Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.
Любое государство должно обладать следующими признаками:
- Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
- Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
- Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
- Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое.
- Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
- Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.
<<Форма демодоступа>>
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Ответ эксперта
Работающим по трудовому договору гарантируется: 1) пособие по безработице; 2) установленная законом продолжительность рабочего времени; 3) предоставление нового рабочего места в случае увольнения; 4) выходные и праздничные дни; 5) оплачиваемый ежегодный отпуск; 6) пенсия по возрасту
(*ответ*) 2,4,5
1,2,5
1,2,4
2,4,6
Республика Казахстан состоит из
(*ответ*) 14 областей
3 аймаков
12 областей
19 областей
Республиканская форма правления означает, что 1) все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными общенациональными учреждениями; 2) во главе государства стоит Президент; 3) в стране функционирует представительный орган; 4) коллегиальные органы государственной власти избираются на определенный срок и решения в этих органах принимаются большинством
(*ответ*) 1,2
2,4
1,4
2,3
Референдум в РК назначает
(*ответ*) Президент
Сенат Парламента
Парламент
Правительство
Решение о помиловании принимается
(*ответ*) Президентом РК
Генеральным прокурором РК
Парламентом РК
Верховным Судом РК
Решения, принятые на референдуме,
(*ответ*) в утверждении не нуждаются
должны быть одобрены Конституционным Советом РК
должны быть ратифицированы Парламентом РК
должны быть утверждены Президентом РК
Русский язык в Республике Казахстан является
(*ответ*) официально употребляемым языком
иностранным языком
языком межнационального общения
государственным языком
С инициативой проведения референдума должны выступить не менее
(*ответ*) 200 000 человек
1 000 000 человек
100 000 человек
500 000 человек
Светское государство означает, что 1) деятельность религиозных объединений в государстве запрещена; 2) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 3) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; 4) господствующее положение занимает только одна религия
(*ответ*) 2,3
3,4
1,2
1,3
Следующая норма по ее назначению в механизме правового регулирования: «Первая сессия Парламента созывается Президентом РК не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов» — является нормой
(*ответ*) процессуальной
разрешающей
материальной
императивной
Согласно Конституции РК политический режим в Республике Казахстан
(*ответ*) демократический
тоталитарный
республиканский
авторитарный
Экономические вызовы
Перед новым президентом Казахстана стоит целый ряд внешних и внутренних вызовов, без ответа на которые невозможно построить «Новый Казахстан», о котором так много говорят. Среди внешних стоит выделить два основных. Во-первых, речь идет об украинском кризисе и нарастающих антироссийских санкциях, которые создают серьезные препятствия для осуществления внешнеторговой деятельности, логистики и транзита товаров через российскую территорию. Сегодня львиная доля казахстанского экспорта завязана на Россию. К числу основных направлений казахстанского экспорта относится Каспийский трубопроводный консорциум, по которому идет почти 80% экспорта нефти; транзит через систему нефтепроводов, железных и автомобильных дорог, а также портовую инфраструктуру России. Разрушение логистических цепочек, проблемы с обслуживанием и страхованием сухопутных и морских перевозок создают большие проблемы для экспорта из Казахстана. Чтобы изменить направления товарных потоков необходимо время и большие финансовые вложения на создание и поддержание соответствующей инфраструктуры.
Во-вторых, почти 80% экспорта Казахстана идет за пределы постсоветского пространства — в Европу и Азию. Однако темпы экономического роста в Европейском союзе и Китае постоянно снижаются, сначала в 2020–2021 гг. — из-за пандемии коронавируса, а затем на фоне резкого роста стоимости энергетического сырья в первой половине 2022 г. Это создает значительные риски для устойчивого существования казахстанской экономики. Очевидно, что дальнейшее расширение экспорта из Казахстана невозможно — скорее, наоборот, он будет сокращаться в стоимостном и физическом выражениях. Поэтому казахстанская экономическая модель — когда драйверами экономического роста выступает экспорт минерального сырья и развитие сектора услуг, который занят перераспределением импорта и финансовых потоков, а также создает львиную долю рабочих мест в формальном и неформальном секторах экономики — должна быть реформирована.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
***
Дамир Исламов: Саммит Организации тюркских государств в Самарканде: между иллюзией и реальностью
Казахстану предстоит пройти сложный и полный рисков путь, маневрируя между интересами великих держав и отвечая на внутренние вызовы. Единственный оптимистический вывод, который можно сделать, рассматривая ключевые социальные вызовы внутри Казахстана, — это вывод о том, что линии противоречий не проходят между этносами, хотя некоторые проблемы межэтнических отношений все же существуют. Проблемы, которые были перечислены, разделяют не этносы, а образы жизни и модели поведения, которые порой значительно отличаются даже внутри одной этнической группы. Во многом именно в этом кроется устойчивость казахстанской модели межэтнических отношений и политической системы в целом.
В то же время властям Казахстана не стоит успокаиваться и думать, что угроза политической дестабилизации миновала. 18 ноября 2022 г. в Астане в закрытом режиме начался суд над бывшим председателем Комитета национальной безопасности республики (КНБ) К. Масимовым, который проходит по делу о госизмене в связи с январскими событиями. Несмотря на это, можно с уверенностью говорить о том, что внутри страны существуют весьма мощные силы, которые могут попытаться бросить власти вызов и вновь серьезно дестабилизировать ситуацию. Это признает и сам К.-Ж. Токаев: «К сожалению, и сейчас они пытаются вести эту опасную игру
Для них это лишь игра, где их заботит только мнимая популярность в соцсетях и желание обратить на себя внимание тайных спонсоров». Президент также добавил, что «от этого страдают простые граждане и интересы государства
Поэтому я уверен, что у таких людей в Казахстане нет и не будет никакого политического будущего. Но нельзя исключать, что они могут стать инструментом в руках различных деструктивных сил, пытающихся дестабилизировать обстановку в нашей стране».
За несколько дней до выборов КНБ заявил о разоблачении очередной группы, планировавшей «захватить власть в стране». Состоявшееся 26 ноября в день инаугурации К.-Ж. Токаева шествие в центре Астаны сторонников скандального политика и предпринимателя М. Абиева лишь подтверждает, что собрать несколько тысяч крепких молодых людей в центре любого города по-прежнему несложно. Боюсь, что в январе 2022 г. в Казахстане открыли «ящик пандоры», который может стать прологом больших и неожиданных неприятностей.
В этих условиях критически важны будут устойчивые связи с ближайшими соседями — Россией и Китаем. Поэтому не стоит ожидать отдаления Казахстана от России в ближайшие годы, тем более что две страны во многом являются частью единого экономического и социального организма. В то же время политика «многовекторности» не исчезает с повестки дня, поэтому власти Казахстана усилят попытки избавиться от чрезмерной, на их взгляд, зависимости от экономики России.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.