выбирать специальность. Тогда Выготский поступил на медицинский. А после перевелся на юридический факультет. Помимо этого он посещал лекции по психологии и философии у Г. Шпета и П. Блонского в Народном университете, а после 1917 года и вовсе перевелся туда.

Развитие личности по Адлеру

Альфред Адлер был первым из психологов, кто ввел понятие «комплекс неполноценности». В отличие от психоаналитической теории, разработанной Фрейдом, Адлер уделяет главную роль не сексуальности, а социальным факторам. Основная концепция развития личности по Адлеру заключается в том, что личность формируется благодаря «жизненному стилю». Жизненный стиль представляет собой набор психологических установок, которые несут компенсаторный характер. Например, древнегреческий оратор Демосфен в юности страдал от заикания. Многие из полководцев – Наполеон, Суворов – были невысокого роста.

Адлер считал, что все дети с рождения ощущают себя неполноценными перед всемогущими родителями. Поэтому задача борьбы с комплексом неполноценности стоит перед каждым ребенком. Она может осуществляться как позитивно, так и негативно – в этом случае человек растет со стремлением к власти над другими. Но обычно стремление компенсировать свою неполноценность является двигателем развития.

Главную роль в развитии личности по Адлеру играет «Эго» человека – именно с его помощью человек выбирает определенный тип поведения, индивидуальные установки. Препятствием к развитию являются общественные правила. Однако ни один человек не может существовать без общества, поэтому конфликт между творческой самореализацией и общественными нормами неизбежен. Альфред называет этот конфликт «вечным стремлением получить одобрение общества и перестать быть его частью».

Важность социального контекста

Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «придания смысла».

В отличие от Пиаже, который утверждал, что развитие детей обязательно должно предшествовать их обучению, Выготский утверждает, что обучение является универсальным и необходимым аспектом процесса культурно организованного развития, особенно с точки зрения психологических функций человека..

Другими словами, социальное обучение предшествует развитию.

Выготский разработал социокультурный подход к когнитивному росту. Его теории были созданы более или менее одновременно с Жаном Пиаже, швейцарским эпистемологом..

Проблема Выготского заключается в том, что он начал разрабатывать свои собственные с 20 лет и умер в 38 лет, так что его теории являются неполными. Кроме того, некоторые его произведения до сих пор переводятся с русского.

По словам Выготского, индивидуальное развитие невозможно понять без социокультурного контекста, в который он погружен. Высшие психические процессы индивида (критическое мышление, принятие решений, рассуждение) берут свое начало в социальных процессах..

Развитие личности и аналитическая психология Юнга

Как известно, Карл Густав Юнг был учеником Фрейда. Но он значительно отдалился от центральной идеи фрейдовского психоанализа. В теории Юнга борьба с животной частью себя не занимает главного места. Концепция развития личности Юнга, помимо индивидуального бессознательного, включает в себя коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – это «память поколений». Она включает все те переживания, которые могли испытывать люди, жившие до нас.

Коллективное бессознательное проявляется в архетипах – тех образах, которые являются общими для всего человечества. Повторяющиеся среди различных народов образы Юнг считал прямым доказательством теории коллективного бессознательного. К примеру, во многих мифах и легендах встречается фигура богини плодородия, которая является архетипом Матери.

Другие понятия в концепции Юнга – это «Эго», «Персона», «Анима»,«Анимус» и «Тень». «Я» — это центральная часть сознательной деятельности человека. «Персона» является маской, которая одевается на публике, в обществе. Женский архетип внутри мужской психики называется «Анимой», а мужской архетип в психике женской – «Анимусом». «Тень» — это те черты характера, наличие которых сам индивид не признает в себе. «Эго» имеет две стороны: светлую – то, что человек в себе самом признает, а также темную – «Тень».

Развитие личности по А. С. Макаренко

А. С. Макаренко является гениальным отечественным психологом. В 1988 году ЮНЕСКО определило четырех педагогов, которые своими работами определили весь метод педагогики XX века – ими оказались Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и А. Макаренко.

Макаренко организовывал колонии для тех детей, которых общество считало полностью испорченными – мальчиков-воров, девочек-проституток. Никто не мог с ними справиться – даже родители иногда самостоятельно привозили своих детей к педагогу. И Макаренко добился в своем мастерстве огромных результатов. Он самостоятельно, без помощи воспитателей, возглавлял колонию несовершеннолетних правонарушителей им. Дзержинского. Число ее обитателей достигало 500-600 человек.

В настоящее время статистика Генпрокуратуры свидетельствует: порядка 10% выпускников детских домов адаптируются к обществу, 40% заболевают алкоголизмом или наркоманией, около 10% накладывают на себя руки. Для сравнения – из 3 тысяч выпускников А. С. Макаренко не было ни одного уголовного случая. Многие уже взрослые выпускники считали себя «счастливыми людьми».

Однако, несмотря на успехи, концепция развития личности по А. С. Макаренко не признавалась официальной педагогической наукой. Одним из его противников была Н. С. Крупская. Система Макаренко была запрещена в советских школах и детских домах. Макаренко спас писатель М. Горький – именно благодаря его стараниям педагог получил возможность трудиться в колонии им. Дзержинского.

Основные понятия программы колонистов

Каким образом Макаренко добивался таких блестящих результатов? Программа личностного развития колонистов включала несколько понятий – дело, формат, ядро коллектива.

Дело — это род занятий, которые имели колонисты. Дело было для них источником доходов и одновременно дисциплины. На заработанные средства воспитанники колонии содержали себя, своих младших товарищей, ходили в походы, откладывали средства на будущее. В возрасте 17-19 лет многие уже становились мастерами производства.

Ядро коллектива. Воспитанием жителей колонии не занимался воспитатель. План личностного развития новоприбывших был делом авторитетных членов колонии. На своем языке они объясняли им основные ценности коллектива – сам Макаренко лишь наблюдал, чтобы это происходило в рамках цивилизованности.

Формат. Макаренко тщательно следил за тем, чтобы в колонии была строгая дисциплина. Он внедрял особые правила и ритуалы, благодаря которым в колонии возможен был порядок. Педагог был уверен, что дети не должны были даже друг друга толкать, вести себя прилично – Макаренко никогда не был приверженцем гуманистических теорий, ценил сдержанность, дисциплину и армейские порядки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: